Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 страница 2


Учреждение образования

«Высший государственный колледж связи»

УТВЕРЖДАЮ

Ректор УО ВГКС

________ А.О. Зеневич

___ _____20__



ИНСТРУКЦИЯ ПО ПОРЯДКУ РАЗРАБОТКИ,

УТВЕРЖДЕНИЯ И РЕГИСТРАЦИИ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ В УО ВГКС

ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

ОБЩЕГО СРЕДНЕГО, СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО

И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В инструкции указаны общие рекомендации по разработке учебных программ. Данная инструкция разработана в целях:

- актуализации учебно-планирующей документации в соответствии с Кодексом об образовании Республики Беларусь;

- унификации ведения учебно-программной документации в УО ВГКС;

- методического обеспечения процесса обучения.


Содержание инструкции:

  1. Порядок разработки, утверждения и регистрации учебных программ для реализации образовательных программ среднего специального образования…………..4

  2. Порядок разработки, утверждения и регистрации учебных программ для реализации образовательных программ высшего образования…………………………..5

  3. Порядок рассмотрения и утверждения учебных программ

(рабочих вариантов)………………………………………………………………………8

  1. Правила регистрации и хранения учебных программ………………………..….8

  2. Установленные образцы для оформления учебных программ

    п/п

    Тип учебной программы

    Условия разработки

    образцов

    Номер страницы

    1

    Типовая учебная программа по учебной дисциплине для учреждений среднего специального образования

    Разрабатывается по заданию учебного заведения по группам специальностей 45 01 Телекоммуникации, 45 02 Почтовая связь на основе образовательного стандарта и примерного тематического плана дисциплины, приложения к типовому учебному плану

    Образец 1

    11

    2

    Типовая учебная программа по практике для учреждений среднего специального образования

    Разрабатывается по заданию учебного заведения по группам специальностей 45 01 Телекоммуникации, 45 02 Почтовая связь на основе образовательного стандарта и примерного тематического плана дисциплины, приложения к типовому учебному плану

    Образец 2

    15

    3

    Типовая учебная программа по учебной дисциплине для учреждений высшего образования

    Разрабатывается по заданию учебного заведения по дисциплинам обязательного компонента типовых учебных планов на основе образовательного стандарта

    Образец 3

    19

    4

    Программа по практике

    Разрабатывается только для уровня высшего образования на основе образовательного стандарта и типового учебного плана

    Образец 4

    27

    5

    Учебная программа по учебной дисциплине

    Разрабатывается по дисциплинам вузовского компонента, дисциплинам по выбору, дисциплинам специализаций и факультативным дисциплинам, а также при отсутствии типовой учебной программы по дисциплинам обязательного компонента учебного плана.

    Разрабатываются только для реализации программ высшего образования



    Образец 5

    30

    6

    Учебная программа

    (рабочий вариант)

    по учебной дисциплине

    Разрабатываются по всем учебным дисциплинам для реализации программ среднего специального и высшего образования

    Образец 6

    38

    7

    Учебная программа

    (рабочий вариант)

    по практике

    Разрабатывается только для уровня среднего специального образования отдельно для учебной, технологической и преддипломной практик

    Образец 7

    48

    8

    Календарно-тематическое планирование по учебной дисциплине

    Разрабатывается только для реализации образовательной программы общего среднего образования (школьный компонент)

    Образец 8

    50

    9

    Титульный лист учебной программы

    (рабочего варианта)

    по учебной дисциплине

    Может разрабатываться с учетом целесообразности, когда программа предназначается для нескольких специальностей и имеются различия в объеме изучаемой дисциплины

    Образец 9

    58

    10

    Оформление содержания учебной программы

    (рабочего варианта)

    по учебной дисциплине с использованием модульного подхода

    Может разрабатывается при использовании модульного подхода при преподавании дисциплины

    Образец 10

    59

  3. Приложение 1.Специальности и специализации, по которым осуществляется подготовка в УО ВГКС………………………………………………………………….60

1. Порядок разработки, утверждения и регистрации учебных программ

для реализации образовательных программ

среднего специального образования
1.1. Разрабатываются учебные программы и календарно-тематическое планирование.

1.2 Учебные программы подразделяются на:



  • типовые учебные программы по учебным дисциплинам;

  • типовые учебные программы по практике;

  • учебные программы (рабочие варианты) по учебным дисциплинам;

  • учебные программы (рабочие варианты) по практикам.

1.3 Типовые учебные программы по учебным дисциплинам общеобразовательного компонента разрабатываются и утверждаются Министерством образования Республики Беларусь.

Типовые учебные программы по учебным дисциплинам профессионального компонента и практике по направлению 45 Связь, группам специальностей 45 01 Телекоммуникации, 45 02 Почтовая связь разрабатываются УО ВГКС и утверждаются Министерством связи и информатизации Республики Беларусь (Образцы 1-2).

1.4. Типовые учебные программы разрабатываются согласно рекомендациям Министерства образования Республики Беларусь и Республиканского института профессионального образования.

1.5. На основе типовых учебных программ разрабатываются учебные программы. Учебная программа по изучаемой учебной дисциплине является рабочим вариантом типовой учебной программы (Образец 6).

1.6. Учебная программа по изучаемой учебной дисциплине предусматривает базовый или повышенный уровень изучения учебной дисциплины (указывается в пояснительной записке).

1.7 Учебная программа по практике предусматривает базовый или повышенный уровень прохождения практики (указывается в пояснительной записке).

1.9. На основе учебных программ, предназначенных для реализации образовательных программ III ступени общего среднего образования, разрабатывается календарно-тематическое планирование. Образец календарно-тематического планирования прилагается (Образец 8).

1.10. В календарно-тематическом планировании указывается базовый или повышенный уровень изучения учебной дисциплины (указывается в пояснительной записке).

1.11. Базовый и углубленный уровни изучения учебных дисциплин и прохождения практики ежегодно определяются приказом ректора.

1.12. Учебная программа по изучаемой учебной дисциплине составляется, как правило, для каждой формы получения среднего специального образования (дневной, заочной, сокращенной).

1.13. Исходными документами для разработки учебных программ (рабочих вариантов) по изучаемой учебной дисциплине является типовая учебная программа по данной дисциплине, учебный план по специальности. При отсутствии типовой учебной программы по изучаемой дисциплине учебная программа (рабочий вариант) разрабатывается на основе примерного тематического плана дисциплины (приложения к типовым учебным планам УО ВГКС).

1.14. Учебные программы (рабочие варианты) составляются по всем дисциплинам и практике по установленным формам (Образцы 6, 7). На титульный лист программы вносятся только виды учебной нагрузки, определенные учебными планами.

1.15. При разработке учебной программы (рабочего варианта) для нескольких специальностей, когда имеются различия в объеме изучаемой дисциплины, возможно оформление титульного листа с использованием таблицы (Образец 9).

1.16. Допускается разработка и оформление содержания учебной программы на основе модульного подхода (Образец 10).

1.17. Наличие, примерный срок действия и необходимость разработки учебных программ для реализации образовательных программ среднего специального образования представлен в таблице 1.
Таблица 1. Разработка и наличие учебных программ для реализации

образовательных программ среднего специального образования


Вид образовательной программы

Образовательные программы среднего специального образования

Образовательные программы III ступени общего среднего образования

Факультативные дисциплины

Наличие вида учебной программы

Типовые учебные программы учебных дисциплин (Образец 1), практик (Образец 2), примерные тематические планы дисциплин

Учебные программы

Учебные программы

Разработка вида рабочего документа в УО ВГКС

Учебные программы

(рабочие варианты)

(Образцы 6-7)

Календарно-тематическое

планирование

(Образец 8)

Учебные

программы

(рабочие варианты)

(Образец 6)

Примерный срок действия программ

не более 5 лет

Переутверждаются ежегодно




  1. Порядок разработки, утверждения и регистрации учебных программ

для реализации образовательных программ высшего образования

2.1. Учебные программы подразделяются на:



  • типовые учебные программы по учебным дисциплинам;

  • программы практик для специальности;

  • учебные программы по учебным дисциплинам;

  • учебные программы (рабочие варианты) по учебным дисциплинам.

2.2. Типовые учебные программы разрабатываются по каждой дисциплине обязательного компонента типового учебного плана по специальности (Образец 3). При разработке типовых учебных программ необходимо руководствоваться «Порядком разработки, утверждения и регистрации учебных программ для первой ступени высшего образования», утвержденным Министерством образования 21.12.2010 и данной инструкцией.

2.3. В случае отсутствия типовой программы по дисциплинам обязательного компонента, по дисциплинам вузовского компонента, специализации, факультативам и дисциплинам по выбору разрабатываются учебные программы по дисциплинам. Учебные программы по дисциплинам оформляются согласно Образцу 5. На основе учебных программ составляются учебные программы по дисциплинам (рабочие варианты), согласно Образцу 6.

2.4. На основе типовых учебных программ разрабатываются учебные программы. Учебная программа по изучаемой учебной дисциплине является рабочим вариантом типовой учебной программы.

2.5. Исходными документами для разработки учебной программы (рабочего варианта) по изучаемой учебной дисциплине является типовая учебная программа по данной дисциплине и учебный план учреждения образования по специальности.

2.6. В учебной программе (рабочем варианте) по учебной дисциплине разрешается перераспределять аудиторные часы между разделами и темами типовой учебной программы. Допускается исключение из учебной программы потерявших актуальность тем (вопросов) либо добавление новых тем (вопросов). В этом случае следует сделать соответствующую запись со ссылкой на утвержденные документы в разделе «Дополнения и изменения к учебной программе».

2.7 Учебные программы (рабочие варианты) составляются по всем дисциплинам по установленной форме (Образец 6). На титульный лист программы вносятся только виды учебной нагрузки, определенные учебными планами.

2.8. Учебная программа по изучаемой учебной дисциплине (рабочий вариант) составляется, как правило, для каждой формы получения высшего образования (дневной, заочной).

2.9. При разработке учебной программы (рабочего варианта) для нескольких специальностей, когда имеются различия в объеме изучаемой дисциплины, возможно оформление титульного листа с использованием таблицы (Образец 9).

2.10. Допускается разработка и оформление содержания учебной программы на основе модульного подхода (Образец 10).

2.11. Рабочий вариант программы практик не разрабатывается.

2.12. В учебных программах (рабочих вариантах) для уровня высшего образования определяется общее количество часов, отведенных на самостоятельную работу студентов. Общий объем часов, отведенных на самостоятельную работу, с указанием вида самостоятельной работы студентов должен быть отражен в п. 2.5 программы «Самостоятельная работа студентов».

При планировании самостоятельной работы студентов следует учитывать, что на подготовку к зачету (дифференцированному зачету) отводится 12 часов, на подготовку к экзамену – 36 часов, курсовой работы (проекта) – 30 часов. Определение других видов самостоятельной работы с указанием затрат времени производится по каждой дисциплине разработчиками программы с учетом целесообразности.

В учебно-методических картах дисциплин должна быть отражена только контролируемая самостоятельная работа студентов, которая определяется рабочими учебными планами.

Рекомендации по планированию самостоятельной работы студентов даны в «Положении об организации самостоятельной работы студентов», утвержденном ректором УО ВГКС 30.06.2008.

2.13. Наличие, примерный срок действия и необходимость разработки учебных программ для реализации образовательных программ высшего образования представлен в таблице 2.
Таблица 2. Разработка и наличие учебных программ для реализации

образовательных программ высшего образования


Компонент учебного плана

Обязательный компонент

Вузовский компонент,

Дисциплины специализации

Дисциплины

по выбору, факультативные курсы



Практика

Наличие типовой учебной программы

Типовая УП

Нет типовой УП

Нет типовой УП

Нет типовой УП

Нет типовой УП

Нет типовой УП

Необходимость разработки учебной программы




Разрабатывается учебная программа по дисциплине

(Образец 6)

Разрабатывается учебная программа по дисциплине

(Образец 5)

Разрабатывается учебная программа по дисциплине

(Образец 5)

Разрабатывается учебная программа по дисциплине

(Образец 5)

Разрабатывается программа практики

(Образец 4)

Примерный срок действия программ

5 лет

Разработка вида рабочего документа в УО ВГКС

Разрабатывается учебная программа

(рабочий вариант)

(Образец 6)

Разрабатывается учебная программа

(рабочий вариант)

(Образец 6)

Разрабатывается учебная программа

(рабочий вариант)

(Образец 6)

Разрабатывается учебная программа

(рабочий вариант)

(Образец 6)

Разрабатывается учебная программа

(рабочий вариант)

(Образец 6)

Не разрабатывается учебная программа

(рабочий вариант)


Примерный срок действия программ

не более 5 лет

Переутверждаются ежегодно




  1. Порядок рассмотрения и утверждения учебных программ

(рабочих вариантов)

3.1. Сроки и порядок рассмотрения рабочих программ устанавливаются данной инструкцией.

3.2. Учебные программы (рабочие варианты), календарно-тематическое планирование должны быть разработаны и утверждены не позднее, чем за 3 месяца до начала семестра, в течение которого изучается учебная дисциплина.

3.3. Учебная программа по изучаемой учебной дисциплине обсуждается на заседании кафедры, затем рассматривается на Научно-методическом совете и утверждается ректором УО ВГКС.

3.4. Программа по практике обсуждается на заседании кафедры, затем рассматривается на Совете факультета и утверждается ректором УО ВГКС.

3.5. Учебная программа (рабочий вариант) по практике обсуждается на заседании кафедры, согласовывается в УМО и утверждается проректором по производственному обучению.

3.6. Учебно-методический отдел осуществляет проверку правильности оформления учебных программ, о чем делается запись с указанием даты нормоконтроля. После нормоконтроля программа подписывается председателем Научно-методического совета, затем ректором.

3.7. Календарно-тематическое планирование по учебной дисциплине, предназначенное для реализации образовательной программы III ступени общего среднего образования обсуждается на заседании кафедры и утверждается проректором по учебной работе.

3.8. Учебные программы по изучаемым учебным дисциплинам должны ежегодно обсуждаться на заседаниях соответствующих кафедр, пересматриваться или дополняться. Дополнения и изменения к учебной программе утверждаются деканом факультета.

3.9. Регистрация и учет учебных программ по изучаемым учебным дисциплинам осуществляется в учебно-методическом отделе УО ВГКС.




  1. Правила регистрации и хранения типовых учебных и учебных программ




    1. Типовые учебные программы для уровня высшего образования регистрируются в Государственном учреждении образования «Республиканский институт высшей школы».

    2. Типовые учебные программы, предназначенные для реализации образовательной программы среднего специального образования по профессиональному компоненту по специальностям 45 01 Телекоммуникации, 45 02 Почтовая связь и регистрируются в учебно-методическом отделе.

    3. Учебные программы по изучаемым дисциплинам и рабочие варианты учебных программ регистрируются в учебно-методическом отделе УО ВГКС.

    4. Оригиналы типовых учебных программ для уровня среднего специального образования, учебных программ по дисциплинам обязательного, вузовского компонентов учебных планов, специализации, факультативам и дисциплинам по выбору, которые разрабатываются в УО ВГКС, хранятся вместе с рецензиями в учебно-методическом отделе.

    5. Оригиналы рабочих вариантов учебных программ хранятся на кафедрах, копии в учебно-методическом отделе.

    6. При регистрации учебных программ выполняются следующие правила:

  • каждая программа регистрируется только один раз;

  • все программы регистрируются в учебно-методическом отделе;

  • все программы регистрируются по единой форме, согласно данной инструкции.

    1. Регистрационный номер типовой учебной программы для реализации образовательной программы среднего специального образования по профессиональному компоненту по специальностям 45 01 Телекоммуникации, 45 02 Почтовая связь состоит из следующих элементов:

- шифр специальности (краткая аббревиатура специальности);

- в случае, если типовая учебная программа предусмотрена для определенной специализации, указывается часть номера специализации (две последние цифры номера специализации согласно ОКРБ 011-2001);

- порядковый номер, состоящий из трех цифр, в регистрационном журнале.

Примеры:

Регистрационный № ТИП – ПС – 001.

Регистрационный № ТИП – СТ – 002.

Регистрационный № ТИП – СТ31 – 003.


    1. Регистрационный номер учебной программы по дисциплинам вузовского компонента, специализации, факультативам и дисциплинам по выбору состоит из следующих элементов:

- шифр специальности (краткая аббревиатура специальности);

- в случае, если типовая учебная программа предусмотрена для определенной специализации, указывается часть номера специализации (две последние цифры номера специализации согласно ОКРБ 011-2001);

- порядковый номер, состоящий из трех цифр, в регистрационном журнале.

Примеры:

Регистрационный № УЧ – ПС – 001.

Регистрационный № ТИП – СТ – 002.

Регистрационный № ТИП – СТ31 – 003.


    1. Регистрационный номер учебной программы (рабочего варианта) состоит из следующих элементов:

- шифр кафедры (краткая аббревиатура названия кафедры);

- номер уровня обучения (1- высшее образование, 2 – среднее специальное);

- порядковый номер, состоящий из трех цифр, в регистрационном журнале;

- буквы в регистрационном номере определяют форму обучения (д- дневное; з- заочное) и вид программы (р. – рабочий вариант программы).



Примеры:

Регистрационный № УД-ОТПС 2-001 д/р.

Регистрационный № УД-ОТПС 2-001 з/р.

Регистрационный № УД-ИВТ 1-001 з/р.
Образец 1

МИНИСТЕРСТВО СВЯЗИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования

«ВЫСШИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ СВЯЗИ»

УТВЕРЖДаю

Первый заместитель

министра связи и

информатизации

Республики Беларусь

_____________ И.В. Рак

«___» __________ 20__ г.

_______________________________

название типовой учебной программы
типовая учебная программа

для учреждений, обеспечивающих получение

среднего специального образования

по специальности __________________________________

(указывается наименование специальности и (или) специализации или группы
родственных специальностей, для которых разработана данная программа)

Минск


20__


Автор(ы):

Фамилия, имя, отчество, название должности, место работы автора типовой учебной программы







Рецензенты:

Фамилия, имя, отчество, название должности, ученая степень, место работы рецензента типовой учебной программы

Ответственный за выпуск ____________________________________________



(фамилия, имя, отчество, название должности, место работы ответственного за выпуск типовой учебной программы)

Программа обсуждена и одобрена Научно-методическим советом учреждения образования «Высший государственный колледж связи» (протокол № от __. ________.20__ г.)



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели и задачи изучения дисциплины, ее роль и значение в подготовке специалиста, межпредметные связи, требования к компетентности специалистов в соответствии с требованиями образовательного стандарта специальности в областях знаний по трем уровням усвоения: представление, понимание, применение, приводятся, при необходимости, краткие рекомендации по организации изучения отдельных разделов и тем, проведению обязательных контрольных работ, лабораторных и практических занятий.



ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Раздел, тема

Количество часов

Всего

В том числе

на лабораторные работы

на практические работы

Введение










Раздел 1. ........










1.1. ........










1.2. .......










Раздел 2. ........










2.1. ......










2.2. ......










Обязательная контрольная работа










Раздел 3. ........










3.1. ......










3.2. ......










Курсовое проектирование










Итого











СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание программы оформляется в табличной форме. По каждой теме формулируются цели ее изучения, содержание и результат с учетом требований образовательного стандарта специальности и уровня усвоения содержания учебного материала.

Цели

изучения темы



Содержание темы

Результат






































Пример

Цели

изучения темы



Содержание темы

Результат

Тема 2.2. Трудовые ресурсы предприятия. Производительность труда

Сформировать знания о трудовых ресурсах и путях повышения производительности труда.


Понятие о научной организации труда. Трудовые ресурсы предприятия. Их состав и структура. Управление кадрами. Мотивация труда. Понятие производительности труда, показатели и методы ее измерения. Методика расчета показателей. Факторы и резервы роста производительности труда. Планирование производительности труда. Дисциплина труда. Организация труда руководителей и специалистов.

Объясняет значение, состав и структуру трудовых ресурсов предприятия. Раскрывает сущность понятия «производительность труда». Характеризует пути ее повышения.


Практическая работа № 5

Сформировать умения по расчету показателей производительности труда

Расчет показателей производительности труда

Рассчитывает показатели производительности труда и ее рост



ПРИМЕРНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОСНАЩЕНИЯ УЧЕБНОГО КАБИНЕТА (ЛАБОРАТОРИИ)

НАИМЕНОВАНИЕ

КОЛИЧЕСТВО

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ






ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ






СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ






РАСХОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ОБОРУДОВАНИЕ ПОМЕЩЕНИЯ







КУРСОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

цели и задачи выполнения курсового проекта (работы) с учетом формируемых профессиональных умений;

примерную тематику курсовых проектов (работ);

краткие рекомендации по выполнению и оформлению курсового проекта (работы).



ЛИТЕРАТУРА

Образец 2

МИНИСТЕРСТВО СВЯЗИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования

«ВЫСШИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ СВЯЗИ»

УТВЕРЖДаю

Первый заместитель

министра связи и

информатизации

Республики Беларусь

_____________ И.В. Рак

«___» __________ 20__ г.


УЧЕБНАЯ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ, ПРЕДДИПЛОМНАЯ

ПРАКТИКА
типовая учебная программа

для учреждений, обеспечивающих получение

среднего специального образования

по специальности __________________________________

(указывается наименование специальности и (или) специализации или группы
родственных специальностей, для которых разработана данная программа)

Минск


20__


Автор(ы):

Фамилия, имя, отчество, название должности, место работы автора типовой учебной программы







Рецензенты:

Фамилия, имя, отчество, название должности, ученая степень, место работы рецензента типовой учебной программы

Ответственный за выпуск ____________________________________________



(фамилия, имя, отчество, название должности, место работы ответственного за выпуск типовой учебной программы)

Программа обсуждена и одобрена Научно-методическим советом учреждения образования «Высший государственный колледж связи» (протокол № от __. ________.20__ г.)



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Должны быть определены этапы учебной, технологической, преддипломной практик; цель и задачи каждого этапа практики; раскрыты общие вопросы организации и руководства практикой; определены требования к содержанию и ведению необходимой документации, формы контроля, подведения итогов и критерии оценки результатов практики.


ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ БЮДЖЕТА ВРЕМЕНИ НА ПРАКТИКЕ


Виды практик

Распределение по курсам, семестрам, неделям

Всего

II

III

IV

III

IV

V

VI

VII

VIII

1. Учебная






















1.1.






















1.2.






















2. Технологическая






















2.1.






















2.2.






















3. Преддипломная






















ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование вида практики


Раздел и тема практики

Количество часов

Раздел 1.




1.1.




1.2.




Раздел 2.




2.1.





Общее количество часов по разделам (видам практик) должно соответствовать количеству недель практики по учебному плану (из расчета 1 неделя – 36 часов).


ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИК



Название

и содержание

раздела, темы

Количество часов

Формируемые умения и

навыки

Виды

выполняемых работ

Рабочее место










































Образец 3



Министерство образования Республики Беларусь

Учебно-методическое объединение вузов Республики Беларусь

по образованию в области информатики и радиоэлектроники
УТВЕРЖДАЮ

Первый заместитель Министра образования

Республики Беларусь

________________ _____________

(подпись) (И.О.Фамилия)

___________________ (дата утверждения)

Регистрационный № ТД-______/тип.
___________________________________________
(название дисциплины)
Типовая учебная программа

для учреждений высшего образования по специальностям:

____________ __________________________________;

(код специальности) (наименование специальности)

____________ __________________________________

(код специальности) (наименование специальности)



СОГЛАСОВАНО

Первый заместитель

Министра связи

и информатизации

Республики Беларусь

_______ __________________

(подпись) (И.О.Фамилия)

___________________ (дата)


СОГЛАСОВАНО

Председатель Учебно-методического объединения

в области информатики и радиоэлектроники ________________ ____________ (подпись) (И.О.Фамилия) _________________ (дата)



СОГЛАСОВАНО

Начальник Управления высшего и среднего специального образования Министерства образования

Республики Беларусь ________________ ___________

(подпись) (И.О.Фамилия)

___________________

(дата)


СОГЛАСОВАНО

Проректор по учебной и

воспитательной работе

Государственного учреждения

образования «Республиканский

институт высшей школы»

________________ ___________

(подпись) (И.О.Фамилия)

___________________

(дата)
Эксперт-нормоконтролер



________________ ________

(подпись) (И.О.Фамилия)

___________________

(дата)





Минск 20__
СОСТАВИТЕЛИ:

________________________________________________________________; (И.О.Фамилия, должность, ученая степень, ученое звание) ________________________________________________________________; (И.О.Фамилия, должность, ученая степень, ученое звание) ________________________________________________________________

(И.О.Фамилия, должность, ученая степень, ученое звание)

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Кафедра ______________________________________________________________;

(название кафедры) ________________________________________________________________

(И.О. Фамилия, должность, ученая степень, ученое звание рецензента)


РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ТИПОВОЙ:
Кафедрой ______________________________________________________________

(название кафедры - разработчика программы)

(протокол № ___ от ____________);
Научно-методическим советом ____________________________________________

(название учреждения высшего образования - разработчика программы)

(протокол № ___ от ____________);
Научно-методическим советом по _________________________________________

(название научно-методического совета)

Учебно- методического объединения _______________________________________

(название учебно-методического объединения в сфере высшего образования)

(протокол № ___ от ____________)

Ответственный за редакцию: _______________________

(И.О.Фамилия)

Ответственный за выпуск: _______________________

(И.О.Фамилия)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В пояснительной записке указываются: цели и задачи учебной дисциплины; место учебной дисциплины в системе подготовки специалиста соответствующего профиля, связи с другими учебными дисциплинами; требования к освоению учебной дисциплины в соответствии с образовательным стандартом; характеристика рекомендуемых форм и методов обучения и воспитания; рекомендации по организации самостоятельной работы студентов; общее количество часов, отводимых на изучение учебной дисциплины в соответствии с типовым учебным планом по специальности (направлению специальности); примерное распределение аудиторного времени по видам занятий.
Пример:

Типовая учебная программа по дисциплине «________» разработана для студентов высших учебных заведений по специальности _______________ (шифр и наименование специальности) в соответствии с требованиями образовательного стандарта ________ (номер образовательного стандарта) и типового учебного плана специальности.

Целью преподавания дисциплины является: .

В результате изучения дисциплины «__________» формируются следующие компетенции (из стандарта специальности необходимо выбрать компетенции, которые формируются в ходе изучения данной дисциплины):



академические:

1) иметь навыки организации проведения исследования, информационного обеспечения, а также системного и сравнительного анализа;

2) применять методы математической статистики при обработке данных эксперимента;

3) формулировать и выдвигать новые идеи;

4) разрабатывать бизнес-планы технологических задач;

5) … … …;



социально-личностные:

1) уметь работать в коллективе;

2) использовать знания основ социологии, физиологии и психологии труда;

3) иметь способность находить правильные решения в условиях чрезвычайных ситуаций;

4) … … …;

профессиональные:

1) разрабатывать технологические процессы с учётом мировой практики производства радиоэлектронных средств;

2) контролировать трудовую и производственную дисциплину;

3) в составе группы специалистов разрабатывать технологическую документацию, принимать участие в создании стандартов и нормативов;

4) … … … .

В результате изучения дисциплины обучаемый должен (информация из стандарта специальности):



знать:

;



уметь:

.

Методы (технологии) обучения

Основные методы (технологии) обучения, отвечающие целям и задачам дисциплины:

– элементы проблемного обучения (проблемное изложение, вариативное изложение, частично-поисковый метод), реализуемые на лекционных занятиях;

– элементы учебно-исследовательской деятельности, реализация творческого подхода, реализуемые на практических (лабораторных) занятиях;

– проектные технологии, используемые при проектировании конкретного объекта, реализуемые при выполнении курсового проекта (работы);

– … … … .

Диагностика компетенций студента

Типовым учебном планом специальности в качестве формы итогового контроля по дисциплине «________» предусмотрен экзамен (зачет). Оценка учебных достижений студента осуществляется на экзамене (зачете, защите курсового проекта (работы)) и производится по десятибалльной шкале.

Для текущего контроля и самоконтроля знаний и умений студентов по данной дисциплине можно использовать следующий диагностический инструментарий:

– проведение коллоквиума;

– защита курсового проекта (работы);

– защита рефератов;

– письменные контрольные работы;

– устный опрос;

– защита лабораторных работ;

– проведение текущих опросов по отдельным разделам (темам) дисциплины;

–тесты по отдельным разделам (темам) дисциплины;

– решение проблемных (творческих) задач;

– … … … .
Примерный тематический план дисциплины

Программа рассчитана на объем ____ учебных часов, из них – ___ аудиторных. Примерное распределение аудиторных часов по видам занятий: лекций – ___, практических занятий – __, лабораторных занятий – ___.(Объем и распределение часов по видам занятий указываются в соответствии с типовым учебным планом специальности).


ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

Название раздела, темы

Всего

Количество аудиторных

часов


Лекции

Практи-ческие

(семинар-ские занятия)



Лабораторные

занятия


1

2

3

4

5
















Всего:















СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Учебный материал должен быть структурирован по темам или по разделам и темам.
4 информационно-методическая часть

В информационно-методической части даются перечни основной и дополнительной литературы (учебной, учебно-методической, научной, нормативной и др.), критерии оценок результатов учебной деятельности, перечни рекомендуемых средств диагностики. Могут быть дополнительно приведены: примерный перечень лабораторных, практических занятий; примерная тематика семинарских занятий, реферативных работ; рекомендации по текущему контролю качества усвоения знаний и проведению аттестации; процедуры оценки уровня знаний и умений, методика формирования итоговой оценки по учебной дисциплине; примерные тестовые задания; перечень литературы для преподавателя по организации самостоятельной работы студентов, диагностике компетенций, реализации рекомендуемых форм и методов обучения и воспитания; другая значимая информация.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ
Примерный перечень ТЕМ курсовых ПРОЕКТОВ (работ)
1.

2.

3.


Примерный перечень компьютерных программ

( необходимого оборудования, наглядных пособий и т. п.)


1.

2.
ПРИМЕРНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНОК РЕЗУЛЬТАТОВ



УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА

Баллы

Показатели оценки

1

(один)


Отсутствие приращения знаний и компетентности в рамках образовательного стандарта.

2

(два)


Фрагментарные знания в рамках образовательного стандарта; знания отдельных литературных источников, рекомендованных учебной программой дисциплины; неумение использовать научную терминологию дисциплины, наличие в ответе грубых и логических ошибок; пассивность на практических и лабораторных занятиях, низкий уровень культуры исполнения заданий.

3

(три)


Недостаточно полный объем знаний в рамках образовательного стандарта; знание части основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины; использование научной терминологии, изложение ответа на вопросы с существенными и логическими ошибками; слабое владение инструментарием учебной дисциплины, некомпетентность в решении стандартных (типовых) задач; неумение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях изучаемой дисциплины; пассивность на практических и лабораторных занятиях, низкий уровень культуры исполнения заданий.

4

(четыре)


Достаточный объем знаний в рамках образовательного стандарта; усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины; использование научной терминологии, логическое изложение ответа на вопросы, умение делать выводы без существенных ошибок; владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в решении стандартных (типовых) задач; умение под руководством преподавателя решать стандартные (типовые) задачи; умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им оценку; работа под руководством преподавателя на практических, лабораторных занятиях, допустимый уровень исполнения заданий.

5

(пять)


Достаточные знания в объеме учебной программы; использование научной терминологии, грамотное логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать выводы; владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в решении учебных и профессиональных задач; способность самостоятельно принимать типовые решения в рамках учебной программы; усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины; умение ориентироваться в базовых теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им сравнительную оценку; самостоятельная работа на практических, лабораторных занятиях, фрагментарное участие в групповых обсуждениях, достаточный уровень культуры исполнения заданий.

6

(шесть)


Достаточно полные и систематизированные знания в объеме учебной программы; использование необходимой научной терминологии, грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обобщения и обоснованные выводы; владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в решении учебных и профессиональных задач; способность самостоятельно применять типовые решения в рамках учебной программы; усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины; умение ориентироваться в базовых теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им сравнительную оценку; активная самостоятельная работа на практических, лабораторных занятиях, периодическое участие в групповых обсуждениях, достаточный уровень культуры исполнения заданий.

7

(семь)


Систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы; использовании научной терминологии (в том числе на иностранном языке), грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы и обобщения; владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач; свободное владение типовыми решениями в рамках учебной программы; усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины; умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им аналитическую оценку; самостоятельная работа на практических, лабораторных занятиях, участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.

8

(восемь)


Систематизированные, глубокие и полные знания по всем поставленным вопросам в объеме учебной программы; использовании научной терминологии (в том числе на иностранном языке), грамотное и логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы и обобщения; владение инструментарием учебной дисциплины (в том числе техникой информационных технологий), умение его использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач; способность самостоятельно решать сложные проблемы в рамках учебной программы; усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программной дисциплины; умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им аналитическую оценку; активная самостоятельная работа на практических, лабораторных занятиях, систематическое участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.

9

(девять)


Систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы; точное использовании научной терминологии (в том числе на иностранном языке), грамотное и логически правильное изложение ответа на вопросы; владение инструментарием учебной дисциплины, умение его эффективно использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач; способность самостоятельно и творчески решать сложные проблемы в нестандартной ситуации в рамках учебной программы; полное усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программной дисциплины; умение ориентироваться в теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им аналитическую оценку; систематическая, активная самостоятельная работа на практических, лабораторных занятиях, творческое участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.

10

(десять)


Систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы, а также по основным вопросам, выходящим за ее пределы; точное использовании научной терминологии (в том числе на иностранном языке), грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы; безупречное владение инструментарием учебной дисциплины, умение его эффективно использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач; способность самостоятельно и творчески решать сложные проблемы в нестандартной ситуации; полное и глубокое усвоение основной и дополнительной литературы по изучаемой учебной дисциплине; умение свободно ориентироваться в теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им аналитическую оценку, использовать научные достижения других дисциплин; творческая самостоятельная работа на практических, лабораторных занятиях, активное творческое участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.



Основная и дополнительная литература:

1. …


2. …

3. …


Список компьютерных программ

1. …


2. …

3. …
Перечень наглядных и других пособий, методических указаний и методических материалов к техническим средствам обучения



ЛИТЕРАТУРА
Основная
Дополнительная

Образец 4



Учреждение образования

«Высший государственный колледж связи»

УТВЕРЖДАЮ

Ректор УО ВГКС

________ А.О. Зеневич

___ _______20__

Регистрационный № _______

ПРОГРАММА

_______________________________________
(название практики)
для специальности
_________________ _______________________________;

(код специальности) (направления специальности)


направления специальности:

______________________ ___________________________;

(код направления специальности) (направление направления специальности)


специализации:
_________________ _______________________________;

(код специальности) (направления специальности)



20__ г.
СОСТАВИТЕЛИ:

________________________________________________________________; (И.О.Фамилия, должность, ученая степень, ученое звание) ________________________________________________________________; (И.О.Фамилия, должность, ученая степень, ученое звание) ________________________________________________________________

(И.О.Фамилия, должность, ученая степень, ученое звание)

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ТИПОВОЙ:
Кафедрой ______________________________________________________________

(название кафедры - разработчика программы)

(протокол № ___ от ____________)

Заведующий кафедрой

__________ ___________

(подпись) (И.О. Фамилия)


ОДОБРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Советом факультета______________________________________________________

(название учреждения высшего образования)

(протокол № ___ от ____________)

Председатель

Совета факультета

__________ ___________

(подпись) (И.О. Фамилия)


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Должны быть определены этапы практики; цель и задачи каждого этапа практики; раскрыты общие вопросы организации и руководства практикой; определены требования к содержанию и ведению необходимой документации, формы контроля, подведения итогов и критерии оценки результатов практики.



ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Раздел и тема практики

Количество дней, недель

Раздел 1.




1.1.




1.2.




Раздел 2.




2.1.



Образец 5



Учреждение образования

«Высший государственный колледж связи»

УТВЕРЖДАЮ

Ректор УО ВГКС

________ А.О. Зеневич

___ _______20__

Регистрационный № _______


___________________________________________
(название дисциплины)
Учебная программа для специальностей:

____________ __________________________________;

(код специальности) (наименование специальности)

____________ __________________________________

(код специальности) (наименование специальности)

20__г.

СОСТАВИТЕЛИ:

________________________________________________________________; (И.О.Фамилия, должность, ученая степень, ученое звание) ________________________________________________________________; (И.О.Фамилия, должность, ученая степень, ученое звание) ________________________________________________________________

(И.О.Фамилия, должность, ученая степень, ученое звание)

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

_______________________________________________________________________

(И.О. Фамилия, должность, ученая степень, ученое звание рецензента)

_______________________________________________________________________

(И.О. Фамилия, должность, ученая степень, ученое звание рецензента)

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Кафедрой ______________________________________________________________

(название кафедры - разработчика программы)

(протокол № ___ от ____________);
Научно-методическим советом УО ВГКС

(протокол № ___ от ____________);




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В пояснительной записке указываются: цели и задачи учебной дисциплины; место учебной дисциплины в системе подготовки специалиста соответствующего профиля, связи с другими учебными дисциплинами; требования к освоению учебной дисциплины в соответствии с образовательным стандартом; характеристика рекомендуемых форм и методов обучения и воспитания; рекомендации по организации самостоятельной работы студентов; общее количество часов, отводимых на изучение учебной дисциплины в соответствии с типовым учебным планом по специальности (направлению специальности); примерное распределение аудиторного времени по видам занятий.
Пример:

Типовая учебная программа по дисциплине «________» разработана для студентов высших учебных заведений по специальности _______________ (шифр и наименование специальности) в соответствии с требованиями образовательного стандарта ________ (номер образовательного стандарта) и типового учебного плана специальности.

Целью преподавания дисциплины является: .

В результате изучения дисциплины «__________» формируются следующие компетенции (из стандарта специальности необходимо выбрать компетенции, которые формируются в ходе изучения данной дисциплины):



академические:

1) иметь навыки организации проведения исследования, информацион- ного обеспечения, а также системного и сравнительного анализа ;

2) применять методы математической статистики при обработке данных эксперимента;

3) формулировать и выдвигать новые идеи;

4) разрабатывать бизнес-планы технологических задач;

5) … … …;



социально-личностные:

1) уметь работать в коллективе;

2) использовать знания основ социологии, физиологии и психологии труда;

3) иметь способность находить правильные решения в условиях чрезвычайных ситуаций;

4) … … …;

профессиональные:

1) разрабатывать технологические процессы с учётом мировой практики производства радиоэлектронных средств;

2) контролировать трудовую и производственную дисциплину;

3) в составе группы специалистов разрабатывать технологическую документацию, принимать участие в создании стандартов и нормативов;

4) … … … .

В результате изучения дисциплины обучаемый должен (информация из стандарта специальности):



знать:
уметь:

Методы (технологии) обучения

Основные методы (технологии) обучения, отвечающие целям и задачам дисциплины:

– элементы проблемного обучения (проблемное изложение, вариативное изложение, частично-поисковый метод), реализуемые на лекционных занятиях;

– элементы учебно-исследовательской деятельности, реализация творческого подхода, реализуемые на практических (лабораторных) занятиях;

– проектные технологии, используемые при проектировании конкретного объекта, реализуемые при выполнении курсового проекта (работы);

– … … … .
Диагностика компетенций студента

Типовым учебном планом специальности в качестве формы итогового контроля по дисциплине «________» предусмотрен экзамен (зачет). Оценка учебных достижений студента осуществляется на экзамене (зачете, защите курсового проекта (работы)) и производится по десятибалльной шкале.

Для текущего контроля и самоконтроля знаний и умений студентов по данной дисциплине можно использовать следующий диагностический инструментарий:

– проведение коллоквиума;

– защита курсового проекта (работы);

– защита рефератов;

– письменные контрольные работы;

– устный опрос;

– защита лабораторных работ;

– проведение текущих опросов по отдельным разделам (темам) дисциплины;

–тесты по отдельным разделам (темам) дисциплины;

– решение проблемных (творческих) задач;

– … … … .
Примерный тематический план дисциплины

Программа рассчитана на объем ____ учебных часов, из них – ___ аудиторных. Примерное распределение аудиторных часов по видам занятий: лекций – ___, практических занятий – __, лабораторных занятий – ___.(Объем и распределение часов по видам занятий указываются в соответствии с типовым учебным планом специальности).


ПРИМЕРНЫЙ


страница 1 страница 2

Смотрите также: