страница 1 АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»
Образец
Для итоговой аттестации выпускников основной школы
Биология
-
Структура экзамена
Экзамен состоит из теста и практической части
Тест состоит из 30 заданий . В каждом вопросе 4 варианта ответа, из них только один правильный. Учащимся необходимо выбрать один правильный ответ. Тест направлен на проверку основных разделов экспериментальной учебной программы по биологии:
-
Ботаника
-
Зоология
-
Анатомия
-
Общая биология
Тест имеет следующую структуру:
Раздел «Ботаника». В этом разделе рассматриваются задания, проверяющие знания о вегетативных органах растений: корня, стебля, листа;генеративных органах растений: строение цветка, плода; классификаций растений: низшие и высшие споровые растения.Всего заданий 6, из них 3 задания на воспоизведение знаний, 2 задания на применение и 1 задание на интеграцию знаний.
Раздел «Зоология». В этом разделе рассматриваются задания, проверяющие знания о беспозвоночных животных: тип простейших, кишечнополостные, тип плоских, круглых и кольчатых червей, тип членистоногих; позвоночных животных: класс рыбы, класс пресмыкающиеся, земноводные и млекопитающие.Всего заданий 7, из них 2 задания на воспроизведение знаний, 4 задания на применение и 1 задание на интеграцию знаний.
Раздел «Анатомия».В этом разделе рассматриваются задания, проверяющие знания, касающиеся согласованности функций системы органов в организме человека: строение нервной системы, функции центральной нервной системы, внутренняя секреция, гормоны ; органов чувств: органы слуха и зрения; внутренней среды организма: кровь, лимфа; сердечно – сосудистой системы: сердце, кровеносные сосуды; дыхательной системы: органов дыхания; пищеварительной системы:органов пищеварения; выделительной системы: органов выделения.Всего заданий 9, из них 4 задания на воспроизведение знаний, 3 задания на применение и 2 задания на интеграцию знаний.
Раздел «Общая биология». В этом разделе рассматриваются задания, проверяющие знания об обмене веществ: энергетический обмен; основных частях клетки, их строении и функциях: клеточная мембрана, цитоплазма, органоиды клетки; генетике: закономерностях наследственности, генетики пола, наследственные заболевания; движущих сил эволюции: естественный отбор; виде, критерии вида: вид, критерии вида, популяция; основных путях и направлениях эволюции: биологический прогресс, биологический регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Всего заданий 8, из них 1 задание на воспроизведение, 3 задания на применение и 4 задания на интеграцию знаний.
Практическая часть экзаменационной работы, включает в себя 2 задачи из 3-х тем:
-
Цитология
-
Генетика
-
Пластический и энергетический обмену
2. Критерии оценивания
За каждый правильный ответ теста выставляется -1 балл,
за неправильный ответ – 0 баллов.
Каждая задача практической части оценивается в 5 баллов. Итого за 2 задачи учащийся получает 10 баллов.
Критерии оценивания практической части:
Характеристика задания (задачи)
|
|
|
Пластический и энергетический обмен
(5 max)
|
0
|
Учащийся не достиг ни одного из критериев, описанных ниже.
|
1
|
Учащийся правильно записывает уравнения бескислородного расщепления глюкозы.
|
2
|
Учащийся правильно записывают уравнения бескислородного расщепления глюкозы и уравнения кислородного расщепления глюкозы.
|
3
|
Учащийся правильно записывают уравнения бескислородного расщепления глюкозы и уравнения кислородного расщепления глюкозы; правильно определяет количество молей молочной кислоты и количество молей углекислого газа.
|
4
|
Учащийся правильно записывают уравнения бескислородного расщепления глюкозы и уравнения кислородного расщепления глюкозы; правильно определяет количество молей молочной кислоты и количество молей углекислого газа; правильно определяет, сколько молей АТФ при этом было синтезировано.
|
5
|
Учащийся правильно записывают уравнения бескислородного расщепления глюкозы и уравнения кислородного расщепления глюкозы; правильно определяет количество молей молочной кислоты и количество молей углекислого газа; правильно определяет, сколько молей АТФ при этом было синтезировано; правильно определяет сколько молей молекулярного кислорода было израсходовано на окисление образовавшейся при этом молочной кислоты.
|
Генетика
(5 max)
|
0
|
Учащийся не достиг ни одного из критериев, описанных ниже.
|
1
|
Учащийся правильно определил тип наследования.
|
2
|
Учащийся правильно определил тип наследования, правильно начертил генетическую карту.
|
3
|
Учащийся правильно определил тип наследования, правильно начертил генетическую карту; умеет правильно составлять схему скрещивания, учитывая все ее условные обозначения.
|
4
|
Учащийся правильно определил тип наследования, правильно начертил генетическую карту; умеет правильно составлять схему скрещивания, учитывая все ее условные обозначения; правильно может определить генотип родителей.
|
5
|
Учащийся правильно определил тип наследования, правильно начертил генетическую карту; умеет правильно составлять схему скрещивания, учитывая все ее условные обозначения; правильно может определить генотип родителей, генотип второго поколения.
|
Цитология
(5 max)
|
0
|
Учащийся не достиг ни одного из критериев, описанных ниже.
|
1
|
Учащийся правильно записывает последовательность нуклеотидов левой цепи ДНК.
|
2
|
Учащийся правильно записывает последовательность нуклеотидов левой цепи ДНК; находит правильно процентный состав нуклеотидов.
|
3
|
Учащийся правильно записывает последовательность нуклеотидов левой цепи ДНК; находит правильно процентный состав нуклеотидов; определяет длину молекулы ДНК.
|
4
|
Учащийся правильно записывает последовательность нуклеотидов левой цепи ДНК; находит правильно процентный состав нуклеотидов; определяет длину молекулы ДНК; по принципу комплементарности может построить и-РНК.
|
5
|
Учащийся правильно записывает последовательность нуклеотидов левой цепи ДНК; находит правильно процентный состав нуклеотидов; определяет длину молекулы ДНК по принципу комплементарности может т построить и-РНК; может определить аминокислотную последовательность белка.
|
3. Время проведения экзаменационной работы:
Тест- 45 минут
Практическая часть - 1 час.
4.Шкала перевода баллов в оценку:
40- баллов -максимальный балл.
«5»-89-100% 36-40 баллов.
«4»-72-88% 29-35 баллов.
«3»-55-71% 22-28 баллов.
«2»- 54 и ниже. 21 балл и ниже.
Пример тестовых заданий
Тест
-
Вегетативные почки состоят из:
A) зачаточного стебля и зачаточных листьев;
B) зачаточного стебля и бутонов;
C) зачаточного корня и стебля;
D) зачаточного стебля и семядоля.
2. Сухой плод с длинной тонкой перегородкой, разделяющий его полость на две камеры:
A) боб;
B) коробочка;
C) стручок;
D) семянка.
3. Строение водорослей характеризуется:
А) наличием настоящих тканей и органов;
B) появлением настоящих корней;
C) наличием таллома (тела недифференцированного на ткани и органы);
D) появлением проводящих тканей.
4. Плауновидные и хвощевидные размножаются:
A) вегетативно;
B) спорами;
C) половым путем;
D) все верно.
5. Выберите правильное сочетание для семейства злаковых:
A) кукуруза, овес, лен;
B) пшеница, рожь, гречиха;
C) пшеница, кукуруза, ковыль;
D) рожь, кукуруза, баобаб.
6. Формула цветка яблони:
A) Ч(5) Л5 Т∞ П(5);
B) Ч3+3Т3+3 П(3);
C) Ч0Л (5)Т(5)П(2);
D) Ч(5) Л3+(2) Т(9)+1 П1;
7. К классу Корненожек относятся:
А) амеба обыкновенная;
В) эвглена зеленая;
С) инфузория туфелька;
D) вольвокс.
8. Мышцы плоских червей, регулирующие движение внутреннего слоя:
A) кольцевые;
B) гладкие;
C) продолговатые;
D) поперечные.
9. Насекомые, имеющие колюще-сосущий ротовой аппарат:
A) бабочка;
B) муха;
C) жук;
D) комар.
10. Орган, при помощи которого рыба меняет свой вес, перемещается из одного горизонта воды в другой:
A) печень;
B) мочевой пузырь;
C) боковая линия;
D) плавательный пузырь.
11. Органы, не относящиеся к дыхательной системе пресмыкающихся:
A) гортань;
B) жаберные лепестки;
C) трахеи;
D) легкие.
12. Наука, изучающая, птиц называется:
A) гельминтология;
B) ихтиология;
C) герпетология;
D) орнитология.
13.Пищеварительная система млекопитающих состоит из:
A) ротовой полости, желудка (сосательного), кишечника, открываю наружу анальным отверстием;
B) кишечной полости, выстланной энтодермальными клетками;
C) ротовой полости, пищевода, желудка (только жевательного), кишечника, открывающегося наружу анальным отверстием.
D) ротовой полости, глотки, пищевода, желудка, кишечника, открывающегося наружу анальным отверстием.
14. К функции вегетативной нервной системы не относят:
A) движение скелетной мускулатуры;
B) поддержание тонуса сосудов;
C) биение сердца;
D) перистальтические сокращения кишечника.
15. В опыте И.П.Павлова с собаками при сочетании раздражения светом и кормления, происходило возникновение возбуждения в:
A) зрительной зоне и пищевом центре;
B) слуховой зоне и пищевом центре;
C) обонятельной зоне и пищевом центре;
D) вкусовой зоне и пищевом центре.
16. Укажите из приведенных ниже утверждений неверное, касающихся свойств гормонов:
A) действуют только на живые клетки, действие их строго специфично;
B) обеспечивают быструю и точную реакцию;
C) обладают высокой биологической активностью, оказывают действие в очень низших концентрациях;
D) орган, на который действует гормон, может быть расположен далеко от железы.
17. Три слуховые косточки находятся:
A) на верхнечелюстной кости;
B) в наружном ухе;
C) в среднем ухе;
D) во внутреннем ухе.
18.Если резус-положительную (Rh+) кровь перелить женщине, имеющей резус-отрицательную (Rh) кровь и которой ранее не делалось переливание крови, то:
A) в организме женщины будут образовываться Rh-антитела;
B) в результате несовместимости крови произойдет агглютинация эритроцитов и наступит смерть;
C) не будет наблюдать никакого непосредственного или отдаленного эффекта;
D) если женщина беременна, то никаких последствий не будет.
19. К функциям кровообращения не относят:
A) снабжение клеток кислородом, питательными веществами, водой;
B) выведение углекислого газа и других конечных продуктов обмена;
C) осуществление гуморальной связи;
D) расщепление сложных питательных веществ в более простые.
20. Орган дыхания, имеющий альвеолы:
A) гортань;
B) легкие;
C) трахея;
D) полость носа.
21. Всасывание – это процесс:
A) расщепления сложных веществ на простые;
B) образования растворимых питательных веществ;
C) прохождения веществ через слой или ряд слоев клеток пищеварительного тракта в кровь и лимфу;
D) обезвреживание ядовитых веществ в печени.
22.Органы человека участвуют в удалении из организма вредных веществ:
A) печень, желудок, почки;
B) кожа, легкие, конечный отдел пищеварительной системы, мочевыделительная система;
C) легкие и мочеточники
D) почки, мочевой пузырь
23.Гликолиз происходит:
A) в цитоплазме только у аэробных организмов;
B) в митохондриях у аэробных организмов;
C) в цитоплазме у аэробных и анаэробных организмов;
D) в ядре
24.Составная часть клетки, выполняющая основные химические и физиологические процессы:
A) плазматическая мембрана;
B) органоиды;
C) ядро;
D) цитоплазма;
25.У дрозофилы серый цвет тела (В) доминирует над черным (в). При скрещивании серой мухи с черной все потомство имело серую окраску. Определите генотип родителей:
A) ВВ и вв;
B) Вв и вв
C) ВВ и ВВ;
D) вв и вв.
26. Набор хромосом женской яйцеклетки:
A) 22 аутосомы и Х;
B) 22 аутосомы и У;
C) 22 аутосомы и ХО;
D) 22 аутосомы и ХУ.
27. Рецессивный ген, обусловливающий цветовую слепоту (дальтонизм), локализован в Х-хромосоме. Определите генотипы женщины и мужчины, страдающих дальтонизмом:
A) женщинаXDXD, мужчинаXDY
B) женщинаXDXD, мужчинаXdY
C) женщина XDXD, мужчинаXDY
D) женщина ХdXd, мужчинаXdY
28. Элементарный материал для эволюции:
A) генофонд особей популяции;
B) генотип отдельной особи в популяции;
C) фенотип отдельной особи в популяции;
D) генотипическая изменчивость особей популяции.
29. Аллопатрическое видообразование связано с:
A) пространственной изоляцией популяций;
B) изменением ареала вида;
C) изменением экологической ниши вида;
D) быстрым увеличением хромосомного набора особей под действием мутагенных факторов и при ошибках в процессе деления клеток.
30. Примером идиоадаптации является:
A) защитная окраска, приспособление семян к рассеиванию, превращение листьев в колючки;
B) защитная окраска, приспособление семян к рассеиванию, двойное оплодотворение;
C) защитная окраска, появление двухкамерного сердца, двойное оплодотворение;
D) двойное оплодотворение, превращение листьев в колючки, появление двухкамерного сердца.
Ответы
Вариант 1
Номер вопроса
|
ответ
|
Номер вопроса
|
ответ
|
1
|
А
|
16
|
В
|
2
|
С
|
17
|
С
|
3
|
С
|
18
|
В
|
4
|
В
|
19
|
D
|
5
|
С
|
20
|
В
|
6
|
А
|
21
|
С
|
7
|
А
|
22
|
В
|
8
|
В
|
23
|
В
|
9
|
D
|
24
|
D
|
10
|
D
|
25
|
А
|
11
|
В
|
26
|
А
|
12
|
D
|
27
|
D
|
13
|
D
|
28
|
А
|
14
|
А
|
29
|
А
|
15
|
А
|
30
|
А
|
Пример практической работы
9 класс
-
Задача по цитологии (максимальный балл за выполнение-5):
Фрагмент правой цепи ДНК имеет следующий нуклеотидный состав: ГГГЦАТААЦГЦТ...
a) определите порядок чередования нуклеотидов в левой цепи ДНК
b) определите процент содержания каждого нуклеотида в данном фрагменте.
c) какова длина данного фрагмента молекулы ДНК
d) по данному фрагменту молекулы ДНК, определите последовательность синтеза и-РНК
e) определите какую информацию об аминокислотах содержит правая цепь ДНК
2. Задача по генетике (максимальный балл за выполнение-5):
Шестипалый мужчина женился на женщине с нормальным количеством пальцев. Определите характер наследования и определите генотипы всех членов семьи, если от этого брака родилось трое детей: две дочери с полидактилией и здоровый сын. Одна из дочерей вышла замуж за мужчину с нормальным числом пальцев, у них родилось два сына, один из которых имел по 6 пальцев и дочь с нормальным количеством пальцев.
а) определите характер наследования;
b) определите генотипы родителей;
c) определите генотипы детей первого поколения;
d) определите генотипы детей второго поколения;
e) начертите генеологическую карту данной родословной.
-
Задача по пластическому и энергетическому обмену (максимальный балл за выполнение-5):
В процессе диссимиляции произошло расщепление 7 моль глюкозы, из которых полному (кислородному) расщеплению подверглось только 2 моль. Определите:
а) напишите уравнения реакции анаэробного расщепления
b) напишите уравнение полного расщепления глюкозы
c) сколько молей молочной кислоты и углекислого газа при этом образовано;
d) сколько молей АТФ при этом синтезировано;
e) сколько молей кислорода израсходовано на окисление образовавшейся при этом молочной кислоты.
Практическая работа
9 класс
-
Задача по цитологии (максимальный балл за выполнение-5):
Фрагмент правой цепи ДНК имеет следующий нуклеотидный состав: ГГГЦАТААЦГЦТ...
a) определите порядок чередования нуклеотидов в левой цепи ДНК
b) определите процент содержания каждого нуклеотида в данном фрагменте.
c) какова длина данного фрагмента молекулы ДНК
d) по данному фрагменту молекулы ДНК, определите последовательность синтеза и-РНК
e) определите какую информацию об аминокислотах содержит правая цепь ДНК
2. Задача по генетике (максимальный балл за выполнение-5):
Шестипалый мужчина женился на женщине с нормальным количеством пальцев. Определите характер наследования и определите генотипы всех членов семьи, если от этого брака родилось трое детей: две дочери с полидактилией и здоровый сын. Одна из дочерей вышла замуж за мужчину с нормальным числом пальцев, у них родилось два сына, один из которых имел по 6 пальцев и дочь с нормальным количеством пальцев.
а) определите характер наследования;
b) определите генотипы родителей;
c) определите генотипы детей первого поколения;
d) определите генотипы детей второго поколения;
e) начертите генеологическую карту данной родословной.
-
Задача по пластическому и энергетическому обмену (максимальный балл за выполнение-5):
В процессе диссимиляции произошло расщепление 7 моль глюкозы, из которых полному (кислородному) расщеплению подверглось только 2 моль. Определите:
а) напишите уравнения реакции анаэробного расщепления
b) напишите уравнение полного расщепления глюкозы
c) сколько молей молочной кислоты и углекислого газа при этом образовано;
d) сколько молей АТФ при этом синтезировано;
e) сколько молей кислорода израсходовано на окисление образовавшейся при этом молочной кислоты.
Решение:
-
Задача по цитологии
1). По принципу комплементарности строим левую цепь ДНК: правая цепь Г-Г-Г-Ц-А-Т-А-А-Ц-Г-Ц-Т- ... левая цепь Ц-Ц-Ц-Г-Т-А-Т-Т-Г-Ц-Г-А- ...
2). Так как молекула ДНК двухцепочная, следовательно, ее длина равна длине одной цепи.
Один нуклеотид занимает в молекуле ДНК 0,34 нм. Отсюда длина данного фрагмента:
0,34 нм х 12 = 4,08 нм
3). Всего в данном фрагменте молекулы ДНК будет 24 нуклеотида.
Из них А = 5, или 20,8%
По правилу Чаргаффа А + Г = Т+Ц, А = Т, Г=Ц
Тогда Т = А — 20,8%
Г + Ц = 24 — 10=14;
Г = Ц = 7, или 29,2%
Ответ: А = 20,8%; Т = 20,8%; Г = 29,2%; Ц = 29,2%.
Решение:
-
Задача по генетике
Х
Фенотип норм кол пальцев Полидактилия
Генотип аа ХХ Аа ХУ
Гаметы а Х АХ
а Х аУ
F 1: АаХХ, аа, Аа, аа
Полидакт дев - АаХХ;
Здоров. Мальч.- ааХУ
Решение:
Х
Фенотип полидактилия здоров
Генотип Аа ХХ аа ХУ
Гаметы А Х аХ
а Х а У
F 1: АаХУ, АаХХ, ааХХ, ааХУ,
Ответ:
Здоров мальч – ааХУ
Полидакт мальч.- АаХУ
Полидакт дев.- АаХХ
Здоров. Дев. - ааХХ
Решение:
-
Задача по пластическому и энергетическому обмену
1) Из 7 моль глюкозы 2 подверглись полному расщеплению, 5 – не полому (7-2=5):
2) составляем уравнение неполного расщепления 5 моль глюкозы; 5C6H12O6 + 5•2H3PO4 + 5•2АДФ = 5•2C3H6O3 + 5•2АТФ + 5•2H2O;
3) составляет суммарное уравнение полного расщепления 2 моль глюкозы: 2С6H12O6 + 2•6O2 +2•38H3PO4 + 2•38АДФ = 2•6CO2+2•38АТФ + 2•6H2O + 2•38H2O;
4) суммируем количество АТФ: (2•38) + (5•2) = 86 моль АТФ; 5) определяем количество энергии в молекулах АТФ: 86•40кДж = 3440 кДж.
Ответ:
а) 10 моль молочной кислоты, 12 моль CO2;
б) 86 моль АТФ;
в) 3440 кДж, в форме энергии химической связи макроэргических связей в молекуле АТФ;
г) 12 моль О2
страница 1
|