страница 1 Детский оздоровительный центр отдыха «Болашак»
Школа – интернат №2 им. М.П. Русакова города Балхаша
«В воспитании нет каникул !»
«Каникулы – не просто маленькая жизнь,
это огромный мир в котором должны найти себя
все наши дети и где каждый ребенок – главное!»
Лето! Какое это прекрасное слово – мягкое, ласковое … Лето - яркое солнце, желтый песок, голубая даль озера, сочная зелень и ощущения свободы и счастья. Лето – особенная пора ребенка, время отдыха его развития: физического, духовного, умственного. Основной контингент детей нашей школы составляют: дети сироты, дети оставшиеся без попечения родителей, дети из социально - незащищённых семей, дети с ослабленным здоровьем которые круглогодично проживают в интернате, у которых нет возможности отдохнуть в загородных лагерях. Силами детей и педагогического коллектива в 2001 году
на берегу озера Балхаш в поселке ЧубарТюбек был создан
Оздоровительный центр отдыха «Болашак».
Вот уже в течение 11 лет в загородном центре «Болашак» ежегодно отдыхают и поправляют свое здоровье более 200 детей.
Основная цель деятельности центра «Болашак» :
1. Создание условий для организационного отдыха.
2. Оздоровление детей и подростков в каникулярный период.
3. Приобретение ими новых знаний, умение и навыков в условиях временного детского коллектива.
4. Развитие комфортной эмоциональной атмосферы, способствующей достижению детьми само ценности и целостности собственной личности, организации внутреннего мира, осознание своей роли в коллективе, истинных ценности и нравственно – эстетических жизненных приоритетов.
Основная цель деятельности центра осуществляется через
практическое решение следующих задач:
1. Организация отдыха детей и реализация всех их возможностей.
2. Создание условии для укрепления здоровья детей:
реализация медико – профилактических, спортивных,
образовательных, культурно досуговых программ,
обеспечивающих восстановление сил , творческую само
реализацию, нравственное, гражданское, экологическое,
трудовое воспитание и развитие детей.
3. Обучение детей основам безопасности жизнедеятельности в
условиях общества и природы.
4. Адаптация подростков к современным условиям жизни через
трудовую деятельность.
Ожидаемые результаты :
Укрепление здоровья.
Повышенный эмоциональный фон.
Развитие коммуникативных способностей.
Приобретение новых знании, умении.
Новый положительный жизненный опыт.
Увеличение роста и веса.
Обогащение духовного мира.
Содержание :
Организационно – воспитательная деятельность, содержание которой реализуется посредством механизма действия технологических блоков:
информационный / встречи, сборы , линейка, и.т.д. /
обучающий / работа клубов, кружков, секций /
развивающий / сюжетно- ролевые игры, игры /
творческий / КТД, акций, мероприятия, конкурсы /
оздоровительный / спортивные соревнования, закаливание /
самоуправленческий / работа самоуправления /
Организационная структура
Продолжительность смены в центре – 30 дней, работа в эти дни проходит по этапам :
1 этап / организационный период / - представляет собой введение детей в сюжет смены. В этот период ребята знакомятся с условиями проживания в центре , утверждают законы и правила, устанавливают систему самоуправления, определяют для себя направления познавательной, спортивной деятельности / работа в клубах, творческих мастерских, секциях /
2 этап / основной / является самым длительным по времени, представляет собой непосредственное развитие сюжета смены. В этот период проходят все традиционные праздники, мероприятия, действует система детского самоуправления, информационный штаб, демонстрируются возможности оздоровления – дети включаются в активную деятельность, посредством которой формируется система взаимодействия, происходит накопление опыта в организаций детского досуга, в развитии лидерского потенциала.
3 этап / заключительный / это подведение итогов смены, представление приобретенного опыта, его осмысление. В рамках этого этапа определяется реальный результат работы смены летнего оздоровительного центра..
Оздоровительные центры выполняют важную функцию оздоровления и воспитания детей – это не только социальная защита , но и арена для творческого развития , обогащения духовного и интеллектуального мира ребенка, здесь создаются условия для социализации личности с учетом реалий современной жизни . Процесс социализации ребенка в детском оздоровительном центре– это двусторонний процесс. С одной стороны , ребенок усваивает опыт , входя в социальную среду через традиции , обычаи, ритуалы детского центра, коллективные творческие дела, с другой – он сам воспроизводит систему социальных связей путем активного вхождения в социальную среду, реализуя себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства, на окружающих людей.
Для успешной реализации этого процесса в центре была составлена система работы по принципам :
принцип деятельности -организация совместной деятельности ребенка со взрослыми и сверстниками
принцип взаимосвязи педагогического управления и самоуправления-это формирование временных творческих групп , служб из числа взрослых и детей по организации, пропаганде , освещению жизнедеятельности в центре.
принцип активности - развитие личности – активный процесс самостоятельного , творческого конструирования ребенком самого себя, самовоспитание и самосовершенствование.
принцип многообразия видов, форм и содержание деятельности , рассчитанных на доминирующие способности , интерес и потребности / интеллектуально – познавательные, художественно – творческие, организаторско – лидерские /
принцип свободы творчества – создание ситуации выбора
создание ситуации выбора – одна из особенностей и непременных условий воспитательного процесса в центре - так в нашем центре были предоставлены возможности выбора через разновозрастные объединения – кружки, клубы по интересам , спортивные секции- предоставляя возможности выбора мы способствуем самореализации ребенка, обеспечиваем субъективность его позиции. Выбрав то или иное занятие ребенок сам его структирует и , таким образом имеет возможность само реализоваться в нем, этим обеспечивается мотивационное самоопределение ребенка и формирование его интереса к предстоящему взаимодействию. По этому принципу в лагере были организованы кружки и секции и дети все были распределены в них по интересам. Руководителями работой кружков были назначены ребята старших классов, из числа одаренных. И в конце сезона каждый кружок демонстрировал свой творческий отчет по своему направлению.
Работа в лагере ведется по четырем направлениям:
1. РИТС – развитие интеллектуально творческих способностей.
2. Спортивно – оздоровительная работа.
3. Воспитание патриотизма через туризм
4. Профориентационное направление / Экологические коллективные дела./
РИТС
развитие интеллекта и творческих способностей
Цель: Развитие эстетического вкуса, творческих способностей, воспитание чувства любви к искусству, прививать уважение к культуре, традициям, обычаям своего народа.
Центр обязан предоставить детям максимальные условия развития их уверенные интересы, прежде всего духовный, двигательные, интеллектуальные.
Поэтому, чтобы обеспечить их активным отдыхом и разнообразной общественно значимой досуговой деятельностью в условиях природы были организованы различные коллективные творческие дела. Это проведение интересных и глубоких по содержанию традиционных мероприятии :
День «Нептуна» ,«Болашақ» аруы , Жігіт сұлтаны, «Әнім саған арналады Астанам» / конкурс песен / , «Астана – Еуразия жүрегі» / творческий вечер / Конкурс песочных фигур посвященных ко дню столицы, к 75 летию родного города Балхаш, «Өнерлі өрге жүзер» / конкурс юных поэтов/, «Бояулар жәрмеңкесі» / конкурс рисунков/ «Астана – елдіктің ортасы» / КВН/
«Карнавальный бал в Болашаке » , «Сән әлемі» / конкурс костюмов из бумаг/
На празднике конкурса песочных фигур участвовали все и каждый старался показать свою способность , умение и талант !
страница 1
|