страница 1 Данная программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена по специальности. Формулировка вопросов в экзаменационных билетах отличается от нижеприведенных тем.
«Философия и теория культуры»
-
Становление проблемы культуры в античной философии
Рационалистический подход к проблемам творчества в западной философии. Проблема творчества в философии Платона: «теория воспоминания» и проблема «перевода» души в творческий режим бытия; эйдосы как формы организации предельно понятного чувственного многообразия. Аристотель об условиях творческой деятельности: учение об уме как непрерывной актуальности; учение о времени («теперь») и творчество; ум как «форма форм», «мышление мышления», вечный двигатель и Демиург как самотворчество; творчество как состояние ума, причастное истинному бытию.
-
Картезианское понимание творчества: проблема чистого «я» в философии Декарта. Естественный свет разума как условие творческого познания мира; «теория врожденных идей» и картезианская максима «Мыслю – существую – могу».
-
Лейбниц о творчестве: проблемы натурального и виртуального интеллекта; познание «возрожденных идей» как знание природы духа и открытие истинного бытия; Лейбниц и искусство барокко (Ж. Делез. Складка. Лейбниц и барокко).
-
Понимание творчества и культуры в философии И. Канта: творчество как преодоление антитезы эмпирического и разумного (феноменального и ноуменального) начал человеческой природы; отношение свободы и природной необходимости, свободы и творчества; человек как «свободная причинность»; противоречия кантовского трансцендентализма в понимании культуры.
-
Философия культуры и ее методологические обоснования
Формирование культурфилософии как самостоятельного раздела философского знания. Базисные принципы классической философии как предтеча философии культуры. Философия культуры и историко-культурный подход к ее изучению. Философия как феномен культуры.
-
Формирование современного понимания феномена культуры. Определения философии культуры как философской дисциплины, исследующей идею культуры, ее цели, принципы и предпосылки. Конституирование философии культуры в оппозиции универсалий «природа» и «культура».
-
Модус «природа и культура» в антропологической интерпретации культуры. Оппозиция природа/культура – метафизическая универсалия. Культура как победа над природой: тождество «культурного» и «социального». Природопреобразующая функция культуры. Дилемма «природа-культура» в европейской философской традиции: натурализм, природоцентризм, концепция «естественного человека» (Аристотель, Леонардо, Руссо).
-
Субстанциализация духовных и социальных оснований культуры (немецкий идеализм и марксистская философия).
-
Культура как предмет культурфилософского анализа.
Проблема бытия культуры. Онтологический статус культуры. Культурное пространство и культурное время. Предметное бытие культуры.
-
Культура как специфический способ освоения реальности. Когнитивная функция культуры. Культурфилософская рефлексия и авторефлексия. Культурфилософские антиномии: культура трагическая и сократическая; дионисийское и аполлоновское начала в основании западного типа культуры (Шеллинг).
-
Культура в противопоставлении жизни (Ницше, Бергсон). Рационализм и иррационализм в трактовке культуры. «Переживание» и рефлексия. Проблема символа как центральная в решении вопроса о существе взаимоотношений культуры и реальности. Культурный универсализм и культурный релятивизм.
-
Понятие культурного стиля. Культура классическая и неклассическая. Культурный фундаментализм. Моно- и полистилизм. Категории культурного моно- и полистилизма. Иерархия и рассеивание. Идеологизация и «культурная открытость». Канонизация и деканонизация. Телеологизм и ателеология. Функционализм и контекстуальность.
13. Неклассические теории творчества и культуры.
А.Шопенгауэр как теоретик культуры: противоречие «понимающего» и «исчисляющего» мышления как проблема культуры; спонтанность (выход за пределы разума и воли) созерцающего мышления – условие творчества и культуры; созерцание как интуиция; культура и творчество как интуитивное постижение непостижимого, уникального; антиевропоцентризм в понимании культуры и творчества, восточные мотивы в понимании последних; культура и цивилизация.
14. Проблема культуры в творчестве Ф. Ницше: противоречия новоевропейской культуры и пути ее преодоления; классическая культура как продукт «технически истолкованного» разума; разрыв традиционной культурной формы и выхода в истинную стихию бытия – главное условие творчества и самотворчества; «дионисийские страдания» Ф. Ницше; проблемы выражения творчества в тексте культуры (от филологии к философии и от последних к музыке и поэзии); жизнь и судьба как «культурный текст», сам себя уничтожающий, возрождающий в стихии становления. Ницше в оценке постмодернизма (М. Фуко о Ницше).
15. Философия жизни (В. Дильтей, Г. Зиммель, А. Бергсон, О. Шпенглер и др.) и феноменолого-экзистенциалистическое направление (Ж.-П. Сартр, К. Ясперс, М. Хайдеггер, М. Мерло-Понти и др.) в понимании проблем культуры, творчества в контексте современной цивилизации: критика рассудочно-рациональных оснований научного и технического творчества как фундамента современной индустриальной цивилизации; проблема «жизненного мира» – априорной смысловой предпосылки творческого освоения мира; «жизненный мир» как ценностно-смысловой горизонт человеческой деятельности, выражение непосредственного единства человека и природы.
16.Сартр о проблеме «бытия» и «ничто»: «творческая эволюция» и проблемы основания творчества (А. Бергсон).
17. Постметафизика как культурфилософия. Осмысление культуры в русле творчества представителей философии жизни. Культурологический вектор философии Ф. Ницше, О. Шпенглера, А. Бергсон, Р. Гвардини. Методология теории О. Шпенглера. «Мир как история» – историзм теории О. Шпенглера. Теория локальности и антиисторизм. Псевдоморфоз культуры. Игровая концепция культуры И. Хейзинга. Игра и ее природная сущность. Философия как игра.
18. Культурфилософские аспекты психоанализа. Психоаналитическая философия. Психология и философия человека. Психическая реальность. Онтология бессознательного. Психоаналитическая теория познания. Психоанализ и основные философские направления XX столетия. Психоанализ как герменевтика культуры. Техника толкования сновидений. Символический язык бессознательного. Место Эдипова комплекса в психоаналитической теории. Значение Эдипова комплекса в истории становления и развития культуры. Психоаналитическое объяснение возникновения религии. Психоаналитическое понимание культуры. Основные функции культуры. Принуждение и запрет влечений. Психологический арсенал культуры. Патология культурных сообществ. Психоаналитическое понимание возникновения искусства. Воображение и мифическая форма выражения бессознательных влечений. Перевод бессознательных желаний в символы.
19. Философско-лингвистические концепции культуры. Смена представлений о языке в эпистемах различных эпох. В. фон Гумбольдт: языкознание как сравнительная антропология. Гипотеза лингвистической относительности Э. Сэпира – Б. Уорфа. Языковые универсалии и национальные особенности. Язык как деятельность. Индивидуальное и национальное в языке. Нелинейная логика развития и открытия в области внутренней формы языка. Текст, знак и символ, метонимия и метафора. Культура текста. Герменевтика текста и внутренняя реконструкция языка.
«Культурная антропология»
20. Предметная область культурной антропологии. Антропология как научное познание фундаментальных проблем существования человека в природной и искусственной среде. Варианты систематизации антропологических дисциплин. Составляющие антропологические дисциплины: палеонтология как предыстория человека, этнология как наука о распространении человека на земле, его поведении и обычаях; социология, рассматривающая отношения людей между собой, социальная география, изучающая воздействие климата и ландшафта на человека и его культуру, демография, представляющая статистические данные о составе и распределении человеческих популяций, экология человека. Расширительное понимание антропологии: включение гуманитарных и социальных дисциплин. Англоязычная трактовка понятия антропологии как науки о человеке и его культуре.
21. Систематизация антропологического знания
Биологическая (естественнонаучная) антропология как наука о древнейших формах человека и их эволюции, учение о закономерностях роста и общих для всего человечества вариациях в строении тела. Социальная антропология как наука о социальном поведении человека, о взаимодействии человека и культуры на различных стадиях развития общества. Философская антропология как наука о структуре человеческого бытия. Теологическая антропология как представление о взаимодействии человека с миром божественным. Психологическая антропология как научное знание о деятельности, знании и чувствовании индивида в условиях различного культурного окружения. Когнитивная антропология как наука о когнитивных категориях в разных культурах. «Метаантропология» как наука о культуре (Д. Бидни).
22. Социальная антропология: проблемы и практические аспекты
Антропология современного общества. Узнаваемость феноменов изучаемой культуры и способы её антропологического постижения. Проблема инобытия культуры как центральная проблема социальной антропологии. Общая теория культуры. Теория социальной организации. Теория этноса и этничности. Антропология повседневности; антропология семьи и родства. Экологическая антропология искусства. Антропология образования и воспитания. Социальная инженерия как сфера применения антропологического знания.
23. Психологическая антропология: проблемы и практические аспекты. Культурный шок и этапы межкультурной адаптации. Этническое сознание и самосознание. Этническая картина мира. Психология межэтнических отношений. Развитие и трансформация этнической идентичности. Исследования «национального характера»; взаимосвязь культурного и психологического. Культурная обусловленность восприятия, памяти, мотивации. Влияние социального контекста на формирование этнической идентичности. Этнические стереотипы; урегулирование этнических конфликтов.
24.Экономическая антропология: проблемы и практические аспекты
Формы антропологических решений в экономике. Общества потребления и нормы потребления в разных обществах. Культурная теория товара. Потребление и социальная идентичность. Механизмы иррационального поведения. Виртуализация потребления. Понятие дарообмена; системы церемониального обмена. Торговые меньшинства и этническое предпринимательство. Модели экономической интеграции и глобализация.
25. Эволюционистское направление в культурантропологии. Эволюционизм как теоретическая модель необратимых культурных изменений (Г. Спенсер, Э. Тайлор, Л. Морган). Понятие «адаптация» как ключевой теоретический концепт этого научного направления. Обоснование культуры как объекта научного описания и как закономерного процесса. Методологическая база эволюционизма: реконструкция эволюции, сравнительный метод, систематизация детерминантов социокультурной эволюции.
26.Неоэволюционизм 50-х гг. ХХ века: установление соответствий между биологией и культурной эволюцией. Исследования Л. Уайта и их роль в возрождении эволюционизма. Три типа эволюционистских концепций: однолинейная, универсальная и многолинейная. Концепция однолинейной эволюции как наличие универсальных стадий последовательного развития социокультурных систем. Выявление глобальных изменений, носящих форму развития в концепции универсальной эволюции (Л. Уайт). Возможность множества равноценных путей социокультурного развития, не ориентированной на установление всеобщих законов эволюции в теории многолинейной эволюции (Дж. Стюард). Экологическая антропология или культурная география (А. Вайда, Р. Раппопорт) о связи человеческих популяций и отдельных сообществ с природным окружением.
27. Историческая культурантропология и ее принципы. Немецкая культурно-историческая школа и ее методологические ориентиры (баденская школа неокантианства, В. Дильтей). Принцип непрерывности Ратцеля. Теория культурных кругов (Фробениус, Ф. Гребнер). Ф. Боас – основатель американской исторической этнологии (К. Уисслер, Р. Лоуи, Л. Уайт, Рут Бенедикт, А. Кребер). Признание понятия «культура» основным в этнологических исследованиях. Особенность методологических посылок и методики исследований в исторической культурантропологии (диффузионизм). Поиск отличия и особенность каждой культуры как результат ее собственного развития. Понимание культурной динамики и аккультурации. Преодоление ограниченности традиции исторической школы Боаса в концепциях его учеников. Общие культурные формы, конфигурации культурного роста – «паттерны» А. Кребера. Влияние психоаналитической теории на психологический подход к типологии культуры в концепции Р. Бенедикт.
28. От функционализма к структурализму. О. Редклифф-Браун. Влияние Э. Дюркгейма. Выбор андаманцев как объекта исследования. Неприятие психологизма. Не культурная, а социальная антропология. Структура как система отношений между компонентами, обеспечивающая постоянство жизнедеятельности. Различение исторического и функционального объяснения. Сравнительный метод. Недоверие к археологии. Социологическое объяснение религии, ритуалов и мифологии. Попытки сформулировать «социальные законы». Структуралистское объяснение территориально далеких фольклорно-мифологических параллелей.
29. Британская социальная антропология. Эдвард Эванс-Причард: лидер Оксфордской школы. Исследования в Судане, открытие конического клана. Общество может быть удовлетворительно объяснено без знания его прошлого. Мейер Фортес — теоретик акефальных африканских обществ. Реймонд Ферт (исследователь полинезийцев Тикопии), его интерес к истории возникновения социальных структур. Открытие культурной динамики. Эдмунд Лич: общество есть собрание не вещей, а переменных. Культурная динамика как норма. Лич о власти, культурной обусловленности представлений о времени. Макс Глакман: антропология конфликта.
30. Центральноевропейская школа. Романтизм, диффузионизм с элементами эволюционизма, эндемичный расизм. Учение Гердера о национальном духе и немецкие фольклористы и античники (Маннхардт, Гримм, Кун). «Метеорологическая» и «аграрная» интерпретации в мифологии (влияние на Фрэзера и на русскую этнографию). «Антропогеография» Фридриха Ратцеля. География расселения. «Этнографические предметы» и «этнографическое родство». Разделение миграции и культурного воздействия. Идеи географического детерминизма. Негативное мнение Дюркгейма о немецкой науке вообще и о Ратцеле в частности. Открытие Генрихом Шурцем мужских союзов и возрастных классов.
31. Фрейдизм как культурантропологическая теория. Психоанализ Зигмунда Фрейда и представление о расслоении психики. Объяснение явлений культуры психопатологическими факторами из сферы индивидуальной и семейной жизни. Эдипов комплекс. Определяющее значение детского периода в формировании психики. Культура как система запретов. «Тотем и табу». Ученики Фрейда. Отто Ранк об архетипе матери. «Коллективное бессознательное» Карла Юнга. Теория архетипов. Альфред Адлер («социальный интерес», сознательное важнее бессознательного). Фрейдизм (Геза Рохейм, Алан Дандес) и пансексуализм (Херардо Рейхель-Долматов) в этнографии.
32. Социометрия американской культурантропологии. Культурная экология Джулиана Стьюарда. Полемика с Уайтом. «Справочник по индейцам Южной Америки». Открытие вождества при отсутствии самого термина. Многолинейная эволюция. Бетти Меггерс: ученица Уайта на диффузионистских позициях (спор об истоках амазонской культуры и объяснение Джеймсом Фордом культурного единства Нуклеарной Америки). Маршал Салинз и Элман Сервис. Разработка концепции вождества.
33. Интерпретативная культурантропология. Интерпретация как базовая процедура в этнометодологии («Исследования в этнометодологии» Г. Гарфинкеля). Культура как знаковая система и текст. Герменевтические принципы анализа культуры. Интерпретативная теория культуры К. Гирца, в основу которой положено «насыщенное описание культуры», т.е. поиск значений семиотических знаков культуры. Виктор Тэрнер: ритуал и его символика. Наследие Ван Геннепа. Лиминальность. Коммунитас и структура как чередующиеся стадии существования общества. Экзистенциальная, нормативная и идеологическая коммунитас. Гадание. Цветовая классификация. Теории кризисных культов (Энтони Уоллес и Уэстон Ла Барр).
34. Постмодернистская культурантропология. Семиотическая ветвь антропологии «(интерпретативная антропология К. Гирца) как почва постмодернистской культурантропологии. Критика (деконструкция) традиционной этнологии, ее основных положений и методологии постмодернистской культурантропологией. Диалогичность как принцип культурантропологических исследований в модусе «чужой» и «свой». Отношение дискурса и власти в методологии нового подхода в этнологии. Основные аспекты постмодернистской культурной модели. «Полифоничность» самого объекта исследования: полифония культуры. Тема «изобретения традиции» и ее постмодернистская трактовка. Постмодернистская ситуация в традиционной культуре. Понятия традиционной и посттрадиционной культуры. Современные аспекты проблемы: традиционное и модернизированное в культуре.
«История культуры казахов»
35. Влияние других культур на культурологический феномен Казахстана. Общность происхождения тюркских культур, единство культурно-исторического процесса развития. Характерные этнические признаки. Этническая структура казахского общества. Значение культурно-исторического наследия. Его роль в
формировании духовного облика человека. Диалог культур Востока и Запада.
36. Кочевничество, номадизм - особая форма хозяйственной деятельности
и связанного с ней образа жизни. Своеобразие социально-экономических,
исторических, географических условий жизни и быта народа, кочевой
образ жизни, политическая раздробленность, территориальная
разобщенность, отсутствие широких торговых связей с другими народами.
37. Казахская культура как форма кочевой культуры -
своеобразное философское осмысление мира и по своей глубине не
уступала оседлым культурам. Философское отношение к миру было для
казахов нормой жизни.
38. Культура номад Евразии. Письменность, материальная и духовная культура прототюрков. Великий Шелковый путь и прототюрки. Изучение духовного наследия номад должно дать полную картину духовной сферы народного творчества, где проявляется синкретизм мышления, прослеживается неразрывная связь космоса и человека.
39. Раннее тюркское государство – Тюркский каганат. Система отношений с крупнейшими государствами того времени, такими как Иран, Византия. Китай был данником каганата. Ядро Западно-Тюркского каганата (603 – 704 годы) - «десять племен», самоназвание Он Ок эли – государство десяти стрел, занимавшие земли усуней от гор Каратау до Джунгарии, а также оседлоземледельческие оазисы Восточного Туркестана и Средней Азии.
40. Присоединение Казахстана к России и развитие образования. Дети состоятельных родителей получали образование в медресе Бухары, Самарканда, Хивы, Ташкента. Дети простых кочевников, в основном мальчики, получали азы грамотности в мусульманских мектебах. Учебные заведения светского характера стали открываться в связи с потребностью подготовки чиновников колониального аппарата: писарей, переводчиков.
41. Выдающиеся представители казахской культуры: Чокан Валиханов, Ибрай Алтынсарин и Абай Кунанбаев.
42. Казахский эпос, фольклор. Приоритет в постановке и разрешении ряда узловых проблем истории тюркских народов, таких как этногенез, социальная структура, политическое положение, национально-освободительная борьба, роль ислама в их жизни.
43. Место казахской культуры в мировой цивилизации. Концепции истории культуры Казахстана и критика евроцентризма. Номадизм как архетип казахской культуры. Мир культуры древнейших скотоводческих племен на территории Казахстана.
44. Культура прототюрков. Основные верования, стиль жизни и искусство древних саков. «Звериный стиль» саков и проявления его в казахском орнаменте. Анахарсис – скифский философ. Культурные связи сакских племен с соседними цивилизациями. Великое переселение кочевых народов с Востока. Уйсуни, канглы, аланы и гунны как носители прототюркской культуры.
45. Значение тюркской культуры в мировой цивилизации. Первые государственные образования тюрков. Древние города и поселения на территории Казахстана.
46. Архитектура и искусство. «Орхоно-Енисейские» памятники и их значение в становлении письменности тюркских народов. Религия и верования тюрков. Космогония и мифология тюркских народов.
47. Социокультурная обстановка в Республике Казахстан. Развал Советского Союза и демонтаж тоталитарной культуры. обострение межнациональных отношений и коллизий этнокультуры. Рынок и культура.
48. Вестернизация казахской культуры. Духовная ситуация времени и задач культурного возрождения. Эрзац-культура и антикультура. Социокультурные процессы в религии, искусстве, образовании.
49. Программа культурного возрождения Республики Казахстан. Основные направления культурного строительства. Национально-культурные центры в РК и их роль в упрочении межнационального согласия. Перспективы развития казахской культуры в XXI веке.
Список рекомендуемой литературы:
Основная:
-
Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
-
Габитов Т.Х., Муталипов Ж.М., Кулсариева А.Т. Культурология. Алматы, Раритет, 2004.
-
Масалимова А.Р. Культурная антропология. – Алматы, 2010
-
Габитов Т.Х., Кулсариева А.Т. и др. Энциклопедический словарь культурологии. Алматы, 2004.
-
Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1995.
-
Гумилев Л.Н. Древние тюрки. Алматы, 1996.
-
Казахи. Историко-этнографическое исследование. Алматы, 1995.
-
Культурология: Словарь. М., 1994.
-
Культурология. Антология. Т. 1-4. М., 1994
-
Хасанов М.Ш., Каракузова Ж. Космос казахской культуры. Алматы, 1993.
-
Хейзинга Й. Человек играющий. М., 1992.
-
Лосев А.Ф. Культура. Мифология. Культура. М., 1991.
-
Нуржанов Б.Г. Культурология. Курс лекций. Алматы, 1994.
-
Самосознание европейской культуры ХХ века. М., 1991
-
Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989
-
Тойнби А. Постижение истории. М., 1992.
-
Фрейд З. Тотем и табу. М., 1992
-
Фромм Э. Иметь или быть. М., 1999
-
Юнг К. Архетип и символ. М., 1991.
-
Хейзинга Й. Осень Средневековья.М., 1988
-
Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолствующего большинства, - М.; Искусство, 1990
-
Нурланова К. Человек и мир. Казахская национальная идея. Алматы,1994.
-
Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
-
Шпенглер О. Закат Европы. М., 1999
Дополнительная:
-
Бартольд В.В. История культурной жизни Туркестана. Ч.1, Л., 1987.
-
Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990.
-
Бичурин И.К. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древности. Т. 1-2, М., 1950.
-
Гердер И.Г. Идеи философии истории человечества. М., 1977.
-
Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: Эпохи и цивилизации. М., 1993.
-
Древние цивилизации. М., 1989.
-
Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.
-
Дж. Дж. Фрезер. Золотая ветвь. М., 1980.
-
Кочевники. Эстетика. А., 1993.
-
Касымжанов А.Х. Портреты. Алматы, 1994.
-
Фромм Э. Душа человека. М., 1993.
-
Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.
-
Нуржанов Б.Г. и др. На пути к культуре мира. Алматы
-
Орынбеков М.С. Предфилософия протоказахов. А., 1994.
-
Темирбеков С.Т. Введение в культурологию. Алматы, 1996.
-
Толеубаев А. Реликты доисламских верований в семейной обрядности казахов. Алма-Ата, 1991.
-
Фромм Э. Душа человека. М., 1993.
-
Фромм Э. Человек для себя. М., 1999.
-
Швейцер А. Культура и этика. М., 1973.
-
Янушквич А. Дневники и письма из путешествия по казахским степям. Алма-Ата, 1966.
страница 1
|