Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 страница 2
Экзаменационные вопросы по дисциплине: «Правоохранительные органы»

1.Понятие, признаки и задачи правоохранительных органов.

2.Виды и общая характеристика правоохранительных органов.

3.Место курса правоохранительных органов в системе правовых предметов.

4.Принцип деления государственных ветвей и их компетенций (законодательная, исполнительная, судебная)

5.Понятие и признаки судебной власти.

6.История возникновения судебной власти.

7.Правосудие как основная форма реализаций судебной власти.

8.Понятие судебной системы в РК.

9.Значение конституционных принципов в системе правосудия.

10.Система районных и приравненных к ним судов.

. Районный суд состоит из председателя и судей, назначаемых в установленном Конституцией и настоящим Конституционным законом порядке.


      Если по штату в районном суде предусмотрен один судья (односоставный суд), он осуществляет полномочия председателя этого суда.
11.Порядок организаций районных и приравненных к ним судов.

Районные и приравненные к ним суды (далее - районные суды) образуются, реорганизуются и упраздняются Президентом Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа, согласованному с Председателем Верховного Суда.


      Президент Республики Казахстан может образовать в нескольких административно-территориальных единицах один районный суд или в одной административно-территориальной единице несколько районных судов.

      2. Общее число судей для районных судов утверждает Президент Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа.

      3. Количество судей для каждого районного суда устанавливается уполномоченным органом на основании представления председателя этого суда.
12.Подсудность районных судов.

13.Председатель районного суда.

Председатель районного суда является судьей и наряду с выполнением обязанностей судьи:


      1) организует рассмотрение судебных дел судьями суда;
      2) осуществляет общее руководство канцелярией суда;
      3) ведет прием граждан;
      3-1) утверждает план работы районного суда;
      4) организует прохождение стажировки кандидатами на должность судьи;
      5) обеспечивает работу по противодействию коррупции и соблюдению норм судейской этики;
      6) издает распоряжения;
      7) осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом.

      2. В случае временного отсутствия председателя районного суда по распоряжению председателя этого суда исполнение его обязанностей возлагается на одного из судей этого суда.


      В случае отсутствия председателя, а также судей в районном суде исполнение их обязанностей возлагается на судей другого суда распоряжением председателя областного суда.
      В случае досрочного прекращения или истечения срока полномочий председателя районного суда временное исполнение обязанностей председателя возлагается распоряжением председателя областного суда на одного из судей этого суда.

14.Порядок организаций и компетенция областных и приравненных к ним судов.

Областные и приравненные к ним суды (далее - областные суды) образуются, реорганизуются и упраздняются Президентом Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа, согласованному с Председателем Верховного Суда Республики Казахстан.

Общее число судей областных судов утверждает Президент Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа.
      Количество судей для каждого областного суда устанавливается уполномоченным органом на основании представления председателя этого суда.

      Областной суд:

рассматривает судебные дела и материалы, отнесенные к его подсудности;      3) изучает судебную практику и по итогам ее обобщения рассматривает вопросы соблюдения законности при отправлении правосудия судами области;
      осуществляет контроль за деятельностью администратора судов области;
      осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом.

15.Структура и состав областных и приравненных к ним судов.

Областной суд состоит из председателя и судей.


      2. В областном суде создаются судебные коллегии и могут создаваться специализированные составы.
      3. Органами областного суда являются:
      1) пленарное заседание;
      2) апелляционная судебная коллегия;
      3) кассационная судебная коллегия.
      Судебную коллегию возглавляет председатель, назначаемый на должность в порядке, установленном настоящим Конституционным законом.
      4. Численный и персональный состав судебной коллегии устанавливается по представлению председателя областного суда пленарным заседанием областного суда.
      5. Специализированные составы формируются председателем областного суда.

16.Председатель областного суда его полномочия и порядок назначения.

      1. Председатель областного суда является судьей и наряду с выполнением обязанностей судьи:


      1) организует рассмотрение судебных дел судьями;
      2) вправе председательствовать на заседаниях судебной коллегии и специализированного состава;
      3) созывает пленарные заседания областного суда и председательствует на них;
      4) обеспечивает работу по противодействию коррупции и соблюдению норм судейской этики;
      5) на основании заключения пленарного заседания суда направляет в Высший Судебный Совет заключение об итогах стажировки кандидата на должность судьи;
      6) утверждает план работы областного суда;
      7) организует изучение судебной практики;
      8) издает распоряжения;
      9) осуществляет общее руководство канцелярией суда;
      10) ведет личный прием граждан;
      11) осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом.
      2. В случае досрочного прекращения или истечения срока полномочий председателя областного суда временное исполнение обязанностей председателя возлагается Председателем Верховного Суда на председателя судебной коллегии (судью) областного суда. В случае временного отсутствия председателя областного суда возложение исполнения обязанностей осуществляется председателем областного суда.

17.Председатель коллегий областного суда.

1. Председатель судебной коллегии областного суда является судьей и наряду с выполнением обязанностей судьи:


      1) организует рассмотрение судебных дел судьями судебной коллегии;
      2) председательствует на заседаниях судебной коллегии;
      3) вносит председателю суда предложения по формированию  специализированных составов;
      4) организует работу по изучению и обобщению судебной практики;
      5) предоставляет информацию на пленарное заседание суда о деятельности судебной коллегии;
      6) осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом.
      2. В случае временного отсутствия председателя судебной коллегии исполнение его обязанностей возлагается председателем суда на одного из судей коллегии.

18.Пленарное заседание областного суда.

Областной суд по мере необходимости, но не реже двух раз в год, проводит пленарные заседания, на которых:


      1) устанавливает численный и персональный состав соответствующей судебной коллегии;
      2) (исключен - Конституционным законом РК от 17.11.2008 N 80-IV (порядок введения в действие см. ст.2);
      3) заслушивает информацию председателя областного суда и председателей судебных коллегий;
      4) обсуждает судебную практику и по итогам ее обобщения рассматривает вопросы соблюдения законности при отправлении правосудия судами области;
      5) дает согласие уполномоченному органу на назначение лица на должность администратора судов области;
      6) заслушивает отчет администратора судов области о его деятельности;
      7) рассматривает кандидатуры на вакантную должность председателя районного суда и выносит по его результатам соответствующие заключения;
      8) вносит уполномоченному органу представление об освобождении администратора судов области;
      9) рассматривает итоги стажировки кандидатов на должность судьи и дает соответствующее заключение;
      9-1) обсуждает вопрос о передаче в Судебное жюри материалов в отношении судьи, имеющего низкие показатели по отправлению правосудия или два и более дисциплинарных взыскания за нарушение законности при рассмотрении судебных дел, и по итогам обсуждения выносит соответствующее решение;
      10) осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом.

      2. Пленарное заседание правомочно при наличии не менее двух третей от общего числа судей областного суда.

      3. Порядок работы пленарного заседания областного суда определяется утвержденным им регламентом.

19.Исторические предпосылки возникновения и развития военных судов в РК.

20.Подсудность военным судам.

21.Система военных судов.

22.Состав, структура и компетенция Верховного суда.

Полномочия Верховного Суда

      1. Верховный Суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным местным и другим судам, осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

      2. Верховный Суд:
      1) рассматривает судебные дела и материалы, отнесенные к его подсудности;
      2) изучает судебную практику и по итогам ее обобщения рассматривает вопросы соблюдения законности при отправлении правосудия судами республики;
      3) принимает нормативные постановления, дает разъяснения по вопросам судебной практики;
      4) осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом.
. Структура и состав Верховного Суда

      1. Верховный Суд состоит из Председателя и судей.


      Общее число судей Верховного Суда устанавливается Президентом Республики Казахстан по представлению Председателя Верховного Суда.
      2. В Верховном Суде создаются судебные коллегии и могут создаваться специализированные составы.
      3. Органами Верховного Суда являются:
      1) пленарное заседание;
      2) надзорная судебная коллегия по гражданским и административным делам;
      3) надзорная судебная коллегия по уголовным делам.
      Судебную коллегию возглавляет председатель, назначаемый на должность в порядке, установленном настоящим Конституционным законом.
      4. Численный и персональный состав судебной коллегии устанавливается по представлению Председателя Верховного Суда пленарным заседанием Верховного Суда.
      5. Специализированные составы формируются Председателем Верховного Суда.
      6. При Верховном Суде образуются научно-консультативный совет и печатный орган.

23.Коллегия Верховного суда его полномочия и порядок образования.

    Сноска. Статья 19 исключена Конституционным законом РК от 17.11.2008 N 80-IV (порядок введения в действие см. ст.2).



24.Пленарное заседание Верховного суда его состав, и порядок его организаций.

. Пленарное заседание Верховного Суда

      1. Пленарное заседание Верховного Суда:


      1) по представлению Председателя Верховного Суда устанавливает численный и персональный состав соответствующей судебной коллегии;
      2) изучает судебную практику и по итогам ее обобщения рассматривает вопросы соблюдения законности при отправлении правосудия судами республики;
      3) принимает нормативные постановления, дает разъяснения по вопросам судебной практики и вносит предложения по совершенствованию законодательства;
      3-1) рассматривает в порядке надзора судебные дела в соответствии с законом;
      4) заслушивает информацию председателей судебных коллегий Верховного Суда и руководителя уполномоченного органа;
      5) дает заключение в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 47 Конституции Республики Казахстан;
      6) обсуждает кандидатуры на вакантные должности председателей, председателей судебных коллегий областных судов, председателей судебных коллегий и судей Верховного Суда и выносит соответствующие заключения;
      7) по представлению Председателя Верховного Суда утверждает секретаря пленарного заседания и состав научно-консультативного совета, а также тайным голосованием избирает Судебное жюри;
      7-1) обсуждает вопрос о передаче в Судебное жюри материалов в отношении судьи, имеющего низкие показатели по отправлению правосудия или два и более дисциплинарных взыскания за нарушение законности при рассмотрении судебных дел, и по итогам обсуждения выносит соответствующее решение;
      7-2) утверждает форму и описание судейской мантии;
      8) осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом.

      2. Пленарное заседание правомочно при наличии не менее двух третей от общего числа судей Верховного Суда.

      3. Порядок работы пленарного заседания Верховного суда определяется утверждаемым им регламентом.

25.Председатель Верховного суда и его полномочия.

Председатель Верховного Суда

      1. Председатель Верховного Суда является судьей и наряду с выполнением обязанностей судьи:


      1) возглавляет Верховный Суд как высший судебный орган;
      2) вправе председательствовать на заседаниях судебных коллегий и специализированного состава;
      3) созывает пленарные заседания Верховного Суда и председательствует на них;
      4) вносит на рассмотрение пленарного заседания Верховного Суда материалы для принятия нормативных постановлений Верховного Суда по вопросам судебной практики и представления о пересмотре судебных актов в порядке надзора по основаниям, предусмотренным законом;
      5) вносит на утверждение пленарного заседания Верховного Суда кандидатуры Секретаря пленарного заседания Верховного Суда и членов научно-консультативного совета;
      6) в необходимых случаях привлекает судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии;
      7) утверждает план работы Верховного Суда;
      8) координирует работу коллегий;
      9) утверждает положение об Аппарате Верховного Суда, его структуру и штаты, а также осуществляет общее руководство деятельностью Аппарата;
      10) ведет личный прием граждан;
      11) издает распоряжения.

      2. Председатель Верховного Суда представляет интересы судебной системы республики во взаимоотношениях с органами иных ветвей государственной власти республики и международными организациями, а также:


      1) представляет Президенту Республики Казахстан кандидатуру руководителя уполномоченного органа;
      2) вносит на рассмотрение соответствующих пленарных заседаний судов на альтернативной основе кандидатуры на вакантные должности председателей и председателей судебных коллегий местных и других судов, председателей судебных коллегий и судей Верховного Суда;
      3) на основании решения пленарных заседаний местных и других судов представляет кандидатуры на вакантные должности председателей районных судов в Высший Судебный Совет;
      3-1) на основании решения пленарного заседания Верховного Суда представляет в Высший Судебный Совет кандидатуры на должности председателей и председателей судебных коллегий областных судов, председателей судебных коллегий и судей Верховного Суда;
      4) вносит Президенту Республики Казахстан предложения по совершенствованию законодательства;
      5) при возникновении оснований, предусмотренных настоящим Конституционным законом, вносит в Высший Судебный Совет представления  и материалы по вопросу прекращения полномочий председателей, председателей судебных коллегий и судей судов республики;
      6) вносит Президенту Республики Казахстан представления о награждении судей государственными наградами и присвоении им почетных званий;
      7) присваивает судьям республики звание "Почетный судья", утверждает Положение о порядке присвоения этого звания;
      8) (исключен - Конституционным законом РК от 11.12.2006 N 199 (вводится в действие с 1 января 2007 г.);
       9) осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом и иными нормативными правовыми актами.

      3. При временном отсутствии Председателя Верховного Суда его обязанности распоряжением Председателя Верховного Суда возлагаются на одного из председателей судебных коллегий.

      4. В случае отставки либо иного случая досрочного прекращения полномочий Председателя Верховного Суда временное исполнение обязанностей Председателя возлагается Президентом Республики Казахстан на одного из председателей судебных коллегий (судью) Верховного Суда.

26.Аппарат Верховного суда.

27.Комитет по судебному администрированию при Верховном суде РК.

28.Правовой статус судей РК.

Статус судьи

       1. Судьи всех судов Республики Казахстан обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями.


      Судья в установленном Конституцией Республики Казахстан и настоящим Конституционным законом порядке наделен полномочиями по осуществлению правосудия, выполняет свои обязанности на постоянной основе и является носителем судебной власти.
      Правовое положение судей определяется Конституцией Республики Казахстан, настоящим Конституционным законом и иными законами.

      2. На судью не могут быть возложены внесудебные функции и обязанности, не предусмотренные законом. Судья не может быть включен в составы государственных структур по вопросам борьбы с преступностью, соблюдения законности и правопорядка.


29.Гарантий независимости судей.

Независимость судьи обеспечивается:


      1) предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия;
      2) установлением законом ответственности за осуществление вмешательства в деятельность судьи по отправлению им правосудия, а также за проявление неуважения к суду и судьям;
      3) неприкосновенностью судьи;
      4) установленным Конституцией и настоящим Конституционным законом порядком избрания, назначения на должность, прекращения и приостановления полномочий судьи, правом судьи на отставку;
      5) предоставлением судьям за счет государства материального содержания и социального обеспечения, соответствующих их статусу, а также запретом на его ухудшение.

      2. Судьи, члены их семей и имущество находятся под защитой государства.


      Органы внутренних дел обязаны принимать своевременные и исчерпывающие меры к обеспечению безопасности судьи и членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее обращение.
      Вред, причиненный судье и его имуществу в связи с профессиональной деятельностью, возмещается за счет средств республиканского бюджета.
30.Требования предъявляемые к кандидату на должность судьи.

. Судья обязан:


      1) неукоснительно соблюдать Конституцию и законы Республики Казахстан, быть верен присяге судьи;
      2) при выполнении своих конституционных обязанностей по отправлению правосудия, а также во внеслужебных отношениях соблюдать требования судейской этики и избегать всего, что могло бы опорочить авторитет, достоинство судьи или вызвать сомнения в его честности, справедливости, объективности и беспристрастности;
      3) противостоять любым проявлениям коррупции и попыткам незаконного вмешательства в деятельность по отправлению правосудия;
      4) соблюдать тайну совещания судей.

      2. Должность судьи несовместима с депутатским мандатом, с занятием иной оплачиваемой должности, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, осуществлением предпринимательской деятельности, вхождением в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации.


      Судьи не могут состоять в партиях, профессиональных союзах, выступать в поддержку или против какой-либо политической партии.

31.Порядок приостановления полномочий и освобождение от должности судей.

. Приостановление полномочий судьи

      1. Полномочия судьи приостанавливаются, если:


      1) судья зарегистрирован кандидатом в Президенты Республики Казахстан, в депутаты Парламента или маслихатов Республики Казахстан;
      2) судья вступившим в законную силу решением суда признан безвестно отсутствующим;
      3) дано согласие на привлечение судьи к уголовной ответственности;
      3-1) имеется решение дисциплинарно-квалификационной коллегии судей о необходимости прекращения полномочий судьи по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 34 настоящего Конституционного закона;
      3-2) имеется заключение Судебного жюри о несоответствии судьи занимаемой должности в силу профессиональной непригодности.
      При приостановлении полномочий судьи приостанавливаются его полномочия в должности председателя или председателя судебной коллегий соответствующего суда;
      4) при переходе на другую работу.

      2. Приостановление полномочий судьи осуществляется:


      в отношении Председателя Верховного Суда - Президентом Республики Казахстан;
      в отношении всех остальных судей Республики - Председателем Верховного Суда.

      3. Полномочия судьи возобновляются, если отпали обстоятельства, послужившие основанием к принятию решения о приостановлении полномочий судьи.


      1. Основания прекращения полномочий судьи:
      1) уход судьи в отставку;
      1-1) освобождение от должности судьи по собственному желанию;
      2) состояние здоровья, препятствующее дальнейшему исполнению профессиональных обязанностей, в соответствии с медицинским заключением;
      3) вступление в законную силу решения суда о признании судьи недееспособным или  ограниченно дееспособным либо о применении к нему принудительных мер медицинского характера;
      4) вступление в законную силу обвинительного приговора в отношении этого судьи;
      5) прекращение гражданства Республики Казахстан;
      6) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;
      7) назначение, избрание судьи на другую должность и его переход на другую работу;
      8) упразднение суда или истечение срока полномочий, если председатель суда, председатель судебной коллегии или судья не дает согласие на занятие вакантной должности судьи в другом суде;
      9) заключение Судебного жюри;
      10) достижение предельного возраста пребывания в должности судьи.

      2. Полномочия судьи могут быть прекращены в связи с решением дисциплинарно-квалификационной коллегии судей о необходимости освобождения от должности судьи за совершение им дисциплинарных проступков или невыполнение требований, указанных в статье 28 настоящего Конституционного закона.

      3. Полномочия председателя суда либо председателя судебной коллегии могут быть досрочно прекращены по его собственному желанию либо при невыполнении им требований, указанных в статьях 9, 14, 15, 20, 21 и 28 настоящего Конституционного закона.

      4. Решение об освобождении от должности судьи принимается:


      1) постановлением Сената Парламента Республики Казахстан - в отношении Председателя, судей Верховного Суда по представлению Президента Республики Казахстан;
      2) Указом Президента Республики Казахстан - в отношении председателей судебных коллегий Верховного Суда, председателей, председателей судебных коллегий и судей местных и других судов.

      5. Освобождение от должности судьи одновременно влечет прекращение полномочий председателя или председателя судебной коллегии соответствующего суда.


      Освобождение от должности председателя или председателя судебной коллегии соответствующего суда по их собственному желанию либо по истечении срока полномочий не влечет освобождение их от должности судьи этого суда.

      6. В случаях, предусмотренных подпунктами 1-1) - 7), 10) пункта 1 настоящей статьи, а также при прекращении полномочий председателя или председателя судебной коллегии по их собственному желанию рекомендации Высшего Судебного Совета на освобождение от должности или прекращение полномочий судьи не требуется.



32.Основание дисциплинарной ответственности судей.

. Основания дисциплинарной ответственности судей

       1. Судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности:


      1) за нарушение законности при рассмотрении судебных дел;
      2) за совершение порочащего проступка, противоречащего судейской этике;
      3) за грубое нарушение трудовой дисциплины.

      2. Председатели судов и председатели судебных коллегий судов могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящим Конституционным законом.

      3. Отмена или изменение судебного акта само по себе не влечет ответственности судьи, если при этом не были допущены грубые нарушения закона, о которых указано в судебном акте вышестоящей судебной инстанции.

33.Высший судебный совет РК его состав порядок образования и компетенция.

Высший Судебный Совет состоит из Председателя, секретаря и других членов, назначаемых Президентом Республики Казахстан.


      2. Статус и организация работы Высшего Судебного Совета определяются законом.

34.Материальное и социальное обеспечение судей.

. Материальное обеспечение судьи

      1. Материальное обеспечение судьи должно соответствовать его статусу и обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия и не может быть уменьшено.


      2. Оплата труда судей определяется Президентом Республики Казахстан в соответствии с подпунктом 9) статьи 44 Конституции с учетом статуса судьи, порядка его назначения и избрания, а также осуществляемых им функций

35.Организация деятельности судов их материально-техническое обеспечение.

Организационное и материально-техническое
                  обеспечение деятельности судов

       1. Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности Верховного Суда Республики Казахстан, а также ведение судебной статистики осуществляется Аппаратом Верховного Суда.


      Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности местных и других судов, а также ведение судебной статистики в судах осуществляется уполномоченным государственным органом, образуемым Президентом Республики Казахстан.

      2. Единую систему уполномоченных органов образуют соответствующий центральный государственный орган и администраторы судов в областях, столице и городах республиканского значения.

      3. Деятельность уполномоченного органа осуществляется при соблюдении принципов независимости суда и невмешательства в деятельность судей.

      4. Компетенция и организация деятельности уполномоченного органа определяются Положением, утверждаемым Президентом Республики Казахстан.

      5. В судах образуется канцелярия суда, обеспечивающая работу судей по осуществлению правосудия, обобщению судебной практики, а также по выполнению других функций суда.

      6. Правовое положение и оплата труда работников канцелярии суда регулируются законодательством о государственной службе.

      7. Структура и штатная численность аппарата Верховного Суда утверждаются его Председателем, а канцелярий местных и других судов - уполномоченным органом по представлению соответствующего председателя суда в пределах штатной численности, утверждаемой Президентом Республики Казахстан.

36.Прокуратура государственный орган осуществляющий генеральный контроль в РК

Прокуратура Республики Казахстан - подотчетный Президенту Республики Казахстан государственный орган, осуществляющий высший надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов на территории Республики, за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия, административного и исполнительного производства.

      2. Прокуратура принимает меры по выявлению и устранению любых нарушений законности, опротестовывает законы и другие правовые акты, противоречащие Конституции и законам Республики, представляет интересы государства в суде, а также в случаях, порядке и пределах, установленных законом, осуществляет уголовное преследование.
37.Принципы организации деятельности прокуратуры.

Прокуратура Республики Казахстан составляет единую централизованную систему органов и учреждений с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному Прокурору Республики.

      2. Прокуратура Республики Казахстан осуществляет свою деятельность независимо от других государственных органов и должностных лиц, политических партий и других общественных объединений.

      3. Запрещается вмешательство в деятельность органов прокуратуры при осуществлении ими своих полномочий, установленных законодательством.

      4. Акты прокурорского надзора, вынесенные на основании и в порядке, установленном законом, обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан.

      5. Органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Республики об охране прав и свобод граждан, защите государственных секретов.


38.Система органов прокуратуры.

Единую систему органов прокуратуры Республики Казахстан образуют Генеральная прокуратура, прокуратуры областей, прокуратуры городов республиканского значения и столицы Республики, межрайонные, районные, городские и приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры.


39.Генеральная прокуратура РК и ее полномочия.

      1. Генеральную прокуратуру Республики Казахстан возглавляет Генеральный Прокурор Республики.

      2. Генеральный Прокурор Республики имеет первого заместителя и заместителей.

      3. Структура Генеральной прокуратуры и полномочия ее сотрудников определяются Генеральным Прокурором.


      4. (пункт 4 исключен Законом РК от 09.08.2002 N 346 )

      5. Генеральная прокуратура:


      1) обеспечивает координацию и согласованность действий органов прокуратуры Республики по основным направлениям их деятельности;
      2) анализирует практику надзора за применением законов, состоянием законности в Республике;
      3) вырабатывает рекомендации по совершенствованию прокурорского надзора;
      4) контролирует работу органов прокуратуры Республики по надзору за применением законов;
      5) взаимодействует с другими республиканскими правоохранительными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и следствие, в обеспечении законности и правопорядка и координирует их деятельность;
      6) организует и проводит повышение квалификации кадров;
      7) участвует в нормотворческой деятельности;
      8) представляет органы прокуратуры в сфере международного сотрудничества. 

40.Генеральный прокурор РК и его полномочия.

      Генеральный Прокурор Республики:

      1) осуществляет надзор за применением законов и указов Президента и иных нормативных правовых актов на территории Республики, руководит деятельностью нижестоящих прокуратур;

      2) опротестовывает законы и иные правовые акты, противоречащие Конституции и законам Республики в органы и должностным лицам, их принявшим;

      3) является членом Высшего Судебного Совета;

      4) издает обязательные для исполнения всеми сотрудниками органов и учреждений прокуратуры Республики Казахстан приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации и деятельности прокуратуры Республики Казахстан и порядок реализации мер материального и социального обеспечения;

      4-1) принимает в пределах своей компетенции следующие нормативные правовые акты:
      по вопросам применения норм Уголовно-процессуального кодекса и законодательства Республики Казахстан об оперативно-розыскной деятельности, обязательные для исполнения органами дознания и следствия, а также органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность;
      по вопросам правовой статистики и специальных учетов, обязательные для всех субъектов правовой статистики;
      другие нормативные правовые акты в соответствии с настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Казахстан;

      4-2) принимает решение о согласовании по нормативным правовым актам, издаваемым органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и следствие;

      5) образует, реорганизует и упраздняет прокуратуры, учреждения органов прокуратуры, определяет их структуру, права и обязанности структурных подразделений, штатную численность и фонд оплаты труда в органах прокуратуры в пределах лимита штатной численности, утвержденного Президентом Республики Казахстан;

      6) представляет Президенту Республики кандидатуры для присвоения высших классных чинов и воинских званий;

      7) назначает на должность и освобождает от должности прокуроров областей и приравненных к ним прокуроров, военных прокуроров, их заместителей, прокуроров районов, городов и приравненных к ним прокуроров;

      8) отчитывается перед Президентом Республики о деятельности органов прокуратуры;

      9) в установленном порядке присваивает классные чины и воинские звания сотрудникам органов прокуратуры;

      10) представляет к награждению государственными  наградами и присвоению почетных званий Республики Казахстан сотрудников органов прокуратуры;

      10-1) присваивает звание "Почетный работник Прокуратуры", утверждает Положение о порядке присвоения этого звания;

      11) определяет порядок приобретения, хранения, ношения и перевозки сотрудниками органов прокуратуры оружия и боеприпасов;

      11-1) вносит предложения на рассмотрение пленарного заседания Верховного Суда о даче разъяснений по вопросам судебной практики;

      12) осуществляет иные полномочия, предоставленные ему законами Республики Казахстан.



41.Порядок назначения на должность и освобождения от должности Генерального прокурора РК.

Генеральный Прокурор Республики Казахстан:


      1) назначается на должность Президентом Республики с согласия Сената Парламента сроком на пять лет;
      2) освобождается от должности Президентом Республики;
      3) подотчетен Президенту Республики;
      4) в течение срока полномочий не может быть арестован, подвергнут приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, привлечен к уголовной ответственности без согласия Сената, кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжких преступлений.

      2. Первый заместитель и заместители Генерального Прокурора Республики назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Республики по представлению Генерального Прокурора.

      3. Заместители Генерального Прокурора Республики могут быть назначены одновременно начальниками соответствующих департаментов Генеральной прокуратуры.

42.Областные и приравненные к ним прокуратуры.

Прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры: 


      1) руководят деятельностью областных, городских, районных и иных приравненных к ним прокуратур по обеспечению прокурорского надзора;
      2) издают приказы, распоряжения, указания, обязательные для всех подчиненных работников.
43.Структура областной и приравненной к ней прокуратуры.

Прокуратуры областей и приравненные к ним прокуратуры возглавляются соответствующими прокурорами, назначаемыми с согласия Президента Республики Генеральным Прокурором Республики сроком на пять лет.

      2. Прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры имеют первых заместителей и заместителей, старших помощников и помощников. Заместители прокуроров областей могут быть назначены начальниками соответствующих управлений областных прокуратур.

      3. В прокуратурах областей и приравненных к ним прокуратурах имеются управления и отделы. Начальники управлений и отделов соответственно являются старшими помощниками и помощниками прокуроров областей. В управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров.



44.Компетенция областной и приравненной к ней прокуратуры.

45.Городская прокуратура и приравненная к ней прокуратура.

Городские, районные и приравненные к ним прокуратуры возглавляются соответствующими прокурорами, назначаемыми Генеральным Прокурором Республики сроком на пять лет.

      2. Городские, районные и приравненные к ним прокуроры имеют заместителей, старших помощников и помощников.

      3. В городских, районных и приравненных к ним прокуратурах могут создаваться отделы.

46.Требования предъявляемые к кандидату на должность прокурора.

Сотрудниками органов прокуратуры являются лица, аттестованные на должности прокуроров и аттестованные работники научных организаций и организаций образования прокуратуры, непосредственно ведущие научно-исследовательскую либо преподавательскую работу.
       3. Под специализированными прокуратурами понимаются военные, природоохранные, транспортные, а также прокуратуры специальных объектов.
       4. Поступление на службу в органы прокуратуры осуществляется при условии предварительного запроса в республиканский центр данных о кадрах государственных служащих и прохождении гражданами обязательной специальной проверки.
       5. Не могут быть приняты на службу в органы прокуратуры лица, ранее судимые и освобожденные от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям, а также уволенные по отрицательным мотивам с государственной службы, из органов прокуратуры, иных правоохранительных органов, судов и органов юстиции.
       6. На должности сотрудников органов прокуратуры могут быть приняты граждане Республики Казахстан, по состоянию здоровья годные к прохождению службы в органах прокуратуры, имеющие, как правило, высшее образование. При их назначении на должность может быть установлен испытательный срок.
       7. Прокурорами могут быть назначены граждане, имеющие высшее юридическое образование, обладающие необходимыми деловыми и моральными качествами, по состоянию здоровья годные к прохождению службы в органах прокуратуры. Военные прокуроры, кроме того, должны быть военнослужащими, на которых в полном объеме распространяется законодательство Республики Казахстан о воинской службе и статусе военнослужащих Вооруженных Сил Республики Казахстан.
       8. На должности прокуроров областей и приравненных прокуроров, районных, городских и приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы в органах прокуратуры не менее трех лет.
       9. Сотрудники органов прокуратуры подлежат аттестации один раз в три года. Порядок аттестации определяется Генеральным Прокурором Республики Казахстан.

      10. Лицо, впервые назначаемое на должность в органы прокуратуры, принимает присягу, текст которой утверждается Президентом Республики.


       11. Порядок прохождения службы в органах прокуратуры регламентируется Положением о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Казахстан, утверждаемым Президентом Республики Казахстан.


страница 1 страница 2

Смотрите также: