Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
«Утверждаю»

«26» декабря 2007 год

Начальник отдела образования

Жилбаев Ж.О.


ПОЛОЖЕНИЕ

О СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ (СПС)
Положение разработала методист-психолог

МК ГорОО Караленя О.А.


  1. Общие положения




  1. Социально- психологическая служба - один из компонентов целостной системы образовательной деятельности школы.




  1. Социально- психологическая служба является структурным подразделением.




  1. Социально- психологическая служба школы подчиняется - директору школы




  1. Социально- психологическая служба школы ориентирована как на учащихся, так и на педагогических работников, их психологическую поддержку и обеспечение психического здоровья.




  1. Социально-психологическая служба функционирует в тесном взаимодействии с педагогическим коллективом и администрацией школы.




  1. Основной деятельностью службы является психологическое сопровождение личностной и социальной адаптации детей и подростков в процессе обучения в школе, а также психологическое обеспечение индивидуализации и гуманизации педагогического процесса.




  1. Деятельность социально-психологической школы направлена на сохранение психологического здоровья и обеспе­чение полноценного психологического и социального развития школьников. Социально-психологическая служба содействует прогрессивному формированию личности школьников




  1. Социально-психологическая служба осуществляет свою деятельность в школе в соответствии с настоящим Поло­жением




  1. В решении всех проблем социальный педагог и психолог руководствуются, прежде всего, интересами школьников и задачами их всестороннего и гармоничного развития.




  1. Деятельность социально-психологической службы осуществляется психологами, социальными педагогами, меди­цинскими работниками, логопедом, получившими профессиональную подготовку по детской, возрастной и педа­гогической психологии, психодиагностике, психокоррекции, социальной педагогике, медицинской деятельности.




  1. Сотрудники социально- психологической службы школы осуществляют свою деятельность, руководствуясь запросами родителей и учащихся, администрации, педагогов, настоящим Положением.




  1. Сотрудники социально- психологической службы осуществляют свою деятельность в тесном контакте с педагогическим коллективом, администрацией и родителями учащихся.

2. Основные задачи и содержание работы:
2.1. Содержание работы социально-психологической службы определяется:

  • необходимостью полноценного психологического и социального развития школьников, сохранения их психологического здоровья на каждом возрастном этапе, формирование у них способности к воспитанию и самовоспитанию;

  • важностью индивидуального подхода к каждому учащемуся и в соответствии с этим значимостью психо­лого-педагогического изучения учащихся на протяжении всего периода пребывания в школе;

  • необходимостью пропаганды ЗОЖ, в том числе профилактике наркомании в различных ее проявлениях: курение, употребление алкоголя, токсикомании, употребления наркотических веществ;

  • необходимостью предупреждения правонарушений и отклоняющегося поведения учащихся, негативного семейного воспитания;

  • важностью охранно-защитной деятельности.




    1. Основными направлениями деятельности службы является являются:

2.2. 1. Практическое направление: организация и проведение в соответствии с целями и задачами службы психодиагностической, коррекционной, развивающей, консультационной и просветительской работы по запросам администрации, индивидуальным запросам родителей, уч-ся и педагогов школы;



2.2.2. Прикладное направление: создание системы повышения психологической компетентности педагогических кадров, а также разработка и внедрение программ обучения психологическим знаниям и навыков всех участников педагогического процесса;

      1. Научно- исследовательское направление: в соответствии с целями службы - разработка и проведение исследований в рамках комплексной системы психодиагностической, психокоррекционной и развивающей работы, ориентированной на определенный возраст, а также работа с педагогами, заинтересованными в сотрудничестве с психологами и ориентированными на саморазвитие и исследовательскую деятельность.


2.3. Основными методами социально - психологической службы являются:
2.3.1. Психологическое просвещение - приобщение взрослых (воспитателей, учителей, родителей) и детей к психологическим знаниям.


      1. Психологическая профилактика - специальный вид деятельности, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах школьного возраста:

  • разработка и реализация программ по профилактике правонарушений, употребления ПАВ (социальные педагоги, завучи по воспитательной работе, вожатые);

  • пропаганда здорового образа жизни (участие в районных мероприятиях, организация школьных дел, про­пагандирующих здоровый образ жизни);

  • профилактика и коррегирование негативной воспитательной среды (работа с неблагополучными семья­ми) – социальный педагог, завуч по ВР;

  • работа по сохранению положительного семейного воспитания – завуч по УВР, завуч по ВР, социальный педагог;

  • использование возможностей органов образования, правоохранительных органов, прокуратуры, органов здравоохранения, общественных организаций для решения школьных проблем;

  • принятие мер к взрослым, вовлекающим подростков в противоправные дела, жестоко обращающимися с детьми.




      1. Психолого- педагогический консилиум.

      2. Психологическая консультация (индивидуальная, групповая, семейная).

      3. Психологическая диагностика:

  • выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных особенностей возрастным ориентирам, требованиям общества и др.

  • выявление общих и частных социально-психологических проблем, имеющих место в классах, в школе (наблюдение, анкетирование, собеседование);

  • сбор и накопление информации для составления социального паспорта школы, классов;

  • изучение и диагностика индивидуальных особенностей учащихся, групп учащихся;

  • анализ и принятие решений (планирование работы);

  • изучение особенностей, интересов, потребностей, материального положения, семейных взаимоотноше­ний;

  • изучение особенностей микрорайона, его негативных проявлений и воспитательного потенциала (социальный педагог, завуч по ВР).

      1. Психологическая коррекция:

  • разработка рекомендаций, программы психокоррекционной или развивающей работы с учащимися, осуществление этой программы, контроль над её выполнением.

  • устранение отклонений в развитии личности или познавательной сферы учащихся;

  • работа с классным коллективом по предупреждению правонарушений (педагог-психолог, социальный педагог, завуч по ВР);

  • работа с неблагополучными учащимися по корректированию отклоняющегося поведения и изменению воспитательной среды (педагог-психолог, социальный педагог, завуч по ВР);

  • работа по социальной помощи и защите различных категорий детей (инвалидов, сирот, детей из много­детных семей, детей из неблагополучных семей, детей из малообеспеченных семей).

      1. Информационно-просветительская деятельность:

  • руководство профилактической деятельностью;

  • методическая учеба (семинары, консультации, тренинги);

  • координация деятельности и контроля в профилактических целях;

  • налаживание взаимодействия с общественностью по профилактике и изменению негативных тенденций социума;

  • организация правовой информированности детей, родителей, педагогов;

  • изучение Конвенции ООН о правах ребенка;

  • проведение дней и недель правовых знаний (педагог-психолог, социальный педагог, педагоги историки, инспектор по делам несовершеннолетних, завуч по ВР).

2.3.8. Профориентационная деятельность:

  • активизация процесса формирования психологической и социальной готовности учащихся к профессио­нальному и социальному самоопределению.

2.3.9. Преподавание учебного курса «Психология», «Этика и психология семейной жизни» для старшеклассников как интегрированная реализация вышеназванных видов деятельности психолога.


3. Ответственность сотрудников социально- психологической службы.


    1. Сотрудники социально- психологической службы несут персональную ответственность за:

  • точность психологического диагноза;

  • адекватность диагностических и коррекционных методов;

  • ход и результаты работы с учащимися;

  • обоснованность выдаваемых рекомендаций.

3.2. Сотрудники службы несут ответственность за оформление и сохранность протоколов обследований и другой документации Службы.
4. Обязанности и права сотрудников социально- психологической службы.


    1. Сотрудники психологической службы обязаны:




  1. Руководствоваться Уставом, программой психологической службы, Кодексом психолога, настоящим Положением.




  1. Участвовать в работе методических семинаров самой службы, а также в работе проводимых вышестоящими организациями психологических конференций и семинаров; постоянно повышать свой профессиональный уровень.




  1. Отчитываться в ходе и результатах проводимой работы пред администрацией школы.




  1. Рассматривать запросы и принимать решения строго в пределах своей профессиональной компетенции.




  1. В решении всех вопросов исходить из интересов ребенка.

  2. Работать в тесном контакте с администрацией, педагогическим коллективом и родителями учащихся.

  3. Хранить в тайне сведения, полученные в результате диагностической и консультативной работы.

  4. Информировать участников педсоветов, психолого-педагогических консилиумов, администрацию школы о задачах, содержании и результатах проводимой работы в рамках, гарантирующих соблюдение п. 4,1,5 данного раздела Положения.

4.2. Сотрудники социально- психологической службы имеют право:

  1. Принимать участие в педсоветах, психолого-педагогических консилиумов, заседаниях, кафедр и т.д.

  2. Посещать уроки, внеклассные и внешкольные мероприятия, занятий ГПД с целью проведения наблюдений за поведением и деятельностью учащихся.

  3. Знакомиться с необходимой для работы педагогической документацией.

  4. Проводить в школе групповые и индивидуальные социальные и психологические исследования по заданию вышестоящих органов.

  5. Выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно- популярных изданиях.




  1. Документация.

Обязательными являются следующие документы:

  • социально-педагогическая характеристика микросоциума (социальный педагог, педагоги-предметники, классные руководители, завуч по ВР);

  • журнал проведения педагогических расследований;

  • картотека учащихся, состоящих на внутришкольном учете и учете в ОППН;

  • медико-психолого-педагогические характеристики подопечных, которые относятся к числу документов для внутреннего пользования и не подлежат широкой огласке;

  • перспективный план работы на год, утвержденный директором школы.

За наличие данных документов социальный педагог несет персональную ответственность.


6. Структура социально-психологической службы.
В составе службы работают зам. директора по воспитательной работе, зам. директора по учебно-воспитательной ра­боте в начальной школе, психологи, социальные педагоги, медицинский работник. Руководство службой осуществляется заместителем директора по воспитательной работе. Руководитель службы подчиняется директору школы.
7. Ответственность работников социально-психологической службы.



  1. Психолог и социальный педагог несут персональную ответственность за правильность психологического ди­агноза, адекватность используемых методов, обоснованность данных рекомендаций.

  2. Психолог и социальный педагог несут установленную законом ответственность за конфиденциальность ис­следований, сохранность протоколов обследований, документации исследований, оформление их в установ­ленном порядке.

8. Права и обязанности работников социально-психологической службы.

В своей профессиональной деятельности психолог и социальный педагог обязаны:




  1. Руководствоваться нормативными документами.

  2. Рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции. Не брать на себя решение вопросов, не выполнимых с точки зрения современного состояния социальной и психологической науки и практики, а также находящихся в компетенции специалистов другого профиля.

  3. Знать новейшие достижения психологической науки в целом, а также детской, подростковой педагогической пси­хологии. Применять современные научно-практические обоснованные методы диагностической, развивающей, психокоррекционной работы. Постоянно повышать свою профессиональную квалификацию.

  4. Препятствовать проведению диагностической, психокоррекционной и других видов работ некомпетентными ли­цами, не обладающими соответствующей профессиональной подготовкой.

  5. В решении всех вопросов исходить из интересов учащихся, задач его полноценного психического развития.

  6. Выполнять указания и рекомендации о задачах и методах работы лишь со стороны соответствующих специали­стов. Психолог обязан выполнять распоряжения администрации, если эти распоряжения не находятся в противо­речии с психологической наукой и практикой и если их выполнение обеспечено наличием у него соответствую­щих профессиональных возможностей и средств.

  7. Оказывать необходимую и возможную помощь администрации и педагогическому коллективу школы в решении основных проблем, связанных с обеспечением полноценного психического развития воспитанников, индивиду­ального подхода к каждому воспитаннику. Оказывать необходимую и возможную помощь детям при решении их индивидуальных проблем, в решении всех вопросов учитывать конкретные обстоятельства и руководствоваться принципом «не навреди», т.е. принимать решения и вести работу в формах, исключающих возможность нанесения вреда здоровью, чести, достоинству, педагогов или третьих лиц.

  8. Хранить профессиональную тайну: не распространять сведения, полученные в результате диагностической и кон­сультативной работы, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического аспекта психокоррекции и может нанести ущерб воспитаннику или его окружению.

  9. Работать в тесном контакте с администрацией и педагогическим коллективом школы.

  10. Вести запись и регистрацию всех видов работ. С соблюдением сроков и форм отчетности отчитываться перед вы­шестоящими организациями о результатах своей деятельности за определенный период - как по административ­ной, так и по профессиональной линии.

Психолог и социальный педагог имеет право:

  1. Самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ, выделении приоритетных на­правлений работы в определенный период.

  2. Ставить вопросы перед администрацией об условиях, необходимых для обучения в школе.


страница 1

Смотрите также: