Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1




Концепция

инновационной политики Республики Беларусь

на 2003 – 2007 годы.


  1. Введение

Состояние инновационной деятельности в любом государстве является важнейшим индикатором развития общества и его экономики. В настоящее время инновационная политика в развитых странах является составной частью государственной социально-экономической политики. Она позволяет решать задачи перестройки экономики, непрерывного обновления технической базы производства, выпуска конкурентоспособной продукции, другими словами направлена на создание благоприятного экономического климата для осуществления инновационных процессов и является связующим звеном между сферой «чистой» науки и задачами производства.

Учитывая актуальность инноваций для достижения социально-экономических целей, вопросы активизации инновационной и инвестиционной деятельности определены как один из приоритетов Республики Беларуси.

В связи с этим важнейшей социально-экономической задачей республики в настоящее время является повышение эффективности использования научных разработок в производстве. В то же время экономическое, финансовое, материально-техническое состояние, в котором находятся организации, не способствуют развитию инновационных процессов в республике. Спрос на отечественную наукоёмкую продукцию падает. Белорусские производители начинают терять своё место даже на отечественном рынке, уступая его более качественной продукции зарубежных фирм. Существующая экономическая ситуация в республике, законодательная база в финансово-кредитной области не способствуют привлечению инвестиций в сферу наукоёмких производств.

Формирование и реализация инновационной политики предусматривает создание системы, способствующей развитию научно-технического потенциала республики, продвижению результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в реальный сектор экономики и послужит рычагом преодоления спада в экономике.

Для решения вышеперечисленных задач и в соответствии с функциями, определенными Декретом Президента Республики Беларусь от 5 марта 2002 г. № 7 «О совершенствовании государственного управления в сфере науки» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., №30, 1/3553, 2003 г., №15, 1/4364) и Положением о Комитете по науке и технологиям при Совете Министров Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 июля 2002 г. №1002, (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., №86, 5/10858) Комитетом по науке и технологиям разработана Концепция инновационной политики Республики Беларусь на 2003 – 2007 годы (далее - Концепция).

Настоящая Концепция разработана с учетом Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 8 августа 2001г. № 427 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., №75, 1/2901).



  1. Мировые тенденции развития инновационной деятельности

Вопросы инновационной деятельности являются ключевыми для большинства индустриально развитых стран мира. Научно-техническая продукция как результат интеллектуальной деятельности требует создания системы охраны промышленной собственности и является обязательным атрибутом развитых стран. Так, например технологическая политика США направлена, в том числе, на:

-создание благоприятного климата для развития частного сектора и повышение конкурентоспособности продукции;

-поощрение развития коммерциализации технологий;

-инвестирование в создание технологий 21 века.

В странах Европейского союза стимулирование инновационной деятельности вышло за национальные рамки и всё в большей степени становиться общей задачей. Кооперация в исследованиях и разработках даёт возможность европейским компаниям противостоять конкурентам, объединять технологические ресурсы, добиваться экономии средств за счёт расширения масштабов и соединения технических и интеллектуальных возможностей.

Стратегической линией стран – членов Европейского союза в области инновационной деятельности является концентрация финансовых ресурсов на ключевых направлениях, включающих:

-создание механизма финансовой поддержки малых и средних предприятий;

-введение более совершенного налогового механизма, предоставляющего определенные льготы предприятиям, разрабатывающим и выпускающим инновационную продукцию;

-поддержка малых и средних предприятий в целях правовой защиты технологий и продукции;

-повышение инновационной компетенции кадров.

Производственно - технологический сектор мировой экономики, особенно в сфере высоких технологий, становится по своему содержанию глобальным. Производство высокотехнологичной продукции (товаров, услуг), выход с ней на мировые рынки, расширение международной интеграции стали для большинства развитых стран важнейшей стратегической моделью и «локомотивом» экономического роста.

В странах СНГ после 1991 г. удельный вес организаций, осуществляющих разработку и внедрение нововведений, упал в среднем до 5-6 % (ранее составлял 60-70) от общего количества организаций и продолжает снижаться. Открытие рынка стран СНГ для зарубежных товаров и технологий привело к падению спроса на национальную наукоёмкую продукцию, вытеснению её с внутреннего рынка. В этих условиях организации сокращают объёмы производства наукоёмкой продукции, отдавая приоритет в производстве технически более простой и дешёвой. Происходит снижение объёмов производства продукции пятого технологического уклада, основу которого составляют электронная промышленность, вычислительная, опто-волоконная техника, роботостроение, телекоммуникации.

Всё реальнее становится перспектива того, что государства Содружества уже через 3- 4 года столкнутся с проблемой неспособности с помощью национального научно - технического потенциала обеспечить потребности экономики своих стран.

Вместе с тем в странах СНГ ещё сохраняется ряд отраслей экономики, конкурентоспособных на мировом рынке. По отдельным направлениям государства Содружества, в том числе Республика Беларусь, находятся среди мировых лидеров в разработке фундаментальных проблем в области физики, математики, новых материалов, программных продуктов для ЭВМ.


  1. Состояние инновационной деятельности в Республике Беларусь

Инновационная деятельность в республике находится в стадии становления. Принятая в 1996 г. программа развития научно - инновационной деятельности Республики Беларусь позволила заложить основы законодательного регулирования в этой сфере. Однако произошедшие за последние годы изменения в экономике Республики требуют принятия на государственном уровне решений, соответствующих нынешней экономической ситуации.

Особенность нашей республики заключается в том, что мы имеем достаточно мощный научно-технический потенциал, значительные достижения в различных отраслях науки и техники, заделы в фундаментальных исследованиях. Республика имеет уникальную научно-производственную базу, использование которой в сложившихся экономических условиях не эффективно. Ориентация этого потенциала на реализацию научно-технических разработок в производстве крайне слаба.

Основными причинами такого состояния являются экономическая ситуация в республике, отсутствие у большинства руководителей и научных работников знаний в области менеджмента, маркетинга, недостаточность собственных средств у организаций и ограниченные возможности финансовой поддержки государства, неразвитость финансово-кредитной системы. В республике отсутствует присущая рыночной экономике система мер, стимулов и условий для осуществления инновационной деятельности. Другими словами республика не достигла ещё состояния «инновационной восприимчивости». Об этом свидетельствует, например, численность малых предприятий, занимавшихся реализацией научно-технических разработок. Так в 1996 г. в сфере науки и научного обслуживания работало 4,2% малых предприятий, в промышленности-16%, в то время как в торговле и общественном питании-50%. При этом в последующие годы их доля снижается – 1997г. - 2,8%, 1998г. - 2,2%, 2001г. - 1,4%. Это не может не вызывать беспокойства. Снижающийся удельный вес высокотехнологичных организаций в сфере малого предпринимательства республики означает, что наметилась тенденция создания рабочих мест, не требующих высокой квалификации.

Наукоёмкость внутреннего валового продукта в республике находится на очень низком уровне – 0,81%, в то время как в развитых странах этот показатель составляет 2 – 3%.

В республике сложилась такая ситуация, что научно-техническая и другие сферы экономики оказались не готовыми к работе в новых экономических условиях. Уровень многих разработок не позволяет им стать продуктом, готовым для производства и реализации, тем самым возникает опасная тенденция для экономики республики – потеря рынков и вытеснение отечественных производителей товаров и услуг. Темпы обновления продукции в республике крайне низки. В странах Европейского союза ежегодное обновляется до 30% продукции, в то время как в Беларуси ~ 3%.

Для того, что бы предотвратить складывающиеся негативные тенденции, необходима выработка Национальной инновационной стратегии как центрального звена государственной социально-экономической и научно-технической политики. Стратегия должна базироваться на долгосрочных прогнозах, позволяющих выявить перспективные рыночные ниши и оценить интеллектуальные и производственные ресурсы для их заполнения.



  1. Цели и задачи инновационной политики

Основной целью инновационной политики республики является повышение технологического уровня и конкурентоспособности производства.

Инновационная политика в любом государстве, независимо от его экономической мощи, направлена на развитие научно-технического потенциала, обновление существующих и создание новых технологий в различных отраслях, создание системы коммерциализации научных разработок. В этой связи не может не тревожить состояние инновационной политики в республике. Кризисное состояние экономики, неразвитость финансово-кредитной системы, инфляция вынуждают правительство принимать меры сугубо временного характера.

С учетом сегодняшнего состояния экономики инновационная политика на современном этапе рыночных реформ должна способствовать развитию научно-технического потенциала, формированию современных технологических укладов в отраслях экономики.

Инновационная деятельность требует государственной поддержки и стимулирования, особенно на этапах её становления. Технологические успехи ряда зарубежных стран стали возможными отнюдь не только благодаря силе индивидуальной инициативы. Большую роль играло и продолжает играть целенаправленное государственное вмешательство в область инновационной деятельности, включая правовое регулирование соответствующих процессов. Государственное регулирование инновационной деятельности рассматривается в развитых странах как важнейший инструмент развития экономики, как ключевой фактор обеспечения долгосрочной национальной конкурентоспособности и устойчивого повышения благосостояния населения.

Меры воздействия государства в области инноваций могут быть прямые и косвенные. Соотношение их определятся экономической ситуацией в стране и избранной в связи с этим концепцией государственного регулирования.



Основными задачами государства в сфере инновационной политики являются:

-формирование нормативной правовой базы инновационной деятельности, стимулирующей её активность;

-финансовая поддержка инновационной деятельности, создание условий для сохранения и умножения инновационного потенциала республики;

-формирование и содействие развитию инновационной инфраструктуры;

-подготовка кадров, ориентированных на инновационную деятельность.

Принципами инновационной политики государства должны стать:

-ориентация экономики республики на инновационный путь развития, максимальное использование рыночных механизмов активизации инновационной деятельности;

-эффективное использование научно-технического потенциала республики;

-равенство всех субъектов инновационной деятельности перед законом;

-обеспечение правовой охраны объектов интеллектуальной собственности, признание их в качестве источника дохода;

-осуществление гибкой кредитной, налоговой и таможенной политики в отношении инновационной деятельности.




  1. Финансирование инновационной деятельности

Система финансирования является одним из основных инструментов реализации государственной политики в области инновационной деятельности. При отсутствии такой системы не возможно вести речь об эффективном развитии инновационных процессов в республике. Для проведения активной инновационной политики необходимо принятие неординарных мер, направленных на совершенствование системы кредитной и налоговой политики, внебюджетного финансирования. Финансовая политика на данном этапе должна базироваться на концентрации средств на ограниченном числе приоритетов и строгом контроле за их использованием. Должна быть повышена ответственность за эффективное использование бюджетных средств.

В условиях перехода к рыночным отношениям, в том числе и в научно-технической сфере, система финансирования должна адекватно реагировать на изменяющиеся условия экономической жизни с целью достижения максимально возможной в этих условиях эффективности. Опыт развитых стран показывает, что отличительная особенность реализации инновационной политики от осуществления научно- технической политики заключается прежде всего в ресурсах, которые необходимо направлять на эти цели. Если в среднем затраты на фундаментальные исследования принять за единицу, то затраты на прикладные разработки превышают их в 10 раз.

Финансирование инновационной деятельности осуществляется за счёт средств республиканского и местных бюджетов, собственных средств организаций, а также внебюджетных источников. Следует чётко выделить направления финансирования из бюджетных средств. Учитывая сложившиеся традиции, такими направлениями являются программы и инновационные проекты. Кроме того, государство должно финансировать программы по созданию в республике элементов инновационной инфраструктуры, мероприятий по подготовке кадров для инновационной деятельности, участии белорусских предприятий в выставках, ярмарках. Необходимо уйти от простого субсидирования инновационных проектов, определив в качестве основных требований исключительно рыночные подходы, в первую очередь это конкурентоспособность продукции, возвратная система финансирования инновационных проектов, расширение практики конкурсного размещения бюджетных средств, долевое участие в финансировании проектов заинтересованных организаций.

Вложение средств в инновационные проекты является делом рискованным. Причем риск связан не только с вероятностью получения отрицательного результата на стадии исследования или разработки. Неожиданности возможны на всех стадиях инновационного процесса. В связи с этим одним из элементов системы поддержки инновационной деятельности станет страхование рисков. Существует два подхода в решении этого вопроса, это - создание венчурных либо страховых фондов.

Венчурные фонды могут формироваться за счёт средств организаций, осуществляющих инновационную деятельность, средств банков, страховых организаций и других финансовых структур и специализироваться на инвестициях в акционерный капитал инновационных организаций.

Страховые фонды должны создаваться для снижения рисков и большей привлекательности инвестиций, направляемых на финансирование инновационной деятельности. При этом средства фондов могут формироваться за счёт средств, включаемых в себестоимость продукции. Организациям, осуществляющим инновационную деятельность, размер отчислений на формирование страховых фондов может устанавливаться в повышенном размере.


  1. Направления реализации инновационной политики

Существенное место в реализации Концепции занимает решение таких проблем, как приватизация, создание инновационной инфраструктуры, выделение помещений и передача нерационально используемого оборудования.

С этой целью со стороны государство будет оказывать максимальную поддержку инициативам по созданию научно-технических (технологических) парков, инновационных центров, центров трансфера технологий, бизнес-инкубаторов (субъектов инновационной инфраструктуры), призванных координировать работу участников инновационной деятельности.

Органам местного управления необходимо дать право участвовать в создании субъектов инновационной инфраструктуры в качестве учредителей с внесением в уставный фонд земельных участков, зданий и сооружений.

Учитывая проблемы, стоящие перед научно-исследовательскими учреждениями, необходимо приветствовать создание инновационных организаций, представляя им на льготных условиях площади и оборудование.

Огромное значение имеет организация в республике четко работающей системы подготовки кадров для работы в новых экономических условиях. Не обладая соответствующими знаниями и опытом, в условиях жёсткой конкуренции добиться успеха в инновационном бизнесе крайне сложно.

Нуждается в постоянном совершенствовании нормативная правовая база, регулирующая инновационную деятельность. С этой целью будет проведен анализ национального, а также зарубежного законодательства в этой области, пересмотрена существующая нормативная правовая база, разработаны предложения по повышению её эффективности.

Эффективность научно-инновационной деятельности самым тесным образом связана с выставочной деятельностью, с участием белорусских производителей в различных международных информационных сетях и организациях. Без государственной поддержки решить эти проблемы не возможно.

Следует более активно развивать лизинг дорогостоящего и уникального оборудования.

Перечисленные направления окажут максимальное содействие созданию благоприятной экономической среды, необходимой для успешной работы инновационных организаций.

С целью поэтапной реализации поставленных в Концепции задач предложен, приведенный в приложении, План первоочередных мер по активизации инновационной деятельности, ход выполнения которого будет ежегодно рассматриваться и, при необходимости, корректироваться.

Финансирование мероприятий по активизации инновационной деятельности будет осуществляться в установленном законодательством порядке.


Приложение к Концепции инновационной политики Республики Беларусь на 2003 – 2007 годы.
План первоочередных мер по активизации инновационной деятельности


п\п


Наименование мероприятия

Исполнители

Сроки

Форма исполнения

1

2

3

4

5

1. Совершенствование нормативной правовой базы инновационной деятельности

1.1

Разработать нормативные правовые акты, регламентирующие порядок создания и деятельности субъектов инновационной инфраструктуры

(центр трансфера технологий, инновационный центр)



Комитет по науке и технологиям (КНТ), НАН Беларуси, Минэкономики, Минфин

2003г.

Постановление Совета Министров РБ

1.2

Разработать проект Закона "О государственной поддержке и государственных гарантиях инновационной деятельности в Республике Беларусь"

Палата Представителей Национального собрания Республики Беларусь

2003г.

Проект Закона

1.3

Подготовить проект нормативного акта "О мерах по стимулированию инновационной деятельности предприятий"

Минэкономики, НАН Беларуси, Минфин, КНТ

2003г.

Постановление Совета Министров РБ

2. Совершенствование механизма финансовой поддержки инновационной деятельности

2.1

Разработать проекты положений, регламентирующие создание и деятельность инновационных фондов областных исполнительных комитетов. Создать фонды, предусмотрев направление не менее 30% средств этих фондов на финансирование научно- исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ

Облисполкомы

2003 –2004гг.

Решения облисполкомов



п\п


Наименование мероприятия

Исполнители

Сроки

Форма исполнения

1

2

3

4

5

2.2

Подготовить нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность венчурных и страховых фондов

Минфин, Комитет по ценным бумагам,

КНТ


2003г.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь

2.3

Подготовить предложения по расширению направлений финансирования инновационной деятельности за счет средств Белорусского инновационного фонда

НАН Беларуси, Минфин, Минэкономики,КНТ, Академия управления при Президенте Республики Беларусь

2003 г.




3. Формирование инновационной инфраструктуры

3.1

Подготовить предложения, по созданию в областях, г.Минске, отраслях экономики, агропромышленном комплексе технопарков, инновационных центров, центров трансфера технологий, бизнес-инкубаторов (субъекты инновационной инфраструктуры)

Создать субъекты инновационной инфраструктуры



Облисполкомы, Минский горисполком, НАН Беларуси, министерства, концерны, Академия управления при Президенте Республики Беларусь

2003 г.

2003- 2005гг.






3.2

Провести инвентаризацию неиспользуемых или используемых неэффективно площадей зданий, сооружений с целью размещения субъектов инновационной инфраструктуры

Облисполкомы, НАН Беларуси, министерства, концерны, Минский горисполком

2003г.




3.3

Разработать в рамках Государственной программы информатизации Республики Беларусь на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 «Электронная Беларусь» предложения по созданию единой республиканской системы информационного обеспечения научно-технической и инновационной деятельности

НАН Беларуси,

Национальный центр трансфера технологий (НЦТТ) Академия управления при Президенте Республики Беларусь



2003г.

Республикан-ская система информаци-онного обеспечения научно-технической и инновационной деятельности




п\п


Наименование мероприятия

Исполнители

Сроки

Форма исполнения

1

2

3

4

5

3.4

Создать региональные

отделения Национального центра трансфера технологий, в том числе:

г. Новополоцк,

г. Гродно

г. Гомель


КНТ, Витебский облисполком, Минобразова-ния, НЦТТ
КНТ, Гродненский облисполком, Минобразования НЦТТ

КНТ, Гомельский облисполком,

НЦТТ


2003г.

2004г.


2004г.

Решения облисполкомов

4.Подготовка кадров в инновационной сфере

4.1

Разработать предложения по организации, проведению в республике мероприятий по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов в области инновационной деятельности, в соответствии с Концепцией государственной кадровой политики Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 18 июня 2001 г. № 399. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 68, 1/2863)

Минобразования, Академия управления при Президенте Республики Беларусь

2003 г.




4.2

Организовать и провести научно-практические и специализированные семинары и конференции, в том числе, в 2003г.

в Минске, Бресте, Гомеле, Гродно, Полоцке.



КНТ,

Облисполкомы, министерства, Академия управления при Президенте Республики Беларусь



Ежегодно








п\п


Наименование мероприятия

Исполнители

Сроки

Форма исполнения

1

2

3

4

5

5. Международное сотрудничество

5.1

Разрабатывать

Предложения по организации и проведению международных обучающих семинаров и треннингов



НЦТТ, НАН Беларуси, Минобразова-ния, Академия управления при Президенте Республики Беларусь

Ежегодно




5.2

Обеспечивать

участие инновационных организаций в международных выставках, в том числе в 2003 г.:

гг. Москва, Дели, Ганновер, Санкт- Петербург


НАН Беларуси, Министерства, Концерны, КНТ

Ежегодно




6. Региональная инновационная политика

6.1

Рассматривать

итоги выполнения региональных научно-технических программ



Облисполкомы, КНТ

Ежегодно




6.2

Проводить информационное обеспечение региональных инновационных центров

КНТ

Постоянно





страница 1

Смотрите также: