Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1

С.Ж.АСФЕНДИЯРОВ АТЫНДАҒЫ

ҚАЗАҚ ҰЛТТЫҚ МЕДИЦИНА УНИВЕРСИТЕТІ

c:\documents and settings\администратор\рабочий стол\777\logo_fin.jpg

КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.Д.АСФЕНДИЯРОВА



Кафедра –стоматология детского возраста, профилактика стоматологических заболеваний, ортодонтии.

Дисциплина - «Ортодонтия»

Специальность - 051302 «Стоматология»

СИЛЛАБУС

«ОРТОДОНТИЯ» - БД 04

Объем учебных часов –270 часов

Лекции – 18

Практические занятия – 162 часа

Самостоятельная работа студентов (СРС)- 90часов

Курс – 4

Семестр – 7-8

Алматы

Силлабус обсужден на заседании кафедры ортопедической стоматологии.

« » ______________________ 2010 Протокол №

Заведующий кафедрой

стоматологии, д.м.н., профессор ______________ Супиев Т.К.

Силлабус составили: д.м.н., проф.




1.7 Общие сведения:

1.7 Сведения о преподавателях:




Ф.И.О.

Должность

Ученая степень

1

Джумадиллаев

Д. Н.


профессор

д.м.н

2

Мамеков А.Д.

профессор

д.м.н.

3

Шарипова С.К.

ассистент




4

Жумагали Ж.К

ассистент

PhD

5

Альпаттина Д.А.

ассистент




6

Лукпанова Ш.З.

ассистент

к.м.н

7

Кульманбетов Р.И.

ассистент

к.м.н

8

Рузденова А.С.

ассистент




9

Мусаева Д.Б.

ассистент





1.8 Контактная информация:

Место нахождения кафедры: г. Алматы, ул. Толе би, 92; учебный корпус №3 КазНМУ, 2этаж, кааб 228

Телефон: 267-65-19 (вн. 257)

Электронный адрес кафедры:


1.9 Политика дисциплины: заключается в последовательном и целенаправленном осуществлении учебного процесса. Требования преподавателей к студентам основаны на общих принципах обучения, на стоматологических кафедрах КазНМУ.

2. Программа

2.1. Введение
Ортодонтия занимается изучением этиологии и патогенеза зубочелюстных аномалий, методов их диагностики, разработкой способов профилактики и лечения аномалий положения зубов, формы зубных дуг, прикуса, устранением эстетических нарушений, изучением влияния зубочелюстных аномалий на развитие патологии органов и систем организма ребенка. Врач-ортодонт планирует проведение ортодонтических мероприятий детям с зубочелюстными аномалиями совместно с детским стоматологом-терапевтом и детским стоматологом-хирургом.

2.2. Цель дисциплины: формирование знаний и практических навыков по основам стоматологии детского возраста и ортодонтии для оказания помощи ребенку с заболеваниями зубов и зубочелюстными аномалиями с учетом закономерностей развития зубочелюстной системы в разные возрастные периоды.
2.3.Задачи обучения: сформировать знания о принципах организации и работы клиники детской стоматологии;

дать представление об основах врачебной деонтологии, семиологии, диагностики, обследования детей с заболеваниями зубов и зубочелюстными аномалиями;

дать знания и практические навыки обследования ребенка в стоматологической клинике;

обучить основным профессиональным мануальным навыкам врача-детского стоматолога и ортодонта (на фантоме).


2.4. Конечные результаты обучения:
Студент должен знать:

  • организацию детской стоматологической службы, связь стоматологии детского возраста с педиатрией и другими медицинскими дисциплинами;

  • психо-физиологические особенности детей в разные возрастные периоды;

  • классификации зубочелюстных аномалий;

  • особенности клиники и лечения зубочелюстных аномалий и деформаций в детском возрасте;

  • возрастные показания к лечению зубочелюстных аномалий и деформации у детей;

  • виды ортодонтических аппаратов, применяемые у детей, принципы их действия;

  • особенности конструирования и технологии изготовления различных ортодонтических аппаратов;

  • морфологические изменения в зубочелюстной системе при ортодонтическом вмешательстве (перестройка тканей пародонта, костной ткани, изменения в височно-нижнечелюстном суставе);

  • показания к зубному протезированию у детей разного возраста;

  • особенности изготовления зубных протезов у детей;

  • мероприятия по профилактике развития зубочелюстных аномалий и деформаций.


уметь:

  • собрать анамнез у ребенка и его родителей, выявить факторы. способствовавшие развитию зубочелюстных аномалий;

  • выявить местные факторы риска развития заболеваний зубов, тканей пародонта, патологии прикуса;

  • выбрать оптимальный метод визуального и инструментального метода обследования ребенка;

  • определять диагностические индексы (гигиены полости рта, пародонтальные, распространённости и интенсивности кариеса);

  • формировать диспансерные группы детей с учётом активности кариозного процесса и группы здоровья ребенка;

  • составлять план лечебно-профилактических мер соответственно диспансер-

  • ной группе ребенка;

  • выявлять ранние признаки зубочелюстных аномалий и деформаций у детей;

  • снимать слепки с верхней и нижней челюсти у ребенка;

  • вести учетно-отчетную документацию;

  • установить максимально доверительные отношения с пациентом, его родственниками, коллегами и другими медицинскими работниками;

  • работать в команде.



владеть навыками:

  • обследования ребенка со стоматологическим заболеванием;

  • определения индекса Изара;

  • биометрического исследования диагностических моделей (по Тону, по Пону, по Герлаху, по Коркхаузу, по Хаусу-Снагиной, по Линдеру-Харту, диаграмма Хаулея-Гербера-Гербста);

  • припасовки ортодонтических аппаратов механического, функционального и комбинированного действия;

  • снятия оттисков с челюстей у детей ( на фантоме);

  • отливки моделей челюстей;

  • активации винта ортодонтических аппаратов;



2.5. Пререквизиты дисциплины: клиническая анатомия головы и шеи, общая хирургия, физиология, фармакология, коммуникативные навыки, визуальная диагностика, профилактика стоматологических заболеваний, введение в клинику, детские болезни, технология изготовления зубных протезов.
Постреквизиты дисциплины: ортопедическая стоматология, терапевтическая стоматология, стоматология детского возраста, хирургическая стоматология.
2.6. Краткое содержания дисциплины: В настоящее время имеются возможности изучения причин возникновения зубочелюстных аномалий, их диагностики и разработки методов лечения на основе медико-биологических и медико-генетических исследований. Перспективно совершенствование методов рентгенокинематографической и голографической ортодонтической диагностики. Особое значение имеет разработка методов компьютерной диагностики. Дальнейшее изучение роли эндокринной системы в этиологии и патогенезе зубочелюстных аномалий будет способствовать созданию комплексных методов ортодонтической и лекарственной терапии для управления ростом челюстей.

2.7 Тематический план практических занятий




Темы занятия

Продолжительность занятия в часах

1

Принципы организации ортодонтической помощи. Организация работы ортодонтического отделения.

6

2

Морфологическая и функциональная характеристика периодов развития зубочелюстного аппарата ребенка

6

3

Методы клинической диагностики зубочелюстных аномалий и деформации у детей. Статическое и динамическое исследование. Исследование общих нарушений организма (осанки, дыхания, сердечнососудистой системы и пищеварения).

6

4

Классификация зубочелюстных аномалии.Формулировка клинического диагноза.

6

5

Методы функциональной диагностики зубочелюстных аномалий у детей.




6

Методы изучения состояния мышц челюстно-лицевой области и височно-нижнечелюстных суставов. Методы изучения состояния зубов и тканей парадонта. Рубежный контроль.

6

7

Методы антропометрической и фотометрической диагностики зубочелюстных аномалий у детей.

6

8

Методы биометрической диагностики: измерение размеров зубов, зубных рядов по Пону, Коркхаузу, индекс Тонна, Долгополовой во временном и постоянном прикусе. Изучение сегментов зубных рядов по Герлаху.

6

9

Методы биометрической диагностики зубочелюстных аномалий у детей: Измерение апикального базиса по Хаусу-Снагиной. Изучение формы зубных дуг-диаграмма Хаулея-Гербера-Гербста.

6

10

Методы рентгенологической диагностики зубочелюстных аномалий у детей. (внутриротовая, панорамная, ортопантомография)

6

11

Телерентгенография (методика ТРГ, анализ ТРГ по Шварцу).

6

12

Профилактика зубочелюстных аномалий у детей.

Рубежный контроль.

6

13

Методы лечения зубочелюстных аномалий у детей в период временного, сменного и постоянного прикуса.

6

14

Ортодонтические аппараты механического действия. Показания к применению, принцип действия.

6

15

Ортодонтические аппараты функционального действия. Показания к применению, принцип действия.

6

16

Ортодонтические аппараты комбинированного действия. Принцип действия, показания к применению.
Моноблоки. Регулятор функции Френкеля I, II, III типа.

6

17

Морфологические и функциональные изменения в зубочелюстной системе (перестройка парадонта и костной ткани, изменения в ВНЧС) при лечении зубочелюстных аномалий. Рубежный контроль.

6

18

Аномалии развития зубов (прорезывания, структуры твердых тканей, формы, размеров, количества). Этиология, патогенез, клиника, диагностика и методы лечения.

6

19

Аномалии положения зубов в трансверзальном, сагиттальном и вертикальном направлениях. Этиология, патогенез, клиника, диагностика и методы лечения.

6

20

Аномалии зубных дуг. Этиология, патогенез, клиника, диагностика и методы лечения

6

21

Этиология, патогенез, клиника, диагностика и методы лечения прогнатического прикуса.

6

22

Этиология, патогенез, клиника, диагностика и методы лечения прогенического прикуса.

Рубежный контроль.


6

23

Этиология, патогенез, клиника, диагностика и методы лечения глубокого прикуса.

6

24

Этиология, патогенез, клиника, диагностика и методы лечения открытого прикуса.

6

25

Этиология, патогенез, клиника, диагностика и методы лечения перекрестного прикуса.

6

26

Причины рецидивов и способы их предупреждения. Ретенционные аппараты.

6

27

Зубное протезирование в детском возрасте. Показания. Особенности изготовления зубных протезов. Защита истории болезни. Рубежный контроль.

6

6



Тематический план лекций




Темы занятия

Продолжительность занятия в часах

1

Аномалии развития зубов, зубных рядов и челюстей у детей, обусловленные нарушениями эмбрионального периода и зубочелюстные аномалии в постэмбриональном периоде.

2

2

Классификация зубочелюстных аномалий у детей. Основные и специальные методы диагностики зубочелюстных аномалий у детей.

2

3

Основные принципы ортодонтического лечения. Аппаратурные методы лечения зубочелюстных аномалий у детей.

2

4

Этиология, патогенез, клиника, диагностика и принципы лечения дистального прикуса.

2

5

Этиология, патогенез, клиника, диагностика и принципы лечения мезиального прикуса.

2

6

Этиология, патогенез, клиника, диагностика и принципы лечения глубокого прикуса.

2

7

Этиология, патогенез, клиника, диагностика и принципы лечения открытого прикуса.

2

8

Этиология, патогенез, клиника, диагностика и принципы лечения перекрестного прикуса.

2

9

Аномалии положения зубов. Этиология, патогенез, клиника, диагностика и принципы лечения.

2

2.8 Задания для самостоятельной работой студентов: (Реферат, презентации)

Тематический план СРС



Темы СРС

Продолжительность занятия в часах

1

Методы функциональной диагностики стоматологических заболеваний у детей

9

2

Профилактика зубочелюстных аномалий в детском возраста

9

3

Материалы и аппараты, применяемые при ортодонтическом лечении детей

10

4

Инновационные технологии в ортодонтии.

9

5

Основные принципы и методы лечения аномалий и деформации челюстно-лицевой области у детей. Возрастные показания к ортодонтическому лечению.

10

6

Миогимнастика как метод профилактики и лечения деформаций зубочелюстной системы ребенка.

10


7

Роль питания в развитии зубочелюстной системы и формировании ее деформаций.

9

8

Этапы развития прикуса ребенка.

9

9

Элементная база эджуайс-техники.

9

10

Новые технологии на службе функциональной ортодонтии

6

2.9. Литература основная и дополнительная:

Основная литература:




  1. Дистель В.А., В.Г. Сунцов, В.Д. Вагнер. Пособие по ортодонтии. – М.: Медицинская книга; Н.Н.: Изд-во НГМА, 2000.

  2. Дистель В. А., Сунцов В. Г., Вагнер В. Д. Основы ортодонтии. - Н. Новгород : Издательство НГМД, 2001.

  3. Дистель В. А Зубочелюстные аномалии и деформации 2001 г

  4. Ральфа Е., Мак-Дональда. Дэвида Р. Эйвери перевод с английского проф.Т.Ф. Виноградовой. Стоматология детей и подростков. МИА Москва 2003.

  5. Персин Л.С. ортодонтия. Диагностика и лечение зубочелюстных аномалий. Москва. Медицина. 2004.

  6. Трезубов В.Н.. А.С. Щербаков, Р.А. Фадеев. Ортодонтия. – 2-е изд. стереотип. – М: Медицинская книга, 2005.

  7. Хорошилкина Ф.Я. Дефекты зубов, зубных рядов, аномалии прикуса, миофункциональное нарушение челюстно-лицевой области и их комплексное лечение. МИА Москва. 2006.

  8. Образцов Ю.Л., С.Н. Ларионов. Пропедевтическая ортодонтия: учебное пособие. – СПб. СпецЛит, 2007.

  9. Аболмасов Н.Г., Аболмасов Н.Н Ортодонтия: учебное пособие. М.: МЕДпресс-информ, 2008.

  10. Ортодонтия. Под редакцией профессора П.С.Флиса, Киев. Медицина 2008

  11. Дополнительная:

  12. Хорошилкиной Ф. Я. Руководство по ортодонтии. М.: Медицина, 1982.

  13. Хорошилкина Ф.Я. Руководство по ортодонтии. М.: Медицина 1987.

  14. Персин Л. С. Ортодонтия. Лечение зубочелюстных аномалий. — М.: Ортодент-Инфо, 1999.

  15. Персин Л. С. Ортодонтия. Диагностика. Виды зубочелюстных аномалий. — М.: Ортодент-Инфо, 1999.

  16. Хорошилкина Ф.Я. Ортодонтия – 2-ое издание, прераб. и дополненное. М.: 1999.


2.10 Методы оценки знаний и навыков обучающихся:
I = R х 0,6 + E х 0,4, где

I – итоговая оценка

R– оценка рейтинга допуска

E – оценка итогового контроля (экзамен по дисциплине)

Рейтинг составляет 60% от I,

экзамен -40% от I

Оценка рейтинга обучающихся складывается из оценок текущего и рубежного контроля.

Каждое практическое занятие, СРС, рубежный контроль высчитываются из 100 баллов, что соответствует 100 процентам


Каждый рейтинг высчитывается по формуле: R= (t+r)/2
t – текущий контроль= средняя оценка за практические занятия + средняя оценка за СРС/ разделить на 2
r - рубежный контроль

Рейтинг допуска в итоговой оценке студента составляет не менее 60 %, поэтому семестровая оценка по дисциплине обучающихся определяется по формуле

Rдоп =( R1+R2+ R3+R4+R5+R6)/6 х0,6

Обучающийся считается допущенным к экзамену, если его семестровая оценка больше или равна 30%


Инструмент измерения итогового контроля в виде тестирования
На экзамене студенту предоставляется 50 тестовых заданий, т.е. каждое задание соответствует 2 баллам или процентам.





Качество выполнения работ

Диапазон оценки

1

Не выполнено

Отсутствие на экзамене без уважительных причин



0%


2

Оценка за каждый правильный ответ

2%




Итого:

0-100%

Доля оценки итогового контроля составляет не более 40 % итоговой оценки знаний по дисциплине, поэтому экзаменационная оценка (Э) по дисциплине умножается на коэффициент 0,4

Эх0,4

Далее высчитывается итоговая оценка по формуле:



I = R х 0,6 + E х 0,4
В экзаменационную ведомость выставляется итоговая оценка по дисциплине в цифровом и буквенном эквиваленте баллов согласно приведенной ниже таблице.

Буквенно-балльно-рейтинговая оценка по дисциплине




Оценка по буквенной системе

Цифровой эквивалент баллов

Процентное содержание%

Оценка по традиционной системе

А

4.0

95-100

ОТЛИЧНО


А-

3,67

90-94

В+

3,33

85-89

ХОРОШО


В

3,0

80-84

В-

2,67

75-79

С+

2,33

70-74

УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО



С

2,0

65-69

С-

1,67

60-64

D+

1,33

55-59

D

1,0

50-54

F

0

0-49

НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО

Нормативные документы, регламентирующие критерии оценки.

ГОСО РК 5.03.006 – 2006

«Система образования РК. Контроль и оценка знаний в высших учебных заведениях. Основные положения.»



Приказ МОиН РК от 18.03.2008г №125 «Об утверждении Типовых правил проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся»

Приказ МОиН РК от 22.11.2007г. № 566 «Об утверждении Правил организации учебного процесса по кредитной технологии обучения»

страница 1

Смотрите также: