Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»

Образец

Для итоговой аттестации выпускников основной школы

Биология

  1. Структура экзамена

Экзамен состоит из теста и практической части

Тест состоит из 30 заданий . В каждом вопросе 4 варианта ответа, из них только один правильный. Учащимся необходимо выбрать один правильный ответ. Тест направлен на проверку основных разделов экспериментальной учебной программы по биологии:



  1. Ботаника

  2. Зоология

  3. Анатомия

  4. Общая биология

Тест имеет следующую структуру:
Раздел «Ботаника». В этом разделе рассматриваются задания, проверяющие знания о вегетативных органах растений: корня, стебля, листа;генеративных органах растений: строение цветка, плода; классификаций растений: низшие и высшие споровые растения.Всего заданий 6, из них 3 задания на воспоизведение знаний, 2 задания на применение и 1 задание на интеграцию знаний.
Раздел «Зоология». В этом разделе рассматриваются задания, проверяющие знания о беспозвоночных животных: тип простейших, кишечнополостные, тип плоских, круглых и кольчатых червей, тип членистоногих; позвоночных животных: класс рыбы, класс пресмыкающиеся, земноводные и млекопитающие.Всего заданий 7, из них 2 задания на воспроизведение знаний, 4 задания на применение и 1 задание на интеграцию знаний.
Раздел «Анатомия».В этом разделе рассматриваются задания, проверяющие знания, касающиеся согласованности функций системы органов в организме человека: строение нервной системы, функции центральной нервной системы, внутренняя секреция, гормоны ; органов чувств: органы слуха и зрения; внутренней среды организма: кровь, лимфа; сердечно – сосудистой системы: сердце, кровеносные сосуды; дыхательной системы: органов дыхания; пищеварительной системы:органов пищеварения; выделительной системы: органов выделения.Всего заданий 9, из них 4 задания на воспроизведение знаний, 3 задания на применение и 2 задания на интеграцию знаний.
Раздел «Общая биология». В этом разделе рассматриваются задания, проверяющие знания об обмене веществ: энергетический обмен; основных частях клетки, их строении и функциях: клеточная мембрана, цитоплазма, органоиды клетки; генетике: закономерностях наследственности, генетики пола, наследственные заболевания; движущих сил эволюции: естественный отбор; виде, критерии вида: вид, критерии вида, популяция; основных путях и направлениях эволюции: биологический прогресс, биологический регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Всего заданий 8, из них 1 задание на воспроизведение, 3 задания на применение и 4 задания на интеграцию знаний.

Практическая часть экзаменационной работы, включает в себя 2 задачи из 3-х тем:



  1. Цитология

  2. Генетика

  3. Пластический и энергетический обмену


2. Критерии оценивания

За каждый правильный ответ теста выставляется -1 балл,

за неправильный ответ – 0 баллов.

Каждая задача практической части оценивается в 5 баллов. Итого за 2 задачи учащийся получает 10 баллов.


Критерии оценивания практической части:

Характеристика задания (задачи)








Пластический и энергетический обмен

(5 max)


0

Учащийся не достиг ни одного из критериев, описанных ниже.

1

Учащийся правильно записывает уравнения бескислородного расщепления глюкозы.

2

Учащийся правильно записывают уравнения бескислородного расщепления глюкозы и уравнения кислородного расщепления глюкозы.

3

Учащийся правильно записывают уравнения бескислородного расщепления глюкозы и уравнения кислородного расщепления глюкозы; правильно определяет количество молей молочной кислоты и количество молей углекислого газа.

4

Учащийся правильно записывают уравнения бескислородного расщепления глюкозы и уравнения кислородного расщепления глюкозы; правильно определяет количество молей молочной кислоты и количество молей углекислого газа; правильно определяет, сколько молей АТФ при этом было синтезировано.

5

Учащийся правильно записывают уравнения бескислородного расщепления глюкозы и уравнения кислородного расщепления глюкозы; правильно определяет количество молей молочной кислоты и количество молей углекислого газа; правильно определяет, сколько молей АТФ при этом было синтезировано; правильно определяет сколько молей молекулярного кислорода было израсходовано на окисление образовавшейся при этом молочной кислоты.


Генетика

(5 max)


0

Учащийся не достиг ни одного из критериев, описанных ниже.

1

Учащийся правильно определил тип наследования.

2

Учащийся правильно определил тип наследования, правильно начертил генетическую карту.

3

Учащийся правильно определил тип наследования, правильно начертил генетическую карту; умеет правильно составлять схему скрещивания, учитывая все ее условные обозначения.

4

Учащийся правильно определил тип наследования, правильно начертил генетическую карту; умеет правильно составлять схему скрещивания, учитывая все ее условные обозначения; правильно может определить генотип родителей.

5

Учащийся правильно определил тип наследования, правильно начертил генетическую карту; умеет правильно составлять схему скрещивания, учитывая все ее условные обозначения; правильно может определить генотип родителей, генотип второго поколения.


Цитология

(5 max)


0

Учащийся не достиг ни одного из критериев, описанных ниже.

1

Учащийся правильно записывает последовательность нуклеотидов левой цепи ДНК.

2

Учащийся правильно записывает последовательность нуклеотидов левой цепи ДНК; находит правильно процентный состав нуклеотидов.

3

Учащийся правильно записывает последовательность нуклеотидов левой цепи ДНК; находит правильно процентный состав нуклеотидов; определяет длину молекулы ДНК.

4

Учащийся правильно записывает последовательность нуклеотидов левой цепи ДНК; находит правильно процентный состав нуклеотидов; определяет длину молекулы ДНК; по принципу комплементарности может построить и-РНК.

5

Учащийся правильно записывает последовательность нуклеотидов левой цепи ДНК; находит правильно процентный состав нуклеотидов; определяет длину молекулы ДНК по принципу комплементарности может т построить и-РНК; может определить аминокислотную последовательность белка.

3. Время проведения экзаменационной работы:

Тест- 45 минут

Практическая часть - 1 час.
4.Шкала перевода баллов в оценку:

40- баллов -максимальный балл.

«5»-89-100% 36-40 баллов.

«4»-72-88% 29-35 баллов.

«3»-55-71% 22-28 баллов.

«2»- 54 и ниже. 21 балл и ниже.



Пример тестовых заданий

Тест

  1. Вегетативные почки состоят из:

A) зачаточного стебля и зачаточных листьев;

B) зачаточного стебля и бутонов;

C) зачаточного корня и стебля;

D) зачаточного стебля и семядоля.



2. Сухой плод с длинной тонкой перегородкой, разделяющий его полость на две камеры:

A) боб;


B) коробочка;

C) стручок;

D) семянка.

3. Строение водорослей характеризуется:

А) наличием настоящих тканей и органов;

B) появлением настоящих корней;

C) наличием таллома (тела недифференцированного на ткани и органы);

D) появлением проводящих тканей.

4. Плауновидные и хвощевидные размножаются:

A) вегетативно;

B) спорами;

C) половым путем;

D) все верно.

5. Выберите правильное сочетание для семейства злаковых:

A) кукуруза, овес, лен;

B) пшеница, рожь, гречиха;

C) пшеница, кукуруза, ковыль;

D) рожь, кукуруза, баобаб.

6. Формула цветка яблони:

A) Ч(5) Л5 ТП(5);

B) Ч3+3Т3+3 П(3);

C) Ч0Л (5)Т(5)П(2);

D) Ч(5) Л3+(2) Т(9)+1 П1;

7. К классу Корненожек относятся:

А) амеба обыкновенная;

В) эвглена зеленая;

С) инфузория туфелька;

D) вольвокс.

8. Мышцы плоских червей, регулирующие движение внутреннего слоя:

A) кольцевые;

B) гладкие;

C) продолговатые;

D) поперечные.

9. Насекомые, имеющие колюще-сосущий ротовой аппарат:

A) бабочка;

B) муха;

C) жук;


D) комар.

10. Орган, при помощи которого рыба меняет свой вес, перемещается из одного горизонта воды в другой:

A) печень;

B) мочевой пузырь;

C) боковая линия;

D) плавательный пузырь.

11. Органы, не относящиеся к дыхательной системе пресмыкающихся:

A) гортань;

B) жаберные лепестки;

C) трахеи;

D) легкие.

12. Наука, изучающая, птиц называется:

A) гельминтология;

B) ихтиология;

C) герпетология;

D) орнитология.

13.Пищеварительная система млекопитающих состоит из:

A) ротовой полости, желудка (сосательного), кишечника, открываю наружу анальным отверстием;

B) кишечной полости, выстланной энтодермальными клетками;

C) ротовой полости, пищевода, желудка (только жевательного), кишечника, открывающегося наружу анальным отверстием.

D) ротовой полости, глотки, пищевода, желудка, кишечника, открывающегося наружу анальным отверстием.

14. К функции вегетативной нервной системы не относят:

A) движение скелетной мускулатуры;

B) поддержание тонуса сосудов;

C) биение сердца;

D) перистальтические сокращения кишечника.

15. В опыте И.П.Павлова с собаками при сочетании раздражения светом и кормления, происходило возникновение возбуждения в:

A) зрительной зоне и пищевом центре;

B) слуховой зоне и пищевом центре;

C) обонятельной зоне и пищевом центре;

D) вкусовой зоне и пищевом центре.

16. Укажите из приведенных ниже утверждений неверное, касающихся свойств гормонов:

A) действуют только на живые клетки, действие их строго специфично;

B) обеспечивают быструю и точную реакцию;

C) обладают высокой биологической активностью, оказывают действие в очень низших концентрациях;

D) орган, на который действует гормон, может быть расположен далеко от железы.

17. Три слуховые косточки находятся:

A) на верхнечелюстной кости;

B) в наружном ухе;

C) в среднем ухе;

D) во внутреннем ухе.

18.Если резус-положительную (Rh+) кровь перелить женщине, имеющей резус-отрицательную (Rh) кровь и которой ранее не делалось переливание крови, то:

A) в организме женщины будут образовываться Rh-антитела;

B) в результате несовместимости крови произойдет агглютинация эритроцитов и наступит смерть;

C) не будет наблюдать никакого непосредственного или отдаленного эффекта;

D) если женщина беременна, то никаких последствий не будет.

19. К функциям кровообращения не относят:

A) снабжение клеток кислородом, питательными веществами, водой;

B) выведение углекислого газа и других конечных продуктов обмена;

C) осуществление гуморальной связи;

D) расщепление сложных питательных веществ в более простые.

20. Орган дыхания, имеющий альвеолы:

A) гортань;

B) легкие;

C) трахея;

D) полость носа.

21. Всасывание – это процесс:

A) расщепления сложных веществ на простые;

B) образования растворимых питательных веществ;

C) прохождения веществ через слой или ряд слоев клеток пищеварительного тракта в кровь и лимфу;

D) обезвреживание ядовитых веществ в печени.

22.Органы человека участвуют в удалении из организма вредных веществ:

A) печень, желудок, почки;

B) кожа, легкие, конечный отдел пищеварительной системы, мочевыделительная система;

C) легкие и мочеточники

D) почки, мочевой пузырь

23.Гликолиз происходит:

A) в цитоплазме только у аэробных организмов;

B) в митохондриях у аэробных организмов;

C) в цитоплазме у аэробных и анаэробных организмов;

D) в ядре

24.Составная часть клетки, выполняющая основные химические и физиологические процессы:

A) плазматическая мембрана;

B) органоиды;

C) ядро;


D) цитоплазма;

25.У дрозофилы серый цвет тела (В) доминирует над черным (в). При скрещивании серой мухи с черной все потомство имело серую окраску. Определите генотип родителей:

A) ВВ и вв;

B) Вв и вв

C) ВВ и ВВ;

D) вв и вв.

26. Набор хромосом женской яйцеклетки:

A) 22 аутосомы и Х;

B) 22 аутосомы и У;

C) 22 аутосомы и ХО;

D) 22 аутосомы и ХУ.

27. Рецессивный ген, обусловливающий цветовую слепоту (дальтонизм), локализован в Х-хромосоме. Определите генотипы женщины и мужчины, страдающих дальтонизмом:

A) женщинаXDXD, мужчинаXDY

B) женщинаXDXD, мужчинаXdY

C) женщина XDXD, мужчинаXDY

D) женщина ХdXd, мужчинаXdY

28. Элементарный материал для эволюции:

A) генофонд особей популяции;

B) генотип отдельной особи в популяции;

C) фенотип отдельной особи в популяции;

D) генотипическая изменчивость особей популяции.

29. Аллопатрическое видообразование связано с:

A) пространственной изоляцией популяций;

B) изменением ареала вида;

C) изменением экологической ниши вида;

D) быстрым увеличением хромосомного набора особей под действием мутагенных факторов и при ошибках в процессе деления клеток.

30. Примером идиоадаптации является:

A) защитная окраска, приспособление семян к рассеиванию, превращение листьев в колючки;

B) защитная окраска, приспособление семян к рассеиванию, двойное оплодотворение;

C) защитная окраска, появление двухкамерного сердца, двойное оплодотворение;



D) двойное оплодотворение, превращение листьев в колючки, появление двухкамерного сердца.
Ответы

Вариант 1

Номер вопроса

ответ

Номер вопроса

ответ

1

А

16

В

2

С

17

С

3

С

18

В

4

В

19

D

5

С

20

В

6

А

21

С

7

А

22

В

8

В

23

В

9

D

24

D

10

D

25

А

11

В

26

А

12

D

27

D

13

D

28

А

14

А

29

А

15

А

30

А

Пример практической работы

9 класс


  1. Задача по цитологии (максимальный балл за выполнение-5):

Фрагмент правой цепи ДНК имеет следующий нуклеотидный состав: ГГГЦАТААЦГЦТ...

a) определите порядок чередования нуклеотидов в левой цепи ДНК

b) определите процент содержания каждого нуклеотида в данном фрагменте.

c) какова длина данного фрагмента молекулы ДНК

d) по данному фрагменту молекулы ДНК, определите последовательность синтеза и-РНК

e) определите какую информацию об аминокислотах содержит правая цепь ДНК



2. Задача по генетике (максимальный балл за выполнение-5):
Шестипалый мужчина женился на женщине с нормальным количеством пальцев. Определите характер наследования и определите генотипы всех членов семьи, если от этого брака родилось трое детей: две дочери с полидактилией и здоровый сын. Одна из дочерей вышла замуж за мужчину с нормальным числом пальцев, у них родилось два сына, один из которых имел по 6 пальцев и дочь с нормальным количеством пальцев.

а) определите характер наследования;

b) определите генотипы родителей;

c) определите генотипы детей первого поколения;

d) определите генотипы детей второго поколения;

e) начертите генеологическую карту данной родословной.



  1. Задача по пластическому и энергетическому обмену (максимальный балл за выполнение-5):

В процессе диссимиляции произошло расщепление 7 моль глюкозы, из которых полному (кислородному) расщеплению подверглось только 2 моль. Определите:

а) напишите уравнения реакции анаэробного расщепления

b) напишите уравнение полного расщепления глюкозы

c) сколько молей молочной кислоты и углекислого газа при этом образовано;

d) сколько молей АТФ при этом синтезировано;

e) сколько молей кислорода израсходовано на окисление образовавшейся при этом молочной кислоты.



Практическая работа

9 класс


  1. Задача по цитологии (максимальный балл за выполнение-5):

Фрагмент правой цепи ДНК имеет следующий нуклеотидный состав: ГГГЦАТААЦГЦТ...

a) определите порядок чередования нуклеотидов в левой цепи ДНК

b) определите процент содержания каждого нуклеотида в данном фрагменте.

c) какова длина данного фрагмента молекулы ДНК

d) по данному фрагменту молекулы ДНК, определите последовательность синтеза и-РНК

e) определите какую информацию об аминокислотах содержит правая цепь ДНК



2. Задача по генетике (максимальный балл за выполнение-5):
Шестипалый мужчина женился на женщине с нормальным количеством пальцев. Определите характер наследования и определите генотипы всех членов семьи, если от этого брака родилось трое детей: две дочери с полидактилией и здоровый сын. Одна из дочерей вышла замуж за мужчину с нормальным числом пальцев, у них родилось два сына, один из которых имел по 6 пальцев и дочь с нормальным количеством пальцев.

а) определите характер наследования;

b) определите генотипы родителей;

c) определите генотипы детей первого поколения;

d) определите генотипы детей второго поколения;

e) начертите генеологическую карту данной родословной.



  1. Задача по пластическому и энергетическому обмену (максимальный балл за выполнение-5):

В процессе диссимиляции произошло расщепление 7 моль глюкозы, из которых полному (кислородному) расщеплению подверглось только 2 моль. Определите:


а) напишите уравнения реакции анаэробного расщепления

b) напишите уравнение полного расщепления глюкозы

c) сколько молей молочной кислоты и углекислого газа при этом образовано;

d) сколько молей АТФ при этом синтезировано;

e) сколько молей кислорода израсходовано на окисление образовавшейся при этом молочной кислоты.
Решение:


  1. Задача по цитологии

1). По принципу комплементарности строим левую цепь ДНК: правая цепь Г-Г-Г-Ц-А-Т-А-А-Ц-Г-Ц-Т- ... левая цепь Ц-Ц-Ц-Г-Т-А-Т-Т-Г-Ц-Г-А- ...

2). Так как молекула ДНК двухцепочная, следовательно, ее длина равна длине одной цепи.

Один нуклеотид занимает в молекуле ДНК 0,34 нм. Отсюда длина данного фрагмента:

0,34 нм х 12 = 4,08 нм

3). Всего в данном фрагменте молекулы ДНК будет 24 нуклеотида.

Из них А = 5, или 20,8%



По правилу Чаргаффа А + Г = Т+Ц, А = Т, Г=Ц

Тогда Т = А — 20,8%

Г + Ц = 24 — 10=14;

Г = Ц = 7, или 29,2%



Ответ: А = 20,8%; Т = 20,8%; Г = 29,2%; Ц = 29,2%.
Решение:


  1. Задача по генетике

Х

Фенотип норм кол пальцев Полидактилия

Генотип аа ХХ Аа ХУ

Гаметы а Х АХ

а Х аУ

F 1: АаХХ, аа, Аа, аа



Полидакт дев - АаХХ;

Здоров. Мальч.- ааХУ


Решение:

Х

Фенотип полидактилия здоров



Генотип Аа ХХ аа ХУ

Гаметы А Х аХ

а Х а У

F 1: АаХУ, АаХХ, ааХХ, ааХУ,



Ответ:

Здоров мальч – ааХУ

Полидакт мальч.- АаХУ

Полидакт дев.- АаХХ

Здоров. Дев. - ааХХ
Решение:


  1. Задача по пластическому и энергетическому обмену

1) Из 7 моль глюкозы 2 подверглись полному расщеплению, 5 – не полому (7-2=5):

2) составляем уравнение неполного расщепления 5 моль глюкозы; 5C6H12O6 + 5•2H3PO4 + 5•2АДФ = 5•2C3H6O3 + 5•2АТФ + 5•2H2O;

3) составляет суммарное уравнение полного расщепления 2 моль глюкозы: 2С6H12O6 + 2•6O2 +2•38H3PO4 + 2•38АДФ = 2•6CO2+2•38АТФ + 2•6H2O + 2•38H2O;

4) суммируем количество АТФ: (2•38) + (5•2) = 86 моль АТФ; 5) определяем количество энергии в молекулах АТФ: 86•40кДж = 3440 кДж.



Ответ:

а) 10 моль молочной кислоты, 12 моль CO2;

б) 86 моль АТФ;

в) 3440 кДж, в форме энергии химической связи макроэргических связей в молекуле АТФ;



г) 12 моль О2

страница 1

Смотрите также: