Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1







УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

музыкального образования

______________ Е. Н. Авдей

«28» мая 2014 г.



Вопросы к экзамену по дисциплине

«Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста»

для специальности

1-01 01 02-06 Дошкольное образование. Практическая психология

3 курса, факультета педагогики и психологии заочной формы получения образования для групп 3ДП (2 семестр)


  1. Музыкальность, ее структура и значение в музыкальном воспитании, обучении и развитии дошкольников.

  2. Музыкальная культура детей дошкольного возраста, ее диагностика.

  3. Методы и приемы музыкального воспитания, обучения, развития дошкольников и их различные классификации.

  4. Виды самостоятельной музыкальной деятельности детей. Музыкально-дидактические игры.

  5. Восприятие музыки как один из основных видов музыкальной деятельности дошкольников. Формы слушания музыки.

  6. Характеристика методов и последовательности развития музыкального восприятия дошкольников.

  7. Цели, задачи и содержание вокально-хорового воспитания в учреждении дошкольного образования

  8. Пение как вид детской музыкальной деятельности. Особенности слуха и голоса ребёнка дошкольного возраста.

  9. Основные певческие навыки у детей дошкольного возраста, их характеристика.

  10. Общая характеристика музыкально-ритмической деятельности дошкольников.

  11. Характеристика музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

  12. Музыкальное занятие как основная форма организации музыкальной деятельности детей дошкольного возраста

  13. Роль музыки на праздничных утренниках и в повседневной жизни учреждений дошкольного образования

  14. Роль и функции воспитателя и музыкального руководителя в организации различных форм музыкальной деятельности.

  15. Значение белорусского народного творчества в музыкальном воспитании дошкольников.

  16. Воспитание музыкальной культуры дошкольников средствами национальных традиций. Коляды – зимний праздник белорусов.

  17. Этапы обучения дошкольников игре на детских музыкальных инструментах.

  18. Характеристика жанров детского музыкального фольклора.

  19. Значение и содержание самостоятельной музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.

  20. Понятие о музыкальности. Подходы к определению музыкальности в отечественной и зарубежной психологической, педагогической и музыковедческой литературе.

  21. Диагностика музыкальных способностей дошкольников.

  22. Творчество как вид детской музыкальной деятельности. Его значение в развитии музыкальности детей дошкольного возраста.

  23. Организация и проведение развлечений и праздников в учреждении дошкольного образования.

  24. Музыкальное воспитание, музыкальное развитие, музыкальное образование детей дошкольного возраста.

  25. Детский оркестр. Методика работы с ансамблем, шумовым и смешанным оркестром.

  26. Виды детской музыкальной деятельности и их возможности в развитии музыкальности ребенка дошкольного возраста.

  27. Музыкальное восприятие. Основные подходы в исследованиях ученых к проблеме развития музыкального восприятия дошкольников.

  28. Музыкально-образовательная деятельность как вид детской музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.

  29. Формы организации музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.

  30. Виды ритмики. Основные принципы отбора репертуара к музыкально-ритмическим занятиям дошкольников.

  31. Игра на детских музыкальных инструментах как один из видов исполнительства дошкольников.

  32. Этапы обучения детей дошкольного возраста музыкально-ритмическим движениям.

  33. Детские музыкальные инструменты ансамбля и оркестра: их классификация и характеристика.

  34. Виды музыкальных занятий для детей дошкольного возраста. Специфика их организации.

  35. Опера, балет – синтетические жанры музыкального искусства. Возможности их использования в музыкальном воспитании дошкольников.

  36. Методы и приемы обучения дошкольников музыкально-ритмическим движениям.

  37. Назначение музыкально-дидактических игр, их классификация.

  38. Примеры певческих упражнений, направленных на формирование вокально-хоровых навыков дошкольников.

  39. Примеры музыкальных дидактических игр, способствующих развитию творческих способностей.

  40. Примеры музыкальных дидактических игр, способствующих развитию динамического слуха дошкольников

  41. Примеры музыкальных дидактических игр, включающих музыкально-ритмические движения. Их роль в развитии музыкальности детей дошкольного возраста.

  42. Примеры музыкальных дидактических игр, способствующих развитию тембрового слуха у детей дошкольного возраста.

  43. Примеры музыкальных дидактических игр, включающих игру на детских музыкальных инструментах. Их роль в развитии музыкальности дошкольников.

  44. Примеры музыкальных дидактических игр, способствующих развитию мелодического слуха у детей дошкольного возраста.

  45. Методика приобщения к музыкальному восприятию детей 4-5 лет.

  46. Методика приобщения к музыкальному восприятию детей 5-6 лет.

  47. Методика приобщения к игре на детских музыкальных инструментах детей 4-5 лет.

  48. Методика приобщения к игре на детских музыкальных инструментах детей 2-3 года.

  49. Методика приобщения к игре на детских музыкальных инструментах детей 3-4 лет.

  50. Методика приобщения к игре на детских музыкальных инструментах детей 5-6 лет.

  51. Методика приобщения к музыкально-ритмическим движениям детей 2-3 года.

  52. Методика приобщения к музыкально-ритмическим движениям детей 3-4 лет.

  53. Методика приобщения к музыкально-ритмическим движениям детей 5-6 лет.

  54. Методика приобщения к музыкально-ритмическим движениям детей 4-5 лет.

  55. Методика приобщения к пению детей 2-3 лет.

  56. Методика приобщения к пению детей 3-4 лет.

  57. Методика приобщения к пению детей 4-5 лет.

  58. Методика приобщения к пению детей 5-6 лет.

  59. Подготовка сценариев и проведение утренников в учреждении дошкольного образования с использованием произведений классической музыки (на примере балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро»).

  60. Воспитание музыкальной культуры дошкольников средствами национальных традиций. Коляды – зимний праздник белорусов.

  61. Воспитание музыкальной культуры дошкольников средствами национальных традиций. Обряд закликания весны и весенние фольклорные песни.

  62. Значение национальных традиций в воспитании музыкальной культуры дошкольников (методический аспект). Купальский обряд: трактовка, песни.

  63. Подготовка сценариев и проведение утренников в учреждении дошкольного образования с использованием произведений классической музыки (на примере балета П.И. Чайковского «Щелкунчик»).

  64. Подготовка сценариев и проведение утренников в учреждении дошкольного образования с использованием музыкальных сказок (на примере мюзикла «Бременские музыканты», Г. Гладкова).


1.Основная литература

1.1. Алексютович, Л. К. Белорусские народные танцы / Л. К. Алексютович. — М., 1978.

1.2. Барышникова, Т. Азбука хореографии / Т. Барышникова. — М., 1982.

1.3. Беларускі дзіцячы фальклор / склад. : А. М. Аляхновіч, М. В. Рахчэеў, А. С. Фядосік, У. Д. Каструлёў. — Мн., 1994.

1.4. Васильева, Е. Танец / Е. Васильева. — М., 1968.

1.5. Ветлугина, Н. А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду / Н. А. Ветлугина, А. В. Кенеман. — М., 1983.

1.6. Гогоберидзе, А. Г. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии : учебно-методическое пособие / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская.    Ростов-на-Дону : Феникс, 2008.    430 с.

1.7. Зимина, А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста / А. И. Зимина. — М, 2000.

1.8. Методика музыкального воспитания в детском саду / Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Л. Н. Комиссарова и др.; под. ред. Н. А. Ветлугиной. — М, 1982.

1.9. Методика музыкального воспитания в детском саду: учеб. для уч-ся пед. уч-щ. / С. М. Шоломович [и др.] - Киев, 1985.

1.10. Музыкальное воспитание дошкольников: учебное пособие для студентов вузов / О. П. Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишвили; под. ред. О. П. Радыновой. — М„ 1994.

1.11. Пралеска : программа дошкольного образования / Е. А. Панько (и др.). — Минск : НИО; Аверсэв, 2007.

1.12. Радынова, О. П. Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников / О. П. Радынова. — М. : Просвещение; Владос, 1999.

1.13. Стулова, Г. П. Хоровой класс / Г. П. Стулова. — М., 1988.

1.14. Теория и методика музыкального образования детей: научно-методическое пособие / Л. В. Школяр [и др.]. — 2-е изд. — М., 1999.
2.Дополнительная литература

2.1. Алексеева, Л. Н. Музыка : Учебно-наглядные материалы для детей старшего дошкольного возраста / Л. Н. Алексеева, Т. Э. Тютюнникова. — М., 1998.

2.2. Анисимов, В. П. Диагностика музыкальных способностей детей / В. П. Анисимов. — М., 2004.

2.3. Анцыпирович, О. Н. В мире музыки : учебное наглядное пособие / О. Н. Анцыпирович, О. Н. Зыль. — Мінск, 2005.

2.4. Анцыпіровіч, В. М. Музычная скарбонка / В. М. Анцыпіровіч. — Мазыр, 2007.

2.5. Анцыпіровіч, В. М. Фарміраванне музычнай культуры дашкольнікаў сродкамі беларускага фальклору / В. М. Анцыпіровіч; пад рэд. Н. С. Старжынскай. — Мінск, 2007.

2.6. Боровик, Т. Звуки, ритмы и слова / Т. Боровик. — Мінск., 1999

2.7. Бурёнина, А .И/ Ритмическая мозаика: программа по ритмической пластике / А. И. Буренина. — С-Пб., 2000.

2.8. Ветлугина, Н. А. Детский оркестр / Н. А. Ветлугина. — М, 1983.

2.9. Ветлугина, Н. А. Музыкальный букварь / Н. А. Ветлугина. — М., 1990.

2.10. Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка / Н. А. Ветлугина. — М.,1968.

2.11. Горшкова, Е. В. Учимся танцевать. Путь к творчеству / Е. В. Горшкова. — М., 1993.

2.12. Грэбеншчыкоў С. М. Беларускія танцы / С М. Грэбеншчыкоў. — Мінск., 1978.

2.13. Гусельки. Песни, стихи, загадки для детей дошкольного возраста / Вып. 1–90. — М., 1969 – 1991.

2.14. Дзержинская, И. Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников : пособие для воспитателя и музыкального руководителя детского сада / И. Л. Дзержинская. — М., 1985.

2.15. Дзіцячы фальклор / АН БССР, Інстытут мастацтвазнаўства, этнаграфіі i фальклору. — Мн., 1972.

2.16. Добишкова, М. Родителям – о музыкальном воспитании детей // Дошкольное воспитание. 1985. №11. — С. 85.

2.17. Захаров В. М. Радуга русского танца / В. М. Захаров. — М., 1986.

2.18. Зимина, А. Н. Образные упражнения и игры в музыкально-творческом развитии детей 4-8 лет / А. Н. Зимина. — М.,1998.

2.19. Искорки. Песни для дошкольников. Вып. 1-21. — М., 1971–1991.

2.20. Кабалевский, Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? /Д. Б. Кабалевский. — М.,1987.

2.21. Комиссарова, Л. Н. Наглядные средства в музыкальном воспитании


дошкольников / Л. Н. Комиссарова, Э. П. Костина.   М., 1986.

2.22. Кононова, Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах / Н. Г. Кононова. — М., 1990.



2.23. Корой, Е. Ф. Анализ различных типов занятий в методической литературе // Формирование системы эстетического воспитания / Е. Ф. Корой; Под. ред. Н. А. Ветлугиной. — М., 1983.

2.24. Крынічка: Беларускія народныя песні для дзяцей. — Мн„ 1989.

2.25. Ласкавае сонейка: Хрэстаматыя па музыцы для малодшых i сярэдніх групп дзіцячага сада. — Мн., 1997.

2.26. Лифиц, И. В. Ритмика / И. В. Лифиц. — М., 1999.

2.27. Льговская, Н. И. Организация и содержание музыкально-игровых досугов детей старшего дошкольного возраста. — М, 2007.

2.28. Лясны карагод: Вершы, загадкі, песні пра звяроў. — Мн.,1998.

2.29. Михайлова, М. А. Развитие музыкальных способностей детей / М. А. Михайлова. — Ярославль, 1997.

2.30. Мои первые ритмы: раскраска-пособие / Авт.-сост. В. В. Ковалив. — Мн., 2003.

2.31. Музыка и движение: Упражнения, игры, пляски для детей 3-5 лет / Авт.-сост. С. И. Бекина и др. — М., 1981.

2.32. Музыка и движение: упражнения, игры, пляски для детей 5-6 лет / Авт.-сост. С. И. Бекина и др. — М., 1981.

2.33. Никашина, Г. А. Воспитание эстетических чувств у дошкольников на музыкальных занятиях / Г. А. Никашина. — Мн., 2001.

2.34. Никашина, Г. А. Малыш и музыка / Г. А. Никашина. — Мн. : Беларусь, 2004.

2.35. Новикова, Г. П. Музыкальное воспитание дошкольников : Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений / Г. П. Новикова. — М., 2000.

2.36. О детском голосе / Под ред. Н. Д. Орловой. — М., 1966.

2.37. Психология музыкальной деятельности : теория и практика / Д. К. Кирнарская, Н. И. Киященко, К. В. Тарасова и др.; Под ред. Г. М. Цыпина. — М., 2003.

2.38. Радынова, О. П. Музыкальное развитие детей: В 2-ух т. — М., 1997.

2.39. Радынова, О. П. Баюшки-баю: слушаем и поем колыбельные песни / О. П. Радынова. — М., 1995.

2.40. Радынова, О. П. Методы и приемы музыкального воспитания // Дошкольное воспитание. 1994. №6. С. 49.

2.41. Радьшова, О. П. Музыкальное воспитание детей : деятельность педагогического коллектива // Дошкольное воспитание. 1994. №11. С. 50.

2.42. Радынова, О. П. Музыкальное развитие детей : в 2ч. / О. П. Радынова. — М., 1997.

2.43. Ремизовская, Е. Р. Солнышко: система, методика, опыт музыкального воспитания детей раннего и дошкольного возраста / Е. Р. Ремизовская. — Мн., 1996.

2.44. Рэмізоўская, А. Р. Праменьчык : Зборнік песень для дзяцей / А. Р. Рэмізоўская. — Мн., 1997.

2.45. Савельев, Г. В. Развитие музыкального восприятия дошкольников / Г. В. Савельев. — Мозырь, 2005.

2.46. Секрет танца / сост. Т. К. Васильева — Спб., 1997.

2.47. Способин, И. Элементарная теория музыки / И. Способин. — М. : Музыка, 1967. — 199 с.

2.48. Спявайце з намі: Хрэстаматыя па музыцы для старэйшых груп дзіцячага сада. — Мн., 1996.

2.49. Тарасова, К. В. Онтогенез музыкальных способностей / К. В. Тарасова. — М., 1988.

2.50. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей : избранные труды. В 2 т. Т. 1 / Б. М. Теплов; ред.-сост. Н. С. Лейтес, И. В. Равич-Щербо. — М., 1985.

2.51.Утренняя гимнастика под музыку / сост. Е. П. Иова и др. — М., 1984.

2.52.Учите детей петь : песни и упражнения для развития голоса детей 3-5 лет / Сост. Т. М. Орлова, С. И. Бекина. — М., 1986.

2.53.Учите детей петь : песни и упражнения для развития голоса детей 5-6 лет / Сост. Т. М. Орлова, С. И. Бекина — М., 1987.

2.54. Ходонович, Л. С. Воспитываем и развиваем дошкольников в музыкальных играх / Л. С. Ходонович. — Мн, 2000.

2.55. Ходонович, Л. С. В мире музыки : пособие для детей старшего дошкольного возраста / Л. С. Ходонович. — Мн., 2000.

2.56. Ходонович, Л. С. Игровая продуктивная технология развития музыкального творчества дошкольников / Л. С. Ходонович. — Мн., 2007.

2.7. Ходонович, Л. С. Музыкально-творческое развитие дошкольников : планирование, учет и контроль / Л. С. Ходонович. — Мн., 2005.

2.58. Ходонович, Л. С. Приключения веселых музыкантов : диагностическая игра / Л. С. Ходонович. — Мозырь, 2003.

2.59. Ходонович, Л. С. Развитие музыкального творчества дошкольников / Л. С. Ходонович. — Мн., 2007.

2.60. Ходонович, Л. С. Ребенок, игра, творчество / Л. С. Ходонович. Мн., 2002.

2.61. Художественное творчество в детском саду / Под ред. Н. А. Ветлугиной. — М. Л 974. — С. 5–17.

2.62. Чебурашка : Песни и музыка из мультфильмов. Вып. 1–7. — М., 1978 – 1989.

2.63. Чурко, Ю. М. Вянок беларуск1х танцау / Ю. М. Чурко. — Мн., 1994.

2.64. Юдина, Е. И. Мой первый учебник по музыке и творчеству / Е. И. Юдина. — М., 1997.



Разработал заведующий кафедрой

музыкального образования Е. Н. Авдей

Рассмотрено и утверждено

на заседании кафедры

музыкального образования



Протокол № 15 от "28" мая" 2014 г

страница 1

Смотрите также: