страница 1 страница 2 страница 3
Особая роль в улучшении условий ведения бизнеса, раскрепощении деловой инициативы и развитии предприимчивости отводится Директиве № 4. Данный документ программный. В нем предусмотрен комплекс мер по устранению сохраняющихся проблем на пути развития предпринимательской деятельности и созданию по существу безбаръерной деловой среды. К таким укрупненным направлениям совершенствования деловой среды отнесены:
1. Развитие добросовестной конкуренции независимо от форм собственности. Главная цель здесь – либерализация ценообразования. На реализацию этой цели и направлен Указ Президента страны «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь», подписанный 25 февраля. Им предусматривается сохранение государственного регулирования цен (тарифов) на отдельные товары (работы, услуги), имеющие наиболее большое значение для обеспечения экономической безопасности страны, на продукцию организаций-монополистов, а также на социально значимые товары (услуги). Цены (тарифы) на товары (работы, услуги), не вошедшие в перечень регулируемых, будут формироваться субъектами предпринимательской деятельности самостоятельно с учетом конъюнктуры рынка.
Указом исключена необходимость представления экономических расчетов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при определении уровня применяемых ими цен (тарифов), за исключением регулируемых.
2. Защита и развитие частной собственности, создание условий для беспрепятственного осуществления предпринимательской деятельности. В этой сфере Директивой предписано гарантировать добросовестным приобретателям имущества сохранение прав собственности и пользования данным имуществом. При этом в частности, предусматривается:
-
исключить принятие (издание) нормативных правовых актов, предусматривающих возможность конфискации имущества при совершении административных правонарушений, если эти правонарушения не связаны с незаконным оборотом такого имущества;
-
запретить конфискацию, иное изъятие имущества у субъектов предпринимательской деятельности, являющихся его добросовестными приобретателями;
-
гарантировать необратимость приватизации государственного имущества при условии соблюдения субъектом приватизации требований законодательства;
-
обеспечение по предложениям местных исполнительных и распорядительных органов отчуждения инвесторам (при реализации ими инвестиционных проектов) за одну базовую величину находящихся в государственной собственности и не использовавшихся более 2 лет объектов недвижимости и не завершенных строительством объектов;
-
упрощение порядка предоставления земельных участков субъектам предпринимательской деятельности.
3. Ликвидация излишних административных барьеров при взаимодействии между государственными органами и юридическими лицами, гражданами. Главным направлением решения данной задачи станет значительное сокращение административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов предпринимательской деятельности, в т. ч. посредством реализации принципа «одно окно».
При этом планируется максимальное расширение сферы применения электронного документооборота, создание единого интернет-ресурса административных процедур, совершаемых в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, с обеспечением возможности бесплатного получения форм документов, требуемых для осуществления этих процедур.
4. Гармонизация налоговой системы с действующими в европейских странах. Придание налоговому законодательству характера, стимулирующего добросовестное исполнение налоговых обязательств и деловую инициативу.
Директивой, в частности, предписано в этой области:
-
расширять круг плательщиков, имеющих право применять упрощенную систему налогообложения;
-
формировать инновационные фонды исключительно за счет отчислений организаций, находящихся в подчинении государственных органов и государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь;
-
предоставить субъектам предпринимательской деятельности, осуществляющим инвестиционные проекты по созданию объектов придорожного сервиса, льготы по земельному налогу;
-
более широкое применение международных стандартов в бухгалтерском учете и радикальное сокращение финансовой отчетности.
5. Придание контрольной (надзорной) деятельности предупредительного характера, переход к преимущественному использованию профилактических мер, направленных на предотвращение правонарушений при осуществлении предпринимательской деятельности. Для этого в числе прочего предусмотрено:
-
проведение плановых проверок добросовестных субъектов предпринимательской деятельности не чаще 1 раза в 5 лет;
-
осуществление пересмотра существующей системы административной и уголовной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности, обеспечение соразмерности ответственности характеру правонарушения и степени причиненного вреда;
-
снижение минимального и максимального размеров штрафов за совершение административных правонарушений в области предпринимательской деятельности.
6. Усовершенствование инфраструктуры и системы финансирования малого предпринимательства в целях активизации предпринимательской деятельности и обеспечения эффективной поддержки предпринимательства (правовой, организационной и финансовой).
7. Исключение излишнего регулирования рынка труда. В этих целях предусматривается расширение прав нанимателей по установлению гибких условий оплаты труда работников, придание рекомендательного характера применению Единой тарифной сетки, расширение применения гибких форм занятости населения, создание эффективной национальной системы делового образования и др.
8. Формирование правовой базы, стимулирующей развитие в Беларуси механизмов государственно-частного партнерства.
9. Стабильность законодательства. Предусматривается, в частности, принятие судами, другими государственными органами и должностными лицами решений в пользу субъектов предпринимательской деятельности и граждан в случае неясности или нечеткости предписаний актов законодательства, исключение придания нормативным правовым актам, регулирующим предпринимательскую деятельность, обратной силы.
Указом Президента страны предписывалось Совету Министров совместно с Нацбанком, облисполкомами и Минским горисполкомом в срок до 1 апреля 2011 г. разработать и утвердить план мероприятий по реализации Директивы № 4. В настоящее время такой документ подготовлен. Он весьма обширен и включает в себя практически все предложения предпринимательских кругов. План предусматривает всего лишь несколько мероприятий, которые будут реализованы в 2012 году, все основные – предполагается осуществить уже в текущем году.
Реализация положений Директивы № 4 позволит создать стабильное правовое поле, обеспечить равные условия для государственных и частных организаций, сократить временные и финансовые издержки на администрирование бизнеса, повысив тем самым его инвестиционные возможности.
В свою очередь динамичное развитие предпринимательской инициативы будет способствовать формированию развитой конкурентной среды, внедрению новых производственных и управленческих технологий, активизации инновациционной деятельности, привлечению инвестиций, созданию новых рабочих мест, насыщению рынка товарами и услугами, увеличению налоговых поступлений в бюджет государства и, как следствие, повышению благосостояния и качества жизни граждан, устойчивому развитию белорусского общества в будущем.
А.Г. Лукашенко, выступая в Парламенте при представлении кандидатуры М.В. Мясниковича на должность Премьер-министра страны, обратил внимание на то, что все меры по реализации Директивы № 4 «должны дать возможность человеку свободно работать на благо себе, своей семье, своим работникам и стране, получать достойные дивиденды и приносить пользу государству».
Одновременно Президент Республики Беларусь подчеркнул, что раскрепощение предпринимательской инициативы не означает вседозволенности, бесконтрольности и безнаказанности. «Вне контроля не может быть ни одно предприятие, однако, если нарушил закон – будешь отвечать», – подчеркнул он.
Создав для бизнеса благоприятные условия, государство ожидает от него встречного движения: соблюдения законов, честной и производительной работы, полной уплаты налогов, роста социальной ответственности. Именно при таком подходе на деле будет эффективно реализовываться государственно-частное партнерство, способствующее росту благосостояния населения и динамичному развитию страны.
Конечно, возможностей для проявления предприимчивости и деловой инициативы более всего имеется в предпринимательской среде. Но все мы прекрасно понимаем, что без предприимчивости и деловой активности нет и не может быть развития других секторов экономики, независимо от форм собственности. В промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, транспорте и т. п. предприимчивость и деловая инициатива способствуют, как правило, модернизации производства и управления, росту инноваций и инновационных видов продукции, а в конечном итоге – росту производительности труда и доходов населения. Благодаря проявлению таких деловых качеств на самых различных уровнях в настоящее время Беларусь не закупает (как прежде), а экспортирует бесшовные горячекатаные трубы, полированное стекло, автобусы, зерноуборочные комбайны, многие виды дизельных двигателей, лекарственных средств и т. д. Как правило, те предприятия и организации, в которых трудовым коллективом и его руководством широко задействованы предприимчивость и деловая инициатива, являются лидерами в своей сфере и находятся на острие применения технико-технологических и управленческих инноваций.
ОАО «Березовский сыродельный комбинат» (г. Береза Брестской области) является ведущим среди молочных предприятий республики. Он производит более 200 наименований молочной продукции. Это одно из немногих предприятий отрасли, где применяются новые современные способы переработки вторичного сырья. Высокое качество продукции неоднократно подтверждалось дипломами и наградами на различных выставках и конкурсах. В 2010 году комбинат получил премию Правительства республики в области качества. Имеются многочисленные награды международных молочных конкурсов, в том числе и российских. В 2010 году были завоеваны гран-при конкурсов «Лучшая продукция 2010 года», «Лучшие товары Беларуси», конкурса потребительских предпочтений «ГУСТ», «Молочный успех – 2010».
Комбинатом получены сертификат соответствия СТБ ISO 9001-2001 и система управления качеством и безопасностью на основе анализа рисков и критических контрольных точек НАССР. Сегодня ОАО полностью готово к тому, чтобы поставлять свою продукцию на европейский рынок.
ИООО «Морозпродукт» (г. Марьина Горка Пуховичского района Минской области) – одно из признанных и ярких лидеров на рынке продовольствия. Начав с 3-х видов мороженого в 1998 году, уже через год предприятие выпускало 17 видов под торговой маркой «Гоша». За двенадцать лет успешной работы в потребительском портфеле «Морозпродукта» насчитывается более 300 видов мороженого. Каждый сезон предлагаются вкусные новинки. Особое внимание получило мороженое под названием «Советская тема» (пломбиры «20 копеек» и «28 копеек»). Линейка продукции этого названия стала хитом сезона 2007 года и на сегодня является самым востребованным продуктом. В 2009 году компанией реализован инвестиционный проект «Складской логистический центр глубокой заморозки», который позволил, помимо осуществления основного вида деятельности – производства мороженого, импортировать продукты глубокой заморозки: овощи, смеси, ягоды, куриные и рыбные полуфабрикаты и т. п.
Деловая инициатива и предприимчивость, хозяйский подход были проявлены на Белорусском цементном заводе в Костюковичах (Могилевская область). С целью снижения энергетической составляющей в себестоимости продукции на предприятии активизировали работу по замещению газа иными видами топлива. Сначала наладили процесс сжигания отработавших свой век покрышек, в результате чего получили экономию в размере 10%. Затем в качестве теплоносителя использовали торф, что дало экономический годовой эффект в 1,5 млрд. руб. Сейчас на заводе ведется строительство второй очереди мощностью в 1,8 млн. т цемента в год. На ней предполагается замещение газа каменным углем.
2011 год должен стать Годом предприимчивости не только для предпринимателей, директорского корпуса, но и для органов государственного управления, простых граждан.
Органы государственной власти на всех уровнях обязаны способствовать раскрепощению деловой инициативы, практической реализации всех конструктивных предложений и идей. Если деловая инициатива и предприимчивость не будут поддерживаться органами власти (особенно на местах), то живой творческий импульс либо уменьшится, либо исчезнет. С другой стороны, многим местным органам власти предстоит активизировать работу как среди предпринимателей (знакомя их, например, с имеющимися инвестиционными проектами и условиями ведения бизнеса в регионе), так и среди населения (выдвигая инициативы, направленные на решение социально значимых вопросов). Инициатива на местах должна не только на словах, но и на деле стать основой социально-экономического развития страны.
По мнению председателя Витебского облисполкома Александра Косинца, созданные в стране условия для развития частной инициативы, принятая Директива № 4 будут способствовать тому, что к концу 2015 года только в Витебской области число людей, занятых в малом и среднем бизнесе, возрастет с 110 тыс. до 200 тыс. человек. Удельный вес малого бизнеса в валовом региональном продукте за это время увеличится с 7,8 до 15%.
Для развития предпринимательства в области предусматривается создать самые благоприятные условия. «Каждое конструктивное деловое предложение будет услышано и поддержано», – заверил Александр Косинец. Предприниматели смогут на равных участвовать в реализации 25 важнейших инвестиционных программ развития региона, им представится возможность проявить свою предприимчивость в разных сферах: от производственной деятельности до развития туристической инфраструктуры. Около сотни новых предприятий и производств, созданных при участии малого бизнеса, планируется открыть в регионе только в текущем году.
Власти Витебщины будут оказывать всемерную поддержку начинающим предпринимателям. Для них в ближайшие два года будет построен бизнес-центр, в котором откроется бизнес-инкубатор.
Вместе с тем Год предприимчивости требует новых подходов от всех субъектов хозяйствования, подчеркнул Александр Косинец. Неординарных идей ждут от конструкторских бюро предприятий. В области продолжится практика проведения выставок лучших разработок ученых и инженеров, что позволит привлечь к их освоению большее число промышленных предприятий.
Власти столицы всемерно будут поддерживать деловую инициативу и предприимчивость. Одновременно по инициативе председателя Мингорисполкома Николая Ладутько 2011 год объявлен для города Минска Годом порядка и обустройства городских территорий. Каждый административный район города разработал соответствующий план мероприятий по реализации этой важнейшей для столицы задачи. Усилия будут сконцентрированы на повышении качества работы жилищных организаций, совершенствовании организационных форм обслуживания жилищного фонда, а также улучшении архитектурного облика города.
На главной странице официального портала Минского горисполкома создана рубрика «Давайте обсудим», в которой власти обращаются к минчанам с просьбой высказать свое мнение по вопросам наведения порядка и благоустройства территории Минска. Каждый горожанин может подсказать идеи по совершенствованию городской среды.
В Год предприимчивости Министерство здравоохранения готово рассматривать перспективные предложения от врачей, представителей медицинской науки. Об этом сообщил руководитель ведомства Василий Жарко.
«Мы только за – пусть врачи дают свои предложения, – сказал министр. Новаторские идеи будут приняты к реализации, если в них заложен государственный подход». Самой главной задачей в Год предприимчивости министр здравоохранения считает внедрение высоких медицинских технологий в регионах.
Для многих граждан в Год предприимчивости важно понять, что их благосостояние зависит не только от государства, а прежде всего от собственной деловой инициативы и предприимчивости, творческого подхода к работе независимо от вида деятельности и формы собственности организации, где они трудятся. На совещании с Правительством 25 февраля А. Лукашенко заявил: «Теперь мы должны прямо и честно сказать людям, что дальнейший рост качества их жизни будет зависеть от личного труда и предприимчивости». Этому будет способствовать и озвученное на данном заседании требование Президента по снятию всех барьеров и ограничений в оплате труда.
Сейчас в условиях формирования рыночной экономики предстоит шире развивать и воспитывать такие качества как предприимчивость, инициативность, ответственность и т. п. Причем начинать это надо уже со школьной скамьи. Развитие этих качеств будет способствовать лучшей адаптации молодых людей при вступлении в трудовую жизнь, формированию в дальнейшем инициативного и ответственного работника. Примеров такой работы можно найти немало.
Благодаря сотрудничеству сельских учреждений образования Минской области и Школы менеджмента и предпринимательства для молодежи при Центре системных исследований проблем молодежи БГУ деревенские школьники получают возможность в интересной и доступной форме изучать основы менеджмента и предпринимательства, законы рыночной экономики, финансовой грамотности, психологии и культуры делового общения. Преподаваемые дисциплины помогают им определиться с выбором профессии и тем самым быть успешными в условиях динамично изменяющихся запросов рынка труда. Кроме теоретических знаний, слушатели курсов получают навыки ведения коммерческих и административных видов деятельности, начиная от оформления необходимых документов для открытия (закрытия) фирмы до предоставления различного вида услуг, приобретения и реализации товаров.
Особую роль в развитии деловой инициативы и пропаганде позитивных примеров предприимчивости играют СМИ. Посредством газет, радио, телевидения, интернет-ресурсов предстоит активнее формировать культуру позитивной предприимчивости и разъяснять ее необходимость, создавать в обществе соответствующую атмосферу, которая будет не отторгать, а приветствовать предприимчивость и деловую инициативу, направленную на реализации интересов как личности, так и общества.
В проведении такой работы необходимо тесное сотрудничество государства, бизнеса, профсоюзов и общественных организаций.
Создание благоприятных условий для развития и проявления предприимчивости и деловой инициативы на всех уровнях и во всех сферах трудовой деятельности, безусловно, позитивно отразится на динамике развития экономики и общества в целом. Год предприимчивости будет способствовать росту эффективности белорусской экономики, внедрению инноваций в производство, повышению конкурентоспособности белорусской продукции, а значит, и благосостояния белорусских граждан. В этом заинтересованы все: государство, бизнес, население.
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
страница 1 страница 2 страница 3
|