Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
ДИРЕКТИВА СОВЕТА 75/442/ЕЭС

от 15 июля 1975 года

ОБ ОТХОДАХ

(с учетом поправок)1

Совет Европейских Сообществ,

Принимая во внимание Договор о создании Европейского Экономического

Сообщества, и в частности, его статьи 100 и 235,

Принимая во внимание предложение Комиссии,

Принимая во внимание мнение Европейского парламента2,

Принимая во внимание мнение Комитета по экономическим и социальным

вопросам3,

Учитывая, что любое расхождение в положениях об уничтожении отходов, уже

применяемых или готовящихся к принятию в различных странах-членах, может привести

к созданию неравных условий в конкуренции и, таким образом, оказать непосредственное

влияние на функционирование общего рынка; учитывая, что в этой связи необходимо

обеспечить возможное однообразие законов в этой области, как предусматривается в

статье 100 Договора;

Учитывая очевидную необходимость в том, чтобы обеспечение однообразия

законов сопровождалось участием Сообщества, с тем чтобы одна из целей Сообщества в

области защиты окружающей среды и улучшения качества жизни могла быть достигнута

с помощью более широких правил; учитывая, что для достижения этой цели потребуется

введение определенных специальных положений; учитывая необходимость ссылки на

статью 235 Договора, поскольку требования Договора, необходимые для этого, не

достаточны;

Учитывая, что сущность цели всех положений, касающихся удаления отходов,

должна сводиться к защите здоровья людей и окружающей среды от вредного влияния,

оказываемого накоплением, транспортировкой, переработкой, хранением и

выбрасыванием отходов на свалку;

Учитывая необходимость стимулирования утилизации отходов и использования

материалов из отходов с целью экономии природных ресурсов;

1 Статьи 1-12 были заменены статьями 1-18 Директивы Совета № 91/156/ЕЭС от 18 марта 1991 г. (ОЖ № L

78, 26.03.1991 г., с.31), которые ввели ряд дополнений. Поправки вступят в силу с I апреля 1993 г.

Временное частичное закрытие до 31 декабря 1995 г. существующих установок было введено Директивой

Совета u8470 № 90/656/ЕЭС по промежуточным мерам, применимым в Германии с учетом определенных

положений Сообщества в отношении защиты окружающей среды (ОЖ № 1-353, 17.12.1990 г., с. 59); это

обязывает Федеративную Республику Германия до 31 декабря 1991 г. представить Комиссии планы по

улучшению, которые позволят соблюсти указанные сроки; см. с. 181 (Ред.)

2 ОЖ № С 32, II.02.1975, с. 6

3 ОЖ № С 16, 23.01.1975, с. 2

Учитывая, что программа действий Европейских Сообществ по окружающей

среде4 подчеркивает необходимость деятельности Сообщества, в том числе в сфере

однообразия законодательства;

Учитывая, что эффективные и непротиворечивые правила, касающиеся удаления

отходов, которые ни препятствуют торговле внутри Сoобщества, ни оказывают

негативного влияния на условия конкуренции, должны быть применимы в отношении

движимого имущества, от которого избавляется владелец или от которого нужно

избавиться в соответствии с требованиями действующего в данной стране закона, за

исключением радиоактивных, горнодобывающих и сельскохозяйственных отходов,

скелетов животных, сточных вод, газовых отходов и отходов, указанных в специальных

правилах Сообщества;

Учитывая, что в целях обеспечения охраны окружающей среды необходима

разработка положения о системе разрешений на предприятия по переработке, хранению

или отвалу отходов от лица третьих сторон, о системе надзора за предприятиями, которые

удаляют собственные отходы других, а также о плане, охватывающем важные факторы,

которые необходимо принимать во внимание;

Учитывая, что доля затрат, не компенсируемая доходом от переработки отходов,

должна быть покрыта в соответствии с принципом "платит тот, кто загрязняет",

принял настоящую Директиву:

СТАТЬЯ 1

В рамках данной Директивы:

(в) под термином "отходы" понимается: всякое вещество или предмет,

перечисленные в Приложении I, которые владелец выбрасывает или намеревается

выбросить или они подлежат выбросу.

Комиссия, действуя в соответствии с процедурой, сформулированной в Статье 18,

не позднее I апреля 1993 г. должна составить перечень отходов, относящихся к

категориям, приведенным в Приложении I. Этот перечень будет периодически

пересматриваться и, если необходимо, изменяться в соответствии с той же процедурой;

(в) под термином "производитель" понимается: всякое лицо, чья деятельность

производит отходы (начальный производитель) и/или всякое лицо, которое выполняет

предварительную обработку, смешивание или другие операции, вызывающие изменение

природных свойств или состава этих отходов;

(с) под термином "владелец" понимается: производитель отходов или физическое

или юридическое лицо, которое владеет ими;

(а ) под термином "управление" понимается: сбор, транспортировка, утилизация и

удаление отходов, включая надзор за такими операциями, и обслуживание мест свалки

отходов;


4 ОЖ № С 112, 20.12.1973, с. 3

(е) под термином "удаление" понимается: любая из операций, приведенная в

Приложении П, А;

(f) под термином "утилизация" понимается: любая из операций, приведенная в

Приложении П, В;

(д) под термином "сбор" понимается собирание, сортировка и/или перемешивание

отходов с целью последующей транспортировки.

СТАТЬЯ 2

I. В настоящей Директиве из рассмотрения исключается следующее:

(а) газовые отходы, выбрасываемые в атмосферу;(в) то, что уже охватывается

другими законодательными актами:

(i) радиоактивные отходы;

(ii) отходы, образующиеся при разведке, добыче, переработке и хранении

природных ресурсов и разработке карьеров;

(iii) скелеты животных, а также следующие сельскохозяйственные отходы: фекалии

и другие неопасные вещества естественного происхождения, используемые в земледелии;

(iv) сточные воды, за исключением жидких отходов;

(v) утратившие срок действия взрывчатые вещества.

2. Специальные правила для особых веществ или дополнительные к тем,

которые охватываются этой Директивой по управлению специфическими категориями

отходов, могут быть введены посредством отдельных Директив.



СТАТЬЯ 3

I. Страны-члены должны предпринимать u1089 соответствующие меры для

стимулирования:

(а) во-первых, предотвращения или снижения производства отходов и их

вредного воздействия, в частности путем:

- разработки чистых технологий с более экономным использованием

природных ресурсов,

- технической разработки и продажи изделий, сконструированных таким

образом, чтобы по технологии изготовления, использованию и удалению по завершении

эксплуатации они не способствовали или способствовали в наименьшей степени

увеличению степени вредности отходов и опасности загрязнения среды;

- разработки соответствующих способов удаления после окончательного

использования опасных для здоровья веществ, содержащихся в отходах, предназначенных

для утилизации;

(в) во-вторых:

1) утилизации отходов посредством переработки, вторичного использования

или восстановления или любого другого процесса, предусматривающего извлечение

вторичного сырья, или

2) использования отходов в качестве источника энергии.

2. За исключением случаев, предусмотренных Директивой Совета №

83/189/ЕЭС от 28 марта 1983 г., устанавливающей процедуру предоставления

информации в области технических норм и правил, страны-члены должны информировать

Комиссию о всех мерах, которые они собираются предпринять для достижения целей,

приведенных в параграфе I. Комиссия должна информировать другие страны-члены и

Комитет, упомянутый в Статье 18, о таких мерах.

СТАТЬЯ 4

Страны-члены должны предпринимать необходимые меры к тому, чтобы отходы

утилизировались или удалялись без угрозы человеческому здоровью и без использования

процессов или методов, которые могли бы нанести вред окружающей среде, и в

частности:

- без риска для воды, воздуха, почвы, а также растений и животных,

- не создавая раздражающего шума или запаха;

- без вредного влияния на загородную зону или достопримечательные места.

Страны-члены должны также принимать необходимые меры для запрета

бесконтрольного удаления, уничтожения и свалки отходов.



СТАТЬЯ 5

1. Страны-члены должны принимать необходимые меры совместно с другими

странами-членами, когда это необходимо или целесообразно, к тому, чтобы установить

единую и соответствующую по своей мощности сеть установок для удаления отходов,

имея в виду использование лучшей из имеющихся технологий, не требующей чрезмерных

расходов. Такая сеть должна дать возможность Сообществу в целом стать

самодостаточной в удалении отходов, а странам-членам продвинуться к этой цели

самостоятельно, учитывая географические особенности или потребность в

специализированных установках, рассчитанных на определенные виды отходов.

2. Сеть должна также позволять удалять отходы с помощью одной из

ближайших соответствующих установок посредством наиболее подходящих методов и

технологий, с тем чтобы обеспечить высокий уровень защиты окружающей среды и

здоровья людей.

СТАТЬЯ 6

Страны-члены должны сформировать или назначить компетентный орган или

органы, ответственные за использование настоящей Директивы.

СТАТЬЯ 7

1. Для достижения целей, сформулированных в Статьях 3, 4 и 5, компетентный

орган или органы, о которых говорилось в Статье 6, должны будут составить как можно в

более короткие сроки один или несколько планов по управлению отходами. Такие планы

должны, в частности, предусматривать:

- вид, количество и происхождение отходов, подлежащих утилизации или

избавлению от них;

- основные технические требования;

- какие-либо специальные меры в отношении особых отходов;

- удобные места свалки или перерабатывающие установки.

Такие планы могут, например, включать сведения:

- о физических и юридических лицах, ответственных за управление отходами;

- расчетной величине стоимости утилизации и удаления отходов;

- о мерах по стимулированию рационализации сбора, сортировки и

переработки отходов.

2. Страны-члены должны вступать в сотрудничество по разработке таких

планов с другими странами-членами и с Комиссией, когда это целесообразно. Они

должны ставить в известность Комиссию об этом.

3. Страны-члены могут принимать меры, необходимые для предотвращения

действий с отходами, не предусмотренных их планами по управлению отходами. Они

обязаны информировать Комиссию и страны - члены о всех таких мерах.

СТАТЬЯ 8

Страны-члены должны принимать необходимые меры, направленные на то, чтобы

каждый владелец отходов:

- пользовался услугами частного или общественного коллектора или

предприятия, которое выполняет операции, перетаисленные в Приложении П А или В,

или


- утилизировал отходы или удалил их сам в соответствии с положениями

данной Директивы.



СТАТЬЯ 9

1. С целью выполнения требований Статей 4,5 и 7, всякое учреждение или

предприятие, которые осуществляют операции, перечисленные в Приложении П А,

обязаны получить разрешение у компетентного органа, о котором говорилось в Статье 6.

В разрешении должно быть указано:

- виды и количества отходов,

- технические требования,

- необходимые меры предосторожности,

- место сброса отходов,

- метод переработки.

2. Разрешения могут выдаваться на определенный период, они могут

обновляться, они могут быть зависимы от обстоятельств и обязательств или, особенно в

тех случаях, когда предполагаемые методы удаления отходов неприемлемы с точки

зрения охраны окружающей среды, в их выдаче может быть отказано.



СТАТЬЯ 10

1. С целью выполнения требований Статьи 4 всякое учреждение или

предприятие, которое осуществляет операции, перечисленные в Приложении П В, обязано

получить разрешение.



СТАТЬЯ 11

1. Без ущерба для Директивы Совета № 78/319/ЕЭС от 20 марта 1978 г.,

касающейся токсичных и опасных отходов5, с учетом изменений, в предусматриваемых

Актом о вступлении Испании и Португалии, от требований, предъявляемых к

разрешениям в соответствии со Статьей 9 или Статьей 10, могут быть освобождены:

(а) учреждения или предприятия, осуществляющие удаление собственных

отходов в месте их производства;

(в) учреждения или предприятия, осуществляющие утилизацию отходов. Это

освобождение может допускаться только:

- если компетентные органы приняли основные правила для каждого вида

деятельности с указанием видов и количеств i отходов и условия, при которых

рассматриваемая деятельность может быть освобождена от требований, предъявляемых к

разрешениям, и

- если виды или количества отходов и методы их удаления или их утилизация

5 (Ж № L 84, 31.03.1978, с. 43, см. с. 44

таковы, что условия, налагаемые Статье 4, выполняются.

2. Учреждения или предприятия, о которых была речь в параграфе I, должна

быть зарегистрированы компетентными органами. I

3. Страны-члены обязаны информировать Комиссию об основных правилах,

принятых в соответствии с параграфом I.



СТАТЬЯ 12

Учреждения или предприятия, которые собирают или транспортируют отходы на

профессиональной основе или осуществляют уничтожение или утилизацию отходов по

договоренности с другими (дилерами или брокерами), когда на то не требуется

специального разрешения, должны быть зарегистрированы компетентными органами.

СТАТЬЯ 13

Учреждения или предприятия, которые осуществляют операции, упомянутые в

Статьях 12, должны подвергаться соответствующими периодическим проверкам со

стороны компетентных органов.



СТАТЬЯ 14

Все учреждения или предприятия, о которых говорилось в Статьях 9 и 10 обязаны:

- вести записи о количестве, природе, происхождении и, если уместно,

назначении, частоте сбора, виде транспортировки и методах переработки в отношении

отходов перечисленных в Приложении I, а также в отношении операций, перечисленных в

Приложении П А и В;

- обеспечивать доступность этой информации по требованию компетентных

органов, о которых говорилось в Статье 6.

Страны-члены могут также требовать от производителей соблюдения положений

данной Статьи.



СТАТЬЯ 15

В соответствии с принципом "платит тот, кто загрязняет", расходы по удалению

отходов должны нести:

- владелец, который имеет отходы, отправляемые на коллекторы или

предприятие, о которой говорилось в Статье 9, и/или

- прежние владельцы или производитель продукции, от которого поступили

эти отходы.

СТАТЬЯ 16

1. Каждые три года, а первый раз I апреля 1995 г., страны-члены должны

направлять в Комиссию доклад о мерах, принятых во исполнение настоящей Директивы.

Этот доклад должен быть основан на опросном листе, составленном в соответствии с

процедурой, о которой говорится в Статье 18; опросный лист Комиссия должна разослать

странам-членам за шесть месяцев до указанной даты.

2. На основе докладов, о которых говорилось в параграфе I, Комиссия должна

составлять общий отчет каждые три года, а первый раз I апреля 1996 г.



СТАТЬЯ 17

Поправки, необходимые для изменения Приложений к настоящей Директиве,

чтобы они отвечали уровню научно-технического прогресса, должны приниматься в

соответствии с процедурой, указанной в Статье 18.



СТАТЬЯ 18

Комиссия в своей деятельности должна опираться на помощь со стороны

Комитета, сформированного из представителей стран-членов и возглавляемого

представителем Комиссии.

Этот представитель Комиссии должен представлять Комитету проект намечаемых

мер. Свое мнение о проекте Комитет должен представлять в течение срока, который

может установить председатель в зависимости от срочности вопроса. Это мнение должно

представляться большинством, устанавливаемым в соответствии со Статьей 148 (2)

Договора ЕЭС6 в случае, когда решения должны приниматься Советом по предложению,

поступающему от Комиссии. Голоса представителей стран-членов в Комитете должны

оцениваться в соответствии с процедурой, изложенной в упомянутой Статье.

Председатель не принимает участия в голосовании.

Комиссия должна принять намечаемые меры, если они не противоречат мнению

Комитета.

Если намечаемые меры противоречат мнению Комитета, или никакого мнения не

было представлено, Комиссия должна безотлагательно представить Совету предложение в

отношении мер, которых необходимо предпринять. Совет должен руководствоваться

мнением квалифицированного большинства.

Если по истечении трех месяцев со дня направления предложений в Совет

последний не принял никаких действий, предлагаемые меры должны быть приняты

Комиссией.

СТАТЬЯ 19

Страны-члены должны приступить к осуществлению необходимых мер, чтобы

6 Это мнение должно приниматься квалифицированным большинством, как это предусматривается Статьей

148 (2) Договора ЕЭС (Ред.)

выполнить требования настоящей Директивы в течение 24 месяцев со дня, когда она была

направлена в стран-члены7, и они должны немедленно информировать об этом Комиссию.



СТАТЬЯ 20

Страны-члены должны доводить до сведения Комиссии тексты основных

положений государственных законов, принимаемых у них в области, которой посвящена

настоящая Директива.



СТАТЬЯ 21

Настоящая Директива направляется странам-членам.

Составлено в Брюсселе 15 июля 1975 г.

От имени Совета Президент М. Румор

7 Настоящая Директива была направлена в страны-члены 18 июля 1975 г.

Приложение I

КАТЕГОРИИ ОТХОДОВ

Q I Отходы, образуемые в процессе производства или потребления,

никакие другие из перечисленных ниже

Q 2 Продукция, не отвечающая техническим условиям

Q 3 Продукция, с истекшим сроком использования

Q 4 Пролитые, рассыпанные, разбитые, испорченные или претерпевшие

другие разрушения материалы, включая материалы, оборудование и т.д., ставшие

вредными в результате неприятных происшествий

Q 5 Материалы, зараженные или загрязненные в результате

запланированных действий (например, отходы, образующиеся при работах по очистке,

упаковочные материалы, тара и т.д.)

Q 6 Детали и части с истекшим сроком эксплуатации (например,

отработавшие свой срок батареи, истощившиеся катализаторы и т.д.)

Q 7 Вещества, утратившие свои эксплуатационные свойства (например,

загрязненные кислоты, загрязненные растворители, отработанная соль, использовавшаяся

при закалке материалов и т.д.)

Q 8 Отходы промышленных процессов (например, шлаки, кубовые

остатки и т.д.)

Q 9 Отходы, образующиеся в процессе борьбы с загрязнением (например,

осадки в газоуловителях, пыль в тканевых фильтpax, отработанные фильтры и т.д.)

Q 10 Отходы, образующиеся при механической обработке на станках и

при чистовых отделочных операциях (например, стружка с токарных станков, окалина с

прокатных станков и т.д.)

Q 11 Отходы, образующиеся при добыче сырья и его обработке (например,

отходы шахт, некондиционные нефтепродукты в местах добычи нефти и т.д.)

Q 12 Материалы, испорченные примесями или разбавлением (например,

нефтепродукты с примесями полихлордифенилов и т.д.)

Q 13 Любые материалы, вещества или продукты, использование которых

запрещено законом

Q 14 Продукты, уже не используемые их владельцем (например, в

сельском хозяйстве, в быту, в учреждении, в торговых организациях и т.д.)

Q 15 Испорченные материалы, вещества или продукты, образуемые при

восстановительных работах, связанных о землепользованием

Q 16 Любые материалы, вещества или продукты, не относящиеся к

перечисленным выше категориям

Приложение II А

ОПЕРАЦИИ ПО УДАЛЕНИЮ ОТХОДОВ

Замечание: В настоящем Приложении приводится перечень применяемых на

практике операций по удалению отходов. В соответствии со Статьей 4 отходы следует

удалять без причинения вреда здоровью людей, и без использования процессов или

методов, которые могут нанести вред окружающей среде.

Д1 Сваливание на поверхность земли или под землю (например, на свалку или в

котлован и пр.)

Д2 Очистка фильтрацией через почву (например, биохимическое разложение

жидких отходов или осадков сточных жидкостей в почве и пр.)

ДЗ Глубокое впрыскивание (например, впрыскивание поддающихся откачке

отходов в скважины, соляные купола или природно образующихся полости и пр.)

Д4 Поверхностное запруживание (например, залив жидких отходов и сточных

вод в шахты, пруды или лагуны и пр.)

Д5 Использование специально спроектированных свалок (например,

облицованных отдельно стоящих секций для отходов, которые закрываются крышкой и

изолируются друг от друга и от окружающей среды и пр.)

Д6 Сбрасывание твердых u1086 отходов в водоемы, за исключением морей/океанов

Д7 Сбрасывание отходов в моря/океаны, включая затопление на морское дно

Д8 Биологическая обработка, не упоминаемая в настоящем Приложении, в

результате которой образуются соединения или смеси, от которых затем избавляются

посредством любой операции, указанной в настоящем Приложении

Д9 Физико-химическая обработка, не упоминаемая в настоящем Приложении, в

результате которой образуются соединения или смеси, от которых затем избавляются

посредством любой операции, указанной в настоящем Приложении (например,

выпаривание, сушка, обжиг и пр.)

Д10 Сжигание на земле

Д11 Сжигание на море

Д12 Долговременное хранение (например, в контейнерах, помещаемых в шахты

и пр.)


Д13 Измельчение или перемешивание до того, как будет применена любая из

операций, указанная в настоящем Приложении

Д14 Упаковка до того, как будет применена любая из операций, указанная в

настоящем Приложении

Д15 Хранение в ожидании осуществления любой из операций, перечисленных в

этом Дополнении, исключая временное хранение в процессе накопления в том месте, где

это накопление производится.

Приложение II В



ОПЕРАЦИИ, КОТОРЫЕ МОГУТ ПРИВЕСТИ, К УТИЛИЗАЦИИ

Замечание: В настоящем Приложении приводится перечень применяемых на

практике операций по утилизации отходов. В соответствии со Статьей 4 отходы должны

утилизироваться без причинения вреда здоровью людей и без использования процессов

или методов, которые могут нанести вред окружающей среде

RI Восстановление/регенерация растворителей

R2 Рециркуляция/восстановление органических веществ, которые не

используются в качестве растворителей

RЗ Рециркуляция/восстановление металлов и металлических соединений

R4 Рециркуляция/восстановление других неорганических материалов

R5 Регенерация кислот или оснований

R6 Утилизация компонентов, используемых в качестве веществ, снижающих

степень загрязнения

R7 Извлечение компонентов из катализаторов

R8 Повторная очистка u1084 масел или другие виды повторного использования масел

R9 Преимущественное использование в качестве топлива или другие способы

получения энергии

R10 Разбрасывание на поверхности земли, приводящее к положительному

эффекту в сельском хозяйстве или к улучшению окружающей среды, включая

компостирование и другие процессы биологического преобразования, за исключением

отходов, на которые не распространяется данная Директива и которые перечислены в

Статье 2, п.1, б, з)

RII Использование отходов, получаемых в результате применения любой из

операций под индексами RI-RIO

RI2 Обмен отходов на те же, которые подлежат любой операции под индексами

RI-RII

RI3 Хранение материалов, подлежащих любой операции, указанной в данном



Приложении, за исключением временного хранения в процессе накопления в том месте,

где это накопление производится.



__

страница 1

Смотрите также: