страница 1 страница 2 Глава государства непрестанно нацеливает Правительство, всю исполнительную власть и белорусских товаропроизводителей на необходимость «прорывного» повышения качества отечественной продукции.
В Послании белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь (23 апреля 2009 г.) Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко особо подчеркнул: «За покупателя надо бороться, предлагая товар высокого качества по достойной цене и доступной цене – по-настоящему конкурентоспособный товар. Если мы сможем дать потребителю такой товар, тогда никакие политические инструменты не смогут создать барьеры для выхода белорусской продукции на внешние рынки. Потому что она будет востребована!».
Среди стран СНГ Беларусь первой объявила 2010 год Годом качества. Этот шаг уже высоко оценен в деловых кругах России и Украины, которые заинтересованы в высоком качестве белорусской продукции, так как по многим товарным позициям Беларусь является для них стратегическим поставщиком.
Высокое качество отечественной продукции – это определяющее условие для реализации такой важнейшей экономической задачи, как обеспечение импортозамещения на внутреннем рынке страны.
Масштабность происходящих в мировой экономике перемен требует осознания новой роли стандартов и предоставляемых их внедрением общепризнанных технических и экономических преимуществ при продвижении продукции на мировой рынок и защите внутренних потребителей от недоброкачественной продукции, в том числе импортной.
В настоящее время главным принципом развития в республике систем технического нормирования, стандартизации и подтверждения соответствия (далее – государственной стандартизации) является продвижение самых современных форм и методов управления качеством продукции на основе гармонизации национальных стандартов с международными и европейскими нормами, включая принятие новейших международных стандартов ISO, IEC и европейских стандартов EN.
Так, в 2009 году в Беларуси было утверждено около 900 национальных государственных стандартов (СТБ), из которых почти 80% соответствуют международным и европейским требованиям, в то время как в предыдущие годы их доля составляла только 50–60%.
При этом в прошлом году было введено в действие 87 межгосударственных стандартов, большая часть которых разработана на основе международных и европейских.
В последние годы наибольшее количество гармонизированных государственных стандартов внедрено в области архитектуры и строительства, что способствует выполнению требований Главы государства и Правительства по переводу на европейские стандарты белорусской строительной отрасли, выступающей на данном этапе «локомотивом» развития экономики республики. Внедрение государственных стандартов в строительство способствует повышению его организационно-технического уровня, снижению энергоемкости, уменьшению нагрузки на окружающую среду, обеспечению рационального использования природных, материальных топливно-энергетических ресурсов, ограничению теплопотерь в производственных, административно-бытовых зданиях и объектах жилищного фонда.
В 2009 году были разработаны и утверждены 58 технических кодексов установившейся практики, которые идентичны еврокодам по расчету и проектированию строительных конструкций из различных материалов. Одновременно были утверждены в качестве национальных 668 европейских стандартов, гармонизированных с Директивой 89/106/ЕЭС, на которые даны ссылки в еврокодах.
Кроме того, ранее было утверждено 249 гармонизированных с европейскими и международными нормами стандартов (СТБ EN, СТБ ISO), регламентирующих технические требования и методы испытаний стеновых материалов и изделий, цементов, заполнителей для строительных работ, теплоизоляционных, кровельных и гидроизоляционных материалов, отделочных и облицовочных изделий, строительного стекла.
Значимые разработки по стандартизации на основе использования норм международных и европейских стандартов в последнее время также осуществлены в области энергосбережения. Для достижения целей и задач Директивы Президента Республики Беларусь № 3 «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства» реализуется специальная программа стандартизации в области энергосбережения.
В рамках реализации данной программы разработано свыше 130 технических нормативных правовых актов, большинство из которых гармонизировано с международными требованиями.
Кроме того, в настоящее время в республике действует более 200 государственных стандартов, которые устанавливают как организационно-технические требования в области энергоэффективности и ресурсосбережения, так и требования к конкретным видам продукции в части показателей энергоэффективности, методов ее оценки, а также средств измерений расхода тепловой и электрической энергии, других видов ресурсов.
Важным направлением государственной стандартизации в области энергосбережения, которое сформировалось в последние годы, является информирование потребителя об энергоэффективности электробытовых приборов. Лучшим для потребителя способом получения информации об энергетической эффективности приобретаемой им бытовой техники является получившая широкое распространение во всех странах мира маркировка энергоэффективности электробытовых приборов.
В настоящее время маркировки (этикетки) с информацией о классе энергетической эффективности размещаются практически на всех современных электробытовых приборах (стиральных, сушильных и посудомоечных машинах, холодильниках и морозильниках, кондиционерах, микроволновых печах, электрических духовках и кухонных электроплитах, водонагревателях и комнатных обогревателях, электроутюгах, источниках света). В приложении 1 приведены сведения о классах энергетической эффективности отдельных электробытовых приборов, установленных национальными стандартами, требования которых гармонизированы с международными и европейскими нормами.
В дальнейшем классы энергетической эффективности предполагается устанавливать не только для бытовых электроприборов, но и для других видов продукции, предприятий, зданий и энергопотребляющего оборудования во всех сферах деятельности, включая энергетику, промышленность, жилищно-коммунальное хозяйство и социальную сферу.
Сегодня уровень качества выпускаемой продукции напрямую зависит от того, насколько оперативно руководители, менеджеры и работники отечественных предприятий смогут обеспечить внедрение международных и европейских стандартов на всех стадиях ее производства.
В целях повышения качества и конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках отечественной продукции и услуг на многих предприятиях (в организациях) республики созданы и сертифицированы системы управления, соответствующие международным стандартам.
На 1 января 2010 г. в республике сертифицированы:
системы менеджмента качества по ISO 9001 – в 2 014 организациях;
системы управления качеством пищевых продуктов – в 210 организациях;
системы управления окружающей средой по ISO 14001 – в 219 организациях.
Наряду с этим в республике проводятся работы по повышению безопасности и охраны труда при производстве продукции (работ, услуг) путем внедрения систем управления охраной труда, соответствующих требованиям СТБ 18001.
На 1 января 2010 г. системы управления охраной труда по СТБ 18001 сертифицированы в 292 организациях.
Даже в непростых экономических условиях в предыдущие полтора-два года ведущие промышленные предприятия республики активно продолжали качественное обновление модельного ряда выпускаемой автомобильной, сельскохозяйственной, пассажирской и специальной техники, в том числе до экологического уровня Евро-4 и Евро-5.
В настоящее время доля сертифицированной промышленной продукции в общем объеме ее производства составляет более 76%.
Сертифицированные на соответствие требованиям международных стандартов системы менеджмента качества имеют 185 промышленных предприятий.
Отечественные промышленные предприятия добились права поставлять в страны Евросоюза более 200 наименований изделий, на которые распространяются требования европейских директив.
На предприятиях фармацевтической промышленности повышение качества и безопасности лекарственных средств белорусского производства осуществляется в ходе внедрения международных Принципов надлежащей производственной практики (GMP).
По состоянию на начало 2010 года сертифицировано в соответствии с правилами GMP 11 производственных участков в шести организациях концерна «Белбиофарм».
Для обеспечения населения качественными продуктами питания в республике создана система сертификации белорусских продуктов на право маркировки знаком «Натуральный продукт». Предприятия получают право наносить такую маркировку на продукты, изготовленные из натурального сырья растительного, животного или минерального происхождения, без применения методов генной инженерии и искусственных пищевых добавок.
Право маркировки «Натуральный продукт» уже получили 50 отечественных предприятий по 125 наименованиям выпускаемых продуктов питания (молочных и мясных продуктов, рыбных, хлебобулочных и кондитерских изделий, детского питания, соков, минеральной воды и др.). Перечень предприятий и выпускаемых ими продуктов с маркировкой «Натуральный продукт» приведен на сайте Госстандарта Республики Беларусь.
В целях снятия технических барьеров при внешнеторговых поставках белорусской продукции в страны Европы на многих предприятиях республики проводятся работы по подтверждению соответствия такой продукции требованиям европейского законодательства и Директив ЕС.
К настоящему времени 2 110 видов отечественной продукции прошли подтверждение соответствия требованиям директив ЕС с получением права их маркировки знаком «СЕ», без которой реализация электротехнической и радиоэлектронной аппаратуры, медицинского оборудования, игрушек, строительных материалов и другой продукции на европейском рынке не допускается.
Для сокращения затрат отечественных товаропроизводителей на получение маркировки «СЕ» белорусские испытательные лаборатории и органы по сертификации заключили соглашения с европейскими нотифицированными организациями по подтверждению соответствия, в рамках которых белорусские нотифицированные организации выдают сертификаты о соответствии отечественных товаров директивам ЕС на основе национальных протоколов испытаний продукции.
Важнейшим условием успешного продвижения отечественной продукции на внешние рынки государств, входящих наряду с Беларусью в новые международные экономические интеграционные структуры, является продолжение гармонизации технического законодательства в рамках ЕврАзЭС и Таможенного союза путем дальнейшей разработки проектов межгосударственных правовых документов, целенаправленной разработки и применения единых обязательных норм на региональном уровне.
Сегодня в рамках ЕврАзЭС ведется разработка проектов технических регламентов, касающихся качества: машин и оборудования (в том числе низковольтного, работающего под давлением и во взрывоопасных средах); лифтов; тракторов, сельскохозяйственных машин и машин для лесного хозяйства; колесных транспортных средств; изделий медицинского назначения; бензина, дизельного топлива и мазута; железнодорожного транспорта; игрушек, парфюмерно-косметической продукции; маркирования пищевых продуктов.
В 2009 году, непростом для становления взаимовыгодных экономических отношений между Беларусью и Россией, нашими партнерами были предприняты особые меры по контролю за качеством поступающей в российские регионы белорусской пищевой продукции. К настоящему времени 189 белорусских производителей продуктов питания получили разрешения Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Российской Федерации (Россельхознадзор) на право ввоза в Россию продовольствия по 10 укрупненным товарным позициям (приложение 2).
Ожидается, что в 2010 году работы по гармонизации национальных стандартов выйдут на еще более высокий уровень, чему будет способствовать участие Беларуси в европейских организациях по стандартизации CEN/CENELEC, в которые наша страна принята в качестве аффилированного члена в конце 2009 года. Это обеспечит белорусским специалистам доступ к проектам европейских стандартов, предоставит возможность получения упреждающей информации о вводимых в Евросоюзе новых требованиях, а также позволит отечественным экспортерам проводить более прогнозируемую политику присутствия на европейском рынке белорусской продукции.
Белорусские предприятия (организации), добившиеся значительных успехов в области качества, получают право на участие в ежегодно проводимых конкурсах (на соискание Премии Правительства, на соискание Премии Содружества Независимых Государств, «Лучшие товары Республики Беларусь», «Лучшие товары Республики Беларусь на рынке Российской Федерации» и «Лучший менеджер по качеству»).
Среди них наиболее значимым и престижным является конкурс на соискание Премии Правительства Республики Беларусь за достижения в области качества, учрежденный решением Совета Министров.
С 1999 года более 480 предприятий приняли в нем участие, за 11 лет лауреатами Премии Правительства стала 171 организация, подтвердили звание лауреата – 107 организаций.
Размещенная на продукции эмблема Премии является серьезным ориентиром для потребителей и потенциальных партнеров, повышает интерес к изделиям на различных выставках, в том числе и международных.
В 2009 году премия Правительства за достижения в области качества присуждена следующим 10 предприятиям: Научно-производственному частному унитарному предприятию «ЛЭМТ» (г. Минск); филиалу «Вагонное дело Брест» транспортного республиканского унитарного предприятия «Брестское отделение Белорусской железной дороги»; ООО «Вегас» (г. Брест); ОАО «Березовский сыродельный комбинат» (Брестская область); ОАО «Брестский мясокомбинат»; ОАО «Могилевский мясокомбинат»; ОАО «Отель “Турист”» (г. Бобруйск), ОАО «Купалинка» (г. Солигорск); РУП «Гомельский завод литья и нормалей»; РУП «Национальный аэропорт Минск».
С 2002 года лауреатами конкурса «Лучшие товары Республики Беларусь» стали более 1 000 предприятий страны. Информация о продукции и лауреатах конкурса размещается на сайте Госстандарта Республики Беларусь и в ежегодном каталоге «Лучшие товары Республики Беларусь».
Впервые в 2009 году в конкурсе «Лучшие товары Республики Беларусь» в каждой номинации среди лауреатов конкурса определились товары для присуждения статуса «Новинка года». Всего в число новинок вошли 25 наименований товаров (приложение 3), 16 из которых – продовольственные, 9 – промышленные товары для населения и изделия народных промыслов.
Статус «Новинка года» присуждается товару, для которого предполагаемая область применения (использования), функциональные характеристики, признаки, конструктивное выполнение, а также состав применяемых материалов и компонентов являются новыми или в значительной степени отличаются от ранее выпускаемых товаров. Товары, как правило, выпускаются по принципиально новым технологиям либо при сочетании новых и существующих технологий.
Таким образом, для белорусских товаропроизводителей объявление 2010 года Годом качества – это дополнительный импульс для вывода предприятий на качественно новый современный уровень производства конкурентоспособной продукции, отвечающей общепринятым международным и региональным (европейским) требованиям.
4. Через качественное обновление экономики к новому качеству жизни
Главная и конечная цель качественного подъема национальной экономики – достижение новых стандартов и качества жизни белорусских граждан, кардинальное улучшение условий труда и быта людей.
Конечно, на фоне неисчерпанных последствий мирового финансово-экономического кризиса нереально ожидать, что в текущем году произойдет кардинальный рост благосостояния наших граждан. Достижение уровня жизни людей, соответствующего самым высоким мировым стандартам, возможно только на основе поступательного повышения эффективности и конкурентоспособности национальной экономики.
Но задача качественного повышения благосостояния населения вполне осуществима. И текущий год призван стать знаменательной вехой в ее выполнении.
Вместе с тем основная цель перспективной социальной политики не сводится исключительно к увеличению материального достатка граждан, а затрагивает разнообразные условия жизни человека; это: качество и доступность жилья, образования, здравоохранения, уровень торгового и бытового обслуживания, состояние производственной и природной среды, культурные ценности, культура межличностных отношений и т.п. Комплекс таких условий в совокупности с потребностями и запросами людей составляет качество жизни. И в Республике Беларусь всем этим вопросам социальной политики уделяется пристальное внимание.
Исходной основой для достижения нового качества жизни служит проводимая в стране политика увеличения доходов населения. Только за 2006–2008 гг. реальная заработная плата выросла на 40,6%, реальный размер пенсий – на 36,2%, в целом реальные денежные доходы граждан – на 50,3%.
В 2009 году, по существу, удалось лишь сохранить уровень реальных доходов. Между тем по этому показателю Беларусь по-прежнему занимает лидирующие позиции среди государств СНГ.
Несмотря на экономические трудности, в прошлом году в стране не допущено массовых увольнений работников. Уровень регистрируемой безработицы составил на начало декабря 2009 г. 0,9%, практически не изменившись по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. И это на фоне кризисного всплеска безработицы в России, Украине и других государствах.
В 2009 году при сокращении налоговых поступлений в бюджет по максимуму были профинансированы расходы на здравоохранение, образование, социальную политику.
Властью прилагается максимум усилий, чтобы оградить людей от негативных, порой катастрофических последствий мирового экономического кризиса.
Согласно представленному ООН рейтингу качества жизни в странах мира на 2009 год, Беларусь входит в группу государств с высоким уровнем человеческого развития и занимает 68 место.
Говоря о перспективах нового, 2010 года, Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко на пресс-конференции представителям белорусских СМИ 30 декабря 2009 г. подчеркнул, что Беларусь не отказывается от ранее заявленных планов в экономике, социальной сфере и намерена как можно быстрее преодолеть негативные последствия мирового финансово-экономического кризиса, чтобы восстановить докризисные темпы экономического роста и обеспечить повышение благосостояния людей.
Необходимые ресурсы для этого предусмотрены бюджетом страны на 2010 год.
Каковы же главные задачи по повышению качества жизни населения страны на 2010-й и последующие годы?
Важнейшим приоритетом в этой области, несомненно, является последовательное повышение уровня благосостояния населения.
На 2010 год перед Правительством поставлена задача довести среднюю заработную плату в республике до 500 долл. США в эквиваленте, как и предусмотрено Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 гг.
Как известно, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 декабря 2009 г. № 1695 тарифная ставка первого разряда в бюджетных организациях установлена в размере 81 тыс. руб. Это позволит повысить уровень заработной платы работников бюджетных организаций в среднем на 5,2%.
С 1 января 2010 г. Указом Президента Республики Беларусь от 24 декабря 2009 г. № 641 в среднем на 9% повышены трудовые пенсии.
Последующий динамичный рост доходов населения, их приближение к уровню развитых европейских стран возможен только на основе инновационного, интенсивного развития национальной экономики, достижения высокой конкурентоспособности отечественной продукции на мировом и региональном рынках.
Политика доходов призвана также максимально стимулировать экономическую активность граждан, нацеливая их на достижение высоких качественных результатов, проявление инициативы и творческого подхода к делу. Этому будет способствовать последовательная либерализация условий экономической деятельности и предпринимательства, а также политики в области оплаты труда.
В результате сам человек будет нести полную ответственность за рост собственного благосостояния и благополучия своей семьи при сохранении минимальных гарантий доходов и государственной поддержке наиболее нуждающихся граждан. Как подчеркнул Президент Беларуси А.Г. Лукашенко на пресс-конференции представителям белорусских СМИ, государству надо более решительно идти на то, чтобы люди рассчитывали прежде всего на себя, создавая условия и понуждая их к самостоятельности. «А все, что даст государство, – это уже сверх того, что человек сам заработает, а может, ему это и не понадобится», – отметил Президент страны.
На протяжении ряда лет государство выделяло ресурсы для поэтапного увеличения размеров пособий на детей до 3 лет. Не стал исключением и нынешний год: с 1 января 2010 г. размер пособия увеличен с 80 до 100% бюджета прожиточного минимума.
С начала 2010 года также вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2009 г. № 458 «О государственной адресной социальной помощи».
В соответствии с ним со 120 до 150% бюджета прожиточного минимума увеличен критерий нуждаемости при предоставлении единовременного социального пособия, с 3 до 6 месяцев увеличен период назначения ежемесячного социального пособия, а также утвержден новый вид помощи – социальное пособие на оплату технических средств социальной реабилитации, которое будет предоставляться безотносительно уровня доходов всем инвалидам, нуждающимся по медицинским показаниям в таких средствах реабилитации.
Предполагается, что в 2010 году адресной социальной помощью будет охвачено более 300 тыс. человек.
Достижение страной высокого уровня социально-экономического развития невозможно без наличия во всех сферах высококвалифицированных специалистов. Это предъявляет особые требования к системе национального образования, которая все в большей степени должна соответствовать лучшим международным стандартам.
В данной связи в системе высшего образования Беларуси постепенно внедряется система менеджмента качества, основанная на международном стандарте ИСО 9001.
В настоящее время сертификацию на соответствие системе менеджмента качества успешно прошли: Учреждение образования «Белорусский государственный технологический университет», Государственное учреждение высшего профессионального образования «Белорусско-Российский университет», Учреждение образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», Государственное учреждение образования «Командно-инженерный институт» Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.
Предполагается, что в 2010 году система менеджмента качества будет внедрена во всех вузах республики.
Высшие учебные заведения страны вносят немалый вклад в развитие белорусской экономики. Наибольшим спросом пользуются научные разработки белорусских вузов в области нанотехнологий и новых материалов, радиоэлектроники, информационных технологий, телекоммуникаций, лазерных технологий, энерго- и ресурсосбережения, медицины и здравоохранения, строительства, легкой промышленности.
Научные разработки белорусских вузов на состоявшемся в августе 2009 г. 9-м Московском международном салоне инноваций и инвестиций награждены медалями, дипломами и другими наградами. На этом форуме была представлена коллективная экспозиция 15 университетов и организаций Министерства образования Республики Беларусь. В рамках выставки состоялся ежегодный конкурс инновационных разработок, в котором участвовали 34 разработки белорусских вузов. Наши разработки награждены 26 медалями (7 золотых, 9 серебряных, 10 бронзовых).
Одной из ключевых задач по повышению качества жизни в стране является укрепление здоровья населения, сокращение смертности и увеличение рождаемости.
На решение этой задачи направлена реализация Национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь на 2007–2010 гг. Основное внимание в ней уделяется осуществлению мер по стимулированию рождаемости, усилению материальной поддержки семей в связи с рождением детей, улучшению репродуктивного здоровья населения, охране здоровья матери и ребенка.
В результате предпринимаемых усилий в настоящее время в республике наблюдается положительная динамика медико-демографических процессов. В 2009 году по сравнению с 2008 годом в Беларуси отмечен рост рождаемости, сокращение естественной убыли населения, дальнейшее снижение показателя смертности в трудоспособном возрасте.
Так, по данным на 1 декабря 2009 г. показатель рождаемости в стране увеличился по сравнению с 2008 годом с 11,1 до 11,4 на 1 000 человек, число родившихся возросло на 1,9%.
Естественная убыль населения составила 2,5 на 1 000 населения (в 2008 году этот показатель был равен 2,7, в 2005 году – 5,2).
Количество умерших в трудоспособном возрасте сократилось на 1,3% по сравнению с 2008 годом. И такая тенденция сохраняется на протяжении нескольких лет.
Особую актуальность имеет проблема сохранения жизни и здоровья матери и ребенка. Меры, принимаемые в этом направлении, позволяют повышать качество оказания медицинской помощи беременным женщинам и новорожденным.
Показатель младенческой смертности за последние 12 лет снизился с 13,3‰ в 1995 году до 4,7‰ в 2009 году. По этому показателю Беларусь значительно превосходит другие государства СНГ, приближаясь к уровню экономически развитых стран.
Совершенствованию системы охраны здоровья в Беларуси способствует активная повсеместная работа по модернизации, реконструкции, техническому переоснащению организаций здравоохранения.
Все более широко внедряются высокие медицинские технологии. Например, многие сложные методы диагностики и лечения сердечно-сосудистых заболеваний уже выполняются и в областных больницах, и в больницах городов областного подчинения.
Так, в кардиохирургических отделениях областных больниц проводится до 1 000 операций в год, из которых более 100 – у новорожденных.
В действующих в Беларуси республиканских научно-практических центрах обеспечивается тесная связь науки и практики, научные разработки быстро внедряются в практическое здравоохранение. Все большее распространение получают клеточные биотехнологии, трансплантация органов и тканей, лазерные технологии в лечении опухолевых процессов, цифровая лучевая диагностика, компьютерные информационные технологии.
Например, активное развитие трансплантологии позволяет не только восстановить функцию того или иного органа, но и продлить жизнь человеку, улучшить ее качество.
В республике в 2009 году выполнено 11 трансплантаций сердца, 25 – печени и 100 пересадок почек, в том числе 8 – детям. Проведено также 127 трансплантаций костного мозга и гемопоэтических клеток, 130 операций по пересадке роговицы глаза.
В 2010 году на базе 9-й клинической больницы Минска начнет работать Республиканский центр трансплантации органов и тканей. Планируется, что здесь ежегодно будут выполнять около 200 трансплантаций почек, 50–70 трансплантаций печени, другие виды сложных высокотехнологичных хирургических вмешательств.
Особую актуальность имеет государственная поддержка широкомасштабных и высокозатратных мероприятий по организации противораковой борьбы. В настоящее время Министерством здравоохранения разработан проект Государственной программы «Онкология» на 2010–2014 гг., реализация которой позволит обеспечить своевременную диагностику опухолевых заболеваний, все виды комплексного лечения и реабилитации пациентов.
Но даже высокие технологии и мастерство медиков не могут вернуть здоровье на сто процентов. О собственном здоровье человек должен заботиться сам, вести здоровый образ жизни, освободиться от вредных привычек, правильно питаться. Искоренение пьянства и алкоголизма, формирование потребности в физически активной и духовно богатой жизнедеятельности – это, в конечном счете, те важнейшие общественные блага, для обретения которых не следует жалеть никаких средств. Достижение данных норм жизни возможно только на основе сложения целенаправленных усилий государства, трудовых коллективов, общественности, всех заинтересованных и неравнодушных.
В числе первостепенных задач по достижению высокого качества жизни – удовлетворение потребности людей в современном, комфортном жилье.
Необходимо отметить, что в последние годы строительство жилья в стране значительно активизировалось. Так, если в 2005 году в Беларуси было построено 3,8 млн. кв. м жилья, в 2008 году – 5,1 млн., то в 2009 году – около 6 млн. кв. м. В 2010 году планируется построить уже почти 7 млн. кв. м жилья.
По объемам ежегодно вводимой жилой площади в расчете на 10 тыс. населения Республика Беларусь является лидером среди государств СНГ.
В республике широкое развитие получила система льготных жилищных кредитов, государственная поддержка при их погашении, а также предоставление социального жилья.
Как констатировал А.Г. Лукашенко на пресс-конференции представителям белорусских СМИ, практика предоставления льготных кредитов в 2010 году будет существенно расширена.
Важным фактором улучшения качества жизни людей является последовательная дебюрократизация работы государственных органов и иных структур по решению проблем населения.
В данном направлении в Беларуси сделано немало.
Сформировано законодательство. Уровень и качество работы с населением определены как главный критерий эффективности деятельности государственных органов и отдельных должностных лиц. Осуществляется постоянный контроль соблюдения установленных требований к совершению административных процедур по работе с гражданами.
Необходимо последовательно идти по избранному пути, стремясь изжить в работе государственных структур проявления бюрократизма, формализма, некомпетентности.
Актуальной задачей по совершенствованию работы государственных органов с населением является широкое внедрение в данную сферу современных информационных технологий.
Все это позволит в полной мере воплотить в Республике Беларусь лозунг «Государство для народа».
Приложение 1
Классы энергетической эффективности
электробытовых приборов, установленные
государственными стандартами Республики Беларусь по требованиям, идентичным в Европейском союзе
Машины электрические стиральные бытовые (СТБ 1573-2005)
Класс энергетической эффективности
|
Расход электроэнергии «С»
на 1 кг белья для стандартной программы «Хлопок при 60ºС»
|
А
|
С≤0,19
|
В
|
0,19<С≤0,23
|
С
|
0,23<С≤0,27
|
Приборы холодильные электрические бытовые (СТБ 1574-2005)
Класс энергетической эффективности
|
Индекс энергетической эффективности «I», %
|
А**
|
I<30
|
А*
|
30≤I<42
|
А
|
42≤I<55
|
В
|
55≤I<75
|
Машины посудомоечные бытовые (СТБ 1778-2007)
Класс энергетической эффективности
|
Индекс экономичности энергопотребления Е, %
|
А
|
Е<0,64
|
В
|
0,64≤Е<0,76
|
С
|
0,76≤Е<0,88
|
D
|
0,88≤Е<1,00
|
E
|
1,00≤Е<1,12
|
F
|
1,12≤Е<1,24
|
G
|
Е≥1,24
|
Лампы бытовые (СТБ 1779-2007)
Класс энергетической эффективности
|
Индекс экономичности энергопотребления «Е», %
|
В
|
Е<60
|
С
|
60≤Е<80
|
D
|
80≤Е<95
|
E
|
95≤Е<110
|
F
|
110≤Е<130
|
G
|
Е≥130
|
Кондиционеры бытовые (СТБ 1780-2007)
Класс энергетической эффективности
|
Индекс экономичности энергопотребления «Е»
|
А
|
3,20<Е
|
В
|
3,20≥Е>3,00
|
С
|
3,00≥Е>2,80
|
D
|
2,80≥Е>2,60
|
E
|
2,60≥Е>2,40
|
F
|
2,40≥Е>2,20
|
G
|
2,20≥Е
|
Приложение 2
Перечень
видов пищевых продуктов и белорусских предприятий, получивших в Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору Российской Федерации право их экспорта в Россию
в 2009 году
Наименование
вида продукции
|
Количество белорусских предприятий, получивших право ввоза в Россию
|
Всего
|
В том числе
|
ввоз разрешен без ограничений
|
введен усиленный контроль за ввозом
|
введены временные ограничения на ввоз
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Рыба и морепродукты
|
4
|
4
|
-
|
-
|
Мясо – говядина
|
29
|
22
|
6
|
1
|
Мясо – свинина
|
32
|
24
|
7
|
1
|
Мясо птицы
|
9
|
9
|
-
|
-
|
Готовые мясные продукты
|
38
|
27
|
10
|
1
|
Молоко и молочная продукция
|
69
|
48
|
17
|
4
|
Продолжение таблицы
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Яйца и продукты их переработки
|
13
|
12
|
-
|
-
|
Колбаса в ассортименте
|
1
|
-
|
1
|
-
|
Пельмени
|
1
|
1
|
-
|
-
|
Желатин и другие непищевые продукты
|
1
|
1
|
-
|
-
|
Приложение 3
Перечень белорусских товаров,
получивших в 2009 году статус «Новинка года»
|
Наименование
продукции
|
Наименование
производителя
|
1
|
2
|
3
|
Номинация «Продовольственные товары»
|
1.
|
Пельмени «Мясные подушечки "Домашние"» замороженные
|
ОАО «Брестский мясокомбинат»
|
2.
|
Сыр «Голден чиз» с массовой долей жира в сухом веществе 45%
|
СОАО «Беловежские сыры»
|
3.
|
Продукт вяленый рубленый «Брезаола»
|
ОАО «Березовский мясоконсервный комбинат»
|
4.
|
Изделие колбасное сырокопченое салями «Миланская с шоколадом» высшего сорта
|
ОАО «Кобринский мясокомбинат»
|
5.
|
Настойка горькая «Крепкий орешек»
|
РУП «Витебский ликеро-водочный завод»
|
6.
|
Водка «Житница»
|
РУП «Витебский ликеро-водочный завод»
|
7.
|
Вафельные трубочки «Вивайли» в молочной глазури
|
КУП «Витебский кондитерский комбинат "Витьба"»
|
8.
|
Хлеб «Бобровичский» подовый
|
Филиал РУПП ХП «Гомельхлебпром» «Калинковичский хлебозавод»
|
Продолжение таблицы
|
1
|
2
|
3
|
9.
|
Крем творожный взбитый пастеризованный 6%-ной жирности с фруктовым наполнителем «Груша–ваниль»
|
ОАО «Молочные продукты»
|
10.
|
Крем творожный взбитый пастеризованный 6%-ной жирности с фруктовым наполнителем «Малина»
|
ОАО «Молочные продукты»
|
11.
|
Сметана 20%-ной жирности
|
ОАО «Молочные продукты»
|
12
|
Мороженое щербет двухслойное - пломбир с ароматом апельсина и лимона (арбуза, клубники) и фруктовый лед
|
ОАО «Могилевская фабрика мороженого»
|
13.
|
Сырок глазированный 18%-ной жирности («Картошка» с какао, с ароматом коньяка, бисквита, сливок и начинкой «Вареная сгущенка»; с ванилином и кокосовой стружкой; с ванилином, начинкой «Черешня – Ваниль» и печеньем)
|
ОАО «Могилевская фабрика мороженого»
|
14.
|
Продукт ветчинный мякотный «Тещин пачастунак» сыровяленый
|
УП «Минский мясокомбинат»
|
15.
|
Хлебцы «Богуславские» пшеничные
|
Филиал РУП «Борисов-хлебпром» «Жодинский хлебозавод»
|
Продолжение таблицы
|
1
|
2
|
3
|
16.
|
Салат листовой свежий в стаканчиках с торфосмесью
|
КУП «Минская овощная фабрика»
|
Номинация «Промышленные товары для населения и
изделия народных промыслов»
|
1.
|
Жакет для девочки, модель С4437-09,
артикул 9С1746-Д43
|
ОАО «Полесье»
|
2.
|
Корм сухой для кошек «КОТиКОРМ»
|
ОАО «Жабинковский комбикормовый завод»
|
3.
|
Полуботинки мужские для активного отдыха, модель 08107-5, 08108-5
|
ЗАО СП «Белкельме»
|
4.
|
Муссы для волос серии «BELLALUXE»
|
ОАО «Брестский завод бытовой химии»
|
5.
|
Лаки для волос серии «BELLALUXE»
|
ОАО «Брестский завод бытовой химии»
|
6.
|
Комплект изделий махровых «Премиум»
|
ОАО «Речицкий текстиль»
|
7.
|
Одеяла из полотна ворсового трикотажного
|
ОАО «БЕЛФА» г. Жлобин
|
8.
|
Бинты медицинские фиксирующие
|
ОАО «Лента»
|
9.
|
Аппарат сварочный АС 150
|
РУПДП «Зенит»
|
130>110>95>80>60>75>55>42>30>
страница 1 страница 2
|