Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:

 Главная   »  
страница 1
ТехноОБРАЗ 2007: Технологии непрерывного образования и саморазвития личности одарённых учащихся и студентов: тезисы докладов VI Междунар. научн. конф., Гродно, 5-6 апреля 2007 г. / Гродн. гос. ун-т; редкол.: В.П.Тарантей (отв. ред.) [и др.]. – Гродно: ГрГУ, 2007. – С. 284-287.
А.Н.Сендер, Н.А.Вавренчук

Брест, БрГУ им. А.С.Пушкина


Совершенствование работы учителей начальной школы с одарёнными детьми
Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» – «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность – уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. Эта ситуация объясняется тем, что потенциальная одаренность по отношению к достижениям в разных видах деятельности присуща многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.

Внесём ясность: «одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности» [2, с.5]. Поэтому одной из приоритетных социальных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей.

В связи с этим требуется серьезная просветительская работа среди учителей и работников народного образования для формирования у них научно адекватных и современных представлений о природе, методах выявления и путях развития одаренности, поскольку «неподготовленные учителя


  • часто не могут разглядеть одарённость ребёнка, не знают его способностей;

  • равнодушны к проблемам высокоинтеллектуальных детей;

  • иногда враждебно настроены по отношению к выдающимся по интеллекту детям, поскольку те создают определённую угрозу учительскому авторитету;

  • используют для одарённых детей тактику количественного увеличения заданий, а не качественных их изменений» [3, с.204].

Об этом свидетельствуют и результаты анкетирования, проведённого среди учителей начальных классов Московского района г.Бреста. Педагогам предлагалось ответить на вопросы, выбрав правильный, на их взгляд, вариант ответа. Проанализируем основные количествен­ные и качественные результаты анкетирования.

1. Одарённые дети – это дети, которые …



  1. показывают хорошие результаты в учёбе;

  2. быстро и правильно выполняют задания;

  3. готовы отвечать на каждом уроке;

  4. готовы продемонстрировать свои определенные способности (например, по математике и т.д.);

  5. быстрее, чем другие, воспринимают материал и лучше запоминают;

  6. отличаются неординарным мышлением;

  7. имеют творческие способности;

  8. могут выполнять сложные задания;

  9. задают разные вопросы;

  10. (свой вариант ответа)__________________________

Большинство анкетируемых (82%) понимают под термином «одарённость» лишь одну из её составляющих – умственную одарённость. Но «одарённость представляет собой сочетание трёх характеристик:

  • интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);

  • творческости;

  • настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу)» [4, с.20].

2. Какие факторы способствуют развитию одарённости?

  1. создание специальных условий дома, заинтересованность и помощь родителей;

  2. совместная работа родителей и педагогов в учебном заведении;

  3. обучение детей на высоком уровне сложности;

  4. обучение в специальных группах и учреждениях;

  5. сложные игры, задания, творческие задачи;

  6. всестороннее развитие ребёнка;

  7. умственное развитие;

  8. индивидуальная работа;

  9. умелое руководство развитием ребёнка;

  10. (свой вариант ответа) _________________________

Среди опрошенных нет единого представления об организации работы с одарёнными детьми: 35% педагогов видят выход в совместной работе родителей и педагогов в учебном заведении; 30% – во всестороннем развитии ребёнка, а 29% ставят на приоритетное место умелое руководство развитием ребёнка. Всё это свидетельствует о необходимости обеспечения планомерности и систематичности данного процесса, внесения ясности при выборе путей решения проблемы.

3. Какие трудности Вы испытываете при организации работы с одарёнными детьми?



  1. недостаток профессиональных навыков;

  2. отсутствие соответствующих условий в школе;

  3. слабая материальна база;

  4. большое количество детей в классе;

  5. нежелание родителей помогать своим детям;

  6. (свой вариант ответа) _________________________

Только 35% анкетируемых смогли «увидеть» истинную причину трудностей работы с одарёнными детьми – недостаток профессиональных навыков; 30% сослались на слабую материальную базу при организации учебного процесса;17% – на отсутствие соответствующих условий в школе; 12% посчитали большое количество детей в классе главной причиной трудностей в своей работе с одарёнными детьми.

Пути решения данной проблемы мы видим в реализации следующих направлений:



  • разработка, корректировка, усовершенствование программ для работы с одарёнными детьми;

  • организация и проведение занятий с одарёнными детьми;

  • анализ результативности таких занятий;

  • организация индивидуальной работы с одарёнными детьми;

  • обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одарёнными детьми;

  • разработка методических рекомендаций по организации работы с одарёнными детьми и апробация их в практической деятельности;

  • внедрение новых педагогических технологий организации учебного процесса;

  • совершенствование профессиональной подготовки и самоподготовки педкадров, работающих с одарёнными детьми.

Актуализация вышеперечисленных направлений позволит решить задачу развития одаренных детей и реализовать их потенциальные возможности.

Литература


1 Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. – М, «Просвещение»,1968. – 432с.

2 Одарённость: рабочая концепция. М., 1996. – 6 с.



3 Психология одарённости детей и подростков /Под ред. Н.С.Лейтеса. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 416 с.

4 Савенков А.И. Одарённый ребёнок дома и в школе. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 272 с.

страница 1

Смотрите также: