Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
Экономика и финансы / Инвестиции

Игорь Переверзев


Модернизация сознания собственника
Приватизация части национальных компаний, есть такая же по смыслу большая модернизационная программа, как и приватизация жилья в начале 1990-х, считает заместитель председателя правления ФНБ «Самрук-Казына» Куандык Бишимбаев.
Приватизация без спекуляции
- Самая обсуждаемая тема сегодня, особенно среди финансистов – это «Народное IPO». В том числе и вы несколько интервью давали по этому поводу. Постоянно говорится о плюсах программы. Но мы хотели бы спросить у вас, насколько в размещении акций нацкомпаний на бирже действительно есть смысл. Развитие отечественного финансового рынка было темой, популярной году в 2005-2006. Сейчас существует некий диссонанс, когда по-прежнему ставятся такого рода цели в то время, когда западные экономисты в своих блогах массово пишут о разрушительной силе фондового рынка. Про неуправляемость, хаос, который он в себе заключает. Есть ли смысл на этом фоне производить размещение на бирже долевых бумаг национальных компаний?

- На мой взгляд, фондовый рынок сам по себе злом не является. Проблема, существующая на Западе, состоит не в том, что акции свободно обращаются на биржах, а скорее в деривативах, спекуляциях с использованием производных инструментов. В частности, деривативы могут многократно усиливать различные колебания, которые происходят с фундаментальной стоимостью активов… И если волатильность базового актива всегда остается в допустимых границах, то дериватив колеблется в огромных пределах. Владелец производного инструмента покупает всю волатильность, которая может быть связана с активом, к которому этот инструмент привязан, в надежде, что колебания будут происходить исключительно в положительную сторону, принося ему прибыль. Хуже всего то, что уже и на эти деривативы появились производные инструменты, которые уже практически никакого отношения к базовому активу не имеют. Покупая их, люди просто покупают риск. Это уже совершенно бессмысленная, на мой взгляд, торговля ценными бумагами, которая не создает стоимости в экономике. Вот она на самом деле имеет разрушительную силу. И наименее всего регулируется на фондовых рынках, потому что многие деривативы могут не обращаться на площадках. Зачастую это бумаги, выпускаемые банками для своих клиентов и размещаемые в частном порядке среди какого-то круга инвесторов.

Возвращаясь к «Народному IPO», хочу напомнить, что мы говорим об акциях, у которых существует понятный базовый актив. То есть нельзя обобщать под термином «финансовые инструменты фондового рынка» столь разные вещи. Программа «Народное IPO» и то, что происходит на Западе, на мой взгляд - это совершенно разные вещи. Риски от размещения, безусловно, существуют, но положительных эффектов гораздо больше. Вы сами упомянули один – развитие фондового рынка. Я бы добавил также появление новых инвесторов, увеличение объема ликвидности на рынке в целом, дополнительные средства, которые нацкомпании получат на свое развитие. Выпуск этих бумаг позволит частично решить проблему с инвестированием пенсионных фондов; возможно, улучшить их доходность. На другой стороне - в национальных компаниях – это большая прозрачность, развитие корпоративного управления. Государственные компании перестают быть вещью в себе. Часто задают вопросы, вроде такого: «А чем, собственно, занимается «Самрук-Казына»? Эффективно ли расходуются средства госкорпораций?» Ну так вот, «Народное IPO» как раз позволит обществу получать ответы на такого рода вопросы.

- Речь же в любом случае идет об акционерных обществах, которые обязаны ежегодно публиковать отчеты о своей деятельности. Представители «Самрука-Казыны» постоянно говорят о совершенствовании корпоративного управления внутри холдинга…

- Теперь все это будет помножено на десять. Когда мы выходим на IPO, мы должны показать будущим акционерам бизнес-план, все допущения, которые мы делаем, когда этот план утверждаем. После размещения многие вопросы начнут обсуждаться в публичном режиме. Какие-то вещи менеджмент теперь просто обязан будет сообщать общественности. Это достаточно большая внутренняя трансформация. И речь идет о большой группе национальных компаний, которые между собой тоже взаимосвязаны. Понимаете, государству все равно, где будет центр прибыли в холдинге. Государство устроит, если будет существовать некая прибыльная компания А, которая при этом имеет взаимоотношения с неприбыльной, дотируемой компанией Б. Выход на биржу обеих компаний позволяет четко оценить, где эффективность компании А, где эффективность компании Б, и каждая из них должна быть по-своему эффективной. Произойдет достаточно большое перераспределение финансово-экономических ресурсов внутри национальных компаний. Частному акционеру мы должны будем показывать экономику бизнеса в том виде, в каком она реально существует без искусственного назначения центра прибыли или центра затрат внутри группы.

- Но вы же не все компании будете выводить…

- Почти все крупнейшие компании, которые сегодня представляют 90% того, что мы называем Фондом Национального Благосостояния «Самрук-Казына», пройдут через IPO. Это важные вещи, которые, рассматриваемые в отдельности, добавляют много стоимости - и материальной, и нематериальной. Кроме того, я вижу здесь огромный модернизационный эффект. Вспомните 90-е. Что мы знали о частной собственности как таковой? Я думаю, ничего, по сути. Наши родители даже понятия не имели первое время о том, что человек может владеть собственным жильем. Затем состоялась большая приватизация – частными стали жилье, земля. Люди вдруг поняли, что у них на самом деле есть собственность. И с этой мыслью они должны были научиться управлять своим имуществом.



- Судя по всему, никого осознания себя собственником, если посмотреть на то, что происходит с КСК, так и не произошло.

- Ну хорошо или плохо, мы на самом деле научились быть собственниками. Это стало важной частью нашей жизни. Я считаю, что программа «Народное IPO» или - в этом смысле - приватизация части национальных компаний, есть такая же по смыслу большая модернизационная программа, как и та приватизация 90-х. Да, задача более рискованная потому, что сам инструмент более сложный, чем недвижимость. Но на выходе формируется совершенно другой класс собственников в стране. Если сегодня средний казахстанец привык рассуждать в категориях стоимости квадратного метра, и максимум, что доступно для его понимания - это ипотечный кредит как инвестиция, то рынок акций заставляет его мыслить иначе. Это другой актив с другими характеристиками, гораздо более сложный. И люди, которые примут участие в программе, рано или поздно, перейдут, на мой взгляд, на более высокий уровень понимания того, что такое частная собственность, что значит быть обладателем доли национального богатства. То есть мы поднимаем планку осознания выше, и люди начинают к ней подтягиваться. Если мы остаемся на том уровне, который есть сейчас, и не ставим перед собой каких-то смелых задач, модернизации не будет. А модернизация, как и кризис, мне кажется, в первую очередь в головах.


Ориентируясь на инноваторов
- Недавно попалась американская книга по тайм-менеджменту, и там первый же совет звучал так: перестаньте, наконец, по утрам проверять котировки акций… Вот к чему приводит модернизация сознания. Если мы правильно помним, «Казахтелеком» уже некоторое время назад проводил одно подобное размещение, фактически «Народное IPO». Люди, которые более или менее представляли, что из себя представляет фондовый рынок, покупали акции, а потом, спустя некоторое непродолжительное время, их скидывали. В итоге огромный кит под названием «пенсионная система», поглотил все эти бумаги. Где гарантия, что не повторится то же самое?

- А разве это плохой сценарий, когда пенсионные фонды будут основными участниками программы? Я не вижу здесь никакого негатива. Во-первых, это национальные инвесторы, которые будут держать акции долго. Разве мы не к этому же подталкиваем наших людей? Во-вторых, если фонды их будут держать, это будет означать меньшую волатильность на самом фондовом рынке. Но вместе с тем мы получим требовательного национального инвестора, который непременно станет копаться и комментировать финансово-экономическую отчетность, анализировать состояние наших национальных компаний. Начнет оказываться своего рода внешнее давление на менеджмент, которое тот должен будет учитывать в своей работе. Поэтому участие пенсионных фондов со всех сторон, в моем понимании, несет в себе плюсы. Кроме того, практически каждый гражданин РК, который получает зарплату не в конверте, а имеет пенсионный счет, является участником пенсионной системы. И если фонды владеют акциями национальных компаний, это дает возможность каждому гражданину, пусть опосредованно, через пенсионные счета и пенсионные накопления, все-таки стать владельцем части нацкомпаний. Мы об этом говорим и в нашей официальной информационной программе. А если покупатели через какое-то время сочтут для себя выгодным - а я, конечно, призываю не создавать панику, не спекулировать на этом, а отнестись к инвестиция серьезно… Так вот, если через какое-то время они предпочтут все же продать свои акции на рынке, и это будет для них выгодно, то почему бы нет? При этом я хотел бы обратить ваше внимание на ряд отличий IPO «Казахтелекома», которое было упомянуто, от нашей программы.



- Они существуют?

- Во-первых, мы не ограничиваемся бумагами одной компании, которую рынок просто сметает в условиях дефицита инструментов. Я думаю, что все инвесторы должны осознать тот факт, что каждый должен распределить свои денежные ресурсы таким образом, чтобы его портфель был сбалансирован с точки зрения отраслей, рода бизнеса. В нем должен быть и представитель регулируемого сектора экономики - и представитель нерегулируемого. И связанный с нефтянкой, и относящийся, допустим, к электроэнергетике. Вот эти нюансы позволяют человеку действительно выбирать и планировать. Когда ты понимаешь, что у тебя есть выбор, который со временем будет все расширяться, в отличие от единичного случая размещения бумаг всего одной компании, ты ведешь себя иначе. Ты можешь подождать, и не брать этих бумаг, чтобы позже приобрести другие. Мы для себя анализировали, что произошло с акциями «Казахтелекома». Тогда весь предложенный объем просто смели. Буквально через месяц после размещения цена под давлением спроса резко поднялась. Кто воспользовался этим случаем, тот продал акции. А кто на пике купил, тот потом долго не мог понять, зачем же он это сделал, потому как котировки позже резко упали. Больших дивидендов «Казахтелеком» не платил, потому что это быстрорастущая компания, которая все реинвестировала. Только за последний год были выплачены дивиденды после продажи доли в «GSM Kazakhstan». Лишь благодаря этому многие инвесторы вышли в прибыль. В случае с «Народным IPO» этого не повторится.



- Возвращаясь к пенсионным фондам. Если в итоге почти вся ликвидность осядет у них, то получится, что все расходы, которые будут понесены на продвижение программы среди широкого круга инвесторов-физлиц, окажутся выброшенными на ветер. Потому что по закрытой подписке разместить бумаги намного дешевле.

- Риск, что все бумаги поглотит пенсионная система, конечно, существует. Но цель этих размещений состоит именно в том, чтобы физические лица стали совладельцами компаний. Да, можно было бы устроить междусобойчик, просто созвать пенсионные фонды, сказать: «Ребята, мы вам предлагаем вот то-то и то-то». Но тогда это было бы уже не народное IPO, а что-то другое. Каждый гражданин в конечном счете сам для себя принимает решение, будет он участвовать или нет. Но наша ответственность – тех, кто готовит эту программу - дать информацию каждому. Я вижу в этом свою цель. Чтобы любой мог обоснованно принять для себя решение. Никто не ставит целей подписать, условно говоря, 50, или 100, или 200 тысяч людей. Это было бы неправильно. И решалось бы проще – достаточно было бы оценить компанию «Казтрансойл» в одну тенге - и привлечь огромное количество «инвесторов». Если мы говорим об экстремальных случаях, когда все деньги отходят пенсионщикам, то обратный экстремальный случай - не тратя деньги на информационную программу, но оценивая компанию очень дешево и теряя на стоимости, мы могли бы привлечь сейчас огромное количество новых акционеров. Так как вы сами приводите крайний случай, я привожу вам в ответ другой крайний случай. Мы проводили социологический опрос, в ходе которого выяснили, что 7,3% готовы поучаствовать в программе.



- Вы не уточняли у этих людей, с какими целями они бы это сделали? Это будут спекулятивные или долгосрочные инвестиции?

- Эти граждане готовы выделить в среднем около 200 тысяч тенге. Как я понимаю, большие спекуляции они себе позволить не могут на такую сумму. Я думаю, вкладывая деньги, они в первую очередь хотят попробовать, что это такое. В обществе всегда есть инноваторы, есть люди, которые, если выходит новый айфон, его покупают, даже если старый прекрасно работает. И как раз эти 7,3% - это те граждане, которые хотят узнать, что же значит быть акционером национальной компании.


«Голубые фишки» - в очередь
- Почему первым на биржу будет выведен именно «Казтрансойл»?

- Мы в результате анализа поняли, что первой надо выводить стабильную компанию, то есть в частности регулируемую – чтобы ее денежные потоки были достаточно понятными, прогнозируемыми. «Казтансойл» транспортирует нефть из внутренних источников на экспортные рынки, либо из внутренних источников на внутренние перерабатывающие мощности. В чем состоит бизнес, всем ясно. Это регулируемая монополия, тарифы могут быть спрогнозированы, могут быть отрегулированы правительством таким образом, чтобы была понятная доходность. Тем более, что влияние на инфляцию «Казтрансойла» внутри страны самое минимальное, его доходы меняются так: те тарифы, которые он взымает по экспортному направлению, вообще не влияют на цены внутри страны, а тарифы на внутреннем рынке минимальны: сегодня в оптовой цене нефтепродуктов и топлива, которое из нашей нефти в Казахстане производятся, они составляют менее одного процента. KEGOK был выбран номером два по сходным причинам. Здесь, правда, ситуация сложнее, потому что тарифные политики требуют определенных корректировок, чтобы сделать компанию понятной, прибыльной, привлекательной. Я бы даже сказал, чтобы у компании была экономическая прибыль. Не бухгалтерская, а именно экономическая, реальная.



- Каковы темпы роста «Казтрансойла»?

- Я сейчас не могу раскрывать данные бизнес-плана компании, но в целом, если нам удастся отрегулировать какие-то вопросы, которые в области тарифной политики еще остаются, то мы можем говорить, что «Казтрансойл» действительно станет достаточно хорошим, привлекательным активом, с точки зрения как частных вложений, так и вложений пенсионных фондов. «Казтрансойл» и KEGOK - не те компании, которые завтра будут испытывать бешеные потребности в финансовых ресурсах из-за агрессивного роста. Но ведь мы к этому и стремимся. Я думаю, что люди на самом деле не жаждут каких-то сверхприбылей. Где-то в глубине души они понимают, что это, по сути, невозможно.



- Вы уверены, что понимают? У людей, которые мало что знают о фондовом рынке, тот ассоциируются в первую очередь с обогащением без труда. В середине двухтысячных казахстанцы массово вкладывались в рынок недвижимости, в грандиозный пузырь. Они смотрели, как растет стоимость их имущества из года в год, из месяца в месяц. Насколько эту аудиторию, которая раньше жаждала получать минимум 50% в год, заинтересует компания, у которой кривая роста почти плоская?

- То, что происходило в 2005-2008 годах - это скорее аномалия, чем естественное поведение человека на рынке. Люди видели, что пузырь надувается, что цены растут. Сначала они понимали, что такого быть не может, и нельзя быть уверенным, что рост продолжится и в следующем месяце. Но когда тот сохранялся на протяжении трех лет, а цена актива увеличилась в общей сложности в итоге в пять-шесть раз, многие поддались искушению. Обстоятельства так сложились, что в конце концов они, вопреки здравому смыслу, поверили, что сверхприбыли возможны. Кто-то поверил в 2005 году, и потом жалел, что не «сбросил» актив в 2007 году. А кто-то только пришел на рынок в 2007 году - и потом жестоко пожалел. В этой игре было много выигравших, но в конечном итоге все вместе они достаточно много проиграли. Сегодня мы говорим, что такого роста стоимости активов, по сути, быть не должно. И предлагаем стабильную компанию «Казтрансойл», которая, с точки зрения оценки ее перспектив, достаточно понятна. И когда мы начнем презентовать бизнес-план «Казтрансойла» широкой общественности, после того, как определенные цифры будут утверждены на совете директоров «Казмунайгаза», все увидят, что мы вообще-то не ожидаем бешеного взрыва транспортировки нефти по трубопроводной системе «Казтрансойла». Зато это понятный, прогнозируемый актив, и тот инвестор, который заинтересован во вложении денег, а не в спекуляции, в сохранении стоимости своих денег, себя в этой программе увидит. Тем же, кто до сих пор ожидает таких прибылей, как в 2005-2008 годах, хотя, думаю, таких меньшинство, тем, кто верит в сверхприбыли, - им надо искать какой-то другой путь. Мы не апеллируем к той публике, которая верит в шестисотпроцентный рост в течение трех-четырех лет. И если вы обратите внимание, свою информационную программу мы строим, постоянно предупреждая, что не надо ждать завтра, что вот эта акция будет стоить в два раза дороже, чем в предыдущий год. Этого не будет.

- Каких поступлений вы ожидаете от продажи доли «Казтрансойла»?

- На совете директоров было принято решение о размещении 10% акций «Казтрансойла». Сейчас идет обсуждение, по какой цене. И решение должен принять совет директоров «Казмунайгаза». Так что пока мы ответить на ваш вопрос не можем.



- Насколько компании эти деньги нужны на самом деле?

- IPO структурировано таким образом, что они попадут в распоряжение главного акционера, то есть КМГ. Думаю, у «Казмунайгаза» достаточно много проектов, которые находятся на стадии запуска.



- Да, КМГ новый НПЗ, например, не помешало бы построить…

- Вообще сумма будет получена не такая уж большая. Если сегодня балансовая стоимость «Казтрансойла» 327 млрд. тенге, то речь идет где-то о 30-32 миллиардах тенге. Причем номинальная стоимость акции 10 тысяч, поэтому при размещении произойдет их дробление. От того, насколько успешным получится первый выпуск, насколько успешным будет IPO «Казтрансойла», как поведут себя акции в период после IPO - от этого, конечно, многое зависит. И мы это осознаем, и готовимся вдумчиво.



- Раз вы об этом заговорили… Когда вбиваешь словосочетание «Народное IPO» в любом поисковике, первым делом появляются ссылки, где рассказывается печальная история российского банка ВТБ. Он в конечном итоге произвел обратный выкуп акции, причем по той цене, по которой бумаги реализовывались в ходе IPO. А это есть полная дискредитация идеи, потому что если человек берет акции, он должен брать на себя и риски по падению котировок. Вы анализировали, что россияне сделали не так?

- Конечно. Вы же помните, это были те годы, когда банки очень быстро росли. Все банки продавались с мультипликатором 3-5 к капиталу. Прогноз роста в тот период был очень оптимистичным – говорилось, что при таком росте экономики, банки будут процветать и т.д. Но потом рост оборвался. Время для размещения было явно выбрано неудачное. Никто не ожидал, что механизм мировой экономики в какой-то момент так легко сломается. И вторая ошибка с ВТБ – завышенная цена. То есть неуспех того IPO, прежде всего, связан с ожиданиями, не соответствующими складывающейся ситуации. Ожидания были сверхоптимистичны. Поэтому я бы не сказал, что размещение ВТБ - это дискредитация народного IPO как идеи. Это было не до конца продуманное IPO. Люди набрали этих бумаг и так же, как с рынком жилья, о котором мы говорили раньше, обманулись… Вообще психология ожидания сверхприбыли была свойственна для периода 2005 – конца 2007 года. Все шло на «ура», любой бизнес рос, цены пухли. Все брали кредиты, открывали предприятия, не вполне понимая, что и кому они будут продавать. Но сама возможность открыть компанию, взять кредит, заложив при этом свою недвижимость, - она прельщала многих. Впоследствии мы увидели результат. Сейчас же это прошло. Я надеюсь, что теперь есть понимание, что ситуация может меняться во времени.


Фонд между рынком и государством
- Вернемся к теме внутренней трансформации, которую вызовет «Народное IPO». Вы не так давно приняли новую стратегию. Это как-то связано с программой размещения бумаг на бирже?

- Разумеется. Стратегия - если вы ее видели, то можете подтвердить - в достаточно сжатой форме излагает основные принципы и основные задачи, которые стоят перед «Самруком-Казыной». Мы относимся к этому документу скорее как к практическому пособию по тому, как должны работать национальные компании, какие формальные критерии существуют для оценки эффективности их топ-менеджмента, и чем последний должен руководствоваться при принятии тех или иных решений, в том числе инвестиционных. Не скажу, что до принятия стратегии такие правила не существовали. Но впервые менеджмент ФНБ, члены правительства, которые представляют в нашем совете директоров государство, договорились об этих принципах. Мы их закрепили документально. Допустим, всегда стоял вопрос, как оценивать эффективность национальных компаний: по прибыли, по доходности или по тому вкладу, который она вносит в развитие республики. Баланс найти очень трудно. Можно делать очень много хороших проектов, не генерирующих прибыли, но ведущих к приросту стоимости, но зато создающих занятость, развивающих инфраструктуру. Так как мы между рынком и государством, то какая из этих целей должна превалировать, всегда было вопросом для дискуссий, которые по каждому проекту возникали.



- А вы сторонник какой модели?

- Одно не должно вредить другому, и нужно находить между этими целями компромисс. Потому что если мы увлекаемся только рыночными подходами, безусловно, это неправильно. Но если мы занимаемся только развитием, то тогда зачем вообще нужен такой механизм, как национальные компании. Тогда надо просто организовывать все в виде бюджетных программ, фондировать их. Принятая стратегия - это консенсус, который достигнут между экономическими целями и рыночными. И это было очень важно, потому что теперь она должна дисциплинировать нас всех и это уже начинает работать. Допустим, возьмем какие-то инфраструктурные, но низкорентабельные, проекты... Что говорит стратегия в отношении таких проектов? Они важны для страны, инфраструктура важна. Но если мы их делаем, то тогда надо принимать во внимание, что компании предстоит IPO. Такого рода проекты приведут к снижению стоимости тех или иных компаний. Так, как раньше было – спустили команду, дали деньги из бюджета, компания привлекла заем, все это смешали и начали проект, – так больше не получится. Потому что доходность от проекта ниже, чем стоимость капитала, который задействован на реализацию этого проекта. Мы начинаем рассуждать уже не в терминах «это полезно» или «это не полезно» для страны. А в терминах «доходность проекта выше, чем стоимость капитала или нет». Я считаю, что это прорыв. Заставить членов кабинета министров смотреть на вопрос с этой стороны - в этом, мне кажется, прорыв. И структурировать финансирование любой сделки таким образом, чтобы все-таки компании выходили в плюс. Если что-то нужно стране, тогда давайте выстраивать схему, которая не вредит бизнесу национальных компаний, не приводит к тому, что, реализуя такие проекты, фонд просто становится колоссом на глиняных ножках, с большим объемом активов, которые не генерируют доходность. Вот это был, наверное, самый сложный момент. И, начиная с января, у нас шли постоянные дискуссии – на советах директоров, на совещаниях в правительстве, у зампремьера, у премьер-министра. Последняя точка была поставлена на совещании у президента, где Нурсултан Абишевич расставил окончательно акценты: да, развитие страны - важная функция «Самрук-Казыны», но при этом вопросы доходности и эффективности должны быть на первом плане.



- Но такой подход означает, что некоторое количество нужных для страны, но нерентабельных проектов, оказываются за бортом.

- Как раз наоборот. Если проект такого рода, как вы описали, то теперь однозначно ясно, что им должно заниматься именно государство. Если он нужен стране и окажет большой мультипликативный эффект, для этого есть государственный, местный и республиканский бюджеты. Новые правила не означают, что эти проекты не будут сделаны. Просто они будут делаться не в ущерб национальным компаниям. Вот это очень важно. И это та позиция, которую менеджмент «Самрука» и национальных компаний, и правительства долго для себя вырабатывали. Нельзя относиться к национальным компаниям как к источнику средств, за счет которых финансируются различные госпрограммы. Готовясь к IPO, мы объявили, что будем стремиться к эффективности, к прозрачности деятельности, к нормальным инвестициям. Это основа. Вот этот принцип мы постарались внедрить во все сферы: инвестиционную деятельность, управление долгом, займами, управление свободной ликвидностью. Все это формализовано теперь в виде понятных индикаторов. Появляется методика оценки проекта: рыночный он или не рыночный? И если он не рыночный, мы теперь с правительством обсуждаем, как его структурировать, чтобы при этом проект осуществить, не нанеся ущерба той или иной компании. Существует уловка, когда проект оценивается заведомо неадекватно, чтобы скрыть его будущую убыточность. Однако если мы где-то недовложили средств сегодня, мы рано или поздно все равно будем вынуждены дофинансировать его завтра или за собственный счет, или брать займы. Но так нельзя.

У нас уже есть хороший пример с КТЖ. Речь идет о двух новых железных дорогах. Достаточно масштабные проекты, которые в «Послании президента» были озвучены. И мы очень долго спорили, как правильно структурировать эти проекты, которые имеют достаточно долгий период окупаемости - это капитальные инфраструктурные инвестиции. Оценив те ресурсы, которые есть у КТЖ, мы выработали схему с бюджетом, с правительством, которая позволяет за счет микширования бюджетных средств и денег национальной компании выработать возможный механизм финансирования. То есть эти правила уже начинают работать на практике. И хотя дискуссия была долгой и упорной, договорившись о базовых вещах, мы сегодня двигаемся, и эти проекты уже запускаются.

- Опыт таких прагматичных взаимоотношений между нацхолдингом и государством вы переняли у сингапурской Temasek?

- Temasek сегодня – это, по сути, просто рыночная инвестиционная компания. Они совершенно не сморят, есть эффект развития для Сингапура или его нет. Мотив при принятии решений единственный – финансовая прибыль. Если можно купить компанию в Индии, которая никакого отношения не имеет к Сингапуру, но это принесет большой доход, то они идут - и покупают эту компанию. При этом они не входят ни в советы директоров, не садятся в правление. Их интересует только финансовый выхлоп от инвестиций. То есть это, по сути, чисто инвестиционный фонд. Вторая модель, которая была нам интересна – это малазийский холдинг Khazanah Nasional. У них стоят точно такие же задачи, как у нас – развивать Малайзию и зарабатывать финансовую прибыль. Мы достаточно долго с ними общались. У них имеется один очень важный принцип: они практически никогда не привлекают бюджетные средства для реализации инвестиционных проектов. Они говорят: «Как только вы начинаете смешивать бизнес с бюджетными потоками, грань эффективности начинается размываться. Потому что начинает оказываться давление по принципу «Ну мы же вам дали деньги…» Тогда вы теряете способность четко оценивать в том числе и эффективность менеджмента».



- Но все же, вы не хотели бы действовать немного в духе Temasek, приобретая за границей активы исключительно ради трансферта технологий?

- Это очень дорого - покупать целую компанию, когда тебе просто нужна технология. Чтобы внедрять продукты Apple в Казахстане, не надо покупать Apple как таковой.



- «Казатомпром», допустим, купил 10-процентную долю в Westinghouse. Ему это что-то дало с точки зрения технологий или это только помогает заключать сделки на мировых рынках?

- В первую очередь, это ему, конечно, придает веса. Компания работает на специфичном рынке, где не так много игроков. И все они достаточно крупные и обладающие большим авторитетом. Присутствие «Казатомпрома» в той или иной международной компании, безусловно, усиливает его позиции. И в структурировании сделок в рамках своей основной деятельности это также имеет значение. Это возможность расширения своего рынка сбыта, это возможность участвовать в каких-то интересных проектах по профилю своей деятельности за пределами Казахстана. Становится проще выстраивать стратегические альянсы, союзы и партнерства, что способствует устойчивому развитию бизнеса в Казахстане.


Здоровый конфликт необходим
- Вернемся к взаимоотношениям менеджмента и акционера. После событий в Жанаозене, сменился председатель правления холдинга. Произошла мощная ротация в «дочках», некоторые члены совета директоров ушли, другие им пришли на смену. И все очень стремительно. Отсюда вопрос: на каком уровне советы директоров участвуют в управлении компаниями?

- Безусловно, это участие не чисто формальное. Советы директоров не просто приходят и единогласно одобряют документы правления. По сути, мы стремимся к тому, чтобы основной акцент при принятии ключевых решений перенести на советы директоров. Недавно был пересмотрен ряд уставов национальных компаний. И многие вопросы, которые раньше относились к компетенции менеджмента, передаются на уровень совета директоров.



- «Дочки» «Самрука» существовали еще до его появления. Это хорошая почва для конфликтов между менеджментом компаний и советами директоров.

- Здоровый конфликт всегда полезен, потому что это основа для дискуссий. А в ходе дискуссии можно найти наилучшее решение. Вы знаете, специальная группа долго анализировала, почему в 1986 году произошла катастрофа «Челленджера». Много лет они проводили расследование. И в конце концов комиссия пришла к выводу: коренная причина была в отсутствии здорового конфликта в коллективе. В NASA в группе, которая занималась этим проектом, у всех была соглашательская позиция. Были люди, которые разделяли одну точку зрения, видели развитие программы только в одном ключе. А это привело к тому, что была допущена какая-то концептуальная ошибка, и отсутствие альтернативных точек зрения, обсуждения, здорового спора привело к тому, что все шло по накатанной. Трагедия с «Челленджером» стала кульминаций того ошибочного пути, который был выбран. Я считаю, что здоровый конфликт - это всегда хорошо. Но он должен строиться на профессиональной основе. Обсуждение должно строиться вокруг каких-то показателей, планов, а не на уровне «Ты мне не нравишься!» Тогда это уже совсем другая система, а не система управления национальными корпорациями.



- В национальных компаниях есть сложившиеся команды, которые, вероятно, воспринимают их как свою вотчину. Они могут показывать какую-то прибыль, но не стремиться к реальной эффективности. Потом, есть некие сложившиеся группы, которые продвигают своих управленцев. Разве нет такого?

- Одно из базовых направлений работы, которую фонд ведет - это оценка работы менеджмента. Это планы развития, их исполнение. Существует большой перечень ключевых показателей деятельности. Причем это не только прибыль. Это в том числе производительность, эффективность, финансовая устойчивость компании, оценка направлений, формирующих основной денежный поток. Что касается групп, я считаю, если мы будем рассуждать категориями «вот этот из моих, а этот – из чужих» - это путь в никуда. Потому что это совсем другой в сути своей критерий. Вы задаете мне вопрос, существуют ли нормальное взаимодействие между советами директоров и правлением?



- В том числе.

- Я скажу так: процесс сегодня не идеален. Но то, что все развивается в правильном направлении – это однозначно.



- Представители фонда и чиновники не раз говорили, что фонд в кризисные годы выполнял некую антикризисную функцию. И вот сейчас кризис вроде бы закончился и пора переходить к другим вещам. Вместе с тем и премьер, и президент за последний год не раз говорили, что грядет еще одна волна кризиса, которая, не исключено, накроет и Казахстан. Если фонд получил антикризисный мандат в первую волну, то это означает, что он тем же будет заниматься и когда придет вторая?

- Естественно, если что-то будет происходить негативное в мировой экономике и находить отражение у нас, и эти тенденции приобретут системный и достаточно существенный вес внутри Казахстана, действительно фонду придется вернуться к выполнению антикризисных функций. Я хотел сказать, что у нас сегодня большая инвестиционная программа - это в общей сложности около 50 млрд. долларов, около 190 проектов. Причем очень много новых. И тут можно идти двумя путями. Либо мы, несмотря на кризис, продолжаем строить - это была стратегия, которая была выбрана для борьбы с первой волной кризиса в 2008-2010 годы. Тогда, если помните, государство не пошло на сокращение расходов, не остановило инвестиционные программы. Напротив, строились большие железные дороги Хоргос-Жетыген, Узень – граница с Таджикистаном. Мы достроили за счет денег ФНБ, бюджетных вливаний практически все объекты жилищного строительства. Была программа «Дорожная карта» для регионов - выделялись специальные субсидии бизнесу за счет республиканского бюджета и национального фонда. Власти ремонтировали инфраструктуру, обновляли, условно говоря, то, что годами не делалось и до чего не доходили руки. Почему так? В частности потому, что в кризис все дешевеет. И, соответственно, строить становится дешевле. Если у тебя есть средства, то ты можешь в кризис многое выполнить за меньшие деньги, чем на пике. Теперь посмотрим, к чему мы готовимся в ближайшее время. Буквально недавно начато строительство Балхашской ТЭЦ. Долго над этим проектом работали, структурировали сделку - и вот началась работа непосредственно по возведению здания. Параллельно будет очень много проектов в энергетике регионального характера, в сфере альтернативной энергетики. Все это в любом случае стране надо будет делать. Вопрос только в том, мы будем делать это, когда все будет дорожать, или мы будем это делать, несмотря на кризис, и тем самым действовать контрциклично. Вы знаете, что одна из стратегий на фондовом рынке – это действовать в противофазе. Если все покупают, то ты должен продавать. Если все продают, то ты должен покупать. В этом смысле правильно будет возложить на нас антикризисные функции. Но если кризис придет, то он придет уже не через банковский сектор. И если первая волна распространялась через него, большая доля выделенных финансовых ресурсов пошла на стабилизацию этого сегмента экономики. Сейчас у нас есть возможность не приостанавливать нашу инвестпрограмму, двигаться с нашими проектами, потому что банкиры уже зафиксировались… Будут появляться нефтехимические, химические производства. Принципиально новые, экспортоориентированные производства. Сейчас у нас есть программа по Джамбульской области. Мы сейчас работаем над созданием специальной экономической зоны. Это четыре новых химических проекта. Джамбул исторически всегда был центром химии в Казахстане. Речь идет о возрождении экономики региона, но уже на совершенно новой технологической платформе, соответствующей сегодняшнему времени, с новыми продуктами, которые раньше там не производились. Нефтехимия впервые появится в Казахстане в Атырау. Есть еще энергетика. Вы знаете, что это большая проблема для Юга. Да, Север у нас - центр энергетики. Но, честно говоря, за тысячи и тысячи километров поставлять энергию - не так уж эффективно. Поэтому о региональном аспекте мы тоже забывать не должны. Горнорудный сектор – к теме разведки государство долго не обращалось. Сегодня компания «Тау-Кен Самрук» выступает в роли первичного инвестора, который ведет поисковые работы. Есть перспективные блоки. Мы все прекрасно понимаем, что работали на базе, заложенной в советское время. Сейчас опять нужно наращивать объем инвестиций в геологию, вести разведку по обнаружению запасов, постановке их на баланс и дальнейшему развитию. Еще один пример – КТЖ, которая в десять раз за последние шесть лет нарастила объем продукции в транспортном машиностроении. Сегодня они уже экспортируют локомотивы. Стоит задача обновления вагонного парка. И они решают эту проблему не только с помощью импорта, но и создавая собственные мощности. При этом параллельно развивается и бизнес. Потому что есть проекты, где КТЖ само участвует, а есть - где оно предоставляет долгосрочный договор, в котором сказано, что если инвестор вложит деньги, наладит производство, соответствующее определенным стандартам качества, то нацкомпания будет приобретать продукцию в таком-то объеме. У КТЖ план в тридцать раз увеличить объемы производства в транспортном машиностроении. Есть огромный потенциал отечественного производства, который может реализоваться и в нефтянке, и в химпроме, и в энергетике. Вокруг крупных проектов, которые осуществляет государство, выстраивается следующий уровень уже малого и среднего бизнеса. Наша компания «Самрук-Казына инвест» целенаправленно занимается этой деятельностью. Ею поддерживается проекты казахстанского содержания. И их участие в проекте открывает возможности для предпринимателей получить долгосрочный заказ от нашей национальной компании. При этом мы заходим только на 25% в любой проект, отдавая инициативу частному предпринимателю. Когда говорят, что «Самрук» такой большой, что в экономике частному сектору не остается места, то мы понимаем, что наша задача не убивать частный сектор, а наоборот - ему помогать. Потому что в конечном счете двигать экономику должны частные предприниматели. У них это на самом деле лучше получается. Создать такую систему – вот наша задача. С учетом того антикризисного плана, который был, новых рисков, которые возникают, я думаю, что мы будем активно участвовать в антикризисной программе, если таковая понадобится. Но на этот раз наше участие будет несколько иным. То есть оно будет меньшим в финансовом секторе, больш - в реальном. Тем более, что такая масштабная программа для этого в фонде намечена.

страница 1

Смотрите также: