Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
7.3. Государственное регулирование рынков сельскохозяйственной продукции и доходов ее производителей

Достижение сформулированных в параграфе 7.1 целей аграрной политики требует формирования и стабилизации сельскохозяйственных рынков. Значительные краткосрочные колебания цен на сельскохозяйственную продукцию и, соответственно, доходов ее производителей из-за годовых колебаний объемов предложения и (или) спроса, как отмечалось в главе 4, затрудняют принятие решений по краткосрочным и среднесрочным инвестициям, отрицательно влияют как на производство, так и на потребление продовольствия. Поэтому целью правительства является уменьшение диапазона ценовых колебаний. При этом подобное регулирование не должно нарушать долгосрочные тенденции тех или иных цен к снижению или повышению, а должно способствовать установлению цен на среднем за последние несколько лет уровне.

Государственной программой реформирования агропромышленного комплекса Республики Беларусь (1996 г.) для стабилизации сельскохозяйственных рынков предусмотрено создание Фонда регулирования сельскохозяйственных рынков, задачами которого являются развитие и государственное регулирование продовольственного рынка в интересах товаропроизводителей, удовлетворения спроса населения в продовольствии и промышленности в сельскохозяйственном сырье. фонд должен контролировать эффективное и возвратное использование средств, выделяемых на эти цели. Функциями фонда также являются:

формирование и организация использования государственных продовольственных фондов, проведение товарных интервенций на рынках продовольствия с целью их регулирования и стабилизации, размещение на конкурсной основе заказов на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции и продовольствия в государственные продовольственные фонды;

содействие развитию рыночной инфраструктуры, обеспечение методологического единства регулирования продовольственных рынков, введение мониторинга рынков продовольствия, анализ и прогнозирование экономической ситуации;

участие в создании оптовых продовольственных рынков;

мобилизация, аккумулирование и рациональное использование финансовых и кредитных ресурсов для операций на продовольственном рынке;

реализация комплекса мер по повышению качества товаров;

организация и проведение экспортно-импортных операций на продовольственных рынках.

Для регулирования сельскохозяйственных рынков фонд может использовать следующие важнейшие инструменты: закупку и продажу продукции для сглаживания годовых колебаний цен на нее (так называемые товарные интервенции), экспортные субсидии, импортные пошлины.

Товарные интервенции могут проводиться в форме закупок и осуществления залоговых операций с сельскохозяйственной продукцией и организации ее продажи из государственных запасов. Товарные интервенции призваны сглаживать краткосрочные колебания цен на рынках при колебаниях спроса и предложения сельскохозяйственной продукции. Закупки отдельных видов продукции могут проводится, если рыночные цены на них опускаются ниже средних рыночных цен за последние пять лет, продажа – когда рыночные цены поднимаются выше средних рыночных цен за последние пять лет.

Закупками и продажами продукции фонд может быстро менять ситуацию на рынках отдельных видов продукции. Но использовать этот инструмент регулирования можно только, если есть уверенность, что в пределах следующего производственного цикла ситуация на рынке данного продукта будет противоположной.

Другой возможный инструмент регулирования – субсидирование экспорта. Оно применяется, когда цены внутреннего рынка страны превышают уровень цен рынков экспорта, а государство заинтересовано в уменьшении предложения сельскохозяйственной продукции на внутреннем рынке. Субсидирование экспорта является реакцией на ситуацию, когда предложение выше спроса, из-за чего может значительно понизиться цена на продукцию. Этого не произойдет, если сбыть ее излишки за пределы рынка страны. Экспортная субсидия должна покрыть разницу между ценой, по которой продукция может быть продана на внутреннем рынке, и ценой, которую можно получить в данный момент на мировом рынке.

Импортные тарифы (пошлины) также являются действенным инструментом регулирования предложения продукции на конкретных сельскохозяйственных рынках. Правительство Беларуси должно установить порядок введения и условия применения пороговых цен (цен импорта), на основе которых определяются импортные пошлины. Пороговую цену рассчитывают с учетом цен внутреннего рынка на эту продукцию. Пороговые цены поддерживаются с помощью импортных пошлин на отдельные виды продукции, ввозимой в страну.

. Государственные интервенции на товарные рынки, импортные пошлины и экспортные субсидии часто используются также для регулирования доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, но в этом случае есть опасность чрезмерного государственного вмешательства в распределение производственных ресурсов. Для решения проблемы доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей целесообразно, как это и предусмотрено Государственной программой реформирования агропромышленного комплекса, создать Фонд поддержки целевых программ. Есть две возможности для фонда содействовать притоку инвестиций в сельское хозяйство и уменьшить актуальность проблемы низкого уровня доходов хозяйств. Во-первых, он может взять на себя уплату доли процентов за кредиты коммерческих банков, и во-вторых, фонд может выступать гарантом возврата основной суммы кредитов сельскохозяйственных предприятий. Поддержка фонда должна распространяться на предприятия, участвующие на конкурсной основе в реализации поддерживаемых фондом целевых программ. Эти программы не должны противоречить принципам развития рыночной системы и препятствовать становлению конкурентного порядка. Это могут быть программы реформирования сельскохозяйственных предприятий; научных исследований; программы по охране окружающей среды, безопасности продовольствия, защиты растений и животных; программы по маркетинговым исследованиям и распространению маркетинговой информации. То есть речь идет о программах, связанных прежде всего с так называемыми «фиасками» рынка.

Проблема доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей может быть частично решена проведением залоговых операций, позволяющих государству регулировать минимальные уровни цен на их продукцию. Под залогом сельскохозяйственной продукции понимаются экономические и правовые отношения, при которых ее производители могут передавать как уже произведенную, так и продукцию будущего урожая под залог, получая займы с правом выкупа продукции в течение нескольких следующих месяцев. Не выкупленная в соответствии с обязательствами продукция становится собственностью залоговой организации (залогодержателя). При проведении залоговых операций с участием государства его представителем может стать Государственный Фонд регулирования агропромышленных рынков, если будет уполномочен на это Правительством. Целью залоговой системы является краткосрочное кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также поддержка их доходов и стабилизация цен на агропромышленных рынках.

Кредиты под залог сельскохозяйственной продукции выдаются по залоговой ставке (в США она равна 85 % среднего уровня рыночных цен на данную продукцию за последние пять лет). Перечень продукции, которая может сдаваться под залог, залоговые ставки, порядок использования поступившей в собственность государства (не выкупленной) сельскохозяйственной продукции и другие условия должны устанавливаться правительством страны. Государство осуществляет руководство также посредством выделения бюджетных ресурсов на кредитование производителей продукции. Оно также кредитует или финансирует затраты по хранению сельскохозяйственной продукции, перешедшей в собственность государства. Такая продукция используется для продажи на агропромышленных рынках с целью регулирования цен, для формирования государственных продовольственных фондов и иных целей.

Правительство страны для поддержания паритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию (поддержки цен и доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей), обеспечения продовольственной безопасности может также устанавливать целевые цены. Это предполагает товаропроизводителям конкретного продукта из бюджета разницы между его рыночной ценой (или залоговой ставкой, если она выше рыночной цены) и целевой ценой (разностные, или дефицитные, платежи). Право на продажу сельскохозяйственной продукции по целевым ценам должны иметь товаропроизводители, участвующие в государственных целевых программах.

Для ограничения монопольной власти предприятий первичной переработки сельскохозяйственной продукции, производственно-технического обслуживания и материально-технического обеспечения, занимающих доминирующее положение на рынке услуг, может применяться регулирование цен. Порядок их регулирования, перечень продукции (услуг), цены на которую подлежат регулированию, должно определять Правительство Беларуси на основании антимонопольного законодательства страны.

Если государство заинтересовано в увеличении объемов производства с вовлечением в оборот худших земель, то затраты по ведению производства в менее выгодных условиях должны компенсироваться через систему прямых дотаций и субсидий. Средства в первую очередь должны предоставляться на программы по снижению издержек производства в этих хозяйствах. Они могут выделяться как из республиканского, так и из местных бюджетов.



Микроэкономическое регулирование сельского хозяйства по предложенным направлениям позволит стимулировать рост производства продукции и избежать больших социальных издержек при проведении реформ.

страница 1

Смотрите также: