страница 1 Министерство здравоохранения Республики Беларусь
Гродненский государственный медицинский институт
Кафедра оториноларингологии
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
По оториноларингологии для преподавателей факультета
«медицинских сестер» 3 курса
Гродно 1999
Методические рекомендации составлены заведующим кафедрой оториноларингологии ГрГМИ доцентом Хоровым О.Г. и ассистентом кафедры Алещиком И.Ч. на основании типовой программы по оториноларингологии для студентов факультетов «медицинских сестер», утвержденной Минздравом РБ и Республиканским методическим центром по высшему и среднему медицинскому и фармацевтическому образованию в 1999 г.
Утверждена центральной методической комиссией ГрГМИ
Настоящее методическое пособие по оториноларингологии разрешается размножить в необходимом количестве без внесения изменений по тексту.
Занятие №1
Тема: Клиническая анатомия, физиология и методы обследования носа, придаточных пазух носа, глотки, гортани, наружного, среднего и внутреннего уха. Слуховой и вестибулярный анализаторы.
Цель занятия:
-
Углубить и закрепить знания по клинической анатомии и физиологии носа, его придаточных пазух, глотки, гортани и уха.
-
Дать представление о физиологии слухового и вестибулярного анализаторов.
-
Научить осматривать и пальпировать область носа, околоносовых пазух, шеи и носоглотку.
-
Научить выполнять простейшие практические манипуляции на ЛОР – органах.
-
Дать представление о методах исследования остроты слуха и вестибулярного аппарата.
Распределение времени:
1 – й час – клиническая анатомия и физиология носа, его придаточных пазух, глотки.
2 – й час – клиническая анатомия гортани, уха.
3 – й час – слуховой и вестибулярный анализаторы.
4 – й час – методы исследования ЛОР – органов
5 – й час – практические манипуляции на ЛОР – органах
6 – й час – практическая часть занятия
Содержание занятия:
Наружный нос – его костная и хрящевая основы, кровоснабжение, иннервация, лимфатические пути. Полость носа и ее стенки. Особенности полости носа у детей. Обонятельный анализатор. Роль носового дыхания в физическом развитии организма, в формировании зубочелюстной системы у детей. Строение и топография околоносовых пазух, их возрастные особенности. Методы исследования носа и околоносовых пазух.
Глотка, ее отделы, слои, паратонзиллярная и парафарингеальная клетчатка, заглоточное пространство. Лимфодеидное глоточное кольцо: небные, глоточная, язычная, трубные миндалины. Строение небных миндалин. Сосуды и нервы глотки, ее функции. Методы исследования глотки.
Хрящи, суставы, связки, мышцы гортани и их функции. Кровоснабжение и иннервация , лимфатическая система гортани. Дыхательная, защитная, голосовая и речевая функции гортани. Возрастные анатомо- топографические особенности гортани, трахеобронхиального дерева и пищевода. Методы исследования – непрямая и прямая ларингоскопия, микроларингоскопия, ларингостробоскопия, трахеобронхоскопия, эзофагоскопия, рентгенография гортани и пищевода.
Клиническая анатомия наружного уха. Система полостей среднего уха, стенки барабанной полости, ее содержимое. Топография лицевого нерва. Типы строения сосцевидного отростка, слуховая труба. Кровоснабжение и иннервация наружного и среднего уха. Строение улитки и ее рецепторного аппарата. Значение анатомических и возрастных особенностей наружного, среднего и внутреннего уха в его патологии. Физиология уха, звукопроводящий и звуковоспринимающий аппараты. Трансформационная, адаптационная и защитная роль среднего уха в механизме звукопроведения. Проводящие пути слухового анализатора. Методы исследования уха. Отоскопия. Определение подвижности барабанной перепонки и проходимости слуховой трубы. Рентгенография височный костей. Исследование слуховой функции: определение остроты слуха речью, камертональное исследование, аудиометрия . Клиническая анатомия преддверия и полукружных каналов, строение рецепторного аппарата мешочков преддверия, ампул полукружных протоков. Ядра вестибулярного анализатора и их связи с другими отделами центральной нервной системы. Адекватные раздражители ампулярного и отолитового аппаратов. Спонтанный нистагм, его характеристика. Основные закономерности нистагма. Методы исследования вестибулярной функции. Анамнез, исследование равновесия в покое (поза Ромберга) и при движении (походка). Калорическая, вращательная, пневматическая пробы. Исследование функции отолитового аппарата.
Наглядные пособия: Муляжи – сагиттальный распил головы, череп, гортань в сборе, лабиринт.
Таблицы: строение придаточных пазух носа, связь с зубочелюстной системой, кровоснабжение и иннервация глотки, аденоиды, хрящи, суставы и мышцы гортани, иннервация и кровоснабжение гортани, три отдела уха, система воздухоносных полостей височной кости, костный и перепончатый лабиринт, схема проводящих путей слухового и вестибулярного анализаторов.
Слайды. Инструментарий: рефлектор, шпатель, ушная воронка, носовое зеркало, камертоны. Альбомы с анатомическими рисунками.
Литература:
-
«Болезни уха, горла и носа» (Атлас) Под. ред. В.Т. Пальчуна, М., 1991
-
Гапанович В.Я., Александров В.М. «Оториноларингологический атлас», Минск, «Вышэйшая школа», 1989
-
Овчинников Ю.М. «Оториноларингология» М., «Медицина», 1996.
-
Пальчун В.Т., Преображенский Н.А. «Болезни уха, горла и носа» М., «Медицина» 1980
-
Меланьин В.Д., Хоров О.Г. «Исследование слухового анализатора» Метод. рекомендации. – Гродно, 1996
Занятие № 2
Тема: Острые и хронические воспалительные заболевания наружного носа, носовой полости и придаточных пазух носа. Травмы носа. Носовые кровотечения. Организация первой медицинской помощи. Риногенные орбитальные и внутричерепные осложнения.
Цель занятия:
-
Получить представление об этиологии, клинике заболеваний носа и его придаточных пазух.
-
Научиться диагностировать наиболее часто встречающиеся заболевания носа и его придаточных пазух.
-
Освоить простейшие диагностические и лечебные манипуляции, первую помощь при травмах и носовых кровотечениях.
-
Обратить внимание на необходимость срочной госпитализации больных с риногенными осложнениями
Распределение времени:
1 – й час – Острые воспалительные заболевания носа и придаточных пазух носа.
2 – й час – Хронические заболевания носа и придаточных пазух носа.
3 – й час – Травмы носа, носовые кровотечения
4 – й час – Риногенные осложнения
5 – й час – Принципы оказания первой медицинской помощи
6 – й час – Практическая часть занятия
Содержание занятия:
Аномалии развития носа Фурункул носа. Искривление перегородки носа. Острый ринит, особенности его проявления и лечения у грудных детей. Дифтерия носа. Хронический ринит, класификация и принципы лечения. Острый синусит. Особенности риносинуситов у детей. Хронический синусит – клинические формы, диагностика, консервативное и хирургическое лечение. Травмы носа, переломы костей носа, гематома и абсцесс перегородки носа, неотложная помощь. Носовые кровотечения – причины, способы остановки (медикаментозные прижигания, гальванокаустика, крио – и ультрозвуковое воздействие, передняя и задняя тампонада). Внутриглазничные и внутричерепные осложнения заболевания носа и околоносовых пазух – патогенез, клиника, диагностика, принципы лечения.
Наглядное пособие: набор рентгенограмм придаточных пазух носа и костей носа, компьютерные снимки лицевого черепа, инструментарий (носовое зеркало, зонд, вата, пипетка, бинт, игла Куликовского), таблицы и слайды по теме. Ситуационные задачи.
Литература
-
Пальчун В.Т., Преображенский Н.А. «Болезни уха, горла и носа», М., «Медицина», 1980
-
Исхаки Ю.Б., Кальштейн Л.И. «Детская оториноларингология», Душанбе, «Маориф», 1984
-
Овчинников Ю.М. «Оториноларингология» М., «Медицина» 1996.
-
Шустер М.А., Калина В.О., Чумаков Ф.И. «Неотложная помощь в оториноларингологии» М., «Медицина» 1989
-
Меланьин В.Д. «Воспалительные заболевания полости носа и его придаточных пазух» // Методические рекомендации. Гродно, 1990.
-
Меланьин В.Д. «Клиника доброкачественных и злокачественных новообразований носа и его придаточных пазух // Методические рекомендации. Гродно, 1991.
Занятие № 3
Тема: Заболевания глотки. Хронический тонзиллит. Дифтерия. Флегмоны шеи. Ранения шеи. Организация ЛОР – службы в районе и городе
Цель занятия:
-
Получить представление об этиологии, клинике и лечении заболеваний глотки.
-
Разобрать дифференциальную диагностику ангин и дифтерии.
-
Указать на возможные грозные осложнения (флегмона шеи, медиастинит)
-
Разобрать организацию ЛОР – службы в районе и городе.
Распределение времени:
1 – й час – Острые и хронические заболевания глотки
2 – й час – Ангины и дифтерия
3 – й час – Флегмоны шеи, травмы шеи
4 – й час – Организация ЛОР – службы в районе и городе
5 – й час – посещение ЛОР – кабинета поликлиники
6–й час – Посещение ЛОР – отделения (операционной, смотровой и перевязочного кабинета).
Содержание занятия:
Острый и хронический фарингит. Фарингомикоз, дифференциальная диагностика с лакунарной ангиной. Острые ангины– катаральная, фоликулярная, лакунарная, язвенно-пленчатая, дифференциальная диагностика с дифтерией зева. Осложнения ангин – паратонзиллит, паратонзиллярный и ларафарингеальный абсцессы, тонзиллогенный медиастинит и сесис. Заглоточный абсцесс. Лечение и профилактика ангин. Острые вторичные ангины: поражения миндалин при острых инфекционных заболеваниях (дифтерии, скарлатине, туляремии, брюшном тифе) и при заболеваниях системы крови (инфекционном мононуклеозе, агранулоцитозе, лейкозах). Хронические тонзиллиты. Достоверные местные признаки тонзиллита. Диспансеризация больных хроническим тонзиллитом. Гипертрофия небных и глоточных миндалин (аденоиды), симптоматика и лечение. Флегмона шеи. Медиастинит. Ранения шеи мирного и военного времени. ФАП. ЛОР – кабинет районной поликлиники. Отоларингологической отделений районной больницы. ЛОР – кабинет городской поликлиники (взрослый, детский). ЛОР – отделение городской больницы.
Наглядные пособия: таблицы и слайды по теме. Набор рентгенограмм шеи. Инструментарий (шпатель, зонд, вата, бинт). Ситуационные задачи.
Литература -
Пальчун В.Т., Преображенский Н.А. «Болезни уха, горла и носа» М., «Медицина», 1980
-
Шустер М.А., Калина В.О., Чумаков Ф.И. «Неотложная помощь в оториноларингологии» М., «Медицина» 1989.
-
«Хронический тонзиллит и принципы его лечения» // Методические рекомендации. Минск, 1992.
-
Васильев В.С., Меланьин В.Д. и соавт. «Дифференциальная диагностика ангин» // Методические рекомендации. Гродно, 1986
Занятие № 4
Тема: Заболевания гортани. Склерома верхних дыхательных путей. Стенозы гортани. Травмы и инородные тела верхних дыхательных путей и пищевода. Методы оказания неотложной помощи. Организация ЛОР – службы в области и республике, ведомственная ЛОР – служба.
Цель занятия:
-
Обучить студентов диагностике воспалительных заболеваний гортани.
-
Обратить внимание на раннюю диагностику и профилактику рака гортани.
-
Дать представление о травмах и инородных телах верхних дыхательных путей и пищевода.
-
Обучить экстренной помощи при стенозах гортани.
-
Разобрать организацию ЛОР – службы в области и республике, ведомственной ЛОР – службы.
Распределение времени:
1 – й час – острые и хронические воспалительные заболевания гортани.
2 – й час – стенозы гортани. Склерома верхних дыхательных путей, рак гортани.
3 – й час – Травмы и инородные тела верхних дыхательных путей и пищевода.
4 – й час – Методы оказания неотложной помощи
5 – й час – Организация ЛОР – службы в области и республике
6 – й час –Посещение фониатрического кабинета и кабинета ЛОР – онколога
Содержание занятия
Аномалии развития гортани. Острый катаральный ларингит, гортанная ангина. Острый ларинготрахеит у детей – клиника, диагностика, лечение, организация помощи в специализированных отделениях, роль педиатра в лечении этой патологии. Дифтерия гортани. Хронический ларингит – классификация, клиника, лечение. Форнастения, основные вопросы логопедии. Стеноз гортани – причины, клиника, стадии, методы лечения: консервативные, интубация, трахеостомия. Показания к продленной интубации и трахеостомии, техника их проведения.
Классификация опухолей верхних дыхательных путей, их диагностика. Значение в диагностике опухолей дополнительных методов исследования (цитология, биопсия, рентгенография, ларингостробоскопия, ультрозвуковая биолокация, термография). Доброкичественные опухоли. Папилломатоз гортани у детей и у взрослых. Рак гортани. Показания к хирургическому, лучевому и химиотерапевтическому методам лечения. Щадящие и реконструктивные операции на гортани. Инфекционные гранулемы верхних дыхательных путей (склерома, туберкулез, сифилис) – особенности клиники, диагностики, лечения.
Инородные тела глотки, гортани, трахеи, бронхов, пищевода – клиника, диагностика, тактика врача при данной патологии.
Областная поликлиника: ЛОР – кабинет, фониатрический, логопедический, сурдопедагогический, фонопедический, сурдологический, отоневрологический, диагностический кабинеты, кабинет слухопротезирования. Областной онкодиспансер: кабинет ЛОР – онколога, ЛОР – онкологическое отделение. Областная больница и детская областная больница: ЛОР – отделения. Республиканский диагностический центр. Республиканский центр патологии слуха, голоса и речи. НИИ онкологии и медицинской радиологии, НИИ экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов. Ведомственная ЛОР – служба.
Наглядные пособия: Инструментарий: трахеотомический набор, бронхоэзофагоскоп, трахеотомическая и интубационная трубка, гортанный шприц. Таблицы и слайды ларингоскопических картин различных форм острых и хронических воспалений гортани, склеромы, рака гортани. Рентгенограммы инородных тел пищевода . Коллекция инородных тел.
Литература:
-
Пальчун В.Т., Преображенский Н.А. «Болезни уха, горла и носа» М., «Медицина», 1980
-
Гапанович В.Я., Александров В.М. «Оториноларингологический атлас», Минск, «Вышэйшая школа», 1989
-
Шеврыгин Б.В. «Болезни уха, горла и носа у детей» Справочник, М., «Авиценна», 1996
-
Шустер М.А., Калина В.О., Чумаков Ф.И. «Неотложная помощь в оториноларингологии» М., «Медицина» 1989.
-
«Атлас оперативной оториноларингологии» Под. ред. В.В. Погосова, М. «Медицина», 1994
-
Преображенский Ю.Б., Черешкин Д.Г., Гальперин Н.С. «Микроларингоскопия и эндоларингеальная микрохирургия» М. «Медицина», 1980
-
Хоров О.Г. «Трахеостомия» Метод. рекомендации. Гродно, 1996
Занятие № 5
Тема: Заболевания наружного, среднего и внутреннего уха. Лабиринтиты. Отогенные внутричерепные осложнения. Тугоухость и глухота. Методы реабилитации больных с нарушением слуха. Организация помощи слабослышащим и глухим. Врачебно-трудовая экспертиза.
Цель занятия:
-
Дать представление об острых и хронических заболеваниях наружного и среднего уха и тактике их лечения.
-
Дать представления и путях проникновения инфекции во внутреннее ухо и полость черепа, о возможности развития опасных для жизни осложнений.
-
Указать на необходимость срочной госпитализации и санации больных с отогенными внутричерепными осложнениями.
-
Разобрать негнойные заболевания среднего и внутреннего уха и возможности современной медикаментозной, хирургической и технической реабилитации.
-
Дать основы врачебно- трудовой экспертизы в оториноларингологии.
Распределение времени:
1 – й час – заболевания наружного, среднего и внутреннего уха, лабиринтиты.
2 – й час – отогенные внутричерепные осложнения
3 – й час – Тугоухость и глухота. Методы реабилитации больных с нарушением слуха
4 – й час – организация помощи глухим и слабослышащим. Врачебно-трудовая экспертиза.
5 –й час – посещение сурдологического, сурдопедагогического и слухопротезного кабинетов.
6 – й час – прием зачета
Содержание занятия:
Наружный отит (фурункул, разлитое воспалеие наружного слухового прохода), отомикоз, рожистое воспаление, перихондрит, серная пробка – клиника, диагностика, лечение. Острое гнойное воспаление среднего уха – стадии развития, клиника, диагностика, лечение, показания к парацентезу, исходы заболевания. Особенности течения острого гнойного воспаления среднего уха в детском возрасте и при инфекционных заболеваниях. Антрит, мастоидит.
Хронический гнойный средний отит –роль верхних дыхательных путей и реактивности организма в развитии и течении воспалительного процесса в среднем ухе. Клинические формы – мезотимпанит и эпитимпанит. Особенности клинического течения, отоскопических проявлений, нарушений слуховой функции в зависимости от локализации процесса в среднем ухе.Осложнения хронических гнойных средних отитов. Методы консервативного лечения. Радикальная операция уха. Слуховосстанавливающие операции, основные варианты тимпанопластики. Воспалительные заболевания внутреннего уха – лабиринтит, его клинические формы (ограниченный, диффузный, серозный, гнойный), диагностика и лечение. Диспансеризация больных хроническим гнойным средним отитом.
Экстрадуральный, перисинуозный абсцесс. Отогенный лептоменингит, абсцесс мозга и мозжечка. Тромбоз сигмовидного синуса. Отогенный сепсис. Пути распространения инфекции, клиника, диагностика. Основные принципы лечения отогенных внутричерепных осложнений и сепсиса.
Острый и хронический катар среднего уха, экссудативный и адгезивный отит – причины, клиника, диагностика, лечение. Кохлеарный неврит – этиология, диагностика, принципы лечения, профилактика. Острая нейросенсорная тугоухость. Работа сурдологических кабинетов, слухопротезирование. Отосклероз – клиника, диагностика, показания к хирургическому лечению. Степедопластика. Болезнь Меньера – клиника, диагностика, консервативная терапия.
Специализированные детские сады, ясли, школы-интернаты для глухих и слабослышащих. Лечебно-педагогическая комиссия. Проблемы интеграции детей с нарушением слуха. Хирургическая реабилитация, слухопротезирование.
Экспертиза временной и стойкой потери слуха. Военно-врачебная экспертиза. Симуляция и агровация. Судебно-медицинская экспертиза.
Наглядные пособия: таблицы, слайды: заболевания наружного уха, острый средний отит, парацентез, антротомия, формы хронического отита, внутричерепные осложнения. Инструментарий: набор камертонов, вращательное кресло, аудиометр. Рентгенограммы височных костей.
Литература:
-
Пальчун В.Т., Преображенский Н.А. «Болезни уха, горла и носа» М. «Медицина», 1980
-
Солдатов И.Б. «Лекции по оториноларингологии» М., «Медицина», 1990
-
«Атлас оперативной оториноларингологии» Под. ред. В.С. Погосова М. Медицина, 1983
-
Французов Б.Л., Французова С.Б. «Лекарственная терапия заболеваний уха, носа и горла» Киев, Здоров ’я, 1988
-
Шустер М.А., Калина В.О., Чумаков Ф.И. «Неотложная помощь в оториноларингологии» М., «Медицина» 1989.
страница 1
|