Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 страница 2

47.Полномочия прокурора в государственных интересах.

Компетенция прокурора в судебном
                 разбирательстве

      1. Представляя интересы государства в суде в ходе уголовного, гражданского или иного судопроизводства, в апелляционном и надзорном порядках, прокурор осуществляет свои полномочия в соответствии с настоящим Законом, а также уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным и иным законодательством Республики.

      2. В случае своего несогласия с решением, приговором и иным постановлением суда (судьи) по делу по мотиву его несоответствия закону либо необоснованности прокурор вправе подать в целях пересмотра дела и отмены либо изменения правового акта протест в вышестоящий суд.
      Сноска. Статья 30 с изменениями, внесенными Законом РК от 09.08.2002 N 346.

       Статья 31. Опротестование постановлений суда,


                 не вступивших в законную силу

      Прокурор вправе независимо от его участия в судебном разбирательстве дела опротестовать в вышестоящий суд не соответствующие закону или необоснованные решения, приговор и иное постановление суда (судьи), не вступившие в законную силу.

       Статья 32. Опротестование постановлений суда,
                 вступивших в законную силу

      1. Прокурор в пределах своей компетенции вправе истребовать из суда дела, по которым решения, приговоры и иные постановления суда вступили в законную силу.

      2. В случае несоответствия закону либо необоснованности решения, приговора и иного постановления суда, вступивших в законную силу, прокурор приносит протест в порядке надзора. Если опротестование выходит за пределы его компетенции, соответствующий прокурор обращается с представлением о принесении протеста к вышестоящему прокурору.

      3. Полномочия прокурора по опротестованию и приостановлению исполнения решений, приговоров и иных постановлений суда, вступивших в законную силу, определяются законодательством.

       Статья 33. Опротестование нормативного постановления
                 Верховного Суда Республики

      Генеральный Прокурор Республики по основаниям несоответствия Конституции и законам нормативного постановления Верховного Суда Республики вносит протест на пленарное заседание Верховного Суда Республики. 



48.Контроль прокурора над законным исполнением производства.

Содержание и предмет надзора

      Прокурор осуществляет надзор за:


 

      1) законностью нахождения лиц в местах лишения свободы, при исполнении наказания и иных мер принудительного характера, назначаемых судом; 

      2) соблюдением установленного законодательством порядка и условий содержания осужденных в названных учреждениях, охраной их прав и свобод;

      3) законностью исполнения наказания, не связанного с лишением свободы;

      4) законностью исполнения судебных решений по гражданским и иным делам. 
      Сноска. Статья 43 с изменениями, внесенными Законом РК от 09.08.2002 N 346.     

       Статья 44. Полномочия прокурора по обеспечению


                 законности исполнительного производства

      Осуществляя надзор за законностью исполнительного производства, прокурор в пределах своей компетенции вправе:

      1) требовать точного и единообразного применения
Конституции, законов и международных договоров Республики Казахстан о правах человека, гуманном обращении с арестованными и осужденными;

      2) истребовать и проверять исполнительные производства по делам о защите прав и интересов гражданина, государства, а также по искам и заявлениям прокурора;

      3) посещать с целью проверки в любое время места лишения свободы и другие учреждения, исполняющие наказания и иные меры принудительного характера, назначаемые судом;

      4) опрашивать задержанных, арестованных, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;


       5) истребовать документы, на основании которых эти лица задержаны, арестованы, отбывают наказание, а также подвергнуты иным мерам принудительного характера;
       6) немедленно освобождать своим постановлением каждого незаконно содержащегося в местах лишения свободы или учреждениях, исполняющих меры принудительного характера;
       7) отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа или карцера;
       8) в установленных законом случаях санкционировать акты администрации учреждений, исполняющих наказания;
       8-1) в установленных законом случаях санкционировать акты органов исполнительного производства о наложении ареста на деньги и другое имущество должника, находящиеся в банках или организациях, осуществляющих отдельные виды банковских операций.

49.Надзор прокурора над оперативно-розыскной деятельностью.

Содержание и предмет надзора

      Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности, проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также законность актов и действий органов и должностных лиц, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность.

       Статья 35. Полномочия прокурора по обеспечению
                 законности оперативно-розыскной деятельности

      Осуществляя надзор за оперативно-розыскной деятельностью, прокурор:

      1) получает прекращенные и находящиеся в производстве дела оперативно-розыскной деятельности, материалы, документы и другие необходимые сведения о ходе оперативно-розыскной деятельности, кроме сведений о личности граждан, сотрудничающих или сотрудничавших на негласной основе с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность;

      2) проверяет законность проведения специальных оперативно-розыскных мероприятий органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность;

      3) рассматривает жалобы и заявления на действия и решения должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

      4) опротестовывает противоречащие Конституции, законам и актам Президента Республики нормативные правовые акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий, издаваемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность;

      5) прекращает своим постановлением оперативно-розыскные мероприятия в случае выявления нарушений закона, прав человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;

      6) выносит в отношении сотрудников, допустивших противоправные действия при проведении оперативно-розыскных мероприятий, постановления о возбуждении уголовного дела, дисциплинарного производства;

      7) выносит другие акты прокурорского надзора, предусмотренные настоящим Законом, по выявленным фактам нарушений при осуществлении надзора за законностью оперативно-розыскной деятельности;

      8) освобождает незаконно задержанных лиц;

      9) при необходимости требует от руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проведения проверок в подчиненных им органах в целях устранения нарушений закона;

      10) в случаях, установленных законодательством, дает санкцию на проведение оперативно-розыскных мероприятий.


      Сноска. Статья 35 с изменениями, внесенными Законом РК от 09.08.2002 N 346.

       Статья 36. Прокуроры, осуществляющие надзор за


                 законностью оперативно-розыскной
                 деятельности

      Надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности осуществляют Генеральный Прокурор Республики и иные прокуроры в пределах компетенции, установленной законодательством. 


50.Надзор прокурора над органами предварительного следствия и дознания.

Содержание и предмет надзора

      Прокурор осуществляет надзор за законностью актов и деятельностью органов дознания и следствия, соблюдением установленного законодательством порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных преступлениях и проведения расследования. 

       Статья 38. Полномочия прокурора по обеспечению
                 законности дознания и следствия

      1. Осуществляя надзор за законностью дознания и следствия, прокурор:

      1) получает для проверки от органов дознания и следствия уголовные дела, документы, материалы и иные сведения о совершенных преступлениях, ходе оперативно-розыскной деятельности, дознания, следствия;

      2) проверяет соблюдение законности при приеме, регистрации, разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях;

      3) поддерживает либо отказывает в ходатайстве органа уголовного преследования о санкционировании ареста и содержания под стражей или домашнего ареста обвиняемого, подозреваемого;

      4) в необходимых случаях возбуждает уголовные дела, дает письменные указания о производстве расследования преступлений;

      5) отменяет незаконные постановления следователей и лиц, производящих дознание;

      6) если в ходе дознания и следствия были допущены нарушения прав участников процесса и других граждан, незаконные методы расследования, ставит вопрос об ответственности виновных лиц;

      7) в случаях неполноты следствия и дознания, а также установления допущенных нарушений законности в ходе следствия и дознания возвращает уголовное дело на дополнительное расследование либо прекращает его в полном объеме или в отношении конкретных лиц;

      8) направляет в суд уголовное дело, поступившее из органов дознания или следствия для рассмотрения по существу;

      9) требует при необходимости от руководителей следственных подразделений и органов дознания проведения проверок в подчиненных им органах в целях устранения нарушений закона, обеспечения полного раскрытия преступлений;

      10) рассматривает жалобы на действия и решения лица, производящего дознание, следователя, руководителей органов дознания и следствия;

      11) проверяет соблюдение установленного законодательством порядка и условий содержания под стражей лиц, в отношении которых мерой пресечения избран арест;

      11-1) санкционирует объявление международного розыска в отношении лица, совершившего преступление на территории Республики Казахстан и скрывающегося от следствия;

      12) выполняет иные установленные законом полномочия.

      2. Указания прокурора в пределах его компетенции даются в письменной форме и обязательны для лица, производящего дознание и следствие. 



51.Система органов предварительного следствия их задача и компетенция.
52.Правовой статус следователя.

53.Требования, предъявляемые к следователю.

54.Система органов дознания их задачи.

55.Дознаватель и его полномочия.

56.Понятие оперативно-розыскной деятельности.

оперативно-розыскная деятельность - научно обоснованная система гласных и негласных оперативно-розыскных, организационных и управленческих мероприятий, осуществляемых в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в целях защиты жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств, а также от разведывательно-подрывной деятельности специальных служб иностранных государств и международных организаций;



57.Органы, осуществляющие ОРД.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную
              деятельность

     На территории Республики Казахстан оперативно-розыскную деятельность осуществляют:


     а) органы внутренних дел;
     б) органы национальной безопасности;
     б-1) уполномоченный орган в сфере внешней разведки;
     в) органы военной разведки Министерства обороны;
     г) органы финансовой полиции;
     д) Служба охраны Президента Республики Казахстан;
     е) - ж) исключены Законом РК от 16.03.2001 N 163;
     з) исключен Законом РК от 10.07.2002 N 338;
     и) органы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции;
     к) таможенные органы. 
     Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, может быть изменен или дополнен только законом.

58.Задачи и полномочия ОРД.

     Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:


     - защита жизни, здоровья, прав, свобод, законных интересов человека и гражданина, собственности от противоправных посягательств;
     - содействие в обеспечении безопасности общества, государства и укреплении его экономического потенциала и обороноспособности;
     - выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений;
     - осуществление мер по розыску лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовной ответственности, без вести пропавших граждан и иных лиц в случаях, предусмотренных законом , а также идентификация обнаруженных неопознанных трупов;
     - выявление, предупреждение и пресечение разведывательно-подрывной деятельности специальных служб  иностранных государств и международных организаций;
     - обеспечение безопасности Президента Республики Казахстан и других охраняемых лиц;
     - обеспечение охраны государственной границы;
     - обеспечение защиты сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну ; содействие организациям в защите коммерческой тайны;
     - поддержание режима, установленного уголовно-исполнительным законодательством, в местах лишения свободы;
     - обеспечение безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

59.Задачи принципы Министерство Юстиций.

Задачами органов юстиции являются: P0


      1) участие в формировании национального законодательства, направленного на обеспечение верховенства прав и свобод человека и гражданина, суверенитета Республики Казахстан, устойчивое и поступательное развитие казахстанского общества и государства, путем участия в разработке и реализации общегосударственной стратегии развития, ведения законопроектной работы, анализа, совершенствования, систематизации законодательства, проведения юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов;
      2) правовое обеспечение деятельности Казахстана на международной арене в целях защиты его национальных интересов и укрепления авторитета Республики в мировом сообществе, в том числе путем подготовки и заключения международных договоров Республики Казахстан;
      3) осуществление государственной регистрации юридических лиц,  прав на недвижимое имущество и сделок с ним, залогов отдельных видов движимого имущества, нормативных правовых актов центральных государственных органов, местных представительных и исполнительных органов, актов гражданского состояния, а также осуществление государственного учета нормативных правовых актов Республики Казахстан и контроля за ними; P092121, V075063, V085518, 
      4) организация правовой помощи и оказания юридических услуг и обеспечение правовой пропаганды;
      5) организация и осуществление судебно-экспертной деятельности;
      6) исполнение уголовных наказаний, обеспечение правопорядка и законности в уголовно-исполнительной системе органов юстиции Республики Казахстан;
      6-1) организация исправления осужденных;
      6-2) обеспечение прав и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, а также граждан в уголовно-исполнительной системе органов юстиции Республики Казахстан;
      7) осуществление государственной политики в области защиты прав интеллектуальной собственности;
      8) (исключен - N 25 от 29 декабря 2004 г.)
      9) осуществление дознания по делам о преступлениях, отнесенных к компетенции органов юстиции, и производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законом;
      9-1) осуществление документирования и выдачи гражданам Республики Казахстан удостоверений личности и паспортов;
      9-2) осуществление учета и регистрации граждан в порядке,   определяемом Правительством Республики Казахстан; P070001
      10) осуществление иных задач, возложенных на них законодательством Республики Казахстан.
Принципы деятельности органов юстиции

      Деятельность органов юстиции строится на принципах:


      1) законности;
      2) обеспечения права на защиту, равенства всех перед законом, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
      3) гласности, взаимодействия с правоохранительными и другими государственными органами, иными организациями и должностными лицами;
      4) независимости от деятельности политических партий и иных общественных объединений;
      5) гуманизма, демократии, дифференциации и индивидуализации исполнения уголовных наказаний, соединения уголовного наказания с исправительным воздействием;
      6) единства системы органов юстиции.
60.Полномочия Министерства Юстиций.

Министр юстиции Республики Казахстан (далее - Министр) осуществляет руководство органами юстиции и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на органы юстиции задач.


      2. Министр:
      1) назначает на должность и освобождает от должности работников Министерства юстиции, заместителей руководителей ведомств, руководителей областных, городов Астаны и Алматы подразделений юстиции и подведомственных министерству организаций, а также их заместителей;
      2) обращается с исковым заявлением в суд о признании нормативных правовых актов государственных органов, подлежащих государственной регистрации, но не прошедших ее, недействительными;
      3) издает акты, обязательные к исполнению органами юстиции, а также в пределах своей компетенции - акты, обязательные к исполнению иными государственными органами, организациями, должностными лицами и гражданами;
      4) представляет Министерство в государственных органах и организациях в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
      5) присваивает в соответствии с законодательством Республики Казахстан специальные звания;
      6) осуществляет иные полномочия, возложенные на него настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
61.Деятельность Министерства Юстиций.

Министерство юстиции Республики Казахстан разрабатывает и утверждает формы ведомственной статистической отчетности, проверочных листов, критерии оценки степени риска, ежегодные планы проверок в соответствии с Законом Республики Казахстан "О частном предпринимательстве":


      1) в сфере использования объектов авторского права и смежных прав, промышленной собственности, селекционных достижений, топологии интегральных микросхем;
      2) в области последующего опубликования официальных текстов нормативных правовых актов.

62.Агентство Финансовой полиций РК и их задачи.
63.Полномочия агентства финансовой полиций РК.

64.Председатель таможенного комитета, его полномочия.

65.Комитет Национальной Безопасности, их полномочия.

национальная безопасность Республики Казахстан (далее - национальная безопасность) - состояние защищенности национальных интересов страны от реальных и потенциальных угроз



66.Председатель КНБ, его полномочия.

67.Порядок назначения и освобождения от должности Председателя КНБ.

68.Система органов национальной безопасности их компетенция.

69.Задачи и компетенция органов внутренних дел.

Задачами органов внутренних дел являются:

      1) охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, в том числе в условиях чрезвычайного или военного положения;

      2) предупреждение, выявление, пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие и расследование преступлений, а также розыск преступников;

      3) осуществление предварительного следствия, дознания и административного производства в пределах их компетенции, установленной законодательством ;

      4) исполнение административных взысканий;

      5) обеспечение правопорядка и поддержание режима содержания лиц в местах содержания административно арестованных;

      6) выявление и пресечение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

      7) в необходимых случаях оказание содействия органам государственной противопожарной службы в обеспечении пожарной безопасности;

      8) государственный надзор и контроль за обеспечением безопасности дорожного движения;

      8-1) государственный контроль за оборотом наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров;

      8-2) государственный контроль гражданского и служебного оружия и боеприпасов к нему;

      8-3) государственный контроль за деятельностью субъектов, осуществляющих охранную деятельность, а также монтаж, наладку и техническое обслуживание средств охранной сигнализации;

      9) охрана государственных и иных объектов, физических лиц, конвоирование арестованных и осужденных, участие в пресечении актов терроризма, освобождении заложников;

      10) осуществление визовой работы, контроль за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства правил пребывания на территории Республики Казахстан;

      11) выполнение отдельных задач в системе территориальной обороны Республики Казахстан в военное время;

      11-1) участие в проведении совместно с иными государственными органами карантинных, санитарных и природоохранных мероприятий, в том числе при чрезвычайных ситуациях, содействие природоохранным органам в борьбе с браконьерством;

      11-2) осуществление лицензионной и разрешительной деятельности в соответствии с законодательством Республики Казахстан ;

      11-3) осуществление режимных и охранных мероприятий на особо важных и особорежимных объектах, территориях Республики Казахстан;

      12) осуществление международного сотрудничества по вопросам, отнесенным к ведению органов внутренних дел;

      13) осуществление государственной политики в области оборота наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими.

      2. Иные задачи на органы внутренних дел могут быть возложены только законом.



70.Система органов внутренних дел.

      Единую систему органов внутренних дел образуют Министерство внутренних дел Республики Казахстан (далее - Министерство внутренних дел), входящие в его состав департаменты и иные структурные подразделения, подчиненные ему департаменты внутренних дел областей, города республиканского значения и столицы Республики, на транспорте, городские, районные, районные в городах, поселковые, линейные органы внутренних дел, внутренние войска, организации образования, учреждения и иные организации.

      В составе органов внутренних дел образуются: криминальная полиция, административная полиция и иные службы полиции, а также военно-следственные органы и военная полиция Министерства внутренних дел, имеющие статус воинского формирования.

      Создание, реорганизация и упразднение подразделений криминальной, административной и иных служб полиции, а также военно-следственных органов и военной полиции Министерства внутренних дел осуществляются Министром внутренних дел Республики Казахстан.

      Типовая организационная структура и лимит штатной численности системы органов внутренних дел утверждаются Правительством Республики Казахстан по представлению Министра внутренних дел Республики Казахстан.

71.Правовое положение сотрудников органов внутренних дел.

Сотрудники органов внутренних дел являются представителями государственной власти и находятся под защитой государства.

      Служба в органах внутренних дел - особый вид государственной службы граждан Республики Казахстан, связанный с выполнением ими служебных обязанностей и служебного долга перед государством и народом Казахстана.

      2. Сотрудниками органов внутренних дел являются лица, состоящие на службе или в кадрах органов внутренних дел, которым в установленном порядке присвоено специальное звание, а также военнослужащие военно-следственных органов и военной полиции Министерства внутренних дел.


      Сноска. Пункт 2 - с изменениями, внесенными Законом РК от 9.12.98 г. N 307.

      3. Сотрудникам органов внутренних дел в подтверждение их личности и полномочий выдаются удостоверения и жетоны установленного образца.

      4. К сотрудникам органов внутренних дел трудовое законодательство Республики Казахстан применяется в той мере, в какой оно не противоречит настоящему Закону и Положению о прохождении службы лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.
      Трудовые отношения работников органов внутренних дел регулируются трудовым законодательством Республики Казахстан,   законодательством Республики Казахстан о государственной службе.

72.Требования, предъявляемые к лицам принимаемых на работ в ОВД.

На службу в органы внутренних дел принимаются граждане Республики Казахстан в возрасте не моложе восемнадцати лет, способные по своим личным, моральным, деловым, профессиональным качествам, состоянию здоровья и физическому развитию, уровню образования выполнять возложенные на них должностные обязанности.

      2. Поступление на службу в органы внутренних дел осуществляется при условии предварительного запроса в республиканский центр данных о кадрах государственных служащих и прохождении гражданами обязательной специальной проверки.

      3. Прием на службу в органы внутренних дел осуществляется путем назначения на должность, в том числе путем заключения контракта. При этом форма и условия контракта определяются Министром внутренних дел.

      4. (Исключен - Законом РК от 05.07.2008 N 63-IV (порядок введения в действие см. ст.2 ).     

      5. На должности рядового и младшего начальствующего состава органов внутренних дел принимаются лица в возрасте не старше тридцати двух лет, среднего и старшего начальствующего состава - не старше сорока лет. В исключительных случаях этот возрастной ценз изменяется решением Министра внутренних дел.

      6. Военнообязанные, назначенные на должности рядового и начальствующего состава или зачисленные в кадры органов внутренних дел, включая курсантов и слушателей организаций образования системы органов внутренних дел, снимаются в установленном порядке с воинского учета и состоят на специальном учете органов внутренних дел.

      7. Лица, впервые поступающие на службу в органы внутренних дел, в обязательном порядке проходят освидетельствование на военно-врачебной комиссии, специальное первоначальное обучение в организациях образования Министерства внутренних дел и стажировку, для них устанавливается испытательный срок три месяца. Порядок и условия прохождения испытательного срока и стажировки , а также   порядок приема на специальное первоначальное обучение определяются Министром внутренних дел.

      8. Граждане, поступившие на службу в органы внутренних дел, принимают присягу, текст которой утверждается Президентом Республики.

      9. Порядок приема на службу в органы внутренних дел, прохождения службы сотрудниками, их полномочия определяются настоящим Законом, Положением о прохождении службы лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, другими нормативными правовыми актами.

      10. Не могут быть приняты на службу в органы внутренних дел лица:
      1) признанные в установленном законами Республики Казахстан порядке недееспособными или ограниченно дееспособными;
      2) лишенные судом права занимать государственные должности в течение определенного срока;
      3) признанные негодными к службе в органах внутренних дел в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии;
      4) отказавшиеся принять на себя ограничения, установленные законом, в целях недопущения действий, которые могут привести к использованию их статуса и основанного на нем авторитета в личных, групповых и иных неслужебных интересах;
      5) которые в течение двух лет перед поступлением на службу в органы внутренних дел привлекались к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного правонарушения;
      6) на которых в течение года перед поступлением на службу в органы внутренних дел налагалось в судебном порядке административное взыскание за умышленное правонарушение;
      7) на которых в течение трех лет до поступления на службу в органы внутренних дел за совершение коррупционного правонарушения налагалось в судебном порядке административное взыскание;
      8) совершившие коррупционные преступления;
      9) ранее судимые и освобожденные от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям;
      10) ранее уволенные по отрицательным мотивам с государственной, воинской службы, правоохранительных органов, судов и органов юстиции.
      Непредставление или искажение указанных сведений является основанием для отказа в приеме на службу в органы внутренних дел.

73.Конституция РК о праве каждого на получение квалифицированной юридической помощи.

В Статье 13 указано что:

1. Каждый имеет право на признание его правосубъектности и вправе

защищать свои права и свободы всеми не противоречащими закону способа-

ми, включая необходимую оборону.

2. Каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод.

3. Каждый имеет право на получение квалифицированной юридической

помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

Данное закрепление в конституции показывает что государство придает данному институту большое юридическое значение, и обеспечение каждого защитой со стороны государства.



74.Виды юридической помощи оказываемой адвокатами.

Адвокаты, оказывая юридическую помощь:

1) дают консультации и справки по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме;

2) составляют заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера;

3) участвуют в качестве представителя доверителя в гражданском судопроизводстве;

4) участвуют в качестве защитника или представителя доверителя в уголовном и административном судопроизводстве;

5) участвуют в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения споров;

6) представляют интересы доверителя в государственных органах, общественных объединениях и иных организациях;

7) представляют интересы доверителя в государственных органах, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами Республики Казахстан;

8) участвуют в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания.

2. Адвокаты оказывают иную юридическую помощь, не запрещенную законодательством.

3. Лицо, обратившееся за помощью, свободно в выборе адвоката, за исключением случаев, когда адвокат назначается ему для оказания юридической помощи бесплатно (статья 6 настоящего Закона), а также в качестве защитника по уголовным делам, по которым его участие обязательно, если подзащитный не выбрал или не мог выбрать себе адвоката.

4. Профессиональная защита по уголовным делам осуществляется только адвокатами.
75.Задачи адвокатуры.

Адвокатура в Республике Казахстан призвана содействовать реализации гарантированного государством и закрепленного Конституцией Республики Казахстан права человека на судебную защиту своих прав, свобод и получение квалифицированной юридической помощи.

2. Адвокатура организует деятельность адвокатов по защите по уголовным делам, делам об административных правонарушениях, а также представительству по уголовным и гражданским делам и делам об административных правонарушениях, а также по оказанию иных видов юридической помощи в целях защиты и содействия в реализации прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов юридических лиц.

Юридическая помощь, оказываемая адвокатами в рамках осуществляемой ими адвокатской деятельности, не является предпринимательской деятельностью.


76.Организация адвокатуры.

Адвокат вправе осуществлять свою деятельность через юридическую консультацию либо учредить самостоятельно или совместно с другими адвокатами адвокатскую контору, а также индивидуально без регистрации юридического лица.

Адвокат должен быть членом коллегии адвокатов, созданной и действующей на территории соответствующей административно-территориальной единицы.

Адвокат, осуществляющий профессиональную деятельность индивидуально без регистрации юридического лица, обязан иметь служебное помещение, необходимое для приема граждан и представителей юридических лиц, соблюдения условий для обеспечения сохранности адвокатского производства и сохранения адвокатской тайны.


77.Коллегия адвокатов и порядок ее организаций.

Коллегия адвокатов создается лицами, имеющими право на занятие адвокатской деятельностью.

2. Коллегия адвокатов является некоммерческой, независимой, профессиональной, самоуправляемой и самофинансируемой организацией адвокатов, создаваемой для оказания квалифицированной юридической помощи физическим и юридическом лицам, для выражения и защиты прав и законных интересов адвокатов, выполнения иных функций, установленных настоящим Законом.

3. На территории области, города республиканского значения, столицы может быть образована и действовать одна коллегия адвокатов, которая не вправе создавать свои структурные подразделения (филиалы и представительства) на территории другой области, города республиканского значения, столицы.

При отсутствии на территории области, города республиканского значения, столицы коллегии адвокатов она образуется по инициативе не менее чем десяти учредителей, соответствующих требованиям статьи 7 настоящего Закона.

Специальное разрешение государственных органов на создание коллегии адвокатов не требуется.

Наименование коллегии адвокатов должно включать в себя название административно-территориальной единицы, на территории которой она создана.

4. Основными задачами коллегии адвокатов являются:

1) содействие, профессиональная помощь и защита членов коллегии при осуществлении ими адвокатской деятельности;

2) материально-техническое и справочно-информационное обеспечение деятельности членов коллегии;

3) организация профессионального контроля за осуществлением адвокатской деятельности;

4) организация оказания бесплатной юридической помощи (статья 6 настоящего Закона) и защиты по назначению органов предварительного следствия и суда.

5. Коллегии адвокатов создают юридические консультации. <*>
78.Адвокатское бюро, агентство, контора.
79.Порядок организаций адвокатского бюро, агентства, конторы.

Адвокатская контора является некоммерческой организацией в форме учреждения.

2. Адвокатская контора учреждается (создается) в целях обеспечения материальных, организационно-правовых и иных условий оказания адвокатами юридической помощи.

3. Адвокатская контора создается членом (членами) коллегии адвокатов. Адвокат может выступить учредителем (соучредителем) только одной адвокатской конторы.

4. Адвокатская контора, учрежденная одним адвокатом, осуществляет свою деятельность на основании Устава.

При создании адвокатской конторы несколькими адвокатами учредительным документом может быть также и Учредительный договор.

Учредитель (учредители) адвокатской конторы обязан в десятидневный срок после ее государственной регистрации письменно уведомить об этом соответствующую коллегию адвокатов и предоставить в ее распоряжение учредительные документы адвокатской конторы.
5. Специальное разрешение государственных органов на создание адвокатских контор не требуется.
80.Полномочия адвокатского бюро, агентства, конторы.
81.Порядок принятия в коллегию адвокатов.
82.Пленарное заседание коллегий адвокатов.

83.Порядок организаций коллегий адвокатов, и их полномочия.
84.Нотариат, его задачи, основные функций и компетенция.

Нотариат в Республике Казахстан - это законодательно закрепленная система защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц путем совершения нотариальных действий, направленных на удостоверение прав и фактов, а также на осуществление иных задач, предусмотренных настоящим Законом.


      2. Правом совершать нотариальные действия в случаях и пределах, установленных настоящим Законом, обладают:
      1) нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах (государственные нотариусы), и нотариусы, занимающиеся частной практикой (частные нотариусы);
      2) должностные лица аппаратов акимов городов районного значения, поселков, аулов (сел), аульных (сельских) округов, уполномоченные на совершение нотариальных действий;
      3) лица, исполняющие консульские функции от имени Республики Казахстан;
      3-1) (исключен)
      4) иные лица, уполномоченные настоящим Законом на совершение нотариальных действий.

85.Общая характеристика органов, осуществляющих контроль за деятельностью нотариуса

. Контроль за законностью совершаемых нотариальных действий и соблюдением правил делопроизводства государственным нотариусом и должностными лицами аппаратов акимов городов районного значения, поселков, аулов (сел), аульных (сельских) округов осуществляется территориальным органом юстиции.


      2. Контроль за законностью совершаемых нотариальных действий и соблюдением правил делопроизводства нотариусом, занимающимся частной практикой, осуществляется территориальным органом юстиции и нотариальной палатой.
      Порядок осуществления контроля устанавливается Министерством юстиции Республики Казахстан совместно с Республиканской нотариальной палатой.
      3. Контроль за соблюдением налогового законодательства Республики Казахстан нотариусом и должностными лицами аппаратов акимов городов районного значения, поселков, аулов (сел), аульных (сельских) округов осуществляют органы налоговой службы Республики Казахстан.
      4. Должностные лица органа юстиции и нотариальной палаты обязаны сохранять тайну совершения нотариальных действий, ставшую известной во время проверок деятельности нотариуса. За разглашение тайны и причиненный нотариусу ущерб эти лица несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан .
      5. Проверка работы частного нотариуса, приступившего к осуществлению нотариальной деятельности, проводится не ранее чем через шесть месяцев и не позднее чем через год после начала осуществления им нотариальных действий и в дальнейшем проводится не чаще одного раза в год.

86.Нотариальная палата

Нотариальная палата является некоммерческой профессиональной самофинансируемой организацией, создаваемой для выражения и защиты прав и законных интересов нотариусов, занимающихся частной практикой, а также для осуществления контроля за соблюдением законодательства о нотариате при совершении нотариальных действий.


      2. Деятельность нотариальной палаты регулируется настоящим Законом и уставом. Нотариальная палата является юридическим лицом и подлежит регистрации в установленном   законом порядке.
      3. На территории каждой области, города республиканского значения и столицы Республики Казахстан образуется одна нотариальная палата.
      4. Территориальные нотариальные палаты вправе объединяться в Республиканскую нотариальную палату в форме ассоциации (союза).
87.Правовое положение нотариуса.

Нотариусом может быть гражданин Республики Казахстан, имеющий высшее юридическое образование, прошедший аттестацию в аттестационной комиссии юстиции, стажировку у нотариуса сроком не менее одного года и получивший лицензию на право занятия нотариальной деятельностью.


      Нотариусом не может быть лицо, имеющее не погашенную или не снятую в установленном законом порядке судимость, признанное в установленном порядке недееспособным либо ограниченно дееспособным.
      Нотариусом также не может быть лицо, в отношении которого прекращено уголовное дело по нереабилитирующим основаниям, прекратившее нотариальную деятельность ввиду лишения лицензии либо увольнения с должности государственного нотариуса за допущенные им нарушения законодательства Республики Казахстан при совершении нотариального действия, в течение трех лет после наступления таких событий.
      2. Частные и государственные нотариусы имеют равные права и обязанности при осуществлении нотариальной деятельности. Оформленные ими документы имеют одинаковую юридическую силу.
      3. Совершение нотариальных действий лицами, не имеющими лицензии, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи (за исключением лиц, указанных в подпунктах 2), 3)  пункта 2 статьи 1 настоящего Закона), либо с нарушением иных требований законодательства о нотариате и получение дохода от этих действий влекут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан .

88.Организационные и правовые основы деятельности нотариата.

Порядок совершения нотариальных действий устанавливается настоящим Законом, другими законодательными актами и Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий нотариусами, утверждаемой Министерством юстиции Республики Казахстан.



89.Юридическая служба.
90.Задачи и основные функций юридической службы.

страница 1 страница 2

Смотрите также: