Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
Как анализировать стихотворение
1. Ассоциации с названием (первой строкой)
2. Выделение микросмыслов (перевести стихи в прозу по строчкам или строфам)
3. Определение темы, проблематики, даты написания
4. Интонация

разговорная

- трагическая

- восхищения

- грустная, светлой печали

- раздумья

- интимно-дружеская и др.




5. Образы: образ лирического героя, образ-переживание, микрообразы, доминантные (образ ночи в творчестве Фета), символ (пустыня – символ одиночества; метель – символ утраты света, идеалов; крыло – символ поэтического дара), концепт (носитель культурной памяти народа: концепт времени, пространства, судьбы, свободы и др.), архетипы (первообразы, вечные образы: море жизни. Древо мировое, нести свой крест);
6. Какая образность преобладает – зрительная или слуховая?
7. Особенности композиции:

-строфичное или астрофичное;

- на сколько частей можно разделить (есть ли зачин, лирическая концовка, кольцевая композиция, открытый финал, повторы);
8. Выразительные средства:

- эпитет (пустынный уголок)

- сравнения (лес, точно терем расписной);

- гипербола (преувеличение - в сто сорок солнц закат пылал);

- антитеза (противопоставление - вода и камень);

- метафора (звезда горит);

- перифраз (замена названия предмета описанием его признаков – море – свободная стихия);

-олицетворение (уподобление неживого живому – отдыхает луг);



- метонимия (перенос наименования с одного предмета на другой: содержание и содержимое – просторный класс – класс молчал; материал и изделие из него – фарфор и бронза на столе; имя автора и его произведение – читал Пушкина; место действия м люди, события – вся столица молилась, т.е. все жители)

- синекдоха (использование единственного числа вместо множественного и наоборот – Мы все глядим в наполеоны; целого вместо части – Белеет парус одинокий; Так пел её голос; Простучали сапоги);
9. Стилистические фигуры :

- повтор слов (Настигаю. Настигаю);

- анафора – единоначалие (повторение начальных звуков, слов, фраз);

- эпифора (повторение слов в конце строки);

- риторический вопрос (Что ищет он в стране далёкой?);

- восклицание (Мороз и солнце! День чудесный!);

- обращение (Подруга дней моих суровых!);

- инверсия - необычный порядок слов (Отговорила роща золотая…);

- фигура умолчания (…) ( Мои мечты… они чисты);

- бессоюзие (асиндетон: Топи, боры, степи, горы пролетим); -придаёт речи динамичности, насыщенность;

- парцелляция-деление предложения на самостоятельные отрезки (Враг мой равен. Полноправен)

- градация (нарастание признака, действие через синонимический ряд: Молчи, скрывайся и таи И чувства, и слова свои…) и др.
10. Лексика:

- старославянизмы (ладья, врата, перст, властитель, святой, внимать);

- синонимы (стилистические, контекстуальные);

- антонимы (далёкий – близкий, ищет – кинул);

- неологизмы (надвьюжный, золотописьмо);

- фразеологический оборот (играть согласен эту роль);

- эмоциональная лексика (выражает эмоции, чувства: белокурый – одобрение, белобрысый – пренебрежение);

- экспрессивная лексика (усиливает выразительность речи): рыдать, реветь;

- тематические группы слов (например, о состоянии природы или состоянии лирического героя);
11. Морфология. Какие части речи преобладают и почему?
12. Цветопись (розовый – цвет мечты, символ юности, нежности, красный – это возбуждающий, активный, проникающий, синий – цвет неба, нечто кроткое, тихое и др.);
13. Звукопись (повтор одинаковых звуков):

Аллитерация – повторение согласных звуков:

Задремали звёзды золотые, задремало зеркало затона.

Ассонанс – повторение гласных звуков:

Дремотой розовой объята


14. Размер

Ямб - - \ - - (Мой первый друг, мой друг бесценный!);

Хорей - - \ - - (Горные вершины / Спят во тьме ночной);

Дактиль - - - \ - - - (Тучки небесные, вечные странники);

Амфибрахий - - - \ - - - (Не ветер бушует над бором);

Анапест - - - \ - - - (Пропаду от тоски я и лени);

Размер может быть осложнён



Пиррихием – два безударных слога, делают разнообразным ритм стихов, написанных двусложным размером: (Не отходя ни шагу прочь);

Спондеем – два сверхсхемных ударения: (Всё знать, всё чувствовать, всё видеть);

Усечённой стопой -отсутствие безударного слога в конце строки (Спят во тьме ночной - )

Удлинённой стопой – излишний безударный слог в конце строки (Мой голос для тебя и ласковый и томный)
15. Строфика. Рифма.

Строфа – это сочетание:



двустиший (дистих)

- трёхстиший (терцет)

- четырёхстиший (катрен)

- пятистиший

- шестистиший

- семистиший (септима)

- восьмистиший (октава)

Сонет – 14 стихов (2 катрена + 2 терцета или 3 катрена + 1 двустишие)

Виды рифмовки:

Парная ААбб;

Перекрёстная АбАб;

Кольцевая АббА;

Рифма бывает;



Точная (властью – страстью)

Неточная (милый – силой)

Приблизительная (поговорку – пятёрку)

Мужская –ударение на последний слог (попал \ на бал);

Женская –последний слог безударный (селенье / уединенье);

Дактилическая – на третий слог от конца;

Гипердактилическая –на 4 слог от конца;



16. Жанр

Лирическое стихотворение;

Послание («К Чаадаеву»);

Элегия («Погасло дневное светило…»);

Миниатюра



Сонет

Баллада и др.




17. Тематическая группа (философская лирика, пейзожная, пейзажно – философская, любовная, гражданская и др.)
18. Поэтическое время и пространство;
19. Основная мысль стихотворения;
20. Авторский стиль;
21. Сравнить, как эта тема раскрыта у других поэтов


страница 1

Смотрите также: