Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1

Даулет ЕРГОЖИН,

председатель Налогового комитета

Министерства финансов Республики Казахстан
Повышение качества налогового администрирования и ужесточение

налоговой дисциплины как необходимые меры формирования государственных доходов в условиях мирового финансового кризиса

В первую очередь хотелось бы поблагодарить организаторов за возможность выступить и озвучить результаты совместной с Ассоциацией налогоплательщиков Казахстана(АНК) работы. Речь идет о подержанной АНК инициативы налоговых органов о проведении социологического обследования мнения налогоплательщиков республики с целью оценки качества оказываемых налоговых услуг.
Хотелось бы поблагодарить лично Вас, Жаннат Джургалиевна, за ежегодную организацию данного мероприятия – обследования. Так, в 2007 году из числа представителей заинтересованных общественных объединений создана и работает Координационная группа по проведению социологического опроса по вопросу оценки деятельности органов налоговой службы.

С тех пор ежегодно по заказу бизнес-сообщества Казахстана проводятся данные обследования, результаты нами в дальнейшем принимаются для усовершенствования своей работы.

Позвольте огласить результаты последнего (2008 года) обследования уровня удовлетворенности субъектов предпринимательства качеством оказываемых налоговых услуг, проведенного Исследовательским центром «Сандж» – организацией, зарекомендовавшей себя профессионалом в сфере социологических исследований.

Так, опросом было охвачено 1238 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и 735 физических лиц, и оказалось, что уровень удовлетворенности качеством оказываемых услуг налоговыми органами субъектам предпринимательства составил 81%, населению – 72%, и этот уровень в сравнении с 2007 годом заметно вырос.

Мы знаем, что в целом налоговое администрирование – это социально выраженная сфера, в которой государство взаимодействует с населением и бизнесом, определенные ее недостатки или недоработки могут привести к снижению поступлений налогов и платежей в бюджет, увеличению вероятности налоговых правонарушений и в конечном итоге – к негативному эффекту на экономику нашей страны.

Результаты обследования показали, что проблемы имеются, в частности при оказании немассовых услуг налоговых органов. Так, например:

■ обжалование результатов налогов проверок – 33%;

■ разрешение на приобретение этилового спирта – 33%;

■ лицензирование производства этилового спирта, алкоголя, табака, импорта алкоголя и этилового спирта – 43%.

Затем идут анализ по каждому вышеназванному направлению и сведения о том, что с этого года предпринимается для улучшения ситуации.

Налоговым комитетом МФ проводится работа по улучшению качества всех налоговых услуг, в том числе по которым наблюдаются низкие показатели. Так, по разрешению на приобретение этилового спирта и лицензированию производства этилового спирта, алкоголя, табака, импорта алкоголя и этилового спирта разрабатываются стандарты государственных услуг, а также разработаны Правила мониторинга налоговых услуг органами налоговой службы. Более того, в текущем году при содействии Исследовательского центра «Сандж» будет проведено «глубинное» интервью с потребителями налоговых услуг в зависимости от их категорий с целью выявления причин недовольства налогоплательщиков качеством получаемых услуг. И эта совместная работа будет проводиться на постоянной основе.

Поэтому наряду с проводимыми обследованиями бизнес-среды и населения в целях улучшения уровня обслуживания наших налогоплательщиков хотелось бы остановиться на основных направлениях деятельности налоговых органов и мерах по усилению налогового администрирования.

На данном этапе развития мы стремимся улучшить условия приема налоговых форм и, как следствие, сопутствующего ему камерального контроля. Для обеспечения свое-временного приема налоговой отчетности проведены мероприятия, позволившие улучшить условия представления отчетности в срок:

организовано более 200 пунктов приема налоговой отчетности в крупных торговых домах и в зданиях акиматов сельских округов, где установлено компьютерное оборудование с программным обеспечением СОНО для налогоплательщика и Web-приложение «Кабинет налогоплательщика»;

во всех налоговых органах созданы рабочие группы для оказания консультационной помощи налогоплательщикам по вопросам представления налоговой отчетности в электронном виде посредством клиентского приложения СОНО и Web-приложения «Кабинет налогоплательщика»;

проведены семинары для налогоплательщиков по разъяснению функциональных возможностей клиентского приложения СОНО для налогоплательщика и Web-приложения «Кабинет налогоплательщика».

Так, в Систему обработки налоговой отчетности (СОНО) принято и обработано
777 тыс. форм налоговой отчетности. При этом 75% форм налоговой отчетности представлено налогоплательщиками, самостоятельно использовавшими клиентское приложение СОНО для налогоплательщика и Web-приложение «Кабинет налогоплательщика», что, в свою очередь, на 3% больше, чем за аналогичный налоговый период 2008 года.

Самый высокий показатель по г. Алматы – 87%.

В текущем году налоговыми органами активизирована работа по камеральному контролю. Если за весь 2008 год процедурами камерального контроля были охвачены только 3–4-й кварталы 2007 года и только по формам отчетности НДС, то на сегодняшний день прокамералены НДС полностью по 2008 году, КПН – по 2006 году. До конца года будет осуществлен камеральный контроль по налогам на имущество и транспорт с юридических лиц.

Хотел бы отметить, что в настоящее время нами совместно с АО «Казпочта» обсуждаются возможности реализации, для начала в Астане и Алматы, распространения уведомлений по некоторым процедурам камерального контроля, например, непредставления налоговой отчетности (и непогашения налоговой задолженности) через АО «Казпочта». Суть заключается в том, что выявленные нарушения Налоговым комитетом будут передаваться в АО «Казпочта» в автоматизированном виде, в свою очередь, последние при помощи имеющегося специального оборудования будут формировать, печатать, упаковывать в конверты уведомления и направлять их налогоплательщикам.

В результате этой совместной работы мы, с одной стороны, улучшим оперативность получения налогоплательщиками уведомления налоговых органов и с другой – сократим время и расходы, затрачиваемые налоговыми органами на эту механическую работу.

Таким образом, налоговыми органами проводится работа по совершенствованию процедур камерального контроля, в рамках которой особый упор сделан на достижение оперативности его проведения, повышения качества и эффективности контроля. Камеральный контроль мы рассматриваем как эффект в виде дополнительных поступлений в бюджет, а также, что не менее важно, как составную часть Системы управления рисками (СУР).

Система управления рисками используется при осуществлении налогового контроля, в том числе с целью отбора налогоплательщиков для проведения налоговых проверок, и включает меры, вырабатываемые и применяемые органами налоговой службы в целях выявления и предупреждения риска.

Хотелось бы отметить, что разработанные критерии СУР позволяют уже сегодня наиболее точно администрировать процедуру возврата превышения НДС из бюджета. Так, плательщикам НДС, состоящим на мониторинге крупных налогоплательщиков, налогоплательщикам – производителям товаров собственного производства, а также их торговым домам, реализующим товары таких производителей, возврат сумм не производится при обнаружении их в СУР.



По состоянию на 1 июля т.г. в результате введения СУР в целом по республике не произведен возврат НДС по 252 заявлениям на сумму 19,9 млрд тенге, направлено в органы финансовой полиции 113 запросов.

В продолжение темы администрирования НДС, на мой взгляд, важно отметить то, что предусмотренный в новом Налоговом кодексе упрощенный порядок возврата превышения НДС, который заключается в осуществлении возврата НДС без предварительного проведения налоговой проверки, на сегодняшний день достаточно урегулирован. Утвержденная нормативно-правовая база позволяет детально регламентировать всю процедуру возврата превышения НДС и призвана предотвратить нарушения в сфере возврата НДС:

ППРК от 20.03.2009 года №373 «Об утверждении Правил определения суммы превышения НДС, подлежащей возврату, и критериев отнесения реализации товаров, работ, услуг, облагаемых по нулевой ставке, к постоянной реализации»;

приказ МФРК «Об утверждении Правил возврата превышения налога на добавленную стоимость» от 25.03.2009 года №123, регулирующих порядок определения суммы превышения НДС, подлежащей возврату; критериев постоянной реализации, а также сам порядок возврата превышения НДС;

совместный приказ между НК и АБЭКП, в котором одним из основных вопросов является вопрос предотвращения незаконного возврата НДС.

Позвольте напомнить вам, что налоговыми органами с 1 июля по 31 декабря этого года проводится перерегистрация всех плательщиков НДС. Плательщики НДС, которые не пройдут в этот период времени перерегистрацию, будут сняты с учета по НДС, соответственно, не вправе выписывать счета-фактуры с НДС. В ином случае к ним будут приняты соответствующие меры ответственности.

Наиболее проблемным вопросом в условиях финансового кризиса в стране стало своевременное погашение налогоплательщиками налоговой задолженности. Особенно уязвимым оказался строительный сектор.

Тем не менее налоговыми органами постоянно проводится работа по применению к недоимщикам мер принудительного взыскания недоимки, в целях финансового оздоровления должников применяются процедуры реабилитации (санации), а в случае непогашения сумм недоимки после принятия всех мер по признанию должника банкротом. Так, за 1-е полугодие 2009 года коэффициент взыскания налогов, пеней и штрафов увеличился в сравнении с аналогичным периодом прошлого года с 13,9% до 15,5%.



По состоянию на 1 июля 2009 года сумма недоимки составила – 85 604,6 млн тенге, по сравнению с началом года она увеличилась на 5,8%, или 4 723,1 млн тенге (на 1 января 2009 года сумма недоимки составляла – 80 881,4 млн тенге).

В сравнении с началом года по республике достигнуто сокращение суммы недоимки, безнадежной к взысканию (Недоимка-2) на 1,4%, или на 703,6 млн тенге, до
50 733,4 млн тенге.


Без учета недоимки, безнадежной к взысканию (Недоимка-2), сумма недоимки по республике составила 34 871,1 млн тенге, по сравнению с началом года она увеличилась на 5 426,8 млн тенге, темп роста составляет 118,4%.

К сожалению, у нас присутствует налоговая задолженность, которая является безнадежной к взысканию. Эта задолженность образовывается в ходе нашей совместной с правоохранительными органами работой по пресечению деятельности «обнальных» фирм и лжепредприятий.

Хотел бы отметить, что законопроект о лжепредпринимательстве, согласованный с государственными органами и бизнес-сообществом, одобрен Мажилисом Парламента РК и в настоящее время находится на рассмотрении в Сенате Парламента РК. Мы считаем, что принятие этого законопроекта позволит снизить вероятность лжепредпринимательства.

Следующим шагом в выявлении «недобросовестных» плательщиков НДС, предупреждении и пресечении лжепредпринимательства, по нашему мнению, является актуализация базы данных по плательщикам НДС с целью определения точного количества действующих зарегистрированных плательщиков НДС, выявления количества бездействующих, отсутствующих и т.п.

В связи с чем, как вам известно, с 1 июля до 1 декабря текущего года лицам, состоящим на регистрационном учете по НДС по 30 июня 2009 года включительно, подлежит пройти процедуру перерегистрации в целях подтверждения постановки на регистрационный учет в качестве плательщика.

Так, из 107 031 плательщика НДС, состоящего на регистрационном учете (на 1 июля 2009 года), уже получили новые свидетельства 5027.



Заканчивая свое выступление, хотел бы сообщить об активном взаимодействии органов налоговой службы и правоохранительных органов. В апреле этого года Налоговым комитетом Министерства финансов и Агентством по борьбе с экономической и коррупционной преступностью подписан совместный приказ об утверждении Плана мероприятий по взаимодействию наших структур в целях противодействия уклонению от уплаты налогов и платежей в бюджет.

Несмотря на экономический кризис и снижение деловой активности бизнес-среды, для достижения максимальных результатов в решении поставленных задач работа налоговых органов по обеспечению полноты поступлений налогов в бюджет будет усиленно продолжаться, при этом будет приложен максимум усилий по эффективному использованию имеющихся ресурсов и вскрытию новых резервов, повышению конкурентоспособности страны, поскольку от нее зависит достижение высоких результатов в осуществлении задач по совершенствованию налогового администрирования.

страница 1

Смотрите также: