Методические рекомендации по организации работы методического объединения классных руководителей
Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии Конституцией РК,
Законом РК "Об образовании", Концепцией развития образования РК до 2015 года,
Комплексной программой воспитания в организациях образования РК на 2006-2011 гг.,
Методическая работа – это составная часть профессионально-педагогической (управленческой)
деятельности, в рамках которой создаются теоретические продукты, обеспечивающие педагогические
или управленческие действия. Цель методической работы – это оказание действенной помощи учителям
и классным руководителям в улучшении организации обучения и воспитания школьников, обобщении
и внедрении передового педагогического опыта, повышении теоретического уровня и
педагогической квалификации преподавателей и руководства школы.
Методическая работа выстраивается в соответствии со следующими принципами:
· научности - т.е. поиск и разработки учителей должны иметь глубокую методологическую основу;
· гуманитаризации – основой содержания образования является человек, педагог, развитие его
способностей, умений, ценностных отношений гармонии и культуры мира;
· системности, которая предполагает необходимость планирования и реализации всех ступеней
научной и практической разработки проблемы: диагностика и проблемный анализ качества
образовательного процесса – осмысление теоретических основ образовательной проблемы – разработка
методического инструмента ее решения – внедрение его в образовательную практику – подготовка
методологических рекомендаций – презентация;
· актуальности и востребованности, т.е. направленности на профессионально значимые проблемы,
касающиеся содержания и организации воспитательной работы и т. д.;
· культуросообразности – разработке содержания, соответствующего достижениям и требованиям научной
и профессиональной, общечеловеческой культуры народов.
Основная задача методической работы в школе по вопросам воспитания заключается в методической
поддержке классного руководителя в проектировании и реализации системы профессиональной
деятельности в условиях модернизации образования по направлениям:
- повышение теоретического, научно-методического уровня подготовки классных руководителей
по вопросам психологии и педагогики воспитательной работы.
- организация программно - методического сопровождения организации воспитательной работы в классе, школе, способствующей совершенствованию и повышению эффективности воспитательной работы в школе;
- обеспечение выполнения единых, принципиальных подходов к воспитанию учащихся.
- информирование о нормативно- правовой базе, регулирующей работу классных руководителей,
- формирование мотивационной сферы педагогов в целях совершенствования профессиональной
компетентности;
- обобщение, систематизация и распространение передового педагогического опыта;
- вооружение классных руководителей современными воспитательными технологиями
и знанием современных форм и методов работы;
- координация планирования, организации и педагогического анализа воспитательных
мероприятий в классных коллективах;
- оценивание результатов воспитательной работы членов педагогического коллектива.
Методическое объединение классных руководителей — структурное подразделение
внутришкольной системы управления воспитательным процессом, координирующее
научно-методическую и организационную работу классных руководителей классов, в которых
учатся и воспитываются учащиеся определенной возрастной группы. МО классных руководителей
может быть организовано на базе общеобразовательных учреждений управления образования всех
уровней.
Работа методического объединения организуется на основе планирования, отражающего
план работы МОУ, рекомендаций вышестоящих органов управления образованием и
утверждается директором школы.
Управление работой осуществляет председатель, утвержденный директором школы –
заместитель директора по ВР, педагог- организатор, старший
воспитатель, опытный классный руководитель совместно с научно- методическим, методическим
советом школы (специалисты органов управления образованием по вопросам воспитания, специалисты
ММС). Методических объединений в школе может быть несколько, если она имеет большое количество
классов. В течение учебного года рекомендуется проводить не менее 4-х заседаний методического
объединения (1 раз в четверть), которые протоколируются в тетради протоколов, в конце учебного
года и сдаются совместно с годовым отчетом о работе на хранение заместителю директора по
воспитательной работе ОУ. На заседание МО выносятся два-три выступления
по запланированной теме, которые обсуждаются и по которым разрабатываются
методические рекомендации.
Содержанием деятельности методического объединения классных руководителей является:
Планирование и организация работы методического объединения классных руководителей,
разработка и утверждение планов воспитательной работы, циклограмм деятельности педагогов,
программ индивидуального развития; анализ результатов воспитательной работы образовательного
учреждения; разработка методического сопровождения воспитательного процесса; определение и
утверждение тематики работы творческих групп классных руководителей; разработка методик
(техник) и инструментария выявления результативности проведения воспитательной работы по
всем направлениям деятельности.
Создание организационно-педагогических условий для совершенствования профессиональной
компетентности членов методического объединения:
· оказание адресной методической помощи (групповые и индивидуальные консультации, наставничество,
стажерская практика).
Осуществление анализа качества оказания воспитательных услуг по направлениям:
· состояние воспитания в процессе обучения;
· создание дополнительного пространства для самореализации личности во внеурочное время;
· научно-методическое обеспечение воспитательного процесса;
· формирование воспитательной системы общеобразовательного учреждения;
· организация социально-профилактической работы;
· мониторинг уровня воспитанности учащихся.
Систематизация, обобщение и пропаганда передового педагогического опыта:
организация методических выставок; разработка методических рекомендации по приоритетным
направлениям работы; подготовка творческих отчетов, мастер - классов, педагогических марафонов;
педагогические чтения; семинары.
Организация внеучебной деятельности.
Примерная структура работы МО.
Банк данных о кадровом составе
ФИО, педагога
Образование, специальность
Общий стаж работы в школе
Стаж работы в данной должности
Дополнительная учебная нагрузка
Формы прохождения аттестации, год
Сроки прохождения аттестации
Год рождения
Адрес, контактные телефоны
|
Программно – методическое и нормативное обеспечение деятельности классного руководителя,
ФИО, педагога
Наличие программы воспитательной работы, плана воспитательной работы с классным коллективом
Реализация планов воспитательной работы
( комментарии к плану)
Инструментарий определения эффективности проведения воспитательной работы
|
Самообразование членов МО
ФИО, педагога
Методическая тема МО
Тема самообразования педагога
Выступления на Педагогических советах
Выступления на МО
Выступления на совещаниях, конференциях различного уровня
Творческие отчеты
Печатные работы
Направления оказания помощи
|
Анализ результатов работы МО за отчетный период
Объекты анализа:
характеристика качества (творческого потенциала) кадрового состава членов МО;
статистический анализ изменений социального паспорта ОУ, (динамический аспект за последний год); статистические данные, характеризующие объем и качество оказания воспитательных услуг; выявление проблемного
поля (формулировка типичных проблем, причин их возникновения и проектирование системы мер
по их устранению); состояние внеучебной работы с позиции сформированности мотивации педагогов, родителей и учащихся к ЗОЖ, профилактике противоправных действий, проведению совместных воспитательных
мероприятий.
Примерный алгоритм анализа:
Анализ кадрового состава (возрастной состав, уровень реальной подготовки, результаты продвижения в освоении методической проблемы, самообразование); Характеристика приоритетных направлений работы
МО в прошедшем учебном году, их соотнесение с приоритетными направлениями региона,
образовательного учреждения; результативность работы. Формулировка целей и задач
деятельности на следующий учебный год с указанием предполагаемого результата
по каждому направлению работы. Конкретный, личный вклад каждого члена МО в
решение той или иной задачи.
Задачи МО на новый учебный год.
Требования к целеполаганию:
главное основание для выдвижения цели- данные анализа имеющихся образовательных
потребностей и затруднений учителей, их соотнесение с кадровыми и материальными ресурсами;
цели должны быть актуальными, адекватными задачам федеральной, региональной и муниципальной образовательной систем; цели должны быть реально достижимыми, но напряженными, конкретными,
имеющим комплексный характер, чтобы можно было выделить степень их реализации;
цели должны иметь мотивирующий, стимулирующий и побуждающий характер; цели должны
быть известны всем участникам образовательного процесса.
Совершенствование профессиональной компетентности членов МО
Повышение квалификации на региональном и муниципальном уровне (курсы ПК, семинары,
конференции).
Целевые взаимопосещения внеучебных, методических, профилактических занятий с педагогами,
родителями и учащимися.
Изучение нормативных документов МО РФ, других вышестоящих инстанций по вопросам воспитания.
Изучение методики организации воспитательной деятельности при взаимодействии с
органами культуры и спорта, социальной защиты, медицинских и правоохранительных органов.
Организация работы по изучению достижений науки и передового педагогического опыта.
План работы МО
Дата проведения
Тема заседания
Форма работы членов МО
Дополнительная литература для изучения
Последующее задание
|
Примерная тематика заседаний МО
1 круг вопросов:
- согласование различных планов, графиков, циклограмм (индивидуальных, групповых консультаций,
отчетов по самообразовательной работе, акций, месячников, праздников…);
2 круг вопросов:
- конструирование и защита проектов (моделей), программ, планов воспитательной работы;
3 круг вопросов:
- практические формы работы (семинары- практикумы, круглые столы, открытые внеклассные
мероприятия, педагогические марафоны, тренинги, деловые игры, моделирование и решение
педагогических ситуаций):
4 круг вопросов:
- изучение нормативно-правовых документов, методической, инструктивно - методической литературы
по вопросам воспитания;
5 круг вопросов:
-.разработка: должностных инструкций, критериев оценивания воспитательной деятельности
классных руководителей, положений конкурсов;
6 круг вопросов:
-обсуждение итогов, анализ воспитательной деятельности, подготовка итоговых документов,
разработка системы мер по устранению выявленных недостатков, распространение передового
педагогического опыта.
6 круг вопросов:
- отчеты по самообразовательной работе членов МО.
Примерные критерии оценки работы методического объединения
Критерии и механизм оценивания деятельности методического объединения классных
руководителей разрабатывается методическим объединением классных руководителей совместно
с научно-методическим (методическим) советом и утверждаются Педагогическим советом
образовательного учреждения.
В педагогической литературе рассматривается несколько подходов к оцениванию методической
деятельности. Например, М.М. Поташник, Н.А. Кузнецов, Д.Е. Яковлева предлагают оценивать
эффективность осуществления функций методического объединения только в связи с изменениями,
динамикой итоговых результатов всего педагогического процесса в учреждении, в частности
воспитанности и развития детей. Критерии они формулируют следующим образом:
1. Критерий результативности. Цель можно считать достигнутой, если результат образования,
воспитания и развития детей, занимающихся в учреждении, растут, достигая оптимального
уровня для каждого ребенка.
2. Критерий рационального использования времени, рост мастерства педа8ога происходит при
разумных затратах времени.
3. Критерий удовлетворенности педагогов своим трудом, можно считать достигнутым, если в
учреждении создается творческая атмосфера, такой морально-психологический климат, при
котором усиливается мотивация творческого труда педагогов.
4. Критерий взаимосвязи методической работы внутри учреждений с государственной системой
повышения квалификации педагогических кадров.
Возможно эффективность осуществления функций методического объединения классных
руководителей оценивать и с точки зрения развития слагаемых профессионально-педагогической
подготовки и деятельности педагогов на основании двух групп критериев:
А. Критерии отражающие уровень, которого достигают классные руководители в своем п
рофессиональном развитии:
· уровень знаний по: педагогической и возрастной детской психологии, социальной психологии;
· уровень знаний теоретических основ воспитания, технологий организации воспитательного процесса;
· уровень организаторских умений и навыков;
· уровень коммуникативных способностей;
· уровень общей культуры и гражданской зрелости педагога.
Б. Критерии позволяющие оценить реализацию управленческих функций классного руководителя:
· организация воспитательной работы с обучающимися (наличие и ведение установленной
для классного руководителя документации; наличие и уровень зрелости классного коллектива,
общий психологический климат в классе, рост общей культуры (воспитанности) учащихся класса;
· взаимодействие с педагогическими работниками, работающими с обучающимися в данном классе
и другими участниками образовательного процесса, а также учебно-вспомогательным персоналом
общеобразовательного учреждения, родителями (иными законными представителями) обучающихся
и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся;
· активность позиции классного руководителя.
Методические объединения могут эффективно выполнять вышеуказанные функции, если их работа
будет не формализована, объединение будет поддерживать тесную связь с исследовательскими
педагогическими коллективами.
|