Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 ... страница 2 | страница 3 | страница 4 страница 5
Раздел 4. Охрана земель, государственный контроль,
землеустройство, мониторинг и земельный кадастр

Глава 17. Охрана земель

     Статья 139. Цели и задачи охраны земель

     1. Охрана земель включает систему правовых, организационных, экономических, технологических и других мероприятий, направленных на охрану земли как части окружающей среды, рациональное использование земель, предотвращение необоснованного изъятия земель из сельскохозяйственного и лесохозяйственного оборота, а также на восстановление и повышение плодородия почв.
     2. Целями охраны земель являются:
     1) предотвращение деградации и нарушения земель, других неблагоприятных последствий хозяйственной деятельности путем стимулирования экологически безопасных технологий производства и проведения лесомелиоративных, мелиоративных и других мероприятий;
     2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации или нарушению;
     3) внедрение в практику экологических нормативов оптимального землепользования.

     Статья 140. Охрана земель

     1. Собственники земельных участков и землепользователи обязаны проводить мероприятия, направленные на:
     1) защиту земель от истощения и опустынивания, водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, химическими, биологическими, радиоактивными и другими вредными веществами, от других процессов разрушения;
     2) защиту от заражения сельскохозяйственных земель карантинными вредителями и болезнями растений, от зарастания сорняками, кустарником и мелколесьем, от иных видов ухудшения состояния земель;
     3) рекультивацию нарушенных земель, восстановление их плодородия и других полезных свойств земли и своевременное вовлечение ее в хозяйственный оборот;
     4) снятие, сохранение и использование плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель.
     2. В целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий, а также в случаях, когда невозможно восстановить плодородие почв деградированных сельскохозяйственных угодий, земель, загрязненных химическими, биологическими, радиоактивными и другими вредными веществами сверх установленных нормативов их предельно допустимых концентраций и предельно допустимого уровня воздействия, отходами производства и потребления, сточными водами, а также земель, зараженных карантинными вредителями и болезнями растений, предусматривается консервация земель в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Казахстан.
     3. В целях повышения заинтересованности собственников земельных участков и землепользователей в рациональном использовании и охране земель может осуществляться экономическое стимулирование охраны и использования земель в порядке, установленном бюджетным законодательством и законодательством о налогах .

      Статья 141. Нормативы предельно допустимых


                 концентраций вредных веществ
                 в почве

     1. Нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих почву, устанавливаются для оценки ее состояния в интересах охраны здоровья человека и окружающей среды.


     2. Указанные нормативы утверждаются в порядке, устанавливаемом  законодательством Республики Казахстан.

      Статья 142. Экологические, санитарно-гигиенические


                 и иные специальные требования
                 к проектированию и вводу в эксплуатацию
                 зданий (строений, сооружений) и других
                 объектов, влияющих на состояние земель

     1. При размещении, проектировании и вводе в эксплуатацию новых и реконструируемых зданий (строений, сооружений) и других объектов, при внедрении новой техники и технологий, отрицательно влияющих на состояние земель, должны предусматриваться и осуществляться мероприятия по охране земель, обеспечиваться соблюдение экологических, санитарно-гигиенических и других специальных требований (норм, правил, нормативов).


     2. Оценка отрицательного воздействия на состояние земель и эффективность предусмотренных мероприятий по их охране производится по результатам государственной экологической экспертизы, иных государственных экспертиз, без положительного заключения которых запрещается внедрение новой техники и технологий, осуществление программ мелиорации земель, финансирование строительства (реконструкции) зданий (строений, сооружений) и других объектов.

      Статья 143. Земли, подвергшиеся радиоактивному


                 загрязнению и на которых проводились
                 испытания ядерного оружия

     1. Земельные участки, подвергшиеся сверхнормативному радиоактивному загрязнению или иным образом представляющие угрозу жизни и здоровью населения, не могут передаваться в собственность, постоянное или временное землепользование.


     2. Земельные участки, подвергшиеся радиоактивному загрязнению, на которых не обеспечивается получение продукции, соответствующей установленным законодательством Республики Казахстан санитарным требованиям и нормативам, исключаются из сельскохозяйственного оборота и подлежат консервации. Производство сельскохозяйственной продукции на этих землях и ее реализация запрещаются.
     3. Земельные участки, на которых проводились испытания ядерного оружия, могут быть предоставлены Правительством Республики Казахстан в собственность или землепользование только после завершения всех мероприятий по ликвидации последствий испытания ядерного оружия и комплексного экологического обследования при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
     4. Мероприятия по ликвидации последствий испытаний ядерного оружия на указанных территориях предусматриваются в республиканской и областных программах по охране окружающей среды, по охране и рациональному использованию земельных ресурсов и других специальных программах.
     5. Порядок принудительного отчуждения и охраны земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению, определяется законодательством Республики Казахстан.
      Сноска. Статья 143 с изменениями, внесенными Законом РК от 6 июля 2007 года N 279 .
 

       Глава 18. Государственный контроль


за использованием и охраной земель

      Статья 144. Задачи государственного контроля


                 за использованием и охраной земель

     Задачи государственного контроля состоят в обеспечении соблюдения земельного законодательства Республики Казахстан государственными органами, физическими, юридическими и должностными лицами, выявления и устранения нарушений законодательства Республики Казахстан, восстановления нарушенных прав граждан и юридических лиц, соблюдения правил пользования земельными участками, правильности ведения земельного кадастра и землеустройства и выполнения мероприятий по рациональному использованию и охране земель.

       Статья 145. Организация и порядок осуществления
                   государственного контроля за использованием
                   и охраной земель

      1. Государственный контроль за использованием и охраной земель осуществляют центральный уполномоченный орган по управлению земельными ресурсами и его территориальные органы, а также иные уполномоченные органы в пределах их компетенции.


      2. Иными государственными органами, осуществляющими государственный контроль за использованием и охраной земель, являются:
       уполномоченный орган в области охраны окружающей среды;
       государственные органы санитарно-эпидемиологической службы;
       уполномоченный орган по делам архитектуры, градостроительства и строительства;
       уполномоченный орган в сфере сельского, лесного, охотничьего и рыбного хозяйства, особо охраняемых природных территорий, использования и охраны водных ресурсов;
       уполномоченный орган по использованию и охране недр.
      3. Государственный контроль за использованием и охраной земель осуществляется в форме проверки и иных формах.
      Государственный контроль также осуществляется при проведении инвентаризации, обследовании земель, разработке схем и проектов, связанных с использованием земель, ведении государственных кадастров и мониторинга земель.
      Проверка осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан "О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан". Иные формы государственного контроля осуществляются в соответствии с настоящим Кодексом.
      4. Исключен Законом РК от 17.07.2009 N 188-IV (порядок введения в действие см. ст.2 )
      5. Государственный контроль путем проверки производится с участием собственников земельных участков, землепользователей, а в случае их отказа - без них, о чем делается соответствующая отметка в составленных по результатам обследований документах.
      Выявленные нарушения земельного законодательства оформляются актом с приложением чертежа полевого обследования, которые подписываются специалистами, проводившими эти работы, и передаются органу, в компетенции которого находится рассмотрение данного вопроса.
      Уполномоченными органами выявленные нарушения земельного законодательства рассматриваются в соответствии с их функциями в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях.
      6. Решение государственных инспекторов по использованию и охране земель о наложении административного взыскания может быть обжаловано в соответствии с пунктом 3 статьи 148 настоящего Кодекса.
      7. Государственные инспекторы по использованию и охране земель осуществляют контроль за фактическим устранением нарушений земельного законодательства Республики Казахстан, а также за выполнением собственниками земельных участков и землепользователями указаний и предписаний должностных лиц, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель.
      8. Для осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель уполномоченные органы областей (города республиканского значения, столицы), районов (городов областного значения) ежегодно представляют соответствующим территориальным органам по управлению земельными ресурсами областей (города республиканского значения, столицы) перечень собственников земельных участков и землепользователей, которым в текущем году предоставлены земельные участки, и земельно-кадастровую карту с указанием местоположения таких земельных участков, а также ежемесячно - сведения о происшедших изменениях в перечне собственников земельных участков и землепользователей.
    Сноска. Статья 145 в редакции Закона РК от 31 января 2006 года N 125; с изменениями, внесенными законами РК от 9 января 2007 г. N 213 (порядок введения в действие смотрите в ст. 2 ); от 6 июля 2007 года N 279 ; от 17.07.2009 N 188-IV (порядок введения в действие см. ст.2 ); от 06.01.2011 № 378-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

      Статья 146. Должностные лица, осуществляющие


                 государственный контроль
                 за использованием и охраной земель

     1. К должностным лицам, осуществляющим государственный контроль за использованием и охраной земель, относятся:


     1) Главный государственный инспектор по использованию и охране земель Республики Казахстан;
     2) главные государственные инспекторы по использованию и охране земель соответствующих административно-территориальных единиц;
     3) государственные инспекторы по использованию и охране земель.
     2. Руководство государственным контролем за использованием и охраной земель осуществляет Главный государственный инспектор по использованию и охране земель Республики Казахстан.
     Главным государственным инспектором по использованию и охране земель Республики Казахстан является руководитель центрального уполномоченного органа по управлению земельными ресурсами.
     Руководители территориальных органов по управлению земельными ресурсами областей (города республиканского значения, столицы) являются главными государственными инспекторами по использованию и охране земель соответствующих административно-территориальных единиц.
     Главные государственные инспекторы по использованию и охране земель имеют бланки документов с изображением Государственного герба Республики Казахстан и со своим наименованием.
     Главным государственным инспекторам и государственным инспекторам по использованию и охране земель выдаются в установленном порядке печать и удостоверения.
     3. Указания органа, осуществляющего государственный контроль по вопросам использования и охраны земель в пределах его компетенции, обязательны для всех государственных органов, собственников земельных участков и землепользователей.
     Сноска. В статью 146 внесены изменения - Законом РК от 10 января 2006 года N 116 (порядок введения в действие см. ст.2 Закона N 116 ).

      Статья 147. Функции органа, осуществляющего


                 государственный контроль
                 за использованием и охраной земель

     1. Орган, осуществляющий государственный контроль за использованием и охраной земель, организует и проводит государственный контроль за:


     1) соблюдением государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами земельного законодательства Республики Казахстан, установленного режима использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением;
     2) недопущением самовольного занятия земельных участков;
     3) соблюдением прав собственников земельных участков и землепользователей;
     4) своевременным и правильным проведением собственниками земельных участков и землепользователями комплекса организационно-хозяйственных, агротехнических, лесомелиоративных и гидротехнических противоэрозионных мероприятий по восстановлению и сохранению плодородия почв;
     5) своевременным предоставлением в государственные органы собственниками земельных участков и землепользователями сведений о наличии, состоянии и использовании земель;
     6) проектированием, размещением и строительством жилых и производственных объектов, оказывающих влияние на состояние земель;
     7) своевременным и качественным выполнением мероприятий по улучшению земель, предотвращению и ликвидации последствий эрозии почвы, засоления, заболачивания, подтопления, опустынивания, иссушения, переуплотнения, захламления, загрязнения и других процессов, вызывающих деградацию земель;
     8) соблюдением установленных сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о предоставлении им земельных участков;
     9) сохранностью межевых знаков;
     10) своевременным возвратом земель, предоставленных местными исполнительными органами во временное землепользование;
     11) рекультивацией нарушенных земель ; V095689
     12) снятием, сохранением и использованием плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель;
     13) осуществлением проектов землеустройства и других проектов по использованию и охране земель;
     14) законностью принятых решений местных исполнительных органов в области земельного законодательства Республики Казахстан.
     2. В функции органа, осуществляющего государственный контроль, входят и иные вопросы, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.

      Статья 148. Права и обязанности должностных лиц


                 органов, осуществляющих государственный
                 контроль за использованием и охраной
                 земель

     1. Должностные лица, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель, имеют право:


     1) направлять в соответствующие органы материалы о нарушениях земельного законодательства Республики Казахстан для решения вопроса о привлечении виновных к ответственности;
     2) составлять протоколы (акты) о нарушениях земельного законодательства Республики Казахстан;
     3) выносить постановления об административном взыскании за нарушение земельного законодательства Республики Казахстан;
     4) обращаться в суд по делам о возмещении ущерба в результате нарушения земельного законодательства Республики Казахстан, по вопросам отмены неправомерных решений, связанных с предоставлением, изъятием, принудительным отчуждением для государственных нужд земельных участков, а также по делам об исполнении выданных должностными лицами органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель, предписаний по устранению выявленных нарушений земельного законодательства Республики Казахстан в случае их неисполнения в срок, указанный в предписании, либо ненадлежащего исполнения лицами, которым выданы эти предписания, и о взыскании штрафов с физических, должностных и юридических лиц;
     5) при предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно посещать организации, обследовать земельные участки, находящиеся в собственности и пользовании, а земельные участки, занятые военными, оборонными и другими специальными объектами, - с учетом установленного режима их посещения;
     6) давать собственникам земельных участков и землепользователям обязательные для исполнения предписания по вопросам охраны земель, устранению нарушений земельного законодательства Республики Казахстан;
     7) приостанавливать промышленное, гражданское и другое строительство, разработку месторождений полезных ископаемых, эксплуатацию объектов, проведение агротехнических, лесомелиоративных, геологоразведочных, поисковых, геодезических и иных работ, если они осуществляются с нарушением земельного законодательства Республики Казахстан, установленного режима использования земель особо охраняемых территорий и могут привести к уничтожению, загрязнению, заражению или порче плодородного слоя почвы, развитию эрозии, засолению, заболачиванию и другим процессам, снижающим плодородие почв, включая сопредельную территорию, а также если эти работы ведутся по проектам, не прошедшим экспертизу либо получившим отрицательное заключение;
     8) получать от государственных органов статистическую информацию о состоянии земельного фонда;
     9) приостанавливать строительство жилых и производственных объектов в случае отсутствия правоустанавливающего и идентификационного документов.
     2. Должностные лица, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель, обязаны:
     1) своевременно принимать меры к нарушителям земельного законодательства Республики Казахстан;
     2) объективно готовить материалы проводимых проверок.
     3. Жалобы на действия (решения) должностных лиц, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель, и на послужившую основанием для совершения действий (принятия решений) информацию подаются вышестоящему должностному лицу или в суд.
     4. Должностные и физические лица, препятствующие осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель, применяющие угрозы насилия или насильственные действия по отношению к должностным лицам, осуществляющим государственный контроль за использованием и охраной земель, несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.
      Сноска. Статья 148 с изменениями, внесенными законами РК от 06.07.2007 N 279; от 26.07.2007 N 311; от 19.03.2010 № 258-IV.

Глава 19. Землеустройство, государственный
земельный кадастр и мониторинг земель

      Статья 149. Назначение и содержание землеустройства

     1. Землеустройство является системой мероприятий по обеспечению соблюдения земельного законодательства Республики Казахстан, направленного на регулирование земельных отношений, организацию рационального использования и охрану земель.
     2. Землеустройство проводится на землях всех категорий независимо от принадлежности по форме собственности и форм хозяйствования на них.
     Установленные в результате проведения работ по землеустройству целевое назначение, режим использования земель и их охраны, ограничения и обременения, границы земельных участков, данные о качестве и количестве земель и другие данные, рассмотренные и утвержденные в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан, являются для субъектов земельных правоотношений обязательными для исполнения.
     3. Землеустройство включает и обеспечивает:
     1) разработку республиканских, областных и региональных схем (проектов) землеустройства, зонирования земель и программ использования, улучшения и охраны земельных ресурсов на основе ландшафтно-экологического подхода;
     2) составление проектов межхозяйственного землеустройства по образованию и упорядочению существующих землепользований, отвод и установление границ земельных участков на местности;
     3) определение и установление на местности границ (черты) населенных пунктов, составление проектов их земельно-хозяйственного устройства;
     4) установление на местности границ административно-территориальных образований, особо охраняемых природных территорий и других земельных участков с особыми условиями пользования и охраны земель;
     5) разработку проектов землеустройства, рекультивации нарушенных и освоения новых земель, а также других проектов, связанных с использованием и охраной земель;
     6) проведение инвентаризации земель, выявление неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению земель;
     7) проведение топографо-геодезических, картографических, почвенных, геоботанических и других обследовательских и изыскательских работ;
     8) составление тематических карт и атласов состояния и использования земельных ресурсов.
     Сноска. В статью 149 внесены изменения - Законом РК от 10 января 2006 года N 116 (порядок введения в действие см. ст.2 Закона N 116 ).

     Статья 150. Проведение землеустройства

     1. Землеустройство проводится по решению местных исполнительных органов областей (города республиканского значения, столицы), районов (городов областного значения) либо по ходатайству заинтересованных собственников земельных участков и землепользователей.
     Землеустройство, проводимое по инициативе заинтересованных собственников земельных участков или землепользователей, осуществляется на основании их заявок, подаваемых в соответствующий местный исполнительный орган.
     2. Землеустроительные работы выполняются юридическими лицами и гражданами, получившими в установленном порядке лицензии на производство землеустроительных работ в соответствии с законодательством Республики Казахстан о лицензировании. V095689
     3. Порядок и технология выполнения землеустроительных работ устанавливаются нормативными правовыми актами, утверждаемыми центральным уполномоченным органом по управлению земельными ресурсами, которые обязательны для всех исполнителей землеустроительных работ.
     4. Согласованная в установленном порядке землеустроительная документация утверждается:
     1) (исключен - Законом РК от 10 января 2006 года N 116   (порядок введения в действие см. ст.2 Закона N 116 ) ;
     2) собственниками земельных участков и землепользователями, другими заказчиками - проекты внутрихозяйственного землеустройства и проекты, связанные с рациональным использованием земель, сохранением и повышением плодородия почв, разрабатываемые и осуществляемые за их счет, по согласованию с уполномоченными органами областей (города республиканского значения, столицы), районов (городов областного значения) по месту нахождения земельного участка;
     3) уполномоченными органами областей (города республиканского значения, столицы), районов (городов областного значения) по месту нахождения земельного участка - землеустроительная документация, связанная с формированием границ земельных участков, установлением их на местности, изготовлением плана земельного участка, а также материалы топографо-геодезических и картографических работ, почвенных, агрохимических, геоботанических и других обследовательских и изыскательских работ по землеустройству, по составлению специальных тематических карт состояния и использования земельных ресурсов.
     5. Изменения в землеустроительную документацию вносятся только с разрешения органа, утвердившего данную документацию.
     6. Исполнение проекта землеустройства включает: перенесение проекта на местность; освоение всех элементов проекта, оформление и выдачу землеустроительных материалов и документов.
     Сноска. В статью 150 внесены изменения - Законами РК от 10 января 2006 года N 116 (порядок введения в действие см. ст.2 Закона N 116 ); от 12 января 2007 года N 222 (вводится в действие по истечении 6 месяцев со дня его официального опубликования).

     Статья 151. Землеустроительный процесс



     1. Землеустроительный процесс включает следующие стадии:
     возбуждение производства землеустроительного действия;
     подготовительные работы;
     разработку прогнозов, схем, программ и проектов землеустройства;
     рассмотрение, согласование и утверждение землеустроительной документации;
     исполнение проекта землеустройства.
     2. Участниками землеустроительного процесса являются заказчик по проведению землеустройства, разработчик землеустроительной документации, третьи лица, права и законные интересы которых могут быть затронуты при проведении землеустройства, а также государственные органы и другие лица, согласовывающие и утверждающие землеустроительную документацию.
     3. Права участников землеустроительного процесса:
     1) заказчик по проведению землеустройства имеет право:
     участвовать лично или через представителя во всех стадиях землеустроительного процесса;
     знакомиться с материалами землеустроительного производства;
     вносить на рассмотрение свои предложения;
     участвовать в разрешении разногласий, возникших в процессе землеустройства;
     2) разработчик (физическое или юридическое лицо, занимающееся проектными и изыскательскими работами, а также осуществляющее исполнение землеустроительных проектов) имеет право:
     получать необходимую информацию по землеустройству в государственных органах;
     строить отношения с заказчиками на договорных условиях;
     проводить без особого на то разрешения контроль за ходом реализации проектов землеустройства, информировать о его результатах местные исполнительные органы и вносить предложения по улучшению практики использования и охраны земель;
     вносить предложения по совершенствованию или переработке устаревших схем и проектов землеустройства;
     3) третьи лица, права и законные интересы которых могут быть затронуты при проведении землеустройства, имеют право:
     участвовать при обсуждении вопросов землеустройства и получать информацию о ходе и результатах землеустройства, затрагивающую их интересы;
     обжаловать неправомерные действия, затрагивающие их интересы в процессе землеустройства, в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
     4. Обязанности участников землеустроительного процесса:
     1) все участники землеустроительного процесса обязаны:
     соблюдать земельное законодательство Республики Казахстан;
     выполнять требования компетентных государственных органов по вопросам использования и охраны земель;
     обеспечивать соблюдение в землеустроительном процессе прав собственников земельных участков и землепользователей;
     2) исполнительные органы, согласовывающие и утверждающие проектную документацию, обязаны рассмотреть ее в течение месяца;
     3) заказчик по проведению землеустройства обязан:
     определить цель, задачи, содержание, особые условия и сроки проведения землеустройства;
     предоставить необходимые документы и материалы;
     организовать финансирование работ;
     в течение одного месяца принять выполненные работы или выдать мотивированный отказ;
     4) разработчик землеустроительной документации обязан:
     выполнять все работы в соответствии с действующими инструкциями и методическими указаниями, а также договором;
     привести земельные участки, на которых проводились обследовательские, изыскательские и иные работы с нарушением почвенного плодородного слоя, в первоначальное их состояние;
     нести ответственность за достоверность, качество и экологическую безопасность мероприятий, предусмотренных землеустроительной документацией.

     Статья 152. Государственный земельный кадастр



     1. Государственный земельный кадастр представляет собой систему сведений о природном и хозяйственном положении земель Республики Казахстан, местоположении, целевом использовании, размерах и границах земельных участков, их качественной характеристике, об учете землепользования и кадастровой стоимости земельных участков, иных необходимых сведений. В государственный земельный кадастр также включается информация о субъектах прав на земельные участки.
     Составной частью земельного кадастра является мелиоративный кадастр орошаемых земель, представляющий собой систему сведений о мелиоративном состоянии орошаемых земельных участков, оценке их качественных характеристик по природным и ирригационно-хозяйственным условиям, об учете их использования.
     2. Организация ведения земельного кадастра в Республике Казахстан осуществляется центральным уполномоченным органом .
     3. Государственный земельный кадастр Республики Казахстан (земельный кадастр республики, областей (города республиканского значения, столицы), районов (городов областного значения) является составной частью государственной системы кадастров Республики Казахстан и ведется по единой системе на всей территории Республики Казахстан.
     Государственный земельный кадастр Республики Казахстан ведется специализированными республиканскими государственными предприятиями, по отношению к которым центральный уполномоченный орган является органом государственного управления.
     4. Сведения государственного земельного кадастра являются государственным информационным ресурсом.
     5. Формирование сведений государственного земельного кадастра обеспечивается проведением топографо-геодезических, аэрокосмических, картографических, землеустроительных работ, почвенных, геоботанических обследований и изысканий, работ по мониторингу земель, количественного и качественного учета земель, составлением земельно-кадастрового дела на конкретный земельный участок, изготовлением земельно-кадастровых карт и идентификационного документа на земельный участок.
     6. Данные государственного земельного кадастра являются основой при планировании использования и охраны земель, при проведении землеустройства, оценке хозяйственной деятельности и осуществлении других мероприятий, связанных с использованием и охраной земель, а также для формирования единого государственного реестра земель, ведения правового и других кадастров, определения размера платежей за землю, учета стоимости земельных участков в составе недвижимого имущества и стоимости земли в составе природных ресурсов.
     7. Единицей учета и хранения данных государственного земельного кадастра является земельный участок, выделенный в замкнутых границах, закрепляемый в установленном порядке за субъектами земельных правоотношений.
     8. Государственному кадастровому учету подлежат земельные участки, расположенные на территории Республики Казахстан, независимо от формы собственности на землю, целевого назначения и разрешенного характера использования земельных участков.
     Сноска. В статью 152 внесены изменения - Законом РК от 10 января 2006 года N 116 (порядок введения в действие см. ст.2 Закона N 116 ).

      Статья 153. Содержание государственного земельного


                  кадастра
 
       Государственный земельный кадастр включает следующие виды работ:
      1) формирование кадастрового дела земельного участка;
      2) учет количества и качества земель;
      3) учет собственников земельных участков и землепользователей, а также других субъектов земельных правоотношений для целей государственной регистрации;
      4) государственную кадастровую оценку земель и бонитировку почв;
      5) накопление, обработку и ведение банка данных о земельных участках и их субъектах, а также другой земельно-кадастровой информации на бумажных носителях и в электронном виде;
      6) ведение автоматизированной информационной системы государственного земельного кадастра;
      7) изготовление и ведение земельно-кадастровых карт, в том числе цифровых;
      8) ведение земельно-кадастровой книги и единого государственного реестра земель;
      9) изготовление идентификационных документов на земельный участок;
      10) присвоение кадастровых номеров земельным участкам;
      11) изготовление паспортов земельных участков.
      Сноска. Статья 153 в редакции - Законом РК от 10 января 2006 года N 116 (порядок введения в действие см. ст.2 Закона N 116 ).

      Статья 154. Учет земельных участков


                 для целей регистрации

     1. Учет земельных участков для целей регистрации и находящегося на них недвижимого имущества является необходимым условием, обеспечивающим государственную регистрацию прав собственности и других прав, а также обременение на недвижимое имущество.


     2. Производство работ по учету земельных участков для целей регистрации осуществляется за счет средств заказчиков.

      Статья 155. Кадастровое деление территории


                 Республики Казахстан

     1. Кадастровое деление территории Республики Казахстан осуществляется в целях присвоения земельным участкам кадастровых номеров.


     Единицей кадастрового деления территории Республики Казахстан являются учетные кварталы.
     2. Каждому земельному участку в целях определения местоположения (идентификации) присваиваются кадастровые номера.
     3. Границы учетных кварталов, которые в последующем используются в правовом кадастре, по согласованию с органами архитектуры и градостроительства, государственной регистрации прав на недвижимое имущество определяются уполномоченными органами областей (города республиканского значения, столицы), районов (городов областного значения) по месту нахождения земельного участка и утверждаются соответствующими местными исполнительными органами.
     4. Перечень кодов, присваиваемых областям, городам республиканского значения, районам и городам областного (районного) значения для целей формирования кадастровых номеров земельных участков, устанавливается Правительством Республики Казахстан.
     Сноска. Статья 155 с изменениями, внесенными законами РК от 10.01.2006 N 116 (порядок введения в действие см. ст.2 Закона N 116 ); от 25.03.2011 № 421-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

     Статья 156. Земельно-кадастровая документация

     1. Земельно-кадастровая документация на всех уровнях учета включает: базовую, периодически обновляемую и ежегодно составляемую.
     2. К базовой земельно-кадастровой документации относятся:
     1) земельно-кадастровые дела;
     2) земельно-кадастровая книга;
     3) единый государственный реестр земель;
     4) земельно-кадастровые карты.
     3. Структура, состав, содержание и формы земельно-кадастровой документации, а также порядок ее ведения устанавливаются центральным уполномоченным органом по управлению земельными ресурсами.

      Статья 157. Порядок ведения государственного


                 земельного кадастра

     1. Государственный земельный кадастр ведется на бумажных носителях и может вестись с использованием электронных систем сбора, обработки и хранения информации.


     2. Порядок ведения государственного земельного кадастра  устанавливается законодательством Республики Казахстан.

      Статья 158. Предоставление сведений государственного


                 земельного кадастра и пользование
                 информацией кадастра

     1. Сведения государственного земельного кадастра об определенном земельном участке предоставляются в виде выписок по месту учета данного земельного участка.


     2. Документирование сведений государственного земельного кадастра осуществляется на бумажных и электронных носителях. При наличии расхождений в сведениях, записанных на бумажных носителях, и сведениях, записанных на электронных носителях, приоритет имеют сведения, записанные на бумажных носителях, если иное не установлено законодательством Республики Казахстан.
     3. Сведения кадастра о земельных участках соотносятся с земельно-кадастровыми картами (планами).
     4. (Исключен - Законом РК от 10 января 2006 года N 116   (порядок введения в действие см. ст.2 Закона N 116 ).
     5. Государственные органы, государственные предприятия и должностные лица, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, обязаны обеспечить достоверность сведений, включаемых в земельно-кадастровую документацию.
     6. Сведения земельного кадастра, не содержащие государственных секретов и иных ограничений, являются общедоступными и предоставляются заинтересованным физическим и юридическим лицам на платной основе. Предоставление сведений земельного кадастра в государственные органы осуществляется на бесплатной основе за счет предусмотренных на эти цели бюджетных средств.
     Сноска. В статью 158 внесены изменения - Законом РК от 10 января 2006 года N 116 (порядок введения в действие см. ст.2 Закона N 116 ).

     Статья 159. Мониторинг земель

     1. Мониторинг земель представляет собой систему базовых (исходных), оперативных, периодических наблюдений за качественным и количественным состоянием земельного фонда, проводимых в целях своевременного выявления происходящих изменений, их оценки, прогноза дальнейшего развития и выработки рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов.
     2. Мониторинг земель является составной частью мониторинга за состоянием окружающей природной среды и одновременно базой для ведения мониторинга других природных сред.
     В соответствии с международными научно-техническими программами Республика Казахстан может принимать участие в работах по глобальному мониторингу земель.
     3. Объектом мониторинга земель являются все земли Республики Казахстан независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и характера использования земель.

     Статья 160. Задачи мониторинга земель

     1. Задачами мониторинга земель являются:
     1) своевременное выявление изменений состояния земель, их оценка, прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов;
     2) информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, землеустройства, контроля за использованием и охраной земель и иных функций государственного управления земельными ресурсами.
     2. Мониторинг земель имеет подсистемы, соответствующие категориям земель. В зависимости от территориального охвата осуществляется республиканский, региональный либо локальный мониторинг земель.
     3. Источниками информации для мониторинга земель служат результаты систематических наблюдений, съемок, обследований, инвентаризаций, материалы государственного контроля за использованием и охраной земель, архивные данные, другие сведения о качественном состоянии земель.

     Статья 161. Ведение мониторинга земель

     1. Организацию ведения мониторинга земель осуществляет центральный уполномоченный орган по управлению земельными ресурсами.
     2. Реализация межгосударственных и международных программ по мониторингу земель осуществляется в порядке и на условиях, определяемых соглашениями и договорами, заключенными Республикой Казахстан с другими государствами.
     3. Порядок ведения мониторинга земель и пользования его данными  определяется Правительством Республики Казахстан.

      Статья 162. Методы получения и использования


                 информации мониторинга земель

     1. Для получения необходимой информации при ведении мониторинга земель применяются методы дистанционного зондирования, наземных съемок и наблюдений, а также фондовые данные.


     2. Техническое обеспечение мониторинга земель осуществляется автоматизированной информационной системой, имеющей пункты сбора, обработки и хранения информации в соответствующих территориальных органах по управлению земельными ресурсами.
     3. Полученные результаты мониторинга земель накапливаются в архивах (фондах) и банках данных автоматизированной информационной системы.
     4. Граждане, предприятия и учреждения, международные организации, иностранные юридические и физические лица пользуются данными мониторинга земель в установленном порядке.

      Статья 163. Финансирование мероприятий


                 по обеспечению осуществления
                 земельных отношений

     1. Землеустройство, проводимое при установлении границ областей, столицы и городов республиканского значения, ведение земельного кадастра и мониторинга земель, составление паспортов земельных участков сельскохозяйственного назначения и иные работы, проводимые по решению Правительства Республики Казахстан, осуществляются за счет бюджетных средств.


     2. Землеустройство, проводимое при установлении границ районов, городов областного, районного значения, аульных (сельских) округов, поселков, аулов (сел), зонирование земель, перевод сельскохозяйственных угодий из одного вида в другой, земельно-хозяйственное устройство населенных пунктов и иные работы, проводимые по решению местных исполнительных органов, осуществляются за счет бюджетных средств.
     3. Землеустройство по заявкам частных собственников земельных участков и землепользователей осуществляется за счет их средств.
     Сноска. В статью 163 внесены изменения - Законом РК от 10 января 2006 года N 116 (порядок введения в действие см. ст.2 Закона N 116 ).

Раздел 5. Обеспечение исполнения земельного
законодательства и заключительные положения

Глава 20. Защита права собственности и права
землепользования и возмещение убытков

      Статья 164. Защита права собственности


                 и права землепользования

     Право собственности и право землепользования защищаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Республики Казахстан и другими законодательными актами Республики Казахстан.


      Сноска. Заголовок статьи 164 с изменением, внесенным Законом РК от 6 июля 2007 года N 279 .

       Статья 164-1. Истребование земельного участка из чужого


                    незаконного владения

      1. Собственник земельного участка или землепользователь вправе истребовать свой земельный участок из чужого незаконного владения.


      2. Истребование самовольно занятого земельного участка из состава земель, находящихся в государственной собственности и не предоставленных в землепользование, осуществляется местными исполнительными органами по месту нахождения земельного участка.
      Незаконный владелец обязан освободить самовольно занятый земельный участок в течение тридцати календарных дней с момента применения мер взыскания, предусмотренных законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях, и осуществить снос строения, возведенного (возводимого) на таком участке, самостоятельно либо за свой счет, кроме случаев, предусмотренных гражданским законодательством Республики Казахстан.
      Споры, связанные с неисполнением незаконным владельцем обязанности по освобождению самовольно занятого земельного участка и сносу строения, возведенного (возводимого) на таком участке, разрешаются в судебном порядке.
      В случае, если самовольная постройка передается в коммунальную собственность, лицу, осуществившему ее, возмещаются расходы на постройку в размере, определенном судом.
      В случаях невозможности установления личности (данных) незаконного владельца земельного участка по истечении одного месяца со дня выявления факта самовольного занятия земельного участка местный исполнительный орган после подтверждения сведений об отсутствии зарегистрированных прав на недвижимость и по решению суда осуществляет снос возведенного (возводимого) строения на таком участке.
      Сноска. Глава 20 дополнена статьей 164-1 Законом РК от 6 июля 2007 года N 279 .

     Статья 165. Основания возмещения убытков,


                 причиненных собственникам или
                 землепользователям

     Убытки, причиненные собственникам или землепользователям, подлежат возмещению в полном объеме в случаях:


     1) принудительного отчуждения земельных участков для государственных нужд, влекущего прекращение права собственности или землепользования;
     2) ограничения права собственности или землепользования в связи с установлением особого режима землепользования;
     3) нарушения прав собственников или землепользователей;
     4) ухудшения качества земель в результате строительства и эксплуатации объектов, приводящих к нарушению плодородия почвы, ухудшающих водный режим, выделяющих вредные для сельскохозяйственных культур и насаждений вещества;
     5) изъятия земель, предусмотренных статьей 91 настоящего Кодекса.
      Сноска. Статья 165 с изменениями, внесенными законами РК от 6 июля 2007 года N 279; от 01.03.2011 № 414-IV (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

      Статья 166. Порядок возмещения убытков



     1. Убытки собственнику или землепользователю возмещаются за счет их причинителя.
     Убытки, причиненные собственнику или землепользователю в результате издания не соответствующего законодательству акта органа государственной власти, иного государственного органа, а также действиями (бездействием) должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Республикой Казахстан или соответственно административно-территориальной единицей.
     2. При определении размера компенсации в нее включаются:
     1) стоимость земельного участка или права землепользования;
     2) рыночная стоимость находящегося на участке недвижимого имущества, включая фруктовые деревья и многолетние насаждения;
     3) стоимость затрат, связанных с освоением земельного участка, его эксплуатацией, проведением защитных мероприятий, повышением плодородия почвы, с учетом их инфляции;
     4) все убытки, причиненные собственнику или землепользователю изъятием земельного участка на момент прекращения права собственности или землепользования, включая убытки, которые они несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами;
     5) упущенная выгода .
     3. Определение убытков, причиненных собственникам или землепользователям при изъятии земельного участка, а также размер их компенсации устанавливаются соглашением сторон.
     4. При изъятии или временном занятии земельных участков, в результате которого частично или полностью нарушается работа оросительных, осушительных, природоохранных, противоэрозионных и противоселевых объектов и сооружений (систем), убытки могут определяться исходя из стоимости работ на строительство новых или реконструкцию существующих объектов и сооружений (систем), включая стоимость проектно-изыскательских работ.
     5. Убытки (затраты), вызванные возникшими неудобствами в использовании земли (образование островов при заполнении водохранилищ, нарушение транспортных связей, разобщение территории коммуникациями и другие), могут определяться суммой единовременных затрат на проектно-изыскательские работы, строительство дамб, мостов, дорог, подъездов, других сооружений, очистку дна водохранилищ, а также на приобретение лодок, катеров, паромов и иных транспортных средств.
     6. При определении убытков (затрат), необходимых для восстановления ухудшенного качества земель, могут включаться затраты на проведение почвенных, агрохимических и других специальных обследований и изысканий, а также мероприятий, обеспечивающих восстановление качества земель.
     7. При несогласии собственника земельного участка или землепользователя с решением, влекущим прекращение права собственности или землепользования, оно не может быть осуществлено до разрешения спора в судебном порядке. При рассмотрении спора решаются также все вопросы возмещения собственнику или землепользователю причиненных убытков.
     Сноска. Статья 166 с изменениями, внесенными законами РК от 6 июля 2007 года N 279; от 01.03.2011 № 414-IV (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

     Статья 167. Земельные споры

     Споры, вытекающие из земельных правоотношений, рассматриваются в  судебном порядке.

      Статья 168. Ответственность за нарушение


                  земельного законодательства
                  Республики Казахстан

      Нарушение земельного законодательства Республики Казахстан влечет ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.


      Сноска. Статья 168 в редакции Закона РК от 6 июля 2007 года N 279 .

Глава 21. Заключительные и переходные положения

      Статья 169. Порядок применения настоящего Кодекса

     Настоящий Кодекс применяется к земельным правоотношениям, возникшим после введения его в действие.
     Принятые до введения в действие настоящего Кодекса нормативные правовые акты, регулирующие земельные отношения, применяются в части, не противоречащей настоящему Кодексу.

     Статья 170. Переходные положения



     1. Граждане и негосударственные юридические лица Республики Казахстан, которым земельные участки предоставлены на праве временного землепользования для ведения крестьянского или фермерского хозяйства и товарного сельскохозяйственного производства, имеют право на выкуп земельного участка в частную собственность в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом.
     2. Граждане и негосударственные юридические лица, передавшие принадлежащие им на праве землепользования земельные участки во вторичное землепользование (субаренду) для ведения крестьянского или фермерского хозяйства и товарного сельскохозяйственного производства, обязаны до 1 января 2005 года расторгнуть договоры о вторичном землепользовании (субаренде).
     При этом указанные лица имеют право самостоятельно заниматься деятельностью по ведению крестьянского или фермерского хозяйства или товарного сельскохозяйственного производства либо передать право землепользования в качестве вклада или взноса в уставные капиталы хозяйствующих субъектов.
     В случае нереализации арендодателями указанных прав расторжение договоров о вторичном землепользовании (субаренде) и прекращение прав землепользователей (арендодателей) осуществляются в судебном порядке по иску уполномоченных органов города республиканского значения (столицы), районов (городов областного значения), а земельные участки, переданные во вторичное землепользование, изымаются и зачисляются в специальный земельный фонд района.
     3. Граждане и негосударственные юридические лица Республики Казахстан, ранее выкупившие у государства право постоянного землепользования (право долгосрочного землепользования) земельным участком для ведения крестьянского или фермерского хозяйства и товарного сельскохозяйственного производства в соответствии с законодательством, действовавшим на момент совершения сделок, с момента введения в действие настоящего Кодекса становятся собственниками земельных участков без взимания дополнительной платы на приобретение права частной собственности в пределах норм земельных участков, установленных настоящим Кодексом.
     Реализация права частной собственности на земельный участок указанными лицами осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 24 настоящего Кодекса.
     4. Обладатели права на условную земельную долю, которые ранее передали принадлежащее им право в аренду, обязаны до 1 января 2005 года реализовать это право путем совершения одного из нижеследующих действий в порядке и на условиях, предусмотренных в настоящем Кодексе:
     1) выкупить земельный участок в частную собственность;
     2) получить во временное общее или раздельное землепользование земельный участок для самостоятельного ведения крестьянского или фермерского хозяйства или товарного сельскохозяйственного производства;
     3) передать в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества, в оплату акций акционерного общества или в качестве взноса в производственный кооператив.
     При этом выделение (формирование) земельного участка в счет условных земельных долей осуществляется в порядке землеустройства.
     С момента возникновения права собственности на земельный участок или права землепользования прежние договоры (договор аренды права на условную земельную долю и договор аренды (безвозмездного землепользования) земельного участка в счет арендованных долей) теряют силу.
      5. Обладатели условных земельных долей, передавшие принадлежащие им права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ или в качестве взноса в производственные кооперативы, при выходе из состава участников (членов) для образования крестьянского или фермерского хозяйства имеют право на выдел (раздел) в натуре доли или пая, включая земельный участок. При этом выдел земельного участка из состава земель сельскохозяйственной организации, находящихся в залоге, допускается с согласия залогодержателя или с обязательствами, обеспеченными залогом в отношении земельного участка на момент выдела.
      Выдел земельного участка в натуре не производится в период проведения сельскохозяйственных полевых работ, за исключением случая, когда такой выдел производится с согласия сельскохозяйственной организации или участников общей собственности (общего землепользования).
      При этом местоположение выделяемого в натуре земельного участка определяется в порядке, предусмотренном учредительными документами хозяйственных товариществ, производственных кооперативов или соглашением сторон. В случае отсутствия порядка выдела (раздела) земельного участка в учредительных документах могут применяться положения, установленные пунктами 3 и 4 статьи 101 настоящего Кодекса.
     6. Если обладатель права на условную земельную долю, передавший принадлежащее ему право в аренду, не реализует право на получение земельного участка в течение срока, установленного пунктом 4 настоящей статьи, его право на условную земельную долю теряет силу, и земельный участок в счет нереализованных условных земельных долей по решению районного (городского) исполнительного органа зачисляется в специальный земельный фонд района.
     7. Все споры, связанные с правом на условную земельную долю, рассматриваются в судебном порядке.
     8. Земельные участки сельскохозяйственного назначения, непосредственно примыкающие (3-х километровая зона) к охранной зоне Государственной границы Республики Казахстан, предоставляются только гражданам и юридическим лицам Республики Казахстан на праве временного землепользования до их делимитации и демаркации, если иное не установлено законодательством Республики Казахстан о государственной границе.
     9. Правоустанавливающие и идентификационные документы на земельные участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам до введения в действие настоящего Кодекса в соответствии с ранее действовавшим законодательством Республики Казахстан, сохраняют юридическую силу с учетом изменения прав на земельные участки, установленных земельным законодательством Республики Казахстан.
     Замена таких документов на документы, удостоверяющие право собственности или право землепользования на земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется по желанию правообладателей.
      Сноска. В статью 170 внесены изменения - Законом РК от 10 января 2006 года N 116 (порядок введения в действие см. ст.2 Закона N 116 ); Законом РК от 6 июля 2007 года N 279 ; Законом РК от 26 июля 2007 года N 311 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его официального опубликования).

     Президент


     Республики Казахстан

страница 1 ... страница 2 | страница 3 | страница 4 страница 5

Смотрите также: