страница 1 ... страница 6 | страница 7 | страница 8 страница 9
Дух Святой по сей день дышит в Церкви
В Церкви живёт Дух Божий. Это не сухое и пустое догматическое положение, сохраняемое только по уважению к старине. Нет, это, именно, истина, опытно познаваемая каждым, кто проникся церковным сознанием и церковной жизнью. Благодатная жизнь Церкви даже не может быть предметом сухого научного изучения; она доступна изучению опытному. О жизни благодати, ясно ощущаемой, человеческий язык всегда может высказаться только туманно и темно. О жизни Церковной знает только тот, кто её имеет; для него она не требует доказательств, а для не имеющего её и она почти не доказуема.
Поэтому для члена Церкви должно быть задачей всей его жизни — постоянно более и более объединяться с жизнью Церкви, а в то же время и для других проповедовать именно о Церкви, не подменяя её христианством, не подменяя её сухим и отвлечённым учением. Здесь не должно делать никакой уступки. Нет христианства, нет Христа, нет благодати, нет истины, нет жизни, нет спасения — ничего нет без Церкви, и всё есть только в единой Церкви!
Слишком часто говорят теперь о недостатке жизни в Церкви, об “оживлении” Церкви. Все эти речи мы затрудняемся понимать и весьма склонны признать их совершенно бессмысленными. Жизнь в Церкви иссякнуть никогда не может, ибо до окончания века в ней пребывает Дух Святой (Иоан. 14:16). И жизнь в Церкви есть. Только бесцерковные люди не замечают этой жизни. Жизнь Духа Божия непонятна человеку душевному, она кажется ему даже юродством, ибо доступна она человеку только духовному. Нам, людям душевного склада мышления, редко даётся ощущение церковной жизни. А между тем и теперь люди, сердцем простые и жизнью благочестивые, постоянно живут этим ощущением благодатной церковной жизни. Эту церковную атмосферу, это дыхание церковное особенно ощущаешь в монастырях. Вот где убеждаешься в силе и действительности Божией благодати, живущей в Церкви! Дивишься и благодаришь Бога, когда видишь, что церковная жизнь действительно перерождает человека, делает его “новою тварью.” Здесь просвещается ум, создаются высокие чистые взгляды, сердце умягчается любовью, и радость нисходит на душу. Отступившие от Церкви, гордящиеся своим просвещением, на самом деле, несравненно ниже и грубее живущего церковной жизнью инока-простеца.
Нет, не о недостатке жизни в Церкви, по-нашему мнению, нужно говорить, а только о недостатке в нас церковной сознательности. Многие живут церковной жизнью, совсем даже этого ясно не сознавая. А если мы даже и сознательно живём церковной жизнью, мы мало проповедуем о благе этой жизни. С посторонними мы ведём спор обычно о христианских истинах, забывая про церковную жизнь. Учение, теория, догмат в наших глазах стоят как будто выше жизни церковной. Мы тоже иногда бываем способны подменить Церковь христианством, жизнь — отвлечённым учением.
Наша беда в том, что мы сами-то мало ценим свою Церковь и великое благо жизни церковной. Мы не исповедуем своей веры в Церкви смело, ясно и определённо. Веруя в Церковь, мы постоянно как бы извиняемся за то, что мы в неё [всё] ещё веруем. Мы читаем девятый член Символа веры без особенной радости и даже с виноватым видом. Церковного человека теперь часто встречают восклицанием тургеневского стихотворения в прозе: “Вы ещё верите? Да Вы совсем отсталый человек!” И многие ли имеют столько мужества, чтобы смело исповедать: “Да, я верую в единую святую, соборную и апостольскую Церковь, принадлежу к святой Православной Церкви, и потому я — самый передовой человек, ибо в Церкви только возможна та новая жизнь, ради которой Сын Божий приходил на грешную землю; только в Церкви можно приходить в меру полного возраста Христова, — следовательно, только в Церкви возможен подлинный прогресс, истинное спасение!”
Не чаще ли на вопрос: ты не из учеников Христовых? — готовы мы ротитися и клястися, яко не знаю человека?
Заключение
Насущной потребностью настоящего времени поэтому можно считать открытое исповедание той непреложной истины, что Христос создал, именно, Церковь и что совершенно нелепо отделять христианство от Церкви и говорить о каком-то христианстве помимо святой Христовой Церкви Православной. Эта истина, думаем, многим осветит конечный пункт их томительных исканий, укажет им его не в безжизненном учении, хотя бы и евангельском, а в церковной жизни, где они действительно освободятся от сети дьявола, который уловил их в свою волю (2 Тим. 2:26). Эта истина поможет и нам опознать церковную жизнь и “собрать расточенные” чада церковные, да и все едино будут, как молился Господь Иисус Христос перед Своими страданиями.
Посмотрите, как бьётся несчастная птица, когда она летит при сильном ветре! Как неровен её полёт! То она взлетает вверх, то опрокидывает её вниз, то подвинется она немного вперед, то снова относит её далеко назад. Так носится и человек ветрами лжеучений. Но как птица успокаивается в гнезде в густых ветвях дерева и мирно смотрит из своего убежища на несущуюся мимо бурю, так и человек обретает мир, когда прибегает к Церкви. Из своего тихого пристанища смотрит он на свирепую бурю “около церковных стен,” скорбит о несчастных людях, которые застигнуты этой бурей вне Церкви и медлят укрыться под её благодатным кровом, и молится ко Господу: “Соедини их святой Твоей соборной и апостольской Церкви, да и тии с нами славят пречестное и великолепное имя в Троице славимого Бога.”
Сноски -
Завещание отеческое. Издание под редакцией Е.М. Прилежаева. СПБ. 1893. стр. 3, 6.
-
"Напоминания,” I, 25-26. Казань 1904, стр. 47, 48.
-
Подвижнические уставы, гл. XVIII. Творения, ч. 5 изд. 4. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 1902, стр. 359, 360.
-
Письмо 62. Творения, изд. 2 Киев. 1891 года, ч. 1, стр. 363-364
-
О молитве Господней. Творения, ч. 2, стр. 221, 217.
-
Толкование на ев. Иоанна, кн. 11, гл. 11. Творения, изд. Моск. Дух. Акад., ч. 15, Сергиев Посад 1912, стр. 105-112 passim. Только в самое последнее время на эту мысль обратил внимание богословской науки Митрополит Антоний (Храповицкий).
-
Рим. 12:4, 5; 1 Кор. 6:15; 10:17; 12:13, 27; Ефес. 1:23; 4:4, 12, 16, 25; 5: 23, 30; Кол. 1:18, 24; 2:19; 3:15.
-
Писмо 63 к Цилию, гл. 13 Творений, ч. 1, стр. 397.
-
Толкование на Евангелии Иоанна, кн. 11, гл. 11. Творений ч. 15, Сергиев Посад 1912, стр. 109-110.
-
Толкование на Евангелии Иоанна, кн. 10, гл. 2. Творений ч. 14 Сергиевский Посад 1909, стр. 324.
-
См. 1 Кор. 12:11, 13. Ефес. 4:3-4, 7 и др.
-
На послание к Ефесянам, беседа 9. Творения, изд. СПБ Духовная Академия, т. 11, стр. 86.
-
На послание к Ефесянам, беседа 11. Творения, т. 11, стр. 96.
-
Творений ч. 7. Москва 1861, стр. 434.
-
Творения, изд. Киевский Дух, Академии кн. 17, стр. 297.
-
Толкование на посл. в Казань 1867, стр.123. Приведём ещё толкование православного богослова проф. Богдашевского (позже епископа Василия). .”..Единение Духа есть единство, которое соделывает Дух или производит его, — это единство, обитающее в Церкви, от Духа Божия.” Послание св. ап. Павла к Ефесянам. Киев 1904, стр. 505.
-
1 Иоан. 2:5; 3:17; IV 9; Рим. 5:6; сравн. 1 Кор. 13:15; 2 Сол. 3:5.
-
Творений ч. 7, стр. 134.
-
На посл. к Ефес., беседа 11, 1. Творения, т. 11, стр. 96.
-
Подробное толкование этого стиха см. у проф. Богдашевского, цит. соч., стр. 557-565, а так же у Ив. Мансветова. Новозаветное учение о Церкви. Москва 1879, стр. 143-160.
-
“Довольно неясно он (Апостол) изложил свои мысли от того, что хотел высказать всё вдруг,” — говорит св. Иоанн Златоуст. На посл. к Ефес. бес. 11, 3. Творения, т. 11, стр. 100.
-
На посл. к Ефес. бес. 11, 3. Творения, т. 11, стр. 100-101.
-
Творений ч. 7, стр. 438.
-
In epist Ephesios. Migne, PG, t. 95, clo. 844 A.
-
Толкование на посл. к Ефес. Казань 1881, стр. 132.
-
Толкованик посл. св. Ап. Павла к Ефес., изд. 2. Москва 1883, стр. 307.
-
Св. Иоанн Златоуст. На посл. к Ефес. бес. 11, 3. Творений ч. 11, стр. 100-102.
-
Св. Киприан Карф. О единстве Церкви, гл. 5. Творений ч. 2, стр. 180.
-
29.Св. Киприан Карф. О единстве Церкви, гл. 5. Творений ч. 2, стр. 180.
-
Сравн. Митроп. Антония, Собрание сочинений, т. 2, стр. 16.
-
Подробное доказательство этой истины смотрите в кн. проф. В. Н. Мышцина. Устройство христианской Церкви в первые два века. Сергиев Посад 1909, стр. 144-155. 299 слл.
-
О единстве Церкви, гл. 14. Творений ч. 2, стр. 188, 189.
-
Письмо 43 к Антониану. Творений ч. 1, стр. 236. Письмо 59 к Стефану. Творений ч. 1, стр. 330.
-
Письмо 62 к Магну. Творений ч. 1, стр. 360.
-
Письмо 55 к Стефану. Творений ч. 1, стр. 312.
-
Письмо 62 к Магну. Творений ч. 1, стр. 361.
-
О единстве Церкви, гл. XV. Творений ч. 2, стр. 190. См. ещё О молитве Господней, гл. XXIV, ч.2, стр. 217-218. Письмо 43 к Антониану. Творений ч. 1, стр. 239.
-
Письмо 62 к Магну. Творений ч. 1, стр. 371.
-
Письмо 58 к Квинту. Творений ч. 1, стр. 326-327.
-
Письмо 61 к Помпею. Творений ч. 1, стр. 353. Письмо 57 к Януарию. Творений ч. 1, стр. 326.
-
Письмо 56 к Квинту. Творений ч. 1, стр. 326. О единстве Церкви, гл. 23. Творений ч. 2, стр. 197.
-
О единстве Церкви, гл. 4, Творений ч. 2, стр. 179-180.
-
О единстве Церкви, гл. 3. Творений ч. 2, стр. 178.
-
О единстве Церкви, гл. 14. Творений ч. 2, стр. 189.
-
Там же, стр. 190. Сравн. Письмо 60 к Юбаяну. Творений ч. 1, стр. 334.
-
О единстве Церкви, гл. 17. Творений ч. 2, стр. 191-192.
-
Письмо 60 к Юбаяну. Творений ч. 1, стр. 334-335.
-
Письмо 40 к Корнелию. Творений ч. 1, стр. 205.
-
Письмо 62 к Магну. Творений ч. 1, стр. 360-361. Киприан ссылается здесь на Лук. 11, 23; Матф. 18:17; Иоан. 2:18. См. ещё письмо 57 к Януарию. Творений ч. 1, стр. 324-325. Письмо 61 к Помпею. Творений ч. 1, стр. 351.
-
Письмо 43. Творений ч. 1, стр. 234.
-
Письмо 42 к Корнелию. Творений ч. 1, стр. 212.
-
Habere jam non potest Deum patrem, qui Ecclesiam non habet matrem. О единстве Церкви, гл. VI. Творений ч. 2, стр. 181. Сравн. гл. XVII, стр. 191:можно представить себе, что тот находится со Христом, кто действует против священников Христовых, отделяя себя от общения с Его клиром и народом.
-
Письмо 58, гл. I. Творений ч. 1, стр. 325.
-
Письмо 58 к Квинту, гл. I. Творений ч. 1, стр. 326. Письмо 61 к Помпею, гл. II. Творений ч. 1, стр. 351.
-
О единстве Церкви, гл. 11. Творений ч. 2, стр. 185-186. Сравн. Письмо 60 к Юбаяну. Творений ч. 1, стр. 346.
-
Migne, PL. t. 3, col. 1077-1078.
-
Матф. 16:16; 8:29. Марк. I, 24. Лук. 8:28. Contra litteras Petiliani 3:34, 39. Migne, PL. t. 43, col. 68.
-
Contra Cresconium. I. 22, 27. Migne, PL. t. 43, col. 460
-
De baptismo I, 7, 9. Migne, PL. t. 43, col. 115.
-
Contra Cressonium. I, 29, 34. Migne, PL. t. 43, col. 463-464.
-
De baptismo, I, 2, 3. Migne, PL. t. 43, col. 110. Contra Cressonium. 1:22, 27; IV, 21, 26. Migne, PL. t. 43, col. 460, 563.
-
In I Ioan. tract. 5, 7. Migne, PL. t. 35, col. 2015.
-
De baptismo, I, 9,12. Migne, PL. t. 43, col. 116.
-
Ibidem.
-
De baptismo, I, 10, 14. Migne, PL. t. 43, col. 117-118.
-
De baptismo, I, 12, 18. Migne, PL. t. 43, col. 119.
-
De baptismo, I, 12, 19, 20; I, 13, 21. Migne, PL. t. 43, col. 119, 120, 121.
-
De baptsmo, I, 15, 23. Migne, PL. t. 43, col. 121.
-
Contra Cresconium II, 14, 17. Migne, PL. t. 43, col. 477.
-
De baptismo, III, 16, 21. Migne, PL. t. 43, col. 148.
-
Epist. 61, 2. Migne, PL. t. 43, col. Migne, PL. t. 33, col. 229.
-
Contra litteras Petiliani 2:77, 172. De baptismo IV, 17, 24. Migne, PL. t. 43, col. 312, 169.
-
Epist. 185, 10, 46. Migne, PL. t. 33, col. 813.
-
Serm. 268, 2. Migne, PL. t. 38, col. 1232. Contra Cresconium, II, 12, 15; II, 13, 16; II, 14, 17. Migne, PL. t. 43, col. 476, 477.
-
Epist. 185, 9, 42. Migne, PL. t. 33, col. 811.
-
Epist. 208, 6. Epist. 185, 9, 42. Migne, PL. t. 33, col. 952, 811. Contra epist. Parmaeniani, II, 3, 6. Migne, PL. t. 43, col. 54.
-
De baptismo, IV, 17, 24. Migne, PL. t. 43, col. 170.
-
Quaest. in heptat. 5, 15. Migne, PL. t. 34, col. 755.
-
Contra litteras Petiliani, II, 77, 172. Migne, PL. t. 43, col. 312.
-
De baptismo, 3:16, 21. Migne, PL. t. 43, col. 148.
-
К римлянам, гл. 3.
-
Против ересей, кн. 3, гл. 1, параграф 1.
-
См. предисловие к женевскому изд. “Кратко изложенные Евангелия.”
-
См. проф. А. А. Спасский. История догматических движений в эпоху вселенских соборов. Сергиев Посад 1906, стр. 651.
-
На ариан слово 1:1-2.
-
-
Проф. Спасский. Цит. соч. стр. 200.
-
См. проф. И. В. Попов. Идея обожения в древне-восточной Церкви. Москва 1909. Его же. Религиозный идеал св. Афанасия Александрийского. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 1904. Сравн. проф. Спасский. Цит. соч. стр. 198-199.
-
Против ересей, кн. 3, гл. 18:7.
-
Слово 2 против ариан, гл. 69.
-
Служба на Рождество Христово, 2-я стихира на литии.
-
На литии, стихира 4-я.
-
На стиховне, стихира на “Славу.”
-
Канон Космы, песнь 1, тропарь 1. Сравн. того же канона 2-й тропарь 3-й песни: “причастием плоти горшия подав Божественнаго естества.”
-
Канон Иоанна, песнь 9, тропарь 2. Сравн. того же канона 2-й тропарь 7-й песни: “богатство обожения носяй.” Ирм. 4-й песни: “рода человеча обновление, древле поя пророк Аввакум предвозвещает... людей во обновление слово.”
-
Ирмос 9-й песни канона на повечерии предпразднства.
-
Доказательство апостольской проповеди, гл 99.
-
Против ересей, кн. 4, гл. 34, параг. 1.
-
Hohoff. Die Revolution seit dem sechszehnten Jahrhundert. Freburg in Breisgau 1887. S. 150.
-
Kattenbusch. Von Schleirmacher zu Ritschl. Giessen 1893. S. 5.
-
Der Katholik. 1889. Bd. 2. SS. 400-401.
-
Н. Терентьев. Лютеранская вероисповедальная система по символическим книгам лютеранства. Казань 1910, стр. 460.
-
Против ересей, кн. 3, гл. 4:1.
-
Против ересей, кн. 3, гл. 24:1-2.
-
Письма Преосвященного Михаила, почившего епископа Таврического. Симферополь 1910, стр. 178.
Go to the top
Миссионерский Листок # 91
Издательство храма Покрова Пресвятой Богородицы
Copyright © 1999and Published by
Holy Protection Russian Orthodox Church
2049 Аrgylе Аv, Lоs Аngеlеs, Cаlifоrniа, 90068, USА
Редактор: Епископ Александр (Милеант)
(christianity_church_r.doc, 12-23-99)
страница 1 ... страница 6 | страница 7 | страница 8 страница 9
|