Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 страница 2 страница 3

Глава 2-1. Проведение проверок на предмет соблюдения законодательства Республики Казахстан о конкуренции и ограничении монополистической деятельности



-->
Статья 16-1. Виды и предмет проверок соблюдения

законодательства Республики Казахстан о

конкуренции и ограничении монополистической

деятельности

1. Предметом проверок, проводимых антимонопольным органом, является соблюдение субъектами рынка, государственными органами (далее - проверяемые субъекты) законодательства Республики Казахстан о конкуренции и ограничении монополистической деятельности.

2. Осуществляемые антимонопольным органом проверки на предмет соблюдения законодательства Республики Казахстан о конкуренции и ограничении монополистической деятельности могут быть плановыми и внеплановыми.

Статья 16-2. Плановые проверки

1. Плановые проверки охватывают весь комплекс вопросов, связанных с соблюдением проверяемыми субъектами законодательства Республики Казахстан о конкуренции и ограничении монополистической деятельности.

2. Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в год.

3. Плановые проверки могут проводиться по месту нахождения проверяемого субъекта или по месту нахождения его структурного подразделения.

4. Основанием для проведения плановой проверки является план работы антимонопольного органа, ежегодно утверждаемый его руководителем. План должен содержать перечень проверяемых субъектов, в отношении которых предполагаются проведение проверки и период проведения проверки.

Статья 16-3. Внеплановые проверки

1. Внеплановой проверкой является проверка, которая не предусмотрена планом работы антимонопольного органа и проводится для подтверждения поступившей в антимонопольный орган либо самостоятельно обнаруженной информации о нарушении законодательства Республики Казахстан о конкуренции и ограничении монополистической деятельности.

2. Основаниями для проведения внеплановой проверки служат:

1) обращения физических и юридических лиц о нарушении их прав в результате монополистической деятельности;

2) материалы о нарушении законодательства Республики Казахстан о конкуренции и ограничении монополистической деятельности, поступившие из других государственных органов;

3) собственная инициатива антимонопольного органа на основании анализа товарных рынков, сообщений средств массовой информации и иных сведений;

4) результат расследования антимонопольного органа по вопросам нарушения законодательства Республики Казахстан о конкуренции и ограничении монополистической деятельности.

Статья 16-4. Особенности порядка организации и проведения

проверок


1. Для проведения проверки антимонопольным органом принимается предписание на бланке строгой отчетности, подписываемое руководителем антимонопольного органа, заверенное печатью и зарегистрированное в государственном органе, осуществляющем в пределах своей компетенции статистическую деятельность в области правовой статистики и специальных учетов, в установленном законодательством Республики Казахстан порядке, издается приказ о назначении проверки и утверждается программа проведения проверки.

2. Предписание о проведении проверки составляется в двух экземплярах, которые представляются государственному органу, осуществляющему в пределах своей компетенции статистическую деятельность в области правовой статистики и специальных учетов, для регистрации. Один экземпляр с отметкой о регистрации приобщается к материалам дела.

3. Копия предписания с отметкой о регистрации в государственном органе, осуществляющем в пределах своей компетенции статистическую деятельность в области правовой статистики и специальных учетов, а также программа проверки в день проведения проверки вручаются руководителю проверяемого субъекта.

Копия предписания о проведении поверки, вручаемая проверяемому субъекту без отметки о регистрации в государственном органе, осуществляющем в пределах своей компетенции статистическую деятельность в области правовой статистики и специальных учетов, является недействительной.

Проверка может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в предписании о назначении проверки.

Статья 16-5. Программа и сроки проведения проверки

1. Программа проверки должна содержать:

1) срок проведения проверки;

2) основные задачи и цели проведения проверки, процедуру их реализации;

3) перечень вопросов и круг обстоятельств, подлежащих установлению в ходе проверки;

4) график проведения проверки;

5) иную информацию в соответствии со спецификой деятельности проверяемого субъекта.

2. Срок проведения проверки устанавливается с учетом объема предстоящих работ и поставленных задач и не должен превышать тридцать календарных дней с момента регистрации предписания о проведении проверки в государственном органе, осуществляющем в пределах своей компетенции статистическую деятельность в области правовой статистики и специальных учетов.

3. В случаях, когда в связи со спецификой деятельности проверяемого субъекта и значительным объемом работ проверка не может быть завершена в установленный законом срок, должностное лицо антимонопольного органа, ответственное за проведение проверки, представляет руководителю антимонопольного органа служебную записку с изложением результатов проделанной работы и обоснований необходимости продления срока проведения проверки.

4. Руководитель антимонопольного органа вправе издать приказ о продлении срока проведения проверки. Руководителем антимонопольного органа вносится отметка о продлении срока проверки в предписание о проведении проверки и в программу проверки.

Продление срока проведения проверки не может превышать тридцать календарных дней.

5. Копия приказа о продлении срока проведения проверки в день регистрации вручается руководителю проверяемого субъекта.

6. Завершением срока проверки считается день вручения проверяемому субъекту справки о результатах проверки, но не позднее срока окончания проверки, указанного в предписании о проведении проверки.

Статья 16-6. Права антимонопольного органа при проведении

проверки


1. Должностные лица антимонопольного органа при проведении проверки имеют право:

1) на беспрепятственный доступ на территорию и в помещения проверяемого субъекта;

2) на доступ к автоматизированным базам данных (информационным системам) проверяемого субъекта в соответствии с предметом проверки;

3) запрашивать и получать от руководителей, должностных лиц и других работников проверяемого субъекта необходимую информацию, документы или их копии, относящиеся к предмету проверки, объяснения в устном и письменном виде по вопросам, возникшим в ходе проверки, а также при наличии свидетелей нарушений антимонопольного законодательства Республики Казахстан получать от них письменные и устные пояснения.

2. В случае отказа руководителя и должностных лиц проверяемого субъекта по устному запросу должностного лица антимонопольного органа, ответственного за проведение проверки, предоставлять информацию, документы или их копии ему вручается соответствующий письменный запрос. В случае невозможности вручения письменного запроса руководителю проверяемого субъекта он направляется почтовой связью на имя руководителя проверяемого субъекта заказным письмом с уведомлением.

3. Информация о проверяемом субъекте, полученная антимонопольным органом в ходе проверки, не подлежит распространению, за исключением случаев передачи информации другому государственному органу в соответствии с законами Республики Казахстан.

4. Должностным лицам антимонопольного органа, осуществляющим проверку, запрещается предъявлять требования и обращаться с просьбами, не относящимися к предмету проверки.

Статья 16-7. Результаты проверок

1. В случае выявления во время проведения проверки нарушений законодательства Республики Казахстан о конкуренции и ограничении монополистической деятельности должностное лицо антимонопольного органа вправе до окончания проверки применить по отношению к проверяемому субъекту необходимые меры антимонопольного реагирования в соответствии с настоящим Законом и законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях.

2. Результаты проверки оформляются справкой, которая должна содержать анализ, выводы и предложения по всем проверяемым вопросам и составляться в двух экземплярах, один из которых вручается руководителю проверяемого субъекта.

3. Результаты проверки излагаются в справке на основании проверенных данных и фактов, которые подтверждаются соответствующими документами. Включение в справку выводов, предложений и данных, не подтвержденных документами, не допускается.

4. В случае отсутствия нарушений законодательства Республики Казахстан о конкуренции и ограничении монополистической деятельности по результатам проверки в справке производится соответствующая запись.

5. В случае наличия замечаний и (или) возражений по результатам проверки руководитель проверяемого субъекта излагает их в письменном виде.

Замечания и (или) возражения могут прилагаться к справке о результатах проведения проверки, о чем делается соответствующая отметка.

6. В случае отказа руководителя проверяемого субъекта от подписания справки о результатах проведения проверки должностным лицом антимонопольного органа, ответственным за проведение проверки, в справку вносится соответствующая запись.

7. Второй экземпляр справки после окончания проверки должностным лицом антимонопольного органа, ответственным за проведение проверки, вручается руководителю проверяемого субъекта.

В случае невозможности вручения справки руководителю проверяемого субъекта она направляется почтовой связью на имя руководителя проверяемого субъекта заказным письмом с уведомлением.

Статья 16-8. Порядок обжалования действий (бездействия)

должностных лиц антимонопольного органа,

осуществляющих проверку

1. В случае нарушения прав и законных интересов проверяемых субъектов при проведении проверки проверяемый субъект вправе обжаловать действия (бездействие) антимонопольного органа в порядке, установленном законами Республики Казахстан.

2. Неправомерные действия (бездействие) должностных лиц антимонопольного органа при проведении проверок влекут ответственность, установленную законами Республики Казахстан.











Глава 3. Отдельные виды государственного контроля



-->

Статья 17. Государственный контроль за созданием,

реорганизацией, ликвидацией субъектов

рынка и их объединений

1. В целях предотвращения возможного злоупотребления субъектами рынка доминирующим (монопольным) положением антимонопольный орган осуществляет государственный контроль за:

созданием субъектов рынка, доля которых на соответствующем товарном рынке будет превышать тридцать пять процентов;

реорганизацией субъектов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение на соответствующем товарном рынке;

ликвидацией субъектов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение на соответствующем товарном рынке, за исключением случаев, когда ликвидация осуществляется по вступившему в законную силу решению суда.

2. В случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, государственные органы и юридические лица при реорганизации, ликвидации субъектов рынка вносят в антимонопольный орган, помимо документов, представляемых в регистрирующий орган в соответствии с законодательством Республики Казахстан, ходатайство о даче согласия на создание субъектов рынка, доля которых на соответствующем товарном рынке будет превышать тридцать пять процентов, реорганизацию, ликвидацию субъектов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение на соответствующем товарном рынке, сведения об основных видах деятельности и объемах производимых и реализуемых на соответствующих товарных рынках товарах (работах, услугах).

Перечень документов, порядок их представления и рассмотрения определяется центральным исполнительным органом в области антимонопольной политики.

Антимонопольный орган не позднее 30 дней со дня получения необходимых документов сообщает заявителю в письменной форме о принятом решении.

3. Антимонопольный орган вправе отклонить ходатайство, если его удовлетворение может привести к возникновению или усилению доминирующего (монопольного) положения субъекта рынка и (или) ограничению конкуренции либо при рассмотрении представленных документов обнаружено, что содержащаяся в них информация, имеющая значение для принятия решения, является недостоверной.

Антимонопольный орган вправе удовлетворить ходатайство в случае выполнения требований, направленных на обеспечение конкуренции. При этом указанные требования, а также сроки их исполнения должны содержаться в решении антимонопольного органа о согласии на осуществление действий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.

4. Антимонопольный орган должен быть уведомлен субъектом рынка в случае приобретения полностью или частично активов другого субъекта рынка, если это может привести к появлению хозяйствующего субъекта, доля которого на соответствующем товарном рынке будет превышать тридцать пять процентов.

5. Если антимонопольный орган после предварительного изучения информации придет к выводу, что создание, слияние, присоединение субъекта рынка, о котором его уведомили, может привести к ограничению конкуренции, он принимает решение о дополнительной проверке соответствия создания, слияния, присоединения субъекта рынка требованиям антимонопольного законодательства.

Указанное решение направляется заявителю в 15-дневный срок со дня получения антимонопольным органом заявления об уведомлении.

Окончательное решение принимается антимонопольным органом в сроки, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, о чем сообщается заявителю в письменной форме.

6. В случаях, если создание, слияние, присоединение субъекта рынка могут привести к ограничению конкуренции, учредители субъекта рынка, лица или государственные органы, принявшие решение о создании, слиянии, присоединении, обязаны по требованию антимонопольного органа принять меры по восстановлению необходимых условий конкуренции.

7. В случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, лица или государственные органы, принимающие решения о создании, слиянии, присоединении, вправе до принятия таких решений запросить согласие антимонопольного органа, который обязан рассмотреть соответствующие ходатайства в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи.

8. В случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, государственная регистрация субъектов рынка, а также внесение записи об исключении из единого государственного регистра юридических лиц осуществляется регистрирующим органом только с предварительного согласия антимонопольного органа.

Государственная регистрация субъектов рынка и их объединений, созданных или реорганизованных без предварительного согласия антимонопольного органа, может быть признана в судебном порядке недействительной по иску антимонопольного органа.

9. Создание, слияние, присоединение субъектов рынка с нарушением порядка, установленного пунктом 4 настоящей статьи, приводящие к возникновению или усилению доминирующего (монопольного) положения субъекта рынка и (или) ограничению конкуренции, неисполнение требований антимонопольного органа, предъявленных в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи, являются основанием для признания государственной регистрации недействительной в судебном порядке по иску антимонопольного органа.

Статья 18. Государственный контроль за соблюдением

антимонопольного законодательства при

приобретении акций (долей, паев) в

уставном капитале субъектов рынка и в

иных случаях

1. С предварительного согласия антимонопольного органа на основании ходатайства физического или юридического лица осуществляются:

1) приобретение лицом (группой лиц) акций (долей, паев) с правом голоса в уставном капитале субъекта рынка, занимающего доминирующее (монопольное) положение на соответствующем товарном рынке, при котором такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 20 процентами указанных акций (долей, паев). Данное требование не распространяется на учредителей субъекта рынка при его образовании;

2) получение в собственность или пользование одним субъектом рынка (группой лиц) основных производственных средств или нематериальных активов другого субъекта рынка, если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки, превышает 10 процентов балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов субъекта рынка, отчуждающего имущество;

3) приобретение лицом (группой лиц) прав, позволяющих определять условия ведения субъектом рынка его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его исполнительного органа.

2. Предварительное согласие на осуществление сделок, указанных в пункте 1 настоящей статьи, требуется в случаях, если суммарная балансовая стоимость активов лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, превышает 100000-кратный размер месячного расчетного показателя или одним из них является субъект рынка, внесенный в реестр, либо приобретателем является группа лиц, контролирующая деятельность субъектов рынка, указанных в данном пункте.

3. Для совершения сделок, указанных в пункте 1 настоящей статьи, физические или юридические лица обязаны представить в антимонопольный орган ходатайство о даче согласия на их совершение и сообщить информацию, необходимую для вынесения решения в соответствии с перечнем информации, утверждаемым антимонопольным органом.

Государственный контроль за совершением сделок, предусмотренных настоящей статьей, осуществляется антимонопольным органом в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 17 настоящего Закона.

4. Антимонопольный орган вправе отклонить ходатайство, если его удовлетворение может привести к усилению доминирующего (монопольного) положения субъекта рынка (группы лиц) и (или) ограничению конкуренции, а также в случае представления недостоверной информации, имеющей значение для принятия решения. Антимонопольный орган вправе удовлетворить ходатайство в случае выполнения требований, направленных на обеспечение конкуренции. При этом указанные требования, а также сроки их исполнения должны содержаться в решении антимонопольного органа о согласии на осуществление действий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.

5. Если сделки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, совершаются лицами, суммарная балансовая стоимость активов которых превышает 50000-кратный размер месячного расчетного показателя, то эти лица обязаны уведомить антимонопольный орган в 15-дневный срок после совершения сделок.

В случае участия физического лица в исполнительном органе, совете директоров (наблюдательном совете) двух и более субъектов рынка, суммарная балансовая стоимость активов которых превышает 50000-кратный размер месячного расчетного показателя, или субъекта рынка, внесенного в реестр по одной и той же товарной группе либо внесенного в реестр по группам товаров различных стадий одного и того же производственно-сбытового процесса, необходимо уведомление антимонопольного органа этим лицом в 15-дневный срок после вхождения (избрания) в указанные органы или советы. При уведомлении антимонопольного органа заявитель представляет ему наряду с заявлением информацию, предусмотренную пунктом 3 настоящей статьи.

6. Если антимонопольный орган после предварительного изучения информации придет к выводу, что совершение сделки, о которой, его уведомили, может привести к возникновению или усилению доминирующего (монопольного) положения субъекта рынка (группы лиц) и (или) ограничению конкуренции, он принимает решение о дополнительной проверке соответствия указанной сделки требованиям антимонопольного законодательства. Указанное решение направляется заявителю в 15-дневный срок со дня получения антимонопольным органом заявления об уведомлении.

Окончательное решение принимается антимонопольным органом в сроки, предусмотренные пунктом 2 статьи 17 настоящего Закона, о чем заявителю сообщается в письменной форме.

7. В случаях, если предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи действия могут привести к возникновению или усилению доминирующего (монопольного) положения субъекта рынка и (или) ограничению конкуренции, лица, осуществляющие указанные действия, обязаны по требованию антимонопольного органа в установленные им сроки принять меры по восстановлению необходимых условий конкуренции.

8. В случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи, лица вправе предварительно запросить согласие на совершение указанных действий у антимонопольного органа, который обязан рассмотреть соответствующие заявления в установленном порядке.

9. Сделки, совершенные в нарушение порядка, установленного настоящей статьей, приводящие к возникновению или усилению доминирующего (монопольного) положения субъекта рынка и (или) ограничению конкуренции, могут быть признаны недействительными в судебном порядке по иску антимонопольного органа.

Неисполнение предписания и решения антимонопольного органа, вынесенных в соответствии с пунктами 4 и 7 настоящей статьи, является основанием обращения в суд для признания сделки недействительной по иску антимонопольного органа.

Нарушение требований настоящей статьи в части получения согласия (уведомления) антимонопольного органа на совершение сделок является основанием для наложения штрафных санкций в соответствии с законодательными актами.

Статья 19. Принудительное разделение, выделение

субъектов рынка, занимающих доминирующее

(монопольное) положение на определенном

товарном рынке

1. В случае, когда субъекты рынка, занимающие доминирующее (монопольное) положение, совершили два или более нарушения антимонопольного законодательства в течение календарного года, направленные на ограничение конкуренции, антимонопольный орган вправе обратиться с иском в суд об их принудительном разделении или выделении из их состава одного или нескольких юридических лиц на базе структурных подразделений, если это ведет к развитию конкуренции.

2. Принудительное разделение, выделение субъекта рынка могут производиться при наличии совокупности следующих условий:

1) возможности организационного и территориального обособления его структурных подразделений;

2) отсутствия между его структурными подразделениями тесной технологической взаимосвязи (в частности, если объем потребляемых субъектом рынка товаров (работ, услуг) его структурного подразделения не превышает 30 процентов общего объема производимых этим структурным подразделением товаров (работ, услуг);

3) возможности выделенного в результате реорганизации юридического лица самостоятельно работать на рынке определенного товара.

3. Решение о принудительном разделении, выделении субъекта рынка подлежит исполнению собственником или органом, уполномоченным им, с учетом требований, предусмотренных в указанном решении, и в определенный в нем срок, который не может быть менее шести месяцев.

4. При невозможности или нецелесообразности разделения, выделения субъекта рынка, являющегося монополистом на рынке или занимающего на нем доминирующее (монопольное) положение, к нему принимаются иные меры антимонопольного воздействия, включая установление фиксированных цен.

5. В случае, если доминирующее (монопольное) положение субъекта рынка возникло в результате организации выпуска товаров (работ, услуг), не имеющих аналогов на товарном рынке, решение о принудительном разделении, выделении может быть принято не ранее одного года с момента возникновения данного доминирующего (монопольного) положения.

Статья 20. Введение государственного регулирования цен

Решение о введении государственного регулирования цен на товары (работы, услуги) субъектов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение на товарном рынке, принимается антимонопольным органом в соответствии с правилами, утверждаемыми Правительством Республики Казахстан.











Глава 4. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства



-->

Статья 21. Обязательность исполнения предписаний,

решений антимонопольного органа

1. В случае нарушения антимонопольного законодательства субъекты рынка (их руководители), государственные органы (их должностные лица) в соответствии с предписаниями, решениями антимонопольного органа обязаны прекратить нарушение, в том числе:

1) выполнить предписание, решение антимонопольного органа в установленный им срок;

2) возместить причиненный ущерб;

3) перечислить в бюджет монопольный доход, полученный в результате нарушения антимонопольного законодательства;

4) прекратить нарушения настоящего Закона и (или) устранить их последствия;

5) восстановить положение, существовавшее до допущенного нарушения, или совершить иные действия, указанные в предписании, в решении;

6) отменить акты, признанные антимонопольным органом не соответствующими антимонопольному законодательству;

7) расторгнуть договор или внести в него изменения;

8) заключить договор с другим субъектом рынка;

9) осуществить реорганизацию в форме разделения или выделения с соблюдением установленных условий и сроков;

10) выполнить иные действия, предусмотренные предписанием, решением.

2. В случае нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган вправе в административном порядке налагать штрафы в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

Статья 22. Ответственность за нарушение



страница 1 страница 2 страница 3

Смотрите также: