страница 1 Экзаменационные билеты по биологии для 11 класса.
2012-2013 учебный год
Билет №1
1. Клетка – структурная и функциональная единица организмов всех царств живой природы.
2. Палеонтологические, сравнительно – анатомические, эмбриологические
доказательства эволюции органического мира.
3. Рассмотреть внешнее строение цветка насекомоопыляемого растения и
выявить приспособленность к опылению насекомыми. Объяснить, как могло
возникнуть это приспособление.
____________________________________________________________________
Билет №2
1.Строение и жизнедеятельность растительной клетки.
2.Ароморфоз – главное направление эволюции. Основные ароморфозы в эволюции позвоночных животных.
3.Рассмотреть расположение листьев у комнатного растения и выявить
приспособленность к поглощению света.
________________________________________________________________________
Билет №3
1.Строение и жизнедеятельность клетки животного.
2.Вид – надорганизменная система, его критерии.
3.Решить задачу на анализирующее скрещивание.
________________________________________________________________________
Билет №4
1. Основные положения клеточной теории, ее значение.
2. Размножение. Строение и функции мужских и женских гамет.
3. Гербарные экземпляры растений разных видов одного рода,
сравнить их и выявить различия по морфологическому критерию.
____________________________________________________________________
Билет №5
1.Химический состав клетки. Роль органических веществ в ее строении и
жизнедеятельности.
2.Модификационная изменчивость, ее значение в жизни организма.
3.Решить задач на наследование гемофилии.
________________________________________________________________________
Билет №6
1.Вирусы, их строение и функционирование. Вирусы – возбудители опасных
заболеваний.
2.Основные ароморфозы в эволюции растительного мира.
3.Рассмотреть внешнее строение кактуса и найти черты приспособленности к
жизни в засушливых условиях. Объяснить возникновение этих
приспособленностей в процессе эволюции.
_____________________________________________________________________
Билет №7
1. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Ферменты, их роль в реакциях
обмена веществ.
2Идиоадаптация – направление эволюции органического мира. Значение
идиоадаптации.
3.Решить задачу на независимое наследование при дигибридном скрещивании.
___________________________________________________________________
Билет №8
1.Энергетический обмен в клетках растений и животных, его значение.
2.Движущие силы эволюции, их роль в образовании новых видов.
3.Рассмотреть обитателей аквариума и составить пищевую цепь. Объяснить,
почему в аквариуме пищевые цепи короткие.
________________________________________________________________________
Билет №9
1. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Ферменты, их роль в реакциях
обмена веществ.
2Идиоадаптация – направление эволюции органического мира. Значение
идиоадаптации.
3.Решить задачу на независимое наследование при дигибридном скрещивании.
________________________________________________________________________
Билет №10
1. Пластический обмен. Биосинтез белка. Матричный характер реакций
биосинтеза.
2. Наследственная изменчивость, ее виды. Виды мутаций, их причины. Роль
мутаций в эволюции органического мира и селекции.
3. Рассмотреть обитателей аквариума и составить схему круговорота углерода
в нем. Объяснить, почему необходимо систематически подкармливать рыб.
________________________________________________________________________
Билет №11
1. Особенности пластического обмена у растений. Фотосинтез. Строение
хлоропластов и их роль в этом процессе.
2. Эволюция человека. Доказательства происхождения человека от
млекопитающих животных.
3. Рассмотреть обитателей аквариума и составить схему круговорота кислорода
в нем. Объяснить, почему необходимо периодически накачивать в аквариум воздух.
______________________________________________________________________
Билет №12
1. Деление клеток – основа размножения и роста организмов. Роль ядра и
хромосом в делении клеток. Митоз и его значение.
2. Движущие силы эволюции человека. Основные стадии эволюции человека.
Биологические и социальные факторы эволюции.
3. Сравнить колосья двух сортов пшеницы или ржи (или два комнатных растения
одного вида) и выявить у них различия по фенотипу. Объяснить причины этих
различий.
______________________________________________________________________
Билет №13
1. Половое размножение организмов. Оплодотворение, его значение.
2.Наследственность, ее материальные основы. Гибридологический метод
изучения наследственности.
3.Рассмотреть готовый микропрепарат растительной клетки, назвать ее
основные части и их функции.
________________________________________________________________________
Билет №14
1. Индивидуальное развитие организмов. Эмбриальное развитие животных (на
примере ланцетника).
2. Правило единообразия гибридов первого поколения. Наследование
доминантных и рецессивных признаков.
3. С помощью опыта выяснить наличие в клубнях картофеля ферментов.
________________________________________________________________________
Билет №15
1. Послезародышевое развитие: прямое и непрямое.
2. Закон расщепления признаков во втором поколении.
3. Решить задачу на построение и - РНК на основе известной
последовательности ДНК.
_______________________________________________________________________
Билет №16
1. Гены и хромосомы как материальные основы наследственности. Их
строение и функционирование.
2. Биогеоценоз как экологическая система, его звенья, связи между ними.
3. Решить задачу на сцепление с полом наследование.
________________________________________________________________________
Билет №17
1. Закон независимого наследования признаков. Причины расщепления
признаков у гетерозигот.
2. Биогеоценоз дубравы.
3. Рассмотреть под микроскопом микропрепарат митоза в клетках кончика
корешка лука, найти клетку в состоянии интерфазы, зарисовать ее и назвать
признаки интерфазы.
________________________________________________________________________
Билет №18
1. Закон сцепленного наследования, его материальные основы. Значение
кроссинговера.
2. Биогеоценоз хвойного леса. Цепи питания.
3. Рассмотреть под микроскопом микропрепарат митоза в клетках кончика
корешка лука, найти клетку в состоянии профазы, зарисовать ее и назвать
признаки профазы.
________________________________________________________________________
Билет №19
1. Половые хромосомы и аутосомы. Сцепленное с полом наследование.
2. Биогеоценоз водоема. Цепи питания.
3. Рассмотреть под микроскопом митоза в клетках кончика
корешка лука, найти клетку в состоянии метафазы, зарисовать ее и назвать
признаки метафазы.
_______________________________________________________________________
Билет №20
1. Генетика человека. Методы изучения наследственности человека,
наследственные заболевания, их профилактика.
2. Саморегуляция в биогеоценозе. Многообразие видов, их приспособленность к
совместному обитанию.
3. Рассмотреть в аквариуме рыб, найти разные виды и объяснить, почему особи
разных видов не скрещиваются между собой.
________________________________________________________________________
Билет №21
1. Разнообразие сортов растений и пород животных – результат селекционной
работы ученых. Закон Н. И. Вавилова о гомологических рядах в
наследственной изменчивости.
2. Агроценоз (агроэкосистема) , его отличие от биогеоценоза. Пути повышения
продуктивности агроценоза.
3. Описать фенотип своего организма и высказать предположение о его
генотипе по ряду признаков, например, по цвету волос, и глаз росту.
________________________________________________________________________
Билет №22
1. Основные методы селекции растений и животных: гибритизация и
искусственный отбор.
2. Круговорот веществ в экосистеме. Основной источник энергии,
обеспечивающий круговорот веществ.
3. Решить задачу на определение аминокислот в молекуле белка с
использованием таблицы генетического кода
_______________________________________________________________________
Билет №23
1. Естественный и искусственный отборы, их сходство и отличия, роль в
возникновении многообразия органического мира.
2. Биосфера, ее границы. Причины бедности жизни в морских глубинах, в
литосфере, в верхних слоях атмосферы.
3. Рассмотреть микропрепарат поперечного среза листа, найти основную ткань,
выявить особенности ее строения и черты приспособленности к фотосинтезу.
________________________________________________________________________
Билет №24
1. Многообразие видов в природе, его причины. Влияние деятельности человека
на многообразие видов. Биологический процесс и регресс.
2. Живое вещество, его роль в круговороте веществ и превращении энергии в
биосфере.
3. Рассмотреть под микроскопом лист элодеи, найти хлоропласты в клетках и
объяснить их роль в фотосинтезе.
Билет №25
1. Экологическое и географическое видообразие, их сходство и различие.
2. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Ведущая роль живого вещества в
преобразовании биосферы.
3.Решить задачу на моногибридное скрещивание.
________________________________________________________________________
страница 1
|