страница 1 ДИРЕКТИВА СОВЕТА 75/442/ЕЭС
от 15 июля 1975 года
ОБ ОТХОДАХ
(с учетом поправок)1
Совет Европейских Сообществ,
Принимая во внимание Договор о создании Европейского Экономического
Сообщества, и в частности, его статьи 100 и 235,
Принимая во внимание предложение Комиссии,
Принимая во внимание мнение Европейского парламента2,
Принимая во внимание мнение Комитета по экономическим и социальным
вопросам3,
Учитывая, что любое расхождение в положениях об уничтожении отходов, уже
применяемых или готовящихся к принятию в различных странах-членах, может привести
к созданию неравных условий в конкуренции и, таким образом, оказать непосредственное
влияние на функционирование общего рынка; учитывая, что в этой связи необходимо
обеспечить возможное однообразие законов в этой области, как предусматривается в
статье 100 Договора;
Учитывая очевидную необходимость в том, чтобы обеспечение однообразия
законов сопровождалось участием Сообщества, с тем чтобы одна из целей Сообщества в
области защиты окружающей среды и улучшения качества жизни могла быть достигнута
с помощью более широких правил; учитывая, что для достижения этой цели потребуется
введение определенных специальных положений; учитывая необходимость ссылки на
статью 235 Договора, поскольку требования Договора, необходимые для этого, не
достаточны;
Учитывая, что сущность цели всех положений, касающихся удаления отходов,
должна сводиться к защите здоровья людей и окружающей среды от вредного влияния,
оказываемого накоплением, транспортировкой, переработкой, хранением и
выбрасыванием отходов на свалку;
Учитывая необходимость стимулирования утилизации отходов и использования
материалов из отходов с целью экономии природных ресурсов;
1 Статьи 1-12 были заменены статьями 1-18 Директивы Совета № 91/156/ЕЭС от 18 марта 1991 г. (ОЖ № L
78, 26.03.1991 г., с.31), которые ввели ряд дополнений. Поправки вступят в силу с I апреля 1993 г.
Временное частичное закрытие до 31 декабря 1995 г. существующих установок было введено Директивой
Совета u8470 № 90/656/ЕЭС по промежуточным мерам, применимым в Германии с учетом определенных
положений Сообщества в отношении защиты окружающей среды (ОЖ № 1-353, 17.12.1990 г., с. 59); это
обязывает Федеративную Республику Германия до 31 декабря 1991 г. представить Комиссии планы по
улучшению, которые позволят соблюсти указанные сроки; см. с. 181 (Ред.)
2 ОЖ № С 32, II.02.1975, с. 6
3 ОЖ № С 16, 23.01.1975, с. 2
Учитывая, что программа действий Европейских Сообществ по окружающей
среде4 подчеркивает необходимость деятельности Сообщества, в том числе в сфере
однообразия законодательства;
Учитывая, что эффективные и непротиворечивые правила, касающиеся удаления
отходов, которые ни препятствуют торговле внутри Сoобщества, ни оказывают
негативного влияния на условия конкуренции, должны быть применимы в отношении
движимого имущества, от которого избавляется владелец или от которого нужно
избавиться в соответствии с требованиями действующего в данной стране закона, за
исключением радиоактивных, горнодобывающих и сельскохозяйственных отходов,
скелетов животных, сточных вод, газовых отходов и отходов, указанных в специальных
правилах Сообщества;
Учитывая, что в целях обеспечения охраны окружающей среды необходима
разработка положения о системе разрешений на предприятия по переработке, хранению
или отвалу отходов от лица третьих сторон, о системе надзора за предприятиями, которые
удаляют собственные отходы других, а также о плане, охватывающем важные факторы,
которые необходимо принимать во внимание;
Учитывая, что доля затрат, не компенсируемая доходом от переработки отходов,
должна быть покрыта в соответствии с принципом "платит тот, кто загрязняет",
принял настоящую Директиву:
СТАТЬЯ 1
В рамках данной Директивы:
(в) под термином "отходы" понимается: всякое вещество или предмет,
перечисленные в Приложении I, которые владелец выбрасывает или намеревается
выбросить или они подлежат выбросу.
Комиссия, действуя в соответствии с процедурой, сформулированной в Статье 18,
не позднее I апреля 1993 г. должна составить перечень отходов, относящихся к
категориям, приведенным в Приложении I. Этот перечень будет периодически
пересматриваться и, если необходимо, изменяться в соответствии с той же процедурой;
(в) под термином "производитель" понимается: всякое лицо, чья деятельность
производит отходы (начальный производитель) и/или всякое лицо, которое выполняет
предварительную обработку, смешивание или другие операции, вызывающие изменение
природных свойств или состава этих отходов;
(с) под термином "владелец" понимается: производитель отходов или физическое
или юридическое лицо, которое владеет ими;
(а ) под термином "управление" понимается: сбор, транспортировка, утилизация и
удаление отходов, включая надзор за такими операциями, и обслуживание мест свалки
отходов;
4 ОЖ № С 112, 20.12.1973, с. 3
(е) под термином "удаление" понимается: любая из операций, приведенная в
Приложении П, А;
(f) под термином "утилизация" понимается: любая из операций, приведенная в
Приложении П, В;
(д) под термином "сбор" понимается собирание, сортировка и/или перемешивание
отходов с целью последующей транспортировки.
СТАТЬЯ 2
I. В настоящей Директиве из рассмотрения исключается следующее:
(а) газовые отходы, выбрасываемые в атмосферу;(в) то, что уже охватывается
другими законодательными актами:
(i) радиоактивные отходы;
(ii) отходы, образующиеся при разведке, добыче, переработке и хранении
природных ресурсов и разработке карьеров;
(iii) скелеты животных, а также следующие сельскохозяйственные отходы: фекалии
и другие неопасные вещества естественного происхождения, используемые в земледелии;
(iv) сточные воды, за исключением жидких отходов;
(v) утратившие срок действия взрывчатые вещества.
2. Специальные правила для особых веществ или дополнительные к тем,
которые охватываются этой Директивой по управлению специфическими категориями
отходов, могут быть введены посредством отдельных Директив.
СТАТЬЯ 3
I. Страны-члены должны предпринимать u1089 соответствующие меры для
стимулирования:
(а) во-первых, предотвращения или снижения производства отходов и их
вредного воздействия, в частности путем:
- разработки чистых технологий с более экономным использованием
природных ресурсов,
- технической разработки и продажи изделий, сконструированных таким
образом, чтобы по технологии изготовления, использованию и удалению по завершении
эксплуатации они не способствовали или способствовали в наименьшей степени
увеличению степени вредности отходов и опасности загрязнения среды;
- разработки соответствующих способов удаления после окончательного
использования опасных для здоровья веществ, содержащихся в отходах, предназначенных
для утилизации;
(в) во-вторых:
1) утилизации отходов посредством переработки, вторичного использования
или восстановления или любого другого процесса, предусматривающего извлечение
вторичного сырья, или
2) использования отходов в качестве источника энергии.
2. За исключением случаев, предусмотренных Директивой Совета №
83/189/ЕЭС от 28 марта 1983 г., устанавливающей процедуру предоставления
информации в области технических норм и правил, страны-члены должны информировать
Комиссию о всех мерах, которые они собираются предпринять для достижения целей,
приведенных в параграфе I. Комиссия должна информировать другие страны-члены и
Комитет, упомянутый в Статье 18, о таких мерах.
СТАТЬЯ 4
Страны-члены должны предпринимать необходимые меры к тому, чтобы отходы
утилизировались или удалялись без угрозы человеческому здоровью и без использования
процессов или методов, которые могли бы нанести вред окружающей среде, и в
частности:
- без риска для воды, воздуха, почвы, а также растений и животных,
- не создавая раздражающего шума или запаха;
- без вредного влияния на загородную зону или достопримечательные места.
Страны-члены должны также принимать необходимые меры для запрета
бесконтрольного удаления, уничтожения и свалки отходов.
СТАТЬЯ 5
1. Страны-члены должны принимать необходимые меры совместно с другими
странами-членами, когда это необходимо или целесообразно, к тому, чтобы установить
единую и соответствующую по своей мощности сеть установок для удаления отходов,
имея в виду использование лучшей из имеющихся технологий, не требующей чрезмерных
расходов. Такая сеть должна дать возможность Сообществу в целом стать
самодостаточной в удалении отходов, а странам-членам продвинуться к этой цели
самостоятельно, учитывая географические особенности или потребность в
специализированных установках, рассчитанных на определенные виды отходов.
2. Сеть должна также позволять удалять отходы с помощью одной из
ближайших соответствующих установок посредством наиболее подходящих методов и
технологий, с тем чтобы обеспечить высокий уровень защиты окружающей среды и
здоровья людей.
СТАТЬЯ 6
Страны-члены должны сформировать или назначить компетентный орган или
органы, ответственные за использование настоящей Директивы.
СТАТЬЯ 7
1. Для достижения целей, сформулированных в Статьях 3, 4 и 5, компетентный
орган или органы, о которых говорилось в Статье 6, должны будут составить как можно в
более короткие сроки один или несколько планов по управлению отходами. Такие планы
должны, в частности, предусматривать:
- вид, количество и происхождение отходов, подлежащих утилизации или
избавлению от них;
- основные технические требования;
- какие-либо специальные меры в отношении особых отходов;
- удобные места свалки или перерабатывающие установки.
Такие планы могут, например, включать сведения:
- о физических и юридических лицах, ответственных за управление отходами;
- расчетной величине стоимости утилизации и удаления отходов;
- о мерах по стимулированию рационализации сбора, сортировки и
переработки отходов.
2. Страны-члены должны вступать в сотрудничество по разработке таких
планов с другими странами-членами и с Комиссией, когда это целесообразно. Они
должны ставить в известность Комиссию об этом.
3. Страны-члены могут принимать меры, необходимые для предотвращения
действий с отходами, не предусмотренных их планами по управлению отходами. Они
обязаны информировать Комиссию и страны - члены о всех таких мерах.
СТАТЬЯ 8
Страны-члены должны принимать необходимые меры, направленные на то, чтобы
каждый владелец отходов:
- пользовался услугами частного или общественного коллектора или
предприятия, которое выполняет операции, перетаисленные в Приложении П А или В,
или
- утилизировал отходы или удалил их сам в соответствии с положениями
данной Директивы.
СТАТЬЯ 9
1. С целью выполнения требований Статей 4,5 и 7, всякое учреждение или
предприятие, которые осуществляют операции, перечисленные в Приложении П А,
обязаны получить разрешение у компетентного органа, о котором говорилось в Статье 6.
В разрешении должно быть указано:
- виды и количества отходов,
- технические требования,
- необходимые меры предосторожности,
- место сброса отходов,
- метод переработки.
2. Разрешения могут выдаваться на определенный период, они могут
обновляться, они могут быть зависимы от обстоятельств и обязательств или, особенно в
тех случаях, когда предполагаемые методы удаления отходов неприемлемы с точки
зрения охраны окружающей среды, в их выдаче может быть отказано.
СТАТЬЯ 10
1. С целью выполнения требований Статьи 4 всякое учреждение или
предприятие, которое осуществляет операции, перечисленные в Приложении П В, обязано
получить разрешение.
СТАТЬЯ 11
1. Без ущерба для Директивы Совета № 78/319/ЕЭС от 20 марта 1978 г.,
касающейся токсичных и опасных отходов5, с учетом изменений, в предусматриваемых
Актом о вступлении Испании и Португалии, от требований, предъявляемых к
разрешениям в соответствии со Статьей 9 или Статьей 10, могут быть освобождены:
(а) учреждения или предприятия, осуществляющие удаление собственных
отходов в месте их производства;
(в) учреждения или предприятия, осуществляющие утилизацию отходов. Это
освобождение может допускаться только:
- если компетентные органы приняли основные правила для каждого вида
деятельности с указанием видов и количеств i отходов и условия, при которых
рассматриваемая деятельность может быть освобождена от требований, предъявляемых к
разрешениям, и
- если виды или количества отходов и методы их удаления или их утилизация
5 (Ж № L 84, 31.03.1978, с. 43, см. с. 44
таковы, что условия, налагаемые Статье 4, выполняются.
2. Учреждения или предприятия, о которых была речь в параграфе I, должна
быть зарегистрированы компетентными органами. I
3. Страны-члены обязаны информировать Комиссию об основных правилах,
принятых в соответствии с параграфом I.
СТАТЬЯ 12
Учреждения или предприятия, которые собирают или транспортируют отходы на
профессиональной основе или осуществляют уничтожение или утилизацию отходов по
договоренности с другими (дилерами или брокерами), когда на то не требуется
специального разрешения, должны быть зарегистрированы компетентными органами.
СТАТЬЯ 13
Учреждения или предприятия, которые осуществляют операции, упомянутые в
Статьях 12, должны подвергаться соответствующими периодическим проверкам со
стороны компетентных органов.
СТАТЬЯ 14
Все учреждения или предприятия, о которых говорилось в Статьях 9 и 10 обязаны:
- вести записи о количестве, природе, происхождении и, если уместно,
назначении, частоте сбора, виде транспортировки и методах переработки в отношении
отходов перечисленных в Приложении I, а также в отношении операций, перечисленных в
Приложении П А и В;
- обеспечивать доступность этой информации по требованию компетентных
органов, о которых говорилось в Статье 6.
Страны-члены могут также требовать от производителей соблюдения положений
данной Статьи.
СТАТЬЯ 15
В соответствии с принципом "платит тот, кто загрязняет", расходы по удалению
отходов должны нести:
- владелец, который имеет отходы, отправляемые на коллекторы или
предприятие, о которой говорилось в Статье 9, и/или
- прежние владельцы или производитель продукции, от которого поступили
эти отходы.
СТАТЬЯ 16
1. Каждые три года, а первый раз I апреля 1995 г., страны-члены должны
направлять в Комиссию доклад о мерах, принятых во исполнение настоящей Директивы.
Этот доклад должен быть основан на опросном листе, составленном в соответствии с
процедурой, о которой говорится в Статье 18; опросный лист Комиссия должна разослать
странам-членам за шесть месяцев до указанной даты.
2. На основе докладов, о которых говорилось в параграфе I, Комиссия должна
составлять общий отчет каждые три года, а первый раз I апреля 1996 г.
СТАТЬЯ 17
Поправки, необходимые для изменения Приложений к настоящей Директиве,
чтобы они отвечали уровню научно-технического прогресса, должны приниматься в
соответствии с процедурой, указанной в Статье 18.
СТАТЬЯ 18
Комиссия в своей деятельности должна опираться на помощь со стороны
Комитета, сформированного из представителей стран-членов и возглавляемого
представителем Комиссии.
Этот представитель Комиссии должен представлять Комитету проект намечаемых
мер. Свое мнение о проекте Комитет должен представлять в течение срока, который
может установить председатель в зависимости от срочности вопроса. Это мнение должно
представляться большинством, устанавливаемым в соответствии со Статьей 148 (2)
Договора ЕЭС6 в случае, когда решения должны приниматься Советом по предложению,
поступающему от Комиссии. Голоса представителей стран-членов в Комитете должны
оцениваться в соответствии с процедурой, изложенной в упомянутой Статье.
Председатель не принимает участия в голосовании.
Комиссия должна принять намечаемые меры, если они не противоречат мнению
Комитета.
Если намечаемые меры противоречат мнению Комитета, или никакого мнения не
было представлено, Комиссия должна безотлагательно представить Совету предложение в
отношении мер, которых необходимо предпринять. Совет должен руководствоваться
мнением квалифицированного большинства.
Если по истечении трех месяцев со дня направления предложений в Совет
последний не принял никаких действий, предлагаемые меры должны быть приняты
Комиссией.
СТАТЬЯ 19
Страны-члены должны приступить к осуществлению необходимых мер, чтобы
6 Это мнение должно приниматься квалифицированным большинством, как это предусматривается Статьей
148 (2) Договора ЕЭС (Ред.)
выполнить требования настоящей Директивы в течение 24 месяцев со дня, когда она была
направлена в стран-члены7, и они должны немедленно информировать об этом Комиссию.
СТАТЬЯ 20
Страны-члены должны доводить до сведения Комиссии тексты основных
положений государственных законов, принимаемых у них в области, которой посвящена
настоящая Директива.
СТАТЬЯ 21
Настоящая Директива направляется странам-членам.
Составлено в Брюсселе 15 июля 1975 г.
От имени Совета Президент М. Румор
7 Настоящая Директива была направлена в страны-члены 18 июля 1975 г.
Приложение I
КАТЕГОРИИ ОТХОДОВ
Q I Отходы, образуемые в процессе производства или потребления,
никакие другие из перечисленных ниже
Q 2 Продукция, не отвечающая техническим условиям
Q 3 Продукция, с истекшим сроком использования
Q 4 Пролитые, рассыпанные, разбитые, испорченные или претерпевшие
другие разрушения материалы, включая материалы, оборудование и т.д., ставшие
вредными в результате неприятных происшествий
Q 5 Материалы, зараженные или загрязненные в результате
запланированных действий (например, отходы, образующиеся при работах по очистке,
упаковочные материалы, тара и т.д.)
Q 6 Детали и части с истекшим сроком эксплуатации (например,
отработавшие свой срок батареи, истощившиеся катализаторы и т.д.)
Q 7 Вещества, утратившие свои эксплуатационные свойства (например,
загрязненные кислоты, загрязненные растворители, отработанная соль, использовавшаяся
при закалке материалов и т.д.)
Q 8 Отходы промышленных процессов (например, шлаки, кубовые
остатки и т.д.)
Q 9 Отходы, образующиеся в процессе борьбы с загрязнением (например,
осадки в газоуловителях, пыль в тканевых фильтpax, отработанные фильтры и т.д.)
Q 10 Отходы, образующиеся при механической обработке на станках и
при чистовых отделочных операциях (например, стружка с токарных станков, окалина с
прокатных станков и т.д.)
Q 11 Отходы, образующиеся при добыче сырья и его обработке (например,
отходы шахт, некондиционные нефтепродукты в местах добычи нефти и т.д.)
Q 12 Материалы, испорченные примесями или разбавлением (например,
нефтепродукты с примесями полихлордифенилов и т.д.)
Q 13 Любые материалы, вещества или продукты, использование которых
запрещено законом
Q 14 Продукты, уже не используемые их владельцем (например, в
сельском хозяйстве, в быту, в учреждении, в торговых организациях и т.д.)
Q 15 Испорченные материалы, вещества или продукты, образуемые при
восстановительных работах, связанных о землепользованием
Q 16 Любые материалы, вещества или продукты, не относящиеся к
перечисленным выше категориям
Приложение II А
ОПЕРАЦИИ ПО УДАЛЕНИЮ ОТХОДОВ
Замечание: В настоящем Приложении приводится перечень применяемых на
практике операций по удалению отходов. В соответствии со Статьей 4 отходы следует
удалять без причинения вреда здоровью людей, и без использования процессов или
методов, которые могут нанести вред окружающей среде.
Д1 Сваливание на поверхность земли или под землю (например, на свалку или в
котлован и пр.)
Д2 Очистка фильтрацией через почву (например, биохимическое разложение
жидких отходов или осадков сточных жидкостей в почве и пр.)
ДЗ Глубокое впрыскивание (например, впрыскивание поддающихся откачке
отходов в скважины, соляные купола или природно образующихся полости и пр.)
Д4 Поверхностное запруживание (например, залив жидких отходов и сточных
вод в шахты, пруды или лагуны и пр.)
Д5 Использование специально спроектированных свалок (например,
облицованных отдельно стоящих секций для отходов, которые закрываются крышкой и
изолируются друг от друга и от окружающей среды и пр.)
Д6 Сбрасывание твердых u1086 отходов в водоемы, за исключением морей/океанов
Д7 Сбрасывание отходов в моря/океаны, включая затопление на морское дно
Д8 Биологическая обработка, не упоминаемая в настоящем Приложении, в
результате которой образуются соединения или смеси, от которых затем избавляются
посредством любой операции, указанной в настоящем Приложении
Д9 Физико-химическая обработка, не упоминаемая в настоящем Приложении, в
результате которой образуются соединения или смеси, от которых затем избавляются
посредством любой операции, указанной в настоящем Приложении (например,
выпаривание, сушка, обжиг и пр.)
Д10 Сжигание на земле
Д11 Сжигание на море
Д12 Долговременное хранение (например, в контейнерах, помещаемых в шахты
и пр.)
Д13 Измельчение или перемешивание до того, как будет применена любая из
операций, указанная в настоящем Приложении
Д14 Упаковка до того, как будет применена любая из операций, указанная в
настоящем Приложении
Д15 Хранение в ожидании осуществления любой из операций, перечисленных в
этом Дополнении, исключая временное хранение в процессе накопления в том месте, где
это накопление производится.
Приложение II В
ОПЕРАЦИИ, КОТОРЫЕ МОГУТ ПРИВЕСТИ, К УТИЛИЗАЦИИ
Замечание: В настоящем Приложении приводится перечень применяемых на
практике операций по утилизации отходов. В соответствии со Статьей 4 отходы должны
утилизироваться без причинения вреда здоровью людей и без использования процессов
или методов, которые могут нанести вред окружающей среде
RI Восстановление/регенерация растворителей
R2 Рециркуляция/восстановление органических веществ, которые не
используются в качестве растворителей
RЗ Рециркуляция/восстановление металлов и металлических соединений
R4 Рециркуляция/восстановление других неорганических материалов
R5 Регенерация кислот или оснований
R6 Утилизация компонентов, используемых в качестве веществ, снижающих
степень загрязнения
R7 Извлечение компонентов из катализаторов
R8 Повторная очистка u1084 масел или другие виды повторного использования масел
R9 Преимущественное использование в качестве топлива или другие способы
получения энергии
R10 Разбрасывание на поверхности земли, приводящее к положительному
эффекту в сельском хозяйстве или к улучшению окружающей среды, включая
компостирование и другие процессы биологического преобразования, за исключением
отходов, на которые не распространяется данная Директива и которые перечислены в
Статье 2, п.1, б, з)
RII Использование отходов, получаемых в результате применения любой из
операций под индексами RI-RIO
RI2 Обмен отходов на те же, которые подлежат любой операции под индексами
RI-RII
RI3 Хранение материалов, подлежащих любой операции, указанной в данном
Приложении, за исключением временного хранения в процессе накопления в том месте,
где это накопление производится.
__
страница 1
|