страница 1 страница 2 Глава 4-1.
Общие требования пожарной безопасности
Сноска. Глава 4-1 дополнена - Законом РК от 29 декабря 2006 г. № 209 (порядок введения в действие см. ст.2).
Статья 23-1. Объекты технического регулирования в
области пожарной безопасности
Объектами технического регулирования в области пожарной безопасности являются продукция и процессы ее жизненного цикла.
Статья 23-2. Требования пожарной безопасности при
проектировании, строительстве, реконструкции
и производстве
При проектировании, строительстве, реконструкции и производстве объектов технического регулирования должны соблюдаться требования по:
1) размещению объектов;
2) применению объектов;
3) пожарно-технической классификации объектов;
4) обеспечению объектов зданиями и сооружениями пожарных депо;
5) обеспечению безопасности людей;
6) предотвращению распространения пожара;
7) обеспечению возможности тушения пожара;
8) ведению спасательных работ при тушении пожара.
Статья 23-3. Требования пожарной безопасности при
эксплуатации, хранении, транспортировке,
применении и реализации
При эксплуатации, хранении, транспортировке, применении и реализации объектов технического регулирования должны соблюдаться требования по:
1) организационным и техническим мероприятиям по обеспечению пожарной безопасности;
2) путям эвакуации людей;
3) обеспечению безопасности людей и порядка действия при возникновении пожара;
4) оснащенности и рабочему состоянию инженерных систем;
5) оснащенности и рабочему состоянию систем пожарной автоматики, ее обслуживанию и выводам в места с постоянным пребыванием обслуживающего персонала;
6) оснащенности и рабочему состоянию пожарной техники;
7) предотвращению распространения пожара;
8) обеспечению возможности тушения пожара;
9) содержанию территорий, зданий и сооружений, помещений объектов;
10) обеспечению ведения спасательных работ при тушении пожара.
Глава 5
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 24. Права и обязанности граждан в области
пожарной безопасности
Граждане Республики Казахстан имеют право:
- на защиту их жизни, здоровья и личного имущества в случае пожаров;
- быть информированными о пожарной опасности, которой они могут подвергаться в определенных местах пребывания на территории Республики Казахстан, и о мерах необходимой безопасности;
- на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие пожаров, в порядке, установленном действующим законодательством;
- участвовать в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке в деятельности общественных пожарных объединений.
Граждане Республики Казахстан обязаны:
- соблюдать требования пожарной безопасности;
- при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них противопожарную службу;
- до прибытия подразделений противопожарной службы принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров;
- оказывать содействие противопожарной службе при тушении пожаров;
- выполнять предписания и иные законные требования органов государственной противопожарной службы;
- предоставлять в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, возможность органам государственной противопожарной службы проводить обследования и проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных, жилых и иных помещений и строений в целях контроля в области пожарной безопасности.
Сноска. Статья 24 с изменениями, внесенными Законом РК от 26.05.2008 № 34-IV (порядок введения в действие см. ст.2).
Статья 25. Права и обязанности организаций в области
пожарной безопасности
Обеспечение пожарной безопасности и пожаротушения возлагается на руководителей организаций.
Организации, имеют право:
- создавать, реорганизовывать и ликвидировать в порядке, установленном настоящим Законом, негосударственную противопожарную службу, которую они содержат за счет собственных средств, а также привлекать негосударственную противопожарную службу на основе договоров;
- вносить в государственные органы и местные представительные органы предложения по обеспечению пожарной безопасности;
- проводить работы по установлению причин и обстоятельств пожаров, происшедших на объектах организаций;
- устанавливать меры социального и экономического стимулирования по обеспечению пожарной безопасности в пределах, определенных законодательством;
- получать информацию по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов государственной противопожарной службы.
Организации обязаны:
- соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания и иные законные требования органов государственной противопожарной службы;
- разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;
- проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;
- создавать или содержать негосударственную противопожарную службу в организациях и на объектах, на которых в обязательном порядке создается противопожарная служба, в том числе на основании договоров с негосударственной противопожарной службой;
- содержать в исправном состоянии системы и средства пожаротушения, не допускать их использования не по назначению;
- оказывать содействие противопожарной службе при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;
- осуществлять меры по внедрению автоматических средств обнаружения и тушения пожаров;
- предоставлять в установленном Правительством порядке при тушении пожаров на территориях организаций необходимые силы и средства, горюче-смазочные материалы, а также продукты питания и места отдыха для подразделений противопожарной службы, участвующих в выполнении действий по тушению пожаров и привлеченных к тушению пожаров сил;
- обеспечивать доступ представителям противопожарной службы при осуществлении ими служебных обязанностей на территории организаций в установленном законодательством порядке;
- предоставлять органам государственной противопожарной службы сведения и документы о состоянии пожарной безопасности, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях;
- незамедлительно сообщать противопожарной службе о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и подъездов;
уведомлять уполномоченный орган о начале осуществления деятельности по предупреждению и тушению пожаров, обеспечению пожарной безопасности и проведению первоочередных аварийно-спасательных работ, связанных с пожарами в организациях и на объектах, на которых отсутствуют подразделения государственной противопожарной службы;
уведомлять уполномоченный орган о начале осуществления действий по сжиганию травяной растительности и проведению специальных огневых эффектов на открытых площадках.
Подача уведомлений осуществляется заявителями в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об административных процедурах» не менее чем за десять рабочих дней до начала осуществления деятельности или действий.
В случае, если осуществление действий связано с угрозой нанесения вреда третьим лицам, в уведомлении дополнительно указываются принимаемые заявителем меры по обеспечению пожарной безопасности.
Сноска. Статью 25 с изменениями, внесенными законами РК от 16.07.1999 № 437; от 26.05.2008 № 34-IV (порядок введения в действие см. ст.2); от 28.06.2010 № 295-IV (вводится в действие по истечении шести месяцев после его первого официального опубликования); от 10.07.2012 № 36-V(вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
Глава 5-1. Независимая оценка рисков в области пожарной безопасности
Сноска. Кодекс дополнен главой 5-1 в соответствии с Законом РК от 28.06.2010 № 295-IV (вводится в действие по истечении шести месяцев после его первого официального опубликования).
Статья 25-1. Проведение независимой оценки рисков в области
пожарной безопасности
1. Независимая оценка рисков в области пожарной безопасности проводится на основании договора, заключаемого между собственником объекта и экспертной организацией.
Экспертная организация не вправе осуществлять иную деятельность, выполнять другие работы и (или) оказывать услуги в области пожарной безопасности, а также не может проводить независимую оценку рисков в области пожарной безопасности на объекте, принадлежащем ей на праве собственности.
2. Независимая оценка рисков в области пожарной безопасности включает следующие мероприятия:
1) анализ документов, характеризующих пожарную опасность объекта, а также уровень подготовки персонала;
2) обследование объекта для получения объективной информации о состоянии пожарной безопасности объекта, выявления возможности возникновения и развития пожара, воздействия на людей опасных факторов пожара, а также для определения соответствия объекта требованиям пожарной безопасности;
3) проведение расчетов по оценке рисков в области пожарной безопасности в порядке, утвержденном Правительством Республики Казахстан;
4) подготовку вывода о соответствии или несоответствии объекта требованиям пожарной безопасности.
Результаты проведения независимой оценки рисков в области пожарной безопасности оформляются в виде заключения.
В течение пяти рабочих дней после составления заключения экспертная организация представляет копию заключения в территориальное подразделение уполномоченного органа.
Срок действия заключения составляет три года.
3. Независимая оценка рисков в области пожарной безопасности не проводится на объектах государственной собственности, объектах с массовым пребыванием людей и жизнеобеспечения.
Результаты независимой оценки рисков являются основанием для распределения объектов по степени риска.
Статья 25-2. Аккредитация организаций по независимой
оценке рисков в области пожарной
безопасности
1. Аккредитация организаций по независимой оценке рисков в области пожарной безопасности осуществляется уполномоченным органом.
2. Экспертными организациями могут быть организации, имеющие в своем штате не менее трех специалистов, отвечающих одному из следующих условий:
1) имеющих высшее образование в области пожарной безопасности;
2) имеющих иное высшее образование и стаж работы в государственной и (или) негосударственной противопожарных службах не менее пяти лет, прошедших специальные курсы обучения.
Специальные курсы обучения специалистов для экспертных организаций проводятся в специализированных учебных организациях, требования к ним, а также условия и порядок прохождения специальных курсов обучения определяются уполномоченным органом.
3. Для аккредитации организация представляет следующие документы:
1) заявление в форме электронного документа;
2) форму сведений, содержащую информацию о помещении, об оборудовании, принадлежащем организации на праве собственности или ином законном основании, составленную заявителем в форме электронного документа;
3) электронные копии документов специалистов организации об образовании, о стаже работы в государственной и (или) негосударственной противопожарных службах, а также прохождении ими специального курса обучения.
4. Для рассмотрения документов об аккредитации и принятия решения по ним создается постоянно действующая комиссия, состав и порядок деятельности которой определяются руководителем уполномоченного органа.
Рассмотрение документов об аккредитации осуществляется комиссией в течение пятнадцати рабочих дней, исчисляемых с момента их поступления в уполномоченный орган.
В случае принятия положительного решения уполномоченным органом вносится соответствующая запись в государственный реестр экспертных организаций и заявителю выдается аттестат аккредитации.
5. Уполномоченный орган принимает решение об отказе в аккредитации в случаях несоответствия представленных документов требованиям пунктов 2 и 3 настоящей статьи.
При отказе в аккредитации заявителю в течение пяти рабочих дней направляется мотивированный письменный ответ с указанием причин такого отказа.
6. Заявители при возникновении споров по вопросам аккредитации вправе обратиться в суд в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
7. Аттестаты аккредитации выдаются в форме электронного документа, действительны на всей территории Республики Казахстан и имеют срок действия пять лет.
Срок действия аттестата аккредитации исчисляется с момента принятия решения об аккредитации.
В связи с истечением срока действия аттестата аккредитации экспертной организацией для повторной аккредитации представляются документы, предусмотренные в настоящей статье.
8. В аттестате аккредитации указываются:
1) наименование (название и указание на организационно-правовую форму), местонахождение организации;
2) регистрационный номер аттестата аккредитации;
3) дата регистрации аттестата аккредитации в государственном реестре экспертных организаций;
4) срок действия аттестата аккредитации.
9. Лишение аттестата аккредитации осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях.
10. Действие аттестата аккредитации прекращается по следующим основаниям:
1) представление экспертной организацией заявления с просьбой о прекращении действия аттестата аккредитации;
2) истечение срока действия аттестата аккредитации;
3) ликвидация юридического лица;
4) лишение аттестата аккредитации.
11. Исключен Законом РК от 10.07.2012 № 36-V(вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
Сноска. Статья 25-2 с изменениями, внесенными Законом РК от 10.07.2012 № 36-V(вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
Глава 6
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 26. Расследование пожаров и их последствий
Расследование пожаров и установление их последствий производится в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
В случае выявления нарушений правил пожарной безопасности или бездействия должностных лиц и граждан материалы расследования подлежат передаче в соответствующие органы для привлечения виновных к ответственности.
Статья 27. Ответственность за нарушение законов
и иных нормативных правовых актов в
области пожарной безопасности
Юридические и физические лица за нарушение законов и иных нормативных правовых актов о пожарной безопасности и допущенные пожары несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.
Сноска. Статья 27 с изменениями, внесенными Законом РК от 26.05.2008 № 34-IV (порядок введения в действие см. ст.2).
Статья 28. Возмещение ущерба, причиненного пожаром
здоровью и имуществу граждан, окружающей
среде и объектам хозяйствования
Возмещение ущерба, причиненного вследствие пожаров здоровью и имуществу граждан, окружающей среде и объектам хозяйствования, производится в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Статья 28-1. Ответственность сотрудников органов
государственной противопожарной службы
и право обжалования их действий
(бездействия)
За невыполнение или ненадлежащее выполнение своих служебных обязанностей сотрудники органов государственной противопожарной службы несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.
Действия (бездействие) сотрудников органов государственной противопожарной службы могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан .
Сноска. Глава 6 дополнена статьей 28-1 в соответствии с Законом РК от 26.05.2008 № 34-IV (порядок введения в действие см. ст.2).
Глава 7
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Сноска. Заголовок главы 7 с изменениями, внесенными Законом РК от 26.05.2008 № 34-IV (порядок введения в действие см. ст.2).
Статья 29. Порядок разрешения споров в области
пожарной безопасности
Споры в области пожарной безопасности разрешают суды в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Статья 30. Надзор за соблюдением законности в
деятельности противопожарной службы
Надзор за соблюдением законности в деятельности противопожарной службы от имени государства осуществляют органы прокуратуры Республики Казахстан.
Статья 31. Международные договоры в области пожарной
безопасности
Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, что установлены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.
Статья 32. Переходные положения
Сотрудники органов государственной противопожарной службы, которым до 1 января 2009 года присвоены специальные звания полковник внутренней службы (противопожарной службы) или генерал-майор внутренней службы (противопожарной службы), вправе уволиться по достижении следующих предельных возрастов:
1) полковник внутренней службы (противопожарной службы) - пятидесяти лет;
2) генерал-майор внутренней службы (противопожарной службы) - пятидесяти пяти лет.
Сноска. Глава 7 дополнена статьей 32 в соответствии с Законом РК от 26.05.2008 № 34-IV (порядок введения в действие см. ст.2).
Президент
Республики Казахстан
ИПС "Әділет" не является официальным источником опубликования.
© 2012. РГП на ПХВ Республиканский центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан
страница 1 страница 2
|