Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1


Ф 27-019

Учреждение образования

Гродненский государственный университет имени Янки Купалы”





УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета математики и информатики

___________________ ____________

_____________ _____ г.
Регистрационный № УД- _____/р.




Дискретная математика и

теория графов

Учебная программа для специальности:

(рабочий вариант)
1-31 03 01-05 Математика (информационные технологии)
Факультет математики и информатики
Кафедра алгебры, геометрии и методики преподавания математики


Курс 1, 2

Семестр 1, 2, 3



Лекции

102




Экзамен

3




(количество часов)







(семестр)

Практические (семинарские) занятия

102




Зачет

2, 3




(семестр)




(количество часов)










Лабораторные занятия













(количество часов)









Всего аудиторных часов по дисциплине

204




Форма получения высшего образования

дн

(количество часов)









Составила И.Б.Просвирнина, кандидат физико-математических наук, доцент


2010 г.


Рабочая программа составлена на основе учебной программы для специальности 1-40 01 01 Программное обеспечение информационных технологий, утверждённой_________________________________________________________________________________Рег. № ____________________________
Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта на заседании кафедры алгебры, геометрии и методики преподавания математики

26.06.2010 г., протокол №10


Заведующий кафедрой

____________________ А.А. Гринь



Одобрена и рекомендована к утверждению на заседании методической комиссии специальностей факультета математики и информатики

29.06.2010 г., протокол № 6
Председатель

_______________ __________________

Одобрена и рекомендована к утверждению на заседании Совета факультета математики и информатики

30.06.2010 г., протокол № 6
Учёный секретарь

_______________ __________________


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «Дискретная математика и теория графов» (ДМ и ТГ) предназначен для студентов, обучающихся по специальности 1-40 01 01 программное обеспечение информационных технологий.

Основной спецификой дискретной математики и теории графов является алгоритмическая основа и демонстрация использования дискретности в современной науке. ДМ и ТГ включает ряд разделов, которые стали развиваться наиболее интенсивно в середине прошлого столетия в связи с появлением ЭВМ. Этот курс является не только фундаментом математической кибернетики, но и важным звеном математического образования для специалистов в области прикладной математики и информатики.

В курсе ДМ и ТГ изучаются: комбинаторный анализ, булевы функции, конечные графы, элементы теории кодирования.Цель курса – изучение конструкций и алгоритмов дискретной математики и теории графов.


Задачи изучения курса:

– рассмотреть основные понятия и методы комбинаторного анализа;

– рассмотреть булевы функции, основные алгоритмы построения дизъюнктивных нормальных форм, результаты Поста о полноте;

– рассмотреть основные конструкции и базовые результаты теории графов;

– рассмотреть алфавитные и самокорректирующиеся коды и способы их построения.
Требования к уровню освоения дисциплины.

Студенты должны



знать:

– основные методы комбинаторики;

– булевы функции;

– основные понятия и базовые результаты теории графов;

– элементы теории кодирования;

уметь:

– решать основные задачи комбинаторики, булевых функций, теории графов и теории кодирования;

– применять методы дискретной математики и теории графов для математического моделирования и решения прикладных задач.
Требования к компетенциям
академическим:

– знание основных комбинаторных конструкций, биномиальной и полиномиальной теорем, метода включения и исключения, методов решения рекуррентных соотношений;

– знание основных понятий и конструкций, связанных с булевыми функциями, методов построения дизъюнктивной и конъюнктивной нормальных форм, теоремы Поста о функциональной полноте;

– знание базовых понятий и конструкций теории конечных графов;

– представление об алфавитных и самокорректирующихся кодах, знание элементарных примеров таких кодов.
социально-личностным:

– умение работать в команде при выполнении учебных и научных проектов;

– умение работать с учебной и научной литературой, проводить анализ прочитанного, резюмировать полученную информацию.
профессиональным:

– знание конструкций и алгоритмов дискретной математики и теории графов, изложенных в курсе «Дискретная математика и теория графов»;

– умение применять методы дискретной математики и теории графов к решению задач математического моделирования.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА


п/п


Наименование

раздела, темы дисциплины



Содержание в соответствии с

типовой учебной программой (учебной программой)



1

Комбинаторный анализ.

Перестановки и сочетания. Биномиальная и полиномиальная теоремы. Метод включения и исключения, его применение. Рекуррентные соотношения. Числа Фибоначчи. Производящие функции.

2.

Булевы функции.

Понятие булевой функции. Дизъюнктивная и конъюнктивная нормальные формы. Теорема Поста о функциональной полноте. Алгоритмы построения сокращенных и тупиковых дизъюнктивных нормальных форм.

3.

Графы.

Изоморфизм графов. Метрические инварианты графа. Двудольные графы. Теорема Кенига. Деревья, их эквивалентные определения. Остов графа. Матричная теорема Кирхгофа. Вершинная независимость. Оценки числа независимости. Вершинные и реберные покрытия. Паросочетания. Теорема Галлаи. Паросочетания в двудольных графах. Теорема Холла. Вершинная и реберная связность. Обходы графов. Эйлеровы циклы. Критерий эйлеровости. Гамильтоновы циклы. Достаточные условия гамильтоновости. Вершинная и реберная раскраски графов. Хроматическое число и хроматический индекс, их оценки. Матроиды. Представление матроидов. Жадный алгоритм.

4.

Элементы теории кодирования.

Понятие кодирования. Алфавитное кодирование. Самокорректирующиеся коды.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА




Номер раздела, темы,

занятия


Название раздела,темы, занятия;

перечень изучаемых вопросов



Количество аудиторных часов

Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.)

Литература

Формы контроля знаний

лекции

практические (семинарские) занятия

лабораторные занятия

управляемая самостоятельная работа студентов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Раздел 1. Комбинаторный анализ.

22

20




2




[1] - [5]




2

Раздел 2. Булевы функции.

20

18




2




[1] - [5]




3

Раздел 3. Графы.

38

36




2




[1] - [5]




4

Раздел 4. Элементы теории кодирования.

22

18




2

[1] - [5]

Контроль-ная работа


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ





п/п

Перечень





Основная литература

1

Яблонский С.В. Введение в дискретную математику. – М.: Наука. – 1979, 272 с.

2

Гаврилов Г.П., Сапоженко А.А. Задачи и упражнения по дискретной математике. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2005. – 416 с.

3

Мощенский А.В., Мощенский В.А. Курс математической логики. Мн.: БГУ, 1999. – 129 с.

4

Мощенский А.В., Мощенский В.А. Математические основы информатики. Мн.: БГУ, 2002. – 149 с.

5

Емеличев В.А., Мельников О.И., Сарванов В.И., Тышкевич Р.И. Лекции по теории графов. – М.: Наука, 1990. – 382 с.





Дополнительная литература

6

Андерсон Дж.А. Дискретная математика и комбинаторика. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. – 960 с.

7

Липский В. Комбинаторика для программистов. – М.: Мир, 1988. – 213 с.

8

Новиков Ф.А. Дискретная математика для программистов. – М.: Техносфера, 2005. – 399 с.

9

Зыков А.А. Основы теории графов. – М.: Наука, 1987. – 380 с.

10

Оре О. Основы теории графов. – М.: Наука, 1980. – 336 с.

11

Хаггарти Р. Дискретная математика для программистов. – М.: Техносфера, 2005. – 399 с.

12

Берж К. Теория графов и ее применение. – М., Изд. иностр. лит., 1962. – 340 с.

13

Кристофидес Н. Теория графов: алгоритмический подход – М.: Мир, 1978. – 432.

14

Уилсон Р.Дж. Введение в теорию графов. – М.: Мир, 1977. – 207 с.

15

Фляйшнер Г. Эйлеровы графы и смежные вопросы. – М.: Мир, 2002. – 331 с.

16

Плотников А.Д. Дискретная математика. – М.: Новое знание, 2005. – 288 с.


ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ


ПО ИЗУЧАЕМОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ



Название дисциплины, с которой требуется согласование

Название кафедры

Предложения об изменениях в содержании учебной программы по изучаемой учебной дисциплине

Решение, принятое кафедрой, разработавшей учебную программу

(с указанием даты и номера протокола)




























6. ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ К УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ

ПО ИЗУЧАЕМОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

на ____ / _____ учебный год




п/п


Дополнения и изменения

Основание




















Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры

(протокол № __ от _______ 200__ г.)
Заведующий кафедрой
__________________________ ______________ _______________________

(степень, звание) (И.О.Фамилия)




страница 1

Смотрите также: