Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 страница 2

Кардинал де Рец

Нередки случаи, когда множество дел необходимо сделать в одно время, когда разрывается телефон, когда болит голова от домашних проблем, и возникает справедливый вопрос: где взять недостающее время, чтобы завершить все дела? Как организовать свою работу, чтобы все успевать? И с чего начать?

Всякая работа по планированию своего времени или времени общественной организации сейчас наталкивается на существенное препятствие в виде общего хаоса в распорядке нашего рабочего дня. Когда мы победим этот хаос и установим точные промежутки времени, точные часы для работы и отдыха, тогда будет гораздо проще и легче проводить планировку времени.

Всякое планирование распадается на 3 основные части. Прежде всего, мы определяем общую сумму работы, которую мы собираемся сделать, и выражаем ее в какой-нибудь отчетливой цифровой форме, например в числе часов, рабочих дней. Во-вторых, общее количество работы мы должны разбить на составные части и группы, и, в-третьих, мы должны расположить эти части в известной системе, наметить для каждой из них определенный временной промежуток.


Искусство планирования работы во времени является чрезвычайно сложным и требует большого опыта и организационной изобретательности.

Лучше всего начать с самофотографии, фотографии своего рабочего дня, то есть фиксирования времени, затраченного на каждое дело. Результаты фотографии обычно бывают ужасающими, ибо становится понятно, куда делось время. «Недостающее» время (2-3 часа) и есть ваш резерв. Приводимые рекомендации позволят успевать сделать больше на 25-30%.



РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВРЕМЕНИ





  1. Составьте план дня с указанием перечня дел в порядке их важности. Есть известный парадокс времени: когда мы тратим время на планирование, его становится больше. В своем ежедневнике выделите три группы дел:



Важнейшие дела

Срочные дела

Текущие дела



















Группа «важнейшие дела» включает в себя те мероприятия, которые представляют наибольшую важность для Вас, требуют немедленного решения в кратчайшие сроки, и, как уверяют психологи, их должно быть не более 3-5.

Группа «срочные дела» представляют мероприятия, которые по степени важности менее предпочтительны, однако также должны быть решены в срочном порядке.

Группа «текущие дела» включают в себя все остальные мероприятия, которые должны быть решены, но по срочности уступают двум предыдущим группам.

Эти небольшие усилия позволяют превратить блокнот в ценность:


  • Разделение дел по важности;

  • Указание времени выполнения дел.

А в конце недели необходимо подвести итоги, выделить удачи и неудачи рабочей недели. План рабочей недели лучше всего составлять с утра или в конце прошедшего, но с утренней корректировкой.

Из разделения блокнота на мероприятия различной важности вытекают несколько обязательных условий:



Беритесь, прежде всего, за важнейшие и срочные дела. Есть известный принцип Вильфредо Парето: «80:20»: 80% времени у нас отнимают дела незначительные, приносящие в копилку результатов не более 20% (так называемая «текучка»). И, наоборот, среди десяти дел найдется только два, которые дадут 80% результативности.

Не распыляйтесь, занимайтесь в каждый час только одним делом. Так уж устроен человек, распыляясь на множество дел, он намного больше устает, а, следовательно, намного меньше способен сделать.




  1. Делегирование полномочий. Этот совет сводится к тому, что следует как можно больше дел передавать другим. Есть известный лозунг компании: «Руководитель не имеет права браться за какое-нибудь дело, если его может решить подчиненный!», правда, за исключением дел, связанных с опасностью для здоровья и жизни.

  2. Не умножайте количество бумаг на столе! Заваленный стол создает впечатление ложной занятости. По 80% деловых входящих бумаг можно принять решение с первого прочтения, однако большинство из нас, увидев такого рода бумагу, чуть посерьезнев, откладывают в сторону. Нередко про них забывают. При повторном чтении бумаг потеря времени очевидна.




  1. Не надейтесь на память, записывайте информацию! Человек запоминает: 1/5 того, что слышит; 3/5 того, что видит. Из того, что человеку покажут с объяснением, он запоминает 4/5, а, следовательно, кроме того, что информация сохранится на бумаге, она оставит более сильный след в памяти.

Советы, которые указаны выше, позволят организовать свое рабочее время, оптимизировать существующую организационную структуру рабочей недели, а это, естественно, скажется на Вашей продуктивности и эффективности работы всей организации.


Тест «Как вы относитесь к планированию»

Ответьте на вопросы предлагаемого теста. Ответы отметьте в приведенной ниже таблице. Отмеченные цифры затем вынесите в крайнюю колонку справа: «Мои баллы».

  1. Жизнь слишком непредсказуема, чтобы от планирования было много пользы.

  2. Ежедневный рабочий план очень нужен.

  3. Планы хороши только, если возможен неправильный ход развития событий.

  4. Надо жить и радоваться, а не планировать.

  5. Надо воспринимать жизнь такой, какая она есть.

  6. Планирование имеет смысл, только если вы точно знаете, чего хотите.

  7. Планы как правила: их надо соблюдать и выполнять.

  8. Я сделаю все возможное, чтобы мои планы осуществились.

  9. Слишком тщательное планирование уменьшает гибкость.

  10. Моя жизнь – это следование планам других.

  11. После утверждения планы не должны меняться .

  12. Планирование устраняет риск.




Высказывание

Баллы

Полностью согласен

Согласен

Не согласен

Категорически не согласен

Не знаю

Мои баллы

1

1

2

3

4

0




2

4

3

2

1

0




3

1

2

3

4

0




4

1

2

3

4

0




5

1

2

3

4

0




6

4

3

2

1

0




7

1

2

3

4

0




8

4

3

2

1

0




9

1

2

3

4

0




10

1

2

3

4

0




11

1

2

3

4

0




12

1

2

3

4

0




Итого:


Если у вас 36 баллов или больше, планирование – не проблема для вас. Количество баллов между 24 и 36 показывает, что вы осознаете необходимость планирования, но его ценность для вас не так велика, как могло бы быть. Меньше 24 – похоже, что ваша жизнь запутана и бестолкова, планирование не для вас.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО СОЗДАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРВИЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

ОО «БЕЛОРУССКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ СОЮЗ МОЛОДЕЖИ»
Основа ОО «БРСМ» - первичные организации. Первичные организации ОО «БРСМ» создаются по месту работы, учебы, жительства на основе общности интересов при наличии не менее трех членов ОО «БРСМ», регистрируются вышестоящим органом ОО «БРСМ» и подлежат обязательному учету в установленном законом порядке (п. 5.1 Устава ОО «БРСМ»)
Деятельность первичных организаций Общественного объединения «Белорусский республиканский союз молодежи» должна основываться на существующей в Республике Беларусь нормативно-правовой базе и руководящих документов ОО «БРСМ». В число наиболее значимых законодательных актов входит:

  • Устав Общественного объединения «Белорусский республиканский союз молодежи»;

  • Конституция Республики Беларусь;

  • Закон «О Правах ребенка Республики Беларусь»;

  • Закон Республики Беларусь «Об общественных объединениях»;

  • Закон Республики Беларусь «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь»;

  • Закон Республики Беларусь «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь»;

  • Республиканская программа «Молодежь Беларуси»;

  • Уставные документы Общественного объединения «Белорусский республиканский союз молодежи»;

  • Иные законодательные акты, касающиеся проблем детского и молодежного движения, другие документы и материалы, регулирующие их деятельность.



В основе создания первичной организации ОО «БРСМ» лежит подготовка и проведение Учредительного собрания.

Учредительное собрание – это общее собрание единомышленников, желающих создать первичную организацию ОО «БРСМ». Исходя из смысла Учредительного собрания, его участниками становятся, как правило, те, кто уже решил для себя, что он желает создать первичную организацию, он готов участвовать в ее деятельности и вносить свой посильный вклад.

Учредительному собранию предшествует большой пласт работы, который берет на себя инициативная группа.

Создание организации – это семь последовательных шагов.


СЕМЬ ШАГОВ СОЗДАНИЯ ПЕРВИЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ










Проведение Учредительного собрания

Уплата взносов, получение членских билетов



Детское и молодежное движение в Республике Беларусь




Детское и молодежное движение Республики Беларусь – это самодеятельные детские общественные объединения республиканского и регионального уровня, создаваемые для реализации какой-либо социально-ценной идеи (цели), имеющие регулирующие их деятельность нормы и правила, зафиксированные в Уставе или ином учредительном документе, выраженную структуру и фиксированное членство.


Главная функция детских и молодежных общественных объединений и организаций заключается в оказании своим участникам (членам) помощи в социальной адаптации к новым социально-экономическим условиям, в участии детей и подростков в организации свободного времени и досуга, в сохранении и развитии нравственного духовных ценностей.

Детские и молодежные общественные организации – самостоятельные субъекты права и форма реализации прав и интересов ребенка. Вся их деятельность строится на основе принципов добровольности, самодеятельности, самостоятельности, свободы выбора деятельности.

Участниками детских организаций, объединений, движений выступают дети и подростки, непосредственно причастные к ним взрослые, которые, как и прежде, в большинстве своем играют ведущую роль. Воспитательные задачи детских организаций и объединений генерируются на уровне общих социально-значимых целей. Конкретные программы действий строятся на принципах добрых дел и пользы обществу. Сегодня все детские и молодежные организации в Республике Беларусь развивают идеи гуманистической, гражданской и патриотической направленности.

Государственная политика по отношению к детскому движению направлена на создание социально-правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации подростков и молодежи, развития детских и молодежных объединений, движений и социальных инициатив.

В Республике Беларусь осуществляют деятельность и являются основными следующие детские и молодежные общественные организации:
Общественное объединение «Белорусская республиканская пионерская организация» (далее по тексту – ОО «БРПО») – самостоятельное, общественное, добровольное, многонациональное объединение детей, подростков и взрослых, ориентированное на общечеловеческие ценности, представляющие и защищающие права и интересы своих участников.

Цель БРПО – помочь каждому пионеру стать Гражданином, своими делами и поступками приносить пользу себе, своей семье, Родине.

Основой БРПО является дружина, которая создается, если решение объединиться приняли не менее 5 человек при наличии вожатого, общего дела и места базирования. Члены организации имеют определенное звание, которое в значительной мере связано с их возрастом: 7-9 лет-наследники;10-11 – пионеры-исследователи; 12-13 лет – пионеры-испытатели; 14-18 лет – пионеры- лидеры.

Сегодня пионерская организация - самая многочисленная детская общественная организация Республики Беларусь.

Общественное объединение «Белорусский республиканский союз молодежи» (далее по тексту – ОО «БРСМ») создано путем слияния Общественного объединения «Белорусский патриотический союз молодежи» и Общественного объединения «Белорусский союз молодежи», является правопреемником общественных объединений «Белорусский патриотический союз молодежи», «Белорусский союз молодежи», Ленинского Коммунистического Союза Молодежи Беларуси – Союза молодежи Беларуси. Характер и предмет деятельности – молодежный. ОО «БРСМ» имеет статус республиканского общественного объединения, деятельность которого распространяется на всю территорию Республики Беларусь.

Цель ОО «БРСМ» - создание условий для всестороннего развития молодежи, раскрытия ее творческого потенциала, содействие развитию в Республике Беларусь гражданского общества, основанного на патриотических и духовно-нравственных ценностях белорусского народа.

Задачи ОО «БРСМ»:

• содействие разработке в установленном порядке юридических и социально-экономических гарантий прав молодежи, уравнивающих ее возможности с другими социальными группами;

• поддержка инициатив, направленных на интеллектуальное, духовное, физическое развитие молодежи, а также на создание условий для развития предпринимательской деятельности;

• участие в установленном порядке в разработке молодежных программ;

ОО «БРСМ» осуществляет свою деятельность на основе следующих принципов:

• сотрудничество в работе всех организационных структур и органов, коллегиальность в принятии решений и личная ответственность за порученное дело;

• уважение к личному достоинству и мнению каждого члена организации;

• выборность руководящих и контрольных органов ОО «БРСМ» снизу доверху;

• периодическая отчетность органов ОО «БРСМ» перед своими организациями;

• свобода дискуссий, критики, гласности;

• уважение прав большинства и меньшинства:

• интересы большинства обеспечиваются его правом выступать и действовать от имени всей организации, правом распоряжаться собственностью организации;

• интересы меньшинства обеспечиваются правом ставить на обсуждение и отстаивать свою позицию, апеллируя к общественному мнению;

• обязательность решений вышестоящих органов для нижестоящих;

• разграничение компетенции органов ОО «БРСМ».

Членом ОО «БРСМ» может быть любой гражданин Республики Беларусь, лицо без гражданства, а также иностранные граждане, постоянно проживающее в Республике Беларусь, в возрасте, как правило, от 14 до 31 года, признающие Устав и программные документы ОО «БРСМ».



Основа ОО «БРСМ» - первичные организации. Первичные организации ОО «БРСМ» могут создаваться по месту учебы на основе общности интересов при наличии не менее трех членов ОО «БРСМ».

Детское общественное объединение «Ассоциация белорусских гайдов» - добровольная общественная, открытая для всех девочек от 7 до 18 лет организация. Официально зарегистрирована в Министерстве юстиции Беларуси в феврале 1994 года.

Цель организации – содействие духовному, интеллектуальному, физическому развитию, совершенствованию характера, социальной адаптации девочек в мире, который постоянно меняется.

Члены Ассоциации участвуют в воспитательной системе «гайдинг», которая учитывает их интересы, запросы, возрастные особенности и ориентирует участников на высшие духовные идеалы гуманизма, любовь ко всему живому, гармонию взаимоотношений с окружающей средой, развитие самостоятельности, персональную ответственность за свое развитие, свою общественную активность, содействие миру и взаимопониманию между другими людьми. Структура организации: отряд (6-30 человек), который делится на патрули (по 6-8 человек). Лидер – взрослая женщина.

Программы гайдов: «Доброта», «Цветик – Семицветик», «Твое здоровье в твоих руках», «Гайдинг – моя семья».

Детское общественное объединение «Белорусская республиканская скаутская ассоциация» (далее по тексту – ДОО «БРСА») зарегистрировано Министерством юстиции Республики Беларусь в октябре 1997 года. Это самостоятельное, добровольное, общественное объединение детей и молодежи без ограничений в социальном происхождении, национальности, религиозных убеждениях.

Движение ставит своей целью содействие детям и молодежи в их духовном, интеллектуальном, общественном и физическом развитии.

Детское общественное объединение «Белорусская республиканская скаутская ассоциация» осуществляет, пропагандирует, обеспечивает и координирует деятельность организационных структур ДОО «БРСА» через органы самоуправления, организуя массовые мероприятия, способствующие формированию прогрессивного мировоззрения, основанного на общечеловеческих ценностях.



СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРВИЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

После постановки первичной организации на учет начинается формирование структуры первичной организации.

Высший орган первичной организации – собрание. На нем рассматриваются пути решения проблем молодежи, обсуждаются различные вопросы, выбираются руководящие органы первичной организации (комитет, секретарь первичной организации, заместителя секретаря), заслушиваются их отчеты. Ежегодно во всех первичных организациях проводятся отчетно-выборные собрания, на которых заслушивается отчет комитета первичной организации и избирается новый состав комитета.

Комитет первичной организации ОО «БРСМ» выполняет следующие функции:


  • планирует работу первичной организации;

  • осуществляет рекламу деятельности организации и привлекает новых членов в ее ряды;

  • осуществляет связь с районными комитетами, городским комитетом ОО «БРСМ» и т.д. и доводит информацию до всех членов первичной организации;

  • оказывает помощь рабочим группам по проведению массовых мероприятий (рабочая группа создается из инициативных молодых людей для творческой обработки текущего мероприятия и проведения его).

Комитет первичной организации ОО «БРСМ» строит свою работу по направлениям, которые определяются задачами, оговоренными в Уставе ОО «БРСМ» и теми, которые ставят перед собой первичные организации.

В соответствии с направлениями работы внутри комитета создаются секторы, которые возглавляют члены комитета.

Направляет и координирует работу секторов секретарь комитета первичной организации ОО «БРСМ». Каждый сектор имеет свой актив. Решением комитета могут создаваться различные штабы, советы, комиссии.

Одним их наиболее приемлемых вариантов структуры распределения обязанностей в первичной организации ОО «БРСМ» может быть следующий, где каждый сектор выполняет определенные возложенные на него поручения.


Примерная структура распределения обязанностей в Комитете

п/о ОО «БРСМ»


Секретарь ПО ОО «БРСМ»

С-р учета и оргработы

  • Оформляет и ведет необходимую документацию

  • Готовит и оформляет методические пособия

  • Организует учебы актива

  • Ведет работу по учету членов, выдаче молодежных билетов

  • Готовит резерв кадров и др.

С-р информационного обеспечения и идеологической работы

  • Информирует о деятельности ПО и комитета ОО «БРСМ»

  • Оформляет стенгазету, информационный стенд, доску объявлений ПО и т. д.

  • Освещает проблемы, волнующие молодежь в СМИ

  • Организует мероприятия патриот. Направленности

  • Проводит встречи, беседы, круглые столы с разл. представителями

С-р спорта и туризма

  • Организует и проводит спорт. И турист. мероприятия

  • Участвует в проведении районных, городских соревнований

  • Проводит мероприятия по ЗОЖ и физ. культуре

Комитет ПО ОО «БРСМ»















Штаб трудовых дел

  • Реализует комплекс мероприятий по обеспечению вторичной занятости

  • Организует деятельность стойотрядов, производственных бригад, лагерей труда и отдыха




С-р культмассовой работы

  • Организует конкурсы, викторины

  • Проводит музыкальные вечера, дискотеки

  • Организует и проводит игры КВН и др.


ИГРЕ НАВСТРЕЧУ
Развитие игрового метода привело к многообразию его дидактического воплощения. В литературе появилось описание педагогических игр, игр-упражнений, ролевых игр, дидактических игр. Игра – явление уникальное: это форма организации деятельности, метод обучения, средство воспитания и коррекции, способ взаимодействия с учащимися, а так же фактор социализации, гуманизации и гармонизации личности.

Игра – основная коммуникативная форма занятий с детьми и молодежью. Главная цель занятий – закрепить и углубить знания ребят о здоровом образе жизни, природосообразности человека, морально-этических нормах, расширить кругозор, активизировать коммуникативные способности и познавательные интересы, обогатить их духовный мир народной и художественной мудростью через игру, общение, театрализованные представления.

Общение – основной энергетический источник игры, который формирует общественные отношения и коммуникативные связи, где каждый играющий использует свой личный творческий потенциал, а информация направлена на познание мира, окружающих и себя.

Игра вводит ребят в реальный мир человеческих отношений и включает специфические нормы поведения: сыгранность и независимость, общность интересов и личные пристрастия, взаимопонимание и способность принимать решения, желание действовать сообща, быть равным среди играющих.

Главный статус любого взрослого в детской игре – партнер. Роли, принимаемые взрослыми, легче реализуются в случаях сходства поведенческих и эмоциальных реакций субъектов игры. Для этого поведение взрослых должно быть очень близким по духу, образу мыслей.

Ребята должны знать и понимать то содержание, которое лежит в основе сюжета, фабулы, программы игры. Конструктивная основа игры – это преодоление препятствий в достижении игровой цели. Различие интересов в игре достигается за счет полярных позиций, заложенных в много ролевой игровой системе. Участник игры, принимающий на себя ту или иную роль, окрашивает ее в зависимости от своих личных качеств. Конфликтная ситуация, запланированная в игре, также принимает личностную окраску, так как участник, увлекаясь игрой. Проявляет свои взгляды, убеждения, темперамент.

Отнесение имитируемых в игре событий к конкретным моментам позволяет учитывать реальные условия деятельности людей, облегчает участникам проникновение в игровую ситуацию, исполнение ролей.

В основе многих игр лежит соревнование, состязание. Это внутренняя пружина, требующая, чтобы у играющих были примерно одинаковые умственные способности и физическая подготовка, иначе интерес быстро гаснет.

Игре ничего не должно мешать: ни временной «потолок», ни сильные переживания и побуждения (что-то необходимо срочно выполнить, куда-то сходить и т.п.).

Подготовка необходимых места, оборудования, атрибутов тоже играет важную роль.

Выделяют игры по содержанию, форме и структуре, по составу и количеству участников, по степени регулирования, управления, по времени проведения, по целевому назначению.

Психологические игры


Каждый человек стремиться к самопознанию, к сознательной работе над собой, своей волей, характером, над созданием у себя положительных привычек и качеств. Предлагаем игры, которые развивают внимание, наблюдательность, память.

«Сам о себе».

Игру можно проводить сидя за столами и стоя в кругу. Ведущий произносит фразу-команду: «Уверенные в себе, встаньте!», «Спасибо! Интересные, встаньте! Спасибо!», «Кто может быть лидером, встаньте! Кто меньше всех вставал, отвечал на вопросы? Расскажите сами о себе! Какие вы?»


«Я вижу перед собой»

Играющие по очереди рассказывают, кого они видят перед собой, рядом или около (право выбора). Начинают со слов: «Я вижу перед собой…», а дальше говорят только о внешнем облике, не включая в рассказ оценочные суждения, а также характеристику личностных особенностей человека. Например: «добрые глаза», «умный взгляд» и т.п. После визуального знакомства можно пофантазировать, каким вы «видите», с вашей точки зрения, кого-то в 3 года, 5 лет и т. д.


«Знакомство»

Вы когда–нибудь знакомились? С кем? Как? Разбейтесь на пары. Выберите себе задание, которое написано на карточках («Веер заданий»), возьмите задание-ситуацию. Варианты заданий: знакомство 2-х мальчиков (девочек-сверстниц) в лагере; мальчика и девочки на вечере; на улице; в автобусе, поезде, самолете; со взрослым человеком; со знаменитостью: артист, спортсмен, музыкант; в чужом городе.


«Интересная компания»

Как поддержать контакт, общение, при этом быть интересным, обаятельным и неповторимым? Выберите себе «роли-задания», сыграйте так, чтобы всем вместе было хорошо. Роли: лидер (он же ведущий игры). Рассказчик историй, организатор игр, драматические артисты, юморист.



Помните:

«Взаимную беседу следует вести так, чтобы каждый из собеседников извлек из нее пользу, приобретая больше знаний» (Гераклит).



Сюжетно-ролевые игры

Моделирование жизненных ситуаций, предполагаемых вариантов поведения помогает в межличностном общении, налаживании конструктивных контактов.

Очень важен обучающий этап перед игрой, цель которого – обогащение знаний и жизненного опыта.

Перед игрой необходимо подобрать проблемную ситуацию, актуальную для всех участников. Она не обсуждается, а разыгрывается по ролям. Распределяя роли, ведущий вместе с детьми называет отличительные черты персонажей, описывает место действия. Дальнейший сюжет придумывается всеми участниками по ходу действия, иначе исчезнет творческое начало импровизации.

Ведущий, исполняя одну из главных ролей, старается как-то обострить ситуацию, осложнить взаимоотношения, побудить группу решать дополнительные психологические и нравственные задачи.

Во время обсуждения необходимо высказаться всем участникам. Это дает возможность развивать психологическую наблюдательность, самокритичность и самооценку, учиться видеть, понимать и объяснять поведение других людей, аргументировать высказываемое мнение и достойно выслушивать точку зрения всех участников.

Сюжетно-ролевые игры можно проводить на любые темы: «экзамен», «Во дворе», «В семье», «На необитаемом острове», «На чужой планете» и т.п.

Интеллектуально-творческие игры




Творческие игры направлены на развитие и активизацию мыслительной деятельности, воображения, способностей, индивидуально-психологических особенностей личности. Рассмотрим некоторые их них.



«Пробуем иначе»

Участникам игры предлагаются обычные предметы: кирпич, веревка, книга, газета, и др. Задание: что можно сделать с этими предметами, кроме их обычного применения, с которым мы прежде всего?

Это игра развивает способность увидеть самые разнообразные свойства предметов и, используя эти новые свойства, найти новые способы применения предметов, порой даже совсем неожиданные.

Игра «Добрые слова»

Эта игра предназначена для развития памяти и коммуникативных качеств подростка.

Участники игры садятся в кругу.

Условия игры: участники игры по очереди должны называть добрые и ласковые слова. На обдумывание дается 2 сек., повторяться нельзя. Тот. Кто не может больше придумать доброе слово, выбывает из игры.
«Зеркало»

Не у каждого человека получается изобразить мимикой и жестами что-либо, а вот повторить изображение гораздо легче. Игра в парах: один – зеркало, второй – его отражение, т.е. повторение всего того, что он видит перед собой.


«Походка»

Каждый человек обладает индивидуальной походкой. У одного – гордая, уверенная; у другого – суетливая, боязливая, у третьих – ленивая. Попробуйте изобразить походку человека, которому: жмут ботинки; он только что хорошо пообедал; у него заболел живот, спина; боится темноты.


Игра «Здравствуйте! (Как дела?)»

По тому, как человек говорит эти фразы, можно определить его душевное состояние, настроение. Возьмите листочки, на которых описано состояния человека, не показывайте и не говорите никому. Сейчас мы по очереди поздороваемся со всеми, передав заданное состояние. Остальные должны угадать, какое настроение у человека, который с нами здоровается (радость, грусть, удивление, нежность, страх, обида, уважение, лесть). Как вы себя чувствовали? Что труднее: изображать или угадывать? У кого, по-вашему, получилось артистичнее?


«Ассоциации» - это воспоминания, эмоции, чувства, которые возникают в момент чего-то увиденного, услышанного. Какие ассоциации у вас появляются при словах: «знойный день», «первый класс», «весенняя гроза», «приятный запах». Вспомните ваше состояние накануне и во время. Посмотрите друг на друга. Какие ассоциации у вас возникают в данный момент.

Разогревающие техники Автор В. Качалов
Испорченный телефон

Участники встают в колонну по одному. Ведущий встает в конце колонны. Таким образом, все участники повернуты к нему спиной. Хлопком по плечу он предлагает повернуться к нему лицом впереди стоящего участника. Затем он жестами показывает какой-либо предмет (спичечный коробок, пистолет, волейбольный мяч и пр.). Первый участник поворачивается лицом ко второму и также хлопком по плечу просит его повернуться и показывает предмет, второй передает третьему, третий - четвертому и так далее. Последний участник называет предмет. Условия: все делается молча, только жестами, можно только попросить повторить, участники не должны поворачиваться до тех пор, пока предыдущий участник не хлопнет его по плечу.


Коллективный счет

Техника на каждый день. Участники стоят в кругу, опустив головы вниз и не глядя друг на друга. Задача группы - называть по порядку числа натурального ряда, стараясь добраться до самого большого, не совершив ошибок. При этом должны выполняться три условия: во-первых, никто не знает, кто начнет счет и кто назовет следующее число (запрещается договариваться друг с другом вербально или невербально); во-вторых, нельзя одному и тому же участнику называть два числа подряд; в-третьих, если нужное число будет названо вслух двумя или более игроками, ведущий требует снова начинать с единицы. Общей целью группы становится ежедневное увеличение достигнутого числа при уменьшении количества попыток. Ведущий повторяет участникам, что они должны уметь прислушиваться к себе, ловить настрой других, чтобы понять, нужно ли ему в данный момент промолчать или пришла пора озвучить число. В некоторых группах участники бывают достаточно сообразительны, что, не договариваясь, начинают последовательно произносить числа натурального ряда по кругу. Обнаружив это, ведущий может похвалить участников за сплоченность и находчивость, но предлагает отказаться от этого приема. Опыт подтверждает, что более сплоченные группы успешнее справляются с этим упражнением.



Муха в квадрате

Мысленно представим поле для крестиков-ноликов, состоящее из девяти квадратов. В центральном квадрате сидит муха. Задача состоит в мысленном перемещении мухи ходами вверх-вниз, вправо-влево. Участники делают последовательно по одному ходу. Запрещено делать челночные ходы (туда-сюда). Нельзя вылетать за границы поля. Может использоваться и как разогревающая методика. Со временем можно усложнить задачу, модернизировав плоское поле в объемное (куб).


Групповые тренинги

Мостик (групповая сплоченность)

Техника довольно сложная, не рекомендуется ее применять на ранних этапах формирования группы. Вся группа разбивается на две команды по собственному желанию. Как показывает практика, те, у кого между собой проблемы в общении, выбирают разные группы. На полу рисуется мостик во всю длину комнаты шириной около 20 см или кладется доска. На этом мостике выстраивается одна команда друг за другом с интервалом около одного метра. Каждый участник второй команды должен пройти через мостик разминувшись с каждым участником противоположной команды. Если кто-то оступится (независимо от того, в какой он команде), вся команда начинает прохождение мостика с самого начала. Затем команды меняются местами. На этом упражнении можно убить весь день.


Колечко (групповое взаимодействие, вербализация, управление)

Четыре участника. К кольцу с диаметром отверстия примерно 3-3,5 см привязываются три веревочки. Три участника берутся за концы веревочек, им завязываются глаза. Четвертый участник, используя только свою собственную речь должен нанизать колечко на стержень, установленный на столе или полу. Можно устроить соревнование между командами на скорость.


Секретный форватер (групповое взаимодействие, управление)
Еще одно упражнение на преодоление препятствий. 7-8 участников выстраиваются паровозиком и держатся друг за друга. Всем кроме первого завязываются глаза. Первый участник - рулевой. Рулевой должен провести свой корабль до противоположной стены минуя препятствия-мины без единого слова. Основная сложность заключается в том, что "хвост" имеет свойство вилять и налетать на "мины", чтобы этого не случилось каждый участник должен в точности повторять движение предыдущего. Упражнение можно усложнять увеличивая длину корабля и количество мин.

Хлопки (групповое взаимодействие)

Участники группы встают в линию, колонну, круг. По команде, начиная с первого, каждый участник последовательно делает один хлопок. Хлопки должны идти друг за другом. Один участник делает только один хлопок, ни больше, ни меньше. Оптимальное время выполнения группой из 20 человек составляет 3 секунды.



Используемая литература


  1. Кабуш В.Т. Самоуправление учащихся. – Мн., 2004

  2. Матыцина И.Г. Мир коммуникативной игры. – Мн., 2002

  3. Кочергин В.Н. (ответственный за выпуск). Программа «Лидер». – М.,1992

  4. Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. – М.:, 2002

  5. Кипнис М. Тренинг лидерства. – М.: Ось-89, 2004

  6. Григальчик Е.К., Губаревич Д.И., Губаревич И.И., Петрусев С.В. Обучаем иначе. Стратегия активного обучения.– Мн.: НО ООО «БИП-С», 2003

  7. Г.Г. Скурат. Играем вместе. - Мн., 2004

  8. Е.П. Сапелкин. Молодежная политика в Республике Беларусь. -Мн., 2004

  9. И.Н. Горелов, В.Ф. Житников, М.В. Зюзько, Л.А. Шкатова. Умеете ли вы общаться ? – М.: «Просвещение», 1991

  10. Детское движение. Словарь-справочник.- М.-М., 1998

  11. Абалкина М.А. Психология общения. М., 1990

  12. Жадан А.А. Жемчужины мысли. Мн., 1987

  13. Сизанов А.Н. Психологические игры. Мн., 1995

  14. Шмаков С.А Игры учащихся – феномен культуры. М., 1994

  15. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Ярославль., 1997

  16. Методические рекомендации по организации деятельности первичной организации ОО «БРСМ» в учреждениях образования. Опыт работы Фрунзенского РК ОО «БРСМ».


страница 1 страница 2

Смотрите также: