Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
Гореликова Майя Владимировна, начальник ОПК, ОАО «ГОМЕЛЬСТЕКЛО», г. Гомель, Республика Беларусь
ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ.

(Слайд № 1)

Основной составляющей любой организации является ее персонал. Деятельность организации в полной мере зависит от компетентности персонала, его опыта, навыков и профессиональной подготовки. Все средства производства находятся в руках персонала, он приводит их в действие и тем самым играет решающую роль в обеспечении качества выпускаемой продукции, охраны окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов.

Руководство предприятия должно ориентироваться на новые продукты, новые рынки, новые условия, новые приоритеты ценностей, оценивать свои возможности, а также возможности персонала, потому что для работы в экономически сложные времена, для ориентации на нововведения необходимы и «новые сотрудники».

Человеческий капитал является основным ресурсом организации, но невозможно успешно управлять людьми, не имея представления об их профессиональных и личностных качествах. Именно поэтому мы заинтересованы в высококвалифицированных специалистах и в их регулярной оценке. Оценка персонала – это целый комплекс мероприятий, позволяющих определить, насколько сотрудник обладает характеристиками и знаниями, которые необходимы ему для решения производственных задач.

Ранее, оценка персонала на нашем предприятии проводилась традиционным методом и была в первую очередь связана с проверкой соответствия работника занимаемой должности посредством выявления его способностей выполнять должностные обязанности. Неудовлетворенность традиционным методом оценки побудила нас начать активные поиски нового подхода к оценке персонала, в большей степени соответствующего реалиям сегодняшнего дня, ориентированный на развитие предприятия, который способствует профессиональному росту и развитию сотрудников, повышению отдачи от человеческого капитала, который позволяет оценить вклад каждого работника в отдельности в улучшение работы и процветание предприятия.

Стремление к объективности при проведении мероприятий по оценке персонала требовало поиска наиболее эффективных методов. Создать систему оценки одинаково сбалансированную с точки зрения точности, объективности, простоты и понятности очень сложно, поэтому сегодняшний день существует несколько систем оценки персонала, каждая из которых имеет свои достоинства и недостатки. При выборе методов оценки персонала на нашем предприятии учитывались цели и стратегия, а также специфика корпоративной культуры.
Для успешной реализации мероприятий по оценке персонала были построены профили компетенций для каждой должности (слайд № 2). Профиль компетенций представляет собой набор компетенций и индикаторов поведения, это комплекс знаний, навыков, установок и личностных качеств человека, необходимый для эффективной работы в конкретной должности конкретного предприятия.

Компетенции условно разделены на несколько групп.

Первая группа - это профессиональные знания, позволяющие сотруднику успешно выполнять рабочие функции.

Вторая группа – это специальные знания. В эту группу входят знания продукции, маркетинга, менеджмента, финансов, права и знания основных направлений работы предприятия.

Третья группа – требуемые навыки (например, профессиональные, коммуникативные, управленческие, навыки владения персональным компьютером).

Четвертая группа – требуемые качества. К ним относятся мыслительные, личностные и организаторские качества.

Пятая группа – модели поведения – качества, влияющие на эффективность работы, такие как ориентация на результат, творческое мышление, способность к анализу и развитию, межличностное взаимопонимание, личностная целостность, работа в команде и сотрудничество.

В профиле компетенций с учетом шкалы оценки важности компетенции отмечены знания, навыки и качества, которые необходимы, важны и полезны работнику для успешного выполнения рабочих функций.

Профили компетенций необходимо актуализировать перед проведением оценочных мероприятий, так как за прошедший период содержание работы сотрудника или требования к должности могли измениться.

После формирования профилей компетентности можно приступать к процедуре оценки персонала, которая состоит из нескольких этапов.

Оценка персонала должна проводиться на таком качественном уровне, чтобы ни в коем случае не несла в себе некую угрозу для сотрудников, а только способствовала бы росту профессионального мастерства, развитию и совершенствованию.

Действенность оценки в значительной мере зависит от того, насколько тщательно продуманы и четко определены требования, связанные с выполнением отдельных этапов работы по ее организации и проведению, оформлению необходимой документации.

Наиболее ответственным этапом организации оценки персонала является подготовительный этап, который основан на желании собрать как можно больше достоверной информации. Наиболее результативным в этом плане является методика «360 градусов». Суть методики в том, что по специально разработанным опросным листам (слайд № 3) работу сотрудника по профилям компетенций оценивает не только его непосредственный руководитель, но и коллеги, и подчиненные (если имеются). Оценки выставляются в соответствии со шкалой оценки уровня выраженности компетенции ( слайд № 4). Важным условием повышения действенности аттестации является устранение элементов формализма. А из опыта мы поняли, что процесс и итоги оценки будут эффективными лишь тогда, когда все участники знают и понимают используемые инструменты и критерии. Поэтому первым шагом внедрения методики было обучение руководителей пониманию , что такое компетенция и как должен быть оценен сотрудник.

Оценку персонала необходимо провести (слайд № 5):



  • объективно – вне зависимости от чьего-либо частного мнения или отдельного суждения;

  • надежно - относительно свободно от влияния ситуативных факторов (настроения, погоды, прошлых успехов и неудач);

  • достоверно – оценивается реальный уровень владения навыками и компетенциями (насколько успешно человек справляется со своим делом);

  • с возможностью прогноза - оценка дает данные о том, к каким видам деятельности и на каком уровне сотрудник потенциально способен;

  • комплексно - оценивается не только каждый из членов организации, но и связи и отношения внутри нее, а также возможности организации в целом.

Следующий этап – оценочное собеседование (интервью). Оно включает обсуждение с сотрудником результатов его деятельности, оценку уровня компетенций и определяет степень соответствия сотрудника идеальной модели.

Так как информация о рабочем поведении сотрудника поступает из разных источников, то ее достоверность резко повышается.

По итогам проведения оценки персонала, видно, что построенная нами система и инструменты оценки оправдывают себя, что компетенции – инструмент хороший и действенный. В результате расчета коэффициента компетентности каждого сотрудника (слайд № 6), можно сформировать представление о компетентности подразделений, отдельных категорий служащих (слайд № 7). Как видим, уровень компетентности начальников и заместителей подразделений выше уровня компетентности специалистов и мастеров. Значит, руководящие должности занимают самые достойные, способные, квалифицированные люди, которые используют наилучшим образом все возможности, находящиеся в их распоряжении. И хотя, уровень компетентности мастеров имеет положительную динамику в сравнении с предыдущими годами, необходимо наметить основные направления обучения и повышения квалификации для этой категории руководителей.

Каковы же потенциальные выгоды от проведения оценки персонала?

(слайд № 8) Эффективность системы оценки по компетенциям в том, что она проходит не только для отдельного сотрудника и его руководителя, но и отвечает интересам предприятия, а именно позволяет:


  • провести диагностику персонала, выявить его сильные и слабые стороны;

  • выявить «болевые точки», скрытые проблемы;

  • определить ценность сотрудника не только для подразделения, но и для организации в целом, к каким видам деятельности и на каком уровне сотрудник потенциально способен;

  • выработать стратегию мотивации персонала;

  • повысить профессионализм и мастерство персонала, изменить поведение сотрудника;

  • наметить основные направления обучения, повышения квалификации и развития работников;

  • корректировать планы и программы обучения, выявить области дефицита компетенций для групп и подразделений;

  • получить обратную связь, что дает сотруднику воспользоваться полученной информацией в интересах саморазвития и профессионального самосовершенствования;

  • усовершенствовать стиль руководства и корпоративную культуру.


(слайд № 9 ) Участие в оценочных мероприятиях дает сотруднику также ряд преимуществ:

  • гарантию того, что его достижения за прошедший период не останутся без внимания;

  • ясное понимание поставленных задач и критериев успешности их выполнения;

  • возможность диалога с руководителями предприятия и получения от них обратной связи;

  • возможность профессионального и карьерного роста на предприятии;

  • получение обратной связи, что дает сотруднику воспользоваться полученной информацией в интересах саморазвития и профессионального самосовершенствования.

Использование оценки по компетенциям позволяет отслеживать динамику профессиональных знаний, навыков и качеств сотрудника в течение всей его работы в компании.
По результатам оценки персонала видно, что степень соответствия сотрудников идеальной модели варьируется в зависимости от выраженности у них требуемых качеств. В итоге были сформированы рейтинговые списки сотрудников по коэффициенту компетентности (слайд № 10). Радует то, что большая часть аттестуемых имеет довольно высокие коэффициенты компетентности, т.е. имеют высокую степень соответствия идеальной модели – профилю компетенции. Из графика видно, что в 2010 году значительно возросло число сотрудников с коэффициентом компетентности 80-90% при одновременном снижении доли сотрудников с коэффициентом компетентности 70-80% и 90-100%. Это объясняется ужесточением расчетов средней оценки компетентности сотрудника в 2010 году.

По итогам проведения оценки персонала, сотрудники наиболее соответствующие идеальному профилю компетенций (имеющие высокий уровень выраженности знаний и качеств) могут быть рекомендованы к назначению на вышестоящую должность или зачислению в кадровый резерв предприятия.

Построенная нами методика оценки персонала используется также при оценке кандидатов на замещение вакансий.

Метод оценки персонала по компетенциям решает основную цель, а именно, позволяет не только оценить соответствие уровня труда, качества и потенциала личности требованиям выполняемой деятельности, но и помогает привести человеческий ресурс в соответствие со стратегией предприятия.



Комплексная оценка персонала является неотъемлемой частью менеджмента любой современной организации. Это своего рода критерий и залог ее конкурентоспособности и устойчивости на рынке, показатель качества управления – важнейшего на сегодня фактора успеха в конкурентной борьбе.


Слайд № 1

ОАО «ГОМЕЛЬСТЕКЛО»
ФОТО

ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА КАК ИНСТРУМЕНТ

УПРАВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

ПРЕДПРИЯТИЯ.

Слайд № 2

Профиль компетенций

Структурное подразделение отдел подготовки кадров




Должность инженер по подготовке кадров


Название компетенции

Компетенция подробно

Полезно


Необходимо

Важно

Профессиональные знания












+

Специальные знания

Продукция













+













+

Маркетинг








+













+
















+



Менеджмент














+













+










+



Финансы











+
















+

Правовые знания











+
















+

Знание основных направлений работы предприятия











+
















+

Требуемые навыки

Профессиональные











+
















+

Коммуникативные навыки














+







+






Управленческие навыки











+
















+

Требуемые качества

Мыслительные











+



Личностные











+
















+

Организаторские














+










+




Модели поведения













+







+





Слайд № 3
ОПРОСНЫЙ ЛИСТ
ОЦЕНКА ПО КОМПЕТЕНЦИЯМ ____________________________________________________________

должность, подразделение, Ф. И. О.



Ком-петенция

Значи-мость ком-петен-ции

Макс. оценка с учетом важнос-ти

Оценка, балл

Средняя оценка компе-тенции,

балл

Оценка компетенции с уче-том значи-мости, балл

Коэф-фициент

компе-тент-

ности,

%

руко-води-теля

коллег

подчиненных

по ито-

гам собе-седова-ния


1


2

сред.

знач.


1


2

сред.

знач.




а

b=5*a

c

d

f

g=(d+f)/2

k

l

m=(k+l)/2

n

p=(c+g+m+3n)/6

или p=(c+g+2n)/4

r=p*a

s=(r/b)*100

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14












































Слайд № 4

Шкала оценки уровня выраженности компетентности


Оценка

Уровень выраженности компетенции

Описание

1

Отсутствие выраженности

Ситуация наблюдения не позволила выявить примеров по анализируемой компетенции

2

Недостаточный уровень

Демонстрирует только отрицательные примеры поведения. Игнорирует замечания и постоянно повторяет старые формы поведения и ошибки. Обучение существенно затруднено.

3

Уровень, требующий обуче-ния.

Демонстрирует отдельные положительные примеры поведения, но нет целостности. Допускает ошибки или отрицательные примеры поведения. Для коррекции требуется обучение.

4

Базовый уровень

Компетенция развита нормально; сотрудник проявляет необходимые для работы качества.

5

Лидерский уровень

(дополняет базовый)



Является образцом, эталоном для коллег, по его примеру другие начинают проявлять данную компетенцию. Является наставником или может привлекаться к наставничеству.


Слайд № 5

Персонал должен быть оценен:

  • объективно – вне зависимости от чьего-либо частного мнения или отдельного суждения;

  • надежно - относительно свободно от влияния ситуативных факторов (настроения, погоды, прошлых успехов и неудач);

  • достоверно – оценивается реальный уровень владения навыками и компетенциями (насколько успешно человек справляется со своим делом);

  • с возможностью прогноза - оценка дает данные о том, к каким видам деятельности и на каком уровне сотрудник потенциально способен;

  • комплексно - оценивается не только каждый из членов организации, но и связи и отношения внутри нее, а также возможности организации в целом.


Слайд № 6




ИЛИ (выбрать какой лучше)




Слайд № 7




Слайд № 8
Преимущества системы оценки по компетенциям

для предприятия

Система оценки позволяет:

  • провести диагностику персонала, выявить его сильные и слабые стороны;

  • выявить «болевые точки», скрытые проблемы;

  • определить ценность сотрудника не только для подразделения, но и для организации в целом, к каким видам деятельности и на каком уровне сотрудник потенциально способен;

  • выработать стратегию мотивации персонала;

  • повысить профессионализм и мастерство персонала, изменить поведение сотрудника;

  • наметить основные направления обучения, повышения квалификации и развития работников;

  • корректировать планы и программы обучения, выявить области дефицита компетенций для групп и подразделений;

  • получить обратную связь, что дает сотруднику воспользоваться полученной информацией в интересах саморазвития и профессионального самосовершенствования;

  • усовершенствовать стиль руководства и корпоративную культуру.


Слайд № 9
Участие в оценочных мероприятиях дает сотруднику ряд преимуществ:

  • гарантию того, что его достижения за прошедший период не останутся без внимания;

  • ясное понимание поставленных задач и критериев успешности их выполнения;

  • возможность диалога с руководителями предприятия и получения от них обратной связи;

  • возможность профессионального и карьерного роста на предприятии;

  • получение обратной связи, что дает сотруднику воспользоваться полученной информацией в интересах саморазвития и профессионального самосовершенствования.


Слайд № 10




страница 1

Смотрите также: