Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
П л а н:

1. Дания – страна со смешанной экономикой (вступление)


1.1. Дания. Природные ресурсы. Политика

1.2. Экономический потенциал. Результаты экономического развития по 2004 году

1.3. Госбюджет (результаты эффективной финансовой и налоговой политики государства)

1.4. Ориентиры в экономической политике. Госкапитал и приватизация. Развитие предпринимательства

1.5. Государственная социальная политика. Трудовые ресурсы. Государственные проекты и инвестиции
2. Дания и ЕС
3. Дания и Беларусь
4. Дания: проблемы и перспективы
5. Использованные источники

1. Дания – страна со смешанной экономикой (вступление)


В своем докладе я собираюсь дать характеристику экономической системе Дании и доказать, что Дания является страной со смешанной экономикой, где в функции государственного регулирования входит осуществление жесткой налоговой политики, управление эмиссией денег и ставками рефинансирования для осуществления эффективной социальной политики и стимулирования предпринимательства. А так же показать, что в стране имеется как государственный, так и частный капитал – предприятия государственной и негосударственной форм собственности, причем последние преобладают, в их отношении проводится политика стимуляции активности.

Кроме того, будут освещены внешнеэкономические и иные отношения Дании со странами Европы и Беларусью.


1.1. Дания. Природные ресурсы. Политика
Королевство Дания относится к числу малых европейских государств как по численности населения - 5,3 млн.чел., так и по размерам терри­тории - 43,1 тыс.кв.км. Средняя плотность насе­ления 122 чел. на 1 кв.км. Крупнейшие города – Копенгаген (столица), Орхус, Оденсе, Ольборг. В состав Дании входят на правах автономий острова Гренландия (2175 тыс.кв.км.) в Северной Атлантике и Фарерские острова (1400 кв.км.), расположенные к северу от Шотландии.

Дания ведет добычу нефти (запасов на 10 лет) и газа (запасов на 20 лет) на своей части шельфа Северного моря и является «нетто-экспортером» углеводородного сырья. Имеются также небольшие запасы бурых углей, торфа, калийных солей, высококачественных глин, мела и известняка, а также инертных материалов для строительной индустрии. Геологические исследования на Гренландии выявили крупные промышленные запасы урановых и цинковых руд, молибдена и тория, а также каменного угля. Данные последней геологической разведки показывают, что у берегов Гренландии больше нефти, чем во всем Северном море, а в самой Гренландии - богатейшие месторождения золота и алмазов.
Воды экономической зоны Дании, Гренландии и Фарерских островов богаты рыбными ресурсами.

Административно территория страны делится на 14 губерний (амтов) и 275 коммун. Подавляющее большинство населения – датчане (95%). 85% населения страны проживают в городах. Государственный язык – датский, близкий к норвежскому и шведскому языкам. Значительная часть населения владеет английским языком. Национальные праздники – 16 апр., День рождения Королевы Маргрете II, и 5 июня, День Конституции Денежная единица – датская крона (DKK), ее средний курс 10 DKK = 1,5823 USD, = 1,3398 Euro (25/11/2005).

Государственная религия – евангелическо-лютеранская (87%). Вместе с тем, отношение к религии не более чем дань традиции.

Дания – конституционная монархия. Глава государства – Королева Маргрете II. Однако фактически исполнительную власть в стране осуществляет Государственный совет и правительство. Королева лишь скрепляет своей подписью решение совета и принятые парламентом законы.

Высший законодательный орган – однопалатный парламент (фолькетинг) состоит из 179 парламентских мест, четыре из которых зарезервированы для представителей Фарерских островов (2) и Гренландии (2). Члены парламента избираются сроком на 4г. на основе всеобщего, прямого избирательного права при тайном голосовании. Очередные выборы в парламент прошли в ноябре 2005г.

Правительство формируется по поручению Королевы лидером одной партии или представителем коалиции партий.

Положительные темпы роста ВВП Дании на­блюдаются с 1987г. По уровню конкурентоспособ­ности экономики она находится на четвертом ме­сте в мире, уступая только Финляндии, США и Швеции. Одним из наиболее значимых факторов достижения Данией такой высокой конкурентоспособности является умелое использование международного разделения труда.

Член ЕС с 1973г.

На прошедших 8 фев. 2005г. очередных парла­ментских выборах, партии сложившейся в 2001г. правительственной коалиции - «Венстре» и кон­серваторы — вместе с поддерживающей их «Дат­ской народной партией» получили 95 из 179 ман­датов и, таким образом, остаются у руля исполни­тельной власти на ближайшие 4г., что означает сохранение курса на следование «Лиссабонским стратегиям» (высокая конкурентоспособность; создание динамической экономики, основанной на знаниях; увеличение занятости; лучшие рабочие места и социальное единство; лучшая окружающая среда) при особом внимании социальным составляющим. Премьер-министром страны оста­ется Андерс Фог Расмуссен.



1.2. Экономический потенциал. Результаты экономического развития по 2004 году
Основой экономического потенциала Дании являются развитая промышленность и высокоэф­фективное сельское хозяйство. Дания наряду с эт­им является крупной рыболовной державой, а так­же располагает одним из самых больших в мире морских торговых флотов. По результатам 2004г. Дания стала крупнейшей судоходной державой в Европе. Датчане имеют разветвленную сеть транспортно-экспедиторских и торгово-промышлен­ных компаний по всему миру, что в значительной степени определяет успехи в продвижении датско­го экспорта.

Экономические результаты страны в 2004г. можно охарактеризовать как положительные. Экономическая и валютно-финансовая политика правительства получили высокую оценку КЕС и ОЭСР. По таким экономическим показателям, как положительное сальдо платежного и внешне­торгового баланса, управляемый госбюджет и сдерживание безработицы, КЕС называет Данию «самым образцовым членом Евросоюза». Эти ус­пехи особенно ощутимы ввиду сохраняющихся негативных внешних факторов, таких как: необы­чайно низкий курс доллара США по отношению к евро и датской кроне (снижение курса с 2002г. со­ставило 32%) и общая рецессия на основных рын­ках сбыта датской продукции в Западной Европе.

Датские специалисты подсчитали, что если бы курс доллара по отношению к датской кроне оста­вался на уровне 2000г., то число занятых в Дании в наст.вр. было бы на 60 тыс.чел. больше (это более треть от общего числа безработных в стране). Ин­фляция в 1,1% в 2004г. является самой низкой с 1958г. Объяснением этому послужило то, что об­щий уровень цен в Дании в 2004г. снизился на 0,5%, а без учета роста цен на энергоносители — на 0,9%, однако при этом стоимость услуг возросла почти на 3%, что вкупе привело к довольно низкой инфляции.



Экономический рост Дании в натуральном выражении, в % Физический рост


2001 2002 2003 2004

Производство.................................................2,9........1,2.........2,1.........2,4

Промышленный экспорт..............................2,6........4,2.........6,2.........5,7

Инвестиции в производство............................0 ......-0,2............0 ...........4

Производительность.....................................3,4........3,3.........2,3.........2,3


По всем основным экономическим показате­лям в 2004г. в Дании отмечен умеренный рост, за исключением частного потребления и брутто-инвестиций, по которым рост составил соответ­ственно 4,1 и 4,5%.
Экономические показатели Дании, млрд.долл.

1999 2000 2001 2002 2003 2004

Частное потребл....…….87,3.………77,6………75,9....……84……… 102,2 ..…….117

Обществ. потребл....…...44,9.………40,3..…….41,2 .…….45,2..………57,8.……...64,2

Брутто инвестиции..…...35,8......……35 ………34,2 .…….36,9..………45,4.……...52,2

Частн. инвестиции...…...25,4....……..25 ..………25 .……..27,2..………34,4.……...39,2

Инвест. в госсектор.....…2.9....……..2,8....…….2,8...……..2,9.....……...3.7.....……...4,3

Инвест, в жилье...........…7,4...……...7,4..………6,3...…….7,4.....……...9,8...……...11,4

Платежный баланс......…2,9....……..2,5....……..4,1.....…...3,6.......…….4,4.....……...7,2

Госбюджет, выполн......+58,3....…+53,5..........+52,4 ....…+54,5......…..+66,6......…+75,3

Сальдо……………..........-57.......…-49,7....…...-49,7....…..-52,9........….-64,6.....…...-73,5

........................................ =1,3..........=3,8......…. =2,7....…..=1,6.........….=2,0........….= 1,8

Брутто госдолг..........…...106.……..87,9……....83,5 ..…..…90 ....……..105 ..……....115

Внутр. госдолг..........…...92,9...…...77,2..……..73,4 ……..79.3.....…….92,4 ..……....101

Внешний госдолг............12,9.……10,53..….....10 7 .…..…10,6......…….13......……....14
Источник: минфин Дании, 2004 г

1.3. Госбюджет (результаты эффективной финансовой и налоговой политики государства)
В результате жесткой финансовой политики, проводимой правительством Дании в последние годы, бюджет исполняется с профицитом, сокра­щается внутренний и внешний госдолг. Безработица в 2004г. составила 6,2% от всего трудоспособного населения (значительно ниже средней цифры ЕС). 60% расходов государственного бюджета идет на со­циальные цели.

Изменения в доход­ной и расходной частях государственного бю­джета отражают как общее состояние экономики по сравнению с предшествующим периодом, так и основные ориентиры государственной политики во всех важнейших сферах жизни датского обще­ства.

В целом правительство Дании с 2002г. проводит линию на жесткую экономию с тем, чтобы снизить налоговое бремя. Такая политика в 2004г. привела к скромному, но, тем не менее, положительному результату - налоговое бремя снизилось с 49,3 до 48,9%.

Потребительские цены в Дании по данным минфина снизились в 2004г. на 0,5% (за 2003г. — возросли на 2,4%), а без учета роста цен на энерго­носители - на 0,9%. При этом рост цен на услуги составил 3%. Все это привело к довольно низкому уровню инфляции в Дании в 1,1% (в 2003г.-2,1%), т.е. самому низкому уровню с 1958г.

Основными факторами сокращения инфляции в 2004г. стали: ситуация в мировой и европейской экономике (низкий курс доллара США по отно­шению к евро и датской кроне), растущий «деше­вый» импорт из стран Юго-восточной Азии, некоторое ослабле­ние налогового бремени и иные меры правитель­ства Дании. В текущем 2005г., как ожидает прави­тельство и ряд ведущих датских банков (Nordea), рост инфляции составит 2,1%.

Валютные резервы Дании на 31 дек. 2003г. со­ставили 217,6 млрд.кр. или (по текущему курсу USD/DKK 5,4676) 39,79 млрд.долл. (на 31.12.2003 - 224,1 млрд.кр., а на 31.12.2002 - 193,9 млрд.кр.).


Структура валютных резервов на конец года, в млрд.дат.кр.

Дек. 2000 2001 2002 2003 2004

Золотой запас...........................4,567......4,682......4,976......5,194..........5.3

Иностранные активы...............116,1......135,7......183,3......213,7....…208,1

Иностранные пассивы.............-3,14......-3,75......-3,32..…..-2,97...…. .-3 1

Требования к МВФ....................4,78........8,31.......8,89...........8 ......…..5,9

Валютные резервы, всего........122,3........145 .....193,9....…224,1..….217,6

Данные пассива баланса Датского национального банка.


Дания в значительной степени интегрирована в мировую экономику. Доля экспорта составляет 42,2% ВВП. 80% внешнеторгового оборота прихо­дится на европейские страны, в т.ч. на скандинав­ские - 20%.

1.4. Ориентиры в экономической политике. Госкапитал и приватизация. Развитие предпринимательства
Дания традиционно привержена идеям свобод­ного рынка и на практике последовательно высту­пает за либерализацию международной торговли, в первую очередь, в рамках Европы. Оптимальной формой экономического сотрудничества в Евро­пейском Союзе и с третьими странами, по мнению датских официальных лиц, является открытость рынков, снятие всякого рода протекционистских барьеров и ограничений во взаимной торговле. Да­ния намерена и в дальнейшем следовать этой линии и продолжить работу по либерализации торговли как в рамках существующих соглашений ЕС, так и вне них. В то же время, Дания строит свою торговую политику с третьими странами, в т.ч. с Россией, ис­ходя из обязательств, связанных с ее членством в ЕС. В Дании во внутреннее законодательство ин­корпорировано 99% директив КЕС, в т.ч. и по во­просам регулирования внешней торговли.

Прогнозы на 2005г. Большинство оценок и прогнозов экономического роста в мире по 2005г., в т.ч. в среднем по ЕС и зоне евро были в конце 2004г. несколько скорректированы в сторону уме­ньшения. В дек. 2004г. ЕЦБ снизил оценки эконо­мического роста в Еврозоне в 2005г. до 1,9-2,9%. Вслед за вялым развитием экономической ситуа­ции в Западной Европе в целом, прогнозы роста ВВП в Дании в 2005г. были уменьшены специали­стами Danske Bank до 2,5%; банка Nordea - до 2,3%; правительством Дании - до 2,4%.

Специалисты МВФ, в своем докладе IMF Glo­bal Economic Outlook, предвещая в 2005г. общеми­ровое снижение темпов роста производства и ус­луг до 4,3% (в 2004г. — 5%), считают, что в Дании рост ВВП сохранится на уровне 2004г., т.е. 2,5%. По последним прогнозам датских экспертов в 2005г. в Дании ожидается рост частного потребле­ния на уровне 2004г., т.е. 4,1%, рост экспорта на 3,1%, импорта - на 5,4%. Инфляция в 2005г. ожи­дается в 1,5%.

Присутствие госкапитала в активе крупнейших датских компаний положительно влияет на успешное претворение в жизнь решений, принимаемых на правительственном уровне. Датское государство владеет акциями 20 компаний, в 10 из которых ему принадлежит контрольный пакет.

Однако в настоящее время правительство Дании готовится к частичной либо полной приватизациии целого ряда компа­ний, принадлежащих государству. Целью про­граммы приватизации является получение допол­нительных средств — до 20 млрд.кр. (более 3,3 млрд.долл.) - для значительного усиления госу­дарственной поддержки научных исследований как фундаментального, так и прикладного харак­тера (значения).

Датское правительство активно поддерживало идею диверсификации деятельности нефтегазового концерна Dong за счет внедрения на рынок электроэнергетики, т.к. это значительно повысило бы капитализацию Dong, принято реше­ние продать 49% (из 100%) акций в частные руки.

Готовится приватизация 25% акций Почты Да­нии (Post Danmark A/S). Среди наиболее вероят­ных кандидатов на приобретение данного пакета акций - Deutsche Post и голландская TPG. В дан­ном случае целью правительства является не столько получение свободных средств (выручка может составить 250 млн.долл.), сколько привязка почтовой службы к мощному стратегическому партнеру.

Наряду с Датской почтой и телеканалом TV2, обсуждается приватизация (в 25% акций) Датских государственных железных дорог — компании, владеющей сетью железных дорог и поезда­ми/электричками, имеющей 8 тыс. служащих при годовом обороте в 8,5 млрд.дат.кр. (1,2 млрд.долл.), а также датской части акций скандинавской авиакомпании SAS.

Правительство стимулирует развитие малого и среднего предпринимательства. Его льготы, га­рантии делаются для МСП с объемом оборота до 15 млн.дат.кр. (выплата НДС с рассрочкой в 40, а не 25 дней, облегченные административные вы­платы при открытии нового предприятия, некото­рые льготные платежи при «смене поколений ру­ководителей»). Важным шагом правительства Дании в целях стимулирования экономического развития и преодоления спада стало снижение с 6.12.2002г. центральной ставки рефинансирования на 0,5% до 2,95%, вслед за аналогичным шагом ЕЦБ в начале дек. 2002г. – до 2,75%. В июне 2003г. центральная ставка рефинансирования была снижена до 2%.

В Д. 97% от общего количества компаний являются малыми и средними предприятиями, на которых работают 3/4 всех занятых в частном секторе. Поскольку важность создания соответствующих условий для участия МСП в межд. разделении труда очевидна, то одной из основных целей межд. сотрудничества является ликвидация барьеров во внешнеэконом. деятельности таких предприятий. Гос. политика стран региона в области регулирования деловой активности МСП должна создавать все необходимые условия для свободного сотрудничества и свободного принятия решений по использованию рыночных механизмов. Такие условия включают в себя свободный доступ к технологиям и венчурному капиталу. Таким образом, важное значение приобретает развитие европейского рынка венчурного капитала.

Выделение финансовых ресурсов на уровне международных организаций, ЕС и из националь­ных бюджетов стран-участниц (в т.ч. Дании) на отдельные проекты и программы помощи, в част­ности, странам ЦВЕ (Датско-белорусское и датско-российское сотруд­ничество в обл. охраны окружающей среды, ТА-СИС, ЮНИДО и др.) является важной составляю­щей государственного регулирования экономики Дании.

1.5. Государственная социальная политика. Трудовые ресурсы. Государственные проекты и инвестиции
Дания - страна с высокоразвитой экономикой. По производству ВВП на душу населения - 31,2 тыс.долл. - Дания, по данным World Bank Atlas 2004, входит в пятерку самых развитых стран мира.

После двух лет растущей безработицы, прави­тельство Дании 16 апр. 2004г. выступило с важней­шей финансово-политической инициативой за последние десять лет. Ее целью являлось создание в общей сложности 44 тыс. новых рабочих мест до конца 2005г. Среди намеченных мер - серьезное ослабление налогов, начавшееся уже с 1 июня 2004г. Было отложено (на 2006г.) начало обязательных выплат датчанами 1% зарплаты в допол­нительные пенсионные накопления (SP-fonden).

Только за счет этих мер, датская среднестати­стическая семья с общим годовым доходом в 520 тыс.кр. (брутто) получила на потребительские рас­ходы дополнительно 11,2 тыс.кр. (1,8 тыс.долл.) уже в 2004г. Таким образом правительство Дании надеялось за счет роста потребления вызвать ожи­вление в экономике страны и, только благодаря этому, сокращение числа безработных уже в 2004г. на 5,5 тыс.чел., а в 2005г. — еще на 5 тыс.чел.

Правительственное предложение не ограничи­лось только вышеуказанными мерами. Уже в 2004г. было начато выполнение проектов в со­циальной сфере и в обл. здравоохранения, запла­нированных на 2006 и последующие годы. На эти цели было выделено 570 млн.кр. Вместо 2006-07гг., уже в 2004г. были начаты инвестиции в ка­питальное строительство на 1,3 млрд.кр., в основ­ном в строительство жилья в аренду для молодых семей. В 2004г., также ранее запланированных сроков, был начат ряд проектов в расширение и улучшение автомобильных и железных дорог, строительство лабораторий и клиник, повышение эффективности канализационных сетей, повыше­ние пожаробезопасности музеев.

Неправительственные, общественные, благотворительные организации играют важную роль в социально-политической жизни страны. Это определяется датскими традициями, социальной направленностью самого «государства всеобщего благосостояния». В Д. существует несколько крупных, связанных с благотворительностью, неправит. организаций, опирающихся на массовое членство и весьма солидную финансовую базу. К их числу относятся «Датский Красный Крест», «Датская церковная помощь», «Каритас Денмарк» и «Кеар Денмарк». Спектр решаемых ими на межд. арене задач очень широк: оказание гум. помощи в районах стихийных бедствий и военных конфликтов, предотвращение стихийных бедствий, эконом. поддержка и тех. помощь сельскому хозяйству, направление мед. персонала в районы эпидемий и подготовка иностранных кадров, экспертная помощь тем странам, где сложилась неблагополучная ситуация в сфере экологии, прием и устройство беженцев, проведение операций по разминированию.
Внутри страны основное внимание эти органы уделяют наиболее уязвимым группам населения – престарелым, инвалидам, психически больным людям, бездомным, уличным детям, лицам с алкоголической зависимостью и т.д. С этой целью организуются службы по посещению на дому, ночлежки, столовые, пункты медобслуживания.

Гражданам новых стран ЕС, желающим иммигрировать в Данию, (кроме Кипра и Мальты) в течение 2 лет придется пережить переходные условия (могут быть продлены до 7 лет). До получения вида на жительство в датской иммиграционной службе приступать к работе нельзя. Чтобы оно оказалось на руках, требуется предъявить конкретное предложение о трудоустройстве либо заключенный с работодателем трудовой договор. Разрешение распространяется только на ту конкретную работу, на которую оно выдано. При смене места необходимо обратиться за новым видом на жительство. По истечении срока занятости оно аннулируется. Вид на жительство каждый раз выдается на срок не более года. Иммигранта вправе сопровождать члены семьи, если он располагает местом для проживания, соответствующим общим датским стандартам.


С 1 июля 2002 года в Дании действуют особые правила, распространяющиеся на сферы занятости, где ощущается нехватка рабочей силы (в некоторых секторах технических отраслей, естественных наук и технологических знаний, в области здравоохранения - врачи, инженеры, специалисты в области ИТ, сборщики-консультанты, спортивные тренеры и спортсмены, музыканты, артисты). Это означает, что иностранцы, желающие трудоустроиться в строго определенных сферах, разрешение на работу могут получить незамедлительно, а вид на жительство — на целых 3 года с возможностью ходатайства о разрешении на постоянное проживание через 7 лет. Им нужно отправить заявление в ближайшее посольство Дании, в службу иммиграции или местное отделение полиции этой страны.

Правительство начало финансирование целого ряда проектов, направленных на активизацию предпринимательства среди молодежи, а также профессиональную подготовку и переподготовку лиц в возрасте до 25 лет, нигде не работающих и получающих финансовую помощь государства. Таких лиц в стране 12 тыс.чел., в основном это иммигранты во втором поколении. Данная ини­циатива правительства действительно привела к оживлению экономики и получила высокую оцен­ку ОЭСР. ВВП Дании в 2004г. возрос на 2,5% (в 2003г. — 0,38%) и составил 1459,2 млрд. дат.кр. (243,5 млрд.долл.).


Экономический рост Дании и c прогнозным на 2005г., в %
2001 2002 2003 2004 2005

ВВП 1 2,1 0,38 2,5 2,5

Частное потребление 0,8 2,4 2,2 4,1 2,2

Инвестиции 3 1,5 2,7 4,5 6,3

Экспорт 3,7 2,8 3,8 3,8 3,6

Импорт 4,3 3,2 4,3 8,1 4.7

Инфляция 2,4 2,4 2,1 1,1 2,1

Безработица…………………5,0….6,1…6,0…5,7

Источник: минюст Дании, 2004г.
Государством рассматривается вопрос создания фонда поддержки научных исследований из прибылей государства от добычи нефти и газа в датском секторе Северного моря. Наполнение «Фонда Северного моря для развития высоких технологий» будет осуществляться в 2005-12гг. по 2 млрд.кр. в год, т.е. до 16 млрд.кр. На поддержку научно-исследовательских работ государство сможет расходовать дополнительно 800 млн.кр. в год.

Развитие транспортной сети. Нынешнее пра­вительство уже выделило на развитие автотранс­портных артерий по всей территории Дании 7 млрд.дат.кр. по плану, рассчитанному до 2012г. (что на 2 млрд.дат.кр. больше суммы, выделяв­шейся прежним правительством на 9 лет). Ожида­ется, что всего на план по транспорту будет выде­лено 15-18 млрд.дат.кр. Предполагаются дополни­тельные расходы на развитие инфраструктуры (энергетических объектов, водоснабжения, теле­коммуникаций, жилья для престарелых), а также на уже действующие проекты, в т.ч. по переправе через пролив Фемерн между Данией и Германи­ей (приблизительная стоимость - 30 млрд.дат.кр., кроме того в 10 млрд.дат.кр. обойдется строитель­ство и оборудование наземных вспомогательных сооружений и прилегающих транспортных сетей - всего 6,7 млрд.долл.). Строительство предполага­ется за счет частных инвестиций. КЕС заявила о готовности поддержать проект, выделив не менее 20% от суммы общих расходов.

Разрабатываются проекты по усовершенствованию сетки метро в Копенгагене общей стоимостью в 12,9 млрд.кр (12 лет на реализацию).

2. Дания и ЕС
Дания является членом ООН, НАТО, ЕС, ВТО, ОЭСР, ОБСЕ, СГБМ и ряда других международных организаций. На позицию Дании по отношению к европейскому интеграционному процессу влияние оказывает ее членство в таких организациях, как ЕС (Европейский Союз), Совет Европы, ОБСЕ (Организация Безопасности и Сотрудничества в Европе), ВТО (Всемирная Торговая Организация), ОЭСР (Организация Экономического Сотрудничества и Развития), ЕАСТ (Европейская Ассоциация свободной торговли), СГБМ (Совет государств Балтийского моря), Северный Совет и Совет министров северных стран, Совет Баренцева и Евроарктического региона, а также в других институтах, занимающихся вопросами торгово-экономического регулирования и определяющих роль Дании в международном разделении труда и интеграции на европейском континенте.

Законодательство Дании соответствует нормам ЕС, в т.ч. по вопросам доступа на внутренний рынок и условий предпринимательства. Во внутреннее законодательство Дании инкорпорировано 97% директив КЕС по внутреннему рынку, что касается в первую очередь вопросов правил торговли, в т.ч. внешней и внутренней, регулирования и защиты внутреннего рынка (в Италии, Франции, Бельгии, Германии, Австрии – 90-92%) и всего 99% директив КЕС. В целом законодательство не делает значительных различий между датскими и иностранными компаниями.

Весьма важны высказывания премьер-министра и министра иностранных дел о том, что Дании требуется более тесная интеграция с ЕС и что правительство будет бороться за отмену таких оговорок членства страны в Евросоюзе, как отказ от участия в создании совместных вооруженных сил и отказ от сотрудничества по некоторым правовым вопросам (частично). Правительство может взять реванш и по вопросу участия в евро.

Расстановка сил в мировой экономике, а также обострение экономического соперничества явно подсказывают, что «да» на референдуме 28 сентября 2000г. (евро) было бы более разумным и сказалось бы положительно на экономическом будущем Дании. Экономические условия «выживания» объективно становятся более жесткими, и усиление европейской интеграции, в т.ч. валютной, весьма необходимо. Так или иначе, правильность решения на референдуме оспаривается. Скорее всего, Дании придется прикладывать больше усилий для поддержания собственной валюты, помимо помощи со стороны ЕЦБ.

Остается открытым и вопрос о Европейской конституции (этот вопрос решаться будет, скорее всего, еще долго из-за своего фундаментального значения для Европы).

3. Дания и Беларусь



Экономическое сотрудничество

С 2004 года проводится совместная деятельность по содействию осуществлению и взаимной защите инвестиций в рамках Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Королевства Дания о содействии осуществлению и взаимной защите инвестиций, подписанного в г. Минске 31 марта 2004 года. Соглашение предусматривает создание эффективной правовой основы инвестиционной деятельности, благоприятных условий для инвестиций в обоих государствах, а также для сотрудничества между инвесторами обоих государств в целях продуктивного использования ресурсов. Соглашение закрепляет государственные гарантии, предоставляемые инвесторам, действующим на территории другого государства. В частности, в Соглашении определены порядок и условия проведения национализации, экспроприации. Предусмотрены компенсация, которая должна соответствовать рыночной стоимости и рассчитываться в свободно конвертируемой валюте, а также возможность рассмотрения  дела пострадавшего инвестора, оценки его инвестиций и выплаты компенсации судебными или другими компетентными и независимыми органами.

С датской стороной обсуждаются вопросы, связанные с перспективами развития двустороннего сотрудничества и отношений Беларуси с Евросоюзом.
Беларусь и Дания приложат максимум усилий для активизации двустороннего
торгово-экономического сотрудничества
. Договоренность об этом достигнута по итогам состоявшихся переговоров в Минске заместителя министра иностранных дел нашей страны Александра Михневича с Чрезвычайным и Полномочным Послом Королевства Дания в Республике Беларусь (по совместительству) Ларса Виссинга (31. 03. 2004г.). Стороны признали, что состояние белорусско-датских торговых отношений не соответствует потенциалу двух стран. Было принято решение провести работу по расширению номенклатуры взаимной торговли. По словам заместителя министра, значительные перспективы взаимодействия Беларуси и Дании существуют в сфере медицины, науки и техники, легкой промышленности и энергосберегающих технологий.
В последние годы наметилась тенденция активизации белорусско-датского сотрудничества в торгово-экономической сфере. В 2003 году произошел скачок в развитии внешнеторговых отношений Дании и Беларуси: экспорт в Данию увеличился в 4 раза, на 25,4% увеличился импорт и впервые сложилось положительное сальдо в размере 65,4$; в 2,5 раза увеличился общий товарооборот, составив 146,2$. В настоящее время внешнеторговые отношения набирают оборот по интенсивности, стоимостный объем растет, положительное сальдо увеличивается.

Основу белорусского экспорта в 2003 году составляли нефтепродукты (69,1%), приборы и устройства, применяемые в медицине, мебель и прочие ее части, костюмы спортивные текстильные, лесоматериалы продольно-распиленные, нити комплексные синтетические.

Уменьшение (сохранение – импорт) % датского импорта/экспорта в 2004 году при увеличении его стоимостного объема, очевидно, свидетельствует об общем увеличении интенсивности международной торговли Беларуси со странами Европы и мира в 2004 году.

Внешняя торговля Дании и Беларуси

(млн. $ // % от совокупного экспорта/импорта, кроме стран СНГ)






2000

2002

2003

2004

Экспорт в Д.

19,5 / 0,7

26,5

105,8 / 2,3

131,1 / 2,0

Импорт из Д.

55,4 / 2,2

32,2

40,4 / 1,2

54,4 / 1,2

Сальдо

- 35,9

- 5,7

65,4

76,7

Общий товарооборот

74,9

58,7

146,2

185,5

Дания и Беларусь совместно участвуют в разнообразных международных выставках:

  • «Будпрагрэс» (строительные материалы),

  • INTERTEXTIL BALTICUM 2003 (международная выставка текстиля и кожевенных изделий),

  • ProfilEXPO (строительные и отделочные материалы, архитектура и дизайн - Латвия),

  • "Нефть и Газ" (Межд. выставка нефтегазовой промышленности – Киев).

В Беларуси работают датские негосударственные организации в рамках программы развития ООН для Беларуси (COWI CONS, European House).



Совместная научно-исследовательская работа

Беларусь и Дания (совместно с Россией) участвуют в Международном исследовательском проекте при поддержке Европейской Ассоциации INTAS. Работает совместная Научно-исследовательская лаборатория “Нанотехнологии”.


Сотрудничество в области экологии

В 1998 году на 4-ой Конференции министров «Окружающая среда для Европы», которая проходила в г. Орхусе, Дания, Республика Беларусь подписала Конвенцию о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений о доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусская конвенция). Орхусская конвенция была утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 14 декабря 1999 г №726. Главным положением конвенции является установление взаимодействия между общественностью и государственными органами в демократическом контексте. Орхусская конвенция предоставляет гражданам определенные права и налагает определенные обязанности на государственные органы в области обеспечения доступа к экологической информации и участия общественности в принятии экологически значимых решений. Конвенция также обеспечивает доступ общественности к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды. Указанные положения составляют так называемые три «постулата» Орхусской конвенции. В настоящее время над имплементацией Орхусской конвенции в Республике Беларусь помимо проекта, финансируемого Программой ТАСИС Европейского Союза «Экологическая информация, образование и информированность общественности», работает проект, финансируемый Датским агенством по охране окружающей среды (DEPA/DANCEE): «Помощь Республике Беларусь в реализации Орхусской конвенции».

Данией оказывается помощь в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, в реабилитации и оздоровлении пострадавших граждан РБ, в первую очередь детей.

4. Дания: проблемы и перспективы


Независимость Гренландии
С 2000 года в Гренландии у власти коалиционное правительство, цель которого - "гренландизация" острова, а затем и независимость этой автономной территории Датского королевства. За полное отделение от Дании выступает 80 процентов 57-тысячного населения Гренландии. Однако бюджет автономии на 60% формируется из датских средств, ежегодная экономическая помощь Дании составляет 360 млн.$
Потеря помощи также негативно отразится на сфере социального обеспечения острова, где существует масса проблем, в частности, широко распространенные венерические заболевания, алкоголизм, высокая смертность от огнестрельного оружия.
Я считаю, что финансовая самостоятельность Гренландии реальна, если она диверсифицирует свою экономику, которая сейчас зиждется на рыболовстве. А возможности для этого есть. Геологическая разведка показывает, что у берегов острова больше нефти, чем во всем Северном море, а в самой Гренландии - богатейшие месторождения золота, алмазов и горных руд. И, скорее всего, Дании придется со временем предоставить Гренландии суверенитет во избежание скандалов на международном уровне.

Дания и ЕС
Нежелание терять соцблага и полностью принимать условия ЕС (евро; по соцобеспечению иностранной рабочей силы в равной степени с датчанами; расходы на оборону и др.) – одна из причин сохранения датских оговорок по участию в ЕС. Однако экономические условия «выживания» объективно становятся более жесткими, и усиление европейской интеграции, в т.ч. валютной, весьма необходимо. Дании приходится прикладывать все больше усилий для поддержания собственной валюты, помимо помощи со стороны ЕЦБ.

Премьер-министр и министр иностранных дел признают: Дании требуется более тесная интеграция с ЕС и правительство будет бороться за отмену таких оговорок членства страны в Евросоюзе, как отказ от участия в создании совместных вооруженных сил и отказ от сотрудничества по некоторым правовым вопросам. Расстановка сил в мировой экономике, а также обострение экономического соперничества подсказывают, что «да» на референдуме 28 сентября 2000г. (евро) было бы более разумным и сказалось бы положительно на экономическом будущем Дании. Тем более что процент проголосовавших за введение евро среди предпринимателей значительно выше, чем общий по всему населению, что говорит о важности введения евро для датского бизнеса.

Остается открытым и вопрос о Европейской конституции.

Я считаю, что Дании придется пойти на введение евро в своих же интересах, и это будет разумным шагом, хотя и будет сопровождаться временными трудностями. Что же касается Европейской конституции, то этот вопрос решаться будет, скорее всего, еще долго из-за своего фундаментального значения для Европы.
Таким образом, у Дании достаточно оптимистичные перспективы страны с сильной конкурентноспособной социально ориентированной экономикой.

5. Использованные источники:




  1. Материалы сайта http://polpred.ru (основной источник);

  2. «РБ в цифрах» (краткий статистический сборник), Минск, 2005;

  3. Материалы http://news.ru и других ресурсов Интернет.


страница 1

Смотрите также: