Меню
  
Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
Индивидуальные и коллективные формы работы с детьми и подростками по сохранению психического здоровья в условиях оздоровительного лагеря

Педагог-психолог

Сидорейко С.Ю.

СШ № 17, г. Лида Гродненской обл.

Работа педагога-психолога в лагере прослеживается на всех этапах оздоровления, и особое внимание психолог уделяет сохранению психического здоровья детей и подростков.

Основная сложность работы в лагере заключается в том, что за короткий период времени необходимо узнать всех отдыхающих в лагере, увидеть проблемы, которые волнуют их и правильно организовать с ними работу.

Лагерь это та среда, где подросткам свойственно инстинктивное тяготение к сплочению, к группированию со сверстниками, где вырабатываются и апробируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, умение завоёвывать авторитет и приобретать желаемый статус. Ориентация на сверстника связана с потребностью быть принятым и признанным в группе, коллективе, с потребностью иметь друга, взаимную любовь и др.

Сформировать положительные мотивационные установки на сохранение собственного психического здоровья, на здоровый образ жизни возможно только показав в качестве наглядного примера другую группу людей с иной направленностью. На примере здорового образа жизни и позитивных поведенческих навыков своих сверстников и более старших по возрасту людей подростки убеждаются в их необходимости и правильности.

Работа без эксцессов- это залог формирования и развития психологического здоровья во время летнего отдыха и оздоровления детей в лагере.

Новые условия могут спровоцировать у детей различного рода проблемы, как личностного характера, так и неопределённость статусной позиции среди детей в отряде. Именно в лагере сохранению психического здоровья способствует коллективная деятельность, которая реализуется в активно-игровой форме.

Летний лагерь- прекрасное время для максимального самовыражения, самопознания и самоопределения детей, снятия у них накопленного за учебный год стресса и интеллектуального напряжения, Очень хорошо использовать в лагере интерактивные игры, которые способствуют индивидуальному самовыражению и формированию ответственности личности за свои действия и поведение.

Н-р-« Открытый микрофон»;

-«Какие поступки, такой и характер»

-«Отношение к здоровью»;

-Брейн-ринг «Конфликты и здоровье» ( Разбираются конфликтные ситуации и поиск позитивного выхода из данных ситуаций)

Эффективны ролевые игры «Моя безопасность» и др., способствующие развитию инстинкта самосохранения в трудной ситуации.

С целью профилактики хорошо использовать тренинговые занятия: «Трудности в общении, как их избежать.», «Хорошие и плохие поступки», «Как научить детей улаживать конфликты», «Способы преодоления негативных и эмоциональных состояний» и др. Очень актуальны часы общения «Понимают ли меня родители», «Кто главный в семье», «А если это любовь …», «Ответственное поведение- мой выбор», «Поиск смысла жизни», «Что нужно для полного счастья» и др.

Хорошо работают коррекционно-развивающие игры «Доверие к себе», «Неповторимость индивидуальности», «Выбор жизненных целей», тренинги социальной адаптации, тренинг общения «В человеке должно быть всё прекрасно» и др.

Самое главное, какая бы форма работы не использовалась, она должна быть в пользу детей.

С целью профилактики депрессивных и стрессовых состояний у подростков необходимо тесное сотрудничество с воспитателями отрядов. Кто, как не они первые могут сообщить о проблеме. Вот именно здесь надо начинать общение самому не дожидаясь инициативы ребёнка. Необходимо определить, есть ли кризис, и какой это кризис, выяснить, какая ситуация вызвала кризисное состояние. Следует постоянно держать ребёнка под контролем. Вот здесь и будет проводиться ваша индивидуальная работа, где вы будете изучать событие, которое привело подростка к депрессивному состоянию. Вы вместе изучите способы, которые использует он сам для преодоления данного состояния, будете оговаривать проблемы, которые уже удалось решить и находить способы дальнейшего разрешения данной ситуации.



Этапы работы с подростком, находящимся в стрессовой ситуации должны быть такими:

  1. Найти к нему подход.

  2. Узнать его точку зрения на проблему.

  3. Высказать точку зрения окружающих.

  4. Связать поведение подростка с его чувствами.

  5. Обсудить альтернативные формы поведения.

  6. Разработать план поведения и деятельности ребёнка.(арт-терапия, работа с ситуациями и др.)

  7. Вернуть ребёнка к обычной жизни.

Очень важно, чтобы в первые же дни своей работы в лагере вы обратили внимание на категорию детей, которые пережили кризис, у которых есть нарушения общения в семье, испытывают безответную любовь, социально изолированы, изменили привычный образ жизни. Обратите внимание на первые дни пребывания детей в лагере, вечернее время после дискотек, во время проведения массовых мероприятий; на тех, кто первый раз находится в лагере и испытывают чувство одиночества без родителей; на детей, находящихся в СОП и государственной защите.

В работе педагога-психолога приоритетными направлениями личностного развития является индивидуализация деятельности, позволяющая видеть уникальность и неповторимость каждого ребёнка, увидеть в нём хорошее и строить на этом свою работу. В мире, где нет взаимопонимания и любви- сложно жить, поэтому вся наша деятельность, будь то в лагере или в школе и, вообще, в социуме должна быть направлена на создание благоприятного психологического климата, чтобы ни один ребёнок не почувствовал себя одиноким непризнанным, неполноценным, никому ненужным!

страница 1
скачать файл

Смотрите также: