страница 1 КЫРГЫЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА
ЗАКОН
О ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ И БОРЬБЕ С ТОРГОВЛЕЙ ЛЮДЬМИ
Принят Законодательным собранием
Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 4 января 2005 года
Настоящий Закон определяет организационно-правовые основы по
предупреждению и борьбе с торговлей людьми, порядок координации
деятельности органов, осуществляющих борьбу с торговлей людьми,
устанавливает систему мер по защите и оказанию помощи жертвам торговли
людьми.
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Понятия, используемые в настоящем Законе
Понятия, используемые для целей настоящего Закона, применяются в
следующем значении:
вербовка - наем, набор лиц для выполнения каких-либо работ,
привлечение их к какой-либо деятельности, в том числе противоправной,
вовлечение в состав какой-либо организации, в том числе деятельность
которой запрещена законом;
государство назначения - государство, на территории которого
осуществляются эксплуатация физических качеств жертв торговли людьми
или привлечение их к принудительному труду;
государство происхождения - государство, с территории которого
осуществляется вывоз жертв торговли людьми либо граждане которого
являются жертвами торговли людьми, либо на территории которого
действует и (или) зарегистрировано юридическое лицо, осуществляющее
торговлю людьми либо служащее прикрытием для торговли людьми;
государство транзита - государство, через территорию которого
осуществляются мероприятия по торговле людьми;
жертва торговли людьми - лицо, пострадавшее от торговли людьми,
независимо от того, имелось ли согласие данного лица на вербовку,
перевозку, передачу, продажу или иные действия, связанные с торговлей
людьми;
принудительный труд - выполнение любой работы или оказание услуг
под угрозой наказания, на выполнение которых лицо добровольно не
давало согласия;
рабство - состояние или положение лица, в отношении которого
осуществляются некоторые или все правомочия, присущие праву
собственности;
торговля людьми - вербовка, перевозка, укрывательство, получение,
передача, продажа человека или иная незаконная сделка с его согласия
или без согласия, осуществленные путем принуждения, мошенничества,
обмана, похищения, с целью эксплуатации либо извлечения выгод;
торговец людьми - физическое или юридическое лицо, которое
самостоятельно или в группе лиц совершает любые действия, связанные с
торговлей людьми, а также должностное лицо, которое своими действиями
содействует торговле людьми, а равно не препятствует и не противостоит
ей, хотя обязано это делать в силу своих должностных полномочий;
убежище - специальное учреждение, осуществляющее деятельность по
противодействию торговле людьми, созданное в установленном настоящим
Законом порядке и предназначенное для временного проживания жертв
торговли людьми;
центр - специальное учреждение, осуществляющее деятельность по
противодействию торговле людьми, созданное в установленном настоящим
Законом порядке и предназначенное для консультационной, юридической,
социальной помощи жертвам торговли людьми;
эксплуатация - вовлечение лица в преступную деятельность;
принуждение лица к проституции или другим формам сексуальной
деятельности, принудительному труду или услугам, рабству, усыновление
(удочерение) в коммерческих целях, использование в вооруженных
конфликтах.
Статья 2. Цели настоящего Закона
Целями настоящего Закона являются:
- предупреждение деятельности, связанной с незаконным вывозом и
торговлей людьми;
- борьба с незаконным вывозом и торговлей людьми;
- защита и помощь жертвам незаконного вывоза и торговлей людьми.
Статья 3. Основные принципы настоящего Закона
Настоящий Закон основывается на принципах:
- гарантирования конституционных принципов прав и свобод человека
и гражданина;
- признания торговли людьми общественно опасным деянием;
- права на защиту жертв торговли людьми без исключения;
- защиты и помощи пострадавшим от незаконного вывоза и торговли
людьми, независимо от поведения этих лиц или готовности давать
показания против торговцев людьми;
- неотвратимости наказания за торговлю людьми;
- гуманизма;
- соблюдения норм международного права в сфере борьбы с
незаконным вывозом и торговлей людьми;
- участия граждан в деятельности по предупреждению и борьбе с
незаконным вывозом и торговлей людьми;
- формирования понимания личной ответственности граждан за
собственную свободу, жизнь и здоровье, а также свободу других лиц.
Статья 4. Законодательство Кыргызской Республики в сфере
предупреждения и борьбы с торговлей людьми
Законодательство Кыргызской Республики в сфере предупреждения и
борьбы с торговлей людьми состоит из Конституции Кыргызской
Республики, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов
Кыргызской Республики, регулирующих деятельность по предупреждению и
борьбе с торговлей людьми, защите жертв торговли людьми, а также их
близких.
Вступившие в установленном законом порядке в силу международные
договоры и соглашения, участником которых является Кыргызская
Республика, являются составной частью законодательства Кыргызской
Республики в сфере предупреждения и борьбы с торговлей людьми.
Статья 5. Основы государственной политики в сфере предупреждения
и борьбы с торговлей людьми
1. Государственная политика в сфере предупреждения и борьбы с
торговлей людьми предусматривает единство действий органов
государственной власти, местного самоуправления и неправительственных
организаций по предупреждению и борьбе с торговлей людьми.
2. Государственная политика в сфере предупреждения и борьбы с
торговлей людьми основывается:
- на приоритете охраны свободы, жизни и здоровья человека и
гражданина;
- на координации деятельности в сфере предупреждения и борьбы с
торговлей людьми с другими направлениями социальной, миграционной и
экономической политики;
- на осуществлении независимого и действенного надзора и контроля
за выполнением законодательства Кыргызской Республики в сфере
предупреждения и борьбы с торговлей людьми;
- на формировании и реализации эффективного механизма по
предупреждению и борьбе с торговлей людьми;
- на разработке и реализации национальных программ по
предупреждению и борьбе с торговлей людьми, финансировании
научно-исследовательских работ в сфере предупреждения и борьбы с
торговлей людьми;
- на оказании бесплатной медицинской и правовой помощи лицам,
пострадавшим от торговли людьми и их защите;
- на обязательности расследования и учета каждого заявления по
факту торговли людьми и на этой - на основе разработке и осуществлении
мер, исключающих ее причины, а также информировании населения об этом;
- на социальной защите лиц, пострадавших от торговли людьми;
- на подготовке специалистов по предупреждению и борьбе с
торговлей людьми в правоохранительных, миграционных и других
соответствующих органах;
- на всемерной поддержке деятельности неправительственных
организаций и отдельных лиц, направленной на предупреждение и борьбу с
торговлей людьми;
- на международном сотрудничестве при решении проблем по
предупреждению и борьбе с торговлей людьми.
ГЛАВА II. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И БОРЬБЕ С ТОРГОВЛЕЙ ЛЮДЬМИ
Статья 6. Субъекты, осуществляющие деятельность по предупреждению
и борьбе с торговлей людьми
1. Основным субъектом руководства деятельностью по предупреждению
и борьбе с торговлей людьми и обеспечению ее необходимыми средствами и
ресурсами является Правительство Кыргызской Республики.
2. Органы исполнительной власти организуют работу подчиненных
органов по исполнению законодательства Кыргызской Республики,
регулирующего вопросы предупреждения и борьбы с торговлей людьми.
3. Субъектами, осуществляющими деятельность по предупреждению и
борьбе с торговлей людьми в пределах своей компетенции, являются:
Генеральная прокуратура Кыргызской Республики;
Министерство внутренних дел Кыргызской Республики;
Министерство иностранных дел Кыргызской Республики,
дипломатические представительства и консульские учреждения Кыргызской
Республики;
Служба национальной безопасности Кыргызской Республики;
Пограничная служба Кыргызской Республики;
Департамент таможенной службы Комитета по доходам при
Министерстве финансов Кыргызской Республики;
Министерство труда и социальной защиты Кыргызской Республики;
Министерство образования Кыргызской Республики;
Министерство здравоохранения Кыргызской Республики;
органы местной государственной администрации и местного
самоуправления.
4. Субъектами, участвующими в предупреждении, выявлении и
пресечении торговли людьми в пределах своей компетенции, являются и
другие органы исполнительной власти, перечень которых определяется
Правительством Кыргызской Республики.
5. В случае реорганизации или переименования перечисленных в
настоящей статье органов исполнительной власти их функции в сфере
предупреждения и борьбы с торговлей людьми переходят к их
правопреемникам.
6. Координация деятельности органов по предупреждению и борьбе с
торговлей людьми осуществляется уполномоченным органом, определяемым
Президентом Кыргызской Республики.
Статья 7. Полномочия Правительства Кыргызской Республики в сфере
предупреждения и борьбы с торговлей людьми
1. К полномочиям Правительства Кыргызской Республики в сфере
предупреждения и борьбы с торговлей людьми относятся:
- осуществление государственной политики в сфере предупреждения и
борьбы с торговлей людьми и ее реализация;
- разработка и принятие нормативных правовых актов Кыргызской
Республики в сфере предупреждения и борьбы с торговлей людьми,
контроль за их соблюдением;
- разработка, утверждение и реализация национальных программ в
сфере предупреждения и борьбы с торговлей людьми;
- введение особых режимов выезда граждан для трудоустройства в
государства, которые не соблюдают минимальные международные стандарты
по предупреждению и борьбе с торговлей людьми;
- создание и обеспечение функционирования единой системы
государственного управления в сфере предупреждения и борьбы с
торговлей людьми;
- осуществление международного сотрудничества в сфере
предупреждения и борьбы с торговлей людьми и выполнение обязательств
по международным договорам.
2. В целях защиты и оказания помощи лицам, пострадавшим от
торговли людьми, Правительство Кыргызской Республики в тесном
сотрудничестве с неправительственными организациями:
- разрабатывает и принимает нормативные правовые акты Кыргызской
Республики по оказанию помощи и защите лиц, пострадавших от торговли
людьми;
- разрабатывает, утверждает и реализует программы по оказанию
помощи и защите лиц, пострадавших от торговли людьми;
- осуществляет меры по защите прав и интересов жертв торговли
людьми, вернувшихся в Кыргызскую Республику;
- ведет деятельность по совершенствованию механизмов возвращения
жертв торговли людьми;
- осуществляет контроль за оказанием помощи лицам, пострадавшим
от торговли людьми.
Статья 8. Уполномоченный орган по координации деятельности по
предупреждению и борьбе с торговлей людьми
1. Порядок формирования и деятельности уполномоченного органа по
предупреждению и борьбе с торговлей людьми (далее - уполномоченный
орган) в соответствии с настоящим Законом определяется положением об
уполномоченном органе, утверждаемым Президентом Кыргызской Республики.
2. Уполномоченный орган решает следующие задачи:
а) вырабатывает основы государственной политики в области
предупреждения и борьбы с торговлей людьми в Кыргызской Республике и
рекомендации, направленные на повышение эффективности работы по
выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению
торговли людьми и осуществлению деятельности по торговле людьми;
б) осуществляет сбор и анализ информации о масштабах, состоянии и
тенденциях торговли людьми на территории Кыргызской Республики;
в) рассматривает предложения органов исполнительной власти о
создании убежищ для временного проживания жертв торговли людьми, а
также осуществляет контроль за работой и функционированием специальных
учреждений по предупреждению и борьбе с торговлей людьми в
соответствии с возложенными на них задачами;
г) принимает участие в подготовке международных договоров
Кыргызской Республики в области предупреждения и борьбы с торговлей
людьми;
д) вырабатывает предложения о совершенствовании законодательства
Кыргызской Республики в области предупреждения и борьбы с торговлей
людьми;
е) организует кампании по повышению осведомленности населения о
проблемах торговли людьми.
3. В состав уполномоченного органа включаются в качестве
равноправных членов представители общественных объединений и
международных неправительственных организаций, имеющих свои
представительства в Кыргызской Республике, осуществляющих деятельность
по предупреждению и борьбе с торговлей людьми.
4. Уполномоченный орган имеет статус юридического лица.
Статья 9. Компетенция субъектов, осуществляющих деятельность по
предупреждению и борьбе с торговлей людьми
1. Субъекты, осуществляющие деятельность по предупреждению и
борьбе с торговлей людьми, руководствуются в своей деятельности
настоящим Законом, другими законами, вступившими в установленном
законом порядке в силу международными договорами и соглашениями,
участником которых является Кыргызская Республика, и общепризнанными
принципами и нормами международного права, а также изданными на их
основе нормативными правовыми актами, регламентирующими эту
деятельность.
2. Генеральная прокуратура Кыргызской Республики в пределах своей
компетенции осуществляет мероприятия по предупреждению и борьбе с
торговлей людьми в соответствии с законодательством Кыргызской
Республики.
3. Министерство внутренних дел Кыргызской Республики и его
территориальные органы осуществляют деятельность по предупреждению,
выявлению и пресечению преступлений, связанных с торговлей людьми, а
также по предупреждению, выявлению и пресечению международной
деятельности по торговле людьми, в соответствии с
уголовно-процессуальным законодательством проводят следствие по
уголовным делам о таких преступлениях.
4. Министерство иностранных дел Кыргызской Республики,
дипломатические представительства и консульские учреждения Кыргызской
Республики осуществляют деятельность по защите прав и интересов
граждан Кыргызской Республики, ставших жертвами торговли людьми,
находящихся за пределами Кыргызской Республики.
5. Служба национальной безопасности Кыргызской Республики и ее
территориальные органы осуществляют деятельность по выявлению связей
международных террористических организаций и организованных преступных
групп с торговцами людьми.
6. Пограничная служба Кыргызской Республики осуществляет
мероприятия по выявлению, предупреждению и пресечению деятельности
лиц, причастных к торговле людьми, а также жертв торговли людьми на
государственной границе Кыргызской Республики.
7. Департамент таможенной службы Комитета по доходам при
Министерстве финансов Кыргызской Республики осуществляет действия по
выявлению и пресечению попыток пересечения торговцами людьми
таможенной границы Кыргызской Республики, а также незаконного
перемещения через таможенную границу Кыргызской Республики жертв
торговли людьми.
8. Министерство труда и социальной защиты Кыргызской Республики
разрабатывает предложения по оказанию помощи жертвам торговли людьми и
содержанию специальных учреждений для включения их в национальную
программу по предупреждению и борьбе с торговлей людьми и иные
государственные программы.
9. Министерство образования Кыргызской Республики разрабатывает
образовательные программы для подготовки официальных лиц,
уполномоченных заниматься предупреждением и борьбой с торговлей
людьми, включает в существующие программы гуманитарных дисциплин
разделы, освещающие проблемы современной работорговли, принципы
предупреждения и борьбы с торговлей людьми, основы законодательства о
борьбе с торговлей людьми.
10. Министерство здравоохранения Кыргызской Республики
разрабатывает программы оказания медицинской, включая психиатрическую,
помощи жертвам торговли людьми, а также обеспечения лекарственными
средствами специальных учреждений.
11. Органы местной государственной администрации и местного
самоуправления:
- разрабатывают и обеспечивают выполнение мероприятий по
предупреждению и борьбе с торговлей людьми на местном уровне;
- взаимодействуют в рамках программ с общественными и
международными организациями, действующими на соответствующей
территории;
- проводят повсеместную разъяснительную работу среди местного
населения по предотвращению торговли людьми.
12. Средства, необходимые для выполнения функций по
предупреждению и борьбе с торговлей людьми, предусматриваются в
соответствующих статьях закона о республиканском бюджете на текущий
год, устанавливающих объем финансирования соответствующего органа
исполнительной власти.
Статья 10. Основные функции субъектов, привлекаемых к
деятельности по предупреждению и борьбе с торговлей
людьми
Органы исполнительной власти, перечисленные в статье 6 настоящего
Закона, и их территориальные органы участвуют в деятельности по
предупреждению и борьбе с торговлей людьми в пределах своей
компетенции посредством разработки и реализации профилактических,
режимных, организационных, информационных, воспитательных и иных мер
предупреждения, выявления и пресечения торговли людьми.
Порядок предоставления информации, материально-технических и
финансовых средств, транспортных средств и средств связи, медицинского
оборудования и лекарственных средств специализированным учреждениям,
оказывающим помощь лицам, пострадавшим от торговли людьми,
устанавливается Правительством Кыргызской Республики.
Статья 11. Содействие органам, осуществляющим деятельность по
предупреждению и борьбе с торговлей людьми
1. Органы исполнительной власти Кыргызской Республики, органы
местного самоуправления, общественные объединения и
неправительственные организации, должностные лица обязаны оказывать
содействие органам, осуществляющим деятельность по предупреждению и
борьбе с торговлей людьми.
2. Сообщение граждан правоохранительным органам о ставших
известными им сведениях о торговле людьми и о любых других
обстоятельствах, информация о которых может способствовать
предупреждению, выявлению и пресечению торговли людьми, а также
минимизации ее последствий, является гражданским долгом каждого. В
случае укрывательства особо тяжких преступлений, связанных с торговлей
людьми, виновное лицо несет наказание в соответствии с
законодательством Кыргызской Республики.
ГЛАВА III. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ,
СВЯЗАННУЮ С ТОРГОВЛЕЙ ЛЮДЬМИ
Статья 12. Ответственность за организацию и осуществление
торговли людьми
1. Лица, участвующие в организации и осуществлении торговли
людьми, привлекаются к ответственности, предусмотренной
законодательством Кыргызской Республики.
2. Поведение жертвы торговли людьми, выраженное в нежелании или
невозможности изменить свое антиобщественное поведение, связанное с
торговлей людьми, не может исключать ответственность торговцев людьми
в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, а также
рассматриваться как смягчающее их вину обстоятельство.
3. Жертва торговли людьми не подлежит привлечению к
административной или уголовной ответственности за совершение действий,
являющихся административным или уголовным правонарушением, если такое
правонарушение было совершено жертвой в результате вовлечения ее в
процесс торговли людьми.
Статья 13. Особенности уголовного и гражданского судопроизводства
по делам о торговле людьми
Дела о преступлениях, связанных с торговлей людьми, а также дела
о возмещении вреда жертвам торговли людьми по решению суда могут
рассматриваться в закрытых судебных заседаниях с соблюдением всех
правил судопроизводства.
Статья 14. Ответственность организации-юридического лица за
торговлю людьми
1. В случае установления судом факта торговли людьми через
организацию-юридическое лицо, имеющее лицензию на проведение
деятельности, послужившей заведомо прикрытием торговли людьми, такое
юридическое лицо подлежит ликвидации на основании решения суда.
2. В случае признания судом международной организации (ее
отделения, филиала, представительства), зарегистрированной за
пределами Кыргызской Республики, заведомо причастной к торговле
людьми, деятельность такой международной организации (ее отделения,
филиала, представительства) на территории Кыргызской Республики
запрещается.
3. Заявление о привлечении к ответственности руководителей
организации-юридического лица, международной организации (ее
отделения, филиала, представительства), находящейся на территории
Кыргызской Республики, за причастность к торговле людьми направляется
в суд Генеральным прокурором Кыргызской Республики или подчиненным ему
прокурором.
ГЛАВА IV. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ
Статья 15. Информационная политика в сфере предупреждения
торговли людьми
Информационная политика Кыргызской Республики в сфере
предупреждения торговли людьми реализуется путем регулярного
информирования населения республики органами государственной власти и
местного самоуправления:
- о целевых программах по предупреждению и борьбе с торговлей
людьми;
- о методах и средствах предупреждения и борьбы с торговлей
людьми.
Статья 16. Образовательная политика в сфере предупреждения
торговли людьми
Образовательная политика Кыргызской Республики в сфере
предупреждения торговли людьми реализуется путем:
- включения в учебные программы организаций начального, среднего
и высшего профессионального образования тематических курсов по
предупреждению торговли людьми;
- организации подготовки и переподготовки кадров органов
государственной власти по предупреждению и борьбе с торговлей людьми.
Статья 17. Право гражданина, выезжающего за границу, на
информацию о состоянии условий труда
1. Работодатель при наборе на работу работников, выезжающих за
границу, обязан информировать их о состоянии условий труда,
полагающихся им льготах и компенсациях и принимаемых мерах по
обеспечению здоровья и безопасных условий труда.
2. Работодатель, предоставивший информацию, несет ответственность
за ее полноту и достоверность в соответствии с законодательством
Кыргызской Республики.
Статья 18. Меры по предупреждению и пресечению торговли людьми
В целях предупреждения и пресечения торговли людьми
уполномоченные органы государственной власти, осуществляющие
паспортно-визовый, пограничный и таможенный контроль, организуют и
проводят в пределах своих полномочий мероприятия:
- по выявлению и учету лиц, пересекающих или пытающихся пересечь
государственную границу Кыргызской Республики без документов на
въезд/выезд или с документами, принадлежащими другим лицам, торговцам
людьми или жертвам такой торговли;
- по развитию и совершенствованию системы мер по предотвращению
правонарушений, связанных с торговлей людьми;
- по информационно-аналитической деятельности по предупреждению и
борьбе с торговлей людьми;
- по подготовке и повышению квалификации кадров по борьбе с
торговлей людьми;
- по взаимодействию со специальными службами, правоохранительными
органами и организациями иностранных государств для решения
возложенных задач по предупреждению и пресечению торговли людьми.
Статья 19. Автоматизированный банк данных о правонарушениях в
сфере торговли людьми
В целях предупреждения и борьбы с торговлей людьми уполномоченным
органом создается автоматизированный банк данных о правонарушениях в
сфере торговли людьми, взаимодействующий с информационными системами
других органов государственной власти.
ГЛАВА V. СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ЗАЩИТЫ И ПОМОЩИ
ЖЕРТВАМ ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ
Статья 20. Специальные учреждения, осуществляющие деятельность по
предоставлению защиты и помощи жертвам торговли людьми
1. В целях предоставления защиты и помощи жертвам торговли людьми
в полном соответствии с их основными правами в Кыргызской Республике
создаются следующие специальные учреждения:
а) убежища для временного проживания жертв торговли людьми;
б) центры поддержки и помощи жертвам торговли людьми.
2. Соответствующие органы исполнительной власти и органы местного
самоуправления выделяют из своих бюджетов средства, необходимые для
образования и функционирования специальных учреждений, указанных в
пункте первом настоящей статьи, в соответствии с настоящим Законом и
другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.
Статья 21. Убежища для временного проживания жертв торговли
людьми
1. Убежища для временного проживания жертв торговли людьми (далее
- убежища) создаются государственными, муниципальными органами и
общественными объединениями в целях предоставления цивилизованных
условий проживания и личной гигиены жертвам торговли людьми,
предоставления питания и лекарственных средств лицам, находящимся в
убежище, неотложной медицинской, психиатрической, социальной,
юридической и иной помощи, охраны их безопасности, а также оказания
содействия по установлению контактов с родственниками.
2. Убежища создаются:
а) уполномоченным органом по предложению соответствующего органа
исполнительной власти;
б) юридическими лицами с государственной или муниципальной формой
собственности в соответствии с настоящим Законом и другими
нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.
3. Убежище предоставляется лицу, осознающему себя жертвой
торговли людьми, по его личной просьбе сроком на десять дней,
независимо от поведения данного лица или его готовности давать
показания против торговцев людьми.
4. Срок предоставления убежища, установленный пунктом третьим
настоящей статьи, может быть продлен на весь период ведения
производства по делу по предложению уполномоченного органа, органов
следствия или суда или по мотивированному ходатайству лица,
пострадавшего от торговли людьми.
5. Правила организации убежищ, порядок их деятельности,
управления, норм финансирования и организации контроля за их
деятельностью в соответствии с настоящим Законом определяются
Правительством Кыргызской Республики.
Статья 22. Центры поддержки и помощи жертвам торговли людьми
1. Центры поддержки и помощи жертвам торговли людьми (далее -
центры) могут создаваться уполномоченным органом или общественными
объединениями.
2. Основными функциями центров являются:
а) предоставление информации в доступной форме о существующих
судебных и административных процедурах, защищающих интересы жертв
торговли людьми;
б) предоставление квалифицированной психиатрической и медицинской
помощи;
в) социальная реабилитация жертв торговли людьми.
3. Финансирование деятельности центров осуществляется за счет
средств учредителей.
Статья 23. Сотрудничество с общественными объединениями и
неправительственными организациями
1. При создании убежищ и центров, предусмотренных статьями 20 -
22 настоящего Закона, уполномоченный орган обязан привлекать к
сотрудничеству общественные объединения и неправительственные
организации, работающие в сфере предупреждения и борьбы с торговлей
людьми.
2. Уполномоченный орган оказывает организационное, материальное и
иное содействие деятельности общественных объединений и
неправительственных организаций, направленной на предупреждение и
борьбу с торговлей людьми и оказание помощи жертвам торговли людьми.
3. Общественному объединению или неправительственной организации
может быть оказана финансовая поддержка за счет средств
республиканского бюджета, в случае если в соответствии с проведенным
открытым конкурсом программа мероприятий по предупреждению и борьбе с
торговлей людьми или созданию убежища или центра, предложенная
общественным объединением или неправительственной организацией,
включена в государственную программу по предупреждению и борьбе с
торговлей людьми или иные государственные программы.
ГЛАВА VI. СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ
И ЗАЩИТА ЖЕРТВ ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ
Статья 24. Социальная реабилитация жертв торговли людьми
1. Социальная реабилитация жертв торговли людьми проводится в
целях их возвращения к нормальному образу жизни, включает в себя
правовую помощь указанным лицам, их психологическую, медицинскую,
профессиональную реабилитацию, трудоустройство, предоставление им
жилья.
2. Социальная реабилитация жертв торговли людьми производится за
счет средств республиканского бюджета Кыргызской Республики.
3. Порядок осуществления социальной реабилитации жертв торговли
людьми определяется Правительством Кыргызской Республики в
соответствии с настоящим Законом.
Статья 25. Оказание помощи жертвам торговли людьми и меры по их
защите
1. Жертвам торговли людьми по мотивированному ходатайству
органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность,
следователя, прокурора, суда должна оказываться помощь со стороны
государственных органов исполнительной власти, уполномоченного органа,
убежищ и центров согласно их компетенции в соответствии с настоящим
Законом и иными нормативными правовыми актами.
2. На основании постановления органа, осуществляющего
оперативно-розыскную деятельность, следователя, прокурора, суда
подлежит закрытию доступ к данным о личности жертвы торговли людьми в
справочных службах и информационно-справочных фондах.
3. Не допускается распространение информации о жертвах торговли
людьми или об обстоятельствах торговли людьми, способной создать
угрозу жизни или здоровью жертвы торговли людьми, или его близких
родственников, а также о лицах, оказывающих содействие в
предупреждении и борьбе с торговлей людьми.
4. В случае если жизни и здоровью жертвы торговли людьми угрожает
реальная опасность, на основании постановления суда, прокурора,
следователя, органа, осуществляющего оперативно-розыскную
деятельность, по желанию этого лица ему должна быть предоставлена
возможность изменить имя, фамилию, отчество, дату и место рождения в
соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
5. Разглашение сведений о мерах безопасности и конфиденциальной
информации о жертвах торговли людьми, равно как и разглашение данных
следствия и сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении
участников уголовного процесса, преследуется в соответствии с
законодательством Кыргызской Республики.
6. Должностные лица органов исполнительной власти, а также
работники общественных объединений и неправительственных организаций,
участвующие в деятельности по предупреждению и борьбе с торговлей
людьми, за разглашение конфиденциальной информации о жертвах торговли
людьми и за неоказание помощи таким лицам несут ответственность,
установленную законодательством Кыргызской Республики.
Статья 26. Обязанности дипломатических представительств и
консульских учреждений Кыргызской Республики по
оказанию помощи и защите жертв торговли людьми
1. Дипломатические представительства и консульские учреждения
Кыргызской Республики за пределами Кыргызской Республики осуществляют
деятельность по защите прав и интересов граждан Кыргызской Республики,
ставших жертвами торговли людьми, в государстве их пребывания и
способствуют их возвращению в Кыргызскую Республику в соответствии со
своими полномочиями и законодательством государства пребывания.
2. В случае утраты или невозможности изъятия у торговцев людьми
документов, удостоверяющих личность граждан Кыргызской Республики,
ставших жертвами торговли людьми, консульские учреждения Кыргызской
Республики совместно с органами исполнительной власти Кыргызской
Республики, ведающими вопросами внутренних дел, оформляют и выдают
таким гражданам в сокращенные сроки документы, дающие право на
возвращение их в Кыргызскую Республику.
3. В соответствии с законами Кыргызской Республики и законами
государства пребывания дипломатические представительства и консульские
учреждения Кыргызской Республики обязаны предоставлять сведения о
законодательстве Кыргызской Республики по предупреждению и борьбе с
торговлей людьми соответствующим органам исполнительной власти
государства пребывания, а также распространять информацию о правах
жертв торговли людьми среди соответствующих лиц.
Статья 27. Оказание помощи детям-жертвам торговли людьми
1. В случае оказания помощи детям-жертвам торговли людьми должны
быть предприняты все меры в соответствии с преимущественными
интересами ребенка и Конвенцией ООН о правах ребенка.
2. Уполномоченный орган, убежища и центры обязаны немедленно
уведомлять органы исполнительной власти Кыргызской Республики,
ведающие вопросами опеки и попечительства, в случае если у них
появилась информация о ребенке-жертве торговли людьми, в целях
обеспечения и защиты прав ребенка в соответствии с законодательством
Кыргызской Республики.
3. В случае помещения детей-жертв торговли людьми в убежище они
должны находиться отдельно от взрослых.
4. Дети-жертвы торговли людьми, помещенные в убежища,
обеспечиваются возможностью посещать государственные образовательные
организации в соответствии с Законом Кыргызской Республики "Об
образовании".
5. В случае если ребенок-жертва торговли людьми остался без
попечения родителей или не осведомлен о местонахождении своей семьи,
принимаются меры по розыску семьи ребенка либо установлению над ним
опеки или попечительства в соответствии с законодательством Кыргызской
Республики.
Статья 28. Государственные гарантии, предоставляемые жертвам
торговли людьми
1. Жертва торговли людьми должна быть признана судом, прокурором,
следователем в соответствии с действующим уголовно-процессуальным
законодательством Кыргызской Республики потерпевшей, не должна
подвергаться преследованию со стороны правоохранительных органов или
содержаться в местах временного содержания (ИВС, СИЗО).
2. Суд, прокурор, следователь принимают меры безопасности,
предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством Кыргызской
Республики, в отношении жертвы торговли людьми, заявившей о своем
желании сотрудничать с органами следствия в целях обнаружения лиц,
подозреваемых в торговле людьми.
3. В случае если иностранный гражданин или лицо без гражданства
являются жертвой торговли людьми, признаны в соответствии с
действующим уголовно-процессуальным законодательством Кыргызской
Республики потерпевшими, являются свидетелями по уголовному делу либо
оказывают помощь органам, осуществляющим оперативно-розыскную
деятельность, по мотивированному ходатайству суда, прокурора,
следователя и органов, осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность, к таким лицам не могут быть применены меры по депортации
до вынесения решения по уголовному делу в отношении лиц, виновных в
торговле людьми, а жертве торговли людьми должно быть предоставлено
право временного пребывания в Кыргызской Республике, независимо от
обстоятельств въезда данного лица в Кыргызскую Республику. В отношении
таких лиц по мотивированному ходатайству соответствующего органа
прекращается исполнение постановления о назначении административного
наказания за нарушения, связанные с торговлей людьми, в случае если по
факту торговли людьми возбуждено уголовное дело и жертва торговли
людьми признана потерпевшей или лицом, оказавшим помощь органам,
осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в выявлении фактов
торговли людьми или розыске торговцев людьми.
4. Министерство внутренних дел Кыргызской Республики или его
территориальные органы в соответствии с Законом Кыргызской Республики
"О правовом положении иностранных граждан в Кыргызской Республике"
оформляют и выдают вид на жительство в Кыргызской Республике без учета
срока пребывания в Кыргызской Республике иностранному гражданину или
лицу без гражданства, являющимся жертвами торговли людьми, оказавшим
содействие органам следствия, осуществляющим оперативно-розыскную
деятельность, в изобличении лица (лиц), обвиняемого в торговле людьми.
5. Указанное в пункте втором настоящей статьи положение не может
быть применено в отношении иностранного гражданина или лица без
гражданства, являющихся жертвой торговли людьми, но не имеющих
документов, удостоверяющих их личность, и отказавшихся оказать
содействие компетентным органам в установлении их личности.
6. Меры помощи и безопасности, предусмотренные пунктами первым и
вторым настоящей статьи, могут быть отменены по следующим основаниям:
а) жертва торговли людьми восстановила связь с лицами, в
отношении которых проводятся оперативно-розыскные мероприятия,
расследование или судебное разбирательство, без принуждения со стороны
этих лиц;
б) достоверно установлено, что желание лица сотрудничать с
органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, следствия
и судом является ложным либо способом уклонения лица от дальнейшего
сотрудничества;
в) в отношении таких лиц утрачивают силу ходатайства о
прекращении исполнения постановлений о назначении административных
наказаний за ранее совершенные ими деяния, если не истекли сроки
давности исполнения постановлений о назначении наказаний.
ГЛАВА VII. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И БОРЬБЕ С ТОРГОВЛЕЙ ЛЮДЬМИ
Статья 29. Международное сотрудничество Кыргызской Республики по
предупреждению и борьбе с торговлей людьми
Кыргызская Республика и ее компетентные органы в соответствии с
нормами и принципами международного права сотрудничают в вопросах
предупреждения и борьбы с торговлей людьми с иностранными
государствами и их компетентными органами, а также с международными
организациями, осуществляющими деятельность по предупреждению и борьбе
с торговлей людьми и содействующими защите прав жертв торговли людьми.
Статья 30. Юрисдикция Кыргызской Республики по предупреждению и
борьбе с торговлей людьми
Кыргызская Республика, руководствуясь интересами обеспечения
безопасности личности, общества и государства, учитывая
транснациональный характер торговли людьми, преследует на своей
территории лиц, причастных к торговле людьми, в том числе в случаях,
если торговля людьми или ее отдельные этапы осуществлялись вне
пределов Кыргызской Республики, нанесли вред гражданам Кыргызской
Республики или Кыргызской Республике и в других случаях,
предусмотренных вступившими в установленном законом порядке в силу
международными договорами, участником которых является Кыргызская
Республика.
ГЛАВА VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 31. Финансирование деятельности по предупреждению и борьбе
с торговлей людьми, а также защите и помощи лицам,
пострадавшим от этих действий
1. Финансирование деятельности по предупреждению и борьбе с
торговлей людьми, а также защите и помощи лицам, пострадавшим от этих
действий осуществляется как из бюджетных, так и за счет внебюджетных
средств.
2. Источниками финансирования деятельности по предупреждению и
борьбе с незаконным вывозом и торговлей людьми являются:
- средства республиканского и местных бюджетов;
- средства, полученные в результате конфискации имущества
физических лиц и обращения в доход государства имущества юридических
лиц по решению суда, независимо от форм собственности, расположенных
на территории Кыргызской Республики, за деятельность, связанную с
незаконным вывозом и торговлей людьми;
- средства международных организаций;
- иные источники, использование которых не противоречит
законодательству Кыргызской Республики.
3. Бюджетные ассигнования по предупреждению и борьбе с незаконным
вывозом и торговлей людьми, а также защите и помощи лицам,
пострадавшим от этих действий (средства республиканского и местных
бюджетов), выделяемые в соответствующих бюджетах отдельной строкой,
используются для содержания органов, осуществляющих деятельность по
предупреждению и борьбе с торговлей людьми, финансирования
научно-исследовательских работ, выполнения государственных целевых
программ по предупреждению и борьбе с незаконным вывозом и торговлей
людьми, а также для оказания помощи лицам, пострадавшим от этих
действий.
4. Неправительственные организации вправе создавать фонды по
предупреждению и борьбе с незаконным вывозом и торговлей людьми, для
оказания помощи лицам, пострадавшим от этих действий.
5. Фонды могут создаваться на республиканском и местном уровнях.
Статья 32. Осуществление надзора за исполнением настоящего Закона
Надзор за точным и единообразным исполнением настоящего Закона
осуществляют Генеральный прокурор Кыргызской Республики и подчиненные
ему прокуроры.
Статья 33. Вступление в силу настоящего Закона
1. Настоящий Закон вступает в силу со дня официального
опубликования.
2. Правительству Кыргызской Республики в течение 6 месяцев
привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим
Законом.
3. Пункт 4 статьи 25 настоящего Закона вступает в силу со дня
вступления в силу Закона Кыргызской Республики "Об актах гражданского
состояния". До вступления в силу Закона Кыргызской Республики "Об
актах гражданского состояния" действуют нормы раздела V Кодекса о
браке и семье Киргизской ССР "Акты гражданского состояния" (Ведомости
Верховного Совета Киргизской ССР, 1969 г., №20, ст.167).
4. Действие статей настоящего Закона, предусматривающих выделение
средств из республиканского бюджета Кыргызской Республики, вступает в
силу со дня вступления в силу закона о республиканском бюджете
Кыргызской Республики на текущий год.
Президент
Кыргызской Республики А.Акаев
гор.Бишкек, Дом Правительства
17 марта 2005 года №55
страница 1
|