страница 1 ИСТОРИЯ ГОРОДА
Все начиналось с пристани.
История этого города неразрывно связана с открытием залежей каменного угля в районе озера Экибастуз.
Конец ХIХ века. Казахстан в тот период как часть Российской империи все больше втягивался в экономику капиталистического развития. Ввоз товаров, лесоматериалов, изделий из Казахстана в Россию из России в Казахстан сыграло большую помощь в развитии экономики и торговли.
К этому времени открытие месторождения угля К.Пшенбаевым, а затем разведка ученых, инженеров и геологов, приглашенных павлодарским купцом-миллионером А.И.Деровым в конце 90-х годов ХIХ века, привели к тому, что было решено начать первые попытки добычи угля шахтным способом. А развитие пароходства на Иртыше и Оби, пуск железной дороги в 1886 году от Челябинска до Омска предопределили исход — уголь Экибастуза требуется вывозить к Иртышу. Заручившись поддержкой киевского сахарозаводчика Л.Бродского и духовного наставника протоиерея Иоанна Кронштадтского, А.Деров, принял решение о создании акционерного общества по добыче экибастузского угля, которое впоследствии получило название «Воскресенское».
18 февраля 1899 года такое общество с собственным уставом было учреждено. И Воскресенское акционерное горнопромышленное общество с капиталом в 3 миллиона рублей приступило к строительству железной дороги от месторождения к Иртышу. Перед акционерами и Деровым стояла важная задача — определить место для пристани на левом берегу Иртыша. Оно было выбрано в урочище Кызыл Шырпы, между 5-м и 6-м аулами Аксуской волости. В апреле 1899 года началось строительство железной дороги от Иртыша к Экибастузу дорога, как и общество, стало называться Воскресенской.
В октябре 1899 года железная дорога была построена и подведена к пристани, названной, как общество и дорога, тоже Воскресенской. Протяженность дороги составила 109 верст (свыше 110 километров). Земли для Воскресенской пристани арендовали у Сибирского казачьего войска на 99 лет, она стала занимать площадь в 7,4 кв. километра и протянулась вдоль Иртыша на 1,5 км, была доступной для причала барж и пароходов.
На месте соприкосновения дороги с Иртышом появилась пристань, стали развиваться два поселка: административный и рабочий. Прибывающие из центральных районов рабочие вынуждены были строить жилье из местных материалов: глины, камыша и соломы. Так, в начале нового столетия рядом с казахским аулом №5 в урочище Кызыл-Шырпы возникло небольшое поселение из глинобитных домиков, названое Глинкой.
Население Глинки постепенно увеличивалось, особенно интенсивно после революционных выступлений 1906 года, когда в киргизские и сибирские степи хлынули переселенцы. 1911 году население рабочего поселка возросло до тысячи человек. В 1913 году поселку Глинка по Указу губернатора Степного края было присвоено имя Ермак. Так Воскресенская пристань с поселком Глинка стала именоваться поселком Ермак.
1917 год принес Ермаку новые порядки. Жертвой белобандитов стал первый комиссар Экибастузского Совета народного хозяйства Царев Степан Иванович, зверски убитый в Ермаке на привокзальной площади. В память о подвиге нашего земляка в городе установлены бюст и мемориальная доска.
Советская власть в Ермаке была установлена в ноябре 1919 года, после организации Павлодарского Совета народных комиссаров. До 1929 года Ермак был волостным центром Павлодарского уезда. Согласно переписи в поселке проживало 1289 человек.
В связи с ликвидацией волостей и уездов в 1928 году был образован Павлодарский округ, Ермак вошел в состав Павлодарского (тогда Коряковского) района как обычное село с сельским Советом. После ликвидации округа село с 1930 по 1938 год входило в состав Павлодарского района.
14 февраля 1938 года Постановлением Президиума Каз.ЦИКа за счет разукрупнения Павлодарского и Бескарагайского районов был образован Кагановический район с центром в селе Ермак, в 16 августа 1957 году район был переименован в Ермаковский.
В связи с началом строительства нового города и первых крупных объектов черной металлургии и энергетики, Указом Президиума Верховного Совета Казахской ССР от 23 октября 1961 года поселку Ермак был присвоен статус города областного подчинения. В 1992 году Ермаковский район переименован в Аксуский. На основании Постановления Верховного Совета РК от 4 мая 1993 года ТН №2189-XП город Ермак переименован в город Аксу.
Через несколько лет решением акима области от 9 июля 1997 года территория упраздненного Аксуского района включена в границы города Аксу как сельская зона, сельские округа и поселок Калкаман переданы в административное подчинение города Аксу.
Город Аксу - один из малых городов Республики Казахстан, расположенный на территории Павлодарского Прииртышья. Компактный, чистый, уютный городок, имеющий наряду с частным сектором, красивые многоэтажные микрорайоны и здания с оригинальным дизайном, нравится не только жителям, но и тем, кто приезжает к нам в гости. Зеленые парковые массивы и аллеи, цветники и фонтаны, живописнейшие берега реки Иртыш - любимые места отдыха населения и немудрено, что аксусцы искренне любят и гордятся своим городом.
Город Аксу расположен в 50 км к югу от областного центра города Павлодара на левом берегу Иртыша. Территория города и его сельского региона граничит с Актогайским районом на севере, с Баянаульским, Майским и Лебяжинским - на юге, с Павлодарским - на западе, с городом Экибастузом – на востоке. Климат резко континентальный. Средняя температура января 15-17 градусов, июля 20-21 градусов, среднегодовое количество осадков 250 - 300 мм.
Почвы каштановые, пойменно-луговые, солончаковые. Растут ковыль, типчак, полынь, осока, камыш, осина. В период освоения залежных земель значительная часть территории была распахана. На территории региона обитают волк, лиса корсак, тушканчик, заяц и другие животные.
Современный Аксу - это промышленный, сельскохозяйственный город Павлодарской области. Численность населения города - 70300 человек, из них сельских жителей более 27 тысяч человек. За счет работы градообразующих предприятий: Аксуского завода ферросплавов и Евроазиатской энергетической корпорации, а также предприятий горводоканала, тепловых сетей, электросетей, пассажирских автотранспортных предприятий, ТОО «Горкомхоз-Аксу», ТОО фирмы «Парус», «Казахтелекома» и другие службы жизнеобеспечения города - город считается одним из наиболее благополучных малых городов Казахстана. В аксуском регионе набирает силу малое предпринимательство. В настоящее время в городе действуют 1589 субъектов малого бизнеса. Хорошими темпами развивается сельское хозяйство.
Наиболее крупные из них: АО “Калкаманский элеватор”, ТОО “Павлодарская птицефабрика”, ТОО “Выбор”, ПК Агрофирма “Биосем”, крестьянское хозяйство Алиповых, свинокомплекс “Бекон” и другие.
Важнейшим стратегическим объектом нашего города является канал “Иртыш-Караганда” им. И.Сатпаева. Канал - основной поставщик питьевой воды в центральной и северной части Казахстана. 11 ноября 1959 года ЦК Компартии Казахстана и Совет Министров КазССР выносят Постановление №1009 «О начале строительства канала «Иртыш Караганда». И уже 15 января 1960 года газета «Павлодарская правда» писала: «В Ермак прибыла первая партия строителей будущего ферросплавного завода и канала «Иртыш Караганда». Одним из наследий целины, свидетельств вечного продвижения вперед является канал протяженностью 458 км. Только на территории нашего района он обводнил сельхозугодья шести бывших совхозов: «Потанинский», «Путь Ильича», «Пригородный», им.Гагарина, им.60летия Октября, им.Куйбышева. 1999 году каналу Иртыш-Караганда присвоено имя К. Сатпаева.
Историческим событием для города Аксу в 2001 году стало участие Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева в торжественном митинге, посвященном открытию железнодорожной линии “Аксу-Дегелен”, связавшей наш город с северной и южной частью Казахстана, а отреставрированное здание железнодорожного вокзала - одно из красивейших зданий в городе. В 2004 году торжественно открыли коммунальный рынок «Ауыл» и торговый центр «Камея». В 2007 году для централизованного облуживания открыли ЦОНа, на улице Царева открылась городская мечеть.
В 2008 году в честь празднования Дня города столицы Республики, улицу Мира переименовали в улицу Астана, на этой улице появились новые здания супермаркета стройматериалов и в 2009 году новое здание филиала «Туран Алем» банка. В 4 микрорайоне сдан в эксплуатацию 60-квартирный новый жилой дом, построенный для своих рабочих заводом ферросплавов. В 2010 году сданы в эксплуатацию поликлиника на 500 посещений в смену и школа на 1200 мест. В данное время по программе «Балапан» будет построен детский сад в 4-ом микрорайоне и сдан в эксплуатацию жилой дом для работников завода ферросплавов, который строит для своих рабочих администрация завода ферросплавов, спортивный комплекс для жителей города, возвращаются здания детских садов по «Дорожной карте» идут ремонтные работы теплотрассы, асфальтирование дорог в микрорайонах.
За последние пять лет в городе открыта железная линия Аксу-Дегелен, установлена стелла-шанырак, городская набережная, коммунальный рынок Ауыл, для обслуживания населения открыты новые салоны красоты, рестораны-кафе и восстановлены 2 детских сада. В школе гимназии построен спортивный актовый зал.
страница 1
|