Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
Ф КГМА 4/3-04/02

ИП №6 от 14 июня 2007г

Карагандинский государственный медицинский университет

Кафедра социальной медицины и организации здравоохранения

Лекция
Тема: «Функции управления. Функция планирования, функция организации, функция мотивации, функция контороля»

Специальность: 5В110400-«Медико-профилактическое дело»
Курс III
Время 1 час

Караганда 2012


Утверждена на заседании кафедры ______. Протокол №

Зав. Кафедрой социальной медицины

и организация здравоохранения А.К.Султанов

Тема: «Функции управления. Функция планирования, функция организации, функция мотивации, функция контроля»




  1. Основные психологические качества успешного руководителя.

  2. Особенности психических процессов управленца.

  3. Управленческие способности руководителя.

  4. Проблема профессионального выгорания руководителя.

  5. Классификации стилей руководства.

  6. Теории лидерства.

  7. Методы руководства.

  8. Проблема гендерных особенностей управленческой деятельности.

  9. Система функций субъекта управления.

  10. Психологическое значение целеполагания.

  11. Принятие решения как функция управления. Основные подходы к процессу принятия решения.

  12. Виды управленческих решений. Индивидуальные различия решений.

В процессе решения различных управленческих задач руководитель выбирает те или иные стратегии и тактики. У каждого руководителя в его управленческом труде формируется:


1) субъективное понимание задач;
2) собственное понимание проблемы.
Однако для нормального функционирования организации руководитель должен принимать эффективные решения, т. е. выбирать стратегии и тактики, адекватные управленческой ситуации.

Выбор управленческой стратегии всегда предлагает ответ на следующие вопросы:



1. Правомерно ли в данной ситуации ставить эту управленческую задачу и нужно ли ее решать?
2. Имеются ли условия для реализации поставленной управленческой задачи?
3. Что будет, если задачу не решать?
Важное значение имеет правильная оценка значимости задачи, ее сложности, чтобы субъективно задача не была отнесена в разряд неактуальных, второстепенных.
Опыт управленческой деятельности руководителей показывает, что, чем больше субъективные оценки руководителя будут совпадать с объективной важностью задач, тем выше вероятность выбора им наиболее эффективных стратегий их решения. Значит, стратегия имеет прямое отношение к самой постановке задачи.
Под тактикой понимается выбор способа или средств достижения цели (решения задачи). В тактике, по существу, заложено соотношение желаемого и действительного - противоречие между тем, что хотел бы сделать руководитель, и тем, что он в действительности может сделать.
При выборе тактики рассматриваются средства достижения цели и корректировка самой цели. Выбирая тактику в решении конкретных управленческих задач, руководитель исходит из необходимости правильной оценки:
1) значимости задач;
2) времени для их решения;
3) соотношения перспективных и текущих задач;
4) степени сложности задач.
Выбор той или иной тактики зависит:
1) от индивидуального опыта управленческой практики руководителя;
2) от сути самой проблемной ситуации;
3) от личностных особенностей руководителя.
Выбор определенной тактики избирателен. Индивидуальная управленческая концепция руководителя складывается в зависимости от занимаемой им должности, уровня компетентности, субъективных возможностей.
Важным фактором, определяющим психологический механизм выбора тактики, является понимание руководителем важности управленческих задач. При решении одной и той же управленческой задачи разные руководители выбирают разные тактики. Можно сформулировать иерархию наиболее предпочтительных тактик в решении определенных управленческих задач:
1. Тактика риска с повышенной ответственностью.
2. Тактика длительного периода решения с целью снятия с себя части ответственности.
3. Тактика самостоятельного решения задачи с риском.
4. Тактика минимума самостоятельности и ухода от ответственности за возможное нерешение задачи.
Психологические причины, лежащие в выборе различных тактик, могут быть следующие: ориентация на достижение успеха в деятельности, высокая самооценка, положительные социальные установки, стремление «выделиться».
Стратегия поведения руководителя в условиях конфликтной деятельности может определяться как:
1) стратегия противоборства, когда руководитель берет на себя командную роль, воздействует на мнения других и игнорирует интересы другой стороны;
2) стратегия сотрудничества, в основе которой лежит стремление достигнуть успеха, учитывая интересы других;
3) стратегия компромисса, основанная на выборе «средней» позиции между противоборством и сотрудничеством;
4) стратегия «ухода» от ответственности за реализацию управленческих задач, возникающая из-за некомпетентности руководителя, боязни ответственности и наказания;
5) стратегия приспособления, когда руководитель не проявляет ни активности, ни заинтересованности в достижении положительных результатов при осуществлении цели.
Выбор той или иной стратегии и тактики в решении управленческих задач зависит и от типологии самих руководителей. Руководитель с явно выраженными лидерскими качествами не будет выбирать стратегию ухода или приспособления, а выберет скорее стратегию противоборства или сотрудничества. Зная характер руководителя, можно делать прогноз относительно выбора им определенной стратегии в решении управленческих задач.

Задачи психологии управления:

• психологический анализ деятельности специалистов-управленцев;

• изучение механизмов психической регуляции трудовой деятельности в нормальных и экстремальных условиях;

• исследование психических особенностей лидерства;

• разработка психологических рекомендаций по использованию психологических знаний в процессе управления, в разрешении конфликтов, изменении психологического климата в организациях;

• изучение процессов группового взаимодействия;

• исследование механизмов мотивации человека.

Психологический анализ деятельности специалистов-управленцев. Для того чтобы грамотно руководить коллективом и успешно выполнять работу, нужно уметь анализировать свои действия, от которых зависит принятие правильных решений.

Изучение механизмов психической регуляции трудовой деятельности в нормальных и экстремальных условиях. Чтобы в любой ситуации принять адекватное решение, нужно изучать механизмы трудовой деятельности.

Исследование психических особенностей лидерства. Лидерство – это процесс, посредством которого один индивид влияет на поведение других и организует их деятельность в соответствии с поставленными организацией связями. Руководители, отличаются по своим индивидуальным стилем и подходам к управлению. Одно из ключевых различий-то, насколько руководители направляют своих подчиненных, т.е. степень, в которой они указывают подчиненным, как следует выполнять их работу. Другим отличием является мера их автокритичности или демократичности в процессе принятия решений, т.е. в какой степени они разрешают подчиненным участвовать в этом процессе, для этого и нужно изучать психические особенности лидерства.

Разработка психологических рекомендаций по использованию психологических знаний в процессе управления, в разрешении конфликтов, изменении психологического климата в организациях. Отношение к работе и коллегам представляют собой устойчивые чувства, выражающие в убеждениях и типах поведения, они направлены на производственную деятельность, на членов своей рабочей группы, организационную среду. Важнейшим показателем отношения к производственной деятельности является удовлетворение работой.

Важной стороной деятельности менеджера является разрешение возникающих в организации конфликтов. Конфликт – это трудноразрешимое противоречие, сопровождающееся острыми эмоциональными переживаниями, столкновением противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений. Основными способами управления конфликтом являются сделка, выработка общих целей, уточнение и разъяснение механизмов ответственности и полномочий, посредничество и арбитраж. Нужно разрабатывать рекомендации, чтобы в организации был устойчивый психологический климат.

Изучение процессов группового взаимодействия. Люди объединяются в группы из соображений безопасности, престижа, самоуважения, силы для удовлетворения потребностей и достижения целей. Группа – это два или более индивида, объединенных общей деятельностью таким образом, что каждый из них влияет на другого или других. Чтобы грамотно управлять группой, нужно изучать поведение людей и их взаимодействие в коллективе.

Исследование механизмов мотивации человека. Мотивация – совокупность процессов, которые направляют и поддерживают человеческое поведение, побуждают к достижению значимых целей, определяют активность личности. Для повышения уровня мотивации необходимо прибегать к разработке обязанностей и составлению заданий. Менеджер-практик должен знать, что мотивация требует учета особенностей личности работника и постановки конкретных, измеримых, реалистичных, согласованных и определенных по времени целей. Для того, чтобы их решить, необходимо исследовать механизмы мотивации.

Таким образом, основной задачей является изучение и решение проблем управленческой деятельности, которая выполняется с помощью психологических знаний и теорий.

2. Психологические законы и закономерности управления

Психологические законы управления

Психология управления как отрасль практической психологии изучает в том числе и управленческую деятельность. Законы психологии управления проявляются во взаимодействии в межличностных отношениях и в групповом общении, и действуют, как и любой закон, в независимости от того, знаем мы их или не знаем. Основными законами психологии управления и управленческой деятельности в целом являются:

1. Закон неопределенности отклика.

2. Закон неадекватности взаимного восприятия.

3. Закон неадекватности самооценки.

4. Закон искажения информации.

5. Закон самосохранения.

6. Закон компенсации.

Закон неопределенности отклика называют законом зависимости внешних воздействий ранних психологических условий. Он основывается на двух психологических явлениях — апперент и наличии стереотипов сознания. Апперент – зависимость восприятия от прошлого опыта. Стереотипы сознания — устойчивые мнения, оценки, суждения, которые неточно и неполно отражают окружающую действительность и влияют на поведение, создавая явные или скрытые коммуникационные барьеры.

Этот закон утверждает, что разные люди в разное время могут по-разному реагировать на одинаковые воздействия. На грубость в свой адрес один человек ответит грубостью, другой — смолчит, а третий будет стараться успокоить грубияна. «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется», — в этих словах Ф. Тютчева отражена сущность закона неопределенности отклика. Руководителю следует иметь в виду еще одно проявление этого закона: даже один и тот же человек в разное время может качественно по-разному реагировать на одно и то же воздействие. Множество внутренних психологических факторов (настроение, эмоциональное состояние и т. д.) серьезно влияют, а порой и определяют реакции конкретного человека в конкретных ситуациях.

И эти факторы невозможно учесть в полной мере. Не стоит предполагать, что можно всегда и везде предопределить реакцию (отклик) собеседника на какое-либо ваше действие. Отклик нельзя предвидеть — это непреложный закон психологии управления.Например: начальник отдает распоряжение и надеется, что оно будет исполнено (ожидает определенного отклика). Иногда так и происходит, а иногда — нет. Представим, что задание выполнено неточно, неправильно или не выполнено вообще. Начальник выясняет у подчиненного причины, по которым не выполнено задание, и одновременно анализирует ситуацию сам. В данной ситуации у обоих под влиянием апперцепции и стереотипов сознания возникают свои, иногда диаметрально противоположные объяснения данному факту. Руководитель может счесть своего сотрудника бездельником или саботажником. Подчиненный, в свою очередь, может найти десятки «объективных» обстоятельств в свое оправдание. И начальник, и подчиненный совершают ошибку: первый — потому что избрал непригодный способ взаимодействия с подчиненным, второй — потому, что избрал неправильный способ защиты.

Закон неадекватности взаимного восприятия состоит в том, что человек никогда не может постичь другого человека с той полнотой, которая была бы достаточной для принятия серьезных решений относительно этого человека. Наше восприятие «устроено» таким образом, что практически никогда не бывает полностью адекватным, точным и полным. Даже самый обыкновенный предмет, находящийся у нас перед глазами, мы никогда не воспринимаем целиком и полностью, а всегда видим в определенном ракурсе, то есть только ту его часть, которая попадает в поле зрения и непосредственно воздействует на наши рецепторы.

Такое искажение вызывается многими причинами, основными из которых психологи считают следующие:

1) Человек постоянно находится в состоянии изменения. Известно, что в любой момент времени каждый человек может находиться на разных уровнях физического, физиологического, интеллектуального, социального, нравственного, эмоционального и сексуального развития.

2) Человек всегда осознанно или неосознанно защищается от попыток раскрыть его особенности и «слабые места», чтобы не стать жертвой чьих-либо манипуляций.

3) Часто человек не может дать исчерпывающую информацию о себе потому, что не в полной мере знает себя. А в некоторых случаях он, часто сам того не подозревая, старается показаться не таким, Какой есть на самом деле, а таким, каким ему хочется быть в глазах других людей. Психологи настаивают, что неадекватность восприятия и стремление человека показать себя лучше, чем он есть, необходимо учитывать, принимая любое управленческое решение.

В осуществлении управленческой деятельности с учетом закона неадекватности восприятия руководители должны использовать следующие принципы подхода к людям:

а) принцип универсальной талантливости, который с управленческой точки зрения принимает форму девиза: «Нет людей бездарных, неспособных. Есть люди, занятые не своим делом»;

б) принцип развития заключается в том, что способности (как общие, так и специальные) могут развиваться;

в) принцип неисчерпаемости свидетельствует о том, что ни одна оценка, данная человеку, не может считаться окончательной.

Закон неадекватности самооценки. Суть этого закона состоит в том, что при попытке оценить себя человек сталкивается с теми же внутренними барьерами и ограничениями, что и при оценке других людей. Известно, что самооценка редко бывает адекватной — она либо завышена, либо занижена. Человеку свойственно в чем-то себя переоценивать и в то же самое время в чем-то недооценивать, и это накладывает отпечаток на выводы, которые он делает относительно себя. Человек — это существо не только рациональное, логическое, разумное, но и эмоциональное, нерациональное, а порой и неразумное, поэтому скрытые внутренние движущие силы, заставляющие человека действовать определенным образом, самим этим человеком порой не осознаются. Именно поэтому логический, рассудочный самоанализ (так же, как и анализ других людей) никогда не бывает вполне адекватным.

Закон искажения информации. Иногда его называют законом потери смысла управленческой информации, или законом расщепления смысла управленческой информации. Суть этого закона заключается в том, что управленческая информация (директивы, приказы, распоряжения и т. д.) имеет тенденцию к изменению смысла в процессе движения «сверху вниз». В основе потери смысла информации лежит язык, на котором передается управленческая информация. Какими бы строгими или точными не были используемые в языке понятия, всегда имеется возможность разного толкования одного и того же сообщения. Установлено, что устная информация воспринимается с точностью до 50 %.

Если информация неполная, если доступ к ней ограничен, и потребность подчиненных в получении оперативных сведений удовлетворяется не полностью, то люди неизбежно начинают домысливать, додумывать, дополнять то, что знают, опираясь на непроверенные факты и собственные догадки. И тогда объем информации может измениться не только в сторону уменьшения, но и в сторону увеличения. Кроме того, люди, воспринимающие информацию и передающие ее, отличаются друг от друга по уровню образования, интеллектуального развития, по своим потребностям, а также и по физическому и психическому состоянию. Это тоже накладывает отпечаток на процесс передачи информации. Чтобы свести искажение к минимуму, специалисты в области психологии управления рекомендуют:

1) Уменьшить, насколько это возможно, количество передаточных звеньев, участвующих в процессе распространения информации.

2) Своевременно снабжать сотрудников всей необходимой информацией по тем вопросам, которые они должны решать.

3) Поддерживать обратную связь с подчиненными с целью контроля за правильностью усвоения получаемых сведений.

Закон самосохранения состоит в том, что одним из ведущих мотивов, определяющих поведение людей, является сохранение личного статуса, состоятельности, собственного достоинства. Прямое или косвенное ущемление достоинства вызывает отрицательную реакцию. Например, на производственном совещании руководитель предложил присутствующим высказаться по какому-либо вопросу. Один из присутствующих сразу отреагировал на это предложение, но сказал что-то невпопад. «Вечно вы начинаете с глупостей», — ответил на это руководитель. В этой ситуации у всех присутствующих сознание моментально переключается с задачи обсуждения на задачу защиты собственного достоинства. Это значит, что человек невольно начинает думать о том, как бы не оказаться в положении первого выступающего. Он перестает работать на поставленную задачу и старается угадать позицию руководителя. А это снижает творческий потенциал участников совещания — людей, коллективно решающих проблему.

Закон компенсации в общем виде означает, что человек, имеющий какие-то недостатки, сложности или проблемы в одной области жизнедеятельности, осознанно или неосознанно старается компенсировать их усиленной работой в другой области. Применительно к психологии управления это означает, что при высоком уровне стимулов к данной работе или высоких требованиях к человеку недостаток каких-либо способностей к данному виду деятельности возмещается другими способностями или навыками и умением работать. Если это происходит неосознанно, то необходимый опыт приобретается методом проб и ошибок. Но если компенсация осуществляется сознательно, то эффект от нее можно увеличить. К примеру, слаборазвитую память можно компенсировать умело организованным трудом и использованием системы фиксирования информации: записными книжками, диктофонами, еженедельниками и т. д.

Таким образом, на результат деятельности руководителя оказывает определяющее влияние его умение строить процесс управления с учетом законов и закономерностей психического и социального развития трудового коллектива, индивидуальный подход к людям, который основывается на достижениях современной психологии управления.

Роль законов управления выражается в том, что они:

1.образуют теоретический фундамент науки;

2.способствуют переходу эмпирического подхода к профессиональному;

3.позволяют правильно оценить возникающую ситуацию;

4.позволяют анализировать зарубежный опыт;

5.выражают качественные свойства и связи процессов и явлений, характеризующих отношения управления и направления их развития.





страница 1

Смотрите также: