Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
АККРЕДИТАЦИЯ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ
О.А.Шарая
профессор кафедры МЛП и КМ
В настоящее время в Республике Казахстан идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство.

Одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Казахстана в новом тысячелетии является интеграция казахстанской системы высшего образования в мировую. Это диктуется необходимостью подготовки высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов, отвечающих современным требованиям мирового рынка и способных внести существенный вклад в развитие казахстанской экономики.

Для скорейшего интегрирования системы высшего образования страны в международное образовательное пространство в динамично изменяющемся мире, необходимо повышать ответственность за качество образовательных услуг. Наиболее распространенной моделью обеспечения качества в высшем образовании является аккредитация.

В новом Законе «Об образовании» отдельная статья 58 посвящена аккредитации, как одному из важнейших инструментов повышения качества образовательных услуг.



Аккредитация организаций образования – это процедура признания аккредитационным органом соответствия образовательных услуг установленным требованиям и стандартам с целью предоставления объективной информации об их качестве и подтверждения наличия эффективных механизмов их усовершенствования.[1].

В Послании Президента Н.А.Назарбаева народу Казахстана 28 февраля 2007 года подчеркивается, что «мы должны добиться предоставления качественных услуг образования по всей стране на уровне мировых стандартов, нам необходимо создать действенную систему аккредитации и аттестации учебных заведений на уровне международных стандартов» [2].

Во исполнение Государственной программы развития образования на 2005-2010 гг. в соответствии с Постановлением Правительства РК (29.04.2005 года, №405) был создан Национальный аккредитационный центр Министерства образования и науки Республики Казахстан (НАЦ МОН РК).

НАЦ МОН РК призван проводить аккредитацию вузов и профессиональных образовательных программ, разрабатывать согласованные критерии и процедуры аккредитации для гармонизации оценки качества с условиями Болонского процесса, участвовать в международных программах по обеспечению качества, осуществлять практическую работу по гармонизации деятельности вузов страны с требованиями европейских и мировых стандартов, на основе внедрения европейских, мировых критериев и процедур аккредитации вузов осуществлять процедуры признания и нострификации документов об образовании, выданных зарубежными организациями образования. Деятельность Национального аккредитационного центра направлена на развитие интеллектуального и духовного потенциала нации, модернизацию высшей школы, безусловное выполнение задач, поставленных Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым по обеспечению конкурентоспособности высшего образования и признанию казахстанского образования мировым сообществом. Миссия НАЦ – проведение институциональной и специализированной аккредитации высших учебных заведений, нострификации и признания документов об образовании, содействие повышению качества высшего образования.

Главными целями Центра являются:

- реализация программы вхождения Республики Казахстан в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира и внедрение модели аккредитации, гармонизированной с международной практикой обеспечения качества образования;

- утверждение высоких стандартов качества организаций образования Республики Казахстан, профессиональных и образовательных программ для повышения конкурентоспособности национальной системы высшего образования.

Задачи Центра:

- разработка стандартов и критериев аккредитации организаций высшего образования;

- институциональная и специализированная аккредитация организаций образования, реализующих образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

- организация и проведение курсов повышения квалификации работников системы образования в области аккредитации;

- изучение мирового опыта и адаптация лучшего мирового опыта аккредитации в систему образования Республики Казахстан;

- участие в международных программах по обеспечению качества образования;

- нострификация и признание документов об образовании, выданных за рубежом.

В настоящее время идет формирование национальной модели аккредитации. При этом старались взять все лучшее из мирового опыта, но переложить это на свое правовое поле.

Необходимость аккредитации в Казахстане обусловлена несколькими причинами:

1) для выполнения соглашений по ЕврАзЭс и СНГ, в соответствии с которыми взаимное признание дипломов высших и средних профессиональных учреждений проводится только для выпускников аккредитованных вузов и колледжей;

2) для защиты прав на образование за рубежом и на международном рынке труда граждан Казахстана – по международным требованиям высшее учебное заведение должно пройти аккредитацию в своей стране, в противном случае его дипломы, даже государственного образца, за рубежом не признаются, в этом случае выпускники наших вузов не смогут продолжить обучение в других странах;

3) для интеграции системы высшего и послевузовского образования Казахстана в Болонский процесс – наличие процедуры аккредитации высших учебных заведений – обязательное условие для вхождения в Болонский процесс;

4) для сотрудничества с международными сетями по качеству образования для обмена информацией и разработки сопоставимых критериев и процедур;

5) для повышения качества образования – в интересах удовлетворенности получения образовательных услуг граждан, общества, государства и для обеспечения международной конкурентоспособности отечественной системы образования;

6) для стимулирования мобильности студентов и преподавателей.

Законодательной базой аккредитации является Закон Республики Казахстан «Об образовании», принятый в июле 2007 года, а правовой – «Правила аккредитации организаций образования», утвержденные Правительством Республики Казахстан.

Аккредитация основана на принципах: добровольности, независимости, объективности, гласности и прозрачности.

По структуре аккредитация подразделяется на: институциональную, подразумевающую аккредитацию учреждения в целом (например, университета, академии, института) и специализированную, предназначенную для аккредитации отдельных образовательных программ (специальностей).

Национальным аккредитационным центром (НАЦ) МОН РК разработана национальная модель аккредитации в Казахстане.



Уполномоченный орган в области образования:

  • создает нормативную правовую базу и механизм аккредитации вузов (утверждает Инструкцию о проведении сертификации аккредитационных органов, стандарты и критерии аккредитации и др.);

  • создает Национальный совет по аккредитации (НСА);

  • проводит сертификацию аккредитационных органов;

  • ведет Реестр сертифицированных аккредитационных органов;

  • ведет Реестр аккредитованных высших учебных заведений.

Аккредитационный орган:

  • создает Аккредитационный совет – консультационно-совещательный орган, который принимает решение об аккредитации вуза;

  • формирует экспертную комиссию для внешней оценки;

  • проводит аккредитацию вузов;

  • утверждает решение Аккредитационного совета;

  • выдает свидетельство об аккредитации вуза сроком на 5 лет;

  • разрабатывает методические пособия и другие материалы по аккредитации;

  • проводит мониторинг аккредитованных вузов.


Этапы аккредитации:

1) Подача заявления об аккредитации (заключение договора с АО);

2) Проведение самооценки (составление отчета о самооценке, представление его в АО);

3) Рассмотрение отчета о самооценке, разработка рекомендаций по отчету)

4) Посещение вуза экспертной комиссией (написание отчета, рекомендаций);

5) Рассмотрение АО отчета и рекомендаций экспертной комиссии, принятие окончательного решения АС;

6) Публикация отчета, подготовленного АО, выдача вузу свидетельства об аккредитации.

На рис. 1 приведена национальная модель институциональной аккредитации в Казахстане в соответствии с международными стандартами.



Рис. 1 Национальная модель аккредитации (разработана НАЦ РК)
Очень важным моментом при проведении аккредитации является состав экспертной комиссии. При аттестации вузов эксперты никогда специально не готовились, а комиссии формировались из представителей вузов. Это приводило к тому, что члены аттестационных комиссий проецировали то, что видели при проверке вузов на то, что и как делается у них. Однако это совсем не означало, что именно это обеспечит качество, т.е отсутствовали гарантии качества. НАЦ планирует подготовить группу внештатных экспертов, владеющих методикой процедуры аккредитации. В настоящее время идет создание ассоциации экспертов, организатором которой является НАЦ.

Планируется следующий состав экспертной комиссии для проведения внешней оценки вуза:

Председатель экспертной комиссии – проректор вуза или профессор.

Эксперт – специально подготовленный преподаватель вуза (профессор, доцент, старший преподаватель).

Международный эксперт, представитель зарубежного аккредитационного агентства.

Представитель работодателя.

Студент, представитель одного из молодежных объединений Казахстана.

Представитель НАЦ РК.

В настоящее время на основе стандартов и руководящих принципов ЕПВО и стандартов американских региональных агентств с участием вузов Казахстана разработаны и утверждены стандарты институциональной аккредитации:

Стандарт 1 – Миссия, цели и задачи

Стандарт 2 – Планирование и эффективность

Стандарт 3 – Руководство и менеджмент

Стандарт 4 – Образовательные программы и их эффективность

Стандарт 5 – Профессорско-преподавательский состав и эффективность и преподавания

Стандарт 6 – Студенты

Стандарт 7 – Научно-исследовательская работа

Стандарт 8 – Финансы

Стандарт 9 – Ресурсы: материально-технические, библиотечные и информационные

Стандарт 10 – Стандарты и критерии институциональной аккредитации.

Основные положения.

Стандарты специализированной аккредитации Республики Казахстан находятся в стадии разработки.

Параллельно с национальной аккредитацией любой вуз Республики Казахстан может пройти международную аккредитацию в одном из аккредитационных агенств. Планируется, что с 2008 года будет осуществляться переход к международной модели аккредитации.


В качестве эксперимента 5 Национальных университетов будут проходить международную аккредитацию по 20 программам за счет средств республиканского бюджета.

Перед вузами, избравшими путь международного признания образовательных программ, стоит непростая задача – выбора аккредитационного агенства.

Самую длительную традицию в аккредитации высших учебных заведений имеют США. Американская система аккредитации образовательных учреждений зародилась в конце XIX столетия, как система противодействия фальшивому образованию, которое стали представлять некоторые новые коммерческие учреждения, фактически продававшие дипломы об образовании и тем самым, наносящие ущерб добропорядочным организациям. Система аккредитации возникла в форме неправительственных добровольных региональных или специализированных по профессиям ассоциаций, предоставляющих подтверждение надежности учреждения образования на основе институциональных аудитов и анализа программ. Эти органы аккредитации не имели, и не имеют в настоящее время, полномочий непосредственно от государства. Но федеральное правительство и правительства штатов полагаются на их аккредитацию для того, чтобы установить преемственность различных форм финансирования. Среди спектра учреждений аккредитации установлено взаимное доверие, что разрешает передачу кредита и допуск к академическим программам. Обзоры учреждений образования используют методологию самообследования и посещений внешними, опытными экспертами для проверки выполнения учреждением или программой минимума пороговых стандартов и критериев, сформулированных органом аккредитации. Существенной особенностью американской системы аккредитации является то, что международная аккредитация в ней практически полностью отсутствует, исключение составляет лишь аккредитация образования медицинских сестер. Несмотря на фактическую национальную замкнутость, это не препятствует системе США оказывать большое влияние на другие страны, развивающие их собственные подходы.

Действующая в США система аккредитации имеет почти столетнюю историю и в настоящее время включает в себя около сотни различных аккредитационных организаций (агентств).

Специализированная аккредитация производится специализированными в отдельных областях знания аккредитационными агентствами, организованными на основе общественно - профессиональных обществ и организаций, таких как ассоциации инженеров, юристов, врачей, библиотечных работников, журналистов или медсестер. Таким образом, специализированная аккредитация носит полностью профессионально-общественный характер. Типичным примером такого специализированного агентства, сфера влияния которого распространяется более, чем на 60 стран мира, является АВЕТ (Accreditation Board for Engineering and Technology – Аккредитационная комиссия США по технике и технологии), представляющая собою ассоциацию, созданную на основе 30 профессиональных инженерных обществ и организаций Соединенных штатов Америки. Департамент образования США и Совет по аккредитации высшего образования признают АВЕТ в качестве единственного агентства, ответственного за аккредитацию образовательных программ, направленных на получение академических степеней в технике, технических технологиях и связанных с техникой областях.

Необходимо отметить, что аккредитацию в АВЕТ проходят только программы, предлагаемые американскими вузами или вузами, находящимися на территории США. АВЕТ проводит оценку инженерного образования и в зарубежных вузах, но следствием такой оценки, которая производится по тем же методике и критериям, как и в американских вузах, является не аккредитация соответствующих программ, а их эквивалентизация. Этот термин означает признание того, что представленные программы существенным образом эквивалентны по содержанию и полученным знаниям, аналогичным аккредитированным программам вузов США, но могут отличаться от них по форме или методике изложения материала [3].

В Европе многие страны интересуются установлением процедур аккредитации, но национальные проявления такого процесса очень разнообразны. Вообще, аккредитация воспринимается в качестве возможных дальнейших шагов в развитии механизмов проверки качества. Проверка качества, которая является системой в большинстве европейских стран в течение приблизительно десяти лет, несомненно, усилила внутреннее усовершенствование, но еще не привела к внешнему санкционированию качества. Так как большинство европейских систем высшего образования управляется государством, учреждения и программы получают их формальное признание непосредственно от государства. В соответствии с увеличением автономии, аккредитация считается возможным ответом на потребность передачи признания учреждений и программ от государства автономным структурам, организующим внешнюю оценку качества. Стимул в этом направлении определен в соответствии с Болонской декларацией. Болонская декларация стремится установить европейское пространство высшего образования, улучшая прозрачность, совместимость и сравнимость европейских систем высшего образования. Аккредитация в этом процессе рассматривается как возможное средство для гарантии выполнения минимальных стандартов качества в европейском масштабе. Болонский процесс, в тоже время ставит задачу соблюдения баланса между национальной автономией и интеграционным европейским подходом. В этом смысле, создание централизованного европейского агентства аккредитации не рассматривается как необходимая задача в ходе реализации Болонского процесса. Тем не менее, европейское сотрудничество, приводящее к общей структуре рекомендаций по развитию минимальных критериев и тестовых эталонов, рассматривается как многообещающий подход [4].

В настоящее время в Европе существует 5 важнейших аккредитационных систем:

- EQUIS/EQUAL/EFMD - Европейская система по улучшению качества;

- WFME – Мировая федерация медицинского образования;

- Euro-Inf – Европейская ассоциация химической отрасли;

- ECTN – Европейская ассоциация химической отрасли (звание евробакалавра);

- ENAEE - Европейская сеть по аккредитации и инженерному образованию.

В Германии в 1998 году был учрежден Совет по аккредитации. В него входят шесть аккредитационных агентств:

- AQUAS - Агентство по гарантии качества и аккредитации образовательных программ;

- ZEvA - Центральное агентство по аттестации и аккредитации;

- ACQUIN - Учреждение по аккредитации, сертификации и гарантии качества;

- ASIIN - Агентство по аккредитации образовательных программ точных наук;

- FIBAA - Фонд по аккредитации международного бизнеса и управления;

- ANPGS - Агентство по аккредитации образовательных программ для специальных образовательных структур, здравоохранения и социальной работы.

Наибольший интерес для технических вузов, желающих пройти специализированную аккредитацию, является агентство по аккредитации образовательных программ точных наук АСИИН (ASIIN).

АСИИН как некоммерческое зарегистрированное объединение имеет с 2002 года аккредитацию Германского Аккредитационного Совета и работает в следующих областях научных знаний:



  • Машиностроение / Технология производственных процессов

  • Строительство и геодезия, архитектура

  • Городское и региональное планирование

  • Физические технологии, материалы и способы их обработки

  • Аграрные науки, науки о питании и экология

  • Физика

  • Электротехника и информационная техника

  • Информатика

  • Экономическая информатика

  • Экономическая инженерия

  • Химия

  • Геонауки

  • Математика

Как предпочтительный партнер ВУЗов при проведении аккредитации образовательных программ в области инженерии, информатики, естественных наук и математики это агентство обладает рядом преимуществ, а именно:

- прочные и широкие контакты АСИИН с научной и экономической сферами;

- тесное сотрудничество поставщиков и потребителей образовательных услуг од крышей АСИИН;

- большой резерв высококвалифицированных аудиторов;

- эффективное и быстрое проведение аккредитационных процедур наряду с их компетентным, клиентоориентированным сопровождением;

- большой диапазон аккредитуемых образовательных программ и особая квалификация агентства в деле проведения аккредитации междисциплинарных образовательных программ;

- широкое международное признание АСИИН в сети международных контактов ( например, ESOEPE – European Standing Observatory for the Engineering Profession and Education / Европейская постоянная наблюдательная комиссия по инженерному образованию), находящая свое отражение в различных партнерских связях в рамках Вашингтонского соглашения в целях получения международного признания аккредитованных образовательных программ и в рамках проекта «Европейский Аккредитованный Инженер –
EUR – ACE» (European Accredited Engineer – EUR-ACE) в целях получения европейского признания аккредитованных образовательных программ.
Аккредитация в России

В России государственную аккредитацию учебных заведений про­водит Министерство образования и науки РФ с 1997 года (с 2004 г. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки) на ос­нове нормативных и правовых актов. Для принятия решений, связан­ных с государственной аттестацией и аккредитацией, Министерством образования создана Аккредитационная коллегия, в состав которой входят представители других министерств и ведомств, совет ректоров, ассоциации негосударственных вузов России, учреждения высшего и среднего профессионального образования. Функция информационно-методического обеспечения работы Аккредитационной коллегии воз­ложена на Национальное аккредитационное агентство в сфере обра­зования Федеральной службы по надзору в сфере образования и нау­ки Российской Федерации.

Для учреждений высшего профессионального образования утвер­ждены одиннадцать показателей государственной аккредитации, ко­торые позволяют провести экспертизу всех основных направлений деятельности вуза, определить его тип и вид. Часть по­казателей дают типовую характеристику и оцениваются экспертным путем (внешняя экспертиза). Оценке подлежат: содержание и качество подготовки; информационно-методическое обеспечение образова­тельного процесса; уровень информатизации вуза; состояние его ма­териально-технической базы и воспитательной работы.

Действующая система показателей для учреждений высшего про­фессионального образования включает в себя количественные и ка­чественные показатели, оцениваемые экспертно в ходе комплексной оценки учебного заведения, где количественно рассматривается как одна из характеристик качества деятельности. Система показателей учитывает также динамику развития учреждения образования за определенный промежуток времени: за последние пять лет и перспективу его стабильности на ближайшие годы.

Закон Российской Федерации «Об образовании» предусматривает существование систем государственной и общественной аккредитации (рис. 2). «...К компетенции государственных органов управления образованием в обязательном порядке относится... государственная аккредитация образовательных учреждений, содействие их общественной аккредитации»
(п. 5 ст. 37).

Общественная аккредитация, в отличие от государственной, выполняющей, в большей степени, функцию контроля, имеет цель способствовать совершенствованию образования и его дальнейшему развитию.



Рис.2 Система аккредитации в России

В России национальная система общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ в области техники и технологий в настоящее время развивается в результате деятельности Ассоциации инженерного образования России (АИОР), согласованной с Министерством образования и науки РФ, а также международными организациями.

Деятельность АИОР направлена на международное признание российских инженерных программ путем вступления России в Вашингтонское соглашение и активного участия в формировании общеевропейской системы аккредитации в рамках Болонского процесса совместно с такими организациями как FЕANI, SEFI, Еuropean Standing Observatory for the Engi-neering Profession and Education (ESOEPE), European Network for Quality of Higher Engineering Education for Industry (ENQHEEI), и другими структурами.

Международное признание образовательных программ и инженерных квалификаций основано на сопоставлении и согласовании критериев качества подготовки специалистов и процедур аккредитации и сертификации в различных странах.

В соответствии с Соглашением между Минобразования РФ и Ассоциацией инженерного образования России от 21.10.2002 г. АИОР разработаны и согласованы с международными организациями критерии и процедуры общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ в области техники и технологий. Создан Аккредитационный центр (АЦ) АИОР (www.ac-raee.ru), сформирован Аккредитационный совет, а также комиссии по группам направлений подготовки специалистов в области техники и технологий, подготовлены и сертифицированы эксперты из представителей науки, промышленности и высшей школы.

В 2003 году АЦ АИОР проведена аккредитация 12 образовательных программ подготовки бакалавров в 6 технических университетах с участием представителей стран — членов Вашингтонского соглашения и Министерства образования РФ. Сроком на пять лет аккредитованы программы подготовки бакалавров в области техники и технологий в Алтайском государственном техническом университете им. И. И. Ползунова (АлтГТУ) —552900 «Технология, оборудование и автоматизация машиностроительных производств», Красноярском государственном техническом университете (КГТУ) — 552500 «Радиотехника», Таганрогском государственном радиотехническом университете (ТГРУ) — 552800 «Информатика и вычислительная техника» и 550700 «Электроника и микроэлектроника», Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете (ЛЭТИ) — 550200 «Автоматизация и управление», 550700 «Электроника и микроэлектроника», 552800 «Информатика и вычислительная техника» и 553400 «Биомедицинская инженерия», Московском государственном институте электронной техники (МИЭТ) — 550700 «Электроника и микроэлектроника» и 552800 «Информатика и вычислительная техника», Томском политехническом университете (ТПУ) — 552800 «Информатика и вычислительная техника» и 551300 «Электротехника, электромеханика, электротехнологии».

Результаты общественно-профессиональной аккредитации доложены Ассоциацией инженерного образования России на International Engineering Meeting-2003 (Rotorua, New Zeland, 2003 г.) и направлены в различные российские и международные организации.

В ближайшие пять лет АИОР будет принимать заявки на общественно-профессиональную аккредитацию лучших программ подготовки бакалавров, дипломированных специалистов и магистров в области техники и технологий в российских вузах (но не более 5–10 % от общего количества инженерных программ).

Международное признание аккредитованных АИОР программ послужит стимулом для интеграции российской системы инженерного образования с мировой образовательной системой, в том числе в рамках Болонского процесса в Европе. В 2004–2005 гг. АИОР совместно с рядом европейских инженерных организаций (FEANI, SEFI, ESOEPE, ENQHEEI) и национальными аккредитующими организациями, такими как CТI (Франция), EC (Великобритания), ASIIN (Германия), CoPY (Италия), IEI (Ирландия), OE (Португалия) в рамках программ SOCRATES/TEMPUS выполнил проект
EUR-ACE по разработке основ создания единой системы аккредитации инженерных программ в Европе. Результаты проекта докладывались в 2005 г. в Бергене (Норвегия) на очередной встрече Министров образования стран — участниц Болонского процесса.

С целью содействия международному признанию результатов интеллектуальной деятельности российских вузов в 2002 году в России создан Фонд содействия международной аккредитации и сертификации в области образования и наукоемких технологий (Фонд МАСС). Учредителями фонда выступили Российская академия наук, Ассоциация технических университетов и Ассоциация инженерного образования России.

Основной задачей Фонда МАСС является содействие созданию и международной сертификации систем менеджмента качества, аккредитации образовательных программ российских вузов, сертификации преподавателей высшей школы и специалистов с высшим профессиональным образованием

По соглашению между Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзором) и Ассоциацией инженерного образования России, АИОР ведет работу по развитию национальной системы общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ в области техники и технологий. Работая в сотрудничестве с ведущими зарубежными и международными организациями. Ассоциация совершенствует эту систему, ставя конечной целью присоединение к Вашингтонскому соглашению о взаимном признании национальных систем аккредитации инженерных программ и интеграцию в Европейскую систему обеспечения качества инженерного образования.

С 2006 г. АИОР входит в Европейскую сеть аккредитации инженерного образования (ENAEE) и имеет право присуждения знака EUR-ACE по результатам национальной аккредитации, а с июня 2007 года ассоциация принята ассоциированным членом Вашингтонского соглашения.

Аккредитация образовательных программ позволяет высшему учебному заведению:



  • продемонстрировать приверженность качеству образовательных услуг и подготовки специалистов;

  • получить независимую оценку качества образовательных программ и подготовки специалистов;

  • получить рекомендации по совершенствованию образовательных программ;

  • публично заявить о высоком уровне качества подготовки специалистов;

  • повысить конкурентоспособность на российском рынке образовательных услуг;

  • завоевать и укрепить свои позиции на международном рынке образовательных услуг;

  • обеспечить и улучшить трудоустройство выпускников.

Список программ, аккредитованных АИОР, публикуется в российских и зарубежных средствах массовой информации, направляется в Министерство образования РФ, распространяется среди организаций – участниц Вашингтонского соглашения, членов Европейской постоянной наблюдательной комиссии по инженерной профессии и образованию (ESOEPE), Европейской сети обеспечения качества инженерного образования для промышленности (ENQHEEI).

Качеству подготовки специалистов с высшим образованием во всем мире уделяется очень большое внимание. Этому есть много причин и одной из главных является вызов, диктуемый глобализацией. Казахстанские ВУЗы должны направить свои усилия на подготовку и успешное прохождение международной аккредитации.


Список литературы


1. Закон Республики Казахстан «Об образовании» // Казахстанская правда,
27 июля 2007 г.

2. Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана « Новый Казахстан в новом мире» от 28 февраля 2007 года // Казахстанская правда,


28 февраля 2007г.

3. Мотова Г.Н., Наводнов В.Г., Куклин В.Ж., Савельев Б.С. Системы аккредитации за рубежом. М., 1998. 180 с.

4. Мотова Г. К вопросу о международной аккредитации // Вестник высшей школы «Alma mater» . 2003. №1. С37.

5. Сайт штаб-квартиры Вашингтонского соглашения: http://www.washingtonaccord.org/.

6. SEFI's Position on Engineering Education Acreditation in Europe: http://www.ntb.ch/SEFI/Accreditation_2001.pdf.

7. Сайт Европейской федерации национальных инженерных ассоциаций (European Federation of National Engineering Associations – FEANI): http://www.feani.org/.

8. Сайт АВЕТ: http://www.abet.org/recognized_programs.shtml

9. Сайт АИОР http://www/aeer.cctpu.edu.ru/index.phtml



10. Сайт Аккредитационного центра АИОР http://www.as-raee.ru

страница 1

Смотрите также: