5. Образы: образ лирического героя, образ-переживание, микрообразы, доминантные (образ ночи в творчестве Фета), символ (пустыня – символ одиночества; метель – символ утраты света, идеалов; крыло – символ поэтического дара), концепт (носитель культурной памяти народа: концепт времени, пространства, судьбы, свободы и др.), архетипы (первообразы, вечные образы: море жизни. Древо мировое, нести свой крест);
6. Какая образность
преобладает – зрительная или слуховая?
7. Особенности композиции:
-строфичное или астрофичное;
- на сколько частей можно разделить (есть ли зачин, лирическая концовка, кольцевая композиция, открытый финал, повторы);
8. Выразительные средства:
- эпитет (пустынный уголок)
- сравнения (лес, точно терем расписной);
- гипербола (преувеличение - в сто сорок солнц закат пылал);
- антитеза (противопоставление - вода и камень);
- метафора (звезда горит);
- перифраз (замена названия предмета описанием его признаков – море – свободная стихия);
-олицетворение (уподобление неживого живому – отдыхает луг);
- метонимия (перенос наименования с одного предмета на другой: содержание и содержимое – просторный класс – класс молчал; материал и изделие из него – фарфор и бронза на столе; имя автора и его произведение – читал Пушкина; место действия м люди, события – вся столица молилась, т.е. все жители)
- синекдоха (использование единственного числа вместо множественного и наоборот – Мы все глядим в наполеоны; целого вместо части – Белеет парус одинокий; Так пел её голос; Простучали сапоги);
9. Стилистические фигуры :
- повтор слов (Настигаю. Настигаю);
- анафора – единоначалие (повторение начальных звуков, слов, фраз);
- эпифора (повторение слов в конце строки);
- риторический вопрос (Что ищет он в стране далёкой?);
- восклицание (Мороз и солнце! День чудесный!);
- обращение (Подруга дней моих суровых!);
- инверсия - необычный порядок слов (Отговорила роща золотая…);
- фигура умолчания (…) ( Мои мечты… они чисты);
- бессоюзие (асиндетон: Топи, боры, степи, горы пролетим); -придаёт речи динамичности, насыщенность;
- парцелляция-деление предложения на самостоятельные отрезки (Враг мой равен. Полноправен)
- градация (нарастание признака, действие через синонимический ряд: Молчи, скрывайся и таи И чувства, и слова свои…) и др.
10. Лексика:
- старославянизмы (ладья, врата, перст, властитель, святой, внимать);
- синонимы (стилистические, контекстуальные);
- антонимы (далёкий – близкий, ищет – кинул);
- неологизмы (надвьюжный, золотописьмо);
- фразеологический оборот (играть согласен эту роль);
- эмоциональная лексика (выражает эмоции, чувства: белокурый – одобрение, белобрысый – пренебрежение);
- экспрессивная лексика (усиливает выразительность речи): рыдать, реветь;
- тематические группы слов (например, о состоянии природы или состоянии лирического героя);
11. Морфология. Какие части речи преобладают и почему?
12. Цветопись (розовый – цвет мечты, символ юности, нежности, красный – это возбуждающий, активный, проникающий, синий – цвет неба, нечто кроткое, тихое и др.);
13. Звукопись (повтор одинаковых звуков):
Аллитерация – повторение согласных звуков:
Задремали звёзды золотые, задремало зеркало затона.
Ассонанс – повторение гласных звуков:
Дремотой розовой объята
14. Размер
Ямб - - \ - - (Мой п
ервый др
уг, мой др
уг бесц
енный!);
Хорей - - \ - - (Г
орные верш
ины / Сп
ят во тьм
е ночн
ой);
Дактиль - - - \ - - - (Т
учки неб
есные, в
ечные стр
анники);
Амфибрахий - - - \ - - - (Не в
етер буш
ует над б
ором);
Анапест - - - \ - - - (Пропад
у от тоск
и я и л
ени);
Размер может быть осложнён
Пиррихием – два безударных слога, делают разнообразным ритм стихов, написанных двусложным размером: (Не отход
я ни ш
агу пр
очь);
Спондеем – два сверхсхемных ударения: (Вс
ё зн
ать, вс
ё ч
увствовать, вс
ё в
идеть);
Усечённой стопой -отсутствие безударного слога в конце строки (Сп
ят во тьм
е ночн
ой - )
Удлинённой стопой – излишний безударный слог в конце строки (Мой г
олос дл
я теб
я и л
асков
ый и т
омный)
15. Строфика. Рифма.
Строфа – это сочетание: