Правовой статус общественных экологических объединений в Республике Беларусь.
IV.III. ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС
Лекционный курс по дисциплине «Основы права» имеет следующую структуру:
Наименование тем лекций
|
Количество часов
|
Д
|
З
|
3 курс
6 семестр
|
3 курс
6 семестр
|
Понятие и сущность государства и права. Система законодательства Республики Беларусь
|
2
|
1
|
Правовые отношения
|
1
|
-
|
Правонарушение и юридическая ответственность
|
1
|
-
|
Основы конституционного строя Республики Беларусь. Конституционно-правовой статус личности
|
2
|
-
|
Основы административного и уголовного права
|
1
|
0,5
|
Коррупция и ее общественная опасность
|
1
|
0,5
|
Субъекты гражданского права
|
1
|
0,5
|
Право собственности и другие вещные права
|
1
|
0,5
|
Основные виды гражданско-правовых договоров. Обязательства вследствие причинения вреда
|
2
|
-
|
Основные положения семейного права
|
-
|
-
|
Основы трудового права
|
2
|
-
|
Социальное обеспечение в Республике Беларусь
|
-
|
-
|
Основы финансового права
|
1
|
-
|
Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды
|
1
|
-
|
Всего
|
16
|
4
|
IV.IV. ПРАКТИЧЕСКИЕ (СЕМИНАРСКИЕ) ЗАНЯТИЯ.
Для практического обучения студентов по дисциплине «Основы права» Конституционное право зарубежных стран» разработаны вопросы для обсуждения и повторения, а также задачи и задания для самостоятельной подготовки.
Наименование темы занятия
|
Количество часов
|
Д
|
З
|
3 курс
6 семестр
|
3 курс
6 семестр
|
Понятие и сущность государства и права. Система законодательства Республики Беларусь
- опрос;
- дискуссия;
- презентация по теме;
- выступление с докладом;
- рассмотрение письменных самост. работ по заданию преподавателя.
|
2
|
-
|
Основы конституционного строя Республики Беларусь. Конституционно-правовой статус личности
- опрос;
- дискуссия;
- презентация по теме;
- выступление с докладом;
- решение задач;
- рассмотрение письменных самост. работ по заданию преподавателя.
|
2
|
-
|
Основы административного и уголовного права
- опрос;
- дискуссия;
- презентация по теме;
- выступление с докладом;
- решение задач;
- составление документов;
- рассмотрение письменных самост. работ по заданию преподавателя.
|
1
|
-
|
Коррупция и ее общественная опасность
- опрос;
- дискуссия;
- презентация по теме;
- выступление с докладом;
- рассмотрение письменных самост. работ по заданию преподавателя
|
1
|
-
|
Субъекты гражданского права
- опрос;
- дискуссия;
- презентация по теме;
- выступление с докладом;
- решение задач;
- рассмотрение письменных самост. работ по заданию преподавателя.
|
1
|
1
|
Право собственности и другие вещные права
- опрос;
- дискуссия;
- презентация по теме;
- выступление с докладом;
- решение задач;
- рассмотрение письменных самост. работ по заданию преподавателя.
|
1
|
1
|
Основные виды гражданско-правовых договоров. Обязательства вследствие причинения вреда
- опрос;
- дискуссия;
- презентация по теме;
- выступление с докладом;
- решение задач;
- составление документов;
- рассмотрение письменных самост. работ по заданию преподавателя.
|
2
|
1
|
Основные положения семейного права
- опрос;
- дискуссия;
- презентация по теме;
- выступление с докладом;
- решение задач;
- составление документов;
- рассмотрение письменных самост. работ по заданию преподавателя.
|
2
|
1
|
Основы трудового права
- опрос;
- дискуссия;
- презентация по теме;
- выступление с докладом;
- решение задач;
- составление документов;
- рассмотрение письменных самост. работ по заданию преподавателя.
|
3
|
-
|
Социальное обеспечение в Республике Беларусь
- опрос;
- дискуссия;
- презентация по теме;
- выступление с докладом;
- решение задач;
- рассмотрение письменных самост. работ по заданию преподавателя.
|
1
|
-
|
Всего
|
16
|
4
|
IV.V. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ
-
Понятие и основные признаки государства. Соотношение государства и права.
-
Понятие и сущность права. Соотношение государства и права.
-
Норма права. Источники права. Система права.
-
Система законодательства Республики Беларусь.
-
Понятие и виды правоотношений. Субъекты и объекты правоотношений.
-
Понятие и структура конституционного строя. Принципы организации государства.
-
Республика Беларусь как унитарное государство. Административно-территориальное деление Республики Беларусь.
-
Демократическое, социальное, правовое государство.
-
Особенности формы государственного правления в Республике Беларусь. Основы правового статуса Президента Республики Беларусь.
-
Структура политической системы государства.
-
Конституционно-правовые основы экономических и социальных отношений.
-
Конституционные принципы духовно-культурной жизни общества. Правовое регулирование сферы образования в Республике Беларусь.
-
Система органов государственной власти в Республике Беларусь.
-
Понятие и признаки государственного управления. Орган государственного управления.
-
Понятия государственной службы и государственного служащего. Права и обязанности государственного служащего. Ограничения, связанные с государственной службой.
-
Понятия государственной службы и государственного служащего. Квалификационные требования к поступающим на государственную службу. Основания для отказа в приеме на государственную службу.
-
Понятие и виды обращений. Права граждан при направлении и рассмотрении обращений. Обязательные реквизиты обращения.
-
Порядок и сроки рассмотрения обращений. Личный прием граждан. Книга замечаний и предложений. Понятие административной процедуры.
-
Понятие административной ответственности. Понятие и признаки административного правонарушения. Состав административного правонарушения.
-
Условия привлечения к административной ответственности. Обстоятельства, исключающие признание деяния административным правонарушением:
-
Понятие и виды административных взысканий. Сроки наложения административных взысканий.
-
Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность. Основания для освобождения от административной ответственности.
-
Участники административного процесса.
-
Права и обязанности лица в отношении которого ведется административный процесс, и потерпевшего в административном процессе.
-
Меры обеспечения административного процесса.
-
Протокол об административном правонарушении. Случаи, когда протокол об административном правонарушении не составляется.
-
Порядок обжалования действий и решений судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс. Обжалование постановлений по делам об административных правонарушениях. Виды постановлений.
-
Понятие и признаки преступления. Состав преступления. Понятия невменяемости, уменьшенной вменяемости и аффекта.
-
Субъекты гражданских правоотношений: физические лица. Гражданская правоспособность и дееспособность.
-
Ограничение гражданина в дееспособности. Признание гражданина недееспособным. Опека, попечительство, патронаж.
-
Место жительства гражданина. Признание гражданина безвестно отсутствующим. Признание гражданина умершим.
-
Субъекты гражданских правоотношений: юридические лица (понятие и признаки).
-
Правоспособность юридического лица. Организационно-правовые формы юридических лиц.
-
Понятие вещных прав. Право собственности в объективном и субъективном смысле. Содержание правомочий собственника. Общая собственность. Формы собственности.
-
Основания возникновения и прекращения права собственности. Способы защиты права собственности.
-
Общие положения об интеллектуальной собственности.
-
Понятие гражданско-правовых договоров. Соотношение договора и законодательства. Классификация гражданско-правовых договоров. Публичный договор, договор присоединения и предварительный договор.
-
Форма договора. Порядок заключения, изменения и расторжения договора.
-
Основные виды договоров на передачу имущества (купля-продажа, поставка, поставка товара для государственных нужд, контрактация, энергоснабжение, продажа недвижимости, продажа предприятия, дарение, мена).
-
Общая характеристика договоров аренды, лизинга, проката, найма жилого помещения, подряда, перевозки, хранения, страхования.
-
Защита прав потребителей в Республике Беларусь.
-
Обязательства вследствие причинения вреда.
-
Понятие и признаки трудового договора. Заключение трудового договора. Контракт.
-
Изменение трудового договора: перевод, перемещение, изменение существенных условий труда.
-
Прекращение трудового договора. Отстранение работника от работы. Оформление увольнения и расчет с работником.
-
Понятие социального партнерства. Коллективные договора и соглашения.
-
Рабочее время и время отдыха. Оплата труда.
-
Трудовая дисциплина. Поощрения и дисциплинарная ответственность работника.
-
Порядок разрешения индивидуальных трудовых споров.
-
Распределение выпускников учреждений образования.
-
Понятие семьи и брака. Порядок и условия заключения и прекращения брака. Признание брака недействительным.
-
Имущественные права и обязанности супругов. Брачный договор.
-
Семья, близкое родство, свойство. Порядок установления происхождения детей. Фамилия, гражданство и место жительства детей. Воспитание детей.
-
Лишение родительских прав. Восстановление в родительских правах. Отобрание ребенка без лишения родительских прав.
-
Имущественные отношения родителей и детей. Порядок взыскания и уплаты алиментов.
-
Усыновление. Опека и попечительство. Приемная семья и патронатное воспитание.
-
Пенсии по возрасту, за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца. Социальные пенсии.
-
Порядок назначения и выплаты пособий (пособия по временной нетрудоспособности, по безработице, пособия семьям, воспитывающим детей). Адресная социальная помощь.
-
Понятие коррупции и ее причины. Предупреждение коррупции. Коррупционные правонарушения.
-
Понятие коррупции. Система мер борьбы с коррупцией.
VI. ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Название дисциплины, с которой требуется согласование
|
Название
кафедры
|
Предложения об изменениях в содержании учебной программы по изучаемой дисциплине
|
Решение, принятое кафедрой, разработавшей учебную программу
(с указанием даты и номера протокола)
|
Философия
|
Кафедра социально-гуманитарных наук
|
нет
|
|
Политология
|
Кафедра социально-гуманитарных наук
|
нет
|
|
Права человека
|
Кафедра теории и истории государства и права
|
нет
|
|
Учебная программа одобрена на заседании кафедры теории и истории государства и права
(протокол №____ от _____ 20___г.)
Заведующий кафедрой
теории и истории государства и права А.Н. Пугачев
УТВЕРЖДАЮ
Декан юридического факультета А.В. Егоров
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЙТИНГОВОГО КОНТРОЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Рейтинговая система контроля знаний студентов разработана в соответствии с «Положением о рейтинговой системе контроля успешности обучения студентов в Полоцком государственном университете», утвержденным приказом № 123 от 3 мая 2005 г.
Рейтинговая система контроля знаний студентов включает следующие направления оценки успешности обучения.
1.1. Оценка отношения студента к выполнению своих обязанностей на этапе изучения дисциплины
Для оценки отношения студента к выполнению своих обязанностей на этапе изучения дисциплины выделяется общее количество баллов, равное 200, которые распределяются следующим образом:
Лекции
100 баллов за 100%-ное посещение лекций.
Количество баллов на 1 лекцию = 100 баллов / количество лекций в семестре.
Семинарские занятия
100 баллов за 100%-ное посещение семинаров.
Количество баллов на 1 семинар = 100 баллов / количество семинаров в семестре.
1.2. Текущий контроль успешности этапа изучения дисциплины
Для контроля успешности этапа изучения дисциплины выделяется общее количество баллов, равное 500, которое распределяется между различными формами текущего семестрового контроля следующим образом:
Текущий контроль успешности этапа изучения дисциплины
|
Оцениваемая работа
|
Количество
|
Максимальное количество баллов
|
1. Контрольные работы по изучаемым темам
|
2 работы
|
2*50=100
|
2. Выступления на семинарских занятиях
|
4 выступления
|
4*30=120
|
3. Выполнение письменной самостоятельной работы по заданию преподавателя (заполнение таблицы, сравнительный анализ, анализ нормативного правового акта и др.)
|
4 работы
|
4*30=120
|
4. Подготовка реферата и выступление с докладом по нему
|
1
|
40
|
5. Подготовка презентации по теме курса (можно в группе из 2-3 человек)
|
1
|
40
|
6. Дополнения ответов на семинарских занятиях, участие в дискуссии, решение задач
|
8
|
8*10=80
|
Итого: 500 баллов
|
Количество баллов определяется по следующей схеме:
Оценка
Вид работы
|
9-10
(5)
|
8
(5-)
|
7
(4)
|
6
(4-)
|
5
(3)
|
4
(3-)
|
3-1
(2)
|
1. Контрольные работы
|
50
|
45
|
35
|
25
|
15
|
10
|
-20
|
2. Выступления на семинарских занятиях
|
30
|
25
|
20
|
15
|
10
|
5
|
-10
|
3. Выполнение письменной самостоятельной работы по заданию преподавателя
|
30
|
25
|
20
|
15
|
10
|
5
|
-10
|
4. Подготовка реферата и выступление с докладом по нему
|
40
|
35
|
25
|
20
|
15
|
10
|
-
|
5. Подготовка презентации по теме курса
|
40
|
35
|
25
|
20
|
15
|
10
|
-
|
6. Дополнения ответов на семинарских занятиях
|
10
|
1.3. Оценка активности и творческого отношения студента к овладению выбранной специальностью
Для оценки активности и творческого отношения студента к овладению выбранной специальностью выделяется 500 баллов, которые распределяются следующим образом:
Оценка активности и творческого отношения студента к овладению выбранной специальностью
|
Оцениваемая работа
|
Максимальное количество баллов
|
1. Участие в студенческих научных конференциях
|
50 баллов
|
2. Участие в конкурсах научных работ студентов
|
200 баллов – за диплом I степени
150 баллов – за диплом II степени
50 баллов – за диплом III степени
|
3. Научные публикации
|
50 баллов
|
Итого: 500 баллов
|
Ведение учета баллов в семестре, подведение итогов и определение рейтинга студента
Для сведения студентов в начале семестра доводится информация о максимальном количестве баллов по дисциплине «Основы права» (1200 баллов) и о минимальном количестве (300 баллов), ниже которого студент не может претендовать к допуску для сдачи зачета.
Преподаватель в течение семестра ведет карту учета баллов, заработанных студентами группы.
Если после изучения дисциплины рейтинг студента меньше 300 баллов, то студент считается не выполнившим учебный план по данной дисциплине и не допускается к сдаче экзамена. Для допуска к экзамену студенту необходимо набрать недостающие баллы, (например, по причине пропуска занятий, невыполненных заданий, контрольных, или выполненных неудовлетворительно и т. д.). Это может быть тестирование, опрос (письменный, устный) по темам пропущенных занятий.
Если после изучения дисциплины рейтинг студента удовлетворяет условиям 300 баллов ≤ R < 350 баллов, то это соответствует минимальному уровню и студент допускается к сдаче экзамена. Однако данный уровень показывает, что у студента низкий рейтинг по дисциплине.
Если после изучения дисциплины рейтинг студента удовлетворяет условиям 350 баллов ≤ R < 450 баллов, то это соответствует среднему уровню.
Если в результате изучения дисциплины рейтинг студента удовлетворяет условиям 450 баллов ≤ R < 550 баллов, то это хороший результат.
Если в результате изучения дисциплины рейтинг студента удовлетворяет условиям 550 баллов ≤ R < 650 баллов, то такой рейтинг называется высоким.
Наконец, если в результате изучения дисциплины рейтинг студента удовлетворяет условиям 650 баллов ≤ R ≤ 1200 баллов, то такой рейтинг считается превосходным.
Студенты, рейтинг которых оценивается как высокий или превосходный, могут быть освобождены полностью либо частично от сдачи экзамена преподавателем, т.е. получают итоговую оценку знаний автоматически.
страница 1 страница 2