страница 1 Организация досуга детей с нарушениями зрения
Борисова Наталья Станиславовна, воспитатель
государственного учреждения образования
«Гродненская специальная общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями зрения»
Досуговая деятельность в школе - это деятельность, которую организуют педагоги или сами учащиеся во внеурочное время. Её цель состоит в том, чтобы целенаправленно и полноценно организовать свободное время детей. Важно комплексно спроектировать развитие физического, духовно-нравственного потенциала личности, её художественных и интеллектуальных способностей. А в работе с детьми, имеющими особенности в развитии, самое главное - забота об их здоровье.
В школе-интернате для детей с нарушениями зрения сложилась система организации досуга. Учтены запросы и возможности детей с особенностями зрительного восприятия. Определенные педагогами направления работы способствуют всестороннему развитию личности, соответствуют возрастным особенностям учащихся, являются интересными и содержательными по формам проведения, доступны всем группам детей по здоровью:
1.Спортивно-оздоровительные мероприятия (эстафеты, игровые программы, общешкольные соревнования).
2.Культурно-массовые мероприятия (экскурсии, посещение театра и кинотеатра, концертов, музеев, выставок, походы и др.).
3.Познавательно-эстетическая деятельность (объединения по интересам).
Формы организации воспитательной работы выбираются по инициативе воспитанников и педагогов. Участие основано на добровольной основе. Работа ведётся по принципу сотрудничества.
Особенности организации досуга
В гродненской специальной общеобразовательной школе-интернате для детей с нарушениями зрения созданы педагогические условия для реабилитации учащихся с особенностями психофизического развития. Ее целью является социальная адаптация детей с глубокими нарушениями зрения, обеспечивающая их интеграцию в общество здоровых людей.
Социальная реальность вызывает определённые сложности у выпускника специальной школы. Ограниченное жизненное пространство, нарушение зрительного восприятия затрудняет успешную интеграцию подростка в жизнь общества.
Для слабовидящего или незрячего ребёнка характерны: скованность, нерешительность, осторожность, неэмоциональность. В ходе воспитательной работы необходимо учитывать эти особенности, развивать и формировать коммуникативные и ориентировочные навыки ребёнка, используя все компенсаторные возможности его организма.
У детей с нарушениями зрения замедлен естественный ход физического развития. И хотя его возрастная динамика сохраняется, уровень развития значительно отстаёт от нормы. Дети с нарушениями зрения с развитыми двигательными навыками более энергичны, более коммуникабельны, редко конфликтуют, более стабильны и уравновешены в межличностных отношениях, лучше ориентируются в пространстве. Совместная физкультурно-оздоровительная деятельность обогащает содержательную сторону общения. Однако, учитывая специфику заболеваний учащихся школы-интерната, необходим контроль за изменением показателей зрительных функций под воздействием физических нагрузок.
Проблема развития и воспитания детей с нарушениями зрения возникает, основана на необходимости их всестороннего развития, компенсации недостаточности зрения через использование творческого потенциала, подготовки их к самостоятельной жизни. Главная задача состоит в том, чтобы, формируя, обогащая познавательные интересы, преодолеть недостатки развития и склонность к чисто словесной компенсации слабовидящих и незрячих детей.
Для ее решения, на наш взгляд, необходимо:
- привести в соответствие познавательный материал, познавательные потребности и интересы ребёнка;
- сделать познавательный материал интересным, пригодным для практики;
- воспитывать у ребёнка стремление к овладению знаниями и их применению;
- создавать условия для самостоятельного исследования;
- добиваться активности в творческой деятельности.
Следует помнить, что знания детей, оторванные от чувственного опыта, формальны и не могут быть использованы при решении жизненных задач. Школьники с нарушениями зрения проявляют высокую работоспособность в том случае, если предмет их интересует и увлекает. При этом внимание детей направлено на определённый вид мыслительной деятельности. В результате культурно-массовых мероприятий ребёнок развивается интеллектуально и эстетически. Творческо-эстетическая деятельность нацелена на воспитание школьников как субъектов и творцов национальной культуры и шире - как субъектов жизнетворчества. Она связана с развитием задатков и способностей. В современной психологии и педагогике утверждается, что творческий процесс – жизненная энергия человека, и тот, кто однажды её испытал, уже не сможет без неё жить. Потребность в творческом самовыражении является базовой для человека.
Таким образом, в школе-интернате сложились объективные и субъективные предпосылки для организации спортивно-оздоровительной, культурно-массовой и познавательно-эстетической работы с учащимися, имеющими нарушения зрения. В каждом из направлений досуга важен выбор дидактических материалов, адаптированных разработок, в которых будет учитываться специфика восприятия детей с нарушениями зрения. Учащиеся ни в коем случае не должны быть оторваны от познавательного, эстетического и физического направлений воспитания, а наоборот, должны стать активными участниками процесса. Для детей с особенностями в развитии необходим индивидуальный подход, система посильных заданий, правильный инструктаж по алгоритму действий и технике безопасности. Знания, приобретённые в результате поиска, самостоятельной работы, являются залогом формирования стойких интересов.
Для организации досуга учащихся с нарушениями зрения в школе–интернате были изучены потребности, запросы, пожелания самих воспитанников.
Система организации досуга детей с нарушениями зрения
Разнообразные формы воспитательной работы в предложенной в школе-интернате системе организации досуговой деятельности органично включены в единый процесс всестороннего развития личности детей с нарушениями зрения. Очень важно проявлять чуткое отношение к потребностям незрячего или слабовидящего ребёнка, стремление к согласию и сближению с ним, умение педагогов предложить форму деятельности, которая увлекает, доставляет радость, создаёт ощущение комфорта и уюта в условиях школы-интерната.
В процессе всестороннего развития детей с нарушениями зрения важнейшую роль играет физическая подготовка, направленная на воспитание физических качеств, двигательных умений и навыков, необходимых в повседневной жизни. Поэтому мы много внимания уделяем заботе о здоровье подрастающего поколения. Проводятся спортивно-оздоровительные мероприятия, такие как: День здоровья, день подвижных игр, спортландия, спартакиада, «Весёлые старты» и другие, они способствуют развитию двигательного аппарата, формированию умения ориентироваться в пространстве. Увеличение двигательной активности укрепляет здоровье, увеличивает сопротивляемость организма к утомлению, повышает работоспособность. Для вовлечения детей с нарушениями зрения в систематические занятия физкультурными упражнениями эффективны проведение спортивных часов, организация спортивных праздников, в ходе которых незрячие учащиеся принимают участие наравне со зрячими и имеют возможность побеждать, показывая высокие результаты. Доступностью, разносторонностью действий и эмоциональностью привлекают подвижные игры.
Культурно-массовые мероприятия отличаются от других видов деятельности сменой и яркостью событий, впечатлений, активное и свободное общение учащихся, имеющих нарушение зрительного восприятия, выход из учебного учреждения, упражнение в ориентировке в пространстве. Эта деятельность даёт возможность сближения учащихся в той обстановке, которая раскрепощает и раскрывает каждого из них, каждый может показать себя с лучшей стороны, выбрав эффективную форму: экскурсии, посещение театра и кинотеатра, концертов, музеев, выставок, походы и др. Нами разработан цикл краеведческих экскурсий по городу Гродно. Ребята с удовольствием знакомятся с достопримечательностями, осваивают культурное пространство областного центра. Рабата с учащимися после экскурсий позволила определить новые интересные для них маршруты, объекты для знакомства и изучения. Был разработан и реализован проект «Гродно - новый и старый, скромный житель эпох».
Получение новой информации тесно переплетается с получением эстетического наслаждения от увиденного. Эстетическое переживание, удовлетворяя человеческую потребность в любовании красотой, порождает эмоцию радости, которая является объединяющей эмоцией. Она даёт ребёнку ощущение своей связи, единения с окружающим миром, что особенно важно для детей с особенностями в развитии, формирует положительное отношение к людям, обществу, его духовным ценностям.
Эстетическая деятельность учащихся организована в объединениях по интересам «Развивающая грамматика», «Шашки, шахматы», «Духовой оркестр», «Юный биолог», «Декоративная лепка из глины», «Художественный труд», «Батик», «Театр моды», «Азбука театра», «Музееведение». Это является эффективным средством формирования и развития творческого потенциала, упражняет воспитанника в принятии оригинальных, нестандартных решений во всех видах деятельности. Развитый творческий потенциал выступает универсальной основой для самоутверждения растущей нравственной личности. Досуговая деятельность предоставляет возможность учащимся для проявления инициативы, творческого воображения, насыщения информацией в комфортных условиях. Педагог, в свою очередь, имеет возможность узнать о внутреннем мире воспитанников, наблюдая за ними в театре или во время туристического похода.
Культурно-массовые мероприятия помогают расширить познавательные возможности воспитанников, развивать у них слуховую наблюдательность, выразительность речи, оказывать большое эстетическое и эмоциональное воздействие.
Познавательно-эстетическая деятельность тесно взаимосвязана с культурно-массовой. Совпадают поставленные цели, но познавательное направление глубже затрагивает задачи умственного, интеллектуального развития, увеличения скорости мышления, развития логики. Мыслительная деятельность необходима, но она не была бы столь привлекательной без важной составляющей - эстетической, когда интеллект переплетается с фантазией и творчеством. Развитие интересов, склонностей и способностей учащихся эффективно проходит в кружках, на факультативах, в клубах и т.п. Разноплановые занятия по интересам создают базу для развития тех способностей, которые заложены в детях. В условиях школы-интерната необходима помощь педагога при выборе направления познавательно-эстетической деятельности, для ориентации учащихся в разнообразном мире увлечений.
В подростковый период доминируют познавательный и ценностно-ориентированный виды деятельности, организованные по творческому типу: как полусамостоятельный и самостоятельный поиск. Мышление приобретает новую черту - критичность. Поэтому используются задания, методы сравнительного анализа, целостной оценки, дискуссионное обсуждение вопросов. В этом возрасте высок интерес к вечным проблемам: смысла жизни, счастья, любви, долга, свободы личности. Познавательно-эстетическая и культурно-массовая деятельность, связаны с приобретением учащимися знаний об искусстве, с анализом духовно-нравственного содержания произведений народного и профессионального творчества, направлены на осознание школьниками культурно-исторического развития Беларуси, особенностей современной жизни, своего места в духовно-культурном пространстве.
Дифференцированный подход в зависимости от направленности детей и степени устойчивости их типичного поведения является неотъемлемой характеристикой педагогического процесса организации досуга, особенно когда речь идёт о воспитании детей, которых называют «трудными». Природе каждого «трудного» ребёнка свойственно стремление к переменам, чередование и сочетание 2-3 видов деятельности. Ни один из них не хочет выглядеть слабым, этот психологический фактор можно продуктивно использовать именно во внеурочной деятельности, дать ребёнку почувствовать удовлетворение собой в добровольной деятельности по интересам. Важно отметить, что трудновоспитуемость преодолима в условиях детского содружества, когда каждый вносит свой вклад в общее дело.
Все виды деятельности адаптированы для школы-интерната для детей с нарушениями зрения. Занятия разработаны с учётом минимальной предварительной подготовки. В конкурсах, где ведущая роль принадлежит зрительному анализатору, незрячие участники оцениваются отдельно.
Заключение
Система организации досуговой деятельности в специальной школе-интернате для детей с нарушениями зрения показала себя результативной и целесообразной, так как учитывает пожелания и возможности незрячих и слабовидящих учащихся, позволяет развивать такие личностные качества как физическую и познавательную активность, трудолюбие, творческие способности.
По данным опроса учащихся старших классов, 98%, отвечая на вопрос: «Какие дела, проведённые в школе и в классе в прошлом учебном году, тебе особенно запомнились?», выбрали физкультурно-оздоровительные, культурно-массовые и познавательно-эстетические мероприятия как деятельность, которая нужна и полезна в шестой школьный день.
Большинство опрошенных учащихся назвали, прежде всего, те мероприятия, в которых они выступали в активной роли; такой вид деятельности запоминается надолго, и информация, полученная в итоге, более насыщенная и полная.
Для педагогически запущенных подростков правильно организованный досуг - твёрдый реальный шаг к нравственному возрождению, который помогает обеспечить им активную позицию в коллективной жизни, прочно связать их с одноклассниками, повысить значимость коллектива, его мнения, его ценностей. Учащиеся, состоящие на внутришкольном контроле, принимая участие в досуговой деятельности, приучались жить в соответствии с правилами и нормами детского коллектива, дисциплинировались, получили положительный выход энергии, которая была направлена не на нарушение порядка, а на достижение положительных результатов.
Таким образом, системная воспитательная работа с привлечением к организации досуга самих подростков способствует формированию нравственности и культуры поведения, самовоспитанию и самопознанию, расширяет кругозор, развивает творческие способности и самостоятельность детей с нарушениями зрения.
Литература
1. Васькова, Я.Ф. Гродненский историко-археологический музей /Я.Ф.Васькова, К.Ф.Кормишина. – Мн.: «Полымя», 1986.
2. Из опыта воспитательной работы и трудового обучения в школах слабовидящих. – М., 1980.
3. Самбикин, Л.Б. Игры для слепых детей / Л.Б.Самбикин. – М., 1979.
4. Сущенко, Т.И. Основы внешкольной педагогики / Т.И.Сущенко. – Мн.: «Беларуская навука», 2000.
5. Храмцова, Ф.И. Воспитательная система современной школы /Ф.И.Храмцова. – Мн.: «Універсітэцкае», 2001.
страница 1
|