страница 1 «ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ, СОДЕРЖАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
общеобразовательных УЧРЕЖДЕНИЙ»
от 15.07.2010 № 94
(выписка)
Организация учебного процесса
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
К САНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ БЛАГОУСТРОЙСТВУ
56. Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные – во время уроков.
До и после окончания уроков, а также между первой и второй сменами, проводится сквозное проветривание учебных помещений с учетом установленной длительности сквозного проветривания учебных помещений согласно приложению 3 к настоящим Санитарным правилам.
В теплые дни уроки проводятся при открытых фрамугах и форточках.
57. При температуре наружного воздуха выше +5º С и скорости движения наружного воздуха не более 2 м/сек уроки по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» (далее – физической культуры) в спортивных залах могут проводиться с открытыми окнами с подветренной стороны, при более низкой температуре воздуха и большей скорости движения воздуха – с открытыми фрамугами.
При температуре наружного воздуха ниже -10ºС и скорости движения воздуха более 7 м/сек сквозное проветривание спортивного зала проводится в отсутствие учащихся.
ГИГИЕНГИЧеСКИЕ требования
к Естественному и искусственному освещению
61. Направление основного светового потока естественного освещения в учебных помещениях должно быть левостороннее.
62. При ориентации окон учебных помещений на азимуты 200º – 275º предусматривается солнцезащита. В качестве солнцезащитных устройств используются жалюзи, шторы, обладающие достаточной степенью светопропускания и хорошими светорассеивающими свойствами.
Использование штор в декоративных целях запрещается.
Используемые шторы в нерабочем положении не должны закрывать световые оконные проемы учебных помещений.
63. Цветы, выращиваемые в учебных помещениях общеобразовательных учреждениях, не должны закрывать световые оконные проемы. Цветы в учебных помещениях размещают в переносные цветочницы высотой 65 – 70 см от пола. Высота цветов, расставленных на подоконниках, не должна превышать 15 см (не включая высоту цветочных горшков).
65. При боковом левостороннем освещении коэффициент естественной освещенности в расчетной точке (на пересечении вертикальной плоскости характерного разреза помещения и условной рабочей поверхности на расстоянии 1,2 м от стены, наиболее удаленной от световых проемов) должен быть не менее 1,5%.
Расчетное значение средневзвешенного коэффициента отражения внутренних поверхностей интерьера учебного помещения должно быть равным 0,5, для обеспечения которого предусматривается следующее:
рабочие поверхности школьных парт и столов должны иметь матовое или с незначительным блеском покрытие светлых тонов (светло-зеленого, зеленовато-голубого, голубовато-зеленого, зеленовато-желтого или с сохранением текстуры древесины);
классная доска должна быть зеленого, темно-коричневого, синего цвета;
стены, потолки, полы, оборудование учебных помещений должны иметь матовую поверхность;
стены должны быть в светлых тонах (бледно-желтый, бледно-зеленый, бледно-голубой и другие);
оконные рамы и переплеты должны быть светлых тонов;
потолок должен быть белого цвета.
66. Источники искусственной освещенности должны обеспечивать равномерное и достаточное освещение помещений в соответствии с гигиеническими нормативами искусственной освещенности помещений общеобразовательных учреждений согласно приложению 4 к настоящим Санитарным правилам.
67. В учебных помещениях общеобразовательных учреждений:
должны использоваться преимущественно люминесцентные лампы с электронной пускорегулирующей аппаратурой, имеющие цветовую температуру 3500 – 4000 о К и произведенные в соответствии с ТНПА для использования в учреждениях для детей;
электросветильники располагают в виде сплошных или прерывистых линий параллельно световым оконным проемам (линии зрения учащихся), при этом должно предусматриваться раздельное включение рядов светильников;
при освещении лампами накаливания должны использоваться подвесные светильники рассеянного света с высотой подвеса над рабочей поверхностью 1,9 м;
электросветильники с лампами накаливания должны использоваться закрытые или частично открытые в сторону потолка, с люминесцентными лампами – закрытые или ребристые.
68. Используемые в общеобразовательных учреждениях неисправные и перегоревшие газоразрядные лампы собирают в контейнер в специально выделенном помещении и направляют на утилизацию в установленном порядке.
69. В пасмурные дни искусственным освещением в общеобразовательных учреждениях необходимо пользоваться в течение всего рабочего дня.
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ОборудованиЮ помещений
72. Основным видом ученической мебели для учащихся 1 – 4 классов должна быть парта с наклонной поверхностью рабочей плоскости 7 – 15º. Передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости парты (дистанция сиденья) на 4 см у парт первого номера, на 5 – 6 см – второго и третьего номеров и на 7 – 8 см – у парт четвертого номера.
Может использоваться вариант установки в одном учебном помещении разных видов ученической мебели, в том числе конторок.
К конторкам предъявляются следующие требования:
высота над полом переднего края столешницы конторки, обращенной к учащемуся, должна быть 75 см для учащихся ростом 115 – 130 см, 85 см – ростом 130 см – 145 см, 95 см – ростом 145 см – 160 см;
угол наклона столешницы должен быть 15 – 17º.
Шкафы и другое оборудование устанавливаются у задней стены учебного помещения.
73. При расстановке столов и парт должны соблюдаться следующие требования:
столы и парты расставляют преимущественно в 3 ряда по номерам: меньшие – ближе к классной доске, большие – дальше;
столы и парты для учащихся с нарушением слуха и зрения независимо от их номера ставят первыми;
столы и парты устанавливаются параллельно стене со световыми оконными проемами при обязательном левостороннем освещении;
расстояние между рядами одноместных столов должно быть не менее 0,5 м, двухместных – не менее 0,6 м;
расстояние первого ряда столов и парт от стены со световыми оконными проемами – не менее 0,5 м;
расстояние третьего ряда столов и парт от внутренней стены – не менее 0,5 м;
конторки устанавливаются последними в рядах или первым рядом от стены, противоположной стене со световыми оконными проемами с соблюдением требований по размерам проходов;
расстояние последних столов, парт до задней стены – не менее 0,7 м;
наибольшая удаленность последнего места учащегося от классной доски – не более 8,6 м;
расстояние от первых столов, парт до доски должно быть 1,6 – 2,0 м в среднем ряду и 2,4 м – в крайних рядах (должно обеспечивать угол рассмотрения 35º).
Могут использоваться другие варианты расстановки столов, парт, при этом должен обеспечиваться нормативный уровень естественной освещенности рабочих мест, правостороннее освещение должно быть кратковременным.
74. Высота подвеса нижнего края классной доски должна быть 85 см в учебных помещениях для учащихся 1– 4 классов и 95 см – для учащихся 5 – 11 классов.
Классные доски должны иметь лоток для задержания меловой пыли, хранения мела, уборочных салфеток или ветоши, держатель для указки и чертежных принадлежностей.
В учебных помещениях целесообразна установка двух – трех классных досок для снижения статических нагрузок у учащихся.
77. Кабинеты информатики оборудуются в соответствии с требованиями, предъявляемыми Санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами к видеодисплейным терминалам, электронно-вычислительным машинам и организации работы.
78. Кабинеты иностранного языка оборудуются столами закрытыми с акустическими полукабинами и (или) столами открытыми без акустических полукабин.
Столы могут быть одноместными, двухместными и многосекционными.
79. Углы и ребра крышек столов, сидений и спинок стульев должны быть закруглены, не иметь острых выступающих частей и заусенцев.
При ремонте ученической мебели не должны изменяться основные размеры каждой группы столов и стульев, парт.
80. Для обучения учащихся обслуживающими видами труда предусматриваются отдельные помещения для занятий швейным делом и для занятий кулинарией.
Кабинет для занятий швейным делом оборудуется специальными столами для построения выкроек и раскроя, швейными машинами, манекеном и зеркалом для примерок.
Столы расставляются в 2 – 3 ряда. Швейные машины устанавливают вдоль окон в один – два ряда так, чтобы свет падал на лапку машины слева или спереди. Гладильные доски устанавливают в непосредственной близости от рабочего места учителя.
В кабинете для занятий кулинарией устанавливается электроплита, холодильник, две моечные ванны, умывальник, предусматривается место для хранения разделочных досок и посуды, выделяются раздельные рабочие места и разделочный инвентарь для обработки сырых и готовых пищевых продуктов.
81. В слесарной мастерской:
верстаки располагают перпендикулярно к окнам так, чтобы свет падал слева:
одноместные верстаки расставляют в 4 ряда с расстоянием между рядами 1 м;
двухместные верстаки устанавливают в 2 ряда с расстоянием между ними 1,5 м;
тиски крепят к верстакам так, чтобы расстояние между осями тисков было не менее 90 см.
Верстаки на занятиях по рубке металла должны оснащаться предохранительной сеткой высотой 65 – 70 см.
Сверлильные, заточные и другие станки устанавливаться на специальном фундаменте, оборудоваться предохранительными сетками, стеклами и местным электроосвещением.
Станки располагают в зависимости от характера работы, конструкции и размеров станков с учетом системы естественного освещения: перпендикулярно, параллельно или под углом 30 º – 45º по отношению к окнам.
82. В столярной мастерской верстаки расставляют под углом 45º к окну, либо в три ряда перпендикулярно к светонесущей стене. Расстояние между верстаками должно быть не менее 80 см друг от друга. Комбинированный деревообрабатывающий станок должен размещаться в отдельном помещении и оборудоваться системой местной вытяжной вентиляции.
83. Размещение оборудования в комбинированной мастерской осуществляется в соответствии с теми же требованиями, что и для слесарной и столярной мастерских.
84. Столярные и слесарные верстаки, станки должны соответствовать росту учащихся и при необходимости оснащаться подставками для ног.
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ требования
к Организации ОБРАЗОВАтельного процесса
95. Прием учащихся в первые классы всех типов общеобразовательных учреждений осуществляется на основании медицинской справки о состоянии здоровья, выданной организацией здравоохранения в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
96. Уроки в общеобразовательных учреждениях должны начинаться не ранее 8.00 в первую смену, не позднее 14.00 – во вторую смену.
Уроки во вторую смену должны заканчиваться не позднее 19.30. При невозможности выполнения требования, указанного в части второй настоящего пункта, образовательный процесс организуется в режиме 6-дневной учебной недели.
Оптимальным является организация образовательного процесса с 9.00 (в первую смену).
97. Продолжительность урока, факультативного занятия во 2 – 11 классах общеобразовательных учреждений не должна превышать – 45 минут.
98. Образовательный процесс при обучении на I, II и III ступенях общего среднего образования организуется в режиме шестидневной школьной недели, включающей пятидневную учебную неделю и один день для проведения с учащимися физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых и других воспитательных мероприятий. В 9 – 11 классах в шестой школьный день могут проводиться факультативные занятия.
Факультативные занятия в течение учебной недели проводятся в дни с наименьшим количеством обязательных уроков.
Недельная учебная нагрузка учащихся не должна превышать максимальную допустимую недельную учебную нагрузку учащихся согласно приложению 7 к настоящим Санитарным правилам и установленную типовыми учебными планами.
Максимальная допустимая недельная учебная нагрузка учащегося определяется суммой учебных часов на изучение учебных предметов и часов для факультативных занятий или для изучения отдельных учебных предметов на повышенном уровне.
100. Максимальная учебная нагрузка учащихся должна быть в дни наибольшей работоспособности: вторник и (или) среда – в 1 – 4 классах; вторник, среда и (или) пятница – в 5 – 11 классах, равномерно распределена по другим дням учебной недели.
Расписание уроков на учебную неделю составляется с учетом ранговой шкалы трудности уроков согласно приложению 8 к настоящим Санитарным правилам.
102. Два урока могут быть объединены:
физической культуры при выполнении программы по лыжной подготовке;
по отдельным учебным предметам, изучаемым на повышенном уровне (кроме уроков физической культуры);
по учебным предметам, изучаемым в объеме одного часа в неделю в 10 – 11 классах;
трудового обучения, кроме 1 – 4 классов;
при проведении лабораторных и контрольных работ.
103. Контрольные работы в общеобразовательных учреждениях должны проводиться в соответствии с графиком, утвержденным руководителем общеобразовательного учреждения, не более чем по одному учебному предмету в день в одном классе.
Проведение контрольных работ в понедельник и на последних уроках запрещается.
104. Организация уроков информатики должна соответствовать требованиям санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, предъявляемых к видеодисплейным терминалам, электронно-вычислительным машинам и организации работы.
105. Организованные формы физического воспитания учащихся включают:
уроки физической культуры;
физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня;
внеклассные спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме школьной недели.
Физическое воспитание учащихся осуществляется в соответствии с образовательными стандартами и разработанными на их основе учебными планами и программами.
106. Физическое воспитание учащихся должно проводиться в условиях, соответствующих требованиям настоящих Санитарных правил и требованиям санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, предъявляемых к устройству и эксплуатации спортивных сооружений.
Учащиеся допускаются к физкультурным и спортивным занятиям только в спортивной одежде и обуви.
Уроки по физической культуры на открытом воздухе не проводятся при температуре воздуха ниже -15º С и скорости движения воздуха более 1 – 3 м/сек, а также в дождливые дни.
107. Ежегодно до 1 сентября на основании медицинских справок о состоянии здоровья должно проводиться распределение учащихся на группы для проведения уроков физической культуры: основная, подготовительная, специальная, лечебной физкультуры.
Уроки с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к подготовительной группе, проводятся вместе с основной группой согласно рекомендации врача-педиатра (врача общей практики).
Занятия с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной группе, должны проводиться отдельно от уроков физической культуры учителями, прошедшими специальную подготовку. Наполняемость специальной группы предусматривается не более 12 учащихся.
Занятия с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к группе лечебной физической культуры, должны проводиться медицинским работником, прошедшим подготовку по лечебной физической культуре, в оборудованных для этих целей помещениях организаций здравоохранения или общеобразовательных учреждений.
108. К занятиям в спортивных секциях, участию в спортивных соревнованиях учащиеся допускаются с разрешения врача-педиатра (врача общей практики), к туристским походам – с разрешения медицинского работника общеобразовательного учреждения.
109. Медицинский работник общеобразовательного учреждения совместно с руководителем общеобразовательного учреждения или его заместителем не реже одного раза в месяц осуществляют контроль за организацией и проведением всех форм физического воспитания учащихся.
При правильной организации урока физической культуры и здоровья частота пульса у учащихся в основной части урока может увеличиваться на 80 – 100% по отношению к исходной, в заключительной части должна наблюдаться выраженная тенденция к снижению частоты пульса. Частота пульса к концу урока не должна превышать исходную более чем на 20%.
Гигиеническая оценка организации физического воспитания учащихся в учреждениях образования проводится специалистами по врачебному контролю диспансеров спортивной медицины, медицинскими работниками общеобразовательных учреждений, специалистами уполномоченных органов и учреждений госсаннадзора.
111. При организации трудового обучения учащихся общеобразовательных учреждений общая продолжительность практической работы для учащихся 2 классов не должна превышать 25 минут, 3 – 4 классов – 35 минут.
Продолжительность непрерывной работы учащихся 2 – 4 классов с бумагой, картоном, текстильными материалами должна предусматриваться от 7 до 10 минут, с деревом и проволокой – не более 5 минут.
Использование в трудовом обучении утиля, стекла, легко воспламеняющихся материалов, жидкостей и газов не допускается.
Оптимальная плотность основной и вспомогательной работы учащихся 5 – 9 классов на занятиях техническим трудом не должна превышать 65%, на уроках швейного дела – 70%. Длительность непрерывной работы по основным трудовым операциям предусматривается не более 10 минут в 5 классах, 15 минут – в 6 – 7 классах, 20 минут – в 8 – 9 классах.
112. Учащиеся общеобразовательных учреждений могут привлекаться к общественно полезному труду с учетом состояния здоровья и в пределах:
25 минут в учебную неделю в 1 – 2 классах;
45 минут в учебную неделю в 3 – 4 классах;
одного часа в школьную неделю в 5 – 8 классах;
1 часа 30 минут в школьную неделю в 9 – 11 классах.
В рамках общественно полезного труда могут выполняться работы по:
самообслуживанию: уборка своего рабочего места, сервировка обеденного стола и уборка посуды со стола – учащимися с 1 – 2 класса; ухаживание за комнатными растениями, влажная уборка пыли в учебном помещении – с 3 класса; уборка территории – с 5 класса; дежурство в обеденном зале (сервировка обеденного стола, подача на столы порционных холодных блюд) – с 7 класса; влажная уборка учебного помещения – с 8 класса;
собиранию и изготовлению коллекций местного природного материала, гербариев учащимися 3 – 11 классов;
ремонту наглядных и учебных пособий, книг в библиотеке (проклейка, ремонт переплетов) учащимися 3 – 11 классов;
благоустройству территории (озеленение, уход за цветниками и газонами) учащимися 5 – 11 классов;
изготовлению изделий из бумаги, дерева, текстильных материалов учащимися 5 – 11 классов;
ремонту мебели, спортивного и игрового инвентаря учащимися 8 – 11 классов.
Запрещается привлекать учащихся к работам, запрещенным законодательством Республики Беларусь, в том числе в соответствии с:
Положением об участии несовершеннолетних учащихся в сельскохозяйственных работах, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 июня 1999 г. № 860 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г. № 47, 5/1020);
Списком работ, на которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, утвержденным постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 2 февраля 1995 г. № 13;
Нормами подъема и перемещения тяжестей вручную подростками от 14 до 18 лет, утвержденными постановлением Министерства труда Республики Беларусь 18 декабря 1997 г. № 116 (Бюллетень нормативно-правовой информации, 1998 г., № 2);
постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29 апреля 2000 г. № 9 «Об утверждении перечня легких видов труда, которые могут выполнять лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 69, 8/3712).
Также запрещается привлекать учащихся к:
работам, опасным в эпидемическом отношении – уборка санитарных узлов, надворных уборных, умывальных комнат, уборка и вывоз отбросов и нечистот;
работам, опасным для жизни – санитарная обработка чаши плавательного бассейна, мытье оконных и других стекол, электросветильников;
мытью полов учащимися младше 14 лет;
приготовлению блюд, порционированию блюд, кроме самообслуживания за своим столом.
113. Общественно полезный труд должен быть организован согласно гигиеническим требованиям, с соблюдением техники безопасности, в соответствующей одежде (халат, фартук, косынка и другое).
Используемый при работе инвентарь (лопаты, лейки, грабли и другое) должны соответствовать возрастным возможностям учащихся.
114. При организации в общеобразовательных учреждениях образовательного процесса должны предусматриваться перерывы:
длительность перерыва между первой и второй сменами должна быть не менее 20 минут;
продолжительность перемен должна быть не менее 10 минут между уроками во всех классах и 30 минут (большая перемена) – после второго урока;
вместо большой перемены могут быть перемены по 20 минут после второго и третьего уроков;
во вторую смену большая перемена может сокращаться до 20 минут;
перед пятым уроком (факультативным занятием) для учащихся 2 – 4 классов должен предусматриваться перерыв длительностью не менее 15 минут, перед шестым уроком (факультативным занятием) для учащихся 5 – 7 классов и перед седьмым уроком (факультативным занятием) для учащихся 8 – 11 классов – не менее 20 минут;
115. В режиме дня учащихся общеобразовательных учреждений, посещающих группу продленного дня, должно предусматриваться следующее:
дневной сон (в специально выделенном помещении спальни-игровой) для учащихся 6-летнего возраста и с ослабленным здоровьем;
двух – трехразовое питание в зависимости от длительности пребывания учащихся;
пребывание на открытом воздухе не менее 1,5 часов.
В качестве сменной обуви учащихся не должны использоваться домашние тапочки, сланцы, спортивная обувь.
118. На протяжении учебного года для учащихся общеобразовательных учреждений устанавливаются:
осенние, зимние и весенние каникулы общей продолжительностью не менее 30 календарных дней, а для учащихся 1 – 2 классов – дополнительно каникулы (третья неделя февраля месяца) продолжительностью в одну календарную неделю;
летние каникулы, продолжительностью не менее двенадцати календарных недель, а для учащихся, завершивших обучение на II ступени общего среднего образования, – не менее десяти календарных недель.
При неблагоприятных погодных условиях (ураган, температура атмосферного воздуха – 250 С и ниже при скорости движения воздуха более 2 м/сек) местными исполнительными и распорядительными органами может приниматься решение о временном приостановлении образовательного процесса учащихся 1 – 4 классов, а также других классов.
119. Учителя 1 – 4 классов, физической культуры и здоровья, классные руководители, воспитатели групп продленного дня и воспитатели в санаторных школах-интернатах и интернатах при общеобразовательных учреждениях должны иметь информацию о состоянии здоровья учащихся, учитывать рекомендации врача-педиатра (врача общей практики) при организации образовательного процесса.
120. Рассаживание учащихся за ученической мебелью проводится с соблюдением следующих требований:
учащихся с пониженной остротой зрения и слуха рассаживают ближе к классной доске, с высоким ростом – в первый и третий ряды;
учащихся с ревматическими заболеваниями, часто болеющих ангиной, острым воспалением верхних дыхательных путей необходимо рассаживать дальше от окон;
учащихся, пишущих левой рукой, рассаживают за партой парами или по одному, либо слева от пишущих правой рукой;
не менее двух раз за учебный год учащихся, сидящих в первом и третьем рядах, меняют местами, не нарушая соответствия мебели росту.
Продолжительность непрерывной работы за конторкой не должна превышать 7 – 10 минут для учащихся 1 – 4 классов, 15 минут – для учащихся 5 – 11 классов.
121. На каждом уроке (кроме уроков физической культуры, музыки), при появлении первых признаков утомления, необходимо проводить комплексы упражнений по профилактике утомления органа зрения согласно приложениям 6, 9 к настоящим Санитарным правилам. Могут использоваться другие комплексы упражнений по профилактике утомления органа зрения учащихся, утвержденные в порядке, установленном Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
122. Домашние задания в общеобразовательных учреждениях должны задаваться учащимся с учетом возможности их выполнения во втором классе – до 1,2 часов, 3 – 4 классах – 1,5 часов, 5 – 6 классах – 2 часов, 7 – 8 классах – 2,5 часов, 9 – 11 классах – 3 часов.
123. Масса ежедневного комплекта учебников учащихся общеобразовательных учреждений с письменными принадлежностями (без массы ранца) должна предусматриваться не более:
1,5 кг для учащихся 1 – 2 классов;
2,5 кг для учащихся 3 – 4 классов;
3,0 кг для учащихся 5 – 6 классов;
3,5 кг для учащихся 7 – 8 классов;
4,0 кг для учащихся 9 – 11 классов.
124. Общеобразовательные учреждения комплектуются медицинскими работниками, имеющими среднее медицинское образование, или врачами-педиатрами.
В общеобразовательных учреждениях должен проводиться комплекс мероприятий по охране здоровья учащихся.
Гигиеническое обучение и воспитание учащихся
178. Гигиеническое обучение и воспитание учащихся общеобразовательных учреждений должно осуществляться на уроках в виде обязательной учебной работы, предусмотренной учебными программами (уроках русского и белорусского языков, биологии, химии, физики, человек и мир, физической культуры и здоровья, трудового обучения, основ безопасности жизнедеятельности) и во внеклассной деятельности.
179. Основной формой гигиенического обучения и воспитания учащихся являются занятия, на которых:
с учащимися 2 – 4 классов в доступной форме изучаются основы и осваиваются навыки рационального режима дня и питания, организации рабочего места, охраны зрения и слуха, личной и общественной гигиены, физической культуры и здоровья, предупреждения вредных привычек, несчастных случаев, инфекционных заболеваний;
с учащимися 5 – 11 классов изучаются вопросы здорового образа жизни (вредные привычки, профилактика стресса, инфекционных заболеваний, СПИДа, половое воспитание и другое).
180. Работа по гигиеническому обучению и воспитанию учащихся проводится педагогическими и медицинскими работниками общеобразовательного учреждения с привлечением работников органов и учреждений госсаннадзора, других организаций здравоохранения.
181. Педагогические работники обязаны требовать от учащихся выполнения установленного санитарно-противоэпидемического режима, поддержания чистоты помещений и территории, своевременного проветривания учебных помещений, опрятности одежды и обуви, регулярного мытья рук, а также правильной посадки за партами (столами).
182. Вопросы состояния здоровья учащихся, обеспечения санитарно-эпидемического благополучия в общеобразовательном учреждении должны постоянно контролироваться руководителем и медицинскими работниками общеобразовательного учреждения, систематически рассматриваться на заседаниях педагогических советов.
ГЛАВА 8
Гигиенические Требования
к содержанию ТЕРРИТОРИИ И помещений
125. Территория общеобразовательного учреждения должна содержаться в чистоте. В теплое время года при сухой и жаркой погоде территория до начала работы должна поливаться водой, в зимнее – своевременно очищаться от снега и льда и посыпаться песком.
Контейнеры для сбора мусора должны очищаться с последующей дезинфекцией при их заполнении на 2/3 объема.
128. На территории общеобразовательного учреждения не должно быть безнадзорных животных.
129. При входе в здания общеобразовательного учреждения предусматриваются устройства для очистки обуви, устанавливаются урны, очистка которых должна производиться ежедневно и по мере заполнения.
130. Все помещения общеобразовательного учреждения должны содержаться в чистоте, для чего они подлежат ежедневной влажной уборке с применением моющих средств (или моющих средств и средств дезинфекции) в соответствии с инструкциями по их применению при открытых окнах и фрамугах.
Ежедневной влажной уборке подлежат полы, подоконники, мебель, классные доски, дверные ручки, санитарно-техническое оборудование. При уборке помещений используются средства малой механизации, пылесосы.
131. Влажная уборка помещений общеобразовательных учреждений проводится по мере загрязнения, но не реже:
всех учебных помещений – после окончания первой и второй смены, после окончания работы групп продленного дня, работы кружков;
коридоров и рекреаций – после каждой перемены;
игровых – в конце дня;
спален – утром после подъема детей и в вечернее время;
гардероба и вестибюля – после начала занятий каждой смены;
медицинских помещений – в середине и в конце дня;
душевых – двух раз в день;
санитарных узлов – после каждой перемены (уборка предусматривает мытье унитазов с использованием ершей);
актового зала и других помещений общего назначения, административно-хозяйственных помещений – в конце дня;
пищеблока – по окончании приготовления пищи для первой и второй смен;
обеденного зала, обеденных столов – после каждого приема пищи;
спортивного зала – двух раз в день. После каждого урока полы, спортивное оборудование протираются влажным способом.
Обработку спортивного оборудования и инвентаря проводят следующим образом:
спортивный ковер очищают ежедневно с использованием пылесосов. Рекомендовано использование моющих пылесосов для организации влажной уборки не реже 3 – 4 раз в месяц;
переносной спортивный инвентарь протирают влажной ветошью не реже 1 – 2 раз в день, а металлические части спортивного оборудования протирают сухой ветошью;
спортивные маты не реже 1 раза в неделю очищают от пыли с помощью пылесосов или выколачивают на открытом воздухе.
Съемные чехлы к спортивным матам из текстильных материалов по мере загрязнения должны подвергаться стирке. Кожаные чехлы к матам ежедневно протираются с использованием моющих средств.
В местах общего пользования (обеденный зал, санитарные узлы, умывальные, душевые) и в помещениях пищеблока в конце рабочего дня уборку проводят с использованием средств дезинфекции. Дезинфекции в конце рабочего дня также подлежат наружные поверхности производственного и холодильного оборудования в пищеблоке, резиновые коврики в душевых, ерши для унитазов.
132. Ежемесячно и по эпидемическим показаниям проводится генеральная уборка всех помещений общеобразовательного учреждения – мытье полов, стен, осветительной арматуры, дверей, с применением моющих средств и средств дезинфекции.
Генеральная уборка помещений пищеблока должна проводиться не реже одного раза в неделю.
133. Требования к содержанию и эксплуатации бассейнов должны отвечать требованиям Санитарных правил по плавательным бассейнам. Оптимальным является смена воды в чашах плавательных бассейнов во время каждых каникул.
134. Электросветильники должны очищаться по мере загрязнения, но не реже одного раза в три месяца.
135. Жалюзийные решетки вытяжных вентиляционных систем должны быть открыты и прикрываться только при резком перепаде температур воздуха в помещениях и снаружи, систематически очищаться от пыли.
Оконные проемы моются с очисткой стекол с наружной стороны 3 – 4 раза в году, с внутренней стороны – ежемесячно.
136. Уборочный инвентарь должен:
использоваться по назначению (для уборки учебных помещений, коридоров, спортивного зала, обеденного зала, помещений медицинского назначения, спален, санитарных узлов и других помещений), раздельный для уборки полов и поверхностей выше пола;
быть соответственно промаркирован;
выделяться для уборки санитарных узлов, иметь яркую маркировку и храниться раздельно от другого уборочного инвентаря;
после использования промываться горячей водой с моющими средствами и просушиваться;
храниться в чистом виде в специальных шкафах или помещениях.
137. В общеобразовательных учреждениях должна проводиться дезинфекция, дезинсекция и дератизация в соответствии с требованиями:
санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, предъявляемых к осуществлению дезинфекционной деятельности;
актов законодательства Республики Беларусь, регламентирующих дезинфекционную, дезинсекционную и дератизационную деятельность.
Дератизационные и дезинсекционные мероприятия должны проводиться в отсутсвии учащихся.
Для предотвращения появления в помещениях грызунов, мух и других насекомых предусматривается следующее:
нижняя часть наружных дверей пищеблока (20 – 30 см) облицовывается металлом;
окна подвальных помещений закрываются металлической сеткой (решеткой);
окна в помещениях пищеблока, прачечной, спальных помещениях засетчиваются.
138. При выборе средств дезинфекции предпочтение отдается малотоксичным моюще-дезинфицирующим средствам (на основе катионных поверхностно-активных веществ). Средства дезинфекции, содержащие альдегиды и фенолы, препараты из группы окислителей (на основе активного хлора и кислорода) применяют ограниченно.
Моющие средства и средства дезинфекции хранят в специально отведенных помещениях, недоступных для учащихся.
139. В санитарных узлах должны быть педальные ведра, туалетная бумага, мыло (или жидкое мыло с дозатором), электрополотенца или бумажные салфетки (разовые полотенца) для вытирания рук.
140. Смена постельного белья, полотенец в общеобразовательных учреждениях проводится по мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю.
Постельные принадлежности не реже одного раза в год должны просушиваться и выколачиваться или подвергаться обработке в дезинфекционной камере.
Приложение 3
к Санитарным нормам, правилам и гигиеническим нормативам «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях»
Длительность сквозного проветривания
УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ
Наружная
температура
воздуха
|
Длительность проветривания помещений (в мин)
|
в малые перемены
|
в большие перемены
и между сменами
|
от +10 до + 6ºС
|
4 – 10
|
25 – 35
|
от +5 до 0º С
|
3 – 7
|
20 – 30
|
от 0 до –5º С
|
2 – 5
|
15 – 25
|
от – 5 до – 10º С
|
1 – 3
|
10 – 15
|
ниже – 10º С
|
1 – 1,5
|
5 – 10
|
Приложение 5
к Санитарным нормам, правилам и гигиеническим нормативам «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях»
Основные размеры УЧЕНИЧЕСКОЙ мебели
Номер
учени-
ческой
мебели
|
Цвет маркировки ученической мебели
|
Рост учащегося,
в мм
|
Размеры ученической мебели
|
Высота ученических столов (парт), в мм
|
Высота ученических стульев,
в мм
|
1
|
Оранжевый
|
от 1000 до 1150
|
460
|
260
|
2
|
Фиолетовый
|
от 1150 до 1300
|
520
|
300
|
3
|
Желтый
|
от 1300 до 1450
|
580
|
340
|
4
|
Красный
|
от 1450 до 1600
|
640
|
380
|
5
|
Зеленый
|
от 1600 до 1750
|
700
|
420
|
6
|
Голубой
|
Свыше 1750
|
760
|
460
|
Приложение 7
к Санитарным нормам, правилам и гигиеническим нормативам «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях»
МАКСИМАЛЬНАЯ ДОПУСТИМАЯ НЕДЕЛЬНАЯ
УЧЕБНАЯ НАГРУЗКА УЧАЩИХСЯ
Классы
|
Недельная учебная нагрузка в учебных часах
(урок, факультативное занятие)
|
Количество
учебных часов
|
Максимальная допустимая недельная учебная нагрузка (с учетом факультативных занятий*), уроков с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне (лицеи, гимназии, гимназии-колледжи)**
|
1
|
2
|
3
|
1
|
18
|
22
|
2
|
19
|
22
|
3
|
21
|
23
|
4
|
21
|
24
|
5
|
24/ 26**
|
27
|
6
|
26/ 28**
|
30
|
7
|
27/ 29**
|
30
|
8
|
28/ 30**
|
31
|
9
|
28/ 30**
|
33
|
10
|
27/ 30**
|
34
|
11
|
27/ 30**
|
34
|
______________________________________________________
*Факультативные занятия – форма организации образовательного процесса во внеурочное время, которая обеспечивает создание условий для обучения и воспитания с учетом индивидуальных потребностей, способностей и запросов учащихся, типа и возможностей общеобразовательного учреждения. Продолжительность факультативного занятия должна соответствовать продолжительности урока, предусмотренной в пункте 99 настоящих Санитарных правил.
**Уроки с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне включаются в расписание уроков.
Приложение 8
к Санитарным нормам, правилам и гигиеническим нормативам «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях»
РАНГОВАЯ ШКАЛА ТРУДНОСТИ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ
Ранговая шкала трудности учебных предметов
для учащихся 1 – 4 классов
Таблица 1
№
п/п
|
Предмет
|
Балл
|
1
|
Математика
|
12
|
2
|
Белорусский (русский) язык в школах с русским
(белорусским) языком обучения
|
11
|
3
|
Иностранный язык
|
10
|
4
|
Русский (белорусский) язык в школах с русским
(белорусским) языком обучения
|
9
|
5
|
Белорусское (русское) литературное чтение в школах
с русским (белорусским) языком обучения
|
7
|
6
|
Русское (белорусское) литературное чтение в школах
с русским (белорусским) языком обучения
|
6
|
7
|
Человек и мир
|
5
|
8
|
Физическая культура и здоровье
|
4
|
9
|
Трудовое обучение
|
3
|
10
|
Изобразительное искусство
|
2
|
11
|
Музыка
|
1
|
Ранговая шкала трудности учебных предметов
для учащихся 5 – 11 классов
Таблица 2
№ п/п
|
Предмет
|
Балл
|
1
|
Математика
|
12
|
2
|
Иностранный язык
|
11
|
3
|
Белорусский, русский языки
|
10
|
4
|
Физика, Химия, Информатика
|
9
|
5
|
Биология
|
8
|
6
|
История Беларуси, Всемирная история, Обществоведение
|
7
|
7
|
География
|
6
|
8
|
Белорусская литература, Русская литература
|
5
|
9
|
Трудовое обучение, Черчение
|
4
|
10
|
Физическая культура и здоровье
|
3
|
11
|
Изобразительное искусство
|
1
|
Приложение 9
к Санитарным нормам, правилам и гигиеническим нормативам «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях»
КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ
ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ГЛАЗ
Комплекс упражнений гимнастики для глаз для учащихся 1– 4 классов.
-
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4 – 5 раз.
-
Крепко зажмурить глаза (считая до трех), затем открыть глаза и посмотреть вдаль (считая до пяти). Повторить 4– 5 раз.
-
Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, затем вверх и вниз. Повторить 4– 5 раз.
-
Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет от одного до четырех, потом перенести взор вдаль на счет от одного до шести. Повторить 4 – 5 раз.
-
Исходное положение – сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить одновременно с выдохом. Повторить 4 – 5 раз.
Комплекс упражнений гимнастики для глаз для учащихся 5– 11 классов.
-
Исходное положение – сидя, откинувшись на спинку парты. Глубоко вдохнуть, наклонившись вперед к крышке парты, затем выдохнуть. Повторить 5 – 6 раз.
-
Исходное положение – сидя, откинувшись на спинку парты. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 5 – 6 раз.
-
Исходное положение – сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки. Вернуться в исходное положение. Повторить 5 – 6 раз.
-
Исходное положение – сидя. Поднять глаза кверху, выполнить глазами круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Повторить 5 – 6 раз.
-
Исходное положение – сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, одновременно вдыхая. Следить за руками, не поднимая головы. Руки опустить, одновременно выдохнув. Повторить 4 – 5 раз.
-
Исходное положение – сидя. Смотреть прямо перед собой на классную доску 2 – 3 сек., перенести взор на кончик носа на 3 – 5 сек. Повторить 6 – 8 раз.
-
Исходное положение – сидя, закрыв глаза. В течение 30 сек. массировать веки кончиками указательных пальцев.
страница 1
|