Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
Василевич Г.А.,

доктор юридических наук, профессор

КОНСТИТУЦИЯ 1994 ГОДА: ОПЫТ ПОДГОТОВКИ И ПРИНЯТИЯ
Резюме

В статье в краткой форме излагается процесс подготовки и принятия Конституции Республики Беларусь как суверенного государства. Обращено внимание на наиболее спорные положения проекта, которые вызывали дискуссию в обществе и белорусском парламенте. Отмечена роль Конституции для развития белорусской государственности.


15 марта 2011 г. исполнилось 17 лет со дня принятия первой Конституции суверенной Беларуси. Естественен интерес к истории создания Основного Закона молодой республики. В течение 1990-1994 годов вся и организационная, и содержательная работа обеспечивалась мной, как заведующим юридическим отделом Секретариата Верховного Совета, поэтому поделюсь своими впечатлениями от работы в тот период.

Работа над проектом Конституции изначально была организована в конструктивном русле, ей был придан дух соревнований.

20 июля 1990 года был определен персональный состав Конституционной комиссии: в нее вошли 61 депутат и 13 специалистов в области права (ученые и практики). Комиссией сразу же были образованы две рабочие группы, задачей которых была подготовка двух самостоятельных проектов. При этом никто не делил на "власть" и " оппозицию". Интересно, что сразу появился дух соревнования, при этом, насколько известно, никто сильно не стремился заполучить текст своих конкурентов: работали самостоятельно. После их подготовки в первой половине 1991 г. прошло совместное заседание, на котором за основу был принят проект рабочей группы, которую возглавлял В.И.Шолодонов, мне довелось быть в этой группе его заместителем. Судить о том, насколько качественным был этот проект можно по тому, что главными были лишь возражения оппонентов относительно названия республики как БССР. (Закон о переименовании республики был принят позднее 19 сентября 1991г.).

Работали ли в дальнейшем в составе единой рабочей группы представители оппозиции? Да. Например, депутаты В.Голубев и Л.Глушкевич, некоторые юристы, которые позиционировали себя в этом качестве.

В республике несколько месяцев жили юристы США, представители американской ассоциации адвокатов. Они вели себя достаточно корректно, не навязывали свою точку зрения, были своего рода оппонентами идей, которые обсуждались. Хочу отметить и позицию заместителя Председателя Верховного Совета В.И.Шолодонова: он сразу сказал, что Конституцию пишем для своего государства, учитываем свою историю, традиции, менталитет своего народа. Были отклики на проект Министерства юстиции Германии (в целом положительные).

Чей еще использовался опыт? Изучались действующие тексты конституций государств Европы, США, а также проекты, которые готовились в других республиках. Выезжали в Россию, где работа над проектом была поставлена руководителем разработчиков О.Румянцевым на широкую информационную основу.

Что касается раздела, который посвящен личности, обществу, государству, то он писался на основе международных документов: Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. «За бесплатное образование проголосовали в последний момент»

Политические решения были за Верховным Советом, Конституционной комиссией. Но изначально концепцию никто не задавал. Юристы, а также депутаты в составе рабочей группы исходили уже из достигнутого: была принята Декларация о госсуверенитете, появилась многопартийность, ясно было, что частной собственности быть, взаимоотношения между ветвями власти строятся на принципе их разделения, следует зафиксировать в тексте спектр основных прав и свобод, в том числе личных и политических.

Заседания рабочей группы проходили как в Секретариате Верховного Совета, так и на выезде: в резиденции "Заславль". Там мы проводили в течение полугодия, года по одной - две недели. Над текстом Конституции наиболее активно работали такие юристы как Шолодонов В.И., Боровцов В.А., Василевич Г.А., Кучинский В.А., Левшунов С.Е., Семенков В.И., Чигир В.Ф., Чудаков М.Ф., Шабайлов В.И., Юркевич Н.Г., Юхо И.А.

В основном проект был готов к концу 1991 г. Уже в ноябре того же года он был рассмотрен в парламенте в первом чтении. Из 18 выступивших депутатов 17 (как от власти, так и оппозиции) высказались за его публикацию для народного обсуждения, лишь один возражал против этого. В дальнейшем структура проекта не изменилась, уточнялись редакции отдельных статей. Шли предложения и замечания от отдельных граждан, трудовых коллективов, местных органов власти.

Верховный Совет долгое время не мог определиться по форме правления – президентская или парламентарная республика, т.е. какими полномочиями должен обладать Глава государства, как работают депутаты в парламенте (могут ли они совмещать какие- либо функции), о государственности языков, сроке полномочий Парламента и Президента, местном самоуправлении, объеме некоторых социально-экономических прав.

Также спорили о том, насколько численность депутатов должна сократиться. К примеру, в 1990 году их было 485, позднее - 360, 260, сейчас - 174. В той же Европе от одного миллиона жителей в парламенте представлено до 17 депутатов. Помимо этого, не могли договориться о территориальном делении. Спорили, нужно ли сохранять области, исполкомы в них, как разделить их полномочия. Значительное внимание было уделено безъядерному статусу Республики Беларусь!

В ходе споров пришли к выводу, что государственным языком должен быть белорусский. В те времена многие законопроекты, которые выносились на рассмотрение Верховного Совета, были на белорусском. Замечу, что по всем спорным вопросам решение не принималось до конца 1993 года. Например, в последний день принятия Конституции была проголосована статья, посвященная праву на образование. Некоторые выступали за платное образование, но благодаря мудрости депутатов от ветеранских организаций, у нас теперь есть право на бесплатное образование.

Нашли приемлемую формулировку в ст. 24 Конституции. Смертная казнь может применяться как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления. Некоторые радикальные рыночники отрицали необходимость закрепления в Конституции социально-экономических прав (по примеру Конституции США) - права на труд, на отдых и другое.

21 февраля 1994 г. на заседании Конституционной комиссии было принято решение принимать главы, посвященные статусу Верховного Совета, Президента, а также раздел " Местное самоуправление" путем именных бюллетеней, голосуя в течение трех дней. В итоге при требуемых 231 голосе "за" высказалось 266 депутатов, против 16.

15 марта за весь текст Конституции проголосовало путем тайного голосования 236 депутатов, против - 6, воздержалось - 8. 28 марта прошло подписание Конституции, а 30 марта, со дня опубликования, она вступила в действие. После 15 марта шла тщательная выверка редакции Конституции, проверка точности перевода понятий на белорусский и русский языки. Здесь можно сказать огромное спасибо корректорам, с которыми мне довелось работать все те годы. Обращу еще внимание на один аспект: именно в последний день принятия Конституции была "проголосована" статья, посвященная праву на образование. Это весьма показательно: ряд "ультрарыночников" был только за платное образование. Однако эта идея не прошла, в значительной степени благодаря мудрости депутатов от ветеранских организаций.

Что было характерно для первых месяцев действия Конституции? В конституционном законе о введении в действие Конституции были предусмотрены переходные положения. Это позволяло проложить мостик между старой системой отношений и новой. К сожалению, этот период затянулся. Это во многом обусловлено тем, что привыкнув на протяжении четырех лет к монополии на власть Верховный Совет не смог отрешиться от прежних стереотипов отношений с исполнительной власти: в принятой им же самим Конституции объем его полномочий был существенно ограничен. Избранному в последующем Главе государства пришлось доказывать наличие у него полномочий, которые со всей очевидностью были записаны в Конституции. Еще один момент: в большинстве республик бывшего СССР в разработке текста Конституции принимали участие избранные к тому моменту президенты. У нас же выборы Президента прошли лишь летом 1994 г. Кроме того самому парламенту следовало идти на перевыборы. Интересен и такой факт, что еще почти полтора года после принятия Конституции и избрания Главы государства Верховный Совет старался удержать за собой не принадлежащее ему право вводить в действие законы: наряду с законами принимались постановления о введении их в действие, которые подписывались Председателем Верховного Совета. Ратификация международных договоров осуществлялась не законами, а постановлениями, которые подписывал Председатель Верховного Совета. То есть всячески, вопреки требованиям новой Конституции стремились, стремились ограничить конституционные права Главы государства. Такие действия только подстегивали конфликт.

По своему объему Конституция решает все вопросы: определяет систему власти, ее функционирование, статус личности. Несколько конституционных позиций нужно еще реализовать. Например, право на альтернативную службу. В статье 57 Конституции записано это право. Еще Конституционный Суд в 2000 году обратил внимание на то, что нельзя привлекать к уголовной ответственности людей, которые отказываются служить в армии по религиозным мотивам. Но в тоже время вряд ли мы с нашим менталитетом сейчас готовы к тому, чтобы освобождать от призыва по той причине, что молодой человек - пацифист, т.е. борец за мир. Если бы не Беларусь, где в годы войны было сильно партизанское движение, Россия, другие республики СССР, то пацифисты Европы жили бы в условиях фашизма.



Значение Конституции для любого современного государства огромно: она учреждает систему власти, определяет правовой статус человека и гражданина, а также основы взаимоотношений между государством и гражданами. Конституция – основа государственной и общественной жизни, она защищает интересы как настоящего, так и будущих поколений наших граждан.

страница 1

Смотрите также: