Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
Е.А. Леоненко (Минск)
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА:

основные теоретические аспекты в организации учебного процесса
Коммуникативная компетенция (от лат. communico – ‘делаю общим, связываю, общаюсь’ и competens (competentis) — ‘способный’) — приобретенное в процессе естественной коммуникации или специально организованного обучения особое качество речевой личности, складывающееся из нескольких составляющих, в числе которых можно выделить языковую компетенцию, предметную компетенцию, лингвистическую компетенцию и прагматическую компетенцию.

Актуальность исследования проблемы повышения коммуникативной компетенции вызвана тем, что человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать. Общается всегда деятельный человек, деятельность которого пересекается с деятельностью других людей. Общение позволяет организовывать общественную деятельность и обогатить её новыми связями и отношениями между людьми [1].

Языковая компетенция включает знание единиц языка и правил их соединения, связи. Знание грамматики в отвлечении от порождения единиц коммуникативного назначения является лишь базой осуществления актов общения. С этой точки зрения языковая компетенции имеет отчетливо двусторонний характер: она объединяет язык и речь и характеризует личность как человека, владеющего языком и умением пользоваться языком на основе грамматических правил.

Лингвистическая компетенция, в отличие от языковой, имеет характер знаний, относящихся к лингвистике как науке. Этот аспект реализуется у лиц, специально занимающихся языковедением.

Предметная компетенция является неотъемлемой частью коммуникативной компетенции. Язык отражает в словах предметы окружающего мира и отношение между ними и формирует в сознании говорящего картину мира. На основе активного владения общей лексикой и складывается предметная компетенция.

Прагматическая компетенция – это возможность осуществления речевой деятельности, обусловленной коммуникативными целями. Прагматическая компетенция предполагает отбор языкового материала, умение пользоваться вариативными формами. Прагматическая компетенция, будучи базисной составляющей коммуникативной компетенции, предполагает, что говорящий (пишущий) способен к общению и может реализовать любое высказывание, учитывая условия, при которых осуществляется акт говорения (слушания, письма), статус адресата, объект обсуждения и т. д. С другой стороны, прагматическая компетенция – это выбор нужных форм, в том числе и вариантных, выбор типа речи, учет функционально-стилевых разновидностей [3].


Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определённом круге ситуаций межличностного взаимодействия. Как и всякое действие, коммуникативный акт включает в себя анализ и оценку ситуации, формирование цели и состава действия, реализацию плана или его коррекцию, оценку эффективности. Особо важное значение для диагностики компетентности имеет анализ состава тех внутренних средств деятельности, которые используются при ориентировке в коммуникативных ситуациях. Оценка когнитивных ресурсов, обеспечивающих адекватный анализ и интерпретацию ситуации, является первоочередной задачей диагностики коммуникативной компетентности [5].




Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка.


Основной целью обучения иностранному языку в современной школе является развитие личности школьника, способного использовать иностранный язык как средство общения, желающего участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке.

В целом коммуникативная компетентность включает в себя как развитие коммуникативных явлений (умение читать и понимать прочитанное, осуществлять диалогическое общение, умение делать краткие монологические сообщения, умение передать информацию письменно), так и развитие общеучебных умений (работа с учебником, словарем, справочником и др.).

Принцип коммуникативности – основной принцип обучения иностранному языку, при котором формируются речевые умения и навыки, т.е. компетенции, которые необходимы для общения на иностранном языке в рамках определенной темы.

Коммуникативный метод предназначен, прежде всего, для обучения говорению.

Говорение – выражение своих мыслей в процессе общения, а общение – это очень сложный процесс, который выступает как процесс взаимодействия и как информационный процесс. Общение может осуществляться как в устной, так и в письменной речи. В первом случае обучающийся должен овладеть говорением и аудированием, во втором случаи – письмом и чтением. Обучение говорению как виду речевой деятельности и происходит в рамках общения.

Различают два вида говорения: монолог и диалог. Монологическая речь требует завершенности мысли, строгое соблюдение грамматических форм, последовательности в изложении. Для диалогической речи характерны вопросы, пояснения, дополнения, вспомогательные слова и междометия. Особенности диалогической речи зависят от степени взаимоотношений собеседников. Условием же в становлении коммуникативной компетенции является формирование мотивации. Практика показывает, что мотивации способствует наглядность, дискуссии, проектная деятельность обучающихся, игры, особенно ролевые на старшей ступени обучения и др.

Очень важно, чтобы наглядность была смысловой. Обучающиеся легче выражать свою точку зрения с использованием изученной лексики при помощи наглядных опор. Наглядные пособия, носящие содержательный характер, вызывают потребность в высказывании своих мыслей и восприятии устных сообщений товарищей.

Для того чтобы человеку было комфортно в различных жизненных ситуациях, ему необходимо уметь моделировать ситуации общения. С этой целью и необходимо использовать на уроках ролевые игры. В обычной дискуссии неуверенный в себе ученик может “отмолчаться”, а в процессе ролевой игры каждый получает роль и становится партнером, и что очень важно хорошо отрабатывается учебный материал. Игра сама по себе вызывает потребность в общении, стимулирует интерес к участию в общении на иностранном языке. Ролевая игра также мотивирует речевую деятельность.

Для выражения собственных мыслей служит и метод проектов. Очень важно, что при использовании этого метода в обучении сам ученик (или группа учеников) решает, что будет содержать проект и как он его будет представлять. Важно, чтобы все задания соответствовали уровню на котором находится обучаемый. Ученик может почувствовать себя в другом качестве, а это в свою очередь повышает мотивацию к обучению, росту коммуникативной компетенции [6].

Также развитию коммуникативной компетенции способствует и проблемное обучение. Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности наличие высокого уровня мыслительной деятельности и умение выразить свои мысли. Если обучение ведет к развитию творческих способностей, его можно считать развивающим обучением; это такое обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей своих учеников в процессе обучения, когда актуализируется потребность что-то сказать, выяснить, доказать, поделиться с собеседником.

Очень важно, чтобы поставленная коммуникативная проблема соответствовала возрастным особенностям обучающихся, волновала их. Проблемный вопрос помогает обучающимся осознать цель учебной деятельности, что в свою очередь влияет на формирование ее положительных мотивов. Наиболее эффективной формой организации учебной деятельности обучающихся при решении исследовательских задач является групповая работа. Учитель в этом случаи приобретает роль организатора самостоятельной, учебно-познавательной, коммуникативной деятельности обучающихся, к тому же совершенствуются речевые умения и навыки в процессе межличностной коммуникации. Групповая работа обеспечивает индивидуальное развитие каждого ребенка, формирование межличностного интеллекта, а это в свою очередь означает высокое развитие коммуникативных способностей. Понятно, что способности к овладению иностранным языком у детей разные. Одни легко овладевают материалом и соответствующими речевыми умениями. Другим, несмотря на большие усилия с их стороны, не удается добиться тех же результатов, как бы они ни старались. Поэтому очень важно оценивать не столько реальные результаты слабого ученика, сколько его усилия и старания. В группе ему необходимо дать менее сложное задание для выполнения, либо меньшее по объему. Члены группы постоянно помогают ему по мере необходимости, но не выполняют за него задание. Их задача – лишний раз объяснить. Самой интересной формой групповой деятельности является мозговой штурм. Во время этой работы ученики тренируются кратко и четко выражать свои мысли, доказывать и аргументировать свою точку зрения. Перед ребятами ставится задача, одни предлагают решение, другие – анализируют. Важно, что во время "мозгового штурма" запрещена критика, поэтому создается спокойная доброжелательная обстановка. Ребята не бояться высказываться и допускать ошибки, что очень важно для развития коммуникативной компетентности.

В процессе обучения иностранному языку также учитываются личностные качества учащихся: темперамент; способности; навыки самообразовательной деятельности; жизненный опыт учащихся; сфера интересов; мировоззрение; эмоционально-чувственная сфера; статус личности в коллективе; наличие коммуникативной мотивации.

Обеспечению коммуникативной мотивации способствуют такие факторы, как доброжелательная обстановка на уроке; положительный эмоциональный климат; доверительные отношения между учителем и учащимися, а также между самими учащимися [6].
Литература
1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 1996.

2. Бодалев, А. А. Психологическое общение / А.А. Бодалев. – М.: Изд-во "Институт практической психологии", Воронеж: Н.П.О, "Модек", 1996.



3. Вятютнев, М. В. Теория учебника русского языка как иностранного / М. В. Вятютнев. – М., 1984.

4. Изаренков, Д. И. Базисные составляющие коммуникативной компетенции и их формирования на продвинутом этапе обучения студентов-нефилологов / Д. И. Изаренков // Рус. яз. за рубежом. – 1990. – № 4. – С. 54–60.

5. Общение и оптимизация совместной деятельности / под ред. Г. М. Андреевой. – М.: 1987.



6. http://osvita-ua.net/school/technol/730 [Электронный ресурс].

7. Рогова, Г. В. О повышении действенности урока иностранного языка / Г. В. Рогова // Иностр. яз. в шк. – 1986. – № 4. – С. 18–22.

страница 1

Смотрите также: