страница 1 Применение ИКТ в преподавании немецкого языка
Формирование у учащихся коммуникативной компетенции является главной целью обучения иностранным языкам в школе и способствует осуществлению общения средствами иностранного языка на межкультурном уровне. Выдвигается целый ряд новых требований к уровню интеллектуального, филологического и общего развития учащихся. Вступая в XXI век, объявленный Советом Европы веком полиглотов, мы не можем не заметить возросшую мотивацию современного общества к изучению иностранных языков. В настоящее время подрастающее поколение испытывает острую необходимость использования иностранного языка как инструмента межкультурного общения. Будущее нашего государства определяется уровнем их образования, воспитания, физического и духовного развития, гражданского становления. Для решения такой важной проблемы обучения иностранным языкам нужны инновационные методы преподавания.
Главной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников и обучение практическому овладению иностранным языком.
Учитель иностранного языка должен создать условия для практического овладения языком каждым учеником, выбрать необходимые методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, а также активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам.
Каждый учитель мечтает приобщить своих учащихся к изучению своего предмета, хочет видеть их более развитыми и любознательными. Все хорошо знают, как непросто воспитать у учащихся потребность изучения иностранного языка, убедить каждого учащегося в том, что ему нужно знать этот предмет, и поддерживать интерес к нему.
Использование новых информационных технологий в преподавании немецкого языка помогает нам подобрать методические средства и приемы, которые позволяют разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для обучающихся. Они также позволяют коренным образом изменить организацию процесса обучения детей, сформировать у них системное мышление.В своей работе я часто использую разнообразные электронные ресурсы, мультимедийные программы, материалы, найденные в Интернет. В Интернет мы с учениками находим различную необходимую для занятий информацию: о музеях, достопримечательностях, информацию о текущих событиях в разных странах, информацию об экологической ситуации в разных уголках мира, о национальных праздниках и т.д. И эти материалы выступают в роли «реального «культурного носителя» в процессе межкультурной коммуникации. При этом моя роль, как учителя немецкого языка языка состоит в том, чтобы адаптировать их к данному учебному курсу, изучаемой теме и языковому уровню учащихся.
Учащиеся нашего лицея принимают участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет и т.д. В своей работе я также использую информационные технологии на своих уроках. Использование богатых иллюстративных, звуковых и интерактивных возможностей компьютера создаёт благоприятный эмоциональный фон на занятиях, способствуя развитию учащегося. Учащиеся не только получают важную и нужную информацию, но и испытывают очень сильные положительные эмоции, такие как удивление, восторг, радость, азарт.
При условии использования на уроке презентаций процесс обучения становится более эффективным и личностно – ориентированным.
На мой взгляд, презентации удобны и для учителя, и для учеников. Кроме текста, она включает в себя картинки, графики, таблицы, видео и музыкальное сопровождение. Составление требует большой подготовки учителя по выбору материала, продумывания структуры, выбора оформлении, учитывая этическую сторону презентаций и здоровье сберегающие технологии.
Презентация - целенаправленный информационный процесс, решающий свои задачи, в котором компьютер выступает не только как средство, дающее большую свободу для творчества, но и как своего рода генератор новой эстетики. Это способствует повышению эффективности восприятия и запоминания подаваемого в презентации материала.
Умение работать с огромным потоком информации является сегодня совершено необходимым для специалистов в любой области. Основу же для этого умения можно и нужно закладывать еще в школе.
Способность отобрать важную информацию, проанализировать ее вырабатывается на практике с помощью аналитического чтения. Использование информационных технологий позволяет школьникам практически применять свои знания, умения и навыки, потому и является одной из форм организации исследовательской и познавательной деятельности, при которой успешно реализуется кооперативная коллективная деятельность, позволяющая повысить мотивацию изучения иностранного языка.
На своих уроках я часто применяю интеграцию информационных технологий, например, считаю целесообразным применение компьютерного обучения в виде электронных тестов или заданий на уроках развития и контроля грамматических навыков. На уроках я использую тестирование такого качества при анализах грамматического материала по изученной теме. Выполняя задание учащиеся сами определяют темп работы, т. е. компьютер как нельзя лучше соответствует принципам индивидуального обучения. Учащиеся могут допускать ошибки, но они имеют возможность через оценивание компьютера тут же их анализировать и исправлять. В итоге, происходит экономия времени как учащихся, так и учителя, которому не нужно подходить индивидуально к каждому и указывать на ошибки, а детям не нужно тратить время на ожидание контроля и объяснения учителя.
На мой взгляд, высокой результативности применения информационных средств обучения способствуют:
1. проявление самостоятельности и творческого подхода учащихся к выполнению задания ;
2. повышение образовательного уровня учащихся не только по иностранному языку, но и по смежным предметам;
3. большая информативная ёмкость материала и его систематизация;
4. снятие перенапряжения и утомляемости учащихся за счёт переключения на разнообразные виды деятельности (слушание музыки при раскрытии необходимой темы или образа, посещение виртуальных выставок различных художников, прослушивание стихотворений немецких поэтов в оригинале с информационного носителя и перевода на русский язык в исполнении учащихся, работа с информационными технологиями, просмотр видеофильмов по нужной тематике, виртуальные географические экскурсии);
5. в итоге, повышение мотивации и уровня знаний, умений и навыков по немецкому языку.
страница 1
|