УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Министерства образования Республики Беларусь
Настоящий образовательный стандарт не может быть тиражирован и распространен без разрешения Министерства образования Республики Беларусь
Содержание
1 Область применения
2 Нормативные ссылки
3 Основные термины и определения
4 Общие положения
4.1 Общая характеристика специальности
4.2 Требования к уровню образования лиц, поступающих для получения высшего образования I ступени
4.3 Общие цели подготовки специалиста
4.4 Формы получения высшего образования I ступени
4.5 Сроки получения высшего образования I ступени
5 Характеристика профессиональной деятельности специалиста
5.1 Сфера профессиональной деятельности специалиста
5.2 Объекты профессиональной деятельности специалиста
5.3 Виды профессиональной деятельности специалиста
5.4 Задачи профессиональной деятельности специалиста
5.5 Возможности продолжения образования специалиста
6 Требования к компетентности специалиста
6.1 Состав компетенций специалиста
6.2 Требования к академическим компетенциям специалиста
6.3 Требования к социально-личностным компетенциям специалиста
6.4 Требования к профессиональным компетенциям специалиста
7 Требования к учебно-программной документации
7.1 Состав учебно-программной документации
7.2 Требования к разработке учебно-программной документации
7.3 Требования к составлению графика образовательного процесса
7.4 Требования к структуре типового учебного плана по специальности (направлению специальности)
7.5 Требования к обязательному минимуму содержания учебных программ и компетенциям по учебным дисциплинам
7.6 Требования к содержанию и организации практик
8 Требования к организации образовательного процесса
8.1 Требования к кадровому обеспечению образовательного процесса
8.2 Требования к материально-техническому обеспечению образовательного процесса
8.3 Требования к научно-методическому обеспечению образовательного процесса
8.4 Требования к организации самостоятельной работы студентов (курсантов, слушателей)
8.5 Требования к организации идеологической и воспитательной работы
8.6 Общие требования к формам и средствам диагностики компетенций
9 Требования к итоговой аттестации
9.1 Общие требования
9.2 Требования к дипломному проекту (дипломной работе)
Приложение Библиография
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
________________________________________________________________________
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ
Специальность 1-40 01 01 Программное обеспечение информационных технологий
Квалификация Инженер-программист
ВЫШЭЙШАЯ АДУКАЦЫЯ. ПЕРШАЯ СТУПЕНЬ
Спецыяльнасць 1-40 01 01 Праграмнае забеспячэнне iнфармацыйных тэхналогiй
Квалiфiкацыя Iнжынер-праграмiст
HIGHER EDUCATION. FIRST STAGE
Speciality 1-40 01 01 Information Technology Software
Qualification Software engineer
___________________________________________________________________________________
Дата введения ХХХХ-ХХ-ХХ
1 Область применения
Стандарт применяется при разработке учебно-программной документации образовательной программы высшего образования I ступени, обеспечивающей получение квалификации специалиста с высшим образованием, и образовательной программы высшего образования ступени, обеспечивающей получение квалификации специалиста с высшим образованием и интегрированной с образовательными программами среднего специального образования, по специальности 1-40 01 01 «Программное обеспечение информационных технологий» (далее, если не установлено иное – образовательные программы по специальности 1-40 01 01 «Программное обеспечение информационных технологий», учебно-методической документации, учебных изданий, информационно-аналитических материалов.
Стандарт обязателен для применения во всех учреждениях высшего образования Республики Беларусь, осуществляющих подготовку по образовательным программам по специальности 1-40 01 01 «Программное обеспечение информационных технологий».
2 Нормативные ссылки
В настоящем образовательном стандарте использованы ссылки на следующие правовые акты:
СТБ 22.0.1-96 Система стандартов в сфере образования. Основные положения (далее – СТБ 22.0.1-96)
СТБ ИСО 9000-2006 Система менеджмента качества. Основные положения и словарь (далее –СТБ ИСО 9000-2006)
ОКРБ 011-2009 Общегосударственный классификатор Республики Беларусь «Специальности и квалификации» (далее – ОКРБ 011-2009)
ОКРБ 005-2011 Общегосударственный классификатор Республики Беларусь «Виды экономической деятельности» (далее – ОКРБ 005-2011)
Кодекс Республики Беларусь об образовании (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011, № 13, 2/1795) (далее – Кодекс Республики Беларусь об образовании)
3 Основные термины и определения
В настоящем образовательном стандарте применяются термины, определенные в Кодексе Республики Беларусь об образовании, а также следующие термины с соответствующими определениями:
Зачетная единица – числовой способ выражения трудоемкости учебной работы студента (курсанта, слушателя), основанный на достижении результатов обучения.
Квалификация – знания, умения и навыки, необходимые для той или иной профессии на рынках труда, подтвержденные документом об образовании (СТБ 22.0.1-96).
Компетентность – выраженная способность применять свои знания и умения (СТБ ИСО 9000-2006).
Компетенция – знания, умения, опыт и личностные качества, необходимые для решения теоретических и практических задач.
Обеспечение качества – скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией, направленная на создание уверенности, что требования к качеству будут выполнены (СТБ ИСО 9000-2006).
Специальность – вид профессиональной деятельности, требующий определенных знаний, навыков и компетенций, приобретаемых путем обучения и практического опыта (ОКРБ 011-2009).
Модуль – часть образовательной программы или часть учебной дисциплины, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения, воспитания.
Вид профессиональной деятельности – вид трудовой деятельности, определяемый специальностью (специализацией), квалификацией.
Инновации – новые или усовершенствованные технологии, виды продукции или услуг, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, способствующие продвижению технологий, товарной продукции и услуг на рынок (ГОСТ 31279-2004).
Инновационная деятельность – деятельность, обеспечивающая создание и реализацию инноваций (ГОСТ 31279-2004).
Объект профессиональной деятельности – предметы материальной и нематериальной сферы, на которые направлен труд специалистов, например, вещество, энергия, информация, сознание, процесс, система, модель, отношения.
Профессиональная деятельность – трудовая деятельность по определенной профессии, взаимообусловленная с видами экономической деятельности.
Алгоритмический язык – искусственный язык, предназначенный для выражения алгоритмов.
Инженер-программист – профессиональная квалификация специалиста с высшим профессиональным образованием в области разработки программного обеспечения информационных технологий.
Информационная технология – совокупность методов, способов, приемов и средств обработки документированной информации, включая прикладные программные средства, и регламентированного порядка их применения.
Информационные процессы – процессы сбора, обработки, накопления, хранения, актуализации и предоставления документированной информации пользователю.
Математическое обеспечение – система программ, приданная к конкретной вычислительной машине и предназначенная для обеспечения её использования, а также математические методы и алгоритмы решения задач, по которым составлены данные программы.
Программа – данные, предназначенные для управления конкретными компонентами системы обработки информации в целях реализации определенного алгоритма.
Программирование – научная и практическая деятельность по созданию программ.
Программное обеспечение информационной технологии – совокупность алгоритмов и программ, используемых при реализации информационного процесса с помощью вычислительной техники.
4 Общие положения
4.1 Общая характеристика специальности
Специальность 1-40 01 01 «Программное обеспечение информационных технологий» в соответствии с ОКРБ 011-2009 относится к профилю образования I «Техника и технологии», направлению образования 40 «Информатика и технологии программирования» и обеспечивает получение квалификации «инженер-программист».
Согласно ОКРБ 011-2009 по специальности предусмотрены специализации: 1-40 01 01 01 «Веб-технологии и программное обеспечение мобильных систем», 1-40 01 01 02 «Автоматизированные системы», 1-40 01 01 03 «Базы данных и программное обеспечение информационных систем», 1-40 01 01 04 «Системы обеспечения безопасности данных», 1-40 01 01 05 «Управление качеством и тестирование программного обеспечения», 1-40 01 01 06 «Сопровождение программного обеспечения», 1-40 01 01 07 «Администрирование компьютерных систем и сетей», 1-40 01 01 08 «Управление проектами, бизнес- и системный анализ программного обеспечения», 1-40 01 01 09 «Технологии распределенной обработки данных».
4.2 Требования к уровню образования лиц, поступающих для получения высшего образования I ступени
4.2.1 На все формы получения высшего образования могут поступать лица, которые имеют общее среднее образование или профессионально-техническое образование с общим средним образованием либо среднее специальное образование, подтвержденное соответствующим документом об образовании.
4.2.2 Прием лиц для получения высшего образования I ступени осуществляется в соответствии с пунктом 9 статьи 57 Кодекса Республики Беларусь об образовании.
4.3 Общие цели подготовки специалиста
Общие цели подготовки специалиста:
-
формирование и развитие социально-профессиональной, практико-ориентированной компетентности, позволяющей сочетать академические, социально-личностные, профессиональные компетенции для решения задач в сфере профессиональной и социальной деятельности;
-
формирование профессиональных компетенций для работы в области компьютерного программирования, консультационных и других сопутствующих услуг, а также деятельности в области информационного обслуживания.
4.4 Формы получения высшего образования I ступени
Обучение по специальности предусматривает следующие формы: очная (дневная, вечерняя), заочная (в т.ч. дистанционная).
4.5 Сроки получения высшего образования I ступени
Срок получения высшего образования в дневной форме получения образования по специальности 1-40 01 01 «Программное обеспечение информационных технологий» составляет 4 года.
Срок получения высшего образования в вечерней форме составляет 5 лет.
Срок получения высшего образования в заочной форме составляет 5 лет.
Срок получения высшего образования в дистанционной форме составляет 5 лет.
Срок получения высшего образования по специальности 1-40 01 01 «Программное обеспечение информационных технологий» лицами, обучающимися по образовательной программе высшего образования I ступени, обеспечивающей получение квалификации специалиста с высшим образованием и интегрированной с образовательными программами среднего специального образования, может быть сокращен учреждением высшего образования при условии соблюдения требований настоящего образовательного стандарта.
Срок обучения по образовательной программе высшего образования I ступени, обеспечивающей получение квалификации специалиста с высшим образованием и интегрированной с образовательными программами среднего специального образования, в вечерней и заочной (в т.ч. дистанционной) формах может увеличиваться на 0,5 – 1 год относительно срока обучения по данной образовательной программе в дневной форме.