страница 1 2 апреля – Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма
Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма (World Autism Awareness Day) установлен резолюцией Генеральной ассамблеи ООН и отмечается, начиная с 2008 года, ежегодно 2 апреля. Цель этой даты — подчеркнуть необходимость помогать людям с аутизмом и расстройствами аутистического спектра и повышать уровень их жизни.
Детский аутизм-заболевание не новое, однако, сохраняющийся интерес к проблеме не случаен, он обусловлен ежегодным ростом показателей первичной и общей заболеваемости, осложненными формами клинического течения, трудностями ранней диагностики и постановки диагноза аутизма и других расстройств аутистического спектра (РАС), высоким уровнем инвалидности. Численность детей, страдающих аутизмом, высока во всех регионах мира и имеет серьёзные последствия для самих детей, их семей и общества в целом.
В Республике Беларусь с 2005 по 2013 год общее число детей, находящихся под наблюдением врачей-психиатров по причине общих расстройств развития, в том числе и аутизма, возросло в 2,8 раз. Рост заболеваемости расстройствами аутистического спектра отмечается во всех без исключения областях республики и в городе Минске. В Гродно и Гродненской области на начало 2015 г. общая заболеваемость РАС составляет 4,6 случаев на 10 000 детского населения.
Тема аутистических расстройств изучается в настоящее время очень подробно, но тем не менее, остается достаточно много нерешённых вопросов.
Что на сегодняшний момент мы знаем про аутизм :
Аутизм — это нарушение развития нервной системы, которое проявляется в течение первых трех лет жизни, при котором у ребенка возникают трудности в общении с другими людьми, неспособность выразить свои эмоции и понять эмоции других людей, затруднения в разговорной речи и иногда снижение интеллекта.
Аутизм-это не один какой-то симптом, а это целый комплекс симптомов, которые взаимосвязаны друг с другом и для установления диагноза все симптомы должны быть в наличии.
Аутизм может по-разному проявляться у разных людей, поэтому практически каждый больной аутизмом уникален. Тем не менее, существуют определенные общие черты аутизма, наличие которых помогает поставить этот диагноз. Симптомы и признаки аутизма отличаются в зависимости от возраста.
У большинства детей первые симптомы аутизма появляются еще на первом году жизни. Родители могут заметить, что поведение ребенка отличается от поведения его сверстников:
-
Ребенок не сморит в глаза родителям или на их лицо.
-
Ребенок редко улыбается.
-
Ребенок не привязан к матери: не плачет, когда она уходит, не улыбается при виде мамы, не тянется к ней на руки.
-
Задержка развития речи: не гулит к 12 месяцам, не говорит простых слов к 16 месяцам, не произносит простых фраз к 24 месяцам.
-
Ребенок агрессивен или безразличен по отношению к другим детям, не играет с ними, не стремится к общению.
-
Ребенок играет только с одной игрушкой (или частью игрушки) и не проявляет интереса к другим игрушкам.
-
Ребенок может неадекватно реагировать на незначительные раздражители (например, негромкий шум или свет), сильно пугаясь при этом.
Наличие этих симптомов не всегда говорит о наличии аутизма. Тем не менее, если вы замечаете, что ваш ребенок избегает общества, не разговаривает, выглядит «погруженным в себя», вам следует обратиться за помощью к врачу-педиатру и психоневрологу.
Причины развития заболевания изучены недостаточно. Современные представления говорят о том, что аутизм-это нейробиологическое расстройство, т.е. клетки головного мозга у детей с аутизмом функционируют необычным образом. Многочисленные мировые исследования выявляют множество причин развития заболевания, а это значит, что аутизм может постучать в любую дверь, прийти в любую семью.
Необходимо помнить, что ребёнок рождается с аутизмом, а проявления расстройства заметны в первые три года жизни ребёнка. Ребенок с аутизмом развивается иначе уже с самого рождения, его развитие искажается, поэтому внимательные родители уже в младенчестве замечают характерные особенности.
На что родителям необходимо обратить внимание в раннем возрасте:
1. безразличие к голосу (отсутствие общения с матерью, интереса к людям, равнодушие к голосу и к лицу матери, отсутствие улыбки при виде человеческого лица) – эти особенности проявляются уже в первое полугодие жизни;
2. отсутствие сосредоточенного взгляда («скользящий, отсутствующий взгляд»), отсутствие указательного жеста и совместного внимания. Обычно развивающийся ребенок, начиная с возраста 9-14 месяцев, сосредоточившись на каком-либо предмете, пытается взглядом, указательным жестом, вокализацией привлечь внимание другого человека к этому же предмету;
3. наличие стереотипных движений руками и пальцами;
4. отсутствие игры «понарошку», в которой предметы используются так, как если бы они имели другие свойства или другие характеристики. Такая игра в норме появляется в возрасте 12-15 месяцев. Аутичные же дети манипулируют предметами, не проявляя интереса к их назначению;
5. особенности речевого развития (задержка речевого развития, необычная речь).
Пока ребенок еще очень мал, все вышеперечисленные разрозненные особенности воспринимаются как временные или незначительные — "все пройдет, образуется". Но на 2-м, чаще на 3-м году родители "открывают" тревожащую необычность ребенка. Чаще всего это случается, когда казавшиеся разрозненными и случайные особенности поведения сплетаются в клубок, а возраст уже не оставляет возможности надеяться на "завтра".
Дошкольный возраст – это период наиболее выраженных, «классических» проявлений детского аутизма. Ребенок уже сформировал способы аутистической защиты от вмешательства в его жизнь.
К трем годам окончательно складываются и основные черты разных групп синдрома: сам аутизм как глубокая отрешенность, негативизм, поглощенность странными впечатлениями, экстремальные трудности организации взаимодействия и жесткая стереотипность (стремление отстоять неизменность в окружающем, собственные стереотипные действия).
Этот возраст является, возможно, самым тяжелым периодом жизни для близких таких детей. Попытки активного вмешательства взрослых в жизнь ребенка, нарушения сложившегося стереотипа жизни обычно заканчиваются драматически – фиксируется негативизм ребенка, нарастают страхи, увеличиваются частота и интенсивность агрессивных и самоагрессивных реакций, усиливаются и совершенствуются стереотипные способы аутостимуляции, закрывающие его от окружающего мира. Взрослые снова и снова переживают ощущение беспомощности, невозможности научить ребенка, успокоить его, уберечь от тяжелых переживаний. Родители в это время уже ясно понимают, что у ребенка существуют серьезные проблемы в развитии и начинают искать помощи у специалистов.
Ошибочное суждение об аутичных детях – это представление о том, что аутичный ребёнок не нуждается в общении, это одиночка, он сидит в углу, погруженный в свои фантазии, он живёт в своём собственном особенном мире и ни в ком не нуждается. Это совсем не так. Дело не в том, что ребёнок не хочет общаться, а в том, что он не умеет общаться. В основе всего заболевания лежит проблема формирования социальных навыков, то есть проблема, связанная со сферой взаимодействия.
Аутизм, как никакое другое заболевание, окружен множеством мифов, налётом таинственности и необычности. И это очень мешает адекватному восприятию заболевания. Распространение информации об аутизме – это профилактика шарлатанства. Как только появляется какое-нибудь заболевание, достаточной информации о котором родители не получают и заболевание это является хроническим и длится много лет, то немедленно вокруг таких семей скапливаются различные чудо-целители, предлагающие непроверенные средства, какие-то чудесные таблетки,, и направляют семью по неверному пути. Правдивая информация об аутизме должна привести к тому, что семьи будут обращаться непосредственно к специалистам и двигаться достаточно тяжёлым, но правильным путём, не теряя впустую времени и денег.
Своевременное обращение, вовремя установленный диагноз необходимы прежде всего для того, чтобы определить программу дальнейшей эффективной реабилитации ребёнка. Важно помнить тот факт, что расстройства аутичного спектра – это несколько заболеваний со схожими симптомами и, следовательно, не может быть универсального подхода к реабилитации и единого лечения, которое помогло бы сразу всем пациентам с расстройством аутичного спектра. Из-за такой вариабельности подход к реабилитации должен быть максимально индивидуальным, а добиться этого даже для одного ребенка – большой совместный труд целого ряда специалистов и родителей ребёнка.
Ранняя диагностика заболевания, коррекция сопутствующих нарушений, индивидуальный подход по подбору основных психолого-педагогических стратегий, длительная коррекционная работа являются важнейшими составляющими для успешной социальной адаптации детей с расстройствами аутистического спектра.
страница 1
|