Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 страница 2


УДК 502.3.003(075.8)

В 785
Рецензент – заместитель руководителя НИЦ Э и ЭТ В. А. Халиманчик (УО «БелГУТ»).




Вострова Р. Н. и др.

В 785 Расчет экономического ущерба, нанесенного государству сверхнормативным загрязнением атмосферного воздуха: Пособие к практическим занятиям по дисциплине «Основы экологии»: В 2 ч. Ч. I. / Р. Н. Вострова, О. В. Ковалева, П. Г. Сыцко. – Гомель: УО «БелГУТ», 2005. – 30 с.

Изложен порядок расчета и предъявления претензий и исков за сверхнормативное загрязнение атмосферного воздуха стационарными и передвижными источниками.

Предназначено для оказания помощи студентам при выполнении расчетов на практических занятиях по дисциплине «Основы экологии», а также при выполнении расчетов по курсовому и дипломному проектированию.


УДК 502.3.003(075.8)

 Р. Н. Вострова, О. В. Ковалева, П. Г. Сыцко, 2005.



ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение ………………………………………………………………………………...

4

1 Воздухоохраноое законодательство ………………………………………………...

4

1.1 Виды ответственности за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха ………………………………………………………………

4


1.2 Административная ответственность за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха ………………………………………………...

5


1.3 Приостановка или ограничение производственной деятельности ………….

7

1.4 Уголовная ответственность ……………………………………………………

9

1.5 Возмещение вреда, причиненного в результате нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха ………………………………………..

10


2 Положение о порядке расчета и предъявления претензий и исков за сверхнормативное загрязнение атмосферного воздуха …………………...…………………

11


2.1 Порядок предъявления претензий и исков за сверхнормативное загрязнение атмосферного воздуха…………………………………………………….

12


3 Методика определения сумм, подлежащих взысканию за сверхнормативное

загрязнение атмосферного воздуха …………………………………………………


13


3.1. Методика определения сумм, подлежащих взыска­нию за сверхнормативное загрязнение атмосферного возду­ха стационарными источниками ……

13


3.2 Методика определения сумм, подлежащих взыска­нию за сверхнормативное загрязнение атмосферного воздуха передвижными источниками …….

18


4 Порядок внесения платежей …………………………………………………………

22

5 Описание программы …………………………………………………………….…..

22

6 Порядок работы с программой ………………………………………………………

25

Список литературы …………………………………………………………………….

27

Приложение А Перечень загрязняющих веществ, коды и ПДК …………………….

28


ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время нередки случаи сверхнормативного загрязнения воздушного бассейна стационарными и передвижными источниками выбросов. Для предъявления штрафных санкций к нарушителям (субъектам хозяйствования) воздухоохранного законодательства органам Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды (Минприроды) – облкомитету и гор-, райинспекциям необходимо производить расчет претензии по утвержденной методике.

В качестве исходных данных используются замеры, проведенные аналитическими лабораториями, или справки предприятия о количестве сверхнормативно выброшенных загрязняющих веществ.

Расчет экономического ущерба, нанесенного государству сверхнормативным загрязнением атмосферного воздуха стационарными и передвижными источниками – задача трудоемкая, и на ее решение требуется довольно много времени.

Для реализации данного задания была выбрана программа Excel, входящая в состав пакета Microsoft Office. Предложенная программа позволяет быстро решить поставленную задачу.
1 Воздухоохранное законодательство

1.1 Виды ответственности за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха

Исходя из характера и последствий правонарушения, к должностным лицам или субъектам хозяйствования, при инспектировании по вопросам охраны атмосферного воздуха могут применяться следующие санкции:

а) привлечение лиц, виновных в нарушении законода­тельства об охране атмосферного воздуха, к административной от­ветственности по статьям, указанным в административно-процессуальном кодексе (КоАП);

б) передача материалов в отношении указанных лиц руководи­телям соответствующих предприятий, организаций и учреждений для принятия к нарушителю мер дисциплинарного воздействия;

в) предъявление исков физичес­ким и юридическим лицам (в том числе и иностранным) о возмещении убытков в доход государства;

г) направление материалов в органы прокуратуры для привлече­ния виновных лиц к уголовной ответственности;

д) вынесение решений о приостановке (запрещении) производственной деятельности оборудования, цехов, предприятий.

При проведении проверок должностные лица органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, осуществляющие инспекционную деятельность по вопросам охраны атмосферного воздуха, должны разъяснять руководителям предприятий, учреждений, организаций и гражда­нам их право возбуждать ходатайства о возмещении убытков, при­чиненных им в результате нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха.


1. 2 Административная ответственность за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха

Лица, виновные в нарушении законо­дательства об охране атмосферного воздуха, могут привлекаться к административной ответственности в соответствии и на основании статей Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Руководители и другие должностные лица хозяйственных субъектов, а также граждане подвергаются штрафу в администра­тивном порядке, на основании Кодекса Республики Беларусь "Об административных правонарушениях" и Закона Республики Бела­русь "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях", если они виновны в нарушении следующих требований законодательства по охране атмосферного воздуха (если эти нарушения не влекут за собой уголовной ответственности):

1 Выброс загрязняющих веществ в атмосферу с превышением нормативов. Превышение нормативов предельно допустимых выбросов или временно согласованных выбросов загрязняющих веществ в атмо­сферу влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от трех до двадцати пяти базовых величин (БВ) в судебном порядке (ст. 78 КоАП).

2 Ввод в эксплуатацию предприятий без соблюдения требова­ний по охране атмосферного воздуха. Ввод в эксплуатацию новых и реконструированных предприя­тий, сооружений и других объектов, не удовлетворяющих требова­ниям по охране атмосферного воздуха, влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от десяти до пятидесяти БВ (ст. 79 КоАП).

3 Нарушение правил эксплуатации, а также неиспользование оборудования для очистки выбросов в атмосферу. Нарушение правил эксплуатации, а также неиспользование установленных сооружений, оборудования, аппаратуры для очист­ки и контроля выбросов в атмосферу влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от пяти до пятидесяти БВ (ст. 80 КоАП).

4 Выпуск в эксплуатацию транспортных и других передвиж­ных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах. Выпуск в эксплуатацию автомобилей, самолетов, судов и других передвижных средств и установок, у которых содержание загряз­няющих веществ в выбросах, а также уровень шума, производимого ими при работе, превышают установленные нормативы, влечет предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере от одной до пяти БВ (ст. 81 КоАП).

5 Эксплуатация автотранспортных и других передвижных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах. Эксплуатация автотранспортных и других передвижных средств и установок, у которых содержание загрязняющих веществ в выбро­сах, а также уровень шума, производимого ими при работе, превы­шают установленные нормативы, влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от 0,5 до трех БВ (ст. 82 КоАП).

6 Нарушение правил складирования промышленных и бытовых отходов, несоблюдение требований по охране атмосферного возду­ха при сжигании указанных отходов. Нарушение правил складирования промышленных и бытовых отходов, несоблюдение требований по охране атмосферного воздуха при сжигании указанных отходов влечет наложение штрафа на граждан в размере от одной до пяти БВ и на должностных лиц – от пяти до пятидесяти БВ (ст. 83 КоАП).

7 Сжигание топлива в установках, устройствах и агрегатах, не предназначенных для использования данного вида топлива, реализация топлива без сертификата качества. Сжигание топлива в установках, устройствах и агрегатах, не предназначенных для использования данного вида топлива, а также реализация топлива без сертификата качества влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от пяти до двадцати пяти БВ (ст. 83 прим. КоАП).

8 Нарушение правил и норм транспортировки, хранения и применения средств защиты растений и других препаратов, по­влекшее или могущее повлечь загрязнение окружающей среды. Нарушение правил и норм транспортировки, хранения и приме­нения средств защиты растений и других препаратов, повлекшее или могущее повлечь загрязнение окружающей среды, влечет наложение штрафа на граждан в размере от одной до десяти БВ и на должностных лиц – от пяти до пятидесяти БВ (ст. 84 КоАП).

9 Невыполнение предписаний органов, осуществляющих конт­роль за охраной окружающей среды. Невыполнение предписаний органов, осуществляющих государ­ственный контроль за охраной окружающей среды, об устранении нарушений правил по охране окружающей среды влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от одной до пяти БВ и преду­преждение или наложение штрафа на должностных лиц от трех до двадцати пяти БВ (ст.85 КоАП).


1.3 Приостановка или ограничение производственной деятельности

В соответствии с Законом Республики Беларусь "Об охране окружающей среды" (ст. 12) и Положением о порядке приостановки эксплуатации оборудования, установок, цехов, производств, предприятий, организаций, работающих с нарушением норм и правил по охране окружающей среды, утвержденным Министром природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, возможно приостанавливать производственную деятельность субъектов хозяйство­вания независимо от форм собственности, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Беларусь, если их произ­водственная деятельность осуществляется с нарушением норм, условий и требований, предусмотренных законодательством об охране атмосферного воздуха.

Основанием для принятия решения о приостановке экс­плуатации оборудования, установок, цехов, производств, предприя­тий является:

– осуществление выброса загрязняющих веществ в атмосферу без разрешения на выброс от органов Минприроды;

– превышение норм предельно-допустимых выбросов (ПДВ) или величин временно согласованных выбросов (ВСВ) в 1,5 и более раз для отдельных источников или предприятия в целом, выявлен­ное расчетным или инструментальным путем;

– необеспечение выполнения в полном объеме мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ в периоды небла­гоприятных метеорологических условий при условии повышения уровней загрязнения атмосферы;

– необеспечение разработки и осуществления мероприятий по предотвращению залповых выбросов, создающих высокие и экстре­мально высокие уровни загрязнения атмосферы;

– невыполнение мероприятий по снижению выбросов загряз­няющих веществ и достижению ПДВ (ВСВ);

– загрязнение атмосферного воздуха за пределами санитарно-защитной зоны до уровней 5 ПДК максимально разовых (ПДК м. р., ОБУВ) и выше, установлен­ных не менее, чем за два срока наблюдений в течение суток по программе ОГСНК, или систематическом превышении ПДК м. р. при повторяемости более 20 % общего объема наблюдений за срок более месяца или превышении в среднем за полугодие в 3 раза и более среднесуточного значения предельно допустимой концентра­ции (ПДК с. с.) или ориентировочно безопасного уровня воздейст­вия (ОБУВ) при не менее 50 наблюдениях за данной примесью на одном посту;

– нарушение правил эксплуатации, а также неиспользование установок очистки средств нейтрализации или подавления выбросов;

– эксплуатация технологического оборудования с незавершен­ным строительством установок очистки газов и систем снижения выбросов загрязняющих веществ;

– использование топлива, не предназначенного для сжигания в этих устройствах, агрегатах, установках и т.п.;

– выпуск продукции, в том числе двигателей, с нарушением стандартов на содержание загрязняющих веществ в отходящих и отработавших газах;

– производство передвижных источников загрязнения атмо­сферы с нарушением требований нормативно-технической и конст­рукторской документации (в объеме более 5 % из проверенной партии);

– эксплуатация транспортных средств, если выбросы более 30 % проверенной партии превышают установленные нормативы, а также отсутствие контроля содержания загрязняющих веществ в отработавших газах;

– нарушение правил складирования промышленных и иных отходов, транспортировки, хранения и применения средств защиты растений, стимуляторов их роста, минеральных удобрений и других препаратов, повлекших или могущих повлечь загрязнение атмо­сферного воздуха;

– наличие источников, а также выбросов веществ, для которых не установлены ПДВ (ВСВ);

– аварийные выбросы, создающие экстремально-высокие уров­ни загрязнения атмосферного воздуха.

В случае выброса в атмосферу веществ, по которым установлены ПДК или ОБУВ, а также наличие содержания в атмосферном воздухе неприятно или дурно пахнущих веществ, решение о приос­тановке принимается на основании данных об ухудшении самочув­ствия (показателей здоровья) населения, поражениях раститель­ности, гибели животных.

Критерием для предложений о прекращении эксплуатации обо­рудования, установок, цехов, предприятия, организации является нарушение ПДВ (ВСВ), выявленное расчетным методом или инстру­ментальным путем и повлекшее за пределами санитарно-защитной зоны загрязнение атмосферного воздуха веществами, характерными для данного источника выбросов:

– превышение ПДК м. р. (ОБУВ) в 30 и более раз, установленное не менее чем дважды в течение года, или систематическое превы­шение ПДК м. р. при повторяемости более 50 % общего объема наблюдений за срок более месяца, или превышение в среднем за полугодие в 5 раз и более ПДК с. с.

Предложение о прекращении эксплуатации объекта органами Минприроды направляется местным органам власти, вышестоящим организациям объекта и Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Решение о приостановке производственной деятельности объекта, являющегося источником загрязнения атмосферного воз­духа, должно приниматься на основании:

– протоколов контроля источников выбросов и газоочистных установок;

– данных о состоянии загрязнения атмосферного воздуха;

– акта-предписания по результатам проверки деятельности по охране атмосферного воздуха;

– нормативов предельно-допустимых выбросов в атмосферу и ус­ловий, предусмотренных разрешениями на выброс загрязняющих веществ в атмосферу;

– мероприятий по охране атмосферного воздуха.



1.4 Уголовная ответственность

В случае особо опасных нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха, признаваемых Уголовным кодексом Республики Беларусь (УК РБ) преступными, материалы о них направляются в органы прокуратуры для воз­буждения уголовного дела и привлечения виновных к уголовной ответственности. Уголовная ответственность наступает по статье 274 УК РБ за загрязнение атмосферного воздуха посредством производственных выбросов загрязняющих веществ с превышением установленных нормативов либо вследствие ионизирующих излучений, электромагнитного, шумового или иного вредного физического воздействия на атмосферный воздух с превышением нормативов.

Способ, в результате которого происходит загрязнение атмосферного воздуха, не имеет значения для квалификации данного преступления. Это может быть нарушение правил эксплуатации очистных сооружений, неиспользование имеющейся аппаратуры и оборудования, ввод в эксплуатацию объектов без средств очистки и т.д. Обязательным признаком состава данного преступления является наличие вреда или возможность его причинения, причем уголовная ответственность наступает за преступное посягательство практически на все области, могущие пострадать в результате загрязнения атмосферного воздуха, – здоровье людей, народное хозяйство, растительный и животный мир. За данное преступление виновные наказываются исправительными работами на срок до одного года или штрафом. Те же действия, причинившие существенный вред здоровью людей, народному хозяйству или растительному и животному миру, наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.

1.5 Возмещение вреда, причиненного в результате нарушения

законодательства об охране атмосферного воздуха

В соответствии с Законом Республики Беларусь "Об охране окружающей среды", Законом "Об охране атмосферного воздуха" (ст. 46) предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны возместить вред, причиненный нарушением законодательства об охране атмосферного воздуха.

Претензии и иски предъявляются предприятиям, органи­зациям и учреждениям независимо от форм собственности, вклю­чая совместные предприятия с участием иностранных юридических лиц и граждан, которым предоставлено право ведения производст­венно-хозяйственной деятельности на территории Республики Бела­русь в случае нанесения вреда (ущерба) государству в результате:

– превышения предельно допустимых выбросов (ПДВ) или временно согласованных выбросов (ВСВ) стационарными источ­никами более чем в 1,5 раза, включая аварийные и залповые технологические выбросы загрязняющих веществ, для которых установлены нормативы ПДВ (ВСВ), а также отключения пылегазоочистного оборудования, отсутствия установленных нормативов ПДВ (ВСВ); наличия незаяв­ленных источников или ингредиентов и др.

– несоответствия характеристик по токсичности и дымности допустимым нормам, установленным действующими стандартами, находящихся в эксплуатации, изготовленных или отремонтирован­ных предприятием передвижных источников (ПИ).

При отказе от добровольной уплаты взыскиваемой суммы убытков либо неполучения ответа на претензию от природопользователя контролирующий орган Минприроды подает исковое заяв­ление в суд.

К исковому заявлению и претензии прилагаются:

– протокол о нарушении законодательства в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов;

– протокол инструментальных замеров выбросов вредных ве­ществ;

– расчет суммы, подлежащей взысканию за сверхнормативное загрязнение атмосферного воздуха;

– акты замеров содержания загрязняющих веществ в выбросах от стационарных источников или отработавших газах автотранс­портных средств;

– другие материалы, доказывающие и уточняющие обстоятель­ства нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха.



2 ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ РАСЧЕТА И ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ ПРЕТЕНЗИЙ И ИСКОВ ЗА СВЕРХНОРМАТИВНОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

Положение утверждено Министром природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь 10 августа 1995 г.

Документ предусмотрен для применения органами Министер­ства природных ресурсов и охраны окружающей среды и исполни­тельной власти на местах в целях побуждения природопользователей к соблюдению Закона об охране атмосферного воздуха.

Положение конкретизирует применение законодательства РБ в части ответственности предприятий за нарушение норма­тивно-технических и метрологических требований по охране ок­ружающей среды и определяет порядок расчета сумм, подлежа­щих взысканию с природопользователя по претензиям и искам за превышение действующих в республике нормативов загрязнения атмосферного воздуха.

Положение разработано на основе Закона Республики Беларусь "Об охране окружающей среды", Закона "Об охране атмосферного воздуха", Закона "О местном самоуп­равлении и местном хозяйствовании в Республике Беларусь", других законодательных актов.

Положение предусмотрено для применения территориальными органами Минприроды Республики Беларусь.

Положение конкретизирует применение законодательства Республики Беларусь в части ответственности предприятий за нарушение нормативно-технических требований по охране окружающей среды и определяет порядок расчета сумм, подлежащих взысканию за сверхнормативное загрязнение атмосферного воздуха в возмещение ущерба, нанесенного населению и окружающей среде.

Положение определяет порядок расчета сумм, подлежащих взысканию с природопользователя по претензиям и искам за превышение нормативов загрязнения атмосферного воз­духа, установленных ему на текущий период органами охраны природы или действующими стандартами.

Внесение сумм за сверхнормативное загрязнение атмос­ферного воздуха природопользователем добровольно или в судеб­ном порядке не освобождает его от выполнения мероприятий по снижению объемов выбросов загрязняющих веществ до установ­ленных нормативов.

Выплаты по претензиям и искам за сверхнормативное загрязнение атмосферного воздуха не отражаются на суммах экологического налога и не идут в зачет сумм налога за превыше­ние лимитов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Сумма, подлежащая взысканию с природопользователя за сверхнормативное загрязнение атмосферного воздуха, опреде­ляется в ценовых условиях на дату установления нарушения законодательства об охране окружающей среды. При отказе природопользователя от добровольной выплаты по претензии конт­ролирующего органа сумма, подлежащая взысканию в судебном порядке, корректируется с учетом изменения цен за период после выставления претензии.
2.1 Порядок предъявления претензий и исков

за сверхнормативное загрязнение атмосферного воздуха

Порядок предъявления претензий и исков за сверхнорма­тивное загрязнение атмосферного воздуха определяется действу­ющим в Республике Беларусь законодательством.

Представление о взыскании в доход государства сумм за сверхнормативное загрязнение атмосферного воздуха осуществ­ляется территориальными службами Минприроды.

Расчет суммы, подлежащей взысканию за нарушение атмосфероохранного законодательства, производится на основа­нии методики определения сумм, подлежащих взысканию за сверхнормативное загрязнение атмосферного воздуха. После определения суммы, подлежащей взысканию за нарушение атмосфероохранного законодательства, оформляют­ся претензионные документы.

Претензия и другие документы, подтвер­ждающие нарушение природоохранного законодательства, не позднее чем в месячный срок со дня даты расчета суммы, подле­жащей взысканию, направляются природопользователю, нару­шившему атмосфероохранное законодательство.

При отказе от добровольной уплаты взыскиваемой суммы в течение 1-го месяца либо неполучения ответа на претензию от природопользователя контролирующей орган Минприроды по­дает исковое заявление в хозяйственный суд.




  1. МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУММ,

ПОДЛЕЖАЩИХ ВЗЫСКАНИЮ

ЗА СВЕРХНОРМАТИВНОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ

АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА
3.1 Методика определения сумм, подлежащих взыска­нию

за сверхнормативное загрязнение атмосферного возду­ха

стационарными источниками
Методика предназначена для определения сумм, подле­жащих взысканию по претензиям и искам в возмещение предпри­ятиями, организациями, учреждениями (в дальнейшем – предприятиями), вреда, причиненного в результате нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха в части превышения нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) или временно согласованных выбросов (ВСВ).

Взыскание указанных сумм является государственной мерой экономического принуждения природопользователей к ох­ране атмосферного воздуха.

Факт превышения норм ПДВ или ВСВ устанавливается инструментальным или расчетным путем уполномоченными на то государственными органами. Порядок осуществления контроля за техногенными выбросами предприятий в атмосферу определя­ется действующими в республике нормативными документами.

Методика определяет порядок расчета сумм по искам, предъявляемым природопользователю за превышение установленных для каждого источника и загрязняющего вещества нормативов – ПДВ (ВСВ), а также за выбросы незаявленных источ­ников и неразрешенные выбросы. Иски предъявляются в случаях превышения норм ПДВ (ВСВ) хотя бы по одному источнику более, чем в 1,5 раза.

Размер сумм, подлежащих взысканию по искам, рассчитывается для каждого источника или группы источников по каждому загрязняющему веществу исходя из суммы экологиче­ского налога за месячный выброс соответствующего ингредиента в пределах лимита (разрешения) по следующей формуле

, (1)

где Сij – сумма, взыскиваемая с предприятия за превышение установленных нормативов выбросов i-го загрязняю­щего вещества j-го источника или группы источни­ков, млн руб.;

15 – кратность взимания налога за сверхнормативные выбросы, предусмотренная соответствующими документами Республики Беларусь;

– расчетная сумма месячного экологического налога за выброс i-го ингредиента в пределах лимита в целом по предприятию, млн руб.;

, (2)

Hi плановая сумма годового экологического налога за выброс i-го ингредиента в пределах лимита в целом по предприятию, млн руб., или

,

Пi – норматив платы за выброс в пределах лимита 1 тонны i-го ингредиента, тыс. руб./т;

– разрешение на выброс i-го загрязняющего вещества в месяц в целом по предприятию, т,

,

– разрешение на выброс i-го ингредиента в год по предприятию в целом, т;

dij – доля i-го ингредиента j-го источника в ПДВ этого вещества в целом по предприятию;

, (3)

– значение ПДВ i-го вещества j-го источника;

– значение ПДВ i-го вещества по предприятию в целом.

Если выявлено несколько источников (j-я группа) с нарушением установленных нормативов по одному и тому же ингредиенту, то расчет производится по формуле



, (4)

n – количество, выявленное в группе j-ых источников;

– степень превышения норм ПДВ (ВСВ) i-го вещества j-го источника;

, (5)

, – соответственно фактическая и нормативная интенсивность выбросов i-го вещества j-го источника.

При выявлении группы источников, допустивших превышение норм ПДВ (ВСВ) по одному и тому же ингредиенту, формула (4) будет иметь вид:



, (6)

При выявлении незаявленных источников или неучтен­ных ингредиентов в проверяемых источниках загрязнения, или не имеющих разрешения на выброс по вине предприятия весь объем выбросов загрязняющих веществ считается сверхнормативным.

Сумма платежей для незаявленных или не имеющих разре­шения на выброс источников, или незаявленных ингредиентов в проверяемых источниках рассчитывается по формуле

, (7)

где Пi – норматив платы за выброс 1 тонны i-го загрязняюще­го вещества, тыс. руб.;



Mi – расчетная среднемесячная масса выбросов загрязняющего вещества, т;

Ке – коэффициент экологической значимости территории, зависящий от количества жителей, проживающих на ней (таблица 1);

Кс – коэффициент, учитывающий изменение цен в текущем периоде по сравнению с периодом базовым, когда были утверждены ставки налога за загрязнение атмосферного воздуха; приравнивается к индексу роста минимальной заработной платы за этот период,

, (8)

где , – утвержденная минимальная заработная плата в республике соответственно в период проведения контрольных замеров и базовый (в период установления ставок налога).



Таблица 1 – Значение коэффициента экологической значимости

территории размещения предприятия

Численность жителей населенного пункта, тыс. чел.

Значение Ке

До 25

1,0

2650

1,5

51100

2,0

101200

3,0

201300

3,5

301500

4,0

501750

5,2

7511000

6,0

Св. 1000

6,6

При повторном выявлении в течение календарного года со дня проверки источников с превышением норм выбросов за­грязняющих веществ, предусмотренных действующими в Респуб­лике Беларусь стандартами, в формуле (1) вводится повышающий коэффициент, равный 2.



Пример расчета суммы иска за сверхнормативное загрязнение атмосферного воздуха стационарными источника­ми

Предприятие находится в населенном пункте с численностью жителей 35 тыс. человек. На предприятии имеются три стационарных источника вы­бросов загрязняющих веществ, по которым установлены ПДВ в целом по предприятию:

СО (окись углерода) – 0,812 г/с.

SO2 (сернистый ангидрид) – 1,556 г/с.

NO2 (диоксид азота) – 42,453 г/с.

Значения ПДВ, г/с, по каждому источнику составляет:

СО 0,555 0,215 0,167

SO2 0,542 1,117 -

NO2 18,945 - 22,264

Фактическая интенсивность выбросов, г/с, по каждому источнику составляет:

СО 0,555 1,324 0,473

SO2 1,245 2,056 -

NO2 43,151 - 86,352

Определяем средний коэффициент превышения фактической интенсивности выбросов над нормативной в выявленных источниках по каждому ингредиенту:



;
;

.

Рассчитываем удельный вес (долю) ингредиента выявленных источников в общем по предприятию ПДВ по этому веществу:



;

;

.

Определим коэффициент Кc.

Базовая заработная плата в РБ на момент установления нормативов платы (апрель 1993 г.) – 4500 рублей. Минимальная заработная плата на период проверки (апрель 2005 г.) – 25500 рублей,

.

Расчетная среднемесячная сумма экологического налога за выбросы соответствующего ингредиента в пределах лимита составила (исходя из плановой суммы на год):

за выбросы СО – 0,0027 млн руб.;

выбросы SO2 – 0,0095 млн руб.;

выбросы NО2 – 0,2255 млн руб.

Согласно таблице 1, Ке=1,5.

Рассчитываем сумму платежей по претензии (иску):

за сверхнормативные выбросы СО



млн руб.;

сверхнормативные выбросы SO2



млн руб.;

сверхнормативные выбросы NO2



млн руб.

Общая сумма, подлежащая взысканию с предприятия по пре­тензии (иску) за сверхнормативное загрязнение атмосферного воздуха, стационарными источниками составит:



С (об.) млн руб.


    1. Методика определения сумм, подлежащих взыска­нию

за сверхнормативное загрязнение атмосферного возду­ха

передвижными источниками
Платежи по претензиям и искам применяются к пред­приятиям, организациям, учреждениям, осуществляющим изготовление, ремонт и эксплуата­цию передвижных источников (ПИ) при несоответствии характе­ристик по токсичности и дымности нового или восстановленного (отремонтированного) ПИ допустимым нормам, установленным действующими стандартами.

Основанием для изыскания платежей по претензиям и искам являются результаты проводимых уполномоченными орга­нами государственного контроля проверок уровня содержания загрязняющих веществ в отработавших газах передвижных ис­точников, принадлежащих предприятию, цеху, участку или выпускаемых (ремонтируемых) на данном предприятии в случае, когда хотя бы по одному из загрязняющих веществ на одной из режимов работы двигателя зафиксировано превышение норм, ус­тановленных действующими стандартами.

Количество передвижных источников, подвергаемых контролю в выборке отдельно по группам, представлено в таблице 2. Для предприятий, осуществляющих производство, ремонт и техобслуживание передвижных источников, при определении количества ПИ, подвергаемых контролю, берутся суточные нормы их выпуска. При соблюдении вышеуказанного количества ПИ, подвергаемых контролю по проверяемой группе, доля выявленных источников распространяется на всю численность данной груп­пы:

– передвижных источников предприятия их эксплуатирую­щего;

– годового объема ремонта и техобслуживания ПИ на ремон­тных заводах и станциях технического обслуживания;

– годового объема выпуска ПИ на заводах-изготовителях.

Сумма, подлежащая взысканию по претензиям и искам за сверхнормативное загрязнение атмосферного воздуха передвижными источниками предприятий, осуществляющих их экс­плуатацию, определяется исходя из фактической суммы экологического налога, выплаченного предприятием за выброс загрязняющих веществ в воздушный бассейн ПИ в предыдущем году.

Расчет суммы платежа осуществляется по формуле



, (9)

где С – сумма, подлежащая взысканию по претензиям и искам за сверх нормативный выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, млн руб.;



Н – сумма экологического налога, выплаченная предприятием за выброс загрязняющих веществ передвижными источниками предприятия проверяемой группы в предыдущем году, млн руб.

Для предприятий, осуществляющих производство ПИ и их ремонт, а также техническое обслуживание, берется сумма экологического налога Н, выплаченная предприятием в предыдущем году за загрязнение атмосферного воздуха всеми источниками выброса.



d – доля выявленных ПИ, не соответствующих действующим стандартам по токсичности и дымности отработавших газов, в общем числе проверенных передвижных источников;

Кп – средневзвешенный коэффициент ПДН в выявленных передвижных источниках, при этом

, (10)

p – режим работы двигателя;

r – группа проверяемых источников;

i – загрязняющее вещество;

Yf – фактический уровень токсичности (дымности) в выявленных ПИ в

каждой выборке, в соответствующих единицах измерения;



Yn – уровень токсичности (дымности), предусмотренный действующими стандартами для каждой выборки в соответствующих единицах измерения;

N – число случаев превышения ПДН.
Таблица 2 Количество передвижных источников, подвергаемых контролю

в выборке отдельно по группам (бензиновые и газобаллонные,

дизельные)

Доля, %

Число ПИ в рассматриваемой группе, ед.

80

До 5

70

5–10

40

11–25

25

26–50

18

51–100

10

101–300

7

301–500

5

Св. 500

При повторной проверке в течение года и выявлении передвижных источников с превышением ПДН, предусмотренных действующими стандартами, взыскиваемая сумма рассчитывается по формуле (9) с введением повышающего коэффициента 2



. (11)

Пример расчета суммы, подлежащей взысканию за сверхнормативное загрязнение атмосферного воздуха передвиж­ными источниками на предприятии, осуществляющем их эксплу­атацию

На балансе предприятия имеется 150 штук транспортных средств: из них 50 работают на бензине (I группа) и 100 – на дизтопливе (II группа). За предыдущий год предприятием вы­плачено за загрязнение атмосферного воздуха передвижными источниками 745 тыс. руб. Предприятие расположено в населенном пункте с численностью 80 тыс. человек.

Согласно таблице 2 подлежит проверке по I группе – 13 (25 %), а по II –18 штук (18 %) передвижных источников.

При проверке содержания окиси углерода и углеводородов в I группе передвижных источников выявлено 4 единицы транспортных средств, не соответствующих установленным стандартам, из них: в 3 случаях отмечено превышение ПДН в режиме Nmin и в одном – в режиме Nпов по выбросам СО и СН, то есть всего 5 случаев.

Во II группе передвижных источников при проверке на дымность отработавших газов выявлено 5 единиц транспортных средств с превышением установленных норм, из них 2 единицы с превышением ПДН на первом режиме и 3 – на втором режиме.

Значения замеров по определению содержания СО, СН и дымности приведены в таблице 3.

Определяем долю выявленных передвижных источников, не соответствующих действующим стандартам в общем количе­стве проверенных:

d .

Исходя из данных таблицы 3 рассчитываем средневзвешенный коэффициент превышения ПДН по токсичности (СО, СН) и дымности по выявленным передвижным источникам:



.

Согласно таблицы 1 Ке = 2;



.

Определяем сумму, взыскиваемую по претензии (иску) за вы­бросы СО, СН и дымность передвижными источниками предпри­ятия сверх установленных норм:



млн руб.
Таблица 3 Значения замеров по определению содержания СО, СН и

дымности в отработавших газах ПИ

Груп-па

Режим

работы


двигателя

Контро-

лируемый

ингредиент


ПДН

(Yт irp)



Резуль-таты

замеров


(Yf irp)

Yn irp

Yf irp

I

Nmin

СО

1,5

1,9

2,1


3,4



Nпов

СО

2,0

3,5



Nmin

СН

1200

1900


II


Свободного ускорения без наддува

Дымность

40

77

68




Максимальные частоты вращения коленвала

Дымность

15

46

67

54







Пример расчета суммы, подлежащей взысканию за сверхнормативное загрязнение атмосферного воздуха передвижными источниками на предприятиях, осуществляющих их произ­водство, ремонт и техническое обслуживание

Годовой выпуск авторемонтного предприятия – 1100 машин; суточ- ный – 4 единицы: из них 2 единицы – работающие на бензине (I группа) и 2 – на дизтопливе (II группа). За предыдущий год предприятием выплачено за загрязнение атмосферного воздуха (экологический налог) – 150,345 тыс. руб., в том числе 39,420 тыс. руб. – передвижными источниками и 110,925 тыс. руб. – стационарными. Предприятие расположено в населенном пункте с числом жителей 220 тыс. человек.

Согласно таблице 2 подлежит проверке не менее 4 единиц ПИ.

В результате проверки в I группе выявлено 2 машины, а во II – 1 с превышением норм по токсичности и дымности, предус­мотренных действующими стандартами.

Определяем долю выявленных ПИ, не соответствующих тре­бованиям действующих стандартов, в суточном объеме:

d = .

В I группе производился контроль на содержание СО в отработавших газах в режиме Nmin, для которых ПДН = 1,5. Результаты замеров:

для одного ПИ – 3 %;

второго ПИ – 4 %.

Во II группе результат замеров по дымности при режиме свободного ускорения без наддува – 44 % (ПДН для данной группы – 40 %).

Находим средний коэффициент превышения ПДН по каж­дой группе:

I группа = ;

II группа = .

Средний коэффициент превышения по двум группам:

,

где 3 – количество случаев превышения ПДН.

Определяем сумму, подлежащую взысканию за превышение ПДН по формуле (9):

тыс. руб.
4 ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ПЛАТЕЖЕЙ

Суммы, взыскиваемые по претензиям и искам за превышение нормативов загрязнения атмосферного воздуха, вносятся на специальные счета районных и городских внебюджетных фондов охраны природы. Источник выплат – хозрасчетный доход коллектива предприятия.

Средства внебюджетного фонда охраны природы, образованные за счет платежей по претензиям и искам за сверхнормативное загрязнение атмосферного воздуха, используются в порядке, предусмотренном Положением о внебюджетных фондах охраны природы.

5 ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ
Полученная книга Excel состоит из 3 листов: «Исходные данные», «Расчет» и «Вещества».

Лист «Исходные данные» (приложение А) служит для ввода данных при предъявлении претензии, а также содержит два массива (коэффициента Ке и загрязняющих веществ), также в этом листе с помощью функций «Если», «Епусто» и «ВПР» производится выбор класса опасности вещества:


=ЕСЛИ(ЕПУСТО(C5);"";ВПР(Исх.данные!C5;(Исх.данные!$S$3): (Исх.данные!$U$1545);3)),
где С5 – адрес ячейки, содержащей код вещества;

(Исх.данные!$S$3):(Исх.данные!$U$1545);3)) – массив, содержащий код и класс опасности вещества;

3 – номер столбца массива для поиска числа.

Ввод исходных веществ рассчитан на пять ингредиентов и задается кодом, который индивидуален для каждого вещества, и утвержден Минприроды. При затруднении введения кода пользователь может войти в лист «Вещества» и воспользоваться встроенным в Microsoft Excel режимом поиска (меню «Правка-Найти»).

Название предприятия заносится в ячейку как текст.

Лист «Расчет» представляет собой расчет иска в разрезе загрязняющих веществ и источников, превысивших предельно допустимые нормативы.

Коэффициент экономической значимости территории Ке находится, используя функцию:
=ВПР(ОКРВВЕРХ(Исх.данные!F3;25);Исх.данные!P2:Q12;2),
где ОКРВВЕРХ(Исх.данные!F3;25) – численность населения, округленная до 25 тыс. человек;

Исх. данные!P2:Q12 – массив коэффициента Кэ;

2 – номер столбца массива, для поиска числа.

Ценовой коэффициент Кс находится, используя формулу деления:


=Исх.данные!F1/Исх.данные!F2
Название загрязняющего вещества в ячейке появляется автоматически, т.к. в ячейку введена функция:
=ЕСЛИ(ЕПУСТО(Исх.данные!C5);"";ВПР(Исх.данные!C5;(Исх.данные!$S$3):(Исх.данные!$U$1545);2)),
где Исх.данные!C5 – код вещества;

ЕПУСТО(Исх.данные!C5);"" – функция не указывает на ошибку, если в ячейке отсутствует код вещества.

В скрытой строке перед таблицей определяется автоматически ставка налога за 1 т данного загрязняющего вещества:
=ЕСЛИ(ЕПУСТО(Исх.данные!C5);0;ВПР(Исх.данные!C7;(Исх.данные!$D$9):(Исх.данные!$E$13);2)),
где (Исх.данные!$D$9):(Исх.данные!$E$13) – массив ставок налога в зависимости от класса опасности вещества.

Номера источников, ПДВ (ВСВ), фактическая интенсивность выбросов, г/с, по источникам и в целом по предприятию переносятся автоматически из листа «Исходные данные»:


=Исх.данные!A9.
Для суммирования ПДВ (ВСВ), а также фактической интенсивности выбросов, г/с, по источникам используется функция:
=СУММ(C23:C27).
ПДВ (ВСВ) по предприятию в целом, г/с, заносится в ручную из разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу.

Степень превышения ПДВ определяется:


=ЕСЛИ(C28=0;" ";C35/C28),
где C35, C28 – суммы по выявленным ПДВ и фактическим, г/с.

Доля выявленных источников в общем ПДВ (ВСВ) по предприятию определяется также функцией


=ЕСЛИ(C36=0;0;C28/C36).
Расчетная среднемесячная сумма экологического налога за выброс ингредиента в пределах лимита, тыс. руб.:
=C20*Исх. данные!C6/12,
где Исх.данные!C6 – валовой выброс за год, т;

C20 – ставка налога (определялась ранее);

12 – время работы источника, мес.

Расчетная сумма платежа, тыс. руб., определяется из функции:


=ЕСЛИ(C38=0;15*C20*$H18*$H19*(C30*Исх.данные!$B$9+C31* Исх.данные!$B$10+C32*Исх.данные!$B$11+C33*Исх.данные!$B$12+C34*Исх.данные!$B$13)*3600*0.000001/12;15*C39*C38*(C37-1.5)*$H18*$H19).
В столбце «Всего» производится суммирование по всем ингредиентам.


6 ПОРЯДОК РАБОТЫ С ПРОГРАММОЙ
Для удобства пользователя отдельно созданы программы для расчета экономического ущерба от загрязнения атмосферного воздуха стационарными источниками и передвижными.

Для успешного расчета экономического ущерба от загрязнения атмосферного воздуха стационарными источниками необходимы следующие исходные данные:

1 Минимальная заработная плата на моменты:

– выставления иска;

– утверждения ставки налога.

2 Численность жителей населенного пункта (по Гомельской области данные сведены в таблицу программы).

3 Название предприятия.

4 Код вещества, по которому зарегистрировано превышение (приложение А).

5 Валовый, т/год, и массовый, г/с, выбросы данного вещества по предприятию.

6 Данные по источнику выбросов:

– номер источника;

– ПДВ, г/с;

– фактическая концентрация, г/с;

– при отсутствии ПДВ – время работы.

При необходимости исправляют ставки налога по классам опасности. Класс вещества определяется автоматически.

После внесения в лист «Исходные данные» всех необходимых параметров открывается лист «Расчет» и при необходимости скрываются строки и столбцы таблицы командой «Скрыть» в меню «Файл». Расчеты и внесение полученных результатов в таблицу расчета производится автоматически.




страница 1 страница 2

Смотрите также: