страница 1 БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
УТВЕРЖДАЮ:
Декан географического факультета БГУ
________________ И.И. Пирожник
____________________
Регистрационный № УД-______/р.
ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ
Учебная программа для специальностей:
1-31 02 01 География
Направление 1-31 02 01- 02 География;
Факультет географический___________________________________________
Кафедра физической географии мира и образовательных технологий
Курс (курсы) ___5____________________________
Семестр (семестры) ___9_________________________
Лекции __26________ Экзамен ________________
Практические (семинарские)
занятия _____4______ Зачет _________9__________
КСР________6_____ Курсовой проект (работа) __-___
Всего аудиторных
часов по дисциплине _____36_____
Всего часов Форма получения
по дисциплине ______56___ высшего образования дневная
2012 г.
Учебная программа составлена в соответствии с учебной программой по «Физико-географическому районированию», утвержденной пр. № ____ от ________________. Регистрационный №______________/уч.
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры физической географии мира и образовательных технологий
____________ 2012, прот. № ____
Заведующий кафедрой
________________ Я.К. Еловичева
Одобрена и рекомендована к утверждению Научно-методическим советом географического факультета БГУ____________________________________
____________________
Председатель
________________ М.Н. Брилевский
-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение территориальных различий географической оболочки и характерных особенностей природы ее конкретных участков – одна из ключевых задач физической географии как науки. Наиболее действенным средством выявления данных различий и формирующихся природных комплексов по праву считается районирование.
Цель дисциплины - дать студентам представление о предмете физико-географического районирования и его месте в системе географических наук, сформировать знания об истории развития научной мысли в названной области, принципах и методах, изучить существующие схемы таксономических единиц.
Задачи дисциплины: показать роль и значение физико-географического районирования в географической и других науках; дать теоретические знания в области природного районирования; сформировать представления о возникновении и современном состоянии научной дисциплины.
Выпускник должен:
знать:
- историю становления и развития физико-географического районирования;
- принципы и методы физико-географического районирования;
- системы таксономических единиц и виды физико-географического районирования,
- основные факторы пространственной физико-географической дифференциации и их отражение в региональном разнообразии ландшафтов;
уметь:
- анализировать существующие системы таксономических единиц;
- сравнивать схемы районирования, составленные в разные периоды.
Общий объем аудиторных часов курса – 36, из них лекции составляют 26 часов, практические занятия – 4 часа, КСР – 6 часов.
Контроль знаний проводится в форме зачета в 5 семестре.
-
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
№
п/п
|
Наименование разделов, тем
|
Количество часов*
|
Аудиторные
|
Самост.
работа
|
Лекции
|
Практич., семинар.
|
Лаб. занят.
|
КСР
|
|
1.
|
Предмет физико-географического районирования
|
2
|
|
|
|
|
2.
|
Развитие научных идей физико-географического районирования
|
2
|
|
|
|
|
3.
|
Принципы физико-географического районирования
|
2
|
|
|
|
2
|
4.
|
Методы физико-географического районирования
|
2
|
2
|
|
|
2
|
5.
|
Система таксономических единиц физико-географического районирования
|
2
|
|
|
|
2
|
6.
|
Физико-географические границы
|
2
|
|
|
|
2
|
7.
|
Современное состояние физико-географического районирования материков, океанов, горных систем
|
2
|
|
|
|
2
|
8.
|
Физико-географическое районирование Зарубежной Европы и Азии
|
4
|
|
|
2
|
2
|
9.
|
Физико-географическое районирование стран СНГ
|
2
|
|
|
|
2
|
10.
|
Физико-географическое районирование стран Беларуси
|
2
|
2
|
|
2
|
2
|
11.
|
Прикладное районирование
|
2
|
|
|
2
|
2
|
12.
|
Задачи и перспективы физико-географического районирования
|
2
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого
|
26
|
4
|
|
6
|
20
| -
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА
Номер раздела, темы, занятия
|
Название раздела, темы, занятия;
перечень изучаемых вопросов
|
Количество аудиторных часов
|
Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.)
|
Литература
|
Формы контроля
знаний
|
лекции
|
практические
(семинарские)
занятия
|
лабораторные
занятия
|
управляемая
самостоятельная работа студента
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
|
всего
|
26
|
4
|
|
6 (20)
|
|
|
|
1.
|
Предмет физико-географического районирования.
Место физико-географического районирования в системе географических наук. Понятие физико-географического комплекса и его свойства. Признаки природного комплекса как методологическая основа районирования. Природные комплексы разной сложности и размерности.
|
2
|
|
|
|
презентация
|
[1,3]
|
Самостоятельная работа
|
2
|
Развитие научных идей физико-географического районирования. Русская классическая география и первые попытки районирования. Советская географическая наука и физико-географическое районирование. Физико-географическое районирование на современном этапе..
|
2
|
|
|
|
|
[2,4,6]
|
Самостоятельная работа
|
3.
|
Принципы физико-географического районирования.
Группы факторов, формирующих разнообразие природных комплексов Земли. Принципы районирования: зональный, незональный, генетический, территориальной общности, комплексности, относительной однородности.
|
2
|
|
|
(2)
|
|
[2,4,6,8]
|
Опрос
|
4
|
Методы физико-географического районирования.
Сравнительно-географический метод, метод сопряженного анализа, метод ведущего фактора, метод эталонных участков, палеогеографические методы, геофизические, геохимические, аэрокосмические, математические и моделирование.
|
2
|
2
|
|
(2)
|
презентации
|
[1,5,9,10]
|
Самостоятельная работа
|
5
|
Система таксономических единиц физико-географического районирования. Понятие системы таксономических единиц. Основные типы систем таксономических единиц. Однорядные, двухрядные и многорядные системы. Характеристика отдельных таксономических единиц.
|
2
|
|
|
(2)
|
презентации
|
[1,2,8]
|
Опрос
|
6
|
Физико-географические границы. Общетеоретические вопросы физико-географических границ, их классификация, типология по конфигурации, значение границ как районообразующих факторов.
|
2
|
|
|
(2)
|
|
[1,2]
|
Опрос
|
7
|
Современное состояние физико-географического районирования материков, океанов, горных систем.
Основные подходы к районированию материков. Зонально-типологический и индивидуально-региональный ряды. Особенности районирования Мирового океана. Система таксономических единиц районирования горных систем и их диагностические признаки.
|
2
|
|
|
(2)
|
презентации
|
[2,9]
|
Самостоятельная работа
|
8.
|
Физико-географическое районирование Зарубежной Европы и Азии. Современные схемы районирования Зарубежной Европы. Схемы районирования Зарубежной Азии.
|
4
|
|
|
(2)
|
|
[2,6,7]
|
Самостоятельная работа
|
9
|
Физико-географическое районирование стран СНГ.
Современные схемы районирования стран СНГ.
|
2
|
|
|
2 (2)
|
схемы
|
[2,1д,]
|
Письменная работа
|
10
|
Физико-географическое районирование Беларуси. Довоенные работы по районированию. Исследования В.А. Дементьева по физико-географическому районированию. Схема природного районирования Беларуси 1977 г. Схема физико-географического районирования в европейской десятичной системе.
|
2
|
2
|
|
2 (2)
|
Национальный атлас Беларуси
|
[2,2,5,6]
|
Опрос
|
11.
|
Прикладное районирование. Ландшафтная карта физико-географического районирования как основа для разноплановых прикладных карт. Выбор и ранжирование оценочных показателей. Интегральное оценивание. Определение пороговых значений параметров. Качественная балльная оценка. Составление геоинформационных моделей.
|
2
|
|
|
2 (2)
|
|
[2,6,7,8]
|
Письменная работа
|
10
|
Задачи и перспективы физико-географического районирования. Значение физико-географического районирования в решении региональных и глобальных проблем. Современные теоретические и прикладные проблемы физико-географического районирования.
|
2
|
|
|
(2)
|
|
[2,6]
|
Опрос
| IV. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Литература
|
Основная
|
1.
|
Гвоздецкий Н.А. Основные проблемы физической географии. М., Высшая школа, 1979.
|
2.
|
Еремина В.А. Физико-географическое районирование. Мн., Мысль, 1987.
|
3.
|
Марцинкевич Г., Клицунова Н.К., Якушко О.Ф. Физико-географическое районирование Беларуси в европейской системе районирования // Вестник БГУ: сер.2. – 2001. - №2., с. 85-90.
|
4.
|
Михайлов Н.И. Физико-географическое районирование. М., Изд-во МГУ, 1985.
|
5.
|
Павлова Н.Н. Физико-географическое районирование СССР. Л, Изд-во ЛГУ, 1979.
|
6.
|
Федина А.Е. Физико-географическое районирование. М., Изд-во МГУ, 1981.
|
7.
|
Исаченко А. Г. Ландшафтоведение и физико-географическое районирование. М.: Высшая школа, 1991, 366 с.
|
|
|
|
Дополнительная
|
|
|
1.
|
Гвоздецкий Н.А., Голубчиков Ю.Н. Природа мира: Горы. М., Мысль, 1987.
|
2.
|
Исаченко А.Г., Шляпников А.А. Природа мира: Ландшафты. – М., Мысль, 1989.
|
3.
|
Николаев В.А. Основы учения об агроландшафтах // Агроландшафтные исследования. Методология, методика, региональные проблемы / Под ред. В.А. Николаева. М., Изд-во МГУ, 1992. – с. 4-57.
|
4.
|
Сочава В.Б. Ведение в учение о геосистемах. Новосибирск, Наука, 1978.
|
5.
|
Физическая география материков и океанов / Под общ. Ред. А.М. Рябчикова. М., 1988.
|
6.
|
Физико-географическое районирование СССР, Обзор опубликованных материалов, М., 1960
|
7.
|
Исаченко А. Г., Основы ландшафтоведения и физико-географическое районирование, М., 1965;
|
8.
|
Мильков Ф. Н., Физико-географический район и его содержание, М., 1956
|
9.
|
Основы методики физико-географического районирования, Л., 1967
|
10.
|
Прокаев В. И., Основы методики физико-географического районирования.М., 2005.
|
11.
|
Национальный атлас Беларуси.
|
|
|
V. ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
«ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ»
С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Название
дисциплины,
с которой
требуется согласование
|
Название
кафедры
|
Предложения
об изменениях в содержании учебной программы
по изучаемой учебной
дисциплине
|
Решение, принятое кафедрой, разработавшей учебную программу (с указанием даты и номера протокола)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
VI. ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ К УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ»
на 20 / 20 учебный год
№
пп
|
Дополнения и изменения
|
Основание
|
|
|
|
Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры
(протокол № __ от __________ 20_____г.)
Заведующий кафедрой
_д. г. н., профессор___ _______________ __Я. К. Еловичева________
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета
_д. г. н., профессор_____________ _______ _И. И. Пирожник_______
страница 1
|