страница 1 «Утверждаю»
«26» декабря 2007 год
Начальник отдела образования
Жилбаев Ж.О.
ПОЛОЖЕНИЕ
О СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ (СПС)
Положение разработала методист-психолог
МК ГорОО Караленя О.А.
-
Общие положения
-
Социально- психологическая служба - один из компонентов целостной системы образовательной деятельности школы.
-
Социально- психологическая служба является структурным подразделением.
-
Социально- психологическая служба школы подчиняется - директору школы
-
Социально- психологическая служба школы ориентирована как на учащихся, так и на педагогических работников, их психологическую поддержку и обеспечение психического здоровья.
-
Социально-психологическая служба функционирует в тесном взаимодействии с педагогическим коллективом и администрацией школы.
-
Основной деятельностью службы является психологическое сопровождение личностной и социальной адаптации детей и подростков в процессе обучения в школе, а также психологическое обеспечение индивидуализации и гуманизации педагогического процесса.
-
Деятельность социально-психологической школы направлена на сохранение психологического здоровья и обеспечение полноценного психологического и социального развития школьников. Социально-психологическая служба содействует прогрессивному формированию личности школьников
-
Социально-психологическая служба осуществляет свою деятельность в школе в соответствии с настоящим Положением
-
В решении всех проблем социальный педагог и психолог руководствуются, прежде всего, интересами школьников и задачами их всестороннего и гармоничного развития.
-
Деятельность социально-психологической службы осуществляется психологами, социальными педагогами, медицинскими работниками, логопедом, получившими профессиональную подготовку по детской, возрастной и педагогической психологии, психодиагностике, психокоррекции, социальной педагогике, медицинской деятельности.
-
Сотрудники социально- психологической службы школы осуществляют свою деятельность, руководствуясь запросами родителей и учащихся, администрации, педагогов, настоящим Положением.
-
Сотрудники социально- психологической службы осуществляют свою деятельность в тесном контакте с педагогическим коллективом, администрацией и родителями учащихся.
2. Основные задачи и содержание работы:
2.1. Содержание работы социально-психологической службы определяется:
-
необходимостью полноценного психологического и социального развития школьников, сохранения их психологического здоровья на каждом возрастном этапе, формирование у них способности к воспитанию и самовоспитанию;
-
важностью индивидуального подхода к каждому учащемуся и в соответствии с этим значимостью психолого-педагогического изучения учащихся на протяжении всего периода пребывания в школе;
-
необходимостью пропаганды ЗОЖ, в том числе профилактике наркомании в различных ее проявлениях: курение, употребление алкоголя, токсикомании, употребления наркотических веществ;
-
необходимостью предупреждения правонарушений и отклоняющегося поведения учащихся, негативного семейного воспитания;
-
важностью охранно-защитной деятельности.
-
Основными направлениями деятельности службы является являются:
2.2. 1. Практическое направление: организация и проведение в соответствии с целями и задачами службы психодиагностической, коррекционной, развивающей, консультационной и просветительской работы по запросам администрации, индивидуальным запросам родителей, уч-ся и педагогов школы;
2.2.2. Прикладное направление: создание системы повышения психологической компетентности педагогических кадров, а также разработка и внедрение программ обучения психологическим знаниям и навыков всех участников педагогического процесса;
-
Научно- исследовательское направление: в соответствии с целями службы - разработка и проведение исследований в рамках комплексной системы психодиагностической, психокоррекционной и развивающей работы, ориентированной на определенный возраст, а также работа с педагогами, заинтересованными в сотрудничестве с психологами и ориентированными на саморазвитие и исследовательскую деятельность.
2.3. Основными методами социально - психологической службы являются:
2.3.1. Психологическое просвещение - приобщение взрослых (воспитателей, учителей, родителей) и детей к психологическим знаниям.
-
Психологическая профилактика - специальный вид деятельности, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах школьного возраста:
-
разработка и реализация программ по профилактике правонарушений, употребления ПАВ (социальные педагоги, завучи по воспитательной работе, вожатые);
-
пропаганда здорового образа жизни (участие в районных мероприятиях, организация школьных дел, пропагандирующих здоровый образ жизни);
-
профилактика и коррегирование негативной воспитательной среды (работа с неблагополучными семьями) – социальный педагог, завуч по ВР;
-
работа по сохранению положительного семейного воспитания – завуч по УВР, завуч по ВР, социальный педагог;
-
использование возможностей органов образования, правоохранительных органов, прокуратуры, органов здравоохранения, общественных организаций для решения школьных проблем;
-
принятие мер к взрослым, вовлекающим подростков в противоправные дела, жестоко обращающимися с детьми.
-
Психолого- педагогический консилиум.
-
Психологическая консультация (индивидуальная, групповая, семейная).
-
Психологическая диагностика:
-
выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных особенностей возрастным ориентирам, требованиям общества и др.
-
выявление общих и частных социально-психологических проблем, имеющих место в классах, в школе (наблюдение, анкетирование, собеседование);
-
сбор и накопление информации для составления социального паспорта школы, классов;
-
изучение и диагностика индивидуальных особенностей учащихся, групп учащихся;
-
анализ и принятие решений (планирование работы);
-
изучение особенностей, интересов, потребностей, материального положения, семейных взаимоотношений;
-
изучение особенностей микрорайона, его негативных проявлений и воспитательного потенциала (социальный педагог, завуч по ВР).
-
Психологическая коррекция:
-
разработка рекомендаций, программы психокоррекционной или развивающей работы с учащимися, осуществление этой программы, контроль над её выполнением.
-
устранение отклонений в развитии личности или познавательной сферы учащихся;
-
работа с классным коллективом по предупреждению правонарушений (педагог-психолог, социальный педагог, завуч по ВР);
-
работа с неблагополучными учащимися по корректированию отклоняющегося поведения и изменению воспитательной среды (педагог-психолог, социальный педагог, завуч по ВР);
-
работа по социальной помощи и защите различных категорий детей (инвалидов, сирот, детей из многодетных семей, детей из неблагополучных семей, детей из малообеспеченных семей).
-
Информационно-просветительская деятельность:
-
руководство профилактической деятельностью;
-
методическая учеба (семинары, консультации, тренинги);
-
координация деятельности и контроля в профилактических целях;
-
налаживание взаимодействия с общественностью по профилактике и изменению негативных тенденций социума;
-
организация правовой информированности детей, родителей, педагогов;
-
изучение Конвенции ООН о правах ребенка;
-
проведение дней и недель правовых знаний (педагог-психолог, социальный педагог, педагоги историки, инспектор по делам несовершеннолетних, завуч по ВР).
2.3.8. Профориентационная деятельность:
-
активизация процесса формирования психологической и социальной готовности учащихся к профессиональному и социальному самоопределению.
2.3.9. Преподавание учебного курса «Психология», «Этика и психология семейной жизни» для старшеклассников как интегрированная реализация вышеназванных видов деятельности психолога.
3. Ответственность сотрудников социально- психологической службы.
-
Сотрудники социально- психологической службы несут персональную ответственность за:
-
точность психологического диагноза;
-
адекватность диагностических и коррекционных методов;
-
ход и результаты работы с учащимися;
-
обоснованность выдаваемых рекомендаций.
3.2. Сотрудники службы несут ответственность за оформление и сохранность протоколов обследований и другой документации Службы.
4. Обязанности и права сотрудников социально- психологической службы.
-
Сотрудники психологической службы обязаны:
-
Руководствоваться Уставом, программой психологической службы, Кодексом психолога, настоящим Положением.
-
Участвовать в работе методических семинаров самой службы, а также в работе проводимых вышестоящими организациями психологических конференций и семинаров; постоянно повышать свой профессиональный уровень.
-
Отчитываться в ходе и результатах проводимой работы пред администрацией школы.
-
Рассматривать запросы и принимать решения строго в пределах своей профессиональной компетенции.
-
В решении всех вопросов исходить из интересов ребенка.
-
Работать в тесном контакте с администрацией, педагогическим коллективом и родителями учащихся.
-
Хранить в тайне сведения, полученные в результате диагностической и консультативной работы.
-
Информировать участников педсоветов, психолого-педагогических консилиумов, администрацию школы о задачах, содержании и результатах проводимой работы в рамках, гарантирующих соблюдение п. 4,1,5 данного раздела Положения.
4.2. Сотрудники социально- психологической службы имеют право:
-
Принимать участие в педсоветах, психолого-педагогических консилиумов, заседаниях, кафедр и т.д.
-
Посещать уроки, внеклассные и внешкольные мероприятия, занятий ГПД с целью проведения наблюдений за поведением и деятельностью учащихся.
-
Знакомиться с необходимой для работы педагогической документацией.
-
Проводить в школе групповые и индивидуальные социальные и психологические исследования по заданию вышестоящих органов.
-
Выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно- популярных изданиях.
-
Документация.
Обязательными являются следующие документы:
-
социально-педагогическая характеристика микросоциума (социальный педагог, педагоги-предметники, классные руководители, завуч по ВР);
-
журнал проведения педагогических расследований;
-
картотека учащихся, состоящих на внутришкольном учете и учете в ОППН;
-
медико-психолого-педагогические характеристики подопечных, которые относятся к числу документов для внутреннего пользования и не подлежат широкой огласке;
-
перспективный план работы на год, утвержденный директором школы.
За наличие данных документов социальный педагог несет персональную ответственность.
6. Структура социально-психологической службы.
В составе службы работают зам. директора по воспитательной работе, зам. директора по учебно-воспитательной работе в начальной школе, психологи, социальные педагоги, медицинский работник. Руководство службой осуществляется заместителем директора по воспитательной работе. Руководитель службы подчиняется директору школы.
7. Ответственность работников социально-психологической службы.
-
Психолог и социальный педагог несут персональную ответственность за правильность психологического диагноза, адекватность используемых методов, обоснованность данных рекомендаций.
-
Психолог и социальный педагог несут установленную законом ответственность за конфиденциальность исследований, сохранность протоколов обследований, документации исследований, оформление их в установленном порядке.
8. Права и обязанности работников социально-психологической службы.
В своей профессиональной деятельности психолог и социальный педагог обязаны:
-
Руководствоваться нормативными документами.
-
Рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции. Не брать на себя решение вопросов, не выполнимых с точки зрения современного состояния социальной и психологической науки и практики, а также находящихся в компетенции специалистов другого профиля.
-
Знать новейшие достижения психологической науки в целом, а также детской, подростковой педагогической психологии. Применять современные научно-практические обоснованные методы диагностической, развивающей, психокоррекционной работы. Постоянно повышать свою профессиональную квалификацию.
-
Препятствовать проведению диагностической, психокоррекционной и других видов работ некомпетентными лицами, не обладающими соответствующей профессиональной подготовкой.
-
В решении всех вопросов исходить из интересов учащихся, задач его полноценного психического развития.
-
Выполнять указания и рекомендации о задачах и методах работы лишь со стороны соответствующих специалистов. Психолог обязан выполнять распоряжения администрации, если эти распоряжения не находятся в противоречии с психологической наукой и практикой и если их выполнение обеспечено наличием у него соответствующих профессиональных возможностей и средств.
-
Оказывать необходимую и возможную помощь администрации и педагогическому коллективу школы в решении основных проблем, связанных с обеспечением полноценного психического развития воспитанников, индивидуального подхода к каждому воспитаннику. Оказывать необходимую и возможную помощь детям при решении их индивидуальных проблем, в решении всех вопросов учитывать конкретные обстоятельства и руководствоваться принципом «не навреди», т.е. принимать решения и вести работу в формах, исключающих возможность нанесения вреда здоровью, чести, достоинству, педагогов или третьих лиц.
-
Хранить профессиональную тайну: не распространять сведения, полученные в результате диагностической и консультативной работы, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического аспекта психокоррекции и может нанести ущерб воспитаннику или его окружению.
-
Работать в тесном контакте с администрацией и педагогическим коллективом школы.
-
Вести запись и регистрацию всех видов работ. С соблюдением сроков и форм отчетности отчитываться перед вышестоящими организациями о результатах своей деятельности за определенный период - как по административной, так и по профессиональной линии.
Психолог и социальный педагог имеет право:
-
Самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ, выделении приоритетных направлений работы в определенный период.
-
Ставить вопросы перед администрацией об условиях, необходимых для обучения в школе.
страница 1
|