Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
Справочный материал к единому дню информирования 15 августа 2013 года по теме: « Жилищная политика в Республике Беларусь. Тенденции развития строительной отрасли в Минской области»
Жилищный Кодекс Республики Беларусь (далее – Кодекс) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 31 мая 2012 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 22 июня 2012 года. Кодекс подписан Президентом Республики Беларусь и вступил в силу через шесть месяцев после его официального опубликования – 2 марта 2013 года.

Кодекс состоит из 6 разделов, 32 глав, 225 статей, имеет оглавление (для сравнения: Жилищный кодекс Республики Беларусь 1999 года состоит из 2 частей, 8 глав и 129 статей).

Наряду с кодификацией действующих правовых норм в Кодексе нашли отражение ряд норм, по новому регулирующие жилищные отношения, в частности:

1. Определена структура платы за жилищно-коммунальные услуги. Так, предусмотрено, что для собственника, члена организации застройщиков, арендатора жилого помещения, нанимателя (арендатора) объекта долевого строительства плата за жилищно-коммунальные услуги включает плату за:



  • техническое обслуживание,

  • текущий ремонт,

  • капитальный ремонт,

  • коммунальные услуги,

  • иные жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые в соответствии с заключенными договорами.

Для нанимателей жилых помещений государственного жилищного фонда дополнительно к вышеназванным платежам предусмотрено внесение платы за пользование жилым помещением.

Выделение в отдельный платеж платы за текущий ремонт позволит улучшить содержание и процесс эксплуатации жилищного фонда. Кроме того, определено, что такая плата будет вноситься не ежемесячно, а по факту выполнения ремонтных работ на конкретном доме.

2. Для решения вопроса о принятии мер к неплательщикам жилищно-коммунальных услуг, а также к гражданам, нарушающим правила пользования жилыми помещениями, проект предусматривает меры как в отношении нанимателей, так и в отношении собственников жилых помещений.

Прежде всего следует отметить, что на улицу никто никого выселять не будет. Процедура выселения обязательно происходит в судебном порядке.

Наниматели за неуплату жилищно-коммунальных услуг в размере шестимесячной задолженности по плате могут быть выселены за пределы населенного пункта, в котором они проживают, а для собственников за подобные нарушения предусмотрено принудительное отчуждение с передачей ему в собственность другого помещения, меньшего по площади, в том числе – за пределами населенного пункта.

При этом к собственникам применяется процедура судебного понуждения к отчуждению жилого помещения.

Если собственник в течение года не продаст свою квартиру или не устранит допущенные нарушения, ее принудительно продадут на публичных торгах. Бывший хозяин получит в собственность другое, возможно меньшее по площади жилое помещение. Деньги за проданную квартиру, конечно же, отдадут собственнику, но из этой суммы вычтут стоимость нового жилья, затраты на проведение публичных торгов, долги по плате за жилищно-коммунальные услуги.

Если в квартире живут несовершеннолетние дети, то выселение будет возможно только с разрешения органов опеки и попечительства.

Таким образом, Кодекс позволит решить вопрос своевременной оплаты жилищно-коммунальных услуг и повысить ответственность граждан за оплату жилищно-коммунальных услуг.

3. По сравнению с действующим жилищным законодательством усилены механизмы защиты прав собственников частного жилья. Так, Кодексом собственнику предоставляется право выселить без предоставления других жилых помещений бывших членов своей семьи, не имеющих доли в праве собственности на жилое помещение. В определенных случаях, собственник также может выселить и членов своей семьи, не имеющих доли в праве собственности на жилое помещение. Это возможно если иное не предусмотрено Брачным договором или письменным соглашением о порядке пользования жилым помещением.

Вместе с тем, если при приватизации жилого помещения члены семьи, бывшие члены семьи, имели законные основания на владение и пользование жилым помещением на момент его приватизации (даже если не принимали участия в приватизации данного жилого помещения, но проживали в это время в нем), либо входили в состав семьи собственника при оказании ему государственной поддержки на строительство этого жилого помещения, они не могут быть выселены собственником без их согласия.

4. При обращении взыскания на жилое помещение, находящееся в ипотеке, и принятии решения судом о прекращении права собственности на него, предусмотрена возможность выселения собственника и проживающих с ним граждан из заложенного жилого помещения. Обращение взыскания наступает в случае систематической неуплаты по ипотечному кредиту. Данная норма направлена на развитие одного из значимых в жилищных отношениях институтов – ипотеки, а также повышение социальной ответственности граждан в отношении взятых на себя обязательств.

5. В Кодексе определены порядок планирования и проведения капитального ремонта, а также источники его финансирования, что является основой для разработки в дальнейшем новых механизмов финансирования, позволяющих обеспечить прозрачность использования данных средств. Данная мера обеспечит ритмичное финансирование ремонтно-строительных работ и увеличит объемы капитального ремонта в ближайшем будущем, будет способствовать повышению качества ремонтных работ.

6.  Преобладающая доля частного жилищного фонда предопределяет основу для развития такой организационной формы управления как совместные домовладения. Цель государства состоит в создании условий для собственников жилья в повышении их роли и заинтересованности в управлении и содержании жилых домов. Начиная с 1998 года, когда был принят Закон «О совместном домовладении», наработана определенная практика в формах и методах управления и содержания совместного домовладения.

Собственники начали активно участвовать в мероприятиях по содержанию общего имущества жилых домов. Вместе с тем, самоуправление совместными домовладениями широкого распространения не получило, проявились и недостатки.

С учетом наработанной правоприменительной практики в Кодексе учтены вопросы распоряжения общим имуществом в организациях застройщиков и товариществах собственников.

7. Впервые в проекте отражены нормы жилищного законодательства с учетом специфики их применения в различных жилищных правоотношениях:

с участием военнослужащих;

с участием граждан, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении;

с участием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

с участием недееспособных граждан, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания;

с участием организаций негосударственной формы собственности. Так, Кодексом таким организациям будут делегированы полномочия самостоятельно определять порядок предоставления жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, в локальных нормативных правовых актах.

Перечисленные правоотношения комплексно отражены в отдельных статьях, что упростит их правоприменение на практике.

Кроме того, Кодексом:

урегулированы вопросы учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда (социальных, служебных, специальных, общежитий);

отражен порядок приватизации жилых помещений;

нашли отражение вопросы сноса жилых помещений;

закреплены права и обязанности граждан;

отражены вопросы осуществления переустройства и перепланировки жилых помещений, перевода жилых помещений в нежилые и наоборот;

урегулирован ряд других вопросов в области жилищных отношений.

В настоящее время продолжается работа по приведению законодательства в соответствие с принятым кодексом.

Так, в настоящее время уже приняты следующие решения Правительства Республики Беларусь:

- постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.05.2013 № 421 "Об утверждении Положения об определении стоимости объектов приватизации";

- постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21.05.2013 № 399 "Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений";

- постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16.05.2013 № 384 "О некоторых вопросах переустройства и перепланировки, установки на крышах и фасадах многоквартирных жилых домов индивидуальных антенн и иных конструкций, а также реконструкции жилых домов";

- постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.05.2013 № 376 "О порядке взаимодействия государственных органов и организаций при принятии решений о даче согласия на отчуждение или об отказе в отчуждении жилых помещений";

- постановление Совета Министров Республики Беларусь от 05.04.2013 № 269 "Об утверждении Положения об общежитиях и типового договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда в общежитии и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь".

- иные решения Правительства Республики Беларусь, носящие корректирующий характер.


В настоящее время в строительном комплексе Минской области без учета субъектов малого предпринимательства работают 203 подрядные организации различной формы собственности, из которых 93 предприятия коммунальной и 21 – республиканской формы собственности. Среднесписочная численность работающих по виду экономической деятельности «Строительство» на 1 июля 2013 г. составляет 28 837 человек (96% к соответствующему периоду предыдущего года).

Вместе с тем наметилась тенденция по улучшению ситуации в данном вопросе. Так, за март текущего года соотношение принятых работников и уволенных составило 102,7%. Списочная численность основного строительного коммунального предприятия УП «Минскоблсельстрой» на 1 апреля 2013 г. составила 4785 человек, в том числе рабочих – 3803 человека (79,4%), из них на строительно-монтажных работах (далее – СМР) – 2264 человека. Рост численности с начала текущего года – 53 человека, в том числе на СМР – 135 человек.

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата по виду экономической деятельности «Строительство» в Минской области за январь – июль 2013 г. составила 6579,1 тыс. рублей (157,8% к соответствующему периоду предыдущего года) при средней заработной плате по области 4777,1 тыс. рублей.

Выполнение подрядных работ строительными и ремонтно-строительными организациями Минской области за январь – июнь 2013 г. в сопоставимых ценах составило 95,2% к соответствующему периоду 2012 года.

Следует отметить, что в целом организациями коммунальной формы собственности области достигнут рост объемов подрядных работ в сопоставимых ценах на уровне 115,2%, в то время как республиканскими только 109,1%.

Снижение темпа подрядных работ за I полугодие текущего года к аналогичному периоду 2012 года допустили организации в Березинском (57,4%), Борисовском (97,7%), Крупском (93,6%), Минском (86,1%), Пуховичском (90,0%), Смолевичском (93,1%), Солигорском (87,5%) и  Червенском (85,6%) районах.

На объекты Минской области, включенные в Государственную инвестиционную программу на 2013 год, утвержденную Указом Президента Республики Беларусь от 14 марта 2013 г. № 126, предусмотрено направить средства республиканского бюджета в сумме 478,3 млрд. рублей (в 2012 году направлено 207,5 млрд. рублей), планируется ввести в эксплуатацию 13 объектов.

На объекты Минского облисполкома в рамках Государственной инвестиционной программы предусмотрено направить 120,4 млрд. рублей средств республиканского бюджета и планируется ввести в эксплуатацию 4 объекта.



На объекты Инвестиционной программы Минской области на 2013 год решением облисполкома от 25 января 2013 г. № 92 «О распределении средств областного бюджета в 2013 году» предусмотрено направить 887 млрд. рублей государственных капитальных вложений. Планируется ввести в эксплуатацию 19 социально значимых объектов.

По итогам работы за I полугодие текущего года по объектам Инвестиционной программы Минской области при плане периода 455,9 млрд. рублей освоено 535,4 млрд. рублей, или 117,4% от плана периода и 20% от годового лимита, профинансировано 390,1 млрд. рублей, или 85,6% от плана периода.

Объем инвестиций в основной капитал по всем формам собственности по Минской области за январь – июнь 2013 г. составил в текущих ценах 15,5 трлн. рублей, что в сопоставимых ценах к аналогичному периоду 2012 года составило 106,2%. В том числе в общем объеме инвестиций строительно-монтажные работы составили 8,6 трлн. рублей, или 55,5%.

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 октября 2011 г. № 1409 «Об установлении заданий по экспорту строительных, инженерных и архитектурных услуг на 2012 – 2015 годы» организациям области в 2013 году необходимо обеспечить объем экспорта строительных, архитектурных, инженерных и прочих технических услуг в сумме 47,5 млн. долларов США, из них оказываемых при возведении объектов жилищного строительства за пределами территории республики – 47,2 млн. долларов США.

Фактически по итогам работы за январь – март 2013 г. объем экспорта строительных, архитектурных, инженерных и прочих технических услуг (без учета республиканских организаций) составил 7317,9 тыс. долларов США, или 15,4% к годовому заданию.

Важнейшая цель государственной политики в области строительства – жилищное строительство, основным направлением развития которого является обеспечение темпов роста в соответствии со спросом и потребностями населения.

Основными целевыми показателями прогноза социально-экономического развития Минской области в 2013 году предусматривается ввести в эксплуатацию 1400 тыс. кв. метров жилья за счет всех источников финансирования.

За I полугодие текущего года в области введено в эксплуатацию 692,6 тыс. кв. метров жилья, что составило 49% к заданию года.

Не обеспечено выполнение задания за данный период Борисовским (36,2%), Дзержинским (41,2%), Клецким (37%), и Минским (49,9%) районами.

В сельскохозяйственных организациях области за январь – июнь введено в эксплуатацию 194 жилых дома, что составляет 101% к заданию I полугодия и 43% к заданию 2013 года.

Индивидуальными застройщиками за шесть месяцев 2013 года введено в эксплуатацию 362,3 тыс. кв. метров жилья, или 52,3% всего введенного в эксплуатацию в области жилья.

Для реализации Концепции государственной жилищной политики Республики Беларусь до 2016 года в сфере индивидуального жилищного строительства потребуется увеличение количества и площадей земельных участков для такого строительства, обеспечение их необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой, расширение объема производства разнообразных типов индивидуальных жилых домов, отвечающих потребностям населения.

Для реализации данных планов необходимо обеспечить разработку градостроительной и проектной документации силами проектных организаций.

По сравнению с 2012 годом общее количество проектировщиков в основных проектных институтах уменьшилось. Объем проектных работ, выполненных основными институтами, в I полугодии текущего года составил более 40 млрд. рублей.

Объемы производства промышленной продукции в 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом 2012 года увеличились. Так, на промышленных предприятиях УП «Минскоблсельстрой» рост объема производства по основной номенклатуре (производство железобетонных конструкций и изделий, товарного бетона) составил: ГП «Марьиногорский завод ЖБИ» – 101,6%, ДУП «Слуцкое УПТК» – 141,9%, ДУП «ССК» – 143,7%. Промышленными предприятиями УП «Минскоблсельстрой» выпущено продукции на сумму 126,3 млрд. рублей. Темп роста составил в действующих ценах 169,1%, в сопоставимых ценах 136,6% (при прогнозе 108,0%).

В рамках Государственной комплексной программы развития материально-технической базы строительной отрасли на ДУП «Слуцкое УПТК» реализованы инвестиционные проекты по достижению производственных мощностей по выпуску фундаментных блоков до 9,4 тыс. куб. метров. Фактический выпуск блоков на данном предприятии в настоящее время составляет 9,8 –10,3 тыс. куб. метров в год, а также плит пустотного настила – до 20 тыс. куб. метров в год.

На ГП «Марьиногорский завод ЖБИ» приобретен мобильный агрегатированный комплекс по производству бетона, оснастка для производства плит пустотного настила, перемычек. Это позволило предприятию выйти на мощность по выпуску фундаментных блоков в объеме 12 тыс. куб. метров в год, плит пустотного настила – 5,4 тыс. куб. метров в год.

На ОАО «Любанский завод стеновых блоков» реализованный инвестиционный проект по модернизации позволяет осуществить выпуск стеновых блоков из ячеистого бетона не менее 260 тыс. куб. метров.



В организациях отрасли одновременно проводится модернизация производств. Разработаны программы и утверждены бизнес-планы развития до 2015 года. В постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2013 г. № 1262 «Об определении показателей эффективности развития организаций на 2013 – 2015 годы» включены 17 подведомственных организаций.

Так, в ОАО «Универсалремстрой» все планируемые показатели выполнены: выручка от реализации продукции, работ и услуг на одного работника составила 40,4 млн. рублей при плане 40,3 млн. рублей, валовая добавленная стоимость на 1 работника – 18,8 млн. рублей при плане 18,0 млн. рублей, номинальная начисленная заработная плата по организации – 3996 тыс. рублей при плане 3900 тыс. рублей.

На ОАО «Управляющая компания холдинга «Забудова» в 2013 году планируется осуществить модернизацию резательного комплекса на участке производства ячеистого бетона. Объем использованных средств превысил 1615 млн. рублей. Также запланировано осуществить первый этап модернизации цеха механической обработки древесины (приобретение линии оптимизации).

Слуцкий район


В строительной отрасли приоритетным направлением остается жилищное строительство. Во исполнение Указов Президента Республики Беларусь, о предоставлении кредитных ресурсов, значительно активизировалось строительство жилья, в том числе в сельскохозяйственных организациях.

В период 2010- 2012 годы при плане 108,5 тыс. м2 в районе построено и введено в эксплуатацию 111,8 тыс. м2 общей площади жилых помещений., в том числе:

- сельскохозяйственные организации – 18,3 тыс. м2;

- жилищно- строительные кооперативы – 45,7 тыс.м2;

- личных сбережений граждан – 42,8 тыс.м2;

- бюджетных средств – 5,0 тыс. м2

Предстоит дальнейшее наращивание темпов строительства жилья при обеспечении потребительских качеств. Так в 2013 году в районе планируется ввести в эксплуатацию за счет всех источников финансирования 29,0 тыс. м2 общей площади жилых домов и квартир. Планируется построить 4 многоквартирных жилых дома общей площадью 15,7 тыс. м2, продолжить строительство жилья сельскохозяйственными организациями за счет льготных кредитных ресурсов и индивидуальное жилищное строительство.

Продолжится строительство административно-бытового здания на городском стадионе, строительство детского сада на 230 мест по ул. Чехова.

Программой строительства на 2013 год предусматривается построить и ввести в эксплуатацию за счет всех источников финансирования 29000 м2 жилья, в том числе:

- сельскохозяйственные организации – 30/2250 м2;

- ЖСПК- 225/13074 м2;

- индивидуальное строительство – -/ 11021 м2;

-  арендное жилье – 60 / 2655 м2.

За январь-июнь 2013 года введено – 151 / 15639 м2, /при плане 1 полугодия 13600 м2/ или 115 %, или 53,9 % к плану года, в том числе:

- индивидуальное строительство - 53 / 9197 м2

- сельскохозяйственные организации /индивидуальное/ - 3/560 м2

- ЖСПК-34 - 75/ 4266 м2

- д. Знамя ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат» -10/813 м2

- д. Брановичи СПК «Агрофирма Лучники» - 10/803 м2

По состоянию на 1.07.2013 года на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий состоит – 4953 семьи, из них 4684 семей в г. Слуцке и 269 семей в сельской местности.

Из общего числа состоящих на учете:


  • 192 семьи - многодетные;

- 297 дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

- 21 воины – интернационалисты;

- 7 военнослужащие, уволенные в запас;

- 3 инвалиды ЧАЭС



Во исполнение Указа Президента Республики Беларусь от 6 февраля 2009 года № 64 «О внесении дополнений и изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь по вопросам строительства, изъятия и предоставления земельных участков» в списках на получение земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов по состоянию на 1.06.2013 г. находится 110 семей.
Отдел идеологической работы, культуры и по делам молодежи Слуцкого райисполкома по материалам Главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи Миноблисполкома, отдела архитектуры и строительства Слуцкого райисполкома

страница 1

Смотрите также: