страница 1 Гореликова Майя Владимировна, начальник ОПК, ОАО «ГОМЕЛЬСТЕКЛО», г. Гомель, Республика Беларусь
ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ.
(Слайд № 1)
Основной составляющей любой организации является ее персонал. Деятельность организации в полной мере зависит от компетентности персонала, его опыта, навыков и профессиональной подготовки. Все средства производства находятся в руках персонала, он приводит их в действие и тем самым играет решающую роль в обеспечении качества выпускаемой продукции, охраны окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов.
Руководство предприятия должно ориентироваться на новые продукты, новые рынки, новые условия, новые приоритеты ценностей, оценивать свои возможности, а также возможности персонала, потому что для работы в экономически сложные времена, для ориентации на нововведения необходимы и «новые сотрудники».
Человеческий капитал является основным ресурсом организации, но невозможно успешно управлять людьми, не имея представления об их профессиональных и личностных качествах. Именно поэтому мы заинтересованы в высококвалифицированных специалистах и в их регулярной оценке. Оценка персонала – это целый комплекс мероприятий, позволяющих определить, насколько сотрудник обладает характеристиками и знаниями, которые необходимы ему для решения производственных задач.
Ранее, оценка персонала на нашем предприятии проводилась традиционным методом и была в первую очередь связана с проверкой соответствия работника занимаемой должности посредством выявления его способностей выполнять должностные обязанности. Неудовлетворенность традиционным методом оценки побудила нас начать активные поиски нового подхода к оценке персонала, в большей степени соответствующего реалиям сегодняшнего дня, ориентированный на развитие предприятия, который способствует профессиональному росту и развитию сотрудников, повышению отдачи от человеческого капитала, который позволяет оценить вклад каждого работника в отдельности в улучшение работы и процветание предприятия.
Стремление к объективности при проведении мероприятий по оценке персонала требовало поиска наиболее эффективных методов. Создать систему оценки одинаково сбалансированную с точки зрения точности, объективности, простоты и понятности очень сложно, поэтому сегодняшний день существует несколько систем оценки персонала, каждая из которых имеет свои достоинства и недостатки. При выборе методов оценки персонала на нашем предприятии учитывались цели и стратегия, а также специфика корпоративной культуры.
Для успешной реализации мероприятий по оценке персонала были построены профили компетенций для каждой должности (слайд № 2). Профиль компетенций представляет собой набор компетенций и индикаторов поведения, это комплекс знаний, навыков, установок и личностных качеств человека, необходимый для эффективной работы в конкретной должности конкретного предприятия.
Компетенции условно разделены на несколько групп.
Первая группа - это профессиональные знания, позволяющие сотруднику успешно выполнять рабочие функции.
Вторая группа – это специальные знания. В эту группу входят знания продукции, маркетинга, менеджмента, финансов, права и знания основных направлений работы предприятия.
Третья группа – требуемые навыки (например, профессиональные, коммуникативные, управленческие, навыки владения персональным компьютером).
Четвертая группа – требуемые качества. К ним относятся мыслительные, личностные и организаторские качества.
Пятая группа – модели поведения – качества, влияющие на эффективность работы, такие как ориентация на результат, творческое мышление, способность к анализу и развитию, межличностное взаимопонимание, личностная целостность, работа в команде и сотрудничество.
В профиле компетенций с учетом шкалы оценки важности компетенции отмечены знания, навыки и качества, которые необходимы, важны и полезны работнику для успешного выполнения рабочих функций.
Профили компетенций необходимо актуализировать перед проведением оценочных мероприятий, так как за прошедший период содержание работы сотрудника или требования к должности могли измениться.
После формирования профилей компетентности можно приступать к процедуре оценки персонала, которая состоит из нескольких этапов.
Оценка персонала должна проводиться на таком качественном уровне, чтобы ни в коем случае не несла в себе некую угрозу для сотрудников, а только способствовала бы росту профессионального мастерства, развитию и совершенствованию.
Действенность оценки в значительной мере зависит от того, насколько тщательно продуманы и четко определены требования, связанные с выполнением отдельных этапов работы по ее организации и проведению, оформлению необходимой документации.
Наиболее ответственным этапом организации оценки персонала является подготовительный этап, который основан на желании собрать как можно больше достоверной информации. Наиболее результативным в этом плане является методика «360 градусов». Суть методики в том, что по специально разработанным опросным листам (слайд № 3) работу сотрудника по профилям компетенций оценивает не только его непосредственный руководитель, но и коллеги, и подчиненные (если имеются). Оценки выставляются в соответствии со шкалой оценки уровня выраженности компетенции ( слайд № 4). Важным условием повышения действенности аттестации является устранение элементов формализма. А из опыта мы поняли, что процесс и итоги оценки будут эффективными лишь тогда, когда все участники знают и понимают используемые инструменты и критерии. Поэтому первым шагом внедрения методики было обучение руководителей пониманию , что такое компетенция и как должен быть оценен сотрудник.
Оценку персонала необходимо провести (слайд № 5):
-
объективно – вне зависимости от чьего-либо частного мнения или отдельного суждения;
-
надежно - относительно свободно от влияния ситуативных факторов (настроения, погоды, прошлых успехов и неудач);
-
достоверно – оценивается реальный уровень владения навыками и компетенциями (насколько успешно человек справляется со своим делом);
-
с возможностью прогноза - оценка дает данные о том, к каким видам деятельности и на каком уровне сотрудник потенциально способен;
-
комплексно - оценивается не только каждый из членов организации, но и связи и отношения внутри нее, а также возможности организации в целом.
Следующий этап – оценочное собеседование (интервью). Оно включает обсуждение с сотрудником результатов его деятельности, оценку уровня компетенций и определяет степень соответствия сотрудника идеальной модели.
Так как информация о рабочем поведении сотрудника поступает из разных источников, то ее достоверность резко повышается.
По итогам проведения оценки персонала, видно, что построенная нами система и инструменты оценки оправдывают себя, что компетенции – инструмент хороший и действенный. В результате расчета коэффициента компетентности каждого сотрудника (слайд № 6), можно сформировать представление о компетентности подразделений, отдельных категорий служащих (слайд № 7). Как видим, уровень компетентности начальников и заместителей подразделений выше уровня компетентности специалистов и мастеров. Значит, руководящие должности занимают самые достойные, способные, квалифицированные люди, которые используют наилучшим образом все возможности, находящиеся в их распоряжении. И хотя, уровень компетентности мастеров имеет положительную динамику в сравнении с предыдущими годами, необходимо наметить основные направления обучения и повышения квалификации для этой категории руководителей.
Каковы же потенциальные выгоды от проведения оценки персонала?
(слайд № 8) Эффективность системы оценки по компетенциям в том, что она проходит не только для отдельного сотрудника и его руководителя, но и отвечает интересам предприятия, а именно позволяет:
-
провести диагностику персонала, выявить его сильные и слабые стороны;
-
выявить «болевые точки», скрытые проблемы;
-
определить ценность сотрудника не только для подразделения, но и для организации в целом, к каким видам деятельности и на каком уровне сотрудник потенциально способен;
-
выработать стратегию мотивации персонала;
-
повысить профессионализм и мастерство персонала, изменить поведение сотрудника;
-
наметить основные направления обучения, повышения квалификации и развития работников;
-
корректировать планы и программы обучения, выявить области дефицита компетенций для групп и подразделений;
-
получить обратную связь, что дает сотруднику воспользоваться полученной информацией в интересах саморазвития и профессионального самосовершенствования;
-
усовершенствовать стиль руководства и корпоративную культуру.
(слайд № 9 ) Участие в оценочных мероприятиях дает сотруднику также ряд преимуществ:
-
гарантию того, что его достижения за прошедший период не останутся без внимания;
-
ясное понимание поставленных задач и критериев успешности их выполнения;
-
возможность диалога с руководителями предприятия и получения от них обратной связи;
-
возможность профессионального и карьерного роста на предприятии;
-
получение обратной связи, что дает сотруднику воспользоваться полученной информацией в интересах саморазвития и профессионального самосовершенствования.
Использование оценки по компетенциям позволяет отслеживать динамику профессиональных знаний, навыков и качеств сотрудника в течение всей его работы в компании.
По результатам оценки персонала видно, что степень соответствия сотрудников идеальной модели варьируется в зависимости от выраженности у них требуемых качеств. В итоге были сформированы рейтинговые списки сотрудников по коэффициенту компетентности (слайд № 10). Радует то, что большая часть аттестуемых имеет довольно высокие коэффициенты компетентности, т.е. имеют высокую степень соответствия идеальной модели – профилю компетенции. Из графика видно, что в 2010 году значительно возросло число сотрудников с коэффициентом компетентности 80-90% при одновременном снижении доли сотрудников с коэффициентом компетентности 70-80% и 90-100%. Это объясняется ужесточением расчетов средней оценки компетентности сотрудника в 2010 году.
По итогам проведения оценки персонала, сотрудники наиболее соответствующие идеальному профилю компетенций (имеющие высокий уровень выраженности знаний и качеств) могут быть рекомендованы к назначению на вышестоящую должность или зачислению в кадровый резерв предприятия.
Построенная нами методика оценки персонала используется также при оценке кандидатов на замещение вакансий.
Метод оценки персонала по компетенциям решает основную цель, а именно, позволяет не только оценить соответствие уровня труда, качества и потенциала личности требованиям выполняемой деятельности, но и помогает привести человеческий ресурс в соответствие со стратегией предприятия.
Комплексная оценка персонала является неотъемлемой частью менеджмента любой современной организации. Это своего рода критерий и залог ее конкурентоспособности и устойчивости на рынке, показатель качества управления – важнейшего на сегодня фактора успеха в конкурентной борьбе.
Слайд № 1
ОАО «ГОМЕЛЬСТЕКЛО»
ФОТО
ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА КАК ИНСТРУМЕНТ
УПРАВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ.
Слайд № 2
Профиль компетенций
Структурное подразделение отдел подготовки кадров
Должность инженер по подготовке кадров
Название компетенции
|
Компетенция подробно
| Полезно |
Необходимо
|
Важно
|
Профессиональные знания
|
|
|
|
|
+
|
Специальные знания
|
Продукция
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
+
| Маркетинг |
|
|
+
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
+
|
| Менеджмент |
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
+
|
| Финансы |
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
+
| Правовые знания |
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
+
| Знание основных направлений работы предприятия |
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
+
|
Требуемые навыки
| Профессиональные |
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
+
| Коммуникативные навыки |
|
|
|
|
+
|
|
|
+
|
|
| Управленческие навыки |
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
+
|
Требуемые качества
| Мыслительные |
|
|
|
+
|
| Личностные |
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
+
| Организаторские |
|
|
|
|
+
|
|
|
|
+
|
|
Модели поведения
|
Слайд № 3
ОПРОСНЫЙ ЛИСТ
ОЦЕНКА ПО КОМПЕТЕНЦИЯМ ____________________________________________________________
должность, подразделение, Ф. И. О.
Ком-петенция
|
Значи-мость ком-петен-ции
|
Макс. оценка с учетом важнос-ти
|
Оценка, балл
|
Средняя оценка компе-тенции,
балл
|
Оценка компетенции с уче-том значи-мости, балл
|
Коэф-фициент
компе-тент-
ности,
%
|
руко-води-теля
|
коллег
|
подчиненных
|
по ито-
гам собе-седова-ния
|
1
|
2
|
сред.
знач.
|
1
|
2
|
сред.
знач.
|
|
а
|
b=5*a
|
c
|
d
|
f
|
g=(d+f)/2
|
k
|
l
|
m=(k+l)/2
|
n
|
p=(c+g+m+3n)/6
или p=(c+g+2n)/4
|
r=p*a
|
s=(r/b)*100
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Слайд № 4
Шкала оценки уровня выраженности компетентности
Оценка
|
Уровень выраженности компетенции
|
Описание
|
1
|
Отсутствие выраженности
|
Ситуация наблюдения не позволила выявить примеров по анализируемой компетенции
|
2
|
Недостаточный уровень
|
Демонстрирует только отрицательные примеры поведения. Игнорирует замечания и постоянно повторяет старые формы поведения и ошибки. Обучение существенно затруднено.
|
3
|
Уровень, требующий обуче-ния.
|
Демонстрирует отдельные положительные примеры поведения, но нет целостности. Допускает ошибки или отрицательные примеры поведения. Для коррекции требуется обучение.
|
4
|
Базовый уровень
|
Компетенция развита нормально; сотрудник проявляет необходимые для работы качества.
|
5
|
Лидерский уровень
(дополняет базовый)
|
Является образцом, эталоном для коллег, по его примеру другие начинают проявлять данную компетенцию. Является наставником или может привлекаться к наставничеству.
|
Слайд № 5
Персонал должен быть оценен:
-
объективно – вне зависимости от чьего-либо частного мнения или отдельного суждения;
-
надежно - относительно свободно от влияния ситуативных факторов (настроения, погоды, прошлых успехов и неудач);
-
достоверно – оценивается реальный уровень владения навыками и компетенциями (насколько успешно человек справляется со своим делом);
-
с возможностью прогноза - оценка дает данные о том, к каким видам деятельности и на каком уровне сотрудник потенциально способен;
-
комплексно - оценивается не только каждый из членов организации, но и связи и отношения внутри нее, а также возможности организации в целом.
Слайд № 6
ИЛИ (выбрать какой лучше)
Слайд № 7
Слайд № 8
Преимущества системы оценки по компетенциям
для предприятия
Система оценки позволяет:
-
провести диагностику персонала, выявить его сильные и слабые стороны;
-
выявить «болевые точки», скрытые проблемы;
-
определить ценность сотрудника не только для подразделения, но и для организации в целом, к каким видам деятельности и на каком уровне сотрудник потенциально способен;
-
выработать стратегию мотивации персонала;
-
повысить профессионализм и мастерство персонала, изменить поведение сотрудника;
-
наметить основные направления обучения, повышения квалификации и развития работников;
-
корректировать планы и программы обучения, выявить области дефицита компетенций для групп и подразделений;
-
получить обратную связь, что дает сотруднику воспользоваться полученной информацией в интересах саморазвития и профессионального самосовершенствования;
-
усовершенствовать стиль руководства и корпоративную культуру.
Слайд № 9
Участие в оценочных мероприятиях дает сотруднику ряд преимуществ:
-
гарантию того, что его достижения за прошедший период не останутся без внимания;
-
ясное понимание поставленных задач и критериев успешности их выполнения;
-
возможность диалога с руководителями предприятия и получения от них обратной связи;
-
возможность профессионального и карьерного роста на предприятии;
-
получение обратной связи, что дает сотруднику воспользоваться полученной информацией в интересах саморазвития и профессионального самосовершенствования.
Слайд № 10
страница 1
|