Научно - Информационный портал



  Меню
  

 Главная   »  
страница 1


Управление внутренней политики Западно-Казахстанской области

Общественное объединение «Центр помощи пострадавшим от деструктивных религиозных течений «Жаик»

ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОТАЛИТАРНЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН.

Уральск – 2010 г.


СОДЕРЖАНИЕ:

Информационно-справочные материалы по деятельности

тоталитарных религиозных объединений в РК.........................................................................
Нетрадиционные религии в Казахстане………………………………………….………….....
Запрещенные деструктивные религиозные организации в РК……………………………..
Информация о религиозной ситуации в Западно-Казахстанской области

за 1 полугодие 2009 года………………………………………………………………………….
Памятка участковым инспекторам…………………………………………………………….
Памятка для молодежи …………………………………………………………….....................
Последствия пребывания в деструктивной религиозной организации…………………...
Памятка для родителей……………………………………………………………......................

Техники контроля сознания..........................................................................................................

Цели зарубежных организаций в их в активной поддержке некоторых

деструктивных религиозных организаций...............................................................................
Словарь терминов……………………………………………………………...……………….

ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОТАЛИТАРНЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

О понятии «секта»
Тоталитарные секты — в первую очередь социальная и культурологическая проблема, а лишь затем психиатрическая и юридическая... Чем больше люди будут знать о них, тем сложнее их будет обмануть.

Роберт Джей Лифтон1


В современном мире секта – это всегда противопоставление себя истине. По определению традиционных религий секта – создание человеческое, и сектантское учение - плод ума человеческого. И сегодня секты создаются не просто в результате искреннего заблуждения, но с вполне определенными целями – от желания заработать до стремления господствовать над душами людей и далее над всей нацией.

Термин «секта» происходит от латинского слова « sekta» и изначально имел две этимологии: а) часть чего либо; б) образ мыслей, учение. Соответственно, производными от слова «sekta» являются в латинском языке «secare» - отсекать (часть от целого) и «sequi» - «следовать» (за кем-либо в учении, образе мыслей).

В исследованиях и публицистике применяют понятие «тоталитарная секта», подразумевающее тотальный режим, различную степень и формы контроля над сознанием и поведением адепта.

В законодательстве Республики Казахстан, в отличие от зарубежных стран, не дается определение понятию «секта» ни в каком его значении, хотя в Республике имеют место религиозные течения и группы, деятельность которых имеет деструктивное направление. Однако оно применяется в Концепции развития гражданского общества на 2006-2011 годы, где ставится задача защитить граждан от религиозных организаций, насильственно вовлекающих в свои ряды граждан и занимающихся мошенничеством путем оказания физического и психологического давления.

В материалах, публикуемых в СМИ, и литературе, посвященной проблемам религии, понятие «секта» в его негативном значении используется широко. Но терминология, используемая в СМИ, не может быть юридическим основанием для его применения. Поэтому, считаем целесообразным такие религиозные течения называть деструктивными религиозными образованиями и дать определение, данные в 1985 году на конференции Американского семейного Фонда (American Family Foundation) и авторами справочника «Новые религиозные организации Росси деструктивного и оккультного характера».

Деструктивная религиозная организация (миссия, церковь, религиозное объединение, далее – ДРО) - это тоталитарная организация, которая путем различных методов контроля сознания несут разрушающее воздействие на психическое и физическое состояние личности, а также разрушение семьи, общества и государства.



ДРО несут опасность на уровне личности, так как секта разрушает психику личности изнутри, делая его зависимым от данной организации.

ДРО опасны также на уровне семьи, и последствиями их деятельности зачастую оказываются разрушенные семьи.

На уровне государства, потому что секта сама по себе представляет некое государство в государстве, живущее по своим законам и часто не просто обособленно, но враждебно настроенное к существующей системе.

Деструктивное воздействие секты оказывают также на уровне общества, поскольку черпая из него ресурсы, как материальные, так и людские, секты не предлагают никакого культурообмена. По сути, люди работают на секту и не привносят в общество ничего конструктивного. Фактически, деструктивные культы паразитируют на теле общества.

Вашему вниманию предлагается информация о проблеме возросшего деструктивного влияния нетрадиционных тоталитарных религиозных организаций, а также о нетрадиционных религиозных течениях в РК.


НЕТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИИ В КАЗАХСТАНЕ
Для современного Казахстана характерно появление и деятельность на территории страны новых религиозных движений, объединяемых общими свойствами относительной новизны, неопределенностью в целях, организационных формах, характере деятельности.

Традиционные религии - официально признанные со стороны государства и общества, имеющие социокультурное доминирование в конкретном обществе, а также исторические и этнокультурные основы.

Нетрадиционными эти религиозные течения в Казахстане называются в силу отсутствия длительной истории существования на территории нашего государства и в силу наличия признаков несвойственным традиционным конфессиям.

Для современного Казахстана нетрадиционными религиями являются:

Церковь «Саентологии» (Дианетика), Свидетели Иеговы, Вера Бахаи, Общество сознания Кришны, Церковь Объединения (Церковь Муна), Церковь Последнего Завета (последователи Виссариона), Вера Бахаи, оккультно-мистические религиозные течения «Ахмадийский жамагат», «Мормоны» («Церковь Иисуса Христа святых последних дней»), «Сахаджа йога», неопятидесятники.
«Свидетели Иеговы»

«Свидетели Иеговы» - религиозное течение, основанное в США в 1876 году Чарльзом Расселом, являются одним из протестантских учений. Основой их вероучения является Библия, т.е при распространении учения широко используется Библия для обоснования библейских истин. Свидетели Иеговы отрицают догмат о Троице, не верят в бессмертие души. Святой дух, говорят они, является силой, которая исходит от Иеговы.

«Свидетели Иеговы» отрицают любое земное правительство и все, что с ним связано: службу в армии, присягу на государственные должности, государственные праздники, отдание почестей флагу, голосование и избрание на выборные должности, не отмечают Рождество, дни рождения и другие праздники. Все члены организации считают себя гражданами единого государства — «Общества Сторожевой башни» со столицей в Бруклине (район Нью-Йорка), где близ Бруклинского моста находится их центр «Вефиль» (так называется не только бруклинская штаб-квартира, но и управленческие центры «Свидетелей Иеговы» во всех странах мира.

В Казахстане на 2008 год действуют 78 общин Свидетелей Иеговы. Наблюдается их рост, чему способствуют миссионеры из Польши, России и Великобритании. Только по официальным данным департаментов юстиции областей, гг. Алматы и Астаны количество последователей «Свидетелей Йеговы» превышает 6000 верующих. Культовых сооружений -28.


«Общество сознания Кришны»

В основе вероучения кришнаитов лежит положение о том, что Верховное Всесовершенное Существо - Господь Шри Кришна познается в трех аспектах: Брахман (безличный всепроникающий дух); Параматма (Высшая душа, пребывающая в сердце каждого живого существа) и Бхагаван (Верховная Личность Богаи Бхагаван ()ребывающая в сердце каждого живого существа ).

В организации выделяется четыре этапа духовной жизни: ученичество, семейная жизнь, удаление от семейной жизни, полное отречение от мира. Кришнаиты живут замкнутыми общинами, выходя в свет для воспевания имени Господа и привлечения новых верующих.

На сегодняшний день в республике зарегистрировано 12 религиозных объединений «Общества сознания Кришны» и 3 РО «Вайшнавы», последователи которых также поклоняются Кришне. В настоящее время приблизительное количество адептов «Общества Сознания Кришны» в Казахстане составляет 1500 человек. Организация получила широкую известность в Республике в связи с судебными разбирательствами по вопросу незаконного приобретения и нецелевого использования земельных участков в Алматинской области.


«Церковь Саентологии»

По своему вероучению саентология представляет собой смесь идей буддизма с личными наблюдениями Хаббарда.  Возникла в 1954 г. в США. Основатель – писатель – фантаст Лафайет Рональд Хаббард. На территории Республики Казахстан действуют пять общин и групп, относящихся к церкви Саентологии.

Культовая политика саентологии заключается в пропаганде произведений Хаббарда, проведении психологических тестирований, тренингов и работе аудиторов с новообращенными. Основная саентологическая процедура - «одитинг» напоминает исповедь или сеанс психоанализа. Все сказанное на этой процедуре фиксируется и может быть использовано организацией в любом качестве.

Наиболее крупными являются религиозное объединение «Церковь Саентологии в г.Алматы», руководитель – Куанова Гульжан Сагитовна и «Саентологическая церковь Восточного Казахстана» в г.Семипалатинск, руководитель – Фоминская Ольга Александровна.

Число последователей «Церкви Саентологии» достигает от 5 000 до 30 000 казахстанцев.

Евангельские христиане – баптисты (ЕХБ)

На территории области также активно осуществляют деятельность религиозные объединения «Евангельские христиане – баптисты».

Первая община баптистов была образована в Англии в 1612 году и состояла из «умеренных протестантов» и стала одной из самых распространенных конфессий протестантизма. Всего в мире насчитывается около 48 млн. приверженцев данного вероучения.

В Казахстане баптисты появились в 1907 г. во времена столыпинской аграрной реформы, когда немцы – крестьяне из Украины и Поволжья получили разрешение на заселение огромных территорий Северного Казахстана.

Основными устремлениями организации являются привлечения новых адептов, укрепление собственного влияния среди верующей части населения, особенно из православной среды и жителей коренной национальности, укрепление финансового благосостояния общины путем сбора денежных средств, получения материальной помощи из стран дальнего зарубежья.

Главным источником финансирования организации и ее структурных звеньев являются регулярные обязательные взносы прихожан (т.н «десятина») и разовые сборы, при финансовой поддержке зарубежных центров ЕХБ.

В настоящее время Совет церквей ЕХБ продолжает действовать отдельно от ВС ЕХБ. Как и ранее, он отказывается от регистрации своих общин в органах власти, объясняя это тем, что в различных республиках разные законодательства о религиозных объединениях, а духовный центр у них один.

Церковь полного Евангелия «Новая Жизнь»

Активную деятельность осуществляют на территории области религиозные объединения харизматического толка «Церковь полного Евангелия (ЦПЕ) «Новая жизнь». Указанное религиозное объединение представляет собой организацию с четкой структурой, имеющей достаточно солидную материальную базу и располагающую своими культовыми зданиями в крупных городах республики. Духовным наставником и руководителем церкви является пастор М. Максимов, проживающий в г. Алматы.

Своей основной целью ЦПЕ «Новая жизнь» ставит планомерную евангелизацию населения Казахстана, при этом акцент делается на жителей коренной национальности.

В конце 2000 года церковью в г.Алматы был открыт новый канал CNL (Channel New Life) на кабельном телевидении для круглосуточного вещания программ в крупных городах республики. Зафиксированы случаи пересылки литературы и других средств религиозной пропаганды (кассеты, компакт-диски), выпускаемых на казахском и уйгурском языках. Служители церкви проявляют активность в установлении и расширении контактов с местным населением, в связи с чем, количество ее приверженцев неизменно увеличивается.

Адептами церкви «Новая жизнь» являются представители различных национальностей. На своих проповедях рассказывают послания и поют песни религиозного характера. При этом создается скрытая психологическая зависимость. Ссылаясь на строки «святого писания» - «о десятинах и приношениях» осуществляется добровольно – принудительный сбор финансовых средств с лиц входящих в данную общину. Зачастую религиозные собрания проходят на квартирах адептов церкви.

Церковь Объединения (движение Муна)

Образована в 1954 году в Корее. Другие названия «Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства», «Церковь Объединения Мун Сан Мена», Движение объединения, мунисты. С 1977г. имеет название Всемирная ассоциация семей за мир во всем мире.

Мун отбывал наказание в Корее за двоеженство и сексуальные извращения. В Америке Мун был осужден за уклонение от уплаты налогов. Как сам Мун, так и его «Церковь Объединения», систематически нарушали законы США..

В Казахстане действует 2 общины Церкви Объединения (Церковь Муна). Руководителем религиозного объединения в г. Алматы является Ли Сергей Васильевич. Движение особой активности в своей деятельности не проявляет и имеет в своих рядах не более 50 последователей.


«Церковь Последнего Завета» (группа Виссариона)

Основатель, глава церкви последнего завета и ее высшее духовное лицо - Сергей Анатольевич Тороп (1961 г.р), учение которого представляет собой смесь язычества и сатанизма, ранее подтверждал факты самоубийств среди своих последователей, что, с его точки зрения, является приемлемым способом ухода из жизни.

Последователям запрещено ставить прививки детям, нельзя употреблять антибиотики и прочие лекарства, кроме трав; нельзя есть мясо, рыбу, яйца, молочные продукты.

В Республике Казахстан Церковь Последнего Завета зарегистрирована в г Алматы. Руководителем течения является Дрогалин Юрий Николаевич, который имеет около 20 последователей.


Миссия «Грейс – Благодать»

- течение в кальвинизме, возникшее в период Реформации в Шотландии и Англии. Основной верой пресвитериане считают Библию. Согласно их доктрине, человек и человечество греховны, и судьба каждого предопределена.

Опасность выражается в тотальном увеличении своих сторонников из числа казахстанских граждан с перспективой лоббирования проамериканской идеологии и последующим вмешательством во внутриполитическую обстановку в стране, в том числе в электоральный период «дробления» населения республики с религиозной точки зрения, отстранения части жителей от участия в построении светского государства.

Отмечаются признаки активного «прозелитизма» (обращение лиц других вероисповеданий и национальностей в христианскую веру), пропаганды исключительности и превосходства вероучения над другими, разжигания межконфессиональной и межнациональной розни, отказа от «мирской жизни», личного движимого и недвижимого имущества в пользу церкви. Течение начало распространяться преимущественно благодаря миссионерской деятельности иностранных, главным образом американо-корейских проповедников.

В РК течение начало распространяться преимущественно благодаря миссионерской деятельности иностранных, главным образом американо-корейских проповедников. Имеются два центра, в Караганде – Миссионерская христианская церковь «Грейс» и Алматы – церковь «Благодать», зарегистрированные в 1991г, и 1993г.
Церковь «Новая жизнь»

- относится к числу нетрадиционных. Собранию общины этой церкви присуща театрализованность. Библейские сюжеты во время проведения собрания разыгрываются проповедником и несколькими, вызванными из зала, верующими. Проповедники стараются упростить теологические термины, употребляют бытовую лексику и жаргонизмы.

Практикуются обряды хлебопреломления (причащения) и крещения путем полного погружения в воду, «десятина» - пожертвования верующими десятой части доходов на церковь. Община не имеет собственного здания, поэтому делится на группы, возглавляемые кастактерами. Собрания проходят на частной территории.

Церковь «Благая весть»

- протестантская церковь харизматического толка. Для этой церкви характеры обряды как протестантского, так и православного направления. Название происходит от православного «благовест» - благая весть – колокольный звон, призывающий верующих на богослужение. Вместе с празднованием Рождества и других православных праздников, практикуется исцеление Святым Духом, глоссолалии и т.п.


Религиозное учение Бахаи

- современная космополитическая религия, возникшая в середине 19 века (1863 г.) в Ираке и Иране. Основатель – Мирза Хусейн Али Нури, принявший духовное имя Бахаула – «блеск Божий».

Общепринятым символом веры является логотип с изображением девятиконечной звезды, символизирующий объединение девяти ведущих религий. Культовая практика включает в себя молитвы, медитации, чтение отрывков из Священных писаний различных религий. В настоящее время лидеры и последователи «Бахаи» заметной активности в своей деятельности не проявляют.
Ахмадийский Жамагат

Первая религиозная община мусульман – ахмадие была создана в Индии в 1889 году Хазратом Мирзой Гулмом Ахмадом из Кадиана. В 1891 году последователи признали его махди (мессией) мусульман, христиан и иудеев и аватарой - воплощением индуистского бога Кришны.

Название общины связывается со вторым именем пророка Мухаммада – Ахмад. Основами учения считаются Коран, сунна и их толкование в 85 книгах Хазрат Ахмада, написанных на урду, арабском, фарси и английском языках.
Мормоны.

Другие названия: «Церковь Иисуса Христа святых последних дней», «Церковь святых последних дней». Основатель Джозеф Смит родившийся в 1805 году в Шароне, штат Вермонт, США. Основывается на догмах консервативного протестантизма и откровения Джозефа Смита. Основа вероучения — библия и книга Мормона. Кроме Библии, у мормонов имеются три «священные» книги, которые у них считаются не менее важными, чем сама Библия: «Книга Мормон», «Учения и союзы» и «Драгоценная Жемчужина».

В своей догматике мормоны используют христианскую терминологию, но придают ей свою интерпретацию. Мормоны – одна из быстрорастущих современных церквей. Активно практикуется прозелитизм.
Сахаджа-йога

- культ с элементами индуистского тантризма, практикующий различные методы восточных медитаций и поклонение богине зла Кали. Опасен непредсказуемостью воздействия на психику адептов, развитием чувства отчужденности от окружающего мира.
Основательница культа - Шри Матаджи Нирмала Деви родилась в Чиндавара (Индия) в 1923г. Культом активно практикуются различные практики медитаций, «астральных выходов» и подобных «очистительных» процедур. Имеются случаи психических заболеваний, развившихся на фоне практик сахаджа-йоги.
СВЕДЕНИЯ О ЗАПРЕЩЕННЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ

ОРГАНИЗАЦИЯХ НА ТЕРРИТОРИИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
В настоящее время в национальный перечень запрещенных в Казахстане террористических и экстремистских структур включены следующие религиозные организации:

1. На основании решения Верховного суда Республики Казахстан от 15 октября 2004 года:

1) «Аль-Каеда»,

2) «Исламское движение Восточного Туркестана»,

3) «Исламское движение Узбекистана»,

4) «Курдский народный конгресс» («Конгра-Гел»).



2.Согласно решению Верховного суда от 15 марта 2005 года:

1) «Асбат аль-Ансар»,

2) «Братья-мусульмане»,

3) «Движение «Талибан»,

4) «Боз гурд»,

5) «Жамаат моджахедов Центральной Азии»,

6) «Лашкар-е-Тойба»,

7) «Общество социальных реформ».



3. По решению суда г.Астаны от 17 ноября 2006 года:

1) «АУМ Синрикё»,

2) «Организация освобождения Восточного Туркестана».

4. Решением суда г.Астаны от 5 марта 2008 года:

«Исламская партия Туркестана»



5. По решению суда г.Астаны от 28 марта 2005 года:

«Хизб-ут-Тахрир»



6. Решением Специализированного межрайонного экономического суда г. Алматы от 22 декабря 2008 года и Специализированного экономического суда г. Астаны от 12 января 2009 года

1. Деятельность, в том числе через средства массовой информации по распространению и пропаганде лечения людей по методу движения (самооздоровления) Абдуллаева Ф.М. (Фархат –ата), именуемого «Алля-Аят».



7. Решением Специализированного межрайонного экономического суда г. Алматы от 05 февраля 2009 года

1. Деятельность, в том числе через средства массовой информации по распространению и пропаганде деятельности ТОО «Ата- жолы» и движения «Ата жол» (Ак жол), подрывающего безопасность государства посредством нанесения вреда здоровью населения Казахстана


1. «АЛЬ-КАЕДА» - разветвленная международная организация, финансирующая и направляющая деятельность группы боевиков в различных странах мира.

Другие названия: (араб. - "база", "основа", "платформа")

Дата и место основания: 1988 г. в Афганистане

Основатель: саудовский исламист Осама бен Ладен

Главной целью "Аль-Каеды" является свержение "прогнивших" и "еретических" правящих режимов в мусульманских странах с установлением в этих странах шариатского правления. "Аль-Каеда" стоит на радикально антизападных позициях и рассматривает Америку как главного врага ислама, что отражено в нескольких фетвах бен Ладена, призывающих мусульман к вооруженной борьбе против США. Америка обвиняет "Аль-Каеду" и Осаму бен Ладена в ведении террористической деятельности, в том числе в проведении терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября 2001 г.

Деятельность организации запрещена на основании решения Верховного суда Республики Казахстан от 15 октября 2004 года.
2. «АЛЛЯ АЯТ» - группа оккультного характера с крайне примитивным учением.

Другие названия: "Аят" Фархата ата, «группа Фархата Ата».

Год основания: 1990, 1995гг.

Основатели: Жители поселка Чунджа Уйгурского района, Алматинской области колхозный шофер Абдуллаев Фархат Мухамедович (Фархат ата, он же Фархат дада, он же "истинный Отец", он же «создатель всего сущего») и его жена Нина.

Вероучительный журнал «ЗВЕЗДА Селенной» ;



Основной метод включает в себя три части:

произнесение «Формулы жизни»:

ЭЛЛЭ Нина ана Создатель Фархат ата
ЭЛЛЭ Аят 37 40 6 8 10
ЭЛЛЭ ЛЭЗЗЭТ Селеннои
ЭЛЛЭ Уигур Аят ЭЛЛЭ ;

- лечение «Лучом Солнца» (продолжительное смотрение на солнце);

употребление огромного количества «Эткен – чая» (байховый чай + молоко + соль) якобы несущего огромный энергетический заряд. Чай можно пить, им можно обтираться и т.п.

Деятельность организации запрещена по решению суда г.Астаны от 12 января 2009 года.
3. «АСБАТ АЛЬ-АНСАР» - исламская организация марксистско-ленинского толка.

Другие названия: “Лига партизан”

Дата и место основания: 1989 г. в Эйн аль-Хильве (крупнейшем палестинском лагере беженцев в Ливане, район г. Сайда )

Основатель: шейх Хишам Шрейди

Основные цели: борьба с израильской оккупацией Палестины и ограждение Ливана от западного влияния; внутренняя борьба за влияние в Ливане с партией Арафата.

На прямую связана с Аль-Кайеда и занимается поставкой кадров для этой организации. В 2000 боевики "Асбат-аль-Ансар" обстреляли из гранатометов посольство России в Бейруте. Атака ресторанов МакДональдс и редакции СМИ. Бойцы группировки по некоторым данным были причастны к похищению российских дипломатов в Ираке.

Имеется боевое подразделение Асбат ан-Нур, созданное сыном шейха Хишима Шрейди Абдуллой. В мае 2003 на Абдуллу Шрейди было покушение, он был тяжело ранен и в июле 2003 скончался от полученных ранений.

Деятельность организации запрещена согласно решению Верховного суда Республики Казахстан от 15 марта 2005 года.
4. «АУМ СИНРИКЕ» («АЛЕФ») - опасный тоталитарный экстремистский культ, имеющий ярко выраженную антисоциальную направленность.

Другие названия: "Движение истины Аум", новое название "Алеф.

Дата и место основания: 1984г., Япония.

Лидер и основатель культа - Секо Асахара (настоящее имя - Тидзуо Мацумото), сподвижники величают его "Его Святейшеством, Духом Истины, Преподобным Учителем".

Основные цели: стремится к захвату власти. Имеет военизированные формирования. Имел заводы по производству оружия массового поражения.

Культ имеет тайный, эзотерический характер, главные истины тщательно скрываются от посторонних и от непосвященных адептов культа. Разработаны 20 ступеней посвящения.



Криминальные действия:

Газовая атака «Аум Синрике» в Токио 20 марта 1995 г. (12 жертв и 5000 пострадавших) по личному приказу Асахары.

В 1994 г. подобный этому террористический акт был осуществлен в префектуре Нагано (Япония), погибло 7 человек.

22 марта 1995г. в одном из зданий "Аум" обнаружены 50 человек, находящихся в состоянии комы.   

16 мая 1995г. японской полицией был арестован Секо Асахара. В 2004 году суд признал Асахару виновным и приговорил его к смертной казни. 15 сентября 2006 года Верховный суд Японии отклонил последнюю апелляцию. В настоящий момент приговор в исполнение не приведён. До сих пор ведется следствие по 17 статьям обвинения.

Деятельность организации запрещена по решению

суда г.Астаны от 17 ноября 2006 года.
5. «БОЗ ГУРД» - турецкая военизированная организация крайне правого националистического толка

Другие названия: (азерб. Boz Qurd, тур. Boz Kurd), так же известна как “Серые волки”.

Дата и место основания: 1965-70 гг

Основатель: полковник Альпарслан Тюркеш

Основные цели: базовая концепция - туранизм - создание единого государства тюркских народов. В настоящее время – 30 000 членов и 80 филиалов в Европе, арабских странах и СНГ. Факты пребывания членов турецкой организации крайне правого националистического толка "Боз гурд" выявлены в Алматы и Южно-Казахстанской области. Здесь эмиссары организации агитировали вступить в их ряды обучающихся в Турции казахстанских студентов.

Деятельность организации запрещена согласно решению Верховного суда Республики Казахстан от 15 марта 2005 года.
6. «БРАТЬЯ МУСУЛЬМАНЕ» - транснациональная международная религиозно-политическая террористическая ассоциация; палестинским отделением «БМ» является Движение исламского сопротивления («Хамас»).

Другие названия: (араб. الإخوان المسلمون‎‎, Аль-Ихван аль-Муслимун)

Дата и место основания: март 1928, Исмаилия (Египет)

Основатель: учитель Хасан аль-Банна

Основные цели: устранение неисламских правительств и установление исламского правления во всемирном масштабе путём воссоздания «Великого исламского халифата» первоначально в регионах с преимущественно мусульманским населением, включая Россию и страны СНГ.

Основные формы деятельности: воинствующая исламистская пропаганда, сочетаемая с нетерпимостью к другим религиям, активная вербовка сторонников в мечетях, вооруженный джихад, не ограниченный территориальными рамками.

Деятельность организации запрещена согласно решению Верховного суда Республики Казахстан от 15 марта 2005 года.
7. «ДЖАМААТ МОДЖАХЕДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ» - международная террористическая организация.

Другое название: «Группа исламский джихад»

Основатели: боевики «Исламского движения Узбекистана», примкнувшими к международной террористической организации «Аль-Каеда»

Основные цели: проведение террористических акций на территории Узбекистана и свержению конституционного строя страны. Наряду с этим определены задачи по борьбе с врагами ислама, к которым причисляются США, Израиль и их союзники.

В 2004 году казахстанскими правоохранительными органами выявлена и ликвидирована террористическая группа "Джамаат моджахедов Центральной Азии" - структурное звено международной террористической организации, действовавшее на территории Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана и России.



Деятельность организации запрещена согласно решению Верховного суда Республики Казахстан от 15 марта 2005 года.
8. «ИСЛАМСКАЯ ПАРТИЯ ВОСТОЧНОГО ТУРКЕСТАНА» - международная террористическая организация

Другие названия: "Исламское движение Восточного Туркестана", "Партия Аллаха", "Революционный фронт народов Восточного Туркестана"

Год основания: 1998

Основатели: Айсан Махсум и Абудукадир Япуцюань

Основные цели: раздробление Китая террористическими методами, создание на территории Синьцзяна единого "Исламского государства Восточный Туркестан"

Деятельность сторонников "Исламской партии Восточного Туркестана" была отмечена в Алматинском регионе. Члены именно этой организации в 2000 г. в Алматы убили двоих полицейских, а при задержании оказали вооруженное сопротивление, что в конечном итоге стало причиной их ликвидации.



Деятельность организации запрещена на основании решения Верховного суда Республики Казахстан от 15 октября 2004 года.
9. «ИСЛАМСКОЕ ДВИЖЕНИЕ УЗБЕКИСТАНА» - одна из наиболее опасных международных террористических организаций
Другие названия: «Исламское движение освобождения Узбекистана», «Партия исламского возрождения»

Год основания: 1996

Основатель: Тахир Юлдашев, руководителем военного звена до 2001 г. был Джума Ходжиев (Намангани)

Основные цели: создание исламского государства на территории Ферганской долины. Тесно сотрудничает с рядом международных и региональных исламистских организаций и движений, в первую очередь, с "Аль-Каеда", "Талибан", "Хизб ат-Тахрир", "Братья-мусульмане" и др. Лидеры "ИДУ", образованного с целью свержения конституционного строя в стране и построения исламского государства, рассматривают Казахстан как "плацдарм" для проведения экстремистской деятельности в Узбекистане, а также "базу" для укрытия и легализации. К примеру, за 3 года (с 1999 по 2002 годы) в нашей стране задержаны 13 разыскиваемых в Узбекистане членов и боевиков движения.

Деятельность организации запрещена на основании решения Верховного суда Республики Казахстан от 15 октября 2004 года.
10. «КУРДСКИЙ НАРОДНЫЙ КОНГРЕСС»

Другие названия: «Конгра Гел», ранее «Рабочая партия Курдистана»

Дата и место основания: 27 ноября 1978

Лидер движения: Абдулла Оджалан

Основные цели: создание путем вооруженной борьбы так называемого курдского государства на юго-востоке Турции. Организация и проведение террористических акций как внутри Турции, так и за ее пределами. Движение ориентированно приемущественно на партизанскую войну.

Эмиссарами "Курдского народного конгресса", образованного с целью создания независимого курдского государства на юго-востоке Турции, на территориях Казахстана и других стран СНГ осуществлялся сбор денежных средств на нужды "освободительной войны", а также вербовка боевиков для участия в вооруженных акциях в Турции. В 1998-1999 годах в Алматы лидерами и активистами курдской диаспоры был организован ряд экстремистских акций антитурецкой направленности. Еще одна попытка проведения подобной акции пресечена в 2006 году.



Деятельность организации запрещена на основании решения Верховного суда Республики Казахстан от 15 октября 2004 года.
11. «ЛАШКАР-И-ТАЙБА» - военизированная экстремистская суннитская группировка, действующая в индийском штате Джамму и Кашмир (Пакистан).

Другие названия: «Армия Бога», «Вонство добра», «Армия Справедливого».

Дата и место основания: 1980, провинции Кунар (Афганистан), в настоящее время базируется около Лахора (Пакистан).

Основатель: профессор Хафиз Мухаммад Саид.

Основные цели: объединение мусульман всего мира, военная поддержка моджахедов, оказание финансовой иной помощи различным террористическим организациям. Является военизированным крылом пакистанской фундаменталистской организации "Марказ дава уль иршад". Согласно некоторым источникам, «ЛиТ» переименовал себя в Джамаат уд-Дава в январе 2002, чтобы избежать запрета, введенного пакистанским правительством.

Деятельность организации запрещена согласно решению Верховного суда Республики Казахстан от 15 марта 2005 года.
12. «ОБЩЕСТВО СОЦИАЛЬНЫХ РЕФОРМ» - террористическая организация, имеющая статус неправительственной благотворительной организации под прикрытием благотворительных программ

Другие названия: «Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»

Штаб-квартира в г. Эль-Кувейт (Кувейт), в Казахстане действовало с 1998 года в ЮКО.

Основные цели: продвигает в жизнь главную цель ассоциации «БМ» устранение неисламских правительств и установление исламского правления во всемирном масштабе путем воссоздания «Всемирного исламского халифата».

Основные формы деятельности: целенаправленная исламистская пропаганда, сочетаемая с нетерпимостью к другим религиям; целенаправленная работа (прежде всего пропагандистская с мощным финансовым подкреплением) по внесению раскола в общество; конспиративное финансирование вооруженного джихада на Северном Кавказе.

Деятельность организации запрещена согласно решению Верховного суда Республики Казахстан от 15 марта 2005 года.
13. «ОРГАНИЗАЦИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ ВОСТОЧНОГО ТУРКЕСТАНА» - террористическая организация, представляющая наибольшую угрозу в Восточном Туркестане

Другие названия: "Народная партия Восточного Туркестана", «ШАТ»

Дата основания: 1994

Лидер движения: Майматин Айзлат (Хазрет, Казрат)

Основная цель: образование самостоятельного государства на территории Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР, проведение вооруженной борьбы с китайскими властями.

Сфера деятельности: при поддержке "Аль-Каеды" и "Талибана" ООВТ ведёт вербовку молодых синьцзянцев, которых впоследствии направляет в учебно-тренировочные лагеря, расположенные в Афганистане, где им насаждают религиозно-экстремистскую идеологию и обучают тактике и методике террористической деятельности. Причастна к ряду совершённых террористических актов в Китае и Центрально-азиатском регионе. Финансовое подкрепление организация получает путём вооружённых разбойных нападений, контрабанды наркотиков и оружия.

Деятельность организации запрещена по решению суда г.Астаны от 17 ноября 2006 года.
14. Движение «ТАЛИБАН» - ультраконсервативное исламское движение, сформировавшееся из выпускников мусульманских религиозных училищ (медресе) для беженцев-пуштунов.

Дата и место основания: 1989 год, Пакистан.

Основатель: мулла Мухаммедом Омаром (''повелителя правоверных'').

Центр движения: г. Кандагар (на юго-востоке Афганистана).

Основная цель: создание "истинно исламского" государства и было направлено против правительства Б.Раббани и всех военно-политических группировок афганских моджахедов, непрерывно боровшихся за власть после ухода в 1989 г. из Афганистана советских войск. Правительство талибов признано только тремя государствами - Пакистаном, Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими Эмиратами.

На контролируемых талибами территориях были введены законы шариата в их крайне жесткой интерпретации (запрещены телевидение и западная музыка, танцы, введение глухой паранжи для женщин, которые не имеют права работать и учиться, публичные казни и т.д.).Талибы осуществляют фанатичную политику ликвидации в стране всего ''неисламского'', в том числе в сфере культуры.



Деятельность организации запрещена согласно решению Верховного суда Республики Казахстан от 15 марта 2005 года.
15. «ХИЗБ-АТ-ТАХРИР-АЛЬ-ИСЛАМИ» - суннитская религиозно-политическая экстремистская организация (араб. - Исламская партия освобождения).

Дата и место основания: 1953 год, Иерусалим, в качестве филиала египетского движения «Братьев мусульман».

Основатель: судья местного шариатского апелляционного суда Такиуддин ан-Набхани Филасин.

Лидер: Ата Абу Рашта, приемник Абдул Кадим Заллума

Основная цель: изначально - противостояние сионистской экспансии в Палестине; с 90-х гг. прошлого столетия - восстановление справедливого исламского образа жизни и исламского государства (халифата) и воплощения в нём исламской системы. Реализация поставленных целей будет включать три стадии:

на первой из которых формируется партийное ядро, "готовятся люди, которые верят в цели, задачи и методы партии";

на второй происходит активное "взаимодействие с уммой";

третья стадия начинается после установления исламского государства и включает, среди прочего, "миссию донесения ислама до остального мира".



Количество членов: по некоторым данным около 1 млн. чел.

Деятельность организации запрещена согласно решению суда г.Астаны от 28 марта 2005 года.

ИНФОРМАЦИЯ О РЕЛИГИОЗНОЙ СИТУАЦИИ В ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2 ПОЛУГОДИЕ 2009 ГОДА
На данное время общее количество зарегистрированных на территории области религиозных объединений составляет 80. Из них ислам суннитского напавления - 46 филиалов, 17 православных религиозных объединений, 14 протестантских религиозных объединений, 1–буддизм (Религиозное объединение Тибетско-Буддистского центра), 1–католицизм, 1– иное религиозное объединение «Бахаи».

В число незарегистрированных религиозных объединений входят 3 религиозные сообщества. Это 1 сообщество совета Евангельских христиан-баптистов и 2 малых религиозных групп.

На территории области расположены 50 религиозных объектов, 38 из них – мусульманские мечети, 11- православных храмов и 1 католическая церковь.

На данное время на территории области работают 7 миссионеров из Ближнего и Дальнего зарубежья, в том числе в католическом костеле 2 миссионера, 1 в Уральской Православной Епархии, 3 в Уральском городском медресе и 1 миссионер в Евангельской христианско-пресвитерианской местной церкви.

Следует отметить так же о всевозрастающей роли религии в общественно-политической жизни и усилении их духовных и социальных функций.

Тоталитарные секты определяются как особые авторитарные организации, лидеры которых, стремясь к власти над своими последователями и их эксплуатации, скрывают свои намерения под религиозными, политико-религиозными, психотерапевтическими, оздоровительными, образовательными, научно-познавательными, культурологическими и иными прикрытиями.

Тоталитарные секты прибегают к обману, умолчаниям и навязчивой пропаганде для привлечения новых членов, используют цензуру информации, поступающей к членам, прибегают к другим неэтичным способам контроля над личностью, к психологическому давлению, запугиванию и прочим формам удержания членов в организации. Таким образом, тоталитарные секты нарушают право человека на свободный информированный выбор мировоззрения и образа жизни.

В настоящее время тоталитарные секты активно пытаются проникнуть и внедриться в органы образования, здравоохранения, государственного управления, производства и коммерции. При этом они часто меняют названия и мимикрируют, прибегают к конфессиональной анонимности и псевдоанонимности, часто действуют под прикрытием ими же созданных подставных организаций, не афиширующих, а то и скрывающих свою связь с сектой.

Чтобы не допустить разногласий на религиозной почве среди населения области и в том числе среди молодежи ведется активная работа по разъяснению духовных ценностей основных конфессий.

С целью распространения достоверной информации о деятельности и учениях деструктивных культов информационно-разъяснительные работы по профилактике религиозного экстремизма сопровождаются показом таких видеофильмов, как «Покаяние», «Иллюзия веры», «Саентология», «Свидетели великого обмана» и др. Так же периодически в ходе разъяснительных работ распространяются брошюры: «Хариджиты и их идеология», «Основатели 4-х мазхабов-опора ислама», «Мазхаб Ханафи», «Секта дегеніміз не?», «Что такое секта?», «Вы узнали, что ваш ребенок или иной близкий вам человек вовлечен в секту. Что делать?», «Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами», «Алля аят», «Абайлаңыз, саентология!», «Осторожно саентология!», «Белое Братство».


ПАМЯТКА УЧАСТКОВЫМ ИНСПЕКТОРАМ
Работа на участке.


  • Участковый инспектор полиции обязан знать все религиозные объединения, которые находятся на подведомственной ему территории.




  • Работа с представителями религиозных объединений проводится на постоянной основе.




  • Прежде чем начать работу с религиозным объединением, необходимо познакомиться с историей развития данного РО, методами прозелитической работы, распространения учения, положительными или отрицательными сторонами религиозного направления.




  • Обратите внимание на количественный и качественный состав прихожан.




  • Своевременно реагируйте на устные заявления граждан, проживающих рядом с религиозным объединением, миссией, церковью. Затягивание изучения проблемы может закончиться непредсказуемыми последствиями.




  • В случае возникновения вопросов, которые участковый инспектор не может решить самостоятельно, следует обращаться в органы, непосредственно занимающиеся данной проблемой.



ПАМЯТКА ДЛЯ МОЛОДЕЖИ
КАК НЕ ПОПАСТЬ В ДЕСТРУКТИВНУЮ

РЕЛИГИОЗНУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ*
Как отличить псевдорелигиозную организацию от подлинно традиционных религий?

В целях религиозной безопасности кроме знания истории возникновения и развития различных религиозных течений и основных религиозных понятий необходимо знание своего рода правил «религиозной безопасности», соблюдение которых желательно при соприкосновении с религиозной проповедью.

Не очень стоит доверять «святым доброжелателям», которые говорят, что именно им известен истинный религиозный путь.

Правило первое

Не вступайте в диалог на религиозную тему с незнакомым Вам человеком, подошедшим к Вам на улице.



Правило второе

Если все же диалог начался, просите представиться своего собеседника. Не удовлетворяйтесь самопредставлением проповедника («Мы- «Церковь Христа!»). Просите более четко рассказать об истории его общины, ясно обозначить ее отношение к традиционным религиям. Так Вы защитите свою свободу выбора, поскольку очень многие проповедники как раз желают, чтобы поначалу Вы и нее заметили, что Вам предлагают не выбор, а отречение от традиционной веры Вашего народа.



Правило третье

Имейте в виду, что религиозная миссия часто прикрывается сугубо светскими наименованиями. Если Вас приглашают на бесплатные курсы английского языка – почти наверняка окажется, что это очередное религиозное новообразование, которое просто собирается читать Вам священную книгу, потихонечку разъясняя, что жить Вы должны так, как Вам говорят на этих уроках. Другое удобное прикрытие – «экологические форумы», «школы общения» и т.п.



Правило четвертое

Помните, что неожиданное радушие, выказываемое Вам вашими новыми знакомыми не всегда является проявлением искреннего благорасположения. Радушие и восторг, который они выказывают Вам, зачастую выходит за разумные пределы. Но смысл у них один: привязать Вас к себе, к новой общине, к новым знакомым. В некоторых деструктивных религиозных организациях есть термин, очень точно выражающий суть этих отношений с новыми знакомыми: « бомбардировка любовью» [К. Боа. Лабиринты веры. М., 1992, с.205.] «Неужели никто не говорил Вам, что Вы так умны!»; « Откуда у Вас такое умение одеваться!» и т.д.



Правило пятое.

Прежде чем Вы решили посетить службу той или иной религиозной организации, посоветуйтесь с родителями, родственниками, авторитетными для Вас людьми.



Правило шестое

Если же Вы решили принять предложение о посещении религиозного богослужения, не ходите один, попросите пойти с Вами родственника или друга.



Правило седьмое

При посещении богослужения помните, что главная миссия миссионеров- проповедников – убедить Вас пойти в организацию. Поэтому будьте просто трезвы. Не спутайте психическое воодушевление, естественное при больших собраниях, сопровождаемых громкой музыкой и энергичной речью, с таинством вхождения Всевышнего в святыню человеческого сердца.



Правило восьмое

Имейте в виду, что резкая критика других конфессий и предсказания «грядущего божьего наказания» для их последователей является одним из признаков деструктивности религиозной организаций.



Правило девятое

Помните! Верить в бога или нет – это Ваш выбор! Не позволяйте никому манипулировать Вашим сознанием и здоровьем! Подумайте! Стоит ли увлечение неизвестным культом того, чтобы потерять самых близких людей?


* Памятка составлена на основе материалов диакона А.Кураева //

Энциклопедический справочник информационно-консультативного центра по вопросам сектантства, - Новосибирска, 2001г.

ПОСЛЕДСТВИЯ ПРЕБЫВАНИЯ В ДЕСТРУКТИВНОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ*
Возможность покинуть культ в некоторых деструктивных религиозных организациях обычно гарантируется только на словах.

Существуют факты, свидетельствующие о том, что многие предпринимали отчаянные попытки снова обрести свободу, однако внедренные в подсознание страхи и преследование со стороны культа доводили людей до психических расстройств и даже самоубийств. Известны факты убийства руководителями некоторых деструктивных религиозных организаций своих адептов, попытавшихся порвать с культом.

В некоторых случаях после выхода из деструктивных религиозных организаций, даже при помощи специалистов и поддержки близких людей, человек чувствует себя чужим в обществе. При этом типичными проблемами такого человека являются:

* крайнее нарушение идентичности;

* депрессия;

* проблемы с зависимостью в принятии решений;

* потеря свободной воли и контроля над своей жизнью;

* расстройства, связанные с полученным стрессом;

* замедленное психологическое развитие;

* потеря спонтанности ( непосредственности, непринужденности) или чувства юмора;

* ухудшение психологического состояния, включая галлюцинации, приступы паники и тревожности, дезориентацию, паранойю, включая признаки шизофрении ( раздвоение личности);

* неспособность образовать близкие дружественные отношения вне культа;

* расстройства сна, кошмары;

* сексуальные проблемы;

Оказание всесторонней помощи и возвращение бывшего адепта ДРО в реальную среду и к полноценной жизни, свободной от психологических кошмаров псевдорелигиозного прошлого, является задачей не только родных и близких, но и государственных органов и общества в целом.
*Составлено на основе: Волкова Е.Н. Экспертно-справочная информация о феномене скрытого психологического насилия, выражающегося в целенаправленном установлении отдельным лицом или группой лиц незаконного контроля над сознанием и жизнью других личностей без их добровольного осознанного согласия. – Нижний Новгород, 1996.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ВАШ СЫН ИЛИ ДОЧЬ ВОВЛЕЧЕНЫ В

ДЕСТРУКТИВНУЮ РЕЛИГИОЗНУЮ

ОРГАНИЗАЦИЮ – ЧТО ДЕЛАТЬ?*

Прежде всего, не теряйте голову. По отношению к вашим детям самое главное – СОХРАНИТЬ КОНТАКТ. Быть положительно настроенным, спокойным, открытым к диалогу. Признать за ними право на поиск, свой выбор, даже ошибочный, и что ваши дети ценны сами по себе, независимо от их убеждений. Ни в коем случае не следует критиковать их новые убеждения. Не нападайте, даже с юмором, ни на группу, ни на «гуру». Больше рассчитывайте на интонацию тепла, привязанности. Не увлекайтесь интеллектуальными доказательствами (доказывать, кто прав, указывать на несоответствия…) Но выявляйте явные противоречия, в то же время, не вынуждая ваших детей их объяснять: это только укрепит их связь с группой.

Изучайте словарь группы и их учение. Важно знать это, чтобы лучше поддерживать диалог.

В контактах с детьми поддерживайте и стимулируйте то, что пока остается вне контроля группы: их прошлые интересы и увлечения; семейные или дружеские воспоминания, связанные с жизнью вне группы.

Не доверяйте «специалистам», которые предложат вам за плату лечение или юридическое вмешательство, пока вы не убедитесь, что они действительно те, за кого себя выдают.

Не позволяйте себя запугать давлением, клеветой, угрозами или шантажом и не уступайте попыткам ваших детей или группы вас обаять: это будет делаться, чтобы вас нейтрализовать.

Не допускайте, чтобы кто бы то ни было внушил вам чувство вины.

Не оставляйте ваших попыток спасти детей по той причине, что они совершеннолетние и знают, что делают. Даже если они сами это утверждают, еще не доказано, что они действительно знают, что делают.

Не оставайтесь наедине со своей проблемой: многие семьи этим задеты, независимо от вероисповедания или социального слоя. Ищите контакт с ними.

Собирайте сведения и формируйте досье:

- записывайте имена, адреса номера телефонов лиц, связанных с деятельностью ваших детей;

- храните всю информацию, касающуюся группы, куда они ходят ( статьи в прессе, заметки, листовки);

- если вы не определили тип ДРО, отмечайте характер чтения, словарь, расписание, имена и прозвища тех, кто составляет новое окружение ваших детей. По этим материалам специалист сможет ориентировать ваши поиски.

ПОМНИТЕ! Деструктивной религиозной организацией может быть любое религиозное объединение, течение или группа, в своей деятельности имеющая признаки деструктивности.

В случае обнаружения указанных признаков, действуйте быстро: информируйте правоохранительные органы. Передайте им досье на группу.



*Памятка составлена по материалам Ассоциации защиты семьи и личности (ASFJ, Франция). Association pour la Sauvegarde de la Famille et de la Jeunesse (ASFJ, FRANCE).

Условия для контроля мышления.

Согласно модели Маргарет Т. Сингер, существует шесть условий для контроля сознания.



  1. Завоевание контроля над временем человека, особенно его (или ее) временем размышления.

  2. Создание ощущения беспомощности у новичка, при одновременном обеспечении его моделями, демонстрирующими новое поведение, которое хочет выработать руководство (лидеры).

  3. Манипулирование сознанием путем вознаграждений, наказаний и практических действий, чтобы подавить прежнее социальное поведение новичка. Использование измененного состояния сознания, чтобы манипулировать жизненным опытом.

  4. Манипулирование наградами, наказаниями и жизненным опытом, чтобы добиться того поведения, которое требуется руководству (лидерам).

  5. Создание плотно контролируемой системы, в которой тех, кто отступает от взглядов группы, заставляют чувствовать себя так, словно у них имеются врожденные отступления от нормы.

  6. Содержание новичков в состоянии неведения и неспособности отдавать себе отчет в происходящем (руководство секты не может выполнять программу реформирования мышления при полной компетенции и информированном согласии личности).

Техники контроля сознания.

  1. Групповое давление и "бомбежка любовью" отбивают охоту к сомнениям и усиливают потребность в принадлежности через использование игр, подобных детским, через пение, объятия, прикосновения и лесть. Термин "бомбежка любовью" применяется не только внешними критиками деструктивных культов, но и самими адептами культов, например, мунитами. Цель методики, сверхназойливостью вызвать у адепта или вербуемого в культ ощущение, что ждали именно только его, что он - это нечто особенное, и общаться с ним адептам культа очень и очень приятно. Новичок не выпускается из-под опеки ни на минуту. Рекомендованная специальными наставлениями мунитов процедура называется "сандвич" и требует, чтобы новичок постоянно находится в окружении двух приставленных к нему опытных адептов, обязанных со всем рвением "сотрудничать" с ним и вовлекать его.

  2. Изоляция (отделение) создает невозможность или отсутствие желания сверять информацию, предоставляемую группой, с реальностью.

  3. Техники, останавливающие мышление, вводят новобранца в медитирование, монотонное пение и повторяющиеся действия, которые, при чрезмерном использовании, создают (индуцируют) состояние высокой внушаемости.

  4. Страх и вина вызываются извлечением признаний (исповедей) под предлогом создания близости и обнаружения страхов и секретов, чтобы создать эмоциональную уязвимость посредством явных и завуалированных угроз, также как и чередованием наказаний и наград.

  5. Отказы от сна поощряются под маской духовных упражнений, необходимого тренинга или срочных проектов (планов).

  6. Неадекватное питание маскируется или как специальная диета для улучшения здоровья и достижения духовности, или как обязательная принадлежность ритуалов.

  7. Сенсорная (чувственная) перегрузка навязывает принятие комплекса из новой доктрины, целей и определений (дефиниций), чтобы заменить прежние ценности вероятного новообращенного посредством усвоения массы информации за короткое время с очень ограниченной возможностью критической проверки.

Контроль сознания осуществляется в четырех основных сферах:

  • контроль поведения;

  • контроль информации;

  • контроль мышления (мыслей);

  • контроль эмоций (чувств).

Контроль поведения:

Контроль поведения включает в себя следующее.



  • Регулирование индивидуальной физической реальности (где и с кем живет, какую одежду и прически носит, какую пищу ест, сколько позволяется спать, финансовая зависимость).

  • Большая часть времени обязательно посвящается индоктринации и групповым ритуалам.

  • Необходимость спрашивать разрешения для принятия важных решений.

  • Награды и наказания.

  • Отбивается охота к индивидуализму (превалирует групповая мысль).

  • Жесткие правила и предписания.

  • Необходимость покорности и зависимости.

Контроль информации:

Контроль информации заключается в следующем.



  1. Использование обмана ( умышленное утаивание информации, искажение информации, открытый обман).

  2. Максимально возможное ограничение доступа адептов к не культовым источникам информации или устранение приверженности к ним, загружение адептов культовой деятельностью настолько, чтобы они не имели времени думать.

  3. Изолирование постороннего носителя информации в пользу внутренних доктрин (отсутствие свободного доступа к информации, варьирование информации на различных уровнях и подразделениях внутри культовой пирамиды, регулирование лидером потока информации среди адептов).

  4. Поощрение слежки за другими участниками (объединение по парам по системе "приятельства" для наблюдения и контроля, доносительство лидеру об отклоняющихся от культовых доктрин мыслях, чувствах и поступках).

  5. Широкое использование созданной в рамках культа информации и пропаганды (бюллетени, журналы, газеты, аудио- и видеозаписи, неправильные цитаты, формулировки, взятые вне контекста из некультовых источников).

  6. Использование проповеди (информация о "грехах" - чтобы уничтожить границы личности, для манипуляции и контроля).

Контроль мышления:

Контроль мышления включает в себя следующее.



  1. Необходимость интернализации (понуждение к принятию) групповой доктрины как "Истины", включающей в себя следующие элементы:

    • "схема тождественна реальности";

    • "черное и белое" (нет полутонов);

    • "добро против зла" (нет компромиссов и сложных взаимодействий и сочетаний);

    • "Мы против Них" (групповое против внешнего мира).

  2. Навязывание принятия "нагруженного" языка (характеризующегося мыслительными клише).

  3. Поощрение только "хороших" и "правильных" мыслей (как это предписывается лидером и группой).

  4. Использование техник прекращения мышления:

    • отрицание, рационализация, оправдание, принятие желаемого за действительное ("мышление желаниями");

    • монотонное говорение (скандирование), говорение на "языках", пение или гудение;

    • медитация;

    • произнесение молитв.

  5. Запрет на критические вопросы о лидере, доктрине или политике культа, которые признаются единственно правильными.

  6. Запрет на альтернативные системы верования.

Контроль эмоций:

Контроль эмоций включает следующее.



  1. Осуществление манипулирования и сужение спектра чувств личности.

  2. Индоктринация убеждения, что в любых проблемах адепта всегда имеется его вина.

  3. Чрезмерное использование вины:

    • вина идентичности (личной тождественности);

    • социальная вина;

    • историческая вина.

  4. Чрезмерное использование страха - индоктринируются различные фобии.

  5. Создание крайностей эмоциональных пиков и спадов.

  6. Использование ритуального, часто публичного признания "грехов".

Наличие диссоциирующих состояний у вышедших из деструктивной религиозной организации.

Свобода покинуть культ в некоторых деструктивных религиозных организациях обычно гарантируется только на словах. Существуют факты, свидетельствующие о том, что многие предпринимали отчаянные попытки снова обрести свободу, однако внедренные в подсознание страхи и преследования со стороны культа доводили людей до психических расстройств и даже самоубийств. Известны факты убийства руководителями некоторых деструктивных религиозных организаций своих адептов, попытавшихся порвать с культом. Правда, данные эти - по зарубежным странам. В некоторых деструктивных религиозных организациях после выхода из культа, даже при благоприятной обстановке в семье и помощи специалистов, человек чувствует себя чужим в социуме. При этом типичными проблемами такого человека являются:



  • крайнее нарушение идентичности;

  • депрессия;

  • проблемы с зависимостью в принятии решений;

  • потеря свободной воли и контроля над своей жизнью;

  • расстройства, связанные с посттравматическим стрессом;

  • замедленное психологическое развитие;

  • потеря спонтанности (непосредственности, непринужденности) или чувства юмора;

  • ухудшение психологического состояния, включая галлюцинации, приступы паники и тревожности, дезориентацию, паранойю, расщепление личности;

  • неспособность образовывать близкие дружественные отношения вне культа;

  • расстройства сна, кошмары;

  • сексуальные проблемы.

После выхода из деструктивной религиозной организации бывший адепт находится в диссоциирующем состоянии ("плавающем" возвращающем по механизму триггера обратно к культовому образу жизни). Известны случаи, когда вышедшие из деструктивного культа, в частности "АУМ Синрике", возвращались обратно, вновь уходили и вновь возвращались. По мнению экспертов, если деструктивная религиозная организация очень заинтересована в возвращении вышедшего из нее данного конкретного адепта, существует очень высокая вероятность того, что этот человек будет этой организацией вновь рекрутирован.

Цели зарубежных организаций в их в активной поддержке некоторых деструктивных религиозных организаций

Возможные цели, преследуемые зарубежными организациями в активной финансовой и политической поддержке некоторых деструктивных религиозных организаций на территории РК:

  1. Подрыв духовных основ российского общества в политических целях для ослабления российского государства. Практически все традиционные религии подвергаются нападкам со стороны деструктивных религиозных организаций, при этом особенное злобствование имеет место в отношении православия. Эта цель является, скорее всего, доминирующей среди всех остальных.

  2. Скрытая, неявная борьба-соперничество прочих религиозных организаций против православия.

  3. Использование религиозного сектантства в качестве мощного потенциального политического рычага давления на власти.

  4. Использование зарубежными спецслужбами взаимосвязанной сети некоторых деструктивных религиозных организаций (скорее здесь можно говорить о нескольких тайных объединениях культов) для сбора разведывательной информации (см., например, доклад ФСК в части, касающейся "Хаббард-колледжа").

  5. Создание резерва фанатично преданных исполнителей на случай возникновения необходимости организации в каких-либо политических целях массовых беспорядков в городах Российской Федерации или других антиобщественных акций.

  6. Установление контроля над различными государственными чиновниками через влияние на них со стороны руководителей деструктивных религиозных организаций (подкуп, шантаж, ложь, установление контроля над сознанием).


Словарь терминов

Ашрам - (санскрит - духовная обитель, монастырь) -

градация степеней духовной жизни, дающей человеку возможность осознания духовной сущности.



Агапе - любовь к ближнему. Деятельная одаряющая

любовь.Важное понятие в христианстве.



Армагеддон - (греч - горная местность Магидо). Место сбора

сил сатаны для решающего сражения с Богом.



Адвенисты -(лат - пришествие) последователи течения в

протестантизме, предсказывающие скорое пришествие Христа.



Бахаизм - современная космополитическая религия,

синтезированная из учений Востока и Запада. Основатель - Мирза Хусейн Али Нури (духовное имя Баха - улла - «блеск Божий»). Считают себя новой мировой религией.



Вероисповедание - принадлежность, к какой-либо религии,

церкви, конфессии.



Ветхий завет - первая часть библии. Включает 50 книг,

написанных на древнееврейском языке.



Глоссалалия - (греч - непонятное слово - говорить) разговор

верующих с Богом на «незнакомых», «иных», «ангельских» голосах.



Десятина - отчисление десятой части доходов верующих в

пользу церкви.



Крещение - одно из семи таинств христианства. Начало крещению

положил Иоанн Креститель.



Ереси - (греч - отбор, школа, учение) религиозные

направления, отступающие от официальных церковных доктрин и вызывающие осуждение и отлучение от церкви



Конфессия - (лаг. - признания, исповедание), то же что и

вероисповедание



Миссионерство - деятельность религиозной организации по

распространению религии в своей стране и за ее пределами.



Новый завет - вторая часть библии, название возникло как

противопоставление иудейскому Ветхому завету. Состоит из 27 книг: 4 евангелии (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна) деяний Апостолов, 21 послания.



Ортодоксия - (греч - правильное мнение) - твердая

последовательность, приверженность традициям, полностью исключает какие-либо отклонения.



Православие - (правильно славить Бога) - одно из направлений

христианства, оформившиеся в 2 веке в результате разделения церквей. Основу православия составляют Священное писание



Прозелетизм - стремление обратить в свою веру лиц другого

вероисповедания.


Протестантизм - одно из основных направлений в христианстве,

представляет собой совокупность многочисленных церквей, связанных своим происхождением с Реформацией - антикатолическим движением 16 века в Европе.



Пресвитерианство - (греч - старший, старейший) последователи

протестантских церквей кальвинистского направления. Отвергали жесткую церковную централизацию и епископат. Боролись против католицизма и англиканства.



Пуританизм -(лат. - чистый, чистота) оппозиционное

религиозное движение «очищение» англиканской церкви от черт, унаследованных от католицизма



Протестантизм - одно из основных направлений в христианстве,

представляет собой совокупность многочисленных церквей, связанных своим происхождением с Реформацией - антикатолическим движением 16 века в Европе.



Пресвитерианство - (греч - старший, старейший) последователи

протестантских церквей кальвинистского направления. Отвергали жесткую церковную централизацию и епископат. Боролись против католицизма и англиканства.



Пуританизм -(лат. - чистый, чистота) оппозиционное

религиозное движение «очищение» англиканской церкви от черт, унаследованных от католицизма



Религия -особенная форма общественного

сознания,выполняющего функцию мировоззрения, а также соответствующие поведение и специфические действия, вязанные с вероисповеданием



Религиозное -добровольное объединение

объединение совершеннолетних граждан, придерживающихся одного и того же вероисповедания, объединившихся для удовлетворения своих религиозных потребностей.

Pелигиозный -приверженность в вероисповедании к

экстремизм крайним взглядам и мерам.

Свидетели Иеговы -одно из поздних течений в протестантизме.

Отрицают догмат о троице, но признают все три ипостаси троицы. Основатель Ч.Рассел источником всей жизни, творцом всемогущим они считают Иегову, а Иисус Христос его единородный сын.



Саентология -основана Р. Хаббардом, его книга

«Дианетика». Современная наука душевного здоровья положила начало развитию саентологической организации.



Секта -образ мыслей, школа, направление.

Возникает как оппозиционное учение по отношению к тем или иным религиозным направлениям.


Таинства -обрядовые действия

Толерантность -терпимость к иного рода взглядам, нравам,

привычкам.Является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций



Фундаментализм -термин употребляемый по отношению

к тем религиозным объединениям, которые требуют возврата к чистой первоначальной религии.



Харизма -(греч. - дар) термин для обозначения девяти особых

даров святого духа, излитых на апостолов в иерусалимском саду.



Харизматики -(греч. - благодать) верующие, стремящиеся получить

oт духа святого особые дары - Харизмы.



Экуменическое -современное движение за объединения христианских,

движение в основном протестантских церквей.

1




страница 1