страница 1 
                   АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»
 
 Образец
 
 Для  итоговой аттестации выпускников основной школы  
 
 Биология  
  - 
 Структура экзамена
    
 Экзамен состоит из теста и практической части 
Тест состоит из 30 заданий . В каждом вопросе 4 варианта ответа, из них только один правильный. Учащимся необходимо выбрать один правильный ответ. Тест направлен на проверку основных разделов экспериментальной учебной программы по биологии: 
  - 
 Ботаника
  - 
 Зоология
  - 
 Анатомия
  - 
 Общая биология 
    
 Тест имеет следующую структуру:
 Раздел «Ботаника». В этом разделе рассматриваются задания, проверяющие знания о вегетативных органах растений: корня, стебля, листа;генеративных органах растений: строение цветка, плода; классификаций растений: низшие и высшие споровые растения.Всего заданий 6, из них 3 задания на воспоизведение знаний, 2 задания на применение и 1 задание на интеграцию знаний.
 Раздел «Зоология». В этом разделе рассматриваются задания, проверяющие знания о беспозвоночных животных: тип простейших, кишечнополостные, тип плоских, круглых и кольчатых червей, тип членистоногих; позвоночных животных: класс рыбы, класс пресмыкающиеся, земноводные и млекопитающие.Всего заданий 7, из них 2 задания на воспроизведение знаний, 4 задания на применение и 1 задание на интеграцию знаний.
 Раздел «Анатомия».В этом разделе рассматриваются задания, проверяющие знания, касающиеся согласованности функций системы органов в организме человека: строение нервной системы, функции центральной нервной системы, внутренняя секреция, гормоны ; органов чувств: органы слуха и зрения; внутренней среды организма: кровь, лимфа; сердечно – сосудистой системы: сердце, кровеносные сосуды; дыхательной системы: органов дыхания; пищеварительной системы:органов пищеварения; выделительной системы: органов выделения.Всего заданий 9, из них 4 задания на воспроизведение знаний, 3 задания на применение и 2 задания на интеграцию знаний.  
 Раздел «Общая биология». В этом разделе рассматриваются задания, проверяющие знания об обмене веществ: энергетический обмен; основных частях клетки, их строении и функциях: клеточная мембрана, цитоплазма, органоиды клетки; генетике: закономерностях наследственности, генетики пола, наследственные заболевания; движущих сил эволюции: естественный отбор; виде, критерии вида: вид, критерии вида, популяция; основных путях и направлениях эволюции: биологический прогресс, биологический регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Всего заданий 8, из них 1 задание на воспроизведение, 3 задания на применение и 4 задания на интеграцию знаний.
 Практическая часть экзаменационной работы, включает в себя 2 задачи из 3-х тем:  
  - 
 Цитология
  - 
 Генетика
  - 
 Пластический и энергетический обмену
    
 
 2. Критерии оценивания
За каждый правильный ответ теста выставляется -1 балл,  
за неправильный ответ – 0 баллов. 
 
Каждая задача практической части оценивается в 5 баллов. Итого за 2 задачи учащийся получает 10 баллов.  
 Критерии оценивания практической части:
        
 Характеристика задания (задачи)
  |   
 
 
  |   
 
 
  |      
 
 Пластический и энергетический обмен
 
 (5 max)
 
  |   
 0
  |   
 Учащийся не достиг ни одного из критериев, описанных ниже.
  |      
 1
  |   
 Учащийся правильно записывает уравнения бескислородного расщепления глюкозы.
  |      
 2
  |   
 Учащийся правильно записывают уравнения бескислородного расщепления глюкозы и уравнения кислородного расщепления глюкозы.
  |      
 3
  |   
 Учащийся правильно записывают уравнения бескислородного расщепления глюкозы и уравнения кислородного расщепления глюкозы; правильно определяет количество молей молочной кислоты и количество молей углекислого газа.
  |      
 4
  |   
 Учащийся правильно записывают уравнения бескислородного расщепления глюкозы и уравнения кислородного расщепления глюкозы; правильно определяет количество молей молочной кислоты и количество молей углекислого газа; правильно определяет, сколько молей АТФ при этом было синтезировано.
  |      
 5
  |   
 Учащийся правильно записывают уравнения бескислородного расщепления глюкозы и уравнения кислородного расщепления глюкозы; правильно определяет количество молей молочной кислоты и количество молей углекислого газа; правильно определяет, сколько молей АТФ при этом было синтезировано; правильно определяет сколько молей молекулярного кислорода было израсходовано на окисление образовавшейся при этом молочной кислоты.
  |      
 
 Генетика
 
 (5 max)
 
  |   
 0
  |   
 Учащийся не достиг ни одного из критериев, описанных ниже.
  |      
 1
  |   
 Учащийся правильно определил тип наследования.
  |      
 2
  |   
 Учащийся правильно определил тип наследования, правильно начертил генетическую карту.
  |      
 3
  |   
 Учащийся правильно определил тип наследования, правильно начертил генетическую карту; умеет правильно составлять схему скрещивания, учитывая все ее условные обозначения.
  |      
 4
  |   
 Учащийся правильно определил тип наследования, правильно начертил генетическую карту; умеет правильно составлять схему скрещивания, учитывая все ее условные обозначения; правильно может определить генотип родителей.
  |      
 5
  |   
 Учащийся правильно определил тип наследования, правильно начертил генетическую карту; умеет правильно составлять схему скрещивания, учитывая все ее условные обозначения; правильно может определить генотип родителей, генотип второго поколения.
  |      
 
 Цитология
 
 (5 max)
 
  |   
 0
  |   
 Учащийся не достиг ни одного из критериев, описанных ниже.
  |      
 1
  |   
 Учащийся правильно записывает последовательность нуклеотидов левой цепи ДНК.
  |      
 2
  |   
 Учащийся правильно записывает последовательность нуклеотидов левой цепи ДНК; находит правильно процентный состав нуклеотидов.
  |      
 3
  |   
 Учащийся правильно записывает последовательность нуклеотидов левой цепи ДНК; находит правильно процентный состав нуклеотидов; определяет длину молекулы ДНК.
  |      
 4
  |   
 Учащийся правильно записывает последовательность нуклеотидов левой цепи ДНК; находит правильно процентный состав нуклеотидов; определяет длину молекулы ДНК; по принципу комплементарности может построить и-РНК.
  |      
 5
  |   
 Учащийся правильно записывает последовательность нуклеотидов левой цепи ДНК; находит правильно процентный состав нуклеотидов; определяет длину молекулы ДНК по принципу комплементарности может т построить и-РНК; может определить аминокислотную последовательность белка.
  |       
 3. Время проведения экзаменационной работы:  
Тест- 45 минут 
Практическая часть - 1 час.
 4.Шкала перевода баллов в оценку:
 
40- баллов -максимальный балл.  
«5»-89-100% 36-40 баллов.
 
«4»-72-88% 29-35 баллов.  
«3»-55-71% 22-28 баллов.
 
«2»- 54 и ниже.  21 балл и ниже.   
 
 Пример тестовых заданий  
 
 Тест  
  - 
 Вегетативные почки состоят из:
    
 A) зачаточного стебля и зачаточных листьев;
B) зачаточного стебля и бутонов; 
C) зачаточного корня и стебля;
 
D) зачаточного стебля и семядоля.  
 
 
 2. Сухой плод с длинной тонкой перегородкой, разделяющий его полость на две камеры:
A) боб;
  
 B) коробочка;
C) стручок; 
D) семянка.
 
 3. Строение водорослей характеризуется:
 
А) наличием настоящих тканей и органов; 
B) появлением настоящих корней;
 
C) наличием таллома (тела недифференцированного на ткани и органы); 
D) появлением проводящих тканей.
 
 4. Плауновидные и хвощевидные размножаются:
 
A) вегетативно; 
B) спорами;
 
C) половым путем;  
D) все верно.
 
 5. Выберите правильное сочетание для семейства злаковых:
 
A) кукуруза, овес, лен; 
B) пшеница, рожь, гречиха;
 
C) пшеница, кукуруза, ковыль; 
D) рожь, кукуруза, баобаб.
 
 6. Формула цветка яблони:
 
A) Ч(5) Л5 Т∞ П(5); 
B) Ч3+3Т3+3 П(3);
 
C) Ч0Л (5)Т(5)П(2); 
D) Ч(5) Л3+(2) Т(9)+1 П1;
 
 7. К классу Корненожек относятся:
 
А) амеба обыкновенная; 
В) эвглена зеленая;
 
С) инфузория туфелька; 
D) вольвокс.
 
 8. Мышцы плоских червей, регулирующие движение внутреннего слоя:
 
A) кольцевые; 
B) гладкие;
 
C) продолговатые; 
D) поперечные.
 
 9. Насекомые, имеющие колюще-сосущий ротовой аппарат:
 
A) бабочка; 
B) муха;
 
C) жук;
  
 D) комар.
 
 10. Орган, при помощи которого рыба меняет свой вес, перемещается из одного горизонта воды в другой:
A) печень; 
B) мочевой пузырь;
 
C) боковая линия; 
D) плавательный пузырь.
 
 11. Органы, не относящиеся к дыхательной системе пресмыкающихся:
 
A) гортань; 
B) жаберные лепестки;
 
C) трахеи; 
D) легкие.
 
 12. Наука, изучающая, птиц называется:
 
A) гельминтология; 
B) ихтиология;
 
C) герпетология; 
D) орнитология.
 
 13.Пищеварительная система млекопитающих состоит из:  
 
A) ротовой полости, желудка (сосательного), кишечника, открываю наружу анальным отверстием;  
B) кишечной полости, выстланной энтодермальными клетками;
 
C) ротовой полости, пищевода, желудка (только жевательного), кишечника, открывающегося наружу анальным отверстием.  
D) ротовой полости, глотки, пищевода, желудка, кишечника, открывающегося наружу анальным отверстием.
 
 14. К функции вегетативной нервной системы не относят:
 
A) движение скелетной мускулатуры; 
B) поддержание тонуса сосудов;
 
C) биение сердца; 
D) перистальтические сокращения кишечника.
 
 15. В опыте И.П.Павлова с собаками при сочетании раздражения светом и кормления, происходило возникновение возбуждения в:
 
A) зрительной зоне и пищевом центре; 
B) слуховой зоне и пищевом центре;
 
C) обонятельной зоне и пищевом центре; 
D) вкусовой зоне и пищевом центре.
 
 16. Укажите из приведенных ниже утверждений неверное, касающихся свойств гормонов:
 
A) действуют только на живые клетки, действие их строго специфично; 
B) обеспечивают быструю и точную реакцию;
 
C) обладают высокой биологической активностью, оказывают действие в очень низших концентрациях; 
D) орган, на который действует гормон, может быть расположен далеко от железы. 
 
 17. Три слуховые косточки находятся:
 
A) на верхнечелюстной кости; 
B) в наружном ухе;
 
C) в среднем ухе; 
D) во внутреннем ухе.
 
 18.Если резус-положительную (Rh+) кровь перелить женщине, имеющей резус-отрицательную (Rh) кровь и которой ранее не делалось переливание крови, то:
 
A) в организме женщины будут образовываться Rh-антитела;  
B) в результате несовместимости крови произойдет агглютинация эритроцитов и наступит смерть;
 
C) не будет наблюдать никакого непосредственного или отдаленного эффекта; 
D) если женщина беременна, то никаких последствий не будет. 
 
 19. К функциям кровообращения не относят:
 
A) снабжение клеток кислородом, питательными веществами, водой; 
B) выведение углекислого газа и других конечных продуктов обмена;
 
C) осуществление гуморальной связи; 
D) расщепление сложных питательных веществ в более простые.
 
 20. Орган дыхания, имеющий альвеолы:
 
A) гортань; 
B) легкие;
 
C) трахея; 
D) полость носа.
 
 21. Всасывание – это процесс:
 
A) расщепления сложных веществ на простые; 
B) образования растворимых питательных веществ;
 
C) прохождения веществ через слой или ряд слоев клеток пищеварительного тракта в кровь и лимфу; 
D) обезвреживание ядовитых веществ в печени.
 
 22.Органы человека участвуют в удалении из организма вредных веществ:
 
A) печень, желудок, почки; 
B) кожа, легкие, конечный отдел пищеварительной системы, мочевыделительная система;
 
C) легкие и мочеточники 
D) почки, мочевой пузырь
 
 23.Гликолиз происходит:  
 
A) в цитоплазме только у аэробных организмов; 
B) в митохондриях у аэробных организмов;
 
C) в цитоплазме у аэробных и анаэробных организмов;  
D) в ядре 
 
 24.Составная часть клетки, выполняющая основные химические и физиологические процессы:  
 
A) плазматическая мембрана; 
B) органоиды;
 
C) ядро;
  
 D) цитоплазма;
 
 25.У дрозофилы серый цвет тела (В) доминирует над черным (в). При скрещивании серой мухи с черной все потомство имело серую окраску. Определите генотип родителей:  
A) ВВ и вв; 
B) Вв и вв
 
C) ВВ и ВВ; 
D) вв и вв.
 
 26. Набор хромосом женской яйцеклетки:
 
A) 22 аутосомы и Х; 
B) 22 аутосомы и У;
 
C) 22 аутосомы и ХО; 
D) 22 аутосомы и ХУ.
 
 27. Рецессивный ген, обусловливающий цветовую слепоту (дальтонизм), локализован в Х-хромосоме. Определите генотипы женщины и мужчины, страдающих дальтонизмом:  
 
A) женщинаXDXD, мужчинаXDY 
B) женщинаXDXD, мужчинаXdY
 
C) женщина XDXD, мужчинаXDY 
D) женщина ХdXd, мужчинаXdY
 
 28. Элементарный материал для эволюции:
 
A) генофонд особей популяции; 
B) генотип отдельной особи в популяции;
 
C) фенотип отдельной особи в популяции; 
D) генотипическая изменчивость особей популяции. 
 
 29. Аллопатрическое видообразование связано с:
 
A) пространственной изоляцией популяций; 
B) изменением ареала вида;
 
C) изменением экологической ниши вида; 
D) быстрым увеличением хромосомного набора особей под действием мутагенных факторов и при ошибках в процессе деления клеток. 
 
 30. Примером идиоадаптации является:  
 
A) защитная окраска, приспособление семян к рассеиванию, превращение листьев в колючки; 
B) защитная окраска, приспособление семян к рассеиванию, двойное оплодотворение; 
 
C) защитная окраска, появление двухкамерного сердца, двойное оплодотворение; 
 
 D) двойное оплодотворение, превращение листьев в колючки, появление двухкамерного сердца. 
 Ответы
 
 Вариант 1
        
 Номер вопроса
  |   
 ответ
  |   
 Номер вопроса
  |   
 ответ
  |      
 1
  |   
 А
  |   
 16
  |   
 В
  |      
 2
  |   
 С
  |   
 17
  |   
 С
  |      
 3
  |   
 С
  |   
 18
  |   
 В
  |      
 4
  |   
 В
  |   
 19
  |   
 D
  |      
 5
  |   
 С
  |   
 20
  |   
 В
  |      
 6
  |   
 А
  |   
 21
  |   
 С
  |      
 7
  |   
 А
  |   
 22
  |   
 В
  |      
 8
  |   
 В
  |   
 23
  |   
 В
  |      
 9
  |   
 D
  |   
 24
  |   
 D
  |      
 10
  |   
 D
  |   
 25
  |   
 А
  |      
 11
  |   
 В
  |   
 26
  |   
 А
  |      
 12
  |   
 D
  |   
 27
  |   
 D
  |      
 13
  |   
 D
  |   
 28
  |   
 А
  |      
 14
  |   
 А
  |   
 29
  |   
 А
  |      
 15
  |   
 А
  |   
 30
  |   
 А
  |      
 Пример практической работы
 
 9 класс
 
  - 
 Задача по цитологии (максимальный балл за выполнение-5):
    
 Фрагмент правой цепи ДНК имеет следующий нуклеотидный состав: ГГГЦАТААЦГЦТ...
a) определите порядок чередования нуклеотидов в левой цепи ДНК 
b) определите процент содержания каждого нуклеотида в данном фрагменте.
 
c) какова длина данного фрагмента молекулы ДНК 
d) по данному фрагменту молекулы ДНК, определите последовательность синтеза и-РНК
 
e) определите какую информацию об аминокислотах содержит правая цепь ДНК 
 
 2. Задача по генетике (максимальный балл за выполнение-5):
 Шестипалый мужчина женился на женщине с нормальным количеством пальцев. Определите характер наследования и определите генотипы всех членов семьи, если от этого брака родилось трое детей: две дочери с полидактилией и здоровый сын. Одна из дочерей вышла замуж за мужчину с нормальным числом пальцев, у них родилось два сына, один из которых имел по 6 пальцев и дочь с нормальным количеством пальцев.
а) определите характер наследования; 
b) определите генотипы родителей;
 
c) определите генотипы детей первого поколения; 
d) определите генотипы детей второго поколения;
 
e) начертите генеологическую карту данной родословной. 
  - 
 Задача по пластическому и энергетическому обмену (максимальный балл за выполнение-5):
    
 В процессе диссимиляции произошло расщепление 7 моль глюкозы, из которых полному (кислородному) расщеплению подверглось только 2 моль. Определите:
а) напишите уравнения реакции анаэробного расщепления 
b) напишите уравнение полного расщепления глюкозы
 
c) сколько молей молочной кислоты и углекислого газа при этом образовано; 
d) сколько молей АТФ при этом синтезировано; 
 
e) сколько молей кислорода израсходовано на окисление образовавшейся при этом молочной кислоты.   
 
 Практическая работа
 
 9 класс
 
  - 
 Задача по цитологии (максимальный балл за выполнение-5):
    
 Фрагмент правой цепи ДНК имеет следующий нуклеотидный состав: ГГГЦАТААЦГЦТ...
a) определите порядок чередования нуклеотидов в левой цепи ДНК 
b) определите процент содержания каждого нуклеотида в данном фрагменте.
 
c) какова длина данного фрагмента молекулы ДНК 
d) по данному фрагменту молекулы ДНК, определите последовательность синтеза и-РНК
 
e) определите какую информацию об аминокислотах содержит правая цепь ДНК 
 
 2. Задача по генетике (максимальный балл за выполнение-5):
 Шестипалый мужчина женился на женщине с нормальным количеством пальцев. Определите характер наследования и определите генотипы всех членов семьи, если от этого брака родилось трое детей: две дочери с полидактилией и здоровый сын. Одна из дочерей вышла замуж за мужчину с нормальным числом пальцев, у них родилось два сына, один из которых имел по 6 пальцев и дочь с нормальным количеством пальцев.
а) определите характер наследования; 
b) определите генотипы родителей;
 
c) определите генотипы детей первого поколения; 
d) определите генотипы детей второго поколения;
 
e) начертите генеологическую карту данной родословной. 
  - 
 Задача по пластическому и энергетическому обмену (максимальный балл за выполнение-5):
    
В процессе диссимиляции произошло расщепление 7 моль глюкозы, из которых полному (кислородному) расщеплению подверглось только 2 моль. Определите: 
 а) напишите уравнения реакции анаэробного расщепления
b) напишите уравнение полного расщепления глюкозы 
c) сколько молей молочной кислоты и углекислого газа при этом образовано;
 
d) сколько молей АТФ при этом синтезировано;  
e) сколько молей кислорода израсходовано на окисление образовавшейся при этом молочной кислоты.
 Решение:
 
   - 
 Задача по цитологии
    
 1). По принципу комплементарности строим левую цепь ДНК: правая цепь Г-Г-Г-Ц-А-Т-А-А-Ц-Г-Ц-Т- ... левая цепь Ц-Ц-Ц-Г-Т-А-Т-Т-Г-Ц-Г-А- ...
2). Так как молекула ДНК двухцепочная, следовательно, ее длина равна длине одной цепи. 
Один нуклеотид занимает в молекуле ДНК 0,34 нм. Отсюда длина данного фрагмента:
 
0,34 нм х 12 = 4,08 нм 
3). Всего в данном фрагменте молекулы ДНК будет 24 нуклеотида.
 
Из них А = 5, или 20,8% 
 
 По правилу Чаргаффа А + Г = Т+Ц, А = Т, Г=Ц
Тогда Т = А — 20,8% 
Г + Ц = 24 — 10=14;
 
Г = Ц = 7, или 29,2% 
 
 Ответ: А = 20,8%; Т = 20,8%; Г = 29,2%; Ц = 29,2%.
 Решение:  
 
  - 
 Задача по генетике  
    
 Х
Фенотип норм кол пальцев Полидактилия 
Генотип аа ХХ Аа ХУ 
 
Гаметы а Х АХ 
а Х аУ 
 F 1: АаХХ, аа, Аа, аа 
 
 Полидакт дев - АаХХ;
Здоров. Мальч.- ааХУ 
 Решение:  
Х
 Фенотип полидактилия здоров 
 
 Генотип Аа ХХ аа ХУ 
Гаметы А Х аХ 
а Х а У
 F 1: АаХУ, АаХХ, ааХХ, ааХУ,  
 
 Ответ:  
Здоров мальч – ааХУ 
Полидакт мальч.- АаХУ
 
Полидакт дев.- АаХХ 
Здоров. Дев. - ааХХ
 Решение:
   - 
 Задача по пластическому и энергетическому обмену  
    
 1) Из 7 моль глюкозы 2 подверглись полному расщеплению, 5 – не полому (7-2=5): 
2) составляем уравнение неполного расщепления 5 моль глюкозы; 5C6H12O6 + 5•2H3PO4 + 5•2АДФ = 5•2C3H6O3 + 5•2АТФ + 5•2H2O;   
3) составляет суммарное уравнение полного расщепления 2 моль глюкозы: 2С6H12O6 + 2•6O2 +2•38H3PO4 + 2•38АДФ = 2•6CO2+2•38АТФ + 2•6H2O + 2•38H2O;  
 
4) суммируем количество АТФ: (2•38) + (5•2) = 86 моль АТФ; 5) определяем количество энергии в молекулах АТФ: 86•40кДж = 3440 кДж. 
 
 Ответ:
а) 10 моль молочной кислоты, 12 моль CO2;  
б) 86 моль АТФ;
 
в) 3440 кДж, в форме энергии химической связи макроэргических связей в молекуле АТФ;  
 
 г) 12 моль О2
  страница 1 
 |