страница 1 страница 2 страница 3 Глава 2. Правовая культура общества.
2.1. Основные аспекты правовой культуры общества.
Важнейшим признаком правового государства, обязательным условием его построения является высокий уровень правовой культуры населения, профессиональной культуры правоохранительных органов, должностных лиц.
Правовая культура представляет собой разновидность общей культуры, состоящей из духовных и материальных ценностей, относящихся к правовой действительности. При этом правовая культура включает лишь то, что есть в правовых явлениях относительно прогрессивного, социально полезного и ценного. Она - не только результат, но и способ деятельности, и в этом смысле духовная правовая культура понимается как образ мышления, нормы и стандарты поведения.
В культурологическом аспекте правосознание можно рассматривать как элемент культуры общества, его правовой культуры. Правовая культура включает ценности, созданные людьми в области права. Она развивается и обогащается на основе принципа преемственности. Большие ценности современной правовой культуры были созданы ещё в Древнем Риме его замечательными юристами[25].
Правовая культура - это качественное состояние правовой жизни общества, которое выражается в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности, а также в степени свободы её поведения и взаимной ответственности государства и личности, положительно влияющих на общественное развитие и поддержание самих условий существования общества.
Правовая культура личности - это знание, понимание и уважение права, проявляющееся в осознанном исполнении его предписаний. Правовая культура личности выражается в овладении ею основами юридических знаний, в уважении к закону, праву, в сознательном соблюдении норм права, в понимании социальной, юридической ответственности, в непримиримости к
правонарушениям, в борьбе с ними. Знание гражданами своих прав, свобод, а также обязанностей перед государством и обществом является составной частью правовой культуры. Правовое сознание человека включает чувство убежденности в том, что он найдет у государства, его органов помощь в защите своих прав, законных интересов, что государство справедливо требует от него выполнения возложенных обязанностей и что он равен в правах с другими гражданами, равен со всеми перед законом и судом.
Как и правосознание, правовая культура подразделяется на правовую культуру общества, группы (коллектива) и индивидуальную правовую культуру (личности). Высший уровень правовой культуры индивида - это правовая активность. Она проявляется, во-первых, в готовности личности к активным сознательным, творческим действиям, как в сфере правового регулирования, так и в сфере реализации права, во-вторых, в законосообразности (или законности) поведения (деятельности), в основе чего лежит убеждение в необходимости служения закону как высшей ценности. Особую разновидность групповой и индивидуальной правовой культуры составляют профессионально-правовая культура юристов.
Правовая культура характеризуется состоянием правосудия, законности и правопорядка. В неё входят ценностные ориентации общества, социальных групп и слоев населения, а также индивидов, имеющие юридическое значение. Они концентрируются в правосознании. Наивысшими среди них являются ориентации на общечеловеческие ценности, а их ядром - человеческая личность с её естественными правами.
Структурными элементами правовой культуры выступают компоненты юридической действительности в их особом ракурсе эталонов поведения: право и правосознание, правовые отношения и законность, правопорядок и правомерная деятельность субъектов. Элементы, образующие правовую культуру общества, одновременно включены и в другие структуры. Более того, эти элементы выступают составными компонентами нескольких различных систем..
При оценке правовой культуры личности важно учитывать уровень и глубину познания правовых явлений, овладение ими. Здесь выделяются обыденный, профессиональный (специальный) и теоретический уровни правовой культуры.
Обыденный уровень ограничен повседневными рамками жизни людей при их соприкосновенности с правовыми явлениями. Данный вид культуры как бы «останавливается» на поверхности правовых явлений, её обобщения неглубоки. Специфика обыденной правовой культуры такова, что она, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений, проявляется на стадии здравого смысла, активно используется людьми в их повседневной жизни при соблюдении юридических обязанностей, использовании субъективных прав и представляет собой огромный массив правомерного поведения.
Профессиональный уровень складывается у лиц, которые специально занимаются правовой деятельностью. При непосредственном, каждодневном соприкосновении с правовыми понятиями и явлениями у юристов вырабатывается профессиональная правовая культура. Им свойственна более высокая степень знания и понимания правовых проблем, задач, целей, а также профессионального поведения.
Правовая культура теоретического уровня представляет собой научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений вообще, всего механизма правового регулирования, а не каких-то отдельных направлений. Она вырабатывается коллективными усилиями ученых-философов, социологов, юристов, общественным опытом практических работников. Обыденный, профессиональный и научно-теоретический уровни правовой культуры тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены[26]. Правовая культура в реальной жизни выполняет одновременно несколько специфических функции: познавательно-преобразовательную, праворегулятивную, ценностно-нормативную, правосоциализаторскую, коммуникативную и прогностическую.
Познавательно-преобразовательная функция связана с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества. Она призвана содействовать согласованию общественных, групповых и личных интересов, поставив человека в центр общественного развития, создать ему достойные условия жизни и труда, обеспечить социальную справедливость, политическую свободу, возможность всестороннего развития. Эта функция связана с созданием правовых и нравственных гарантий таких общечеловеческих ценностей, как честность и порядочность, доброта и милосердие, моральный самоконтроль и совестливость, человеческое достоинство и свобода выбора.
Праворегулятивная функция направлена на обеспечение устойчивого, слаженного, динамического и эффективного функционирования элементов правовой системы, а стало быть, и общества в целом. Правовая культура, выступая компонентом правового сознания и бытия в их органическом единстве, сопряжена не только с отражением всего общественного бытия, но и с активным обратным воздействием на него. Присущие ей идеалы, правовые нормы, принципы, традиции и образцы поведения могут способствовать консолидации классов, иных социальных групп и слоев граждан, концентрации их усилий на формирование правового государства. Правовая культура может обеспечивать социальное сплочение людей. Она позволяет не только осуществлять правовое общение между гражданами, но регулировать их взаимоотношения в юридической сфере.
Ценностно-нормативная функция правовой культуры выражается с помощью системы аксиологических характеристик. Она проявляется в разнообразных фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов ступках, социальных институтах. Исходя из этого, правовые нормы, другие составляющие правовой культуры общества выступают объектами оценки. Здесь идет речь о ценностях в праве и самом праве как ценности.
Правосоциализаторская функция может быть изучена через призму формирования правовых качеств личности. Безусловно, на этот процесс существенное влияние оказывает правовая действительность. Вместе с тем необходима целенаправленная правовоспитательная работа, важны мероприятия по организации юридического всеобуча населения, оказанию ему юридической помощи, активизации процессов самовоспитания личности.
Правовая культура выполняет и коммуникативную функцию. Обеспечивая общение в юридической сфере, она существует через это общение и влияет на него. Здесь имеется в виду не только непосредственное общение граждан в сфере действия права, но и косвенное «общение» с лицами, принадлежащими к прошлым поколениям, или с нашими современниками, с которыми мы лично незнакомы, или которые отделены от нас расстоянием и временем. Правовое общение выступает как форма межсубъектных взаимодействий свободных и уникальных личностей в сфере права.
Правовая культура предполагает: определенный уровень правового мышления и чувственного восприятия правовой действительности; надлежащую степень знания населением законов; высокий уровень уважения норм права, их авторитета; качественное состояние процессов правотворчества и реализации права; специфические способы правовой деятельности (работа правоохранительных органов, конституционный контроль и так далее); результаты правовой деятельности в виде духовных материализованных благ, созданных людьми (законы, системы законодательства, судебная практика и так далее).
Повышение уровня правовой образованности и культуры населения;
преодоление правового нигилизма представляет собой важную часть
повышения правовой культуры общества. В той же мере и проблемы
государственного обустройства тесно связаны с повышением уровня правовой
культуры на практическом, административно- организационном уровне. По
мнению В.В.Лазарева, правовая культура может проявляться в 4 основных
состояниях; 1.идеолого-психологическом; 2.нормативном, фиксируемом совокупностью норм права;3.поведенческом, указывающем на характер правовых действий; 4.объективированном, закрепляющем результаты правовой деятельности.
Люди в процессе своей многовековой жизнедеятельности выработали множество различных норм и правил. Это моральные, правовые, политические, эстетические, корпоративные, религиозные обычаи, традиции, привычки, нравы, обряды, ритуалы. Нормы - это образцы, эталоны, правила поведения участников общественных отношений.
Каждый субъект правоотношения (человек) должен иметь знания о нормах, действующих в обществе и строить свою жизнь на их основе. Процесс изучения, усвоения и применения различных социальных норм называют социализацией.
Участвуя в различных группах, сообществах, человек приобретает социальный опыт, формируется как личность. Личность - это индивид, который действует на основе знания культурных норм, ясно представляет себя, свою роль среди других людей. В результате социального взросления (в процессе формирования личностных качеств) человек осмысливает себя как гражданин. Гражданин - это одна из основных характеристик человека, которая обозначает его принадлежность к определенному государству. Схематически социализацию человека можно представить как жизненный путь, который начинается в семье и осуществляется в обществе, которая занимается регулированием совместной жизни людей. Таким образом, понятие социализации в его более общем значении представляет собой процесс социального становления человеческого индивида, формирование и развитие его социальной сущности. Гражданин и его интересы представляют главную заботу цивилизованного государства.
Правовая социализация составляет необходимую и важную часть общей социализации. Она представляет собой все более полное осознание человеком, гражданином своей социальной роли, места в социальной структуре общества, все более широкое включение в социально - правовые отношения. Правовая социализация происходит, так же как и общая социализация в течение всей сознательной жизни человека. Процесс правовой социализации идет посредством научения: прививается определенный образ поведения и деятельности в связи с действительностью. В этот процесс включаются политические и правовые нормы, знания политических и общественных институтов, механизма их функционирования и так далее.
Правовая социализация может основываться на представлениях, существующих на данный момент у группы, к которой он принадлежит. Неотъемлемой составной частью процесса правовой социализации индивида выступают политическое и правовое воспитание. Его цель - формирование системы знаний, мотивов и привычки социально активного поведения. Существуют различные типы правового воспитания: обучение, просвещение, пропаганда и от его качества зависит, станут ли социальные реализовываться в его привычном поведении.
Первым типом правовой социализации являются правовое обучение и пропаганда. Правовое обучение, как любой вид обучения, происходит длительное время, с систематическим применением полного арсенала педагогической науки, воспитательных средств. Правовая пропаганда действует в основном в разовом, несистематизированном виде разовые публичные лекции, плакаты, реклама, материалы процесса и тому подобное. Поэтому эффективность этих форм подачи знании о необходимости и важности правомерного образа мысли и жизни должна быть продуманной и предварительно отработанной.
Ко второму типу непосредственных факторов правовой социализации личности можно отнести внедрение таких организационных и законодательных мер, которые максимально облегчают обращение человека к правоохранительным органам по поводу защиты своих прав, свобод и законных интересов.
К третьему типу факторов можно отнести прозрачность, легальность принятия законодательных актов, а самое главное - их неукоснительное исполнение самими органами государства, юридического института общества. Необходимо, чтобы любое решение на любом уровне и этапе его подготовки было бы доступно любому человеку, если это не наносит ущерба ходу расследования или стратегии государственной безопасности.
К четвертому, к самому распространенному виду факторов правовой социализации личности можно отнести такие формы и методы, как доверительные взаимоотношения делегирование власти, которые были бы максимально близки обычаям, традициям и нравственным нормам и ценностям самих социальных групп[27].
Таким образом, правовая социализация личности есть не механическое накопление новой информации о законодательной системе общества, о деятельности юридического института общества, а это сложный содержательный, осмысленный и мировоззренческий процесс, и к нему следует относиться ответственно, глубоко научно, на основе высокой культуры деятельности юридических организации общества и правительства.
Объективные факторы правовой социализации личности в целом связано с благосостоянием. Образом жизни основной части населения страны или его больших социальных групп и слоев, с политико-правовой ситуацией в государстве. Если господствующий политический режим направлен на строительство правового государства, на утверждение демократичного общества, то в целом формируется положительная атмосфера в правозаконной сфере жизни общества.
К субъективным факторам правовой социализации личности в первую очередь относится сам человек. Направленность становления человека в целом и самовоспитание личности являются самыми определяющими субъективными факторами правовой социализации личности. Родители, родственники, ближайшие знакомые, члены коллектива (друзья, учебные группы в школах, вузах, трудовой коллектив, социальные группы по интересам и тому подобное) представляют собой самые важные субъективные факторы правовой социализации личности.
Юридические и другие воспитательно-образовательные институты общества составляют особую группу субъективных факторов правовой социализации личности. Они специально опираются на научные исследования по данной проблеме, и личность рассматривают как свой объект воздействия. Общественные институты, как субъективный фактор правовой социализации личности, определяют конкретные цели, содержание, методику, дидактику и другие вопросы эффективного функционирования указанной системы. Самой главной целью такой работы следует считать формирование у личности потребности в правовой социализации.
Культура общества в целом представляет собой единство объективных и субъективных факторов, которое определяет общую направленность правовой социализации личности. Культура конкретного человека, как разновидность культурных процессов в обществе, представляет собой, с одной стороны, самую простую и понятную и, с другой стороны, самую сложную проблему. Перемещение правовых норм во внутреннюю структуру индивида невозможно без его собственных усилий, самовоспитания.
Нормы, которые направляют совместную жизнедеятельность людей, представлены в международных соглашениях (конвенциях); конституциях; уставах различных организаций, партий; кодексах;, законах; моральных требованиях (предписаниях); религиозных обычаях; культурных традициях; политических обязательствах. С помощью этих норм устанавливается определенный порядок, иерархия (то есть соподчиненность одних другим). Действие норм наблюдается везде и повсюду, они регулируют разнообразные виды деятельности людей в их взаимоотношениях между собой. Социальные нормы начинают функционировать с момента, когда человеческий плод еще находится в материнском организме и прекращается с событиями, связанными со смертью человека.
Чтобы создать нормальную жизнь для граждан государства, регулировать их взаимоотношения, а также отношения между государствами (между народами), необходимы нормы права. Эти нормы закреплены в законах, кодексах, конвенциях (договорах) и иных правовых актах. В обществе действуют национальные (государственные) и международные (если данное государство разделяет их) нормы права. В свою очередь они обязательны для применения и исполнения всеми гражданами, организациями.
Наибольшее значение для правовых норм имеют нормы морали. Мораль-это система норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости.
В отличие от права мораль несет оценочную характеристику (хорошо -плохо, благородно-низко). Нормы морали действуют через внутренние психологические механизмы. Для них характерно отсутствие текстуального закрепления, и санкциями являются, например, общественное суждение. Отклонение от моральных норм можно назвать пьянство, самоубийство, бродяжничество.
Право и мораль являются важнейшими элементами человеческого поведения, тесно взаимосвязаны. Как правило, все правовое подлежит моральным оценкам и, прежде всего, классификации добра и зла. Мораль есть одна из сторон правовых отношений, так как эти отношения затрагивают коренные интересы людей и подлежат не только юридическим, но и моральным оценкам[28].
Также право связано с религиозными нормами. Религиозными нормами называются правила, установленные различными вероисповеданиями и обязательные для верующих. Источниками религиозных норм являются Коран, Сунна, Иджма, Киас, Ветхий завет, Новый завет, религиозные книги буддистов и другие. Эти нормы устанавливают правила организации и функционирования (деятельности) религиозных объединений.
Из истории развития человеческого общества видно, что религиозные нормы нередко имели юридический характер, являлись регуляторами политических, государственных, гражданско- правовых, брачно-семейных и иных отношений. Сегодня большинство государств являются светскими. Тем самым в них религия и право отделены друг от друга.
Нормы, которые установлены религиозными организациями, соприкасаются с действующим правом в ряде отношений, а именно основной закон государства создает правовую основу деятельности религиозных организации, гарантируя каждому свободно исповедовать любую религию. Религиозным объединениям может придаваться статус юридического лица.
Правовые нормы также связаны с нормами обычаев. Обычаи - это нормы или правила поведения, сложившиеся в многовековой жизнедеятельности общества, передаваемые из поколения в поколение устным образом, вошедшие в привычку, исполняемые добровольно.
Таким образом, человеческие отношения регулируются разнообразными нормами. Особо значимые для общества и государства отношения регулируются правовыми нормами или правом. В зависимости от того, какое место занимает правовые нормы в ценностной системе личности, определяется и её правовое поведение. Правовое поведение - это социально значимое поведение индивидуальных или коллективных субъектов, которое подконтрольно их сознанию и воле, предусмотренное нормами права и влекущее юридические последствия.
2.3 Государственное обустройство общества.
В 1960-е гг. впервые был поднят вопрос о возможности и необходимости изучения государственного устройства с позиции права. Первые итоги поисковой работы Института Государства и Права Академии наук СССР по социологическим проблемам государственного управления и устройства были опубликованы в работе «Управление. Социология. Право». В ней рассматривались такие проблемы, как государственное управление как социологическая проблема; правовые факторы управления и другие, а также такие критерии управленческой деятельности, как:
1. степень обеспечения с помощью права фактора рациональной организации и деятельности, разграничение функциональных обязанностей
2. степень целенаправленности в выполнении функциональных
обязанностей, в частности путем планирования работы
-
создание условий и стимулов для свободы принятия решения, проявления инициативы, личной ответственности
-
благоприятная социально - психологическая обстановка между руководителем и подчиненными
-
степень сплоченности коллектива работников, его мобильности и другие.
Понятие «государственное обустройство» является почти новым понятием в юриспруденции стран СНГ. Наиболее близкое к нему понятие «государственное устройство», под которым имеется в виду: социально-экономические и политические основы государства; правовой статус его граждан; система государственных органов; территориальное устройство государства[29].
Эти параметры государственного устройства в теории государства рассматриваются логически и абстрактно. Государственное обустройство представляет собой не абстракцию, а реальное практическое формирование на деле того, что изложено теоретически в науке. Общие положения теории государства рассматриваются в контексте нового политического курса правительства страны; анализируются проблемы юриспруденции, возникающие при соприкосновении теории и практики, соответствующие историческим реалиям. Право государственного обустройства, отталкиваясь от теоретико-методологических проблем, переходит к изучению реальной практики государственного обустройства, к исследованию этого процесса с позиции населения. Успешность государственного обустройства отражается, в конечном счете, в том, насколько этот процесс воплотился в реально действующую юридическую инфраструктуру через юридические микропроцессы.
Одной из исходных и фундаментальных проблем государственного обустройства является выяснение, из какого типа государства мы выходим или уже вышли и, в какой тип государства входим. Видные юристы каждой страны работали над формированием новой государственности своих стран.
Как пишет академик С.З. Зиманов, им приходится постоянно преодолевать «сложность осмысления и осознания перспектив, масштабных преобразовании, происходящих в политической, экономической и социальной сферах не только в Республики Казахстан, но и в СНГ. Нестабильность государственных и экономических структур и их переходный характер не дают еще достаточного опыта для конституирования общественно-политической системы»[31]. Это, с одной стороны, вынуждает принимать важные юридические документы ускоренными темпами и, с другой стороны, менять уже принятые. Это связано не с ошибками в прежних работах, а с необходимостью подчинится бурно меняющейся жизни. Юристам приходится постоянно выступать не только за создание и укрепление новой системы законодательства, но и думать над тем, «как сделать Парламент эффективно работающим», и напоминать вышестоящей власти о том, что нам «нужна сильная Президентская власть, но не диктатура». Это - живой пример активного участия юристов-ученых в обустройстве государства.
В этой ситуации для права проблема государственного обустройства имеет общегосударственное значение. Только она сможет оперативно ответить на многоплановые вопросы, касающиеся правовой жизни всей страны. Однако у правительств еще нет опыта в том, как максимально использовать возможности права.
Познавательные и практические аспекты проблемы государственного обустройства можно определить, ответив на вопросы: кто является инициатором изменения существующего положения вещей, что может привнести обустройство государства в новом направлении; кому этот процесс обустраивания нужен и тому подобное. Таким образом, рассматриваемые научно-практические проблемы государственного обустройства, структура логико-методологических основ их исследования служат обоснованием необходимости и актуальности права в целом.
Юридический институт общества, как вид социального института, есть единство всех общественных и социальных отношении, вовлеченных в сферу юридизации, а так же трех ветвей власти, с соответствующими юридическими организациями и учреждениями, обеспечивающими нормальное функционирование этого единства как процесса. Характер деятельности юридического института общества определяет характер правовой социализации личности, господствующего политического режима и степень гуманности правозаконных отношении между всеми субъектами права, проявляемых в деятельности повседневных юридических микропроцессов.
Социологический аспект обустройства юридического института общества есть социологическое сопровождение качественного становления юридического основания государственного строя общества в целом.
Социологические научно-теоретические основы юридического института общества, в общем, были рассмотрены в юридической социологии.
Во многих ведущих странах мира социология юстиции является развитым направлением юридической социологии. Деятельность в органах юстиции на первый взгляд кажется самой регламентированной во всех отношениях: судьи, адвокаты выступают строго по процессуальному кодексу, и нет в ней места для социологического исследования. Однако «один исследователь, например, продемонстрировал, - пишет Л.Мейхью, - что объем расхождений во мнениях в Верховном суде не оставался с течением времени неизменным, и высказал мысль, что рост разногласии среди судей не обязательно является признаком распада правопорядка, а служит указанием на предпринимаемые попытки приспособить правовые нормы к стремительным социальным изменениям»[30]. Далее Л.Мейхью утверждает, что « в каждой точке, где право соединяется с большим обществом, правовой процесс свидетельствует о воздействии, оказываемом на него стратификацией.
Судя по материалам средств массовой информации, в сфере деятельности юстиции Казахстана имеют место отрицательные явления, только сменились их параметры, причинно-следственые связи, характер связи с различными теневыми тенденциями нашего общества мало того, в условиях образовавшихся значительных пробелов в законодательной системе, в осуществлении приватизационных процессов, формировании новых форм собственности работники юстиции нередко намерено, иногда объективно оказываются в такой роли, что население относится к ним насторожено, если не сказать жестче.
Юрисдикция - пока еще не имеет самостоятельного звучания в обустройстве юридического института общества, хотя и довольно хорошо изучено. Как известно, руководителям государственных органов, даже юридических лиц государство предоставило целый комплекс дискреционной власти. Эта власть дает возможность наложить взыскания дисциплинарного порядка. Дискреционная власть начинает действовать особенно активно тогда, когда в стране меняется господствующий политический режим, а прежние законы, как пишет В.В.Лазарев, «не устраивают тех, кто пришел к власти, а открыто отказаться от них они не решаются и заменить своими законами еще не успели, власти отбрасывают законность и начинают управлять с помощью подзаконных актов и основанных на них дискреционных полномочии должностных лиц государства»[10]. Значимость юрисдикции усиливается тем, что лица, имеющие официальную дискреционную власть, владеют «мастерством» активного использования так называемых фактических прав.
Фактические права руководителей предприятий, организации и других юридических лиц, которые имеют юрисдикционые полномочия, имеют много «неофициальных привилегии» (право освобождать себя от несения всякой, в частности и экономической, ответственности за принятое решение; право устанавливать высокие цены на предметы первой необходимости и так далее); «фактических привилегии» (обеспечение покорности, послушания исполнителей путем использования права командовать; права унижения чести другого); «фиктивных прав - привилегии» (ограничения починенных в поступлении информации; практикование «двух правд» для подчиненных и для приближенных).
На деле фактические права могут блокировать действие юридических прав на местах или по отрасли хозяйства; тем самым подрывается авторитет юридических прав; нормы, и принципы прав человека на практике оказываются сведенными к нулю[31].
Всякие искажения принципов норм права человека и законности, нарушение правопорядка со стороны руководителей или служащих государственных организации создают напряженную морально-психологическую атмосферу для человека, его права оказываются раздавленными под юрисдикциоными законодательными положениями на уровне юридических микропроцессов.
2.4 Правосознание личности.
Сознание - главное родовое свойство человека, осознающего себя обладателем чувственных и умственных образов, системы знаний о свойствах, качествах, закономерных взаимоотношениях, познаваемых им в ходе своей жизнедеятельности, социализации, включая его место и роль в этих процессах, как основы своей духовности. Оно является условием целерациональной жизнедеятельности человека. Сущность и содержание сознания человека непосредственным образом связаны с сущностью самого человека, то есть в какой, то мере он овладевает общественными отношениями рационально и практически, в такой же мере обогащается его сознание. Только став членом общества, индивид может иметь сознание.
О состоянии правовой жизни общества мы судим, прежде всего, по уровню правосознания его членов: высокий его уровень свидетельствует о том, правовые предписания (дозволения, запреты, обязывание) выполняются добровольно, осознано, низкий - о том, что это происходит под давлением правовых санкций.
О возможности регуляции поступков человека посредством норм права можно вести речь лишь при условии, что индивид обладает определенным правосознанием, знаком с нормативными установлениями, способен осуществить выбор из предложенных вариантов поведения. Правовая идеология фиксирует результаты познания на теоретическом уровне, формируя основные идеи, категории, концепции, весь понятийный аппарат науки права.
Правовая психология, отражая правовые явления на обыденном уровне, не просто фиксирует эти знания, а вырабатывает определенное отношение к ним.
Таким образом, правовая идеология на теоретическом уровне и правовая психология на обыденном уровне ориентируют сознание индивида в оценке явлений права, формируют его ценностно-нормативную ориентацию сфере права, регулируют его поведение. Предварительное знание индивидом содержания юридической нормы является обязательным условием оценки для выработки отношения к ней и последующего признания или непринятия.
Таким образом, элементы и общественного, и индивидуального правосознания воспроизводятся в сознании индивида, воплощаются в нем и через него реализуются на практике. Правосознание общества в состоянии выполнить свои социальные функции только через сознание индивида. Соотношение между индивидуальным и общественным сознанием таково, что в сознании индивида отражаются все объективно существующие - и позитивные и негативные - явления общества, его противоречия и проблемы. Следовательно, восприятие явлений права происходит в контексте жизненных обстоятельств индивида.
Нужно понимать, что право не может быть лучше того, что оно есть, ибо его содержание определяется объективными обстоятельствами. Поэтому нельзя сделать его в глазах людей лучшим, чем оно есть на самом деле. Нормы, находящие понимание не нуждаются в искусственном приукрашивании. Не целесообразно и приукрашивание требований, не вызывающих одобрения людей.
Правовое сознание (правосознание) представляет собой конкретный вид общественно - индивидуального сознания, который отражает суть правозаконных взаимоотношений людей. Понятие правосознание в юридической литературе представляется: как категория, то есть понятие, входящее в теорию государства и права; как сфера «общественного, группового и индивидуального сознания, связанная с отражением правозначимых явлений, ценностей, правопониманием, представлением о должном в правопорядке» [9].
Правосознание, - пишет Н.А.Гулина, - это совокупность знаний, представлений, оценок индивида и групп по поводу права, его применения, форм выражения[32].
Таким образом, правосознание есть интеллектуальный феномен,
рассматриваемый на общественных и индивидуальных уровнях, изучаемый и
фиксируемый социально-философской, юридической, логико-
гносеологической, социологической науках.
Содержание правосознания можно рассматривать:
-
по уровню отражения природы правозаконных отношений субъектом сознания;
-
его состоянию;
-
составным аспектам, элементам;
-
принадлежности к своему носителю.
Субъект сознания - отдельный индивид, социальная группа или общество в целом - может осознавать объективную и общую природу, сущность и значение, необходимость и неизбежность, формы проявления и существования, полноту и системность и тому подобное сторон правозаконных взаимоотношений на теоретическом и обыденном уровнях сознания. Теоретическое правосознание является результатом профессионального, рационального осмысления и логического анализа содержательных аспектов и выполняемых функции исторически сложившихся правозаконных взаимоотношений в обществе.
Обыденное правосознание представляет собой не научное, а нажитое человеком в своей духовно - практической жизни правосознание. Источниками его формирования являются результаты социализации личности, в структуре которой присутствуют элементы правозаконных норм и ценностей. Самую широкую основу формирования обыденного правосознания в современном обществе составляют обучение основам права в средних общеобразовательных школах, деятельность средств массовой информации, органов правового просвещения и пропаганды, то есть все то, что имеет прямое или косвенное отношение к правовой социализации личности.
Состояние правосознания может определяться как на основе общественно - исторической ситуации в целом, так и на уровне её повседневного проявления. По мере того, как отдельному индивиду приходится отстаивать свои интересы путем использования своих правомочий, его правосознание становится предельно активным, более полным и сравнительно последовательным.
Правовая суть закона заключена в идеях, нормах и реальных отношениях, принципах: справедливости, равенства, свободы. Все это в различной мере и в различных сочетаниях осознается обыденным сознанием. Однако их основу обыденное сознание черпает не из области теории права, а - морали.
Актуальную проблему социологии правосознания составляет забота о том, каким образом вернуть авторитет законодательной системе путем интенсивной законотворческой деятельности, посредством восстановления нравственного фактического авторитета юридического института общества, укрепленного в повседневных юридических микропроцессах. Когда ориентация людей будет меняться с «Я - ТЫ» на «Я - ОБЩЕСТВО», составляющую твердый фундамент строительства демократического гражданского общества на основе правового государства, способного на законных основаниях гарантировать и практически защищать справедливость, равенство, свободу всех и каждого перед законом и посредством закона. Только это вернет гуманную и моральную ценность законодательной системы общества, что восстановит и укрепит легитимное правосознание, как отдельного человека, так и социальных групп и общества в целом.
Структуру процесса формирования правосознания составляют познание содержания законодательной системы общества, накопление знаний по итогам практического общения с юридическим институтом общества в ходе юридических микропроцессов, понимание человеком своего юридического статуса (прав и обязанностей) в различных системах общественных и социальных отношений[33].
Правосознание людей можно классифицировать по 1. типам 2. формам 3. степени активности. Типы правосознания в целом определяются типом самих носителей сознания: общество, социальные группы и личность. Правосознание юристов и политиков, как специфических социальных групп, в контексте той проблемы, которую рассматриваем здесь, имеет очень важное значение для социологии правосознания. Особенность их правосознания, их политические ориентации играют координирующую и субординирующую роль в формировании особого типа общественно - политических и правозаконных проблем и, соответственно, их решений. Как известно из теории государства и права и истории государства и права, в наиболее цивилизованных странах существуют юридические обычаи и традиции. Следовательно, различные типы и варианты правосознания юристов и политиков почти любой страны оказывают, совершено разное влияние на общественную и политико- правовую жизнь.
Правосознание отдельной личности есть персонализированная форма правосознания в целом. Нет реально действующего ни общественного, ни группового сознания, помимо сознания личности. При изучении типов правосознания личности следует обратить особое внимание на то, какое место занимает конкретная личность в социальной структуре общества и какое значение это имеет в формировании её правосознания, а так же какие специфические аспекты, содержательные элементы (знания, оценка, представления, понимания, убеждения, отношения и ориентация) правосознания имеет личность того или иного типа.
В изучении правосознания личности безусловный интерес представляют природа, механизмы, структура и проблемы изучения правовой социализации, правомерного поведения личности.
страница 1 страница 2 страница 3
|