Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
Бикситова Б.С., к.ю.н., доцент кафедры теории государства и права, конституционного права ЕНУ им. Л.Н.Гумилева

Абдигалиева Г., манистрант ЕНУ им. Л.Н.Гумилева
О РЕФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
В статье рассматриваются внесенные в ходе реформирования законодательства РК изменения и дополнения в процессуальное производство, позволившие разрешить ряд актуальных задач, имеющих место в правоприменительной практике.
Кілтті сөздер: реформация, заңнама, правоприменительная тәжірибе, сот.
In the article made ​​in the reform legislation of RK changes and amendments to the procedural production, would resolve a number of pressing problems that take place in law enforcement.
Key words: reform, legislation, enforcement of the law court.
Республика Казахстан находится сегодня на этапе становления собственной государственности. Наблюдается сложный процесс перехода от политического тоталитаризма к правовому государству. Конституция РК в ст. 1 провозгласила решимость создания демократического, правового, светского и социального государства, основанного на принципах приоритета прав и свобод человека и гражданина. [1]

Поскольку путь к правовому государству лежит через проведение широкомасштабной правовой реформы, в 1994 году была утверждена Государственная программа правовой реформы. Главным результатом ее реализации стало принятие в 1995 году Конституции РК, ставшей основой конституционных законов страны.

Важным историческим шагом в области права стала разработка Концепции правовой политики Республики Казахстан, одобренной Указом Президента Республики Казахстан № 949 от 20 сентября 2002 г. [2] В ней были поставлены конкретные задачи по усовершенствованию нормативно-правовой базы РК, в том числе и гражданско-процессуального законодательства.

В соответствие с Концепцией правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года [3], гражданско-процессуальное право призвано обеспечивать доступность правосудия, максимальную реализацию прав участников гражданского судопроизводства, своевременную защиту и восстановление нарушенных прав и свобод личности, интересов общества и государства. В этих целях в Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан [4] были внесены изменения и дополнения.

Принятие закона о внесении изменений и дополнений в процессуальное производство позволил разрешить ряд актуальных задач, имеющих место в правоприменительной практике. Целью внесения таких изменений, как изменение апелляционной и включение кассационной инстанций было достижение эффективной работы судов, а также уменьшение нагрузки на каждого судью в отдельности.

Много дискуссий среди судейского корпуса до принятия изменений и дополнений в ГПК имели место по вопросам проявления неуважения к суду. Ранее в ГПК данный вопрос был отражен в положениях статей 119 и 179 ГПК [4], однако законодателем не были четко определены меры и порядок принятия председательствующим мер административного принуждения. В связи с чем, у судей при разбирательстве по конкретному гражданскому делу отсутствовали навыки применения указанных мер к участникам процесса, проявившим неуважение к суду. Вне всякого сомнения, дополнение в кодекс положений изложенных в ст. 121 ГПК [4] является прогрессивным шагом, способствующим эффективной работе судей.

Так, в диспозиции статьи 121 ГПК [4] установлено, что меры ответственности за проявление неуважения к суду применяются судом в целях реализации конституционного принципа равенства всех перед судом и задач правосудия. За совершение действий (бездействия), предусмотренных статьей 513 КРКоАП, виновные в этом лица привлекаются к административной ответственности в порядке, предусмотренном частью 1-1 статьи 648 КРКоАП [6]. В свою очередь, если в действиях нарушителя порядка в судебном заседании имеются признаки преступления, суд направляет материалы прокурору для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в отношении нарушителя. Эффективным нововведением является также разъяснение вопроса о порядке обжалования и опротестования по примененным мерам принуждения за проявления неуважения к суду (статья 122).

Следует отметить еще один положительный момент, определяющий полное, всестороннее и объективное судебное разбирательство. Законодателем закреплена обязанность стороны ответчика представлять в суд отзыв на исковое заявление (статья 169-1 ГПК РК) [4]. Таким образом, ответчик изначально определяет свои позиции отстаивания своих интересов в суде по заявленным исковым требованиям.

С нашей точки зрения, в дальнейшем следовало бы акцентировать внимание на разработке вопроса по срокам подачи изменений и дополнений к исковому заявлению в порядке ст. 49 ГПК РК. К сожалению, в большинстве своем стороны недобросовестно пользуются своим правом заявлять об увеличении исковых требований, а также изменять предмет и основания иска. Зачастую, перед окончанием рассмотрения дела по существу, «недобросовестная» сторона истца начинает увеличивать требования, изменять предмет и основания иска, что не дает возможности тщательного разбирательства по вновь заявленным исковым требованиям в виду установленных процессуальных сроков. В результате чего имеет место либо отмена судебного акта суда первой инстанции либо нарушение процессуального срока рассмотрения дела.

Иным положительным аспектом стало внесение дополнений по вопросу включения в кодекс главы по кассационному производству.

Обращая внимание на то, что в гражданском законодательстве Российской Федерации уже давно введен и применяется на практике такой вид инстанции, как кассация, отметим следующее. Согласно ст. 336 ГПК РФ [5] на решения всех судов в Российской Федерации, принятые по первой инстанции, за исключением решений мировых судей, сторонами и другими лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, может быть принесено кассационное представление.

В свою очередь, положениями ГПК Республики Казахстан определено, что право кассационного обжалования и опротестования постановлений и определений суда апелляционной инстанции принадлежит сторонам и другим лицам, участвующим в деле. Кассационную жалобу вправе подать также лица, не привлеченные к участию в деле, но в отношении прав и обязанностей которых суд вынес постановление или определение.

Наблюдаются различия в порядке подачи кассационной жалобы и протеста. Так, в ст. 383-3 ГПК Республики Казахстан [4] установлено, что кассационные жалобы и протесты адресуются и подаются непосредственно в суд кассационной инстанции. В России кассационная жалоба, представление подаются через суд, принявший решение (ст. 337 ГПК РФ) [5].

Срок подачи кассационной жалобы или протеста составляет пятнадцать дней после вынесения судом решения. Следует отметить, что данный срок характерен вообще для исчисления сроков обжалования, как в Республике Казахстан, так и в Российской Федерации.

Содержание кассационной жалобы или протеста по законодательству Республики Казахстан аналогичны с ГПК Российской Федерации, которые должны содержать:

1) наименование суда, которому адресуется жалоба или протест;

2) наименование лица, подающего жалобу или протест (в данном пункте по российскому законодательству необходимо указание места жительства или место нахождения, тогда как в ГПК Республики Казахстан это не обязательно для кассационной жалобы или протеста);

3) указание на постановление и определение, которое обжалуется или опротестовывается;

4) указание, в чем заключается неправильность постановления, определения и просьба лица, подающего жалобу или протест;

5) перечень прилагаемых к жалобе или протесту письменных материалов. Кассационная жалоба подписывается лицом, подающим жалобу, или его представителем. Кассационный протест подписывается прокурором.

Судья областного и приравненного к нему суда после получения кассационной жалобы или протеста обязан:

1) истребовать материалы гражданского дела;

2) направить лицам, участвующим в деле, копии жалобы или протеста и приложенных к ним письменных материалов, предоставив срок на подачу отзыва;

3) известить лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы или протеста.

Тогда как статьей 343 ГПК Российской Федерации [5] закреплены действия суда первой инстанции после получения кассационных жалобы, представления.

В данном случае, если проводить аналогию с российским законодательством, то мы увидим различия, которые определены изначально порядком подачи кассационной жалобы или протеста, так как в Российской Федерации кассационная жалоба и представление подается через суд, принявший решение и поэтому в пункте первом ГПК Российской Федерации судья обязан после получения кассационной жалобы или представления не позднее следующего дня после дня их получения направить лицам, участвующим в деле, копии жалобы, представления и приложенных к ним письменных доказательств.

После получения кассационной жалобы или протеста согласно положениям ГПК Республики Казахстан судья обязан истребовать материалы гражданского дела, направить лицам, участвующим в деле, копии жалобы или протеста и приложенных к нему письменных материалов, предоставив срок на подачу отзыва, известить лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, протеста (ст. 383-7 ГПК).

Лицо, подавшее кассационную жалобу, вправе от нее отказаться. Однако суд вправе отклонить отказ по основаниям, установленным частью 4 статьи 8 ГПК Республики Казахстан [4], и рассмотреть дело в кассационном порядке. Следует отметить, что вопрос об отказе суда кассационной инстанции в отклонении кассационной жалобы в ГПК Российской Федерации не предусмотрен.

Прокурор, принесший кассационный протест, а также вышестоящий прокурор вправе отозвать протест до начала судебного заседания. Об отзыве протеста суд извещает лиц, участвующих в деле, что также закреплено в российском законодательстве. Как было указано, в отличии от российского ГПК гражданско-процессуальным законодательством Казахстана закреплено право суда отклонить отказ и рассмотреть дело в кассационном порядке. Аналогичная ситуация и в случае отказа истца от иска и мирового соглашения сторон, совершенного после подачи кассационной жалобы или протеста. Если суд отклоняет отказ от иска или мировое соглашение на основании части второй ст. 49 ГПК Республики Казахстан, он рассматривает дело в кассационном порядке, тогда как российским законодательством это не предусмотрено.

При рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет законность и обоснованность судебных актов первой и апелляционной инстанции по имеющимся в деле материалам в пределах доводов жалобы, протеста, а также в пределах заявленного иска исследует новые доказательства, которые не были предоставлены суду первой и апелляционной инстанции по уважительным причинам. Суд кассационной инстанции должен рассмотреть дело по кассационной жалобе или протесту в месячный срок со дня его поступления, что является единым правилом для всех категорий дел, для сравнения - в российском законодательстве идет разграничение сроков рассмотрения дел в кассационной инстанции в зависимости от категории и подсудности.

Так, например, Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа, окружной (флотский) военный суд должны рассмотреть поступившее по кассационным жалобе, представлению дело не позднее чем в течение месяца со дня его поступления. Верховный Суд Российской Федерации должен рассмотреть поступившее по кассационным жалобе, представлению дело не позднее чем в течение двух месяцев со дня его поступления. Кассационная жалоба, представление по делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, поступившие на рассмотрение в суд кассационной инстанции в период избирательной кампании, кампании референдума до дня голосования, рассматриваются судом в течение пяти дней со дня их поступления. Кассационные жалоба, представление на решение по делу о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), исключении кандидата из заверенного списка кандидатов, отмене регистрации кандидата (списка кандидатов), поступившие в период избирательной кампании до дня голосования, рассматриваются судом не позднее дня, предшествующего дню голосования, при этом регистрация кандидата (списка кандидатов) может быть отменена судом кассационной инстанции не позднее чем за два дня до дня голосования. Федеральными законами могут быть установлены сокращенные сроки рассмотрения кассационных жалоб, представлений по отдельным категориям дел в суде кассационной инстанции (ст. 348).

Перечисленные положения ГПК Российской Федерации по срокам рассмотрения дел в кассационной инстанции в зависимости от категории дела вполне оправданы и заслуживают обсуждения в целях совершенствования гражданско-процессуального законодательства нашего государства.

В заседании суда кассационной инстанции обязательно принимает участие прокурор, который дает по делу заключение, в данном случае прослеживается различие в порядке рассмотрения кассационной жалобы или протеста, в отличие от нашего, в российском процессе в заседании суда кассационной инстанции участие прокурора не является обязательным. В свою очередь, порядок рассмотрения кассационных жалоб или протеста (представления - по российскому законодательству) практически идентичен как по законодательству Казахстана, так и по законодательству России.

Аналогичными по смыслу и содержанию являются также полномочия суда кассационной инстанции. Так, суд вправе оставить постановление и определение апелляционной инстанции без изменения, а жалобу или протест (представление) - без удовлетворения; отменить постановление и определение апелляционной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в суд первой или апелляционной инстанции в ином составе судей, если ошибки, допущенные судом апелляционной инстанции, не могут быть исправлены кассационной инстанцией. При этом суд кассационной инстанции не вправе предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства перед другими, а также о том, какое решение должно быть вынесено при новом рассмотрении дела; отменить постановление и определение апелляционной инстанции полностью либо в части и прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения по основаниям, предусмотренным статьями 247, 249 ГПК Республики Казахстан [4]; отменить постановление и определение апелляционной инстанции, оставив в силе решение суда первой инстанции; изменить постановление или вынести новое, отменив решение суда первой и апелляционной инстанции, не передавая дело на новое рассмотрение, если по делу не требуется собирание или дополнительной проверки доказательств, обстоятельства дела установлены судом первой или апелляционной инстанции полно и правильно, но допущена ошибка в применении норм материального права.

Кассационные акты и их содержание определены в единой форме, как по законодательству Казахстана в виде постановлений, так и по законодательству Российской Федерации в виде определений. В случае оставления кассационной жалобы или протеста без удовлетворения суд обязан указать в своем постановлении мотивы, по которым доводы жалобы признаны необоснованными и отвергнуты. Постановление кассационной инстанции должно быть изготовлено в окончательной форме в течении пяти дней. Допускается оглашение резолютивной части постановления, которая приобщается к делу. Постановление суда кассационной инстанции вступает в законную силу с момента его вынесения.

Может быть, с нами не согласится ряд исследователей, но по нашему мнению, требуют дополнительного обсуждения вопросы по внесению изменений относительно сроков вступления решения в законную силу. Согласно внесенным изменениям в ч. 3 ст. 334 ГПК РК жалоба, протест могут быть поданы (принесены) в течение пятнадцати дней со дня вручения копии решения, вынесенного судом. Наиболее целесообразным является «старая» редакция указанной статьи. В данном случае полагаем, имеет место нарушение права истца при удовлетворении требований. По нашему мнению, «недобросовестная» сторона имеет шанс длительного неисполнения судебного акта, апеллируя тем, что судебный акт ему не вручен.

Резюмируя вышесказанное, надлежит отметить, что общая тенденция развития гражданского процессуального законодательства РК позволяет наиболее эффективно соблюдать закрепленные процессуальным законодательством принципы судопроизводства. С нашей точки зрения, нельзя не согласиться с мнением ряда ученых (З.Баймолдина, С.Акимбекова), которые считают, что следует выработать развернутую систему гражданских процессуальных норм, позволяющих полноценно осуществлять функцию защиты законных интересов и прав граждан, организаций, исходя при этом из принципа равенства всех перед законом, права на справедливое и гласное судебное разбирательство компетентным и независимым судом, учрежденным в соответствии с законом суда апелляционной инстанции в кассационном порядке» и 42-2 «Производство в суде кассационной инстанции».
Список литературы:
1. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 г. (с изменениями от 7 октября 1998г.).

2. Концепция правовой политики Республики Казахстан, одобренная Указом Президента Республики Казахстан № 949 от 20 сентября 2002 г.

3. Концепцией правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года.

4. Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан (с изменениями и дополнениями по состоянию на 24.12.2012 г.) http://www.zakon.kz/211950-grazhdanskijj-processualnyjj-kodeks.html



5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации. (по состоянию на 01.03.2012). http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=LAW;n=127758

6. Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях.


(с изменениями и дополнениями по состоянию на 10.02.2011 г.) http://www.zakon.kz/static/administrativnyy_kodex.html

страница 1

Смотрите также: