страница 1 ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ
В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
В.И. Пашнина
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Челябинская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения России Медицинский колледж
Г. Челябинск
В настоящее время в практике Российских вузов отмечается нарастание интеграционных процессов, в том числе межуровневая интеграция программ среднего и высшего профессионального образования. Это соответствует вектору развития университетов, в том числе медицинских, как центров непрерывного обучения.
Такая практика существует и в нашем образовательном учреждении Челябинской государственной медицинской академии, которая является примером многоуровневой системы профессионального образования. В структуру программного обеспечения академии входят программы среднего и высшего профессионального образования, постдипломная подготовка и дополнительное профессиональное образование. В настоящее время возникает необходимость развития качественно новой ступени процесса интеграции, а именно глобализация, которая приводит к тому, что мировое сообщество превращается в целостный общественный организм. Для того, чтобы активизировать этот процесс в области медицинского образования, необходимы конкретные меры.
Должны быть согласованы единые протоколы ведения пациентов при различных патологических состояниях с учетом «сестринской составляющей», с учетом уровня компетентности и ответственности среднего медицинского персонала. Компетентностный подход является одним из главных составляющих в разработке единых стандартов, который заложен в интегрированные образовательные программы многоуровневой системы подготовки кадров на базе вуза. Одна и та же компетенция может быть востребована на разных квалификационных уровнях, имея разное содержание. Распределение компетенций по квалификационным уровням позволяет исключить повторное изучение материала.
На сегодняшний день действует межправительственный договор о социальном и экономическом сотрудничестве, в том числе в сферах здравоохранения и образования между Республикой Казахстан и Российской федерации.
Конкретным воплощением этого направления является договор о сотрудничестве по подготовке специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием между Костанайским медицинским колледжем и Челябинской медицинской академией от 27 ноября 2010 года.
Непосредственными исполнителями мероприятий, закрепленных протоколами, являются медицинские образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования.
Определены цель и задачи нашего сотрудничества.
Главной целью сотрудничества является решение наиболее актуальных проблем по подготовке специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием для практического здравоохранения.
Для достижения этой цели необходимо решить задачи:
-
Установить прямые связи между преподавателями и работниками в соответствующих направлениях профессиональной деятельности;
-
Разработать и реализовать педагогические и организационные технологии;
-
Развивать научные, образовательные, профессиональные и культурные контакты.
Сотрудничество учебных заведений открыл в ноябре 2010 года семинар, включающий лекционный курс «Проблемы реализации государственных (национальных) стандартов нового поколения в рамках программы академической мобильности», проведенный на базе Медицинского колледжа Челябинской государственной медицинской академии.
В декабре 2010 года был организован и проведен семинар «Современные аспекты подготовки специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием» на базе Костанайского медицинского колледжа Республики Казахстан, в котором принимали участие преподаватели Медицинского колледжа Челябинской государственной медицинской академии, где рассматривались вопросы подготовки специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием при реализации Федерального государственного образовательного стандарта в условиях многопрофильного образовательного учреждения среднего профессионального образования.
В апреле 2011 года проведена на базе Государственного коммунального казенного предприятия «Костанайский медицинский колледж» студенческая научно-практическая конференция «Наука и молодежь».
В соответствии с достигнутой ранее договоренностью в рамках международного профессионального обмена в марте-апреле 2011 года были осуществлены мероприятия по организации цикла преддипломной практики «Сестринское дело в педиатрии» с участием студентов Костанайского медицинского колледжа республики Казахстан и студентов медицинского колледжа Челябинской государственной медицинской академии Российской федерации. Согласованы действия администрации колледжей и больницы реализации программы преддипломной практики, решены вопросы проживания, питания, медицинского обеспечения студентов. Разработана программа культурных мероприятий. В данном проекте принимали участие 38 человек (руководители академии и колледжей, детской областной клинической больницы, преподаватели, старшие и постовые медицинские сестры, студенты).
В мае 2011 года был проведен цикл преддипломной практики «Сестринское дело в педиатрии» на базе Челябинской областной детской клинической больницы.
Цель программы преддипломной практики - установление процедуры эквивалентности национальных образовательных стандартов по специальности Сестринское дело
Задачи:
- распространить знания в области истории Российской Федерации и Республики Казахстан
- сравнить протоколы медицинских вмешательств с учетом выполнения медицинских алгоритмов в Российской Федерации и Республике Казахстан по дисциплине Сестринское дело в педиатрии
- усилить мотивацию студентов при реализации программ академической мобильности
- содействовать в решении межнациональной задачи – укрепление здоровья нации
- содействовать в осуществлении деятельности, направленной на развитие ответственного отношения к труду
Челябинская областная детская клиническая больница является ведущим учреждением здравоохранения области и имеет необходимую материальную базу.
В течение 10 дней студенты Казахстана и России совместно работали в отделениях детской областной клинической больницы (в отделениях реанимации, патологии новорождённых, детском хирургическом отделении, в отделении хирургической инфекции, кардиоревматологии). Медицинские сестры двух стран получили необходимый опыт по уходу за новорожденными после сложных операций (аплазия грудины). Они не только дружно работали, но и вместе отдыхали, посещали театры, музеи, выставки.
В заключение программы состоялся конкурс профессионального мастерства между командами Костанайского медицинского колледжа и Медицинского колледжа Челябинской государственной медицинской академии, посвященный Дню защиты детей. Студентки продемонстрировали профессиональные навыки при постановке инъекций, десмургии, пеленании, а также показали свои творческие способности.
В декабре 2011 года на базе Государственного коммунального казенного предприятия «Костанайский Медицинский колледж» проведена студенческая региональная учебно-исследовательская конференция с международным участием «Молодое поколение – молодому Казахстану: новаторские идеи и творческий поиск», посвященной 20-летию независимости Казахстана.
За период сотрудничества с 2010 – 2012 года мы достаточно хорошо познакомились и обменялись положительным опытом. Познакомились с материальной базой образовательных учреждений, провели преддипломную практику по специальности Сестринское дело в педиатрии по программе, учитывающей требования и пожелания обеих сторон.
В настоящее время мы ведем подготовку к проведению преддипломной практики по специальности Акушерское дело в Костанайском перинатальном центре.
Надо отдать должное руководителям, преподавателям и студентам Костанайского медицинского колледжа и Медицинского колледжа Челябинской государственной медицинской академии. Опыт нашего сотрудничества взаимно интересен и профессионально продуктивен.
Есть все основания полагать, что прохождение преддипломной практики за рубежом (или часть ее по разделу), которые в последующем будут определять направление профессиональной деятельности выпускника.
Защита дипломной работы является эффективным инструментом измерения качества подготовки специалиста и гарантирует независимость внешней экспертизы при проведении итоговой государственной аттестации.
Итогом работы в рамках международного договора о сотрудничестве в области медицинского образования, должно стать признание эквивалентности национальных стандартов оказания медицинской помощи всем международным профессиональным сообществам.
Наш профессиональный девиз:
«Медицинские сестры всех стран соединяйтесь!»
«Барлық, елдiң медициналық, апалы – сiңілiлерi бiрлес!»
«Nurses of all countries, unite!»
страница 1
|