Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
УТВЕРЖДАЮ:
Декан географического факультета БГУ

________________ И.И. Пирожник

____________________

Регистрационный № УД-______/р.



ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ
Учебная программа для специальностей:

1-31 02 01 География

Направление 1-31 02 01- 02 География;


Факультет географический___________________________________________

Кафедра физической географии мира и образовательных технологий

Курс (курсы) ___5____________________________

Семестр (семестры) ___9_________________________

Лекции __26________ Экзамен ________________

Практические (семинарские)

занятия _____4______ Зачет _________9__________

КСР________6_____ Курсовой проект (работа) __-___

Всего аудиторных

часов по дисциплине _____36_____

Всего часов Форма получения

по дисциплине ______56___ высшего образования дневная
2012 г.
Учебная программа составлена в соответствии с учебной программой по «Физико-географическому районированию», утвержденной пр. № ____ от ________________. Регистрационный №______________/уч.

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры физической географии мира и образовательных технологий

____________ 2012, прот. № ____

Заведующий кафедрой

________________ Я.К. Еловичева

Одобрена и рекомендована к утверждению Научно-методическим советом географического факультета БГУ____________________________________

____________________
Председатель

________________ М.Н. Брилевский




  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изучение территориальных различий географической оболочки и характерных особенностей природы ее конкретных участков – одна из ключевых задач физической географии как науки. Наиболее действенным средством выявления данных различий и формирующихся природных комплексов по праву считается районирование.

Цель дисциплины - дать студентам представление о предмете физико-географического районирования и его месте в системе географических наук, сформировать знания об истории развития научной мысли в названной области, принципах и методах, изучить существующие схемы таксономических единиц.

Задачи дисциплины: показать роль и значение физико-географического районирования в географической и других науках; дать теоретические знания в области природного районирования; сформировать представления о возникновении и современном состоянии научной дисциплины.

Выпускник должен:

знать:


- историю становления и развития физико-географического районирования;

- принципы и методы физико-географического районирования;

- системы таксономических единиц и виды физико-географического районирования,

- основные факторы пространственной физико-географической дифференциации и их отражение в региональном разнообразии ландшафтов;

уметь:

- анализировать существующие системы таксономических единиц;



- сравнивать схемы районирования, составленные в разные периоды.

Общий объем аудиторных часов курса – 36, из них лекции составляют 26 часов, практические занятия – 4 часа, КСР – 6 часов.

Контроль знаний проводится в форме зачета в 5 семестре.


  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

    п/п


    Наименование разделов, тем



    Количество часов*

    Аудиторные

    Самост.

    работа


    Лекции

    Практич., семинар.

    Лаб. занят.

    КСР




    1.

    Предмет физико-географического районирования

    2













    2.

    Развитие научных идей физико-географического районирования

    2













    3.

    Принципы физико-географического районирования

    2










    2

    4.

    Методы физико-географического районирования

    2

    2







    2

    5.

    Система таксономических единиц физико-географического районирования

    2










    2

    6.

    Физико-географические границы

    2










    2

    7.

    Современное состояние физико-географического районирования материков, океанов, горных систем

    2










    2

    8.

    Физико-географическое районирование Зарубежной Европы и Азии

    4







    2

    2

    9.

    Физико-географическое районирование стран СНГ

    2










    2

    10.

    Физико-географическое районирование стран Беларуси

    2

    2




    2

    2

    11.

    Прикладное районирование

    2







    2

    2

    12.

    Задачи и перспективы физико-географического районирования

    2










    2














































    Итого

    26

    4




    6

    20

  2. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА




Номер раздела, темы, занятия

Название раздела, темы, занятия;

перечень изучаемых вопросов


Количество аудиторных часов

Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.)

Литература


Формы контроля

знаний


лекции

практические

(семинарские)

занятия


лабораторные

занятия


управляемая

самостоятельная работа студента



1

2

3

4

5

6

7

8

9




всего

26

4




6 (20)










1.

Предмет физико-географического районирования.

Место физико-географического районирования в системе географических наук. Понятие физико-географического комплекса и его свойства. Признаки природного комплекса как методологическая основа районирования. Природные комплексы разной сложности и размерности.



2










презентация

[1,3]

Самостоятельная работа


2

Развитие научных идей физико-географического районирования. Русская классическая география и первые попытки районирования. Советская географическая наука и физико-географическое районирование. Физико-географическое районирование на современном этапе..

2













[2,4,6]

Самостоятельная работа


3.

Принципы физико-географического районирования.

Группы факторов, формирующих разнообразие природных комплексов Земли. Принципы районирования: зональный, незональный, генетический, территориальной общности, комплексности, относительной однородности.



2







(2)





[2,4,6,8]

Опрос

4

Методы физико-географического районирования.

Сравнительно-географический метод, метод сопряженного анализа, метод ведущего фактора, метод эталонных участков, палеогеографические методы, геофизические, геохимические, аэрокосмические, математические и моделирование.



2

2




(2)


презентации

[1,5,9,10]

Самостоятельная работа

5

Система таксономических единиц физико-географического районирования. Понятие системы таксономических единиц. Основные типы систем таксономических единиц. Однорядные, двухрядные и многорядные системы. Характеристика отдельных таксономических единиц.

2







(2)


презентации

[1,2,8]

Опрос

6

Физико-географические границы. Общетеоретические вопросы физико-географических границ, их классификация, типология по конфигурации, значение границ как районообразующих факторов.

2







(2)





[1,2]

Опрос

7

Современное состояние физико-географического районирования материков, океанов, горных систем.

Основные подходы к районированию материков. Зонально-типологический и индивидуально-региональный ряды. Особенности районирования Мирового океана. Система таксономических единиц районирования горных систем и их диагностические признаки.



2







(2)


презентации

[2,9]

Самостоятельная работа

8.

Физико-географическое районирование Зарубежной Европы и Азии. Современные схемы районирования Зарубежной Европы. Схемы районирования Зарубежной Азии.

4







(2)





[2,6,7]

Самостоятельная работа

9

Физико-географическое районирование стран СНГ.

Современные схемы районирования стран СНГ.



2







2 (2)


схемы

[2,1д,]

Письменная работа

10

Физико-географическое районирование Беларуси. Довоенные работы по районированию. Исследования В.А. Дементьева по физико-географическому районированию. Схема природного районирования Беларуси 1977 г. Схема физико-географического районирования в европейской десятичной системе.

2

2




2 (2)


Национальный атлас Беларуси

[2,2,5,6]

Опрос

11.

Прикладное районирование. Ландшафтная карта физико-географического районирования как основа для разноплановых прикладных карт. Выбор и ранжирование оценочных показателей. Интегральное оценивание. Определение пороговых значений параметров. Качественная балльная оценка. Составление геоинформационных моделей.

2







2 (2)





[2,6,7,8]

Письменная работа

10

Задачи и перспективы физико-географического районирования. Значение физико-географического районирования в решении региональных и глобальных проблем. Современные теоретические и прикладные проблемы физико-географического районирования.

2







(2)





[2,6]

Опрос
IV. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


Литература




Основная


1.

Гвоздецкий Н.А. Основные проблемы физической географии. М., Высшая школа, 1979.

2.

Еремина В.А. Физико-географическое районирование. Мн., Мысль, 1987.

3.

Марцинкевич Г., Клицунова Н.К., Якушко О.Ф. Физико-географическое районирование Беларуси в европейской системе районирования // Вестник БГУ: сер.2. – 2001. - №2., с. 85-90.

4.

Михайлов Н.И. Физико-географическое районирование. М., Изд-во МГУ, 1985.

5.

Павлова Н.Н. Физико-географическое районирование СССР. Л, Изд-во ЛГУ, 1979.

6.

Федина А.Е. Физико-географическое районирование. М., Изд-во МГУ, 1981.

7.

Исаченко А. Г. Ландшафтоведение и физико-географическое районирование. М.: Высшая школа, 1991, 366 с.










Дополнительная







1.

Гвоздецкий Н.А., Голубчиков Ю.Н. Природа мира: Горы. М., Мысль, 1987.

2.

Исаченко А.Г., Шляпников А.А. Природа мира: Ландшафты. – М., Мысль, 1989.

3.

Николаев В.А. Основы учения об агроландшафтах // Агроландшафтные исследования. Методология, методика, региональные проблемы / Под ред. В.А. Николаева. М., Изд-во МГУ, 1992. – с. 4-57.

4.

Сочава В.Б. Ведение в учение о геосистемах. Новосибирск, Наука, 1978.

5.


Физическая география материков и океанов / Под общ. Ред. А.М. Рябчикова. М., 1988.

6.


Физико-географическое районирование СССР, Обзор опубликованных материалов, М., 1960

7.


Исаченко А. Г., Основы ландшафтоведения и физико-географическое районирование, М., 1965;

8.

Мильков Ф. Н., Физико-географический район и его содержание, М., 1956

9.

Основы методики физико-географического районирования, Л., 1967

10.

Прокаев В. И., Основы методики физико-географического районирования.М., 2005.

11.

Национальный атлас Беларуси.







V. ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ»

С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ


Название

дисциплины,

с которой

требуется согласование



Название

кафедры


Предложения

об изменениях в содержании учебной программы

по изучаемой учебной

дисциплине



Решение, принятое кафедрой, разработавшей учебную программу (с указанием даты и номера протокола)
































VI. ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ К УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ»

на 20 / 20 учебный год




пп


Дополнения и изменения

Основание










Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры

(протокол № __ от __________ 20_____г.)

Заведующий кафедрой

_д. г. н., профессор___ _______________ __Я. К. Еловичева________
УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета



_д. г. н., профессор_____________ _______ _И. И. Пирожник_______

страница 1

Смотрите также: