страница 1
С.Ж.АСФЕНДИЯРОВ АТЫНДАҒЫ
ҚАЗАҚ ҰЛТТЫҚ МЕДИЦИНА УНИВЕРСИТЕТІ
КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.Д.АСФЕНДИЯРОВА
Кафедра –стоматология детского возраста, профилактика стоматологических заболеваний, ортодонтии.
Дисциплина - «Ортодонтия»
Специальность - 051302 «Стоматология»
СИЛЛАБУС
«ОРТОДОНТИЯ» - БД 04
Объем учебных часов –270 часов
Лекции – 18
Практические занятия – 162 часа
Самостоятельная работа студентов (СРС)- 90часов
Курс – 4
Семестр – 7-8
Алматы
Силлабус обсужден на заседании кафедры ортопедической стоматологии.
« » ______________________ 2010 Протокол №
Заведующий кафедрой
стоматологии, д.м.н., профессор ______________ Супиев Т.К.
Силлабус составили: д.м.н., проф.
1.7 Общие сведения:
1.7 Сведения о преподавателях:
№
|
Ф.И.О.
|
Должность
|
Ученая степень
|
1
|
Джумадиллаев
Д. Н.
|
профессор
|
д.м.н
|
2
|
Мамеков А.Д.
|
профессор
|
д.м.н.
|
3
|
Шарипова С.К.
|
ассистент
|
|
4
|
Жумагали Ж.К
|
ассистент
|
PhD
|
5
|
Альпаттина Д.А.
|
ассистент
|
|
6
|
Лукпанова Ш.З.
|
ассистент
|
к.м.н
|
7
|
Кульманбетов Р.И.
|
ассистент
|
к.м.н
|
8
|
Рузденова А.С.
|
ассистент
|
|
9
|
Мусаева Д.Б.
|
ассистент
|
|
1.8 Контактная информация:
Место нахождения кафедры: г. Алматы, ул. Толе би, 92; учебный корпус №3 КазНМУ, 2этаж, кааб 228
Телефон: 267-65-19 (вн. 257)
Электронный адрес кафедры:
1.9 Политика дисциплины: заключается в последовательном и целенаправленном осуществлении учебного процесса. Требования преподавателей к студентам основаны на общих принципах обучения, на стоматологических кафедрах КазНМУ.
2. Программа
2.1. Введение
Ортодонтия занимается изучением этиологии и патогенеза зубочелюстных аномалий, методов их диагностики, разработкой способов профилактики и лечения аномалий положения зубов, формы зубных дуг, прикуса, устранением эстетических нарушений, изучением влияния зубочелюстных аномалий на развитие патологии органов и систем организма ребенка. Врач-ортодонт планирует проведение ортодонтических мероприятий детям с зубочелюстными аномалиями совместно с детским стоматологом-терапевтом и детским стоматологом-хирургом.
2.2. Цель дисциплины: формирование знаний и практических навыков по основам стоматологии детского возраста и ортодонтии для оказания помощи ребенку с заболеваниями зубов и зубочелюстными аномалиями с учетом закономерностей развития зубочелюстной системы в разные возрастные периоды.
2.3.Задачи обучения: сформировать знания о принципах организации и работы клиники детской стоматологии;
дать представление об основах врачебной деонтологии, семиологии, диагностики, обследования детей с заболеваниями зубов и зубочелюстными аномалиями;
дать знания и практические навыки обследования ребенка в стоматологической клинике;
обучить основным профессиональным мануальным навыкам врача-детского стоматолога и ортодонта (на фантоме).
2.4. Конечные результаты обучения:
Студент должен знать:
-
организацию детской стоматологической службы, связь стоматологии детского возраста с педиатрией и другими медицинскими дисциплинами;
-
психо-физиологические особенности детей в разные возрастные периоды;
-
классификации зубочелюстных аномалий;
-
особенности клиники и лечения зубочелюстных аномалий и деформаций в детском возрасте;
-
возрастные показания к лечению зубочелюстных аномалий и деформации у детей;
-
виды ортодонтических аппаратов, применяемые у детей, принципы их действия;
-
особенности конструирования и технологии изготовления различных ортодонтических аппаратов;
-
морфологические изменения в зубочелюстной системе при ортодонтическом вмешательстве (перестройка тканей пародонта, костной ткани, изменения в височно-нижнечелюстном суставе);
-
показания к зубному протезированию у детей разного возраста;
-
особенности изготовления зубных протезов у детей;
-
мероприятия по профилактике развития зубочелюстных аномалий и деформаций.
уметь:
-
собрать анамнез у ребенка и его родителей, выявить факторы. способствовавшие развитию зубочелюстных аномалий;
-
выявить местные факторы риска развития заболеваний зубов, тканей пародонта, патологии прикуса;
-
выбрать оптимальный метод визуального и инструментального метода обследования ребенка;
-
определять диагностические индексы (гигиены полости рта, пародонтальные, распространённости и интенсивности кариеса);
-
формировать диспансерные группы детей с учётом активности кариозного процесса и группы здоровья ребенка;
-
составлять план лечебно-профилактических мер соответственно диспансер-
-
ной группе ребенка;
-
выявлять ранние признаки зубочелюстных аномалий и деформаций у детей;
-
снимать слепки с верхней и нижней челюсти у ребенка;
-
вести учетно-отчетную документацию;
-
установить максимально доверительные отношения с пациентом, его родственниками, коллегами и другими медицинскими работниками;
-
работать в команде.
владеть навыками:
-
обследования ребенка со стоматологическим заболеванием;
-
определения индекса Изара;
-
биометрического исследования диагностических моделей (по Тону, по Пону, по Герлаху, по Коркхаузу, по Хаусу-Снагиной, по Линдеру-Харту, диаграмма Хаулея-Гербера-Гербста);
-
припасовки ортодонтических аппаратов механического, функционального и комбинированного действия;
-
снятия оттисков с челюстей у детей ( на фантоме);
-
отливки моделей челюстей;
-
активации винта ортодонтических аппаратов;
2.5. Пререквизиты дисциплины: клиническая анатомия головы и шеи, общая хирургия, физиология, фармакология, коммуникативные навыки, визуальная диагностика, профилактика стоматологических заболеваний, введение в клинику, детские болезни, технология изготовления зубных протезов.
Постреквизиты дисциплины: ортопедическая стоматология, терапевтическая стоматология, стоматология детского возраста, хирургическая стоматология.
2.6. Краткое содержания дисциплины: В настоящее время имеются возможности изучения причин возникновения зубочелюстных аномалий, их диагностики и разработки методов лечения на основе медико-биологических и медико-генетических исследований. Перспективно совершенствование методов рентгенокинематографической и голографической ортодонтической диагностики. Особое значение имеет разработка методов компьютерной диагностики. Дальнейшее изучение роли эндокринной системы в этиологии и патогенезе зубочелюстных аномалий будет способствовать созданию комплексных методов ортодонтической и лекарственной терапии для управления ростом челюстей.
2.7 Тематический план практических занятий
№
|
Темы занятия
|
Продолжительность занятия в часах
|
1
|
Принципы организации ортодонтической помощи. Организация работы ортодонтического отделения.
|
6
|
2
|
Морфологическая и функциональная характеристика периодов развития зубочелюстного аппарата ребенка
|
6
|
3
|
Методы клинической диагностики зубочелюстных аномалий и деформации у детей. Статическое и динамическое исследование. Исследование общих нарушений организма (осанки, дыхания, сердечнососудистой системы и пищеварения).
|
6
|
4
|
Классификация зубочелюстных аномалии.Формулировка клинического диагноза.
|
6
|
5
|
Методы функциональной диагностики зубочелюстных аномалий у детей.
|
|
6
|
Методы изучения состояния мышц челюстно-лицевой области и височно-нижнечелюстных суставов. Методы изучения состояния зубов и тканей парадонта. Рубежный контроль.
|
6
|
7
|
Методы антропометрической и фотометрической диагностики зубочелюстных аномалий у детей.
|
6
|
8
|
Методы биометрической диагностики: измерение размеров зубов, зубных рядов по Пону, Коркхаузу, индекс Тонна, Долгополовой во временном и постоянном прикусе. Изучение сегментов зубных рядов по Герлаху.
|
6
|
9
|
Методы биометрической диагностики зубочелюстных аномалий у детей: Измерение апикального базиса по Хаусу-Снагиной. Изучение формы зубных дуг-диаграмма Хаулея-Гербера-Гербста.
|
6
|
10
|
Методы рентгенологической диагностики зубочелюстных аномалий у детей. (внутриротовая, панорамная, ортопантомография)
|
6
|
11
|
Телерентгенография (методика ТРГ, анализ ТРГ по Шварцу).
|
6
|
12
|
Профилактика зубочелюстных аномалий у детей.
Рубежный контроль.
|
6
|
13
|
Методы лечения зубочелюстных аномалий у детей в период временного, сменного и постоянного прикуса.
|
6
|
14
|
Ортодонтические аппараты механического действия. Показания к применению, принцип действия.
|
6
|
15
|
Ортодонтические аппараты функционального действия. Показания к применению, принцип действия.
|
6
|
16
|
Ортодонтические аппараты комбинированного действия. Принцип действия, показания к применению.
Моноблоки. Регулятор функции Френкеля I, II, III типа.
|
6
|
17
|
Морфологические и функциональные изменения в зубочелюстной системе (перестройка парадонта и костной ткани, изменения в ВНЧС) при лечении зубочелюстных аномалий. Рубежный контроль.
|
6
|
18
|
Аномалии развития зубов (прорезывания, структуры твердых тканей, формы, размеров, количества). Этиология, патогенез, клиника, диагностика и методы лечения.
|
6
|
19
|
Аномалии положения зубов в трансверзальном, сагиттальном и вертикальном направлениях. Этиология, патогенез, клиника, диагностика и методы лечения.
|
6
|
20
|
Аномалии зубных дуг. Этиология, патогенез, клиника, диагностика и методы лечения
|
6
|
21
|
Этиология, патогенез, клиника, диагностика и методы лечения прогнатического прикуса.
|
6
|
22
|
Этиология, патогенез, клиника, диагностика и методы лечения прогенического прикуса.
Рубежный контроль.
|
6
|
23
|
Этиология, патогенез, клиника, диагностика и методы лечения глубокого прикуса.
|
6
|
24
|
Этиология, патогенез, клиника, диагностика и методы лечения открытого прикуса.
|
6
|
25
|
Этиология, патогенез, клиника, диагностика и методы лечения перекрестного прикуса.
|
6
|
26
|
Причины рецидивов и способы их предупреждения. Ретенционные аппараты.
|
6
|
27
|
Зубное протезирование в детском возрасте. Показания. Особенности изготовления зубных протезов. Защита истории болезни. Рубежный контроль.
|
6
6
|
Тематический план лекций
№
|
Темы занятия
|
Продолжительность занятия в часах
|
1
|
Аномалии развития зубов, зубных рядов и челюстей у детей, обусловленные нарушениями эмбрионального периода и зубочелюстные аномалии в постэмбриональном периоде.
|
2
|
2
|
Классификация зубочелюстных аномалий у детей. Основные и специальные методы диагностики зубочелюстных аномалий у детей.
|
2
|
3
|
Основные принципы ортодонтического лечения. Аппаратурные методы лечения зубочелюстных аномалий у детей.
|
2
|
4
|
Этиология, патогенез, клиника, диагностика и принципы лечения дистального прикуса.
|
2
|
5
|
Этиология, патогенез, клиника, диагностика и принципы лечения мезиального прикуса.
|
2
|
6
|
Этиология, патогенез, клиника, диагностика и принципы лечения глубокого прикуса.
|
2
|
7
|
Этиология, патогенез, клиника, диагностика и принципы лечения открытого прикуса.
|
2
|
8
|
Этиология, патогенез, клиника, диагностика и принципы лечения перекрестного прикуса.
|
2
|
9
|
Аномалии положения зубов. Этиология, патогенез, клиника, диагностика и принципы лечения.
|
2
|
2.8 Задания для самостоятельной работой студентов: (Реферат, презентации)
Тематический план СРС
№
|
Темы СРС
|
Продолжительность занятия в часах
|
1
|
Методы функциональной диагностики стоматологических заболеваний у детей
|
9
|
2
|
Профилактика зубочелюстных аномалий в детском возраста
|
9
|
3
|
Материалы и аппараты, применяемые при ортодонтическом лечении детей
|
10
|
4
|
Инновационные технологии в ортодонтии.
|
9
|
5
|
Основные принципы и методы лечения аномалий и деформации челюстно-лицевой области у детей. Возрастные показания к ортодонтическому лечению.
|
10
|
6
|
Миогимнастика как метод профилактики и лечения деформаций зубочелюстной системы ребенка.
|
10
|
7
|
Роль питания в развитии зубочелюстной системы и формировании ее деформаций.
|
9
|
8
|
Этапы развития прикуса ребенка.
|
9
|
9
|
Элементная база эджуайс-техники.
|
9
|
10
|
Новые технологии на службе функциональной ортодонтии
|
6
|
2.9. Литература основная и дополнительная:
Основная литература:
-
Дистель В.А., В.Г. Сунцов, В.Д. Вагнер. Пособие по ортодонтии. – М.: Медицинская книга; Н.Н.: Изд-во НГМА, 2000.
-
Дистель В. А., Сунцов В. Г., Вагнер В. Д. Основы ортодонтии. - Н. Новгород : Издательство НГМД, 2001.
-
Дистель В. А Зубочелюстные аномалии и деформации 2001 г
-
Ральфа Е., Мак-Дональда. Дэвида Р. Эйвери перевод с английского проф.Т.Ф. Виноградовой. Стоматология детей и подростков. МИА Москва 2003.
-
Персин Л.С. ортодонтия. Диагностика и лечение зубочелюстных аномалий. Москва. Медицина. 2004.
-
Трезубов В.Н.. А.С. Щербаков, Р.А. Фадеев. Ортодонтия. – 2-е изд. стереотип. – М: Медицинская книга, 2005.
-
Хорошилкина Ф.Я. Дефекты зубов, зубных рядов, аномалии прикуса, миофункциональное нарушение челюстно-лицевой области и их комплексное лечение. МИА Москва. 2006.
-
Образцов Ю.Л., С.Н. Ларионов. Пропедевтическая ортодонтия: учебное пособие. – СПб. СпецЛит, 2007.
-
Аболмасов Н.Г., Аболмасов Н.Н Ортодонтия: учебное пособие. М.: МЕДпресс-информ, 2008.
-
Ортодонтия. Под редакцией профессора П.С.Флиса, Киев. Медицина 2008
-
Дополнительная:
-
Хорошилкиной Ф. Я. Руководство по ортодонтии. М.: Медицина, 1982.
-
Хорошилкина Ф.Я. Руководство по ортодонтии. М.: Медицина 1987.
-
Персин Л. С. Ортодонтия. Лечение зубочелюстных аномалий. — М.: Ортодент-Инфо, 1999.
-
Персин Л. С. Ортодонтия. Диагностика. Виды зубочелюстных аномалий. — М.: Ортодент-Инфо, 1999.
-
Хорошилкина Ф.Я. Ортодонтия – 2-ое издание, прераб. и дополненное. М.: 1999.
2.10 Методы оценки знаний и навыков обучающихся:
I = R х 0,6 + E х 0,4, где
I – итоговая оценка
R– оценка рейтинга допуска
E – оценка итогового контроля (экзамен по дисциплине)
Рейтинг составляет 60% от I,
экзамен -40% от I
Оценка рейтинга обучающихся складывается из оценок текущего и рубежного контроля.
Каждое практическое занятие, СРС, рубежный контроль высчитываются из 100 баллов, что соответствует 100 процентам
Каждый рейтинг высчитывается по формуле: R= (t+r)/2
t – текущий контроль= средняя оценка за практические занятия + средняя оценка за СРС/ разделить на 2
r - рубежный контроль
Рейтинг допуска в итоговой оценке студента составляет не менее 60 %, поэтому семестровая оценка по дисциплине обучающихся определяется по формуле
Rдоп =( R1+R2+ R3+R4+R5+R6)/6 х0,6
Обучающийся считается допущенным к экзамену, если его семестровая оценка больше или равна 30%
Инструмент измерения итогового контроля в виде тестирования
На экзамене студенту предоставляется 50 тестовых заданий, т.е. каждое задание соответствует 2 баллам или процентам.
№
|
Качество выполнения работ
|
Диапазон оценки
|
1
|
Не выполнено
Отсутствие на экзамене без уважительных причин
|
0%
|
2
|
Оценка за каждый правильный ответ
|
2%
|
|
Итого:
|
0-100%
|
Доля оценки итогового контроля составляет не более 40 % итоговой оценки знаний по дисциплине, поэтому экзаменационная оценка (Э) по дисциплине умножается на коэффициент 0,4
Эх0,4
Далее высчитывается итоговая оценка по формуле:
I = R х 0,6 + E х 0,4
В экзаменационную ведомость выставляется итоговая оценка по дисциплине в цифровом и буквенном эквиваленте баллов согласно приведенной ниже таблице.
Буквенно-балльно-рейтинговая оценка по дисциплине
Оценка по буквенной системе
|
Цифровой эквивалент баллов
|
Процентное содержание%
|
Оценка по традиционной системе
|
А
|
4.0
|
95-100
|
ОТЛИЧНО
|
А-
|
3,67
|
90-94
|
В+
|
3,33
|
85-89
|
ХОРОШО
|
В
|
3,0
|
80-84
|
В-
|
2,67
|
75-79
|
С+
|
2,33
|
70-74
|
УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО
|
С
|
2,0
|
65-69
|
С-
|
1,67
|
60-64
|
D+
|
1,33
|
55-59
|
D
|
1,0
|
50-54
|
F
|
0
|
0-49
|
НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО
|
Нормативные документы, регламентирующие критерии оценки.
ГОСО РК 5.03.006 – 2006
«Система образования РК. Контроль и оценка знаний в высших учебных заведениях. Основные положения.»
Приказ МОиН РК от 18.03.2008г №125 «Об утверждении Типовых правил проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся»
Приказ МОиН РК от 22.11.2007г. № 566 «Об утверждении Правил организации учебного процесса по кредитной технологии обучения»
страница 1
|