Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 ... страница 23 | страница 24 | страница 25 страница 26

11.5.6. ППФП специалиста в свободное время

Эти самодеятельные занятия не имеют принципиального отличия от аналогичных занятий в рабочее время. Как правило, в этих коллективных (секция ППФП) или индивидуальных самостоятельных занятиях более ярко проявляется личная заинтересованность каждого занимающегося в повышении или поддержании своей специальной психофизической подготовленности. Очень часто стимулом к таким занятиям может быть не только качественное выполнение своих профессиональных функций, но и стремление через повышение личной профессионально-прикладной физической подготовленности занять на конкурсной основе интересующую его должность или отдельные поручения на выполнение интересного для него вида профессиональной деятельности. Такая ситуация чаще всего возникает у профессионалов, связанных с экспедиционными видами работ.


11.6. Дополнительные средства повышения

работоспособности


К дополнительным средствам относятся не только гантели, скакалки, набивные мячи, гимнастические стенки, но и различные тренажеры («бегущая дорожка», «велотренажер» и многие другие развивающие выносливость, силу, быстроту, подвижность суставов. Применение тренажеров повышает интенсивность занятий благодаря дополнительным нагрузкам, избирательному воздействию на отдельные функциональные системы, мышечные группы. Тренажеры позволяют строго дифференцировать физическую нагрузку. В настоящее время используются тренажеры с обратной информационной связью, позволяющие регулировать нагрузку в зависимости от реакции организма. Для восстановительных процедур применяются различные массажеры.

Физические упражнения могут сочетаться или последовательно применяться с водно-тепловыми процедурами, способствующими расслаблению, восстановлению работоспособности (душевые установки с дождевым, восходящим, контрастным и другими вариантами водных потоков; подводный массаж, русские бани и сауны). С этой же целью используются музыкальное сопровождение физических упражнений и восстановительных процедур, комнаты психологической разгрузки со специальными креслами для релаксации и видео- и аудиоэффектами. В помещении психологической разгрузки через средства аэрации воздуха могут поступать запахи цветов, хвойного леса, травы, скошенного сена, что также положительно влияет на процесс восстановления после профессионального труда.


11.7. Профилактика профессиональных заболеваний

и травматизма средствами физической культуры


Статистически доказано, что здоровый, физически подготовленный человек меньше подвержен случайным и профессиональным травмам в силу хорошей реакции, достаточных скоростно-силовых возможностей. У него более высокая устойчивость против заболеваний, проникающей радиации.

Основная задача физических упражнений профилактической направленности-повысить устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов труда. К ним относятся: перенапряжение, возникающее при тяжелом физическом труде; гипокинезия — ограничение количества и объема движений; монотония. Связанная с выполнением одинаковых операций, с непрерывной концентрацией внимания (именно в этом состоянии, подобном полудреме увеличивается вероятность травматизма), рабочая поза, которая становится причиной целого ряда неблагоприятных отклонений (заболевание органов малого таза, кифозы, сколиозы, ослабление мышц живота и др.); повышенная нервно-эмоциональная напряженность труда, вибрация и укачивание, неблагоприятные санитарно-гигиенические условия (запыленность, загазованность, плохое освещение).

Чтобы снизить эти неблагоприятные воздействия, в свободное время проводится так называемая профилактическая гимнастика. Это комплекс упражнений, подобранных для профилактики неблагоприятных влияний в процессе труда и снижения профессионального травматизма. Количество упражнений, темп их выполнения, продолжительность комплекса в каждом отдельном случае различные.

Групповые занятия профилактической гимнастикой могут проводиться в обеденный перерыв или сразу после окончания работы в специальных помещениях.

В качестве примера приводим упражнения непосредственного воздействия, предложенные профессором В.Э. Нагорным для тренировки сосудов головного мозга:

1. Движения головой (наклоны, поворот, кружения).

2. То же в сочетании с движениями рук.

3. Принять позы, при которых голова оказывается ниже других частей тела (подъем ног лежа на спине, «велосипед», стойка на лопатках, локтях, голове).

4. Быстрые перемещения головы с возникновением сил инерции («рубка дров», качательные движения туловищем).

5. Сгибание позвоночника в области шеи, груди (заведение ног за голову в положении лежа на спине).

6. Интенсивное дыхание через нос, резкое сокращение диафрагмы (бег, передвижение на лыжах и т.п.), дыхание только через нос («рубка дров» с интенсивным выдохом).

7. Приемы массажа и самомассажа, включающие несильное постукивание пальцами по голове.

11.8. Влияние индивидуальных особенностей,

географо-климатических факторов на

содержание производственной физической

культуры специалистов


На содержание производственной физической культуры как в рабочее, так и в свободное время оказывают влияние индивидуальные особенности человека. При выборе форм и при упражнениях ПФК учитывают половые отличия занимающихся.

Так, например, при продолжительной работе в положении сидя у женщин чаще, чем у мужчин возникают и в большей степени проявляются неблагоприятные последствия застойных явлений в области малого таза. При выполнении работы преимущественно в положении стоя у женщин чаще бывают осложнения, связанные с нарушением венозного кровообращения в нижних конечностях. Предрасположенность к таким нарушениям может носить наследственный характер. Все это должно учитываться как при определении, например, количества физкультминуток в течение рабочего дня, так и при подборе специальных упражнений.

Возрастные отличия обычно влияют на продолжительность физкультурных пауз, интенсивность выполнения комплекса отдельных упражнений. Общая физическая нагрузка в утренней гигиенической или специализированной гимнастике по-разному переносится «совами» и «жаворонками», поэтому важно учитывать индивидуальные различия в переносимости физической нагрузки различными людьми в разное время суток.

Географо-климатические условия также могут оказывать свое влияние на содержание ПФК. Например, длинная полярная ночь и длинный полярный день на Севере вносят определенный дисбаланс в нормальное функционирование организма, нарушая его естественный биологический ритм.

На подбор упражнений ПФК влияют также температурные и климатические особенности времен года в тех или иных регионах.
11.9. Роль личности руководителя во внедрении

физической культуры в

производственный коллектив
Специалисты высшей квалификации на определенном этапе своей профессиональной деятельности, как правило, становятся руководителями производственного, творческого, управленческого или другого коллектива. От того, насколько сам руководитель осознает роль и значимость производственной физической культуры для профессиональной дееспособности каждого члена коллектива, во многом зависит степень ее внедрения. Проблема использования различных форм ПФК не простая, так как часто вступает в противоречия с общими экономическими показателями. При решении вопросов производственной физической культуры руководителю коллектива приходится анализировать плюсы и минусы ее внедрения, сопоставляя гуманистические аспекты этих мероприятий с экономическими возможностями производства, организации.

Однако в любом случае принятие решения во многом зависит от того, насколько сам руководитель понимает суть и значимость воздействия производственной физической культуры на работающего человека, на его здоровье и дееспособность. И здесь важна не только теоретическая подготовка, но и личный практический опыт.


Контрольные вопросы
1. Производственная физическая культура, ее цели и задачи.

2. Методические основы производственной физической культуры.

3. Влияние условий труда и быта специалиста на выбор форм, методов и средств ПФК.

4. Производственная физическая культура в рабочее время.

5. Вводная гимнастика.

6. Физкультурная пауза.

7. Физкультурная минутка.

8. Микропауза активного отдыха.

9. Методика составления комплексов упражнений в различных видах производственной гимнастики и определение их места в течение рабочего дня.

10. Физическая культура и спорт в свободное время.

11. Утренняя гигиеническая гимнастика.

12. Утренние или вечерние специально направленные физические упражнения.

13. Краткие занятия физическими упражнениями в обеденный перерыв.

14. Попутная тренировка.

15. Физкультурно-спортивные занятия для активного отдыха и повышения функциональных возможностей.

16. Дополнительные средства повышения работоспособности.

17. Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами физической культуры.

18. Влияние индивидуальных особенностей, географо-климатических факторов на содержание производственной физической культуры специалистов.

19. Роль личности руководителя во внедрении физкультуры в производственный коллектив.



СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ 3

Глава 1. 5

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ 5

И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ 5

1.1. Физическая культура и спорт как 5

социальные феномены 5

1.2. Физическая культура в 8

структуре профессионального образования 8

1.3. Физическая культура и спорт в высшем 18

учебном заведении 18

Контрольные вопросы 27

Глава 2. СОЦИАЛЬНО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 28

Часть первая 28

2.1. Организм как единая саморазвивающаяся 29

и саморегулирующаяся биологическая система 29

2.2. Анатомо-морфологические особенности и 30

основные физиологические функции организма 30

2.3. Функциональные системы организма 31

2.4. Внешняя среда и ее воздействие на 58

организм и жизнедеятельность человека 58

2.5. Функциональная активность человека и 59

взаимосвязь физической и умственной деятельности 59

2.6. Утомление при физической и умственной работе. 61

Восстановление 61

2.7. Биологические ритмы и работоспособность 64

2.8. Гипокинезия и гиподинамия 66

2.9. Средства физической культуры, обеспечивающие 67

устойчивость к умственной и физической 67

работоспособности 67

Контрольные вопросы 70

Часть вторая 71

2.10. Физиологические механизмы и закономерности 71

совершенствования отдельных систем организма под 71

воздействием направленной физической тренировки 71

2.11. Органы пищеварения и выделения 100

2.12. Железы внутренней секреции 101

2.13. Сенсорные системы 102

2.14. Регуляция деятельности организма в различных условиях 104

Контрольные вопросы 113

Глава 3. ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ 115

СТУДЕНТА. РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 115

В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗДОРОВЬЯ 115

3.1. Понятие «здоровье», его содержание и критерии 115

3.2. Функциональное проявление здоровья в 117

различных сферах жизнедеятельности 117

3.3. Образ жизни студентов и его влияние на здоровье 118

3.4. Здоровый образ жизни студента 119

3.5. Влияние окружающей среды на здоровье 121

3.6. Наследственность и ее влияние на здоровье 122

3.7. Здоровье в иерархии потребностей и 123

ценностей культурного человека 123

3.8. Направленность поведения человека 125

на обеспечение собственного здоровья, 125

его самооценка 125

3.9. Ценностные ориентации студентов на здоровый 126

образ жизни и их отражение в жизнедеятельности 126

3.10. Содержательные характеристики 129

составляющих здорового образа жизни 129

Контрольные вопросы 153

Глава 4. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 154

УЧЕБНОГО ТРУДА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ 154

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ 154

КУЛЬТУРЫ В РЕГУЛИРОВАНИИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ 154

4.1. Объективные и субъективные факторы 154

обучения и реакция на них организма студентов 154

4.2. Изменение состояния организма студента под 157

влиянием различных режимов и условий обучения 157

4.3. Работоспособность и влияние на нее 160

различных факторов 160

4.4. Влияние на работоспособность периодичности 161

ритмических процессов в организме 161

4.5. Общие закономерности изменения 163

работоспособности студентов 163

в процессе обучения 163

4.6. Типы изменений умственной работоспособности 166

студентов 166

4.7. Состояние и работоспособность студентов 167

в экзаменационный период 167

4.8. Средства физической культуры в регулировании 170

психоэмоционального и функционального 170

состояния студентов в экзаменационный период 170

4.9. Использование «малых форм» физической 173

культуры в режиме учебного труда студентов 173

4.10. Работоспособность студентов в условиях 175

оздоровительно-спортивного лагеря 175

4.11. Особенности проведения учебных занятий 176

по физическому воспитанию для повышения 176

работоспособности студентов 176

Контрольные вопросы 180

Глава 5. ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ, СПЕЦИАЛЬНАЯ И СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 181

Часть первая 182

5.1. Методические принципы физического воспитания 182

5.2. Средства и методы физического воспитания 187

5.2.2. Методы физического воспитания 188

5.3. Основы обучения движениям. 190

Этапы обучения движениям 190

5.4. Воспитание физических качеств 193

5.5. Формирование психических качеств, черт, 205

свойств личности в процессе 205

физического воспитания 205

Контрольные вопросы 206

Часть вторая 207

5.6. Общая физическая подготовка 207

5.7. Специальная физическая подготовка 210

5.8. Интенсивность физических нагрузок 214

5.9. Энергозатраты при физических нагрузках разной 216

интенсивности 216

5.11. Коррекция физического развития 221

телосложения, двигательной и 221

функциональной подготовленности 221

средствами физической культуры 221

и спорта 221

5.12. Формы занятий физическими упражнениями 227

5.13. Построение и структура учебно-тренировочного 228

занятия 228

5.14. Общая и моторная плотность занятия 229

Контрольные вопросы 230

Глава 6. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ 231

6.1. Мотивация и целенаправленность 231

самостоятельных занятий 231

6.2. Формы и содержание самостоятельных занятий 234

6.3. Организация самостоятельных занятий 252

физическими упражнениями 252

различной направленности 252

6.4. Граница интенсивности физической 255

нагрузки для лиц студенческого возраста. 255

Взаимосвязь между интенсивностью занятий 255

и ЧСС. Признаки чрезмерной нагрузки 255

6.5. Пульсовой режим рациональной тренировочной 257

нагрузки для лиц студенческого возраста. 257

чсс/пано (частота сердечных сокращений/порог 257

анаэробного обмена) у лиц разного возраста 257

6.6. Энергозатраты при физической нагрузке 259

разной интенсивности 259

6.7. Гигиена самостоятельных занятий 259

6.8. Самоконтроль за эффективностью 263

самостоятельных занятий. 263

Профилактика травматизма 263

6.9. Участие в соревнованиях в процессе 264

самостоятельных занятий 264

Контрольные вопросы 264

Глава 7. СПОРТ. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ВЫБОР ВИДОВ СПОРТА ИЛИ СИСТЕМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 265

7.1. Определение понятия «спорт». 265

Его принципиальное 265

отличие от других видов занятий физическими 265

упражнениями 265

7.2. Массовый спорт. Спорт высших достижений 266

7.3. Единая спортивная классификация. 267

Национальные виды спорта в 267

спортивной классификации 267

7.4. Студенческий спорт. 269

Его организационные особенности 269

7.5. Студенческие спортивные соревнования 272

7.6. Студенческие спортивные организации 273

7.7. Нетрадиционные системы физических 274

упражнений 274

7.8. Обоснование индивидуального выбора видов 275

спорта или систем физических упражнений 275

Контрольные вопросы 291

Глава 8. ОСОБЕННОСТИ ЗАНЯТИЙ ИЗБРАННЫМ 293

ВИДОМ СПОРТА ИЛИ СИСТЕМОЙ ФИЗИЧЕСКИХ 293

УПРАЖНЕНИЙ 293

8.1. Историческая справка 293

8.2. Влияние избранного вида спорта или системы 294

физических упражнений на физическое развитие, 294

функциональную подготовленность и 294

психические качества 294

8.3. Модельные характеристики спортсмена 295

высокого класса 295

8.4. Планирование тренировки в избранном виде 298

спорта или системе физических упражнений 298

8.5. Пути достижения физической, технической, 303

тактической и психической подготовленности 303

8.6. Виды и методы контроля за эффективностью 306

тренировочных занятий 306

8.7. Специальные зачетные требования и нормативы 307

по годам (семестрам) обучения студентов 307

8.8. Календарь студенческих внутривузовских и 307

вневузовских соревнований 307

8.9. Требования спортивной классификации и 308

правил соревнований по избранному виду спорта 308

Контрольные вопросы 309

Глава 9. САМОКОНТРОЛЬ ЗАНИМАЮЩИХСЯ 310

ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ И СПОРТОМ 310

9.1. Диагностика и самодиагностика организма при 310

регулярных занятиях физическими упражнениями 310

и спортом 310

9.2. Виды диагностики, ее цели и задачи 313

9.3. Врачебный контроль как условие допуска к 313

занятиям физическими упражнениями и спортом, 313

его содержание и периодичность 313

9.4. Методы стандартов, антропометрических 318

индексов, номограмм, функциональных 318

проб, упражнений, тестов для оценки 318

физического развития и физической 318

подготовленности 318

9.5. Педагогический контроль. Содержание, виды 324

педагогического контроля 324

9.6. Врачебно-педагогический контроль, 325

его содержание 325

9.7. Самоконтроль, его цели, задачи и методы 325

исследования 325

9.8. Дневник самоконтроля 326

9.9. Субъективные и объективные показатели 328

самоконтроля 328

9.10. Методика определения нагрузки по показаниям 329

пульса, жизненной емкости легких 329

и частоте дыхания 329

9.11. Методика определения тяжести нагрузки по 330

изменениям массы тела и динамометрии 330

9.12. Оценка функциональной подготовленности 330

по задержке дыхания на вдохе и выдохе 330

9.13. Методика оценки состояния центральной 331

нервной системы по пульсу и кожно-сосудистой 331

реакции 331

9.14. Оценка физической работоспособности по 331

результатам 12-минутного теста в беге и 331

плавании (по К. Куперу) 331

9.15. Методика оценки быстроты и гибкости 333

9.16. Оценка тяжести нагрузки по субъективным 334

показателям 334

9.17. Коррекция содержания и методики занятий 335

физическими упражнениями по результатам 335

самоконтроля 335

Контрольные вопросы 337

Глава 10. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ 338

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ 338

Часть первая 338

10.1. Общие положения профессионально-прикладной 338

физической подготовки студентов 338

10.1.9. Система контроля ППФП студентов 354

Часть вторая 354

10.2. Методические указания по изложению 355

лекционного материала по ППФП студентам 355

отдельного факультета 355

Контрольные вопросы 361

Глава 11. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В 363

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 363

БАКАЛАВРА И СПЕЦИАЛИСТА 363

11.1. Производственная физическая культура, ее цель 363

и задачи . 363

11.3. Влияние условий труда и быта специалиста на 365

выбор форм, методов и средств ПФК 365

11.4. Производственная физическая культура в 365

рабочее время 365

11.5. Физическая культура и спорт в свободное время 375

11.6. Дополнительные средства повышения 382

работоспособности 382

11.7. Профилактика профессиональных заболеваний 383

и травматизма средствами физической культуры 383

11.8. Влияние индивидуальных особенностей, 384

географо-климатических факторов на 384

содержание производственной физической 384

культуры специалистов 384

11.9. Роль личности руководителя во внедрении 384

физической культуры в 384

производственный коллектив 384

Контрольные вопросы 385




ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТА

Учебник
Редактор С. Я. Вешникина

Корректор Н. Е. Павлова

Оформление переплета Л. Л. Бопдаренко

Художественный редактор Е. Ю. Молчанов

Компьютерная верстка И. В. Кттенко

Изд. лиц. ЛР № 066160 от 02.11.98
Подписано в печать 27.10.98. Гарнитура Петербург.

Формат 60 х 90 \/\6. Печать офсетная. Усл. печ. л. 28.

Доп. тираж 5 000 экз. Заказ № 387

УИЦ «Гардарики»

107120, Москва, Мельницкий пер., д. 8/1

Тел.: 917-2991, 917-7144

Отпечатано в полном соответствии с качеством предоставленных диапозитивов на

ОАО «Можайский полиграфкомбинат»



143200, г. Можайск, ул. Мира, 93


1 Гимнастика и методика преподавания / Под ред. В.М. Смоленского М., 1987. С.208.



страница 1 ... страница 23 | страница 24 | страница 25 страница 26

Смотрите также: