| страница 1 ТехноОБРАЗ 2007: Технологии непрерывного образования и саморазвития личности одарённых учащихся и студентов: тезисы докладов VI Междунар. научн. конф., Гродно, 5-6 апреля 2007 г. / Гродн. гос. ун-т; редкол.: В.П.Тарантей (отв. ред.) [и др.]. – Гродно: ГрГУ, 2007. – С. 284-287.
 А.Н.Сендер, Н.А.Вавренчук
 Брест, БрГУ им. А.С.Пушкина Совершенствование работы учителей начальной школы с одарёнными детьми
 Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» – «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность – уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. Эта ситуация объясняется тем, что потенциальная одаренность по отношению к достижениям в разных видах деятельности присуща многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.
 Внесём ясность: «одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности» [2, с.5]. Поэтому одной из приоритетных социальных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей.  В связи с этим требуется серьезная просветительская работа среди учителей и работников народного образования для формирования у них научно адекватных и современных представлений о природе, методах выявления и путях развития одаренности, поскольку «неподготовленные учителя
  
часто не могут разглядеть одарённость ребёнка, не знают его способностей;
 
равнодушны к проблемам высокоинтеллектуальных детей;
 
иногда враждебно настроены по отношению к выдающимся по интеллекту детям, поскольку те создают определённую угрозу учительскому авторитету;
 
используют для одарённых детей тактику количественного увеличения заданий, а не качественных их изменений» [3, с.204].
 
 Об этом свидетельствуют и результаты анкетирования, проведённого среди учителей начальных классов Московского района г.Бреста. Педагогам предлагалось ответить на вопросы, выбрав правильный, на их взгляд, вариант ответа. Проанализируем основные количественные и качественные результаты анкетирования.
 1. Одарённые дети – это дети, которые …  
  
показывают хорошие результаты в учёбе;
 
быстро и правильно выполняют задания;
 
готовы отвечать на каждом уроке;
 
готовы продемонстрировать свои определенные способности (например, по математике и т.д.);
 
быстрее, чем другие, воспринимают материал и лучше запоминают;
 
отличаются неординарным мышлением;
 
имеют творческие способности;
 
могут выполнять сложные задания;
 
задают разные вопросы;
 
(свой вариант ответа)__________________________
 
 Большинство анкетируемых (82%) понимают под термином «одарённость» лишь одну из её составляющих – умственную одарённость. Но «одарённость представляет собой сочетание трёх характеристик:
 
  
интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);
 
творческости;
 
настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу)» [4, с.20].
 
 2. Какие факторы способствуют развитию одарённости?
 
  
создание специальных условий дома, заинтересованность и помощь родителей;
 
совместная работа родителей и педагогов в учебном заведении;
 
обучение детей на высоком уровне сложности;
 
обучение в специальных группах и учреждениях;
 
сложные игры, задания, творческие задачи;
 
всестороннее развитие ребёнка;
 
умственное развитие;
 
индивидуальная работа;
 
умелое руководство развитием ребёнка;
 
(свой вариант ответа) _________________________
 
 Среди опрошенных нет единого представления об организации работы с одарёнными детьми: 35% педагогов видят выход в совместной работе родителей и педагогов в учебном заведении; 30% – во всестороннем развитии ребёнка, а 29% ставят на приоритетное место умелое руководство развитием ребёнка. Всё это свидетельствует о необходимости обеспечения планомерности и систематичности данного процесса, внесения ясности при выборе путей решения проблемы.
 3. Какие трудности Вы испытываете при организации работы с одарёнными детьми? 
  
недостаток профессиональных навыков;
 
отсутствие соответствующих условий в школе;
 
слабая материальна база;
 
большое количество детей в классе;
 
нежелание родителей помогать своим детям;
 
(свой вариант ответа) _________________________
 
 Только 35% анкетируемых смогли «увидеть» истинную причину трудностей работы с одарёнными детьми – недостаток профессиональных навыков; 30% сослались на слабую материальную базу при организации учебного процесса;17% – на отсутствие соответствующих условий в школе; 12% посчитали большое количество детей в классе главной причиной трудностей в своей работе с одарёнными детьми.
 Пути решения данной проблемы мы видим в реализации следующих направлений: 
  
разработка, корректировка, усовершенствование программ для работы с одарёнными детьми;
 
организация и проведение занятий с одарёнными детьми;
 
анализ результативности таких занятий;
 
организация индивидуальной работы с одарёнными детьми;
 
обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одарёнными детьми;
 
разработка методических рекомендаций по организации работы с одарёнными детьми и апробация их в практической деятельности;
 
внедрение новых педагогических технологий организации учебного процесса;
 
совершенствование профессиональной подготовки и самоподготовки педкадров, работающих с одарёнными детьми.
 
 Актуализация вышеперечисленных направлений позволит решить задачу развития одаренных детей и реализовать их потенциальные возможности.
 Литература 1 Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. – М, «Просвещение»,1968. – 432с.
 2 Одарённость: рабочая концепция. М., 1996. – 6 с.  
 3 Психология одарённости детей и подростков /Под ред. Н.С.Лейтеса. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 416 с.
 
 4 Савенков А.И. Одарённый ребёнок дома и в школе. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 272 с.
 
 страница 1
 |